Зрительская память у меня феноменальная какая ошибка

Обновлено: 03.07.2024

Если ты считаешь, что память (по крайней мере до пенсии) будет служить тебе верой и правдой, никогда тебя не обманет, и ты будешь помнить все, да еще и в мелочах, — спешим тебя огорчить. Память не то чтобы несовершенна — просто человеческий мозг любит своеобразно «развлекаться» с воспоминаниями, временами даже изменять их. Конечно, это не всегда плохо. Иногда, напротив, такое умение идет на пользу самому человеку. Но обо всем подробнее.

1. Память может блокироваться

Блокирование памяти — это как раз та самая ситуация, когда ты знаешь слово, оно буквально вертится у тебя на языке, но воспроизвести его ты не можешь.

Например, ты приходишь в магазин купить сигареты, которые куришь каждый день на протяжении нескольких месяцев или лет, — казалось бы, как можно забыть их название? А когда на кассе подходит твоя очередь, память не хочет выдавать тебе нужную информацию. Или когда ты мучаешься в попытках вспомнить название кафе, в котором бывал не раз.

Блокирование — это своеобразная ошибка нашей памяти, и она возникает в том случае, когда воспоминание существует, и ты в этом уверен, но вызвать его и использовать временно не можешь — происходит сбой.

В следующий раз, когда ты попадешь в подобную ситуацию, не пытайся упорно докопаться до нужного воспоминания — просто расслабь свой разум и постарайся вызвать какие-нибудь ассоциации.

2. Память бывает обманчивой

На все сто процентов доверять своей памяти ты не можешь — объясним почему. Мозг имеет свойство выкидывать не очень забавные трюки — воспоминания, которых на самом деле нет. Они с легкостью вводят нас в заблуждение, что порой приводит к неприятным последствиям.

Такой феномен называется ложными воспоминаниями — это моменты, которые мы вроде бы помним, но в реальности никогда их не испытывали и не проживали. Это могут быть небольшие сбои, которые заставят тебя думать, что ты видел на своем билете одно время посадки вместо другого, или ложная уверенность в том, что ты когда-то в детстве катался на лошади.

Ложные воспоминания нередко наносят серьезный ущерб как самому человеку, так и другим людям. Особенно ярко это представлено последствиями в системе права. Широко известны случаи, когда жертвы преступлений или свидетели ошибались в описании внешности или в опознании преступника, и в итоге полиция арестовывала не того человека.

3. Памятью можно манипулировать

К сожалению, это так — наша память слабо защищается от воздействия извне. Если другой человек целенаправленно (а иногда и случайно) пытается манипулировать твоими воспоминаниями, велика вероятность, что память не сможет отразить такой удар.

Бывают ситуации, когда человек при помощи правильно заданных вопросов может заставить другого вспомнить ситуации или моменты из его жизни, которых вообще никогда не происходило. Причем сам человек может быть убежден в существовании этих воспоминаний — грань между воображением и реальностью размывается, и на выходе появляется новое событие, якобы пережитое в прошлом.

Но, стоит отдать должное, мы и сами грешны. В случаях, когда человеку приходится «вживаться» в какую-либо ситуацию, которой на самом деле не происходило, он сам можешь накрутить себя до новых несуществующих подробностей.

4. Память может адаптировать воспоминания

Правда, за этот пункт в ответе скорее уже наше сознание, потому как именно оно провоцирует человека на своего рода переоценку ценностей — своих воспоминаний. Делается это для того, чтобы твои действия из прошлого соотносились с тобой сегодняшним, а также с твоими нынешними взглядами и ценностями.

Кстати, именно поэтому одна и та же ситуация, в которой оказались два разных человека, так сильно различается в их воспоминаниях.


5. Память теряется с течением времени

Память теряют не только в пожилом возрасте. Спроси себя: что ты помнишь, допустим, из своего детства? Скорее всего, ты сможешь воспроизвести отдельные пережитые тобой моменты, вспомнить несколько детали и все. Память до начальных классов школы сокращена донельзя. Со школы мы тоже помним лишь отдельные моменты, но часто забываем, как нам кажется, важные подробности и детали.

Да что там, эти школьные времена. Порою ты не можешь вспомнить, что делал несколько дней назад.

6. Память может не фиксировать некоторые моменты

Наше внимание, когда оно не концентрируется полностью на нужной информации, влияет на память негативно. Допустим, ты зашел в квартиру на пару минут, а на выходе не можешь вспомнить, куда дел ключи от двери. Казалось бы, ты закрывал ее буквально только что и точно должен помнить, где лежит злосчастная причина твоего возможного опоздания. Но нет.

В данном случае информация не была потеряна тобой — ты изначально не запомнил ее, или ты запомнил, но с ошибками. Все из-за того, что твое внимание было сосредоточено на чем-то другом.

Отсюда напрашивается вывод, что рассеянность бывает как раз в случае ошибки во взаимодействии памяти человека с его вниманием.

7. Память может заставлять нас узнавать незнакомые события

Да, речь об эффекте дежавю. Правда, оно еще не до конца исследовано учеными, но некоторые предположения по поводу природы его возникновения действительно интересны. Некоторые исследователи утверждают, что дежавю — это вовсе не ложные воспоминания человека, а всего лишь ошибка, возникающая в участках мозга из-за несоответствия того, что мы думаем, и того, что действительно имело место быть.

Если проще — мозг копается в воспоминаниях, пытаясь понять, не попадал ли ты в такую же ситуацию когда-то в прошлом, а в то же время другая зона в нем пытается установить подлинность этих воспоминаний.

Упражнение 107. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. Укажите, в чём специфика каждого паронима (разное значение, лексическая сочетаемость, участие в устойчивых сочетаниях, постоянный или временный характер признака и т.д.).

Отдельный – отдельский; диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

Упражнение 108. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный); дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса); описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная); советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабрикат – фабрикант (дешё- вый, богатый, зарубежный, высококачественный); кожный – кожаный (портфель, заболевание); классный – классовый (характер, руководитель, строй); удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система); экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты); нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение); исполнительный – исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 109. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек; кардинальное решение – кардинальское решение; осудить поступок – обсудить поступок; соседний дом – соседский дом; хозяйские интересы – хозяйственные интересы; мелкие придирки – мелочные придирки; абсолютный невежа – абсолютный невежда; годовой отпуск – годичный отпуск.

Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. 2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий). 3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. 4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением). 6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом). 7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей. 9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства. 11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно). 12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе. 13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов. 14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала. 15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник. 16. Кони пошли шагом и (встали, стали). 17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками. 18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица). 19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос. 20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель. 21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство. 22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист. 23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование. 24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны). 25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях. 26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга. 2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм. 3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит. 4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности. 5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли. 6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги. 7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. 9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство. 10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую. 11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время. 12. Это доставило чиновникам большие неприятства. 13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера. 14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме. 15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках. 16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти. 17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха. 18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место. 19. В вечернем воздухе слышался запах сирени. 20. Книга является обогатителем нашей души. 21. В стране идёт восстановление разрухи. 22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям. 23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя. 24. Хозяйство у Манилова забросанное. 25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала. 26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения. 27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова. 28. Фамусов – закоренелый дворянин. 29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу. 30. По дороге бежали босые ноги девочки. 31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами. 32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне. 33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню. 34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха. 35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара. 36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины. 37. Испытания нового прибора прошли без затруднений. 38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав. 39. Зрительская память у меня феноменальная. 40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта. 41. Вперёд подумай, потом – отвечай. 42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано. 43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость. 44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков. 45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием. 46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки. 47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода. 48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно. 49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно. 50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела. 51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина. 53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением. 56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма. 57. Раневская, приехав, целуется со шкафом. 58. Анна Керн – это девушка Пушкина.

Итак, вчера мы начали обсуждение вопроса, касающегося памяти и проблем, которые с нею могут быть связаны. Мы говорили о том, какие виды памяти как формируются, и начали обсуждение проблем, которые влияют на развитие и функционирование памяти. Пришло время выявить причины, которые могут влиять на память и ее состояние.

Почему нарушается память у детишек
Если говорить о нарушении памяти, помня о влиянии как внутриутробных, так и постнатальных факторов, можно выявить определенные причины, которые непосредственно или опосредованно влияют на нарушения памяти. К ним можно отнести такие, как:
- Дефицит витаминов и формирование анемии (дефицит железа или других факторов),
- Атенизация организма, церебрастения.
- частое возникновение вирусных инфекций.
- наличие черепно-мозговых травм различной степени тяжести.
- опухолевые образования полости черепа.
- нарушения зрения.
- постоянно воздействующие стрессовые ситуации с проживанием в неблагополучной семье, проблемами в детском коллективе, наличием деспотии родителей, конфликты внутри школы или среди сверстников.
- психические расстройства.
- прием алкоголя, токсических веществ (клей, наркотические вещества) и курение, отравления ядами.

Могут также оказывать влияние на состояние памяти врожденные патологии, при которой сама по себе умственная отсталость и проблемы с памятью изначально запрограммированы. Сюда можно отнести такие патологии как синдром Дауна, Патау или Эдвардса, пороки головного мозга. Могут нарушать память и различные другие, какие либо состояния, начиная с дефицита отдельных витаминов или микроэлементов, и заканчивая применением определенных медикаментозных средств, которые не лучшим образом влияют на обменные процессы организма и активность мозговой деятельности. В основном, все эти проблемы приводят к формированию дефицита внимания и двигательной расторможенности, что не способствует улучшению памяти, а только ее ухудшает.

Причины нарушений памяти во взрослом возрасте
Во взрослом состоянии причинами того, что нарушается память, формируется рассеянность и неспособность к долгому концентрированию внимания, будут являться разного рода хронические патологии, которые приобретаются в процессе жизни. К ним можно отнести, прежде всего, стрессы и сильные психо-эмоциональные нагрузки, наличие хронической усталости телесной и душевной. Кроме того, причинами проблем с памятью могут становиться острые нарушения кровообращения или хронические подобные патологии, наличие атеросклероза, в том числе и мозговых сосудов, а также проявления артериальной гипертензии. Могут приводить к проблемам с памятью дисциркуляторные энцефалопатии и остеохондроз в области шейного отдела позвоночника, а также наличие вертебро-базилярной недостаточности.

Способствуют снижению памяти черепно-мозговые травмы и метаболические расстройства, а также гормональный дисбаланс, опухоли в области головного мозга и болезнь Альцгеймера, наличие психических расстройств в виде депрессии, шизофрении, эпилепсии и многие другие проблемы. И безусловно, могут существенно влиять анемии различного происхождения, недостаток микроэлементов, наличие вегето-сосудистой дистонии, развитие сахарного диабета и прочие множественные соматические патологии могут привести к нарушению памяти и концентрации внимания, что будет также способствовать проявлению рассеянности и забывчивости.

Какие виды расстройств памяти существуют?
В принципе, различных видов нарушений памяти много, но среди них можно выделить состояние дисмнезии в виде гипермнезии, гипомнезии и амнезии – это изменения непосредственно самой памяти, а также парамнезии – искаженность воспоминаний, к которым могут примешиваться не имеющие реальности личностные фантазии пациентов. Кстати, некоторые из изменений памяти окружающие склонны считать наоборот, скорее феноменальными свойствами памяти, нежели ее нарушениями. Однако вот у специалистов в этой сфере в отношении подобного несколько иное мнение. Начнем с вами обсуждение с состояния дисмнезий.

Есть ли феноменальная память?
В реальности, специалисты критически относятся к явлению феноменальной памяти, так как нередко данное явление граничит с психическими расстройствами. Состояние гипермнезии – это такое нарушение, при котором люди быстро воспринимают и запоминают, воспроизводят информацию, которая была отложена в голове много лет назад, она беспричинно может всплывать в памяти, может буквально накатывать и возвращать человека в прошлое. Но далеко не всегда такие воспоминания и объемы информации вызывают в человеке положительные эмоции. Человек при этом сам не может понять, зачем ему необходимо столько всего хранить в голове, но при этом очень давно происходившие события им воспроизводятся буквально до мелочей. К примеру, пожилые люди с легкостью в деталях описывают вплоть до одежды учителя свои уроки в школе, пересказывают все события лагеря и имена всех детей отряда, не составляет труда вспомнить даже мелкие детали, касающиеся учебы во всех заведениях и по профессии, все произошедшие события в семье.

Если у здорового человека имеется гипермнезия, при отсутствии каких-либо других клинических проявлений, болезнью не считается. И скорее тут ситуация обратная, это именно те случаи, когда речь идет о наличии феноменальной памяти. Но с точки зрения психологии такого рода память представляется несколько иным явлением. Человек, обладающий подобными феноменами, способен к запоминанию и воспроизведению огромных объемов информации, которая не связана каким-либо особым смыслом. Это могут быть большие объемы цифр, наборы из отдельных букв и слов, ноты или списки предметов. Такая память обычно свойственна великим писателям, математикам или музыкантам, людям в других профессиях, которые требуют гениальных способностей. Но между тем, состояние гипермнезии у здоровых людей, которые не принадлежат к группе гениев, но обладающих высоким коэффициентом интеллекта, относится ко вполне нередкому явлению.

Однако, как один из вариантов патологических состояний, процесс нарушения памяти в виде гипермнезии может встречаться и при патологиях. Так, типичными будут нарушения памяти подобного рода при эпилепсии и пароксизмальных психических расстройствах, при наличии интоксикации психоактивными препаратами – это наркотические средства или психотропные препараты. При случаях гипомнии, состояний похожих на мании, но не доходящих до истинных маний по степени тяжести. У таких пациентов могут быть приливы энергии, повышение жизненной активности, трудоспособности и нарушения памяти и внимания с расторможенностью, неспособностью к сосредоточению и одновременным запоминанием кучи ненужной информации. Эта информация в таком объеме и без систематизации, крайне мешает и самому пациенту, и его коллегам.

Однако, также очевидно, что разбираться в подобных тонкостях, разграничивать нормы и патологии может быть под силу только опытным специалистам. В большинстве своем, среди нас имеются среднестатистические представители человеческого рода, которым не чуждо ничто из человеческого. При этом мир они не переворачивают никакими из своих действий. Естественно, что периодами, хотя и не каждый год и не в каждом городе или селе, могут появляться гении, их даже не всегда удается заметить, так как нередко таких людей принято считать чужаками и выскочками, им сложно жить в обычной среде. И естественно, что в группе патологических состояний, связанных памятью, могут встречаться и психические болезни, которые требуют немедленной коррекции и комплексного лечения. известно, что при многих психических патологиях больные запоминают и механически воспроизводят большие объемы памяти, при этом они социально полностью дезадаптированы – вспомните «человек дождя»…
завтра продолжим.

Феноменальная память – человеческая способность к исключительному запоминанию информации с высокой скоростью, а потом ее точное воспроизведение. Человек, обладающий подобной памятью, не нуждается в смысловой связи между компонентами, он может запомнить случайные цифры, даты, данные. Исключительной памятью славились многие известные личности, но и простой человек способен ее развить, постоянно выполняя упражнения. Чтобы выработать аналогичные умения, следует разобраться: как работает память, какие есть виды, и как тренировать свой мозг.

Феноменальная память

Содержание

Как работает память

Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.

Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.

С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.

Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности, когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область. Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет моментально забываться.

Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.

Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.

Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на всех здоровых людях:

  • процесс запечатления информации;
  • сохранение в мозгу;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.

Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные, не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.

Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и открывает новые границы человеческих возможностей.

Феноменальная память тоже бывает нескольких видов, как и обычная, в зависимости от области, отвечающей за вид воспоминаний. Это значит, что люди помнят не абсолютно все, а лучше всего запоминают информацию определённым образом.

Самой популярной разновидностью является фотографическая память. Для нее характерно точное воспроизведение картинки увиденного, будь это маршрут куда-либо или расположение вещей в комнате. Человек с такой памятью может легко вспомнить даже после многолетнего отсутствия, что и где находилось, лежало, было построено и др.

Реже встречается слуховая феноменальная память, чаще всего она свойственна композиторам и музыкантам. Человек, обладающий таким видом запоминания, легко сможет воспроизвести аудиоинформацию. Стоит ему что-то услышать, сразу сохраняется у него в мозгу. Такие люди могут записывать услышанное на память в нотную тетрадь или тут же повторить на своем музыкальном инструменте.

Также встречаются индивиды с математической памятью, которые могут легко считать в уме сложные вычисления и запоминать эти процессы.

А есть те, кто легко воспроизводит информацию, полученную в текстовом виде. Таким людям достаточно один раз прочесть и все. Они могут наизусть рассказывать параграфы, романы, повести и др.

феномен и память

Как развить феноменальную память

Чтобы удивлять окружающих моментальным воспроизведением информации, необходимо тренировать память.

Наш мозг имеет безграничные возможности, если его развивать. Для начала следует ввести в привычку упражнения на запоминание. Только, если заниматься ежедневно на протяжении длительного периода, будет виден результат.

Для этого требуется сесть и пытаться воспроизвести информацию в мозгу в образы:

  • Цветные: чем эффектнее, тем лучше отложится информация;
  • Объемные: пригодится пространственное мышление, чтобы рассмотреть воспоминания с различных ракурсов;
  • Большие: чем масштабнее образ, тем больше места он займет мозгу и лучше запомнится;
  • Детальные: не забывайте про подробности и мелочи, они имеют значения;
  • Яркие: чем ярче, тем легче запомнить, тусклые и невзрачные образы быстро теряются.

Помимо развития памяти с помощью образности, есть и другие методики. Одни из самых популярных являются ассоциативная и мнемотехника.

Суть таких упражнений состоит в нахождении ассоциации к чему-угодно для укрепления смысловой связи и сохранения информации в мозгу. Часть людей пытаются найти в цифрах закономерность или ассоциировать с днем рождения родных. Другие ассоциируют цифры не с датами, а с образами: двойка – лебедь, пятерка – английская S.

Мнемотехника подразумевает развитие событийных цепочек для лучшего запоминания. Если человеку даны случайные слова, никак не связанные между собой, то следует придумать историю, задействующую все предметы.

К примеру, дан ряд слов: конфеты, пугало, бутылка, носок, снег. С помощью мнемотехники придумываем ряд событий: пугало нашло конфеты в бутылке и пересыпало их в носок, пока шел снег. Основная цель техники не только придумать цепочку действий, но и четко представить ее.

Такой вид запоминания часто используется в приложениях для изучения языков. Пока учишь слова, программа предлагает взглянуть на картинку, чтобы вызвать связь со словом, и предлагает прочесть фразу с участием изучаемого слова для создания образа и яркого события.

Еще один действенный метод тренировать мозг и развивать память – осознанное чтение. Для этого требуется просто регулярно читать, делать заметки, проговаривать усвоенную информацию. Важно читать не ради количества страниц, а ради информации, успевая анализировать каждое слово.

Никола Тесла

Известные личности, обладающие феноменальной памятью

Феноменальная память помогла многим людям стать выдающими и войти в историю.

Знания – сила, и эти люди смогли их запомнить и грамотно применить.

  1. Наполеон. Историки заявляют, что французский предводитель наизусть знал своих военных служащих: в лицо и по имени. Также он мог пересказать книгу в подробностях, прочитанную много лет назад.
  2. Теодор Рузвельт. Умел выполнять множество дел одновременно и славился многозадачностью. Президент США читал по 2-4 книги ежедневно, запоминая содержимое, легко пересказывал в подробностях родным и коллегам.
  3. Никола Тесла. Известный во всем мире изобретатель, подаривший человечеству исследования о переменном токе, славился не только открытиями и глубокими познаниями в области физики и инженерии. Он обладал фотографической памятью, помогающей хранить огромный объем информации в мозгу. Исследователь редко записывал заметки, потому что все хранилось в самом надежном месте – памяти. Когда лаборатория потерпела пожар, он с легкостью восстановил данные благодаря феноменальной памяти.
  4. Александр Алехин. Русский шахматист, известный в 20 веке, по словам современников, мог играть одновременно с десятками соперников, легко переключаясь между играми, благодаря памяти и быстрому обрабатыванию информации. Он легко запоминал комбинации и ходы, что давало ему преимущество в игре и делало великим гроссмейстером.
  5. Сергей Рахманинов. Обладал феноменальной слуховой памятью, мог за несколько секунд запомнить сложное произведение и воспроизвести его, записать в нотную тетрадь. Благодаря своим умениям стал выдающимся пианистом, композитором и дирижером.

Эти люди внесли огромный вклад в развитие человечества и не без участия своей удивительной способности быстро запоминать. Феноменальная память – это не выдумка или миф, а реальное умение, которое бывает врожденным или приобретенным, если регулярно его тренировать.

Советы

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут овладеть феноменальной памятью:

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

Вывод

Феноменальная память поражает, люди с такой способностью кажутся исключительными, но умение быстро запоминать и воспроизводить информацию доступно каждому, кто занимается тренировкой мозга. Просто возьмите себе в привычку постоянно развиваться, уделяя этому несколько минут в день.

Мозг, как и наше тело, жаждет новых преград и с удовольствием встречает трудности и решает задачи. Буквально пару месяцев тренировок, может быть, вы следующий, кто попадет в список выдающихся людей с феноменальной памятью?

У вас есть истории, когда память вас спасала или подводила? Делитесь ими в комментариях, и не забудьте оценить статью.

Многие уверены в том, что запомнить большой поток информации могут только уникальные люди. Однако обучиться феноменальному запоминанию под силу всем психически здоровым людям, при этом интеллект не играет абсолютно никакой роли. Феноменальная память представляет собой умение запоминать большие объемы информации, которые не имеют никакой смысловой связи. Данный феномен характеризуется тем, что человек способен удерживать в своей голове любую зрительную информацию. Феноменальной памяти могут способствовать:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие каких-либо особенностей в развитии мозга;
  • обучение по ранним методикам, которые предназначены для развития детей;
  • феноменальная работа головного мозга.



Каждый человек может иметь особенности в запоминании информации. У кого-то лучше развита визуальная память и способность запомнить какой-то большой текст, посмотрев на него несколько минут. Другие же, наоборот, отличаются абсолютным слухом. К людям с подобными способностями необходимо искать особый подход, так как даже уникальный ученик, способный запоминать все на раз, не всегда может похвастаться отличными отметками и успеваемостью в школе. Часто это возникает по причине того, что человек просто чувствует себя не в своей тарелке.

Реально ли развить феноменальную память?

Бывают ситуации, когда человек уже рождается с подобными задатками, но в большинстве случае нужно потрудиться, чтобы развить в себе феноменальную память. Для этого необходимо делать следующее:

  1. При тренировках не следует перегружать мозг и нужно давать ему время отдохнуть.
  2. Выбранная для тренировок программа должна соответствовать возрасту.
  3. Начинать занятие необходимо с более простой информации, а уже после изучать сложное.

Идеальным для запоминаний является яркий и простой образ. Но он должен обладать и мелкими деталями, с помощью которых человек будет развивать концентрацию внимания. Также следует обратить внимание на чтение, с помощью которого можно хорошо натренировать мозг. Литература может быть на любом понятном языке.

Методы запоминания информации

Существует достаточно большое количество методов, направленных на удержание информации в голове. Специалисты рекомендуют наиболее популярные психологические методы:

  • Ассоциативный метод направлен на то, чтобы запомнить информацию с помощью каких-либо ассоциаций.
  • Мнемотехника направлена на то, чтобы в голове задержать перечень слов, которые не связаны друг с другом. Далее мнемонисту следует составить из представленных слов предложение.
  • Создание запоминающегося образа на основе услышанного.
  • Отработка скорости чтения.

Представленные методы можно использовать поочередно в зависимости от определенной ситуации.

Развитие памяти у детей

Чтобы натренировать ребенка, следует уделять время регулярным занятиям. Начать заниматься можно уже с трех месяцев, показывая малышу яркие предметы и описывая их. Несмотря на то, что ребенок еще не в состоянии разговаривать, он способен держать в голове достаточно большой объем информации. Отличные результаты показывают также занятия иностранными языками, ведь чем ребенок младше, тем легче он запоминает. Однако следует заметить, что подобные уроки должны проходить исключительно с профессионалом.

Школьникам полезно читать быстро произведения, так как именно с помощью скорочтения ребенок хорошо усваивает информацию. Подобный подход не подойдет тем детям, которые имеют нарушения в письме и речи.

Книги по теме

Понять психологию и методику запоминания помогают специализированные книги. Одним из самых подходящих изданий является книга Станислава Матвеева, где он подробно описывает, как можно натренировать память. Его произведение можно найти и в онлайн доступе. Лучше всего начинать тренировку с раннего возраста, однако, можно начать упражняться в запоминании в подростковом и более зрелом возрасте. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.

Читайте также: