15 ас 109 как подключить к компьютеру

Обновлено: 04.07.2024

Дело было так. Был у меня музыкальный центр. Все было хорошо. Аудиофилом я не был от слова вообще ни разу. Слушал мп3 и не парился. Слышал, что там верх какой-то не такой, но считал что все нормик. Слушал кассеты, радио. К винилу относился из рук вон. Мол механический носитель.Скрипит, щелкает. Как там что-то может вообще быть?

И вот, однажды, музыкальный центр становится моно. Вернее правоканальный. Но хватило его такого минут на 10. Пока я соображал, что к чему он совсем звучать перестал. Я тогда еще в электронике разбирался на уровне плинтуса. Разве что не боялся развинтить да пассик в кассетнике заменить.

Времена тогда были кризисные. Как итог техника у меня сменилась на Вега 109.

Вот только без колонок. Вместо них была пара широкополоссников от старого лампового телека. Причем они еще и разные были. Один от 150 герц, другой от 100.

А баса все таки хотелось. Сильно хотелось. Мальчишкой я тогда был. Прыгающим.

Пришлось копить. Несколько месяцев отказов себе в обедах. Походов пешком вместо поездки на автобусе. И вот однажды я притащил домой их.

целился на черненькие

Но уж какие притащил. Причем выбор на эти колонки пал не просто так. Они тогда у меня на маршруте около станции метро висели над входом в магаз. И бас там был настолько приятный, что я именно их и захотел. Никакие другие так не звучали.

Притащив домой колонки я первым делом конечно порадовался. Но не так сильно как ожидал. Бас оказался не так. Вибрация по полу есть, а баса того прозрачного и упругого нет. Да и середины нет. И верх какой-то шаркающий. После широкополосников-то в уши лезло все что могло. И работы кроссоверов и еще всякие неточности. Я тогда еще не осознавал насколько и что я слышу. Я только сейчас-то, когда пишу эти строки, и понима, что слышать-то я уже тогда слышал. Но еще не осознавал, что слышу и, главное, не имел критично-упертых предпочтений в том, что слышу. Позже они конечно сформировались. Но в те годы все было проще.

У колонок была еще одна проблема. Одна колонка на басах как сказал продавец хрюкает. И она реально, что-то такое и издавала. В итоге пришлось ее разбирать. Убирать пыль с диффузоров, которой там была целая коллекция. Но динамик я так и не исправил. В итоге пару лет слушал музыку с одним басовиком вместо двух.

Ну а раз уж разобрал одну, то разобрал и обе. Там тоже пыли на диффузорах было с запасом. Но я увлекся. Я начал откручивать все что мог.

У меня оказались уникальные колонки. Вместо стандартных, картонного сч и картонного вч динамиков там оказалась связка как в 15 ас 109, что штатные к Веге.

Т.е. 10 гдн8 и не помню уже индекс пищалки. Фишка ее в том что на ней линза на винтиках. А т.к. мне не нравился верх на этих колонках, то эти линзы я тут же снял. Послушал. Потом назад поставил. Потом снова снял. С неделю так эскпериментировал и пришел к выводу, что линза эта больше присвистывает, чем звук улучшает. Верха с ней больше, но от какой-то не правильный. Отказался от этих линз в результате.

С гдн поступил просто. Подлкючил его в обход кроссовера. Для эксперимента. Как звучать будет. А тут вдруг у колонок середина появилась. Я поигрался поигрался и так и оставил. Басовик потом тоже подлкючил на второй колонке в обход кроссовера. На кроссовере только пищалки остались.

Еще меня удивило как там сдело звукопоглощение было. Это был кулек ваты завернутый в какую-то ткань и просто там лежащий. В общем удвоил я количество ваты. Положил вату в нишу для сч динамика - ее там вообще не было. И так колонки и закрыл.

Бас у них появился, середина тоже нормальная стала. Да и верх стал вполне в моем вкусе. На этом я и успокоился. Слушал все так же. Мп3, кассеты, компакт диски. Ну и 100 старых пластинок, что бонусом достались.

Не был я тогда еще аудиофилом. Я просто слушал музыку.

Но потихоньку я подмечал, что на виниле как-то очень хорошо прописан верх. Прям настолько хорошо, что никакой другой источник такого верха не дает.

И тут я начал призадумываться. Вслушиваться. В какой-то момент изучения вопроса прикупил Юбилейный 30 летний Дарк Сайд на тяжелом виниле. Звучание его было своебразным. На медленных треках мягкий детальный верх а вот на главных хитах верх был такой уж и шикарный. Позже еще 4 пластинки прикупил. Потом еще 20. Все на вторичке. В приличном состоянии но по 300 рублей. А некоторые и по 50 отдали.

Но аудиофилом я себя осознал еще только через 3 года. В 2004м. До этого я покупал винил исключительно чтобы сравнить звучание.

А тут я захотел сменить систему. Появились ресурсы и возможности. И вот прихожу я в салон. Включаю колонки и. обнаруживаю, что тот звук который мне нравится и который я признаю лучше чем мои неправильные колонки стоит СТОООООЛЬКО. Пришлось целый год копить и со своими амбициями договариваться.

Пришлось признавать себя аудиофилом. А уже потом вникать, что и как. Я тогда был уверен, что все производители стремятся получить максимально достоверный звук, как у реального оркестра. И очень сильно удивлялся, тому разнообразию звучания которое слышал у разных брендов. Ведь если все выжимают максимальную достоверность, то я должен с большим напряжением вслушиваться, чтобы услышать различия. Это не как не может быть тем, что у одних колонок верх звенит и его там навалом, а на других мягко и сдержанно шебуршит. Не может же такого быть при данной задаче. Позже я конечно понял, как такое происходит. И даже кое что на эту тему уже в статьях на канале у меня расписано.

Например, то что в разных частях концертного зала разный звук. И значит я послушав концерт скажем на галерке буду искать звук с галерки. А если послушаю из центра зала, то и искать буду звук как из центра зала. А на записи то он как в первом ряду. Таким образом выходит, что разные люди ищут разный достовверный звук отдного и того же оркестра. И разные колонки его такой разный и формируют.

Эта статья о том, как можно использовать старые советские акустические колонки и усилители для вывода звука из компьютера.

Сейчас в продаже есть достаточно мощные и хорошие акустические системы, но их цена превышает 100, а то и 150$. Если же вас интересует серьёзные басы, то цена системы может быть значительно выше.

Самые интересные ролики на Youtube

Старые советские акустические системы вряд ли могут тягаться с современными продвинутыми девайсами класса Hi End, но в качестве бюджетного решения их вполне можно использовать, особенно, если они у вас уже есть.

Ну, а если у вас сохранились подобные устройства высшего класса, то они и сейчас могут составить конкуренцию некоторым китайским поделкам.

Единственная проблема возникающая при использовании этих “динозавров” - подключение к компьютеру.

В комплекте со старыми усилителями не давали длинных кабелей для коммутации аудио сигнала, и вероятно, что его придётся изготовить самому. О том, как припаять экранированный кабель к штекерам можно прочитатать здесь. >>>

Для изготовления кабеля потребуется, собственно сам кабель и два разъёма - джек и пятиштырьковый аудио разъём. Сам кабель должен быть экранированный, причём, провода коммутирующие левый и правый канал должны быть каждый в своей экранирующей оплётке.

Так выглядят требующиеся нам штекеры:


Jackplugs


Cable

Цоколёвка (распиновка) аудиоразъёмов:

Схема соединения штекеров между собой:

Современные бюджетные разъёмы, продающиеся на радиорынках, при распайке, требуют применения активного флюса. Это обусловлено их никелевым покрытием.

Такие пайки следует промывать хотя бы водой для того, чтобы остатки активного флюса со временем не стали причиной отказа. (Флюс на основе канифоли не требует промывки.)

Теперь о самом подключении усилителя к компьютеру. Это важно!

Подключение усилителя лучше всего производить тогда, когда и компьютер и усилитель полностью обесточены.

Это связано с тем, что импульсные блоки питания, которые применяются в компьютерах, не обеспечивают полную развязку по переменному току между корпусом и сетью. В результате, на корпусе системного блока незаземлённого компьютера может присутствовать напряжение переменного тока до 110 Вольт. И хотя ток этот не превышает 1мА, он может вывести из строя предварительный усилитель, имеющий большое входное сопротивление.

Так как при подключении штекера типа Джек, вначале к корпусу присодиняются левый и правый каналы, то это напряжение может приложиться к высокоомному входу подключаемого усилителя. Что и может привести к выходу его из строя.

Единственным условием совершенно безопасной коммутации усилителя с компьютером «на ходу» является надежное электрическое соединение корпуса компьютера с корпусом усилителя ДО подключения аудио разъёма.

Однако лучше всё таки всё обесточить.

Сводная таблица некоторых советских усилителей мощности:

Сводная таблица акустических систем советского производства:

Схемы усилителей и колонок можно скачать (download) отсюда.

Ниже буду добавлять ссылки на схемы, которые запрашивали в комметнариях, чтобы их проще было найти, так как комментарии уже растянулись на несколько страниц.


Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).

Дальше — больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду, АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

↑ Акустические системы 15АС-109

Считаю, что данные колонки достойны доработки. Если их корпус, не изуродован, то выглядит неплохо, объем удовлетворительно достаточен для штатного динамика, есть ФИ.

В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

↑ Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

Итак, смачиваем резину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.


Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

↑ Замена динамиков 10ГДВ2-16

Динамик 10ГДВ2-16 принципиально не может работать от 2…3 кГц, поэтому ему – только замена. Основное требование – низкая резонансная частота 1…2 кГц без выброса на резонансе. Думаю, сгодятся 2ГД-36 и 4ГД-56, но устанавливать их неудобно, поэтому я не стал ими пользоваться. Поставил Philips AD0142 с резонансом 1300 Гц, результат оказался неплох.


Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.

Но вывод таков: вы можете использовать самые разнообразные пищалки с низкой резонансной частотой и хорошим звучанием, в том числе бумажные. В силу низкой отдачи НЧ-динамика, чувствительность пищалки будет всегда выше.
Но в этом случае вам придется делать сведение полос самостоятельно, а я могу поделиться фильтрами только для динамиков, с которыми я работал.

↑ Китайские твитеры Alphard TW-302

Для данного бюджетного проекта не хотелось использовать пищалки у которых стоимость одной штуки была выше пары колонок, да и размеры играли важную роль. Поэтому я купил данные дешевые (но не самые дешевые) пищалки.



Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран.
Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.

Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» — сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ.
Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

↑ Доработка корпуса 15АС-109



Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.

Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» — просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

↑ Правильные фильтры АС

Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.

По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).

Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

Вот что получилось в LSP CAD



Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.


А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.


Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

↑ Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).

Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше. Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

↑ Итого

К моему удивлению, результат оказался лучше ожиданий. Теперь осталось передать колонки в добрые руки кого-то из моих друзей, на новое ПМЖ.

Колонка Вега 15 АС-109

Сколько и где они лежали до 2011 года - мне не известно, но я, недолго думая, приспособила их под свой усилитель Вега 50У-122С, подключила всё это дело к компьютеру, и теперь у меня есть замечательная мини-система для прослушивания музыки и просмотра дома кино временно, пока мои родные и любимые С90 не влазят толком в эту однокомнатную квартиру без ущерба для свободного пространства.

Колонка Вега 15 АС-109

Колонка Вега 15 АС-109

Как можно увидеть, данная система подвесного типа, однако, вешать тут мне их некуда (квартира съёмная), да и непривычно это. Уж лучше они будут у меня стоять по обе стороны от моего монитора. Провод, видимый на фотографии, очень длинный - метров 5, так что при надобности колонки можно будет развести и по стенам. На конце каждого провода просто две оголённые жилы, которые методом тыка в прямом смысле втыкаются в усилитель (пружинный тип присоединения) на два канала.
При попытке включить "басовитую" песню на всю громкость усилитель отрубается из-за перегрузки, колонки начинают дребезжать и издавать другие не очень приятные звуки, в общем, не справляются. Так что слушать музыку на большой громкости с этой системой не выйдет, но чтобы громко послушать любимые песни или посмотреть кино в хорошем качестве и с хорошим громким звуком (не на пределе звучания, конечно) данных колонок вполне себе хватает.
Мой совет - если где увидите такие за символическую плату или вообще бесплатно - забирайте, не пожалеете! Они намного лучше такого же размера современных колонок, которые обычный обыватель покупает для компа, но они в несколько раз превосходят их в качестве звука! Да и цену, как правило, за них просят чисто символическую.

Читайте также: