Анализ социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных технологий

Обновлено: 06.07.2024

Применение информационных технологий в социальной сфере. Григорьева Д. Р., Попченко А. С. Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Россия

Аннотация: в статье рассматривается понятие информационных технологий, их группы, а также роль для развития социальной сферы.

Ключевые слова: информационные технологии, социальная сфера, информатизация общества.

В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде. Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды.

В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества. Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как, широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний. Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

В ХХ веке (середина 60-х годов) в Японии возник сам термин «информационное общество», на котором была основана работа специализированной группы по научным, техническим и экономическим анализам. Эта группа создавалась правительством страны «восходящего солнца» для того, чтобы выработать методы усовершенствования экономики в Японии. Спецгруппа, сформулировавшая и предложившая это название, истолковала, что оно даёт точное определение социума, в разнообразии которого распространяется информация высшего качества и имеются все надлежащие средства для ее сохранения, перераспределения и реализации. [1]

Люди и организации, заинтересованные какой-либо информацией, могут требовать получения для себя сведений. Эти сведения распространяются очень легко, а главное быстро и каждый может получить их в удобной для себя форме. Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их стоимость невысока и доступна.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2) сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3) сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4) взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней. [2]

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей.

Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг. [3]

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности. [4]

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

  1. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

  1. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

в) С SILK-интерфейсом (Speech — речь, Image — картинка, Language — язык, Knowledge — знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK — интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов — команд) и биометрической технологии (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды.

  1. По области управления социально-экономическим процессом:

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации. Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. [6, с.190]

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности. Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации.

Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

Сущность и предназначение современных информационных технологий, их применение и место в исследовании социальной сферы. Описание свойств информационных технологий. Специфика формирования информационного общества, его возможные перспективы и развитие.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2015
Размер файла 18,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление.

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информационные технологии

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии (ИТ) - это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Составляющие информационной технологии.

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

3. иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках, как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости.

Освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Социальная сфера

Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом.

Социальная сфера понимается в двух смыслах - широком и узком - и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. информационная технология социальный

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

Список литературы

1. Оносова Н.П. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Место и роль новых информационных технологий в современном социально-экономическом развитии


Информатизация общества - это важный общественный процесс, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере социального производства является сбор, накопление, хранение, передача, обработка, использование, информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также различных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации являются вычислительные технологии, которые играет роль усилителя умственных возможностей человека и общества в целом.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих быстрое получение информации.

Информационные технологии, основанные на Интернет, коммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Использование всемирных информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам и переработке большого объема информации.

Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, а также культурные профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, посредством внесения новых средств и изменив ее структуру.

Информационные технологии вошли во все сферы социальной жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, опирающиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение, передачу и обработку информации.

Образовательные технологии - это комплекс назидательных методов и приемов, используемых для передачи информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют

выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, направленных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, ориентированная на достижение этих целей, предполагает реализацию различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы:

- реализация социальных и гражданских прав людей;

- возмещение социального, физического или психического ущерба;

- вытравливание дефицита в общении;

- помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам.

Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть:

- длительные, перспективные усилия (повышение уровня социальной адаптации субъекта и улучшение его «социального самочувствия»);

- постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж, профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате);

- краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия, экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь);

- целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определённой задачи (трудоустройство).

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации:

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, например, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник.

Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Большинство парадигмруководства базируется на потреблении и использовании информации. Информация, получаемая социальным работником, большей частью не систематична и поступает из самых разных источников, например из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций.

Коммуникации между организацией и ее средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения.

Коммуникации внутри организации бывают двух видов: горизонтальными и вертикальными.

Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между подразделениями одного уровня для взаимной координации их действий.

Вертикальные коммуникации – когда происходит обмен информацией с уровня на уровень.

Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальными коммуникации считаются, когда обмен информацией происходит между лицами, занимающими те или иные официальные должности. Это приказы, инструкции, отчеты.

Неформальные коммуникации основаны на личных отношениях. Неформальный обмен информацией осуществляется посредством слухов. Этот канал работает оперативно.

Если информация не окрашена личными эмоциями, то степень ее надежности может достигать 80%.

Этим каналом часто пользуются официальные лица, например, когда нужно осторожно подготовить людей к грядущим переменам.

Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:

1. изменения в структуре организации;

2. грядущие перемещения и продвижения по службе;

3. подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании;

4. предстоящие сокращения работников;

5. новые меры по наказаниям за опоздания;

6. кто кого ждет после работы.

Итак, коммуникации бывают: между организацией и ее средой, внутри организации – горизонтальные и вертикальные (по нисходящей и восходящей вертикали), формальные и неформальные.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Рассмотрим каждый этап коммуникационного процесса.

1. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации.

2. Прежде чем передать идею, отправитель ее кодирует, используя при этом слова, интонацию, жесты. Информация кодируется так, чтобы она была понятна получателю.

Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Специалисты по социальной работе разрабатывают программы, распоряжаются людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что этаработа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации. Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения работников социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ.

Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. – 288 с.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 312 с.

Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. – СПб.: Лзд-во СП6ГТУ, 1998. -69 с.

Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко - М.: 1999.

Социальный менеджмент. Учебник./В.С.Афанасьев и др.; Под ред. Д. В. Валового. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 381

Статья посвящена созданию развитию информационных систем, связанных с социальным обеспечением в России.

Содержание

Кабмин утвердил программу цифровой трансформации в социальной сфере

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил проекты по цифровой трансформации социальной сферы. Об этом пресс-служба Правительства РФ сообщила 8 ноября 2021 года.

Документ, разработанный по поручению президента России Владимира Путина, призван ускорить процессы цифровизации социальной сферы и создать дополнительные инструменты для решения социально-экономических проблем. Предполагается, что предусмотренные инициативой проекты сделают процесс получения мер господдержки максимально оперативным и удобным для граждан.



Кабмин одобрил программу цифровой трансформации в социальной сфере

Среди прочего документ предполагает активное внедрение искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных. Это повысит адресность социальной помощи и позволит сделать её проактивной, заявил Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 8 ноября 2021 года.

В рамках программы планируется реализовать четыре проекта:

  • Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере. Ожидается, что в 2024 году около 80% граждан смогут получать через нее федеральную помощь без лишних справок и бумажных документов.
  • Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами. Через него можно будет получить всю интересующую информацию по вопросам социальной защиты.
  • Электронный кадровый документооборот. Он позволит работодателям упростить кадровые вопросы и предоставит новые возможности для развития дистанционных форм занятости.
  • Модернизация государственной службы занятости населения. Она призвана сделать процесс поиска работы ещё более быстрым и удобным для граждан, а также обеспечить всех участников рынка труда качественными аналитическими сервисами.

Стратегическое направление синхронизировано с госпрограммами и нацпроектами и утверждается на период до 2030 года. Чтобы документ сохранял свою актуальность, раз в год он может корректироваться. [1]

Запуск единой ИТ-системы социальной сферы в Украине

В конце сентября 2021 года на Украине состоялся запуск Единой информационной системы социальной сферы (ЕИССС). По задумке авторов инициативы, она существенно уменьшит расходы на содержание органов социальной защиты населения. Подробнее здесь.

Интервью TAdviser с замминистра труда Алексеем Скляром и главой «Соцтеха» Михаилом Ароновым – о цифровой трансформации социальной сферы

В 2020 году в России была запущена большая цифровая реформа социального блока. Об основных направлениях трансформации в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в июле 2021 года рассказали заместитель министра труда Алексей Скляр и директор подведомственного Минтруду учреждения «Соцтех» Михаил Аронов. Подробнее здесь.

Утверждение концепции цифровой трансформации социальной сферы

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию цифровой трансформации социальной сферы, которая, в частности, предполагает создание соответствующей единой централизованной цифровой платформы. Об этом пресс-служба кабинета министров сообщила 1 марта 2021 года.

Одним из элементов концепции является переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство".

Создание подведомственного Минтруду учреждения «Информационные технологии в социальной сфере»

В середине февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ о создании подведомственного Министерству труда и социальной защиты РФ учреждения под названием «Информационные технологии в социальной сфере» (ФКУ "Соцтех").

Оно займется содействием созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и технической инфраструктуры, а также информационно-аналитическим сопровождением Минтруда, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования России и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, сообщается в документе, опубликованном на портале правовой информации. Подробнее - в отдельной статье.

2018: Замминистра труда Алексей Скляр на TAdviser SummIT - о том, как изменится сфера соцподдержки под влиянием технологий

29 ноября 2018 года Алексей Скляр, заместитель министра труда и социальной защиты РФ, на конференции TAdviser SummIT рассказал об итогах координации и контроля ведомством деятельности Роструда, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (ФСС) в области информационных технологий. Также он осветил планы на 2019 год.



Алексей Скляр поделился итогами и планами координации деятельности госведомств социальной сферы в области ИТ

Начал он с обозначения ключевых моментов, касающейся координационной деятельности указанных госорганов. Во-первых, важно определить приоритетность при формировании их задач в области ИТ, отметил Скляр. Также он выделил тот факт, что некоторые реализованные ИТ-проекты не подкреплялись нормативно-правовой базой. Одна из задач Минтруда – обеспечить эту корреляцию на стадии реализации и внедрения. В числе других задач – мониторинг и контроль ИТ-проектов, исключение дублирования функционала систем и сервисов, обеспечение взаимодействия систем.

Еще одна важная задача - закрепление функционала и состава данных за одним ведомством. Например, касательно электронных трудовых книжек учет сведений о трудовой деятельности ведется в системе Пенсионного фонда, а можно было реализовать этот функционал в системе Роструда, говорит Алексей Скляр.



Говоря о результатах координационной деятельности, представитель Минтруда отметил, что есть единый план создания и развития государственных информационных систем. Также разработаны единые условия сопровождения пользователей систем – и представителей юрлиц, и граждан. SLA в разных системах может быть разным, но условия принятия, обработки обращений должны быть унифицированными во всех контролируемых Минтрудом ведомствах.

Сложилось понимание, чего надо добиться в 2019-2021 годах. Эти планы коррелируются с планами правительства в области цифровой экономики, подчеркнул докладчик. Речь идет, например, о создании единой точки входа и проактивном оказании сервисов.



Алексей Скляр обозначил предпосылки решения планируемых задач. Есть, к примеру, система ЕГИССО. Она консолидирует информацию о мерах соцподдержки, которые предоставляют соответствующие органы, и основными ее пользователями являются поставщики госорганов тех организаций, которые назначают меры соцподдержки, предоставляют информацию. Есть вопросы к полноте и актуальности данных в этой системе, так как бизнес-процессов и взаимодействия с гражданами в этой системе пока нет.

Помимо этого, стоит задача в 2020-2021 гг. сделать ЕГИССО системой не с точки зрения агрегации информации, а системой с функциональными процессами организаций, которые контролирует Минтруд. Назначение мер соцподдержки, учет и другие процессы должны проходить в единой системе.



Еще один блок предпосылок – взаимодействие с гражданами при оказании государственных и социальных услуг. Зачастую граждане должны предоставлять информацию, которая уже есть в информационных системах. Одна и та же категория граждан приходит в два разных внебюджетных фонда, зачастую в них используются разные подходы, чтобы идентифицировать категорию, к которой относится гражданин, разное требование к необходимым для предоставления.

Очень мало пока услуг, которые предоставляются в электронном виде. Это тоже предпосылка. А еще одна – большое количество личных кабинетов с доступам к разным системам.



Исходя из всего этого, Минтруд ставит задачу, что в 2019 году нужно отказаться от требования от граждан сведений, которые уже содержатся в информационных системах. Например, от документов, необходимых для категоризации граждан, обращающихся за соцподдержкой.

Также в 2019 году запланированы технологические мероприятия, чтобы сократить количество документов, обеспечить возможности получения части госуслуг без материального носителя информации. Пример – услуга материнского капитала. Сейчас для этого нужно получить бумажные выписки, привезти их в нужное место. Задача – сделать возможность получения подобных услуг без бумажных документов.



Одно из мероприятий – унифицировать условия обслуживания граждан при посещении ими офисов в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде и других ведомствах. Также стоит задача унифицировать контакт-центр в ведомствах и фондах социального обеспечения, избавиться от множества «горячих линий».

Кроме того планируется объединить различные социальные сервисы, которые уже есть, такие как «Социальный навигатор», «Социальный калькулятор» и другие с доступом к коммуникациям с Пенсионным фондом, ФСС и другими учреждениями медико-социальной экспертизы.



Докладчик отметил, что мероприятия 2019-2020 гг. не требуют глобальной технической перестройки. Но к 2021 году предстоит проработать более глобальные мероприятия, такие как использование единых реестров и справочников, объединение отдельных систем или данных из них.

О TAdviser SummIT



TAdviser SummIT 29 ноября 2018 года стал рекордным по посещаемости

TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 ноября 2018 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Читайте также: