Что такое диспетчер кэша

Обновлено: 06.07.2024

Когда вы открываете любые сайты, открытки, картинки, видео, их копии остаются в памяти браузера. Это происходит, даже если вы не скачиваете контент, а просто просматриваете. Как раз эти копии и называются кэшем. Он нужен для того, чтобы сократить количество запросов к сайтам. Например, через некоторое время вы вновь решите посмотреть страницу, которую открывали раньше. Кэш моментально загрузит ее с жесткого диска.

Кэширование работает практически во всех программах и приложениях. Некоторые данные очищаются автоматически, а другие копятся на жестком диске. Это создает дополнительную нагрузку на память устройства. Замедляется работа смартфона, ноутбука, компьютера. Интернет «зависает». Некоторые уверены: дело — в провайдере. Но даже если вы подключите самую высокую скорость (например, 1 Гб/с от МТС ), сайты все равно не будут грузиться быстрее, пока вы не очистите кэш.

Как чистить кэш, сколько раз в месяц это нужно делать

Самый простой способ очистить кэш — перезагрузить устройство. Речь идет не только о компьютерах и смартфонах, но и о wi-fi роутерах, и его модель не имеет значения. Даже самые современные и мощные маршрутизаторы от Ростелеком или Билайн нуждаются в регулярной перезагрузке (примерно, раз в месяц).

Рассказываем, как чистить кэш на Android:

  • Откройте настройки смартфона.
  • Перейдите в раздел «Устройство».
  • Выберите вкладку «память» или «хранилище» (в зависимости от модели смартфона).
  • Кликните на «данные кэша» или «cache».
  • Нажмите «Очистить» либо «clear cache».
  • Подтвердите действие.

Как очистить кэш на iOS:

  • Откройте настройки.
  • Найдите вкладку браузера Safari.
  • Нажмите на вкладку и выберите «Очистить историю и данные».
  • Подтвердите действие.

Имейте в виду: вместе с кэшем в айфоне удалится вся история посещений.

Как очистить кэш на компьютере или ноутбуке

Кэш на компьютере обычно чистят через данные локального диска:

  • Откройте системный диск (как правило это локальный диск C).
  • Кликните по нему правой кнопкой мышки и выберите вкладку «Свойства».
  • В разделе «Общие» есть пункт «Очистка диска». Нажмите на эту кнопку.
  • Выберите «Очистить системные файлы». Поставьте галочки напротив основных разделов, где хранится кэш:

— временные файлы интернета;

— файлы для отчетов об ошибках;

  • Нажмите «Ок» и дождитесь, пока система удалит ненужные данные.

Процесс может занять некоторое время.

Есть еще один вариант: очистить кэш не в самом устройстве, а в браузере. Зайдите в тот, которым обычно пользуетесь (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera). Нажмите в правом верхнем углу на три точки или три горизонтальные полоски (в разных браузерах разные значки). Откроются настройки. Найдите вкладку «История» и нажмите «Очистить». Хотите, чтобы некоторые сайты сохранились в памяти? Добавьте их в закладки (для этого зайдите на страницу и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+D).

Если статья оказалась полезной, не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на наш канал и узнавайте еще больше полезного о домашнем и мобильном интернете.

По умолчанию Windows кэширует данные файлов, которые считываются с дисков и записываются на диски. Это означает, что при операциях чтения данные файлов считываются из области в системной памяти, известной как системный файловый кэш, а не с физического диска. Соответственно, при операциях записи данные файлов записываются в системный файловый кэш, а не на диск. Такой тип кэша называется кэшем обратной записи. Управление кэшированием осуществляется для каждого файлового объекта. Кэшированием управляет диспетчер кэша, который работает непрерывно, пока выполняется Windows.

Данные файлов в системном файловом кэше записываются на диск с интервалами, определяемыми операционной системой. Записанные на диск страницы либо остаются в рабочем наборе системного кэша (если задан параметр FILE_FLAG_RANDOM_ACCESS и не был закрыт дескриптор файла), либо в списке ожидания, где они хранятся в доступной памяти.

Политика отсрочки записи данных в файл и хранения в кэше, пока кэш очищается, называется отложенной записью. Она активируется диспетчером кэша через определенный интервал. Время записи на диск блока данных частично зависит от длительности его хранения в кэше, а также от времени, прошедшего с момента последнего обращения к этим данным при выполнении операции чтения. Это гарантирует, что данные файлов, которые часто считываются, останутся доступными в системном файловом кэше максимально долго.

Этот процесс кэширования данных файлов показан на следующем рисунке.

Кэширование данных файлов

Как показано на предыдущем рисунке сплошными стрелками, область размером в 256 КБ данных считывается в слот кэша размером в 256 КБ в системном адресном пространстве, когда диспетчер кэша впервые запрашивает ее во время операции чтения файла. Затем процесс пользовательского режима копирует данные из этого слота в свое собственное адресное пространство. Завершив обращение к данным, процесс записывает измененные данные в тот же слот в системном кэше. На рисунке это обозначено пунктирной стрелкой между адресным пространством процесса и системным кэшем. Когда диспетчер кэша определяет, что определенное время данные уже требуются, он записывает измененные данные в файл на диске, как показано пунктирной стрелкой между системным кэшем и диском.



В одной из наших прошлых статей мы коснулись такого аспекта работы RAM как аппаратно зарезервированная память, объём которой можно посмотреть в Диспетчере задач, переключившись на вкладку «Производительность» и выбрав слева блок «Память». Так вот, помимо этой самой зарезервированной памяти там имеются и другие данные о работе ОЗУ, которые могут вызвать у пользователя вопросы. Например, что такое кэшированная память в Диспетчере задач, почему она иногда занимает так много места, можно и нужно ли предпринимать какие-либо меры с целью её уменьшения?

↑ Кэшированная оперативная память


Такие разные кэши

Перед тем как приступать к разбору обозначенного вопроса, следует сказать о том, что кэши бывают разные. Есть всем известный браузерный кэш — каталог файловой системы, в котором веб-обозреватели хранят временные данные; не менее известным типом кэша является располагающийся на физическом жёстком диске файл подкачки, в который система сбрасывает непомещающиеся в оперативную память данные; существуют и так называемые промежуточные кэши, например, служащая буфером между ОЗУ и центральным процессором кэш-память, реализованная в виде высокоскоростной микросхемы SRAM. Рассмотрим принцип её работы чуть более подробно.

Что такое кэш процессора, и как он работает

Когда ЦП обращается к оперативной памяти, чтобы считать или записать в неё данные, он сначала идентифицирует ячейку, с которой собирается работать. Для этого он формирует и отправляет в память запрос, RAM же его обрабатывает и открывает доступ процессору к хранящимся в соответствующей ячейке данным. Эта процедура занимает некоторое время, а поскольку процессор гораздо шустрее оперативной памяти, он вынужден ждать ответа от ОЗУ. Чтобы ускорить получение процессором данных из оперативной памяти, была придумана так называемая быстрая оперативная память, или иначе кэш-память.

Таким образом, кэшированная память сокращает время отклика и повышает общую производительность компьютера. Соответственно, чем больше у вас на компьютере такой памяти, тем быстрее он должен работать. Тут, наверное, у многих из наших читателей возникнет такой вопрос: если быстрая память так хороша, почему ею не заменяют обычную оперативную память? Ответ прост — всё дело в цене, кэш-память намного дороже обычной памяти, поэтому она используется в ограниченных объёмах.

↑ Что такое кэшированная память в Диспетчере задач


Однако мы увлеклись, вернёмся к нашему вопросу, вернее к той кэшированной памяти, которую может обнаружить у себя в Диспетчере задач каждый пользователь.

Кстати, сведения об этой памяти указаны также в оснастке «Монитор ресурсов», в котором она обозначена секцией синего цвета «Ожидание». По сути, кэшированная память представляет собой часть свободной оперативной памяти, выделенной под неиспользуемые данные наиболее приоритетных процессов.
В то же время кэшированная память не привязана жёстко к данным процессам, поэтому её страницы могут быть использованы для записи других, менее приоритетных процессов. Убедиться в этом вы можете сами, открыв пару десятков вкладок в браузере. Вы увидите, что объем доступной кэшированной памяти сразу станет меньше, а всё потому, что зарезервированные страницы были переданы браузеру для записи в них данных вкладок. Из этого следует, что беспокоиться вам нужно не о увеличении размера кэшированной памяти, а скорее наоборот — об уменьшении доступного объёма кэша при отсутствии свободной памяти, выделенной в Мониторе ресурсов голубым цветом.

Нужно ли очищать кэшированную память

Особой нужды в очистке кэшированной памяти нет, более того, постоянная принудительная её очистка может привести к неравномерной нагрузке процессора, более частому обращению к файлу подкачки и общему снижению производительности. Исключения составляют те случаи, когда вы точно установили связь между увеличением объёма кэшированной памяти с падением производительности, что иногда бывает в играх. Тогда на собственный страх и риск вы можете включить очистку кэша оперативной памяти.

Очистка кэшированной памяти в RAMMap и EmptyStandbyList


Самый простой способ обнулить кэш оперативную память — это воспользоваться бесплатной тулзой RAMMap, разработанной одним из сотрудников Microsoft Марком Руссиновичем. Утилита не требует установки, чтобы очистить в ней память, выберите в главном меню Empty → Empty Standby List. Объем кэшированной памяти тут же уменьшится в несколько раз, но уже через несколько минут система опять её зарезервирует.
Также вы можете воспользоваться такой утилитой как EmptyStandbyList, работающей по тому же принципу что и функция Empty Standby List в утилите RAMMap. В отличие от RAMMap, тулза EmptyStandbyList не имеет графического интерфейса, чтобы очистить с её помощью кэшированную память, достаточно просто запустить исполняемый файл. Естественно, через некоторое время кэш снова будет заполнен, если вы хотите это предотвратить, в Планировщике заданий вам нужно создать задачу, которая станет запускать исполняемый файл EmptyStandbyList.exe каждые 2, 3, 5, 10 или сколько вам нужно минут.

Откройте Планировщик командой taskschd.msc, справа нажмите «Создать» задачу
и выставьте настройки как показано на скриншоте. Обратите внимание, что в качестве пользователя мы указываем Систему, тогда как по умолчанию задание будет выполняться от имени учётной записи администратора. В условиях запуска (триггеры) указываем интервал между запусками задачи, на вкладке «Действия» указываем путь к исполняемому файлу утилиты. Сохраняем задание и проверяем его работу.

Использовать этот трюк или нет, решать вам. Если вы наблюдаете чрезмерное заполнение RAM-кэша, сопровождающееся снижением производительности в играх или при работе с «тяжёлыми» приложениями, пробуйте, в остальных случаях особого смысла в очистке кэша памяти мы не видим.


Во всех центральных процессорах любого компьютера, будь то дешёвый ноутбук или сервер за миллионы долларов, есть устройство под названием «кэш». И с очень большой вероятностью он обладает несколькими уровнями.

Наверно, он важен, иначе зачем бы его устанавливать? Но что же делает кэш, и для чего ему разные уровни? И что означает «12-канальный ассоциативный кэш» (12-way set associative)?

Что такое кэш?

TL;DR: это небольшая, но очень быстрая память, расположенная в непосредственной близости от логических блоков центрального процессора.

Однако мы, разумеется, можем узнать о кэше гораздо больше…

Давайте начнём с воображаемой волшебной системы хранения: она бесконечно быстра, может одновременно обрабатывать бесконечное количество операций передачи данных и всегда обеспечивает надёжное и безопасное хранение данных. Конечно же, ничего подобного и близко не существует, однако если бы это было так, то структура процессора была бы гораздо проще.

Процессорам бы тогда требовались только логические блоки для сложения, умножения и т.п, а также система управления передачей данных, ведь наша теоретическая система хранения способна мгновенно передавать и получать все необходимые числа; ни одному из логических блоков не приходится простаивать в ожидании передачи данных.

Но, как мы знаем, такой волшебной технологии хранения не существует. Вместо неё у нас есть жёсткие диски или твердотельные накопители, и даже самые лучшие из них далеки от возможностей обработки, необходимых для современного процессора.


Великий Т'Фон хранения данных

Причина этого заключается в том, что современные процессоры невероятно быстры — им требуется всего один тактовый цикл для сложения двух 64-битных целочисленных значений; если процессор работает с частотой 4 ГГЦ, то это составляет всего 0,00000000025 секунды, или четверть наносекунды.

В то же время, вращающемуся жёсткому диску требуются тысячи наносекунд только для нахождения данных на дисках, не говоря уже об их передаче, а твердотельным накопителям — десятки или сотни наносекунд.

Очевидно, что такие приводы невозможно встроить внутрь процессоров, поэтому между ними будет присутствовать физическое разделение. Поэтому ещё добавляется время на перемещение данных, что усугубляет ситуацию.


Увы, но это Великий А'Туин хранения данных

Именно поэтому нам нужна ещё одна система хранения данных, расположенная между процессором и основным накопителем. Она должна быть быстрее накопителя, способна одновременно управлять множеством операций передачи данных и находиться намного ближе к процессору.

Ну, у нас уже есть такая система, и она называется ОЗУ (RAM); она присутствует в каждом компьютере и выполняет именно эту задачу.

Почти все такие хранилища имеют тип DRAM (dynamic random access memory); они способны передавать данные гораздо быстрее, чем любой накопитель.


Однако, несмотря на свою огромную скорость, DRAM не способна хранить такие объёмы данных.

Одни из самых крупных чипов памяти DDR4, разработанных Micron, хранят 32 Гбит, или 4 ГБ данных; самые крупные жёсткие диски хранят в 4 000 раз больше.

Итак, хоть мы и повысили скорость нашей сети данных, нам потребуются дополнительные системы (аппаратные и программные), чтобы разобраться, какие данные должны храниться в ограниченном объёме DRAM, готовые к обработке процессором.

DRAM могут изготавливаться в корпусе чипа (это называется встроенной (embedded) DRAM). Однако процессоры довольно малы, поэтому в них не удастся поместить много памяти.


10 МБ DRAM слева от графического процессора Xbox 360. Источник: CPU Grave Yard

Подавляющее большинство DRAM расположено в непосредственной близости от процессора, подключено к материнской плате и всегда является самым близким к процессору компонентом. Тем не менее, эта память всё равно недостаточно быстра…

DRAM требуется примерно 100 наносекунд для нахождения данных, но, по крайней мере, она способна передавать миллиарды битов в секунду. Похоже, нам нужна ещё одна ступень памяти, которую можно разместить между блоками процессора и DRAM.

На сцене появляется оставшаяся ступень: SRAM (static random access memory). DRAM использует микроскопические конденсаторы для хранения данных в виде электрического заряда, а SRAM для той же задачи применяет транзисторы, которые работают с той же скоростью, что и логические блоки процессора (примерно в 10 раз быстрее, чем DRAM).


Разумеется, у SRAM есть недостаток, и он опять-таки связан с пространством.

Память на основе транзисторов занимает гораздо больше места, чем DRAM: в том же размере, что чип DDR4 на 4 ГБ, можно получить меньше 100 МБ SRAM. Но поскольку она производится по тому же технологическому процессу, что и CPU, память SRAM можно встроить прямо внутрь процессора, максимально близко к логическим блокам.

С каждой дополнительной ступенью мы увеличивали скорость перемещаемых данных ценой хранимого объёма. Мы можем продолжить и добавлять новые ступени,, которые будут быстрее, но меньше.

И так мы добрались до более строгого определения понятия кэша: это набор блоков SRAM, расположенных внутри процессора; они обеспечивают максимальную занятость процессора благодаря передаче и сохранению данных с очень высокими скоростями. Вас устраивает такое определение? Отлично, потому что дальше всё будет намного сложнее!

Кэш: многоуровневая парковка


На приведённом выше изображении процессор (CPU) обозначен прямоугольником с пунктирной границей. Слева расположены ALU (arithmetic logic units, арифметико-логические устройства); это структуры, выполняющие математические операции. Хотя строго говоря, они не являются кэшем, ближайший к ALU уровень памяти — это регистры (они упорядочены в регистровый файл).

Каждый из них хранит одно число, например, 64-битное целое число; само значение может быть элементом каких-нибудь данных, кодом определённой инструкции или адресом памяти каких-то других данных.

Регистровый файл в десктопных процессорах довольно мал, например, в каждом из ядер Intel Core i9-9900K есть по два банка таких файлов, а тот, который предназначен для целых чисел, содержит всего 180 64-битных целых чисел. Другой регистровый файл для векторов (небольших массивов чисел) содержит 168 256-битных элементов. То есть общий регистровый файл каждого ядра чуть меньше 7 КБ. Для сравнения: регистровый файл потоковых мультипроцессоров (так в GPU называются аналоги ядер CPU) Nvidia GeForce RTX 2080 Ti имеет размер 256 КБ.

Регистры, как и кэш, являются SRAM, но их скорость не превышает скорость обслуживаемых ими ALU; они передают данные за один тактовый цикл. Но они не предназначены для хранения больших объёмов данных (только одного элемента), поэтому рядом с ними всегда есть более крупные блоки памяти: это кэш первого уровня (Level 1).


Одно ядро процессора Intel Skylake. Источник: Wikichip

На изображении выше представлен увеличенный снимок одного из ядер десктопного процессора Intel Skylake.

ALU и регистровые файлы расположены слева и обведены зелёной рамкой. В верхней части фотографии белым обозначен кэш данных первого уровня (Level 1 Data cache). Он не содержит много информации, всего 32 КБ, но как и регистры, он расположен очень близко к логическим блокам и работает на одной скорости с ними.

Ещё одним белым прямоугольником справа показан кэш инструкций первого уровня (Level 1 Instruction cache), тоже имеющий размер 32 КБ. Как понятно из названия, в нём хранятся различные команды, готовые к разбиению на более мелкие микрооперации (обычно обозначаемые μops), которые должны выполнять ALU. Для них тоже существует кэш, который можно классифицировать как Level 0, потому что он меньше (содержит всего 1 500 операций) и ближе, чем кэши L1.

Вы можете задаться вопросом: почему эти блоки SRAM настолько малы? Почему они не имеют размер в мегабайт? Вместе кэши данных и инструкций занимают почти такую же площадь на чипе, что основные логические блоки, поэтому их увеличение приведёт к повышению общей площади кристалла.

Но основная причина их размера в несколько килобайт заключается в том, что при увеличении ёмкости памяти повышается время, необходимое для поиска и получения данных. Кэшу L1 нужно быть очень быстрым, поэтому необходимо достичь компромисса между размером и скоростью — в лучшем случае для получения данных из этого кэша требуется около 5 тактовых циклов (для значений с плавающей запятой больше).


Кэш L2 процессора Skylake: 256 КБ SRAM

Но если бы это был единственный кэш внутри процессора, то его производительность наткнулась бы на неожиданное препятствие. Именно поэтому в ядра встраивается еще один уровень памяти: кэш Level 2. Это обобщённый блок хранения, содержащий инструкции и данные.

Он всегда больше, чем Level 1: в процессорах AMD Zen 2 он занимает до 512 КБ, чтобы кэши нижнего уровня обеспечивались достаточным объёмом данных. Однако большой размер требует жертв — для поиска и передачи данных из этого кэша требуется примерно в два раза больше времени по сравнению с Level 1.

Во времена первого Intel Pentium кэш Level 2 был отдельным чипом, или устанавливаемым на отдельной небольшой плате (как ОЗУ DIMM), или встроенным в основную материнскую плату. Постепенно он перебрался в корпус самого процессора, и, наконец, полностью интегрировался в кристалл чипа; это произошло в эпоху таких процессоров, как Pentium III и AMD K6-III.

За этим достижением вскоре последовал ещё один уровень кэша, необходимый для поддержки более низких уровней, и появился он как раз вовремя — в эпоху расцвета многоядерных чипов.


Чип Intel Kaby Lake. Источник: Wikichip

На этом изображении чипа Intel Kaby Lake в левой части показаны четыре ядра (интегрированный GPU занимает почти половину кристалла и находится справа). Каждое ядро имеет свой «личный» набор кэшей Level 1 и 2 (выделены белыми и жёлтым прямоугольниками), но у них также есть и третий комплект блоков SRAM.

Кэш третьего уровня (Level 3), хоть и расположен непосредственно рядом с одним ядром, является полностью общим для всех остальных — каждое ядро свободно может получать доступ к содержимому кэша L3 другого ядра. Он намного больше (от 2 до 32 МБ), но и намного медленнее, в среднем более 30 циклов, особенно когда ядру нужно использовать данные, находящиеся в блоке кэша, расположенного на большом расстоянии.

Ниже показано одно ядро архитектуры AMD Zen 2: кэши Level 1 данных и инструкций по 32 КБ (в белых прямоугольниках), кэш Level 2 на 512 КБ (в жёлтых прямоугольниках) и огромный блок кэша L3 на 4 МБ (в красном прямоугольнике).


Увеличенный снимок одного ядра процессора AMD Zen 2. Источник: Fritzchens Fritz

Но постойте: как 32 КБ могут занимать больше физического пространства чем 512 КБ? Если Level 1 хранит так мало данных, почему он непропорционально велик по сравнению с кэшами L2 и L3?

Не только числа

Кэш повышает производительность, ускоряя передачу данных в логические блоки и храня поблизости копию часто используемых инструкций и данных. Хранящаяся в кэше информация разделена на две части: сами данные и место, где они изначально располагаются в системной памяти/накопителе — такой адрес называется тег кэша (cache tag).

Когда процессор выполняет операцию, которой нужно считать или записать данные из/в память, то он начинает с проверки тегов в кэше Level 1. Если нужные данные там есть (произошло кэш-попадание (cache hit)), то доступ к этим данным выполняется почти сразу же. Промах кэша (cache miss) возникает, если требуемый тег не найден на самом нижнем уровне кэша.

В кэше L1 создаётся новый тег, а за дело берётся остальная часть архитектуры процессора выполняющая поиск в других уровнях кэша (при необходимости вплоть до основного накопителя) данных для этого тега. Но чтобы освободить пространство в кэше L1 под этот новый тег, что-то обязательно нужно перебросить в L2.

Это приводит к почти постоянному перемешиванию данных, выполняемому всего за несколько тактовых циклов. Единственный способ добиться этого — создание сложной структуры вокруг SRAM для обработки управления данными. Иными словами, если бы ядро процессора состояло всего из одного ALU, то кэш L1 был бы гораздо проще, но поскольку их десятки (и многие из них жонглируют двумя потоками инструкций), то для перемещения данных кэшу требуется множество соединений.


Для изучения информации кэша в процессоре вашего компьютера можно использовать бесплатные программы, например CPU-Z. Но что означает вся эта информация? Важным элементом является метка set associative (множественно-ассоциативный) — она указывает на правила, применяемые для копирования блоков данных из системной памяти в кэш.

Представленная выше информация кэша относится к Intel Core i7-9700K. Каждый из его кэшей Level 1 разделён на 64 небольших блока, называемые sets, и каждый из этих блоков ещё разбит на строки кэша (cache lines) (размером 64 байта). «Set associative» означает, что блок данных из системы привязывается к строкам кэша в одном конкретном сете, и не может свободно привязываться к какому-то другому месту.


Инклюзивный кэш L1+L2, victim cache L3, политики write-back, есть даже ECC. Источник: Fritzchens Fritz

Ещё один аспект сложности кэша связан с тем, как хранятся данные между разными уровнями. Правила задаются в inclusion policy (политике инклюзивности). Например, процессоры Intel Core имеют полностью инклюзивные кэши L1+L3. Это означает, что одни данные в Level 1, например, могут присутствовать в Level 3. Может показаться, что это пустая трата ценного пространства кэша, однако преимущество заключается в том, что если процессор совершает промах при поиске тега в нижнем уровне, ему не потребуется обыскивать верхний уровень для нахождения данных.

В тех же самых процессорах кэш L2 неинклюзивен: все хранящиеся там данные не копируются ни на какой другой уровень. Это экономит место, но приводит к тому, что системе памяти чипа нужно искать ненайденный тег в L3 (который всегда намного больше). Victim caches (кэши-жертвы) имеют похожий принцип, но они используются для хранения информации, переносимой с более низких уровней. Например, процессоры AMD Zen 2 используют victim cache L3, который просто хранит данные из L2.

Существуют и другие политики для кэша, например, при которых данные записываются и в кэш, и основную системную память. Они называются политиками записи (write policies); большинство современных процессоров использует кэши write-back — это означает, что когда данные записываются на уровень кэшей, происходит задержка перед записью их копии в системную память. Чаще всего эта пауза длится в течение того времени, пока данные остаются в кэше — ОЗУ получает эту информацию только при «выталкивании» из кэша.


Графический процессор Nvidia GA100, имеющий 20 МБ кэша L1 и 40 МБ кэша L2

Для проектировщиков процессоров выбор объёма, типа и политики кэшей является вопросом уравновешивания стремления к повышению мощности процессора с увеличением его сложности и занимаемым чипом пространством. Если бы можно было создать 1000-канальные ассоциативные кэши Level 1 на 20 МБ такими, чтобы они при этом не занимали площадь Манхэттена (и не потребляли столько же энергии), то у нас у всех бы были компьютеры с такими чипами!

Самый нижний уровень кэшей в современных процессорах за последнее десятилетие практически не изменился. Однако кэш Level 3 продолжает расти в размерах. Если бы десять лет назад у вас было 999 долларов на Intel i7-980X, то вы могли бы получить кэш размером 12 МБ. Сегодня за половину этой суммы можно приобрести 64 МБ.

Подведём итог: кэш — это абсолютно необходимое и потрясающее устройство. Мы не рассматривали другие типы кэшей в CPU и GPU (например, буферы ассоциативной трансляции или кэши текстур), но поскольку все они имеют такую же простую структуру и расположение уровней, разобраться в них будет несложно.

Был ли у вас компьютер с кэшем L2 на материнской плате? Как насчёт слотовых Pentium II и Celeron (например, 300a) на дочерних платах? Помните свой первый процессор с общим L3?

На правах рекламы

Наша компания предлагает в аренду серверы с процессорами от Intel и AMD. В последнем случае — это эпичные серверы! VDS с AMD EPYC, частота ядра CPU до 3.4 GHz. Максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.

Читайте также: