Экслибрис как нарисовать на компьютере

Обновлено: 06.07.2024

Слово экслибрис (Exlibris) пришло к нам из латинского и переводится как «из книг». Экслибрис (или книжный знак) - один из видов книжной графики, владельческий знак книголюба и своеобразная эмблема его библиотеки.

Книжный знак на тему известного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Книжный знак на тему известного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

C Юрием Петровичем Листавичим мы познакомились по телефону. Он давал в газету объявление о продаже небольшого собрания экслибрисов, и я на него откликнулся. Ведь возможность приобретения уникальных миниатюрных гравюр предоставляется не каждый день. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, мы договорились с ним о встрече.

Обычно экслибрис вклеивался на внутреннюю сторону книжного переплета, в левом верхнем углу. Почему «вклеивался» - в прошедшем времени? Да потому что мода на владельческие книжные знаки постепенно проходит. Ибо иметь обширную личную библиотеку, к сожалению, становится уже не модно.

Выглядят экслибрисы по-разному. Однако неотъемлемой частью любого книжного знака является вкомпанованный текст «Exlibris», «Экслибрис» или просто «Из книг. ». Дальше обычно следует фамилия или инициалы владельца книжного собрания (или отдельной книги) . К примеру: «Из книг А. П.» или «Exlibris Петрова Н.». Вкупе с оригинальным изображением получается графически оформленный личный знак владельца.

Лицевая и оборотная сторона экслибриса 1942 года из Чехии Лицевая и оборотная сторона экслибриса 1942 года из Чехии

Юрий Петрович оказался очень интересным, начитанным пожилым человеком. На мой вопрос, почему он решил расстаться со своими экслибрисами, последовал такой ответ: «Возраст берет свое, и хотелось бы, чтобы собрание попало в достойные руки. Чтобы оно оставалось целиком, а не было разбито или распродано по частям». Выяснилось, что Юрий Петрович – художник. Мало того, в свое время сам серьезно занимался созданием экслибрисов.

Набросок экслибриса, сделанный для автора художником Ю. П. Листавичим (2003) Набросок экслибриса, сделанный для автора художником Ю. П. Листавичим (2003)

Книжные гравюрки, как правило, заказывают у художников. А те уже сами (за редким исключением) выбирают графическую технику исполнения. Это может быть рисунок тушью пером, ксилография (гравюра на дереве) или литография. Эскиз экслибриса демонстрируется заказчику, и если последний его утверждает, художник приступает к выполнению работы.

Лицевая и оборотная сторона экслибриса 1989 года из Литвы Лицевая и оборотная сторона экслибриса 1989 года из Литвы

Юрий Петрович извлек из серванта крохотную вещицу, которая оказалась штемпелем. Вырезанный на обычном линолеуме, он служил для тиражирования экслибрисов. Как пояснил хозяин штемпеля, современные художники способны сами отпечатать до тысячи экслибрисов. Большие тиражи (если библиотека немаленькая!) обычно выполняются уже в типографии.

Первые книжные знаки появились в Германии в XVI веке практически одновременно с первыми книгами Гутенберга. Отсюда и не приходится удивляться, что немецкие художники стали первыми, кто обратился к созданию крохотных шедевров. В числе наиболее известных были Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах.

Считается, что Россию с экслибрисом познакомил царь Петр I. Из своих путешествий по Европе он привез немало книг. Были среди них и украшенные миниатюрными гравюрами. Это произошло в начале XVIII века. Среди русских художников, которые не брезговали малой графикой были и такие именитые как Иван Билибин, Александр Бенуа, Михаил Добужинский и Елена Лансере.

Вполне естественно, что первыми владельцами экслибрисов были царственные особы, важные государственные чины, представители знати. Их книги чаще всего украшались изображениями гербов. А вплетенные в них гордые девизы писались на латыни.

Экслибрис советского времени на тему произведений Николая Гоголя Экслибрис советского времени на тему произведений Николая Гоголя

С появлением экслибриса появились и первые их коллекционеры. А с ними и название собирательства – экслибристика. Постепенно изучение книжных знаков превратилось во вспомогательную историко-художественную дисциплину. А изучать есть что! Ведь любой книжный знак – это, в первую очередь, отпечаток определенной исторической эпохи. К примеру, для XVIII – XIX веков характерны так называемые суперэкслибрисы. Они были выполнены золотом поверх книжного переплета. Но главное, что экслибрис стал отражением литературных пристрастий, профессиональных и любительских интересов, духовного мира, а нередко и очень личных черт характера владельца книги. Как выразился в своей статье о книжных знаках Марк Кабаков, «каждый экслибрис - шарада, разгадывать которую необыкновенно интересно». И с ним нельзя не согласиться. Например, в личной библиотеке военного и миниатюрные книжные гравюры дышат какой-то собранностью, армейским порядком. А сами книги, кажется, выстроились с учетом им одним известной субординации. На экслибрисах врачей черепа соседствуют с хирургическими инструментами, сложная медицинская техника - рядом с аллегорическими фигурами.

В ХХ веке экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. Именно на это время приходится расцвет собирательства книжных знаков и так называемых личных листов (графический лист большего чем экслибрис размера, но малого тиража) . Со слов одного коллекционера, такой графический лист гораздо лучше, реальней отражает личность владельца книги, события, эпохи, чем знак, воплощающий единственную связь - с книжным собранием. Впрочем, личный лист редко попадает на форзац книги. Зачастую он оседает в папках экслибрисистов.

«каждый экслибрис - шарада, разгадывать которую необыкновенно интересно» «каждый экслибрис - шарада, разгадывать которую необыкновенно интересно»

Юрий Петрович признался мне, что коллекционером экслибрисов себя не считает. Отсюда и говорит о своих как о собрании, а не коллекции. На мой недоуменный вопрос, откуда же у него их столько, ответил просто: «Мы, художники, очень часто получали образцы выходящих в свет экслибрисов. Чтобы, так сказать, находиться в курсе событий.»

В Музее экслибриса в Москве собрано около 50000 книжных знаков из 34 стран мира. Однако он уже давно не является единственным в своем роде. «Филиалы» открылись и в других странах. Потому что интерес к крохотным шедеврам графического искусства по-прежнему немаленький. Но ведь оно и понятно. Как тонко подметил один истиный ценитель экслибриса: «Эта миниатюрная гравюра делает каждую книгу уникальным именным экземпляром, являясь одухотворенным посредником между личностью художника-создателя и владельца-книголюба. Это дитя двух родителей и зачато оно в любви, согласии и взаимности». 😊

По этому линку Вы при желании сможете попасть на мой второй (литературный) канал!

А по этому линку - на мой познавательно-развлекательный (основной)! Увлекательного чтения и просмотра! 😊😊😊



Итак, 13 февраля в клубе «Мастерская» прошел вечер «Ex Libris: биография книги», который был анонсирован вот здесь. Вечер прошел замечательно. В первой части я заслушался выступлением доктора исторических наук Семена Якерсона, который покорил слушателей лихо закрученными, почти невероятными, историями о старинных книгах и рукописях, древних свитках, о странной роли экслибриса как «орудия спасения» и «орудия фальсификации». Ниже выкладываю видеофрагменты его выступления. Очень рекомендую послушать, Семен Якерсон – прекрасный рассказчик.




Древняя рукопись с первым экслибрисом, зафиксированным в еврейской литературе - владельческой записью, в которой говорится что владелец получил эту книгу в наследство при разделе имущества своего отца. Что еще интереснее, ниже владельческой записи есть еще одна, в которой говорится, что этот владелец продает данную книгу другому человеку, и указана дата этого события - 4248 год или 847 г.н.э. по современному летоисчислению. Эта уникальная запись помогла определить возраст рукописи и долгое время она считалась древнейшей еврейской рукописью. Но не так давно выяснилось, что эта более поздняя надпись о продаже - фальшивка, сделанная в 19 веке с целью "состарить" рукопись на несколько веков и увеличить ее ценность.


Во второй части состоялся Мастер-класс по экслибрисам, который провел я - «книжный декоратор «Мастерской Экслибриса», как меня представили аудитории :-) Это уже третий мастер-класс, который проводит наша Мастерская для взрослых. Интересно, что этот мастер-класс не задумывался специально, он как-то сам собой вырос из детских «уроков экслибриса», который мы проводили в школах. Уроки получаются очень увлекательными, там с удовольствием присутствуют и дети и взрослые, потому что об экслибрисах сейчас знают мало, а тема очень интересная. Так получилось, что сначала мы провели смешанный мастер-класс, где дети вместе с родителями рисовали себе экслибрисы и вырезали их на кусочках линолиума, а потом и полностью «взрослый».

В этот раз задача была одновременно и проще, и сложнее – нужно было уложиться в 40-50 минут живого времени. За это время вырезать никто ничего бы не успел, поэтому решили, что сделаем акцент на придумывании идеи своего экслибриса и воплощению ее на бумаге.


Мне нравится, когда экслибрис называют "графическим афоризмом". Помимо художественной ценности, в экслибрисе всегда интересна идея, необычный замысел. И как бывает интересно разгадывать какой-нибудь экслибрис, как ребус. На мой взгляд, в экслибрисе идея стоит на первом месте, а художественное решение на втором.
























Предварительно мы сделали подборку интересных экслибрисов, которыми я иллюстрировал лекцию. Экслибрисы с угрожающими надписями понравились особенно. Экий у нас народ кровожадный :-)

Пока я рассказывал, слушатели рисовали наброски собственных экслибрисов.












Творческая жилка есть у каждого, нужно только дать ей возможность раскрыться. Любой человек способен нарисовать свой собственный, неповторимый экслибрис.





Всегда интересно посмотреть поближе и своими руками потрогать «живые» оттиски экслибрисов, авторские доски с образцами ксилографии и офорта, инструменты по дереву и металлу.


Атмосфера была такая доброжелательная, что мне, не смотря на позднее время, не хотелось оттуда уходить. И уже после окончания официальной части я с наиболее увлеченными слушателями еще около часа говорили об экслибрисах за чаем. Спасибо клубу «Мастерская» за этот замечательный вечер. С удовольствием приду туда еще.

P.S. Сразу отвечаю на вопрос, который мне задают чаще всего. Да, у меня есть свой экслибрис :-)

Спасибо Музею Экслибриса за предоставленные демонстрационные материалы, а также сотрудникам проектов «Эшколь» и «Эшколот» - за фотографии и приятное сотрудничество!


Основные виды этого книжного знака:


Экслибрис выполняют в технике ксилографии (на дереве) или линогравюры.


Склеивают дерево столярным или казеиновым клеем с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Деревянные пластинки нужно плотно прижать друг к другу. После высыхания склеенную доску простругивают с двух сторон, а затем отделывают с лицевой стороны рубанком. Доска должна быть отполирована до зеркального блеска, поэтому ее лицевую сторону шлифуют вначале грубой, затем тонкой наждачной бумагой и полируют пемзой.

Готовую доску для гравирования из пальмового дерева можно также приобрести в специализированных магазинах.


Если не удастся приобрести набор готовых штихелей, то можно изготовить их самим из углеродистой стали марки У8, У9. Иногда для изготовления штихелей используют некоторые хирургические инструменты или надфили треугольного, круглого и плоского сечения. Отличные штихели получаются из отожженной и выровненной верхней обоймы подшипника.


Торцы (рабочие части штихелей) повторяют профили надфилей.

После механической обработки штихели закаливают, а затем доводят, полируя на тонкой шлифовальной бумаге и оселке. Штихель готов к работе, если при накладывании его режущей части на ноготь большого пальца он удерживается собственным весом. Тупой штихель соскальзывает.


Для работы также понадобится кожаная или холщовая подушка, набитая песком

Для печати лучше всего использовать черную типографскую краску (газовую сажу, разведенную в бензине). Если не удалось достать типографскую краску, можно использовать черную масляную краску. Из тюбика на газету, сложенную в несколько слоев, выдавливают кусочек краски длиной 5-10 см. Сверху его прикрывают от пыли и кладут в какое-нибудь место недели на две. За это время масло из краски впитается в газету, краска обезжирится и будет готова к употреблению.

Для печати лучше всего подходит гладкая мелованная бумага.

Вначале на бумаге карандашом выполняется эскиз, в котором объединяются в одно целое различные элементы книжного знака: выбранный символ, инициалы владельца библиотеки. Нужно разработать весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, шрифт.


Когда рисунок будет готов, его переводят через кальку в зеркальном отражении на доску для гравирования. Пользуясь зеркалом, нужно проверить правильность написания букв и точность мелких деталей.

Чтобы карандашный рисунок не стерся во время гравирования, его можно нанести тушью.

После этого приступают к гравировке. Этот процесс требует терпения и выдержки. Вначале подготовленную для гравирования доску кладут на подушку. На подушке доску можно свободно поворачивать и класть с любым наклоном. Берут штихель в правую руку так, чтобы его ручка упиралась в ладонь между большим и указательным пальцами. Штихель ведут вперед легкими движениями, при этом большой палец опирается на доску. Срезают штихелем все места, которые должны остаться на доске белыми. Срезать нужно осторожно, чтобы не затронуть черные линии рисунка. Если выбираются округлые линии, поворачивают не штихель, а доску на подушке навстречу резцу. Если выбирают большие плоскости, то вначале вырезают дерево около линии на расстоянии около 1 см.


На покрытую краской доску осторожно кладут чистый лист бумаги с небольшими полями. Чтобы лист не сдвинулся, его придерживают двумя пальцами левой руки. Затем поверхность бумаги тщательно проглаживают. Это можно сделать обычной стальной ложкой или косточкой (ее можно изготовить из пластмассовой ручки зубной щетки). Проглаживать нужно осторожно, чтобы не порвать бумагу в углублениях доски. Чтобы проверить качество оттиска, лист поднимают за уголок. Если оттиск получился неровным, бумагу проглаживают еще раз. Если качество первого оттиска вас не удовлетворит, в гравюру придется вносить поправки. В этом случае чистой тряпкой стирают всю краску с доски и, глядя на оттиск, вносят в гравюру исправления. Если же качество гравюры вас не устраивает совсем, придется ее переделать.

Чтобы качество гравюры было более высоким, профессиональные граверы обычно пользуются двух-трехкратной лупой. Ее устанавливают на специальном держателе. Лупа должна находиться на постоянном расстоянии от доски и должна быть достаточно большой.

Свежий оттиск нужно высушить. Высохший экслибрис наклеивается на форзац книги.

Экслибрис можно также сделать в технике линогравюры. Технически линогравюру делать проще, чем ксилографию.


Материалом для доски служит основный линолеум из натуральных материалов, лучше всего толщиной 5 мм. Синтетические линолеумы с применением различных заменителей для гравирования не годятся. Можно использовать старый, бывший в употреблении линолеум (иногда он даже лучше, так как более уплотнен).
Кусок линолеума вырезают из рулона, нагревают и выпрямляют под прессом. Затем линолеум шлифуют пемзой, периодически смачивая водой. Чем тщательнее будет шлифовка, тем качественнее получится оттиск.

Стамески (штихели) можно сделать самому из старых зонтичных спиц (они бывают разной ширины и уже имеют готовую канавку). Чтобы получить угловую стамеску, кусок спицы длиной около 10 см слегка отжигают, затем заготовку кладут на угол трехгранного напильника, привязывают проволокой и легкими ударами молотка придают ей нужную форму. После этого конец стамески закаливают. Для этого его нагревают до ярко-красного цвета и охлаждают в минеральном или растительном масле. После закалки инструменты вставляют в ручки и шлифуют их рабочую часть мелкой шкуркой. .


Все инструменты должны быть острыми, поэтому их концы нужно хорошо затачивать.

Весь процесс работы при гравировании на линолеуме в принципе не отличается от ксилографии.

Чтобы при гравировке были хорошо видны прорезаемые линии, поверхность линолеума грунтуют гуашевыми белилами или графитовым порошком. Темная грунтовка предпочтительней.


Гравюра на линолеуме появилась в конце XIX века. Она исполняется примерно так же, как и гравюра на дереве. Работают на линолеуме специальными штихелями, имеющими различную форму. Линолеум мягок, работать на нем сравнительно легко, поэтому экслибрис в этой технике получил широкое распространение.

Редко встречаются в наше время экслибрисы, выполненные в технике, носящей название резцовой гравюры на металле. Этот способ углубленного гравирования появился в Италии в XV веке. Специальным резцом (трехгранным или четырехгранным с косо срезанным концом) вырезается рисунок на стальных или медных досках. В полученные бороздки втирается краска (ладонью или тампоном). Печатается гравюра под прессом на влажной бумаге, которая хорошо впитывает краску. Эта техника очень трудна, она не допускает никаких поправок.
Широкой известностью пользуется техника офорта, возникшая в XVI веке. Здесь, в отличие от резцовой гравюры, линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравляются кислотой. Медную или цинковую пластинку покрывают растопленным лаком, состоящим из воска с примесью смолистых веществ. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку, обнажая в этих местах металл. Затем пластинку помещают в ванночку с азотной кислотой, которая травит металл в обнаженных местах. Затем нейтрализуют действие азотной кислоты, очищают лак, в образовавшиеся бороздки набивается краска и под сильным прессом с пластинки печатается гравюра на увлажненной бумаге.


Чаще чем офорт применяется техника сухой иглы. Она заключается в том, что художник процарапывает рисунок офортной иглой на чистой медной или цинковой пластинке, на целлулоиде или пластике. Шероховатости, образующиеся по краям бороздок (заусеницы), не очищаются. В бороздки набивается краска и печатают гравюру так же, как и офорт под прессом. Так как заусеницы быстро стираются, этим способом можно сделать лишь незначительное количество хороших оттисков. Техника сухой иглы проще техники офорта, так как не требует применения кислоты.

Экслибрисы исполняются и в технике светокопирования, шелкографии и даже путем размножения на шапирографе и ротапринте. Довольно широко практикуется воспроизведение рисунков пером, цинкографское, офсетом и фотографическое.

В начале XVIII века на внутренней стороне переплёта владельцы библиотеки стали наклеивать бумажные гравированные ярлыки с изображением родовых гербов, вензелей, полного наименования своей фамилии, а позднее различные изображения. Такие ярлыки назывались экслибрисами или книжными знаками. Мастер геральдических композиций прекрасно знал, каким штрихом следует обозначить в гравюре тот или иной цвет определённой части герба, орденской ленты: ведь цвет являлся составной частью геральдической символики. В ряде случаев цвет являлся единственным, что отличало идентичные по рисунку гербы двух различных дворянских фамилий.

Как свидетельствовала история прошлых веков, это случалось не часто. Появление книг в издательских переплётах, относительная дороговизна теснения суперэкслибриса определяли незначительный круг из распространения, а по мере возникновения бумажного книжного знака, последние стали их успешно вытеснять, наборными ярлыками с текстом в упрощенных акцидентных рамочках и без таковых. В России этот процесс прошел особенно заметно после отмены крепостного права и ещё более усиленно в годы быстро развивающегося капитализма.

Большинство гербовых знаков раньше размножали дорогостоящими способами углублённой печати: в офорте, резцовой гравюре, на меди или стали - труднейших разновидностях гравюры на металле. В начале XIX века уже литографировали. В последней трети века печать с оригинала начальных форм была почти вытеснена фотомеханическими способами (особенно печать с цинкографического клише). Гравюра, когда-то самостоятельный вид графики, постепенно превращался в репродукционное средство.


Не знаю как у вас, но у меня собрано порядочное количество бумажных книг – можно сказать небольшая библиотека. В отличие от их цифровых собратьев, к бумажным книгам я испытываю какие-то необъяснимо теплые чувства. И не только я. Поэтому сегодня я поделюсь с вами тем, как делать экслибрис – печать, подтверждающую, что это книги именно из вашей библиотеки!

Макетом экслибриса со мной любезно поделилась компания “Лето будет!”.

Вам понадобится:

  • Машинка Silhouette Mint™
  • Набор Печатей Минт 30 мм x 60 мм
  • Чернила Mint
  • Макет экслибриса

1-ый шаг: Выбор размер штампа

Определимся с размером печати. Выберите подходящий вам. Если вы сомневаетесь, проверьте его - он указан в нижней части листа для печатей.



2-ой шаг: Создание макета для штампа

Используем картинку экслибриса. Она была создана на основе логотипа компании, сохранена в формате JPG и загружена в программу Silhouette Mint. Вы можете сделать линии толще, выбрав Тип линий > Толщина (Line Style > Line Thickness).



3-ий шаг: Печатайте штамп на Silhouette Mint

Отправьте макет на Минт. Просто следуйте указаниям в программе Mint Studio.



4-ый шаг: Соберите штамп

Как только печать выйдет из Минта, согните ее по линиям перфорации и достаньте из держателя лист штампа.

Теперь снимите прозрачную подложку, чтобы обнажился клеящий слой. Аккуратно наклейте штамп посередине оснастки.



Теперь снимаем защитную пленку со штампа.


5-ый шаг: Промокните штамп чернилами

Положите штамп на ровную поверхность и нанесите чернила. Следите, чтобы цвета не смешивались. Дайте чернилам 5-10 минут впитаться в штамп. Сделайте несколько отпечатков на листе ненужной бумаги – так можно удалить излишки чернил.


6-ой шаг : Нанесите наклейку на штамп

Каждый штамп идет в комплекте с наклейкой. Проштампуйте ваш макет на наклейке и приклейте ее к штампу – так вы легко различите его среди других.

7-ой шаг: Отпечатайте экслибрис на книгах

Теперь вы можете смело проштамповать экслибрис на всех книгах вашей библиотеки. Очень удобно, особенно, если вы даете почитать книги своим друзьям!

Читайте также: