Как лучше вести конспекты от руки или на компьютере

Обновлено: 04.07.2024

Профессор университета Мичигана Сьюзан Динарски написала колонку для The New York Times, подробно объяснив, почему запрещает своим студентам пользоваться ноутбуками и планшетами на лекциях. Она уверена - в печатном способе конспектирования нового материала гораздо больше минусов, чем плюсов. Записать лекции, по мнению профессора, нужно исключительно от руки.

Появляется все больше доказательств того, что студенты запоминают меньше, когда пользуются на лекциях компьютерами или планшетами. Также, как правило, они получают худшие оценки.

Доказывая свою точку зрения, Сьюзан Динарски рассказала сразу о нескольких недавних исследований, которые доказывают, что электроника вредит не только тем студентам, которые ее используют, но тем, кто сидят рядом с ними, но пишут от руки.

Во-первых, профессор рассказала о недавнем эксперименте ученых университетов Принстона и Калифорнии. Исследователи в случайном порядке выдали одним студентам ноутбуки, а другим - ручки и блокноты. Затем, после небольшого теста, стало ясно - те, кто писал лекцию от руки, запомнили больше материала. Согласно выводам ученых, когда человек печатает лекции на компьютере, основная часть новой информации остается неосмысленной. Так, электронные тексты после эксперимента больше напоминали стенограмму лекции. Те же, кто писал от руки, сокращал информацию вдумчиво. Да, рукописные лекции были более краткими, но содержали основные тезисы и самые важные вопросы.

Еще одно исследование провели канадские психологи из Йоркского Университета и Университета Макмастера. Они разрешили некоторым студентам развлекаться с ноутбуками как угодно. Например, можно было смотреть фильмы или разглядывать сайты, не относящиеся к материалам лекции. Конечно, ученых не удивило, что эти студенты запомнили меньше материала. Однако, как позже выяснилось, подобные развлечения негативно сказались и на успеваемости тех, кто слушал лекцию, но сидел рядом с увлеченными гаджетами испытуемыми. Таким образом, использование компьютеров отвлекает окружающих от учебного процесса.

Еще одно исследование было организовано в Военной академии США в Вест-Пойнте. Там также отметили, что лучше занимались те студенты, у которых не было на занятиях ноутбука или планшета.

Помня о приведенных данных, профессор Сьюзан Динарски предлагает и остальным преподавателям запрещать использование ноутбуков и планшетов во время лекций. Исключение, по ее словам, можно допускать только для студентов с инвалидностью. Им гаджеты действительно помогают лучше учиться.

Кстати, некоторое время назад «Летидор» писал о новой инициативе Кембриджского университета, руководство которого решило позволить учащимся сдавать экзамен при помощи планшетов и ноутбуков, поскольку молодежь почти разучилась хорошо писать от руки.

КОНСПЕКТЫ ПИСЬМЕННЫЕ VS ЭЛЕКТРОННЫЕ: ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ?

Сегодня необязательно конспектировать бесконечные лекции до отвала рук, ведь теперь можно делать записи в электронном формате. И тем не менее, при всех преимуществах этого варианта, многие предпочитают бумажные конспекты и не собираются от них отказываться.

Во время письма возникают мозговые волны, важные для запоминания, а также активируются многие органы чувств. Мозг получает больше "крючков", на которые можно "повесить" воспоминания. Во время же механического нажатия на кнопки клавиатуры мозгу зацепиться не за что.

Физически невозможно записать все, что говорит лектор, а потому, хочешь не хочешь, приходится внимательно слушать, вникать, выделять главное. Так ты все время сфокусирован на предмете и лучше усваиваешь информацию.

Часто на поиск нужных инструментов/символов в программе и рисование мышью уходит много времени, а зарисовка карандашом — минутное дело.

Только одно это может склонить человека в сторону записей от руки. Оригинальное оформление, письмо особого стиля, выделение маркерами — все это превращает конспектирование в увлекательное творчество.

Электронные записи — идеальный вариант для тех, кто печатает быстрее, чем пишет. Легче поспеть за лектором, к тому же руки не так устают, как во время письменного конспектирования.

Электронные устройства позволяют хранить информацию в одном месте и сортировать ее по папкам. Чтобы найти какую-либо лекцию, не придется листать тетрадь — достаточно открыть папку с соответствующим названием.

Электронный формат позволяет не только делать записи, но и вставлять картинки, аудиозаписи с лекциями, видео.

Не нужно тратиться на канцелярию, все записи и инструменты — на одном носителе.

Вместо того, чтобы одалживать тетрадь или отправлять фотографии письменного конспекта, можно просто скинуть файл.

А этот пункт привлечет тех, кто, напротив, не любит оформлять конспекты от руки, но тоже хочет, чтобы записи выглядели красиво и аккуратно. В электронном конспекте достичь этого можно в несколько нажатий: обводим текст и выбираем дизайн.

Количественно выходит, что в электронных конспектах плюсов больше, но некоторые преимущества записей от руки могут перекрыть их все. В любом случае, ты можешь совмещать эти два способа и извлекать пользу из обоих.

А еще помни: все индивидуально, и главное, чтобы удобно было именно тебе.

Электронный конспект или бумажный? Разбираемся в плюсах и минусах

Информационные технологии с каждым днем все активнее проникают во все сферы жизни. Учебный процесс не исключение, достаточно вспомнить, как этой весной студенты Белорусского национального технического университета перешли на обучение по индивидуальному графику с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тогда вуз отлично справился со своей задачей. А если говорить о лекциях? Большинство студентов привыкли конспектировать их под четкую диктовку преподавателя в блокноте или тетради. Тем не менее есть ребята, которые предпочитают не носить стопку бумажных носителей и не отмывать потом руки от чернил, а вести конспекты на своих ноутбуках. Каких больше, узнаем позже.

В Instagram мы создали опрос, чтобы узнать, какие конспекты предпочитают вести наши студенты: бумажные или электронные. И совсем скоро будет известен результат, но для этого вам нужно дочитать материал до конца.)

Сейчас же разберемся в плюсах и минусах ведения электронных и бумажных конспектов. Для этого обратимся к научному исследованию.

Психологи из Принстонского и Калифорнийского университетов провели сравнительное исследование эффективности записей лекций от руки и при помощи компьютера. Использование ноутбуков становится более популярным, а конспектирование на бумаге некоторым студентам кажется старомодным. Кроме того, печатать быстрее, но, оказывается, писать от руки эффективнее.


Есть две гипотезы, почему ведение бумажных конспектов эффективнее. Первая называется гипотезой кодирования . Считается, что когда студент делает заметки, прописывая все ручкой, он лучше запоминает. Вторая же называется гипотезой внешнего хранилища: д елая записи, вы можете перелистнуть пару страниц назад и вспомнить, что вы проходили на прошлой лекции.

С другой стороны, психологи пришли к выводу, что студенты могут печатать быстрее, чем писать, соответственно тратят на это меньше времени и успевают сделать записи за преподавателем.

В исследовании, опубликованном в журнале «Psychological Science», Пэм А. Мюллер из Принстонского университета и Дэниел М. Оппенгеймер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе попытались проверить, как ведение записей вручную или с помощью компьютера влияет на обучение.

«Когда люди печатают свои заметки, у них есть тенденция делать стенографические заметки и записывать как можно больше лекций», – говорит Мюллер Рэйчел Мартин из NPR. – «Студенты, которые вели стенографические записи в наших исследованиях, были вынуждены быть более избирательными, потому что вы не можете писать так быстро, как печатаете. И эта дополнительная обработка материала, которую они делали, пошла им на пользу» (перевод – Ирина Журик) .

Выводы исследования заключаются в том, что студенты, которые ведут бумажные конспекты, имеют лучшую успеваемость.

Следует отметить, что данными об этом исследовании мы ни в коем случае не призываем вас к выбору бумажных конспектов. Советуем делать так, как вам удобнее.


Мы также решили пообщаться со студентами БНТУ, чтобы узнать, каким образом они предпочитают вести конспекты.

Яна Гапутина, студентка второго курса факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства.

В моей группе большинство ведут бумажные конспекты. Мы пробовали печатать на ноутбуке, но это оказалось не слишком удобно: ноутбук тяжелее и объемнее тетради, и нужно искать розетку, чтобы подключить зарядное. Для меня самое главное преимущество бумажного конспекта над электронным – скорость и удобство оформления. Я не успеваю в Microsoft Word быстро вставлять формулы или латинские буквы, схемы, диаграммы, тогда как в тетради легко все быстро зарисовать. Я использую одну кольцевую блочную тетрадь для всех лекций, и она в несколько раз легче ноутбука. А еще, переписывая рукой материал, мне легче его запомнить.

Диана Завацкая учится на пятом курсе машиностроительного факультета. Девушка является отличницей и стипендиатом специального фонда президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Электронный конспект студентка ведет второй год и уже не представляет, что это такое – писать ручкой.


В моей группе электронные конспекты ведут пару человек. Для меня это очень удобно, мой макбук весит меньше двух килограммов, а в нем и конспекты лекций, и рефераты, и контрольные, и курсовые. У меня все расформировано по папкам, поэтому ничего не пропадает. Я быстро печатаю (примерно в два раза быстрее основной массы группы), поэтому у меня остается время на то, чтобы проверить социальные сети (иногда грешу этим в силу специфики своей работы), но это никак не отражается на плодотворности учебы. Зарядки макбука хватает на весь день, поэтому искать розетку в аудитории не приходится. А еще, электронный конспект – это удобно, красиво и понятно (особенно актуально для тех, у кого с почерком беда).

Анастасия Рудович учится на третьем курсе строительного факультета. Девушка также предпочитает вести электронный конспект.

Когда я училась на втором курсе, стала не успевать записывать за преподавателем, поэтому решила конспектировать на смартфон. Я печатаю конспекты в своих заметках, там можно делать таблицы, рисунки, вставлять фото. Уже дома переношу все на ноутбук. Конспектировать сразу на ноутбук мне неудобно, потому что не успеваю, а использовать смартфон комфортно: он занимает мало места и легкий.


Даниил Куган, третьекурсник энергетического факультета, всегда вел бумажные конспекты и отказываться от них не собирается.

У нас есть ребята, которые конспектируют лекции на электронных устройствах, но не всем преподавателям это нравится, и они просят записывать в тетради. Да, и мне вести бумажный конспект гораздо проще: в ноутбуке может зарядка сесть или он может просто зависнуть .


Интересно, а что думают непосредственно педагоги о ведении электронных конспектов? Спросили у Наталии Александровны Григорьевой, преподавателя строительного факультета.

Будучи студентом, я всегда задавалась вопросом оптимизации работы над конспектом дисциплины. Пробовала писать сокращенно и печатать лекции под диктовку. Сейчас как преподаватель точно могу сказать, что от руки записанная и изображенная информация лучше откладывается в памяти. В то же время электронный конспект сложно читать в сокращенном виде, скорее это полуфабрикат шпаргалки. Тем более, что изображения, графики и чертежи важны именно процессом их создания, а не копирования. Поэтому истина где-то посередине: лучшим вариантом считаю распечатанный основной многостраничный материал с большим количеством пометок, уточнений, выделений и зарисовок на широких полях.


Итак, в завершение публикуем данные нашего небольшого исследования. Судя по голосованию, 93 % ведут бумажные конспекты, электронные предпочитают лишь 7 % опрошенных. К слову, если вы все же решили вести электронный, обязательно обговорите этот момент с лектором: уместно ли будет записывать его лекции на электронные устройства.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

  • Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
  • Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
  • Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
  • Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

Метод таблиц


Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Читайте также: