Как открыть файл dme

Обновлено: 07.07.2024


В данной записи, хочу познакомить Вас с программой ToolSet32(далее Tool32), точнее даже не познакомить, так как многие о ней наверняка знают, а провести краткий курс работы с программой, краткое руководство, принцип работы, некоторые особенности и функции программы.
Программа Tool32, входит в состав BMW Standard Tools, включая комплекс Ediabas. Все знают что данный комплекс, является связующим интерфейсом между машиной и диагностическим ПО. Как установить и где скачать BMW Standard Tools, какие адаптеры для этого нужны, я рассказывать не буду, так как этой информации валом в интернете. Скажу одно, что всем, кто хочет работать с ЭБУ BMW этот комплекс обязателен. В его состав входят такие программы как INPA, NCS Expert, WinKFP ну и соответственно Tool32, о последнем и будет речь, так как с остальными более менее всем понятно.
Tool32 это по сути программа для низкоуровневого взаимодействия с блоками управления автомобиля.
Собственно вот она:


Многие из нас, игнорируют данную программу, в принципе и правильно делают) Так как неосознанные и без понятия действия, могут привести к непредсказуемому результату и неудачным последствиям. Тыкать на абум с этой программой не прокатят, в данном случае надо знать и понимать что делаем и какой будет результат. Ну да ладно, у нас краткий курс и руководство, поэтому не будем отходить от темы.
Для работы в Tool32 требуются SGBD-файлы (SGBD = Steuergerätebeschreibungsdatei). Это файлы, которые описывают доступные функции и параметры этих функций в конкретных блоках управления. Изначально Tool32 была придумана как отладочная программа для разработчиков диагностического ПО.
SGBD-файлы имеют расширение .PRG. Как правило любой диагностический софт использует их, чтобы работать с блоками управления, те же ISTA/P и Rheingold. И даже INPA, которая на самом деле является интерпретатором скриптов (IPO), использующих функции из SGBD-файлов для получения результата и вывода его в виде таблиц или изображений. В том числе и многочисленные утилиты, созданные программистами.
С помощью Tool32 можно открыть SGBD-файл, увидеть список доступных функций (или методов, в терминологии программирования), вызвать их, передав необходимые параметры (если есть) и получить результат выполнения. Точно такие же результаты, но оформленные в более читаемом виде, вы получаете при использовании любого диагностического ПО. Проще говоря, диагностировать что-либо можно даже с помощью одного только Tool32, конечно если позволяет опыт и навыки.

Программа кстати, может работать в тестовом режиме, конечно, какие либо данные с блоков по авто Вы не получите, но, набраться опыта и поучиться работать с программой, работой с файлами вполне. Чтобы активировать тестовый режим, нужно запустить Tool32 (если у кого при установке комплекса программ, не создался ярлык запуска Tool32, то файл для запуска при стандартной установке комплекса, программы находится по пути c:\EDIABAS\Bin\Tool32.exe), далее зайти во вкладку "Configuration", далее выбрать "Ediabas", и поставить галочку в строке "Simulftion", вот так:



Советую изучить и ознакомиться.
Так как Tool32 работает с файлами SGBD, нам нужно научиться определять и выбирать его правильно. Прежде всего, нам понадобятся файлы SP-daten для кузова с которым хотим работать, эти файлы можно скачать на просторах интернета (я уже приводил ссылки в прошлых записях). На примере своего BMW (е39), я покажу и расскажу как правильно выбрать необходимый файл, в принципе с другими кузовами технология та же. Нам понадобится файл E39SGFAM.DAT, который находится в папке "daten", открываем его текстовым редактором, получаем:


В этой таблице перечислены имена блоков управления и соответствующие им имена CABD- и C_SGBD-файлов. CABD = Codierablaufbeschreibungsdatei, скрипт того же формата (IPO), что применяется в INPA, но предназначен для процедуры кодирования блока управления (они часто используются одни и те же, ввиду одинаковости процедуры), а C_SGBD — SGBD-файл с функциями кодирования блока. Вот эти самые C_SGBD нас и интересуют. Например если я ищу файл приборной панели е39, то смотрим KMB получаем имя C_KMB, вот собственно именно с этим именем файл SGBD нам необходимо открыть в программе Tool32.
Сам по себе E39SGFAM.DAT не совсем точен, т.к. предполагает только один вариант CABD-/C_SGBD-файлов на конкретное имя блока, тогда как с выпуском новой прошивки могут потребоваться другие.

Приступим к работе, необходимо подключить адаптер к машине, включить зажигание. Имя файла SGBD-файла нам известно, поэтому открываем Tool32, далее "File -> Load SGBD, Group file" и идём в папку C:\EDIABAS\ecu\ (скорее всего диалоговое окно откроется сразу в этой папке), ищем там "C_KMB.PRG" и открываем:



Прошу заметить, что открывать и выбирать нужно только те файлы, функции блоков которые имеются в автомобиле, иначе выполнять какую либо работу с файлом Вы не сможете.

Итак, после открытия файла, Вы увидите кучу открывшихся окошек, это хорошо, так и должно быть, это означает, что связь с машиной установлена, если же никаких окошек нет, то проверяйте настройки Ediabas, либо верно выбранный SGBD-файл.
Из всех открывшихся окошек нас интересуют лишь три: Select Job: название модуля (список функций), Job-Info (подсказка по функции/её параметрам), ну и конечно же Results. Остальные окошки можно свернуть.
При выборе нужной строки одним кликом (одним нажатием), в окошке Job-Info Вы получите пояснения на данную операцию, например:


При выборе строки двойным кликом, данная операция будет выполнена, поэтому всё же рекомендую для запуска использовать клавишу F5, ну и предупрежу, строго запускайте операции, в которых Вы имеете понятие, что будет сделано в итоге, окошко Job-Info, так как здесь содержится информация о функции, её параметрах, формате данных и результатах, которые мы получим в результате выполнения данной функции, причем Google-переводчик совместно с этим окошком даст возможность разобраться что выполняет та или иная операция.
Я думаю с этим более менее разобрались, теперь я приведу пример выполненных операций с блоками своей е39, сразу прошу заметить, что в блоках свежее, может быть больше операций.
Раз уж открыли файл функций блока приборной панели (KMB), то например строка c_zcs_lesen, даст нам информацию о шифре ZCS, записанным в приборку:


Строка c_fg_lesen, даст нам информацию о номере кузова:


Строка ident, даст информацию о блоке приборки:


Строка sia_reset файла приборной панели, позволит нам сбросить сервисный интервал.

Считали так же информацию о номере кузова с блока EWS:


Далее откроем файл SGBD функций ЭБУ DME, т.е. нашего ДВС, для этого откроем файл с именем MS411DS1.PRG, видим что строк операций значительно больше:


Считали информацию по ЭБУ операцией info:


Посмотрели номер запчасти ЭБУ DME, марку ДВС и тд тп выполнив операцию ident:


Посмотрели ошибки неисправностей ЭБУ ДВС, выполнив операцию fs_lesen:


Считали номер ISN для EWS, воспользовавшись операцией isn_lesen:


Если обобщить то строки имеющие слово lesen позволяют нам считать различного рода информацию с ЭБУ (пример я привел выше), строка info позволяет нам получить информацию о ЭБУ соответственно (маркировка, версия), строка ident позволит нам узнать номер детали ЭБУ, дату выпуска, маркировку ДВС и тд, !далее очень внимательно и аккуратно!, строки с словом loeschen произведет сброс каких либо данных ЭБУ, например строка adapt_loeschen в блоке ДВС, произведет сброс всех адаптаций, строка fs_loeschen удалит все неисправности из памяти ЭБУ ДВС, строки со словами checksumme говорят о работе с контрольной суммой ЭБУ, строки с словом schreiben произведут запись данных в ЭБУ (с этой строкой будьте очень внимательны и аккуратны, выполняйте данную операцию с полным понятием того, что Вы делаете), строки с словом status дадут какую либо информацию, статус, значение, положение в режиме реального времени, например строка status_l_sonde даст нам информацию о напряжении лямбда зондов до катализатора, строки с словом steuern произведут запуск механизма, оборудования, например строка steuern_selbsttest_ein в блоке приборки, произведет запуск теста приборной панели, соответственно строка steuern_selbsttest_aus выключит тест приборной панели, строка со словом reset произведет перезапуск какого либо оборудования, механизма, например строка steuergeraete_reset в блоке приборки, произведет перезапуск приборной панели. Стоит так же упомянуть, что некоторые операции как например c_s_lesen в блоке приборной панели, описан формат единственного аргумента (параметра) функции. Называется аргумент BINAER_BUFFER (и имеет тип Data, т. е. надо ставить соответствующую галочку в поле ввода перед выполнение операции), в таких операциях как например steuern_selbsttest_ein (тест приборной панели) галочка Data соответственно должна быть снята.

Это так сказать простейшие операции для примера работы с файлами функций блоков автомобиля. Естественно функционал программы Tool32 на этом не ограничивается, точнее это самые простейшие операции по считыванию информации с ЭБУ, дабы по-ближе познакомиться с программой.

На данном этапе, знакомство наше с программой подошло к концу. Да и драйв2 нас ограничивает и намекает, что пора заканчивать) Дабы не грузить теорией в своем БЖ, хоть и связанной с работой ЭБУ BMW, следующие записи будут связаны непосредственно с моей е39, а уж потом продолжим наше обучение и работу с ЭБУ BMW. В следующих теоретических записях я познакомлю Вас с более сложными операциями Tool32, хотя эту информацию смогут осилить далеко не все, это по силу программистам, так как работать придется с байтами, калькуляторами для программистов и тд и тп.)

Еще раз повторюсь, все Вы делаете на свой страх и риск, и советую выполнять и работать с ЭБУ, только с полным осознанием, уверенностью и понятием, что Вы делаете.
Многую информацию, я черпал с форумов по работе с ЭБУ BMW, а так же спасибо за помощь в написании статьи MrPerfekt , и вам настоятельно рекомендую, подписаться на его блог, больше читать, изучать теории, а потом уже приступать к практике.
Лучшая благодарность за труд, это Ваши лайки, комментарии и репосты, хоть я и не напрашиваюсь)

Читайте также: