Как печатали газеты без компьютеров

Обновлено: 07.07.2024

Газеты выходят уже почти 2000 лет. Первые газеты появились еще в Древнем Риме, во времена Юлия Цезаря, тогда они были просто глиняными табличками, на которых записывали хронику последних событий. выпуск газетной продукции имеет свою интересную историю.

Как печатают газеты?

Самая первое в истории газет издание, которое печатали на бумаге, выходило в Китае с 911 года и называлось «Столичный вестник» («Цзинь бао»). Содержание газеты целиком вырезалось на доске, которая потом смазывалась краской — и с нее делались отпечатки.

От такой технологии в печатном деле человечество давно ушло. Несколько веков газеты некоторое время печатали простым набором. В ознаменование 100-летия со дня рождения в Москве в Манеже была выставка, на которой мне довелось побывать. По малолетству огромность замыслов организаторов я не осилил, мне больше всего запомнилась печатающая машина (ротатор), которая воспроизводила первый номер ленинской «Искры». Это было просто чудесно: с лязгом и шумом двигались какие-то огромные металлические рамы — и появлялись все новые и новые экземпляры газеты. Так производилась печать газет около века назад. Один из экземпляров у нас дома потом хранился много лет.

Последние десятилетия газеты стали уступать свои позиции, вперед вырвались новостные сайты и ленты в Интернете, однако еще в 2006 году в России выходила 49.201 газета, в том числе 2389 — на латинице.

  • Высокая печать.
  • Глубокая печать.
  • Цифровая печать.
  • Флексографическая печать.
  • Офсетная печать.

Разберем все эти технологии печати по отдельности.

Высокая печать

Этот вид печати был изобретен самым первым — таким образом печатали в Китае в 911 году самую первую газету в мире. Эту технологию использовал Иоганн Гутенберг. Долгое время она была основным способом печати.

Недостатки этой технологии — сложность набора, использование тяжелого и ядовитого гартового сплава с большим содержанием свинца.

Глубокая печать

Ее изобрел в конце XIX века Карел Клич. Эта печать дает рельефный эффект рисунка и используется только там, где необходимо особенно высокое качество: например, для печати банкнот, бланков ценных бумаг, высококачественных иллюстрированных журналов с множеством фотографий.

В наше время газеты по этой технологии почти не печатают, зато она является доминирующей на рынке печати упаковочных материалов. Потому что одна форма, будучи раз отлита, может работать очень и очень долго, что сказывается на цене производимой упаковки.

Цифровая печать

Иначе можно назвать эту технологию «печатью без постоянных печатных форм». Фирмы Canon, Minolta, Koniсa, Xerox, НР и другие изготавливают мощные принтеры, а фирма Riso разработала ризографы, работающие по схожей технологии. Тонер и в принтерах, и в ризографах наносится непосредственно на бумагу, нет необходимости создавать специальные промежуточные печатные формы — такие, как в высокой или глубокой печати.

Как печатают газеты?

Используется для создания всевозможных визиток, брошюрок, руководств пользователя, документации для массовых электронных приборов… Короче, для тех видов бумажной продукции, которые имеют относительно малые тиражи, но зато нужны немедленно. Фото: Depositphotos

Отчасти используется и для производства выпусков малотиражных газет, тиражом в 500−1000 экземпляров.

Флексографическая печать

Это высокая ротационная печать с использованием гибких печатных форм, которые могут быть размещены на ротационных барабанах. Сам термин появился в 1966 году в Германии.

Данный вид печати используется в основном для печати этикеток, различных упаковок и пластиковых пакетов. Газеты этим способом печатаются весьма редко.

Офсетная печать

В настоящее время для крупных тиражей газет используют именно офсетную печать. Существует листовая и ролевая офсетная печать. Первые офсетные станки появились в США в 1905 году. Название происходит от английского off-set — без контакта с печатной формой.

Как печатают газеты?

При тиражах газет до 10.000 экземпляров чаще используют листовую офсетную печать, а ролевая (рулонная) офсетная печать используется для тиражей больше 10.000 экземпляров. Фото: Depositphotos

На печатную форму наносится краска, с цилиндра печатной формы краска переносится на офсетный вал, а уже с него — на бумагу. Такая технология позволяет медленнее изнашиваться печатной форме и обеспечивает большую четкость печати и более ровное нанесение краски.

Наиболее современным видом печати является цифровой офсет, сочетающий в себе особенности и цифровой, и офсетной печати. При этой технологии сначала создается цифровой макет, который затем переносится на печатную форму, установленную в офсетную машину.

Таким способом печатаются все наиболее знаменитые газеты, те, тираж которых и все еще исключительно велик. Хотя в наше время печатное слово переживает очень сложный период, его теснят интернет-издания. Но даже и сегодня совокупный тираж шести общероссийских газет лишь немного превышает 1 миллион экземпляров, тогда как всего лишь одна газета «USA Today» ежедневно выходит в количестве 2.500.000 экземпляров, а «The Wall Street Journal» и «The New York Times», каждая, имеют тиражи свыше 2.000.000 экземпляров.

Когда человек берет в руки книгу или газету , читает поздравительную открытку , вынимает из почтового ящика рекламную листовку , он не думает о том , как все это сделано. Но ведь это так интересно! «Капиталист» решил узнать , рассказать и показать нашим читателям , как выпускаются книги , газеты , журналы , открытки и листовки. Мы отправились в издательско-полиграфическое предприятие ( ИПП) «Алтай».

Печатное дело.

Наш выбор был сделан просто: при всем нашем уважении к остальным барнаульским типографиям , «Алтай» был и остается ведущим предприятием отрасли. Не так давно выяснили , что оно ведет свою историю от открытой в 1917 году типографии. Кто был ее хозяином , надо еще выяснить , но на предприятии есть намерение в 2017 году отпраздновать столетний юбилей. По нынешнему своему адресу — ул. Короленко , 105 — типография «Алтай» находится уже как минимум семьдесят лет. Сначала и редакции , и типографии ютились в небольшом здании , которое сейчас не сразу и найдешь. В 70-е был построен редакционно-издательский комплекс , который уже в 2000-е преобразился — как снаружи , так и внутри.

Существенные перемены произошли и в технологическом процессе. Когда-то в типографии для набора текстов работал огромный цех с линотипами ( с одной стороны этой машины в плавильном тигле плавился свинец , с другой — выкатывались еще горячие строчки набранного текста). Газетные полосы верстал метранпаж ( французское слово , означавшее примерно «хозяин страниц») на станке , который назывался талер ( своего рода монтажный стол — на нем метранпаж выставлял колонки текста в раму и делал первые оттиски , которые потом читали корректора). В редакциях новичков посылали в типографию к Федору Ивановичу Талеру спросить что-нибудь.

Фотографии переводились на цинковые клише. Для печати отливались металлические формы. Ротационные ( печатные) машины были высотой с три этажа. ( Кстати , когда Остап Бендер называл журналистов «шакалы ротационных машин», он был не совсем прав — журналисты не так уж часто видят ротационные машины). Печатники за день перетаскивали на руках центнеры печатных форм — работа , в общем , была не женская.

Сейчас многое изменилось. Набор текста и верстка производятся на компьютерах , печатные формы алюминиевые , печатные машины стали компактнее. Правда , работа печатника осталась по-прежнему мужской. И по-прежнему в основе процесса — бумага. Изобретение бумаги — одно из сделанных китайцами четырех великих открытий , которые изменили мир. Некто Цай Лунь в 105 году нашей эры создал первый лист бумаги. В 1799 году француз Луи-Николя Робер изобрел первую бумагоделательную машину , сделав возможным тиражные газеты. Пишут , что изобретены тончайшие гибкие дисплеи , которые в перспективе смогут заменить газетный лист. Но до того , как эта технология станет по-настоящему массовой , человечеству не обойтись без бумаги.

ИПП «Алтай» уже много лет сотрудничает с Соликамским целлюлозно-бумажным комбинатом ( Соликамскбумпром).

Печатное дело.

Бумага прибывает на предприятие в плотной упаковке , в закрытых вагонах: ее «внутреннее состояние» — прежде всего , влажность , очень важно для процесса печати.

Печатное дело.

Упаковку срезают , рулоны отвозят к машинам.

Печатное дело.

Рулон на сленге печатников зовется еще «роль» — отсюда название «ролевая печатная машина». Только в слове «ролевая» ударение на первом слоге.

Печатное дело.

Газеты в ИПП «Алтай» печатаются на ротационной машине CityLine express , выпущенной корпорацией Manugraph в Индии. Основанная в 1972 году , в 1994-м компания первой в стране получила право маркировать продукцию знаком «Сделано в Индии». Машины поставляются во многие страны мира , в том числе и в Россию. В ИПП «Алтай» машина появилась недавно , в рамках общего технического обновления , на которое было потрачено 4 млн 200 тысяч долларов.

Печатное дело.

С давних пор те части печатной машины , где находится краска и идет печать , называют башни. Производство за последние два десятка лет стало намного компактнее , но термин остался. На этой машине — четыре «башни». Газету , в зависимости от тиража , можно печатать на одной , двух или всех четырех «башнях».

Печатное дело.

Внутри каждой «башни» — секции с краской. Черно-белая газета печатается черной краской ( «в одну краску» — говорят печатники). Бывают газеты «в две краски» ( текст черный , а заголовки — синие , красные , зеленые или какие-нибудь еще). А полноцветная газета печатается «в четыре краски». Да , именно так — вся палитра цвета создается сочетанием и смешиванием синей , желтой , красной и черной красок.

Печатное дело.

Этими винтами регулируется толщина красочного слоя.

Печатное дело.

А теперь немного о газете. Само слово итальянское — газетта называли мелкую монету , за которую в XVI веке можно было купить листок с придворными и торговыми новостями. В Барнауле самая первая газета вышла в 1890-м году — она называлась «Ежедневные телеграммы Российского телеграфного агенства». В 1895 году она стала относительно периодической , а в 1908 году начали выходить также «Барнаульские ежедневные телеграммы». Текст тогда набирался из типографского шрифта вручную. За сто лет технологии изменились очень сильно , а в последние двадцать лет произошла настоящая революция. Например , еще недавно для доставки в цех полос ( страниц) использовалась пневмопочта , или курьеры. Ну , вот просто бегал человек между этажами. Сейчас все компьютеризировано. Сверстанные в редакциях полосы поступают по Сети в цех , где на специальной машине изготавливают пластины , с которых потом будет вестись печать газеты.

Печатное дело.

Пластины в ИПП «Алтай» изготавливаются на машине PlateRite японской фирмы Dainippon Screen , поставляющей свою технику по всему миру.

Что такое пластина? Это лист практически чистого алюминия ( 99,97 процента алюминия , 0,03 процента титана) толщиной 0,3 мм , с одной стороны которого нанесен синий светочувствительный слой. Лазером и щелочью с этой пластины удаляется все «лишнее» в соответствии с макетом полосы — краска остается только на «печатающем элементе». На этом фото мы видим пластину «Вечернего Барнаула» «в одну краску»:

Печатное дело.

Если газета печатается «в две краски», или полноцвет — то пластин делается несколько , до четырех.

Печатное дело.

После того , как пластины ( печатные формы) закрепляются на печатных ( формных — от форма) цилиндрах , бумага натягивается особым образом на рифленые ( чтобы бумага не скользила) валы. Когда все готово , раздается предупредительный гудок , и после этого начинается печать.

Печатное дело.

Печатное дело.

Газета печатается и сразу же фальцуется — сгибается. А в конце процесса и режется.

Печатное дело.

Печатное дело.

Печатное дело.

Печатное дело.

Вот появились первые готовые экземпляры. Печатники тут же проверяют , как пропечатались текст и изображения , и регулируют уровень краски.

Печатное дело.

Печатное дело.

А когда все налажено , машину пускают на полную мощь. С какой скоростью ( в метрах и секундах) несется бумага по валам , неизвестно , но сейчас машина выдает 18 тысяч оттисков в час , а при необходимости может выдавать и до 40 тысяч оттисков в час.

Печатное дело.

Печатное дело.

Печатное дело.

Технолог Лидия Павловна Гранкина тщательно проверяет качество печати. «Газета — однодневка , но читателю она должна нравиться…» — говорит Лидия Павловна. Она отработала в типографии 43 года , в свою работу по-настоящему влюблена. В печатном процессе на самом деле есть много красоты. Это тоже акт творения — вот был бесконечный рулон белой бумаги , и вдруг он становится газетой , книгой , журналом — превращается в собеседника для огромного количества людей…

Печатное дело.

Газета пакуется в пачки на специальном станке. К назначенному времени газету уже ждут машины «Почты России» — часть везут по почтовым отделениям , часть — на автовокзал , где их забирают автобусы , часть — на железнодорожный вокзал , к поездам. Поэтому для газет важно не выбиться из графика — если газета опоздала на поезд , то читатель получит ее как минимум на сутки позже.

В советские времена газет в типографии выпускали столько , что работа шла круглосуточно. Сейчас в ИПП «Алтай» уже почти достигли тех темпов. Клиенты идут в ИПП «Алтай» потому , что знают — тут работают по правилам , унаследованным от нескольких поколений печатников. Для тех же , кто хотел бы воспользоваться услугами ИПП , есть «окно» глубокой ночью — 3.30 до 9.30. Или можно увеличить скорость печати.

А теперь поднимемся на второй этаж типографии , где работает машина листовой печати , единственная в крае Lithrone японской корпорации Komori Corporation , одного из крупнейших мировых производителей печатных машин. На такой же технике работают издательства в Москве и Петербурге , а также в Европе , США и других странах с развитой полиграфией.

Печатное дело.

Печатное дело.

Именно это высококлассное полиграфическое оборудование позволяет выпускать книги , глянцевые и простые журналы , буклеты , календари , разноформатные листовки , скидочные купоны и многое , многое другое.

ИПП «Алтай» печатает книги много лет. В времена СССР Алтайское книжное издательство размещало здесь свои заказы. И сегодня , несмотря на разговоры о том , что скоро вся литература уйдет в Сеть , ИПП «Алтай» выпускает много книг — хороших и разных.

Что такое книга для людей? Что такое книга для людей? Начнем с того , что у книг есть свой праздник — Всемирный День книг и авторского права. Его отмечают 23 апреля — это день смерти Сервантеса , Шекспира. В Болгарии выставлена книга , которой две тысячи с половиной лет: текст на нерасшифрованном до сих пор языке выгравирован на страницах из чистого золота. Из этого понятно , каким было отношение людей к книге много лет назад.

Понятно , что больших тиражей у книг с золотыми страницами быть не могло. Книгопечатание , как процесс более-менее массового выпуска книг , изобрели в Китае тысячу или полторы тысячи лет назад — это еще одно из четырех китайских великих изобретений ( два оставшихся — компас и порох). Тогда весь текст вырезался на доске , с которой потом просто делался оттиск. ( Этот процесс очень близок к сегодняшнему , с алюминиевой пластиной , на которой точно также лазер «вырезает» буквы. Это подтверждает , что развитие идет по спирали , все повторяется — только в новом качестве.)

В начале XI века китаец Би Шен придумал наборный шрифт. Но в Китае , с его тысячей иероглифов , изобретение не прижилось. В Европе процесс книгопечатания разработал Иоганн Гутенберг , разработавший процесс отливки литер ( букв). ( Он начал работать в 1450-х годах , и довольно быстро разорился. В общем , книгоиздание никогда не давало больших барышей.) Многие годы мастера отливали каждую букву в отдельности. Но в 1822 году англичанин Уильям Черч изобрел первую наборную машину. Это так поразило современников , что устройство машины Черча описывали в газетах. В 1886 году подмастерье часовых дел мастера Оттмар Маргенталер из Балтимора изобрел линотип — машину , использовавшуюся в газетном и книгоиздательском деле следующие сто лет и ушедшую в историю только после компьютеризации части производственного процесса.

Для книг ( буклетов , журналов , листовок и т.п.) также сначала делаются пластины. Но в этом случае на пластине формата А-2 размещается много страниц. Число страниц в книге должно быть кратно 16-ти ( поэтому , если в конце книги вы видите несколько пустых страниц , или страниц с надписью «для заметок», знайте — автору не хватило текста , чтобы выдержать кратность). В зависимости от количества размещенных на листе формата А-2 страниц возникают книжные и журнальные форматы А-4 , А-5 , А-6.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Однажды ночью, я заглянул в одну московскую типографию, и посмотрел, как печатают газеты и прочие печатные издания.



Производственный процесс в типографии начинается с бумаги. Ее привозят вот в таких огромных рулонах формата А0 из Архангельской области или из Карельской Кондопоги.



На один тираж ежедневной газеты иногда уходит до 20 таких рулонов.



Тяжелые рулоны бумаги заправляют вот в такой аппарат, находящийся на нижнем этаже, тщательно закрепляют.



Затем печатные машины "гонят" эту бумагу наверх, через десятки валиков и роликов, пропечатывая по очереди один из четырех цветов (если газета цветная).




Затем газеты автоматически разрезаются и снова спускаются вниз



Где выборочно проверяют каждый "дцатый" экземпляр на наличие брака.



На предмет ворованных фотографий газеты, увы, не проверяют.



Этот тираж оказался бракованным. Его не выкидывают, а запечатывают в полиэтилен и отправляют на переработку.










Отдел дистрибуции, верхний этаж типографии. Здесь тираж упаковывается, а затем спускается через трубу на улицу, где автоматически поступает в уже ожидающие ГАЗели и прочие грузовички.











Это труба, соединяющая отдел распространения с грузовыми пандусами. К сожалению, пока я спускался вниз, тираж уже уехал и "работающей" трубы не оказалось.

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 150 жетонов
  • Социальный капитал 454
  • Количество читателей
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 150 жетонов
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и… половину своей журналистской карьеры проработал в печатных изданиях. типографии завораживают, да.
сейчас смотрю и думаю, сколько ж бумаги тратится на всякую ерунду! лично я газеты перестал покупать лет 5 назад. читать в них нечего.
кроме того, почти все региональные издания убыточны. выпускаются исключительно для потешить самолюбие владельца газеты.
интересных изданий по пальцам пересчитать. в последнее время подсел на еженедельный журнал Русский репортер. я пока никаких не читаю изданий, только если какой мужской журнал в руки попадет))
люблю "эсквайр", "форбс", "максим", но не покупаю, денег жалко) читаю чужие или в пдф формате я попытался читать Русский репортер с компьютера и понял, что хочу листать страницы руками)) сила привычки) в бумажном виде конечно намного интересней читать, брат "national geografic" и "geo" покупает? читаю с удовольствием, в электронном виде на читалке совсем не то. поддерживаю, русский репортер - хорошее издание. да и от доброй привычки держать в руках журнал\книгу не так легко уйти

К сожалению, немного опоздал с каментом.
Не раскрыта тема: куда и как подается краска, как делают офсетные формы, сведение красок.
Давным давно, это было частью моей работы: После верстки:
- сделать пленки
- просветка
- на ходу , методом вышкрябывания, коректировать ляпы на формах..
- потрындеть с типографам, насколько важный материал сегодня идет, пронять его чуйством ответственности

-На это все уходит порядочно нервов и времени

а потом благовейно смотреть, как оно все плывет и движется.и держать в руках то что сегодня было на экране, а уже через пару часов будет продаваться в киосках.

П.С. А потом я ушел в книгожурналопроизводство. Там все попроще. И намного сложнее. До сих пор с улыбкой смотрю на "кресты" цветосхождения с размывом пару милиметров. Ниче. Люди читают и ни о чем не ведают. Цветное, и ладно!

РУП "Издательство "Белорусский Дом печати"

Своеобразным ритуалом стало для большинства жителей нашей страны начинать утро с горячего кофе и свежего номера любимой газеты. Но как, а главное, где выходит "в свет" белорусское печатное слово? В канун 100-летия РУП "Издательство "Белорусский Дом печати" корреспондент газеты "7 дней" отправилась на это уникальное предприятие, чтобы узнать, чем живет сегодня флагман полиграфической промышленности Беларуси.

В начале нашего путешествия по миру полиграфии мы поговорили с генеральным директором предприятия Романом Олейником. К слову, Роман Степанович в Доме печати работает с 1973 года. Возглавил его в 2003-м, а через три года получил медаль "За трудовые заслуги".

– Роман Степанович, с каким настроением и какими итогами встречаете 100-летний юбилей?

Роман Олейник

– Глядя на огромные цеха предприятия, понимаешь, что направлений в вашей работе много.

– Верно, Белорусский дом печати – уникальная многопрофильная компания. У нас свои газетное, журнальное, книжное производства выпуск упаковочной продукции, печать на тканях, спецпроизводство. Кстати, в спецпроизводстве у нас есть хорошие перспективы. Это закрытое производство, где изготавливаются белорусские паспорта, почтовые марки, лотерейные билеты. Сегодня мы готовимся к выпуску биометрического паспорта: уже отработан дизайн, технология. Немного надо модернизировать производство и с IV квартала 2018 года приступим к полномасштабному производству биометрического паспорта.

На производстве

– Можно ли сравнивать печатную продукцию прошлого столетия и нынешнего?

– Мы в Национальной библиотеке держали в руках те образцы печати, которые губернская типография производила сто лет назад, в первые десятилетия после революции. Конечно, разница – колоссальная. Сегодня, безусловно, совершенно иной уровень качества печати. Ушло много вредных процессов из типографии. Остались только шум и бумажная пыль – от этого никуда не денешься. Тем не менее, применяем технические средства, чтобы компенсировать и уменьшить влияние на организм неблагоприятных факторов.

На производстве

– Посещая международные конференции, вы, конечно, сравниваете белорусскую полиграфию с продукцией зарубежных стран. Скажите, достойно ли мы представлены на этом рынке?

– Белорусский Дом печати идет в ногу со временем в одном ряду с известными компаниями США, Франции, Германии, выпускающими газетную, журнальную, книжную продукцию. За годы независимости предприятие серьезно подтянулось в искусстве полиграфии. В начале 90-х мы посещали выставки и видели, что отстаем в техническом и технологическом планах. Помню, в 1991 году делали выставку в Минске, к нам приезжали англичане. Тогда мы очень гордились своими линотипами, горячим набором. Представьте: длинный цех, в нем штук 30-40 таких типографских машин, горячий расплавленный металл, а рядом цветочки, потому что в основном работали женщины. И вот иду я рядом с двумя англичанами – производителями оборудования для полиграфии – и слышу, как один у другого спрашивает: слушай, а что это за техника? А второй отвечает, что у них подобное еще при королеве Виктории было. Пошутил ли он? Не знаю. Но прошло несколько лет, и мы тоже перешли на компьютеры, весь набор – дело издательств и редакций. Раньше, когда был горячий набор, все выпускающие из газет работали у нас: верстальные станки, наш работник и рядом – выпускающий. Это был очень трудоемкий процесс. Сегодня от зарубежных предприятий мы уже не отстаем.

На производстве

– По вашему мнению, у типографии еще много десятилетий впереди?

– Мне иногда говорят, через 20 лет типографии не будет. Но я отвечаю, что даже если вместо газет будет электронный гаджет, который можно просто свернуть в рулон, – типография от этого не исчезнет. Ведь хлеб вы же не завернете в гаджет? Для молока тоже нужна будет своя упаковка. Это во-первых. А во-вторых, по-моему, несмотря на бурное развитие гаджетов, останется часть населения, которая будет их принципиальными противниками. Газеты останутся. Да, может, тиражи будут не по 50 тысяч, а по 10, 5. Но они будут. Книга тоже никуда не уйдет. Я замечаю, что детская литература не падает в тиражах и объемах. И это понятно. Ребенку нужно разрабатывать моторику. Поэтому мы печатаем много разных раскрасок, прописей, где отрабатывается навык владения ручкой, к примеру. Я думаю, что поэзия тоже останется. Ведь бумажный томик Пастернака гораздо удобнее и приятнее вечерком полистать, чем с планшета читать. Подарочная литература тоже пользуется спросом. Тиражи небольшие, но она востребована на рынке.

На производстве

– Роман Степанович, что пожелаете своей команде в канун 100-летнего юбилея?

– Желаю крепкого здоровья и выполнения тех планов, которые мы намечаем: переоснащение, развитие производства, увеличение объемов. Все это ради того, чтобы каждый работник, трудящийся в Доме печати, получал достойную зарплату и знал, что его здесь ждет хорошая команда.


Разобраться в сложном процессе печати газет, книг, журналов, современной упаковки нам помог главный технолог издательства Вячеслав Тарашкевич. Итак, первая остановка нашей экскурсии – сигнальное отделение. Интересно, что именно здесь происходит печать на тканях, прежде всего государственной символики "Мы гордимся, что главный флаг страны, который развевается на площади Государственного флага, – это наша работа. Специалистам предприятия пришлось проделать большую работу, чтобы учесть все обстоятельства. С одной стороны, флаг должен развеваться при минимальном ветре, а с другой – быть прочным, чтобы никакие погодные условия его не повредили. К слову, все посольства заказывают у нас флаги именно из материала, который устойчив к воздействию внешних факторов: ветра, дождя и прочего", – рассказал Вячеслав Станиславович.

Следующей остановкой стал центр оперативной полиграфии, в котором изготавливают индивидуальные упаковки в небольшом количестве, удостоверения высшим должностным лицам. Именно в этом центре к 100-летию Дома печати производятся подарочные пакеты и коробочки, на которых главным символом стал Франциск Скорина. "Мы празднуем 100-летие, ведя отсчет с того времени, как губернскую типографию передали в ведение западного фронта, а это было в 1917 году. Но ведь до этого губернская типография уже существовала долгие годы и просто поменяла своего хозяина. Мы изучали историю и выяснили, что типография была образована в 1797 году. Поэтому можно сказать, что нам в этом году 220 лет", – говоря об истории предприятия, отметил главный технолог.

"Ах, какая же это красота", – подумала я, рассматривая открытку, сделанную аппаратом лазерной резки. Как пояснил Вячеслав Тарашкевич, все элементы лазерной резки придают индивидуальность, но и стоят они соответствующе – 20 евро.

Упаковка

По словам технолога, машина упаковочной продукции работает круглые сутки и даже в Новый год здесь будет кипеть работа, так как продукция очень востребована: это и пакеты для молочной продукции и кондитерских изделий, картонные упаковки для бытовой техники и многое другое. "Упаковка получила развитие в последние пять лет. Это стало нашей точкой роста. Она имеет большое значение, и процесс изготовления следует воспринимать не как затраты, а как одну из наиболее выгодных инвестиций", – добавил он.

Газетное производство

Передвигаясь по цехам и отделам, отмечаю, что без посторонней помощи я из этих лабиринтов не смогу выйти. Настолько много помещений, поворотов, что впору здесь отдельный городок размещать. Пока стараюсь запомнить направление, Вячеслав Станиславович говорит о том, что в 70-е годы во всех 15 республиках СССР был специально построен типовой корпус типографий по выпуску газет. С тех пор, конечно, все оборудование поменялось. Так, в издательстве появилась единственная в Беларуси машина, работающая по технологии ролевой многокрасочной печати на мелованной бумаге с использованием газовой сушки (технология "хит-сет").

По словам Вячеслава Тарашкевича, основной пик газетной печати приходится на время с 19.00 до 01.00. Ориентировочно с 17.00 до 19.00 редакции сдают макеты в печать. А в начале первого ночи уже первые машины отправляются в самые дальние регионы, чтобы к пяти утра в киосках были свежие номера периодики. Кстати, интересно, что полноцветная печать осуществляется за счет четырех красок: черной, голубой, пурпурной и желтой.

Новым этапом для печати стал запуск в 2006 году газетной машины UNISET-75, которая значительно расширила возможности в области производства газетной продукции: это и увеличение красочности печати, и большие объемы полноцветных полос в изданиях, и качество исполнения, и, что также немаловажно, оперативность в исполнении заказа. "Ее печатные цилиндры двойного диаметра позволяют печатать до 16 страниц за один оборот одной печатной секции. Бумажное полотно проходит через машину со скоростью до 15 метров в секунду. Таким образом, за один час можно напечатать от 35 тысяч экземпляров 96-страничных газет формата А3 и до 100 тысяч – 32-страничных газет формата А3. Вот, к примеру, газету "7 дней" машина печатает менее часа", – прокомментировал Вячеслав Тарашкевич.

Одно из структурных подразделений издательства специализируется на производстве защищенной продукции: изготавливают бланки паспортов гражданина Республики Беларусь и его производные (военные билеты, дипломатические, служебные паспорта и пр.), лотерейные билеты, дипломы, удостоверения личности, почтовые марки, пригласительные и входные билеты, подарочные сертификаты и скоро здесь будут изготавливать биометрические паспорта.

Книги

Как отметил главный технолог, объемы книг и дополнительных пособий, несмотря на популяризацию гаджетов, достаточно хорошие "В последние годы на зрение человека оказывается сильная нагрузка. Поэтому надо приложить все усилия для его сохранения. Не удивляйтесь, что книги и учебники по белизне бумаги станут чуть серее. Оказывается, что использование бумаги с белизной более 100% негативно влияет на зрение. Сказываются сильное преломление света и излишняя нагрузка. Поэтому рекомендовано использовать бумагу более серую с белизной 70-92%".

Кадры

– Сейчас мы практически не испытываем дефицита кадров как с высшим образованием, так и со среднеспециальным. Все у нас проходят отбор на конкурсной основе. Поэтому и текучки почти нет. Некоторые приходят после окончания колледжа или университета и, отработав 20 и более лет, уходят на пенсию. Есть у нас даже свои профессиональные династии, в которых вся семья работает на нашем предприятии. Также мы очень чтим своих ветеранов. Так, 5 мая мы отмечаем сразу два праздника: День печати и День Победы. У нас во внутреннем дворе есть стела-памятник. Ведь в годы войны здесь тоже типография работала. Да, немцы захватили ее и город. Но, тем не менее, подпольщики умудрялись выносить шрифты, набирать клятву партизана. Людей этих, к сожалению уже нет. Но мы их помним. И очень гордимся, что продолжаем такое большое и значимое дело – нести людям "слово".

Читайте также: