Как получить качественный звук с компьютера

Обновлено: 03.07.2024

Конечно, производители не стесняются заявлять, что их навороченные и всеядные звуковушки с сигнальным процессором для вывода звука 3D - конечно же Hi-Fi, а то как же. И наушнички рублей аж тыщи за 2 - тоже оно. Но как организовать себе качественное стерео с компа человеку, у которого есть нормальные уши?

Подход первый: форм-фактор.

Конечно, речь пойдёт об установке новых устройств вывода звука. Вопрос: если есть ПК в обычном жестяном корпусе, то, наверное, лучше поставить новую карту вовнутрь, в выход для наушников воткнуть Fisher Audio или даже Audio Technica M50 - и готово, да? Ну да, если Ваша коллекция скачана из vkontakte в формате .мр3 - отличное решение, внутренней потребительской топовой карты ASUS Xonar или профессиональных карт начального уровня M-Audio Audiophile, ESI Maya или E-Mu (даже не знаю, выпускают ли сейчас их) Вам хватит. С Асусом на борту ещё и отличный звук в кино и играх получите.

Я встречал на форумах посты людей, которые, имея аналогичного класса встроенную звуковую карту, переходили в честь покупки одно-двух терабайтного HDD на хранение своей музыки в аудиоформате "без потерь" - WV, FLAC, APE или маковский ALAC. Под это дело они меняли наушники на "получше" и добавляли отдельный внешний усилитель для наушников. И были довольны какое-то время, пока не появился повод написать на форум, а о чём - сейчас узнаете.

Чтобы закончить грустную тему о выводе качественного звука с ПК в обычном, пусть и не дешёвом, корпусе, отмечу, что особых выгод такой подход не даёт, потому что затраты на создание "тихого" решения довольно высоки: ведь блок питания тоже по-хорошему нужно менять на более тихий и качественный в смысле вывода ровненьких 5 и 12 вольт при обычном расейском напряжении в сети. Отдельное питание для звука - вообще-то правило, но в случае встроенного решения придётся кушать от общей кормушки, что не плюс. Кроме того, качественная встроенная профессиональная звуковуха - это дорогая вещь, в частности потому, что вынуждена работать среди источников заметного ЭМИ. По этим двум причинам лучше для Hi-Fi стерео использовать внешние аппараты. И к тому же, образцовая среди относительно недорогих внутренних аудиокарт E-Mu 1212 - это вещь для музыкантов, с 12 входами-выходами. Карточки следующего ценового и качественного уровня - аппаратура, заточенная под студии (образцовый Lynx, к примеру). Цен ниже 800 долларов за штуку я вообще не видел (интересовался). А аудиофильские решения - это стерео, и всё, ничего лишнего. Для остального есть нормального качества и за любую цену массовый продукт. Если же Ваш ПК Вам нравится, и лишних сущностей плодить Вы не хотите - что ж, выход есть:

использовать относительно качественную дискретную или даже встроенную (если бюджет не планируете завышать) звуковую карту как источник цифрового сигнала: с неё можно кормить цифрой аудиофильский внешний ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) по оптике или по коаксиалу. Ну и она всё ещё останется источником 3Dзвука для кино и игр.

Подход второй: ЦАП

Вот мы и подошли к ключевому звену высококачественного звуковоспроизведения: ЦАП (англ. DAC). Собственно, любая звуковая карта - и есть ЦАП, но они бывают, мягко говоря, разного качества, а ведь именно от него зависит общее качество аналогового сигнала, идущего на усиление и громкоговорение. Почему - это очевидно: от того, насколько похож на экране осциллографа полученный на выходе аналоговый сигнал на студийный оригинал (особенно если речь идёт о старых записях, когда всё писалось по-честному) или на тестовый натуральный звук инструмента, зависит всё.

Воспользуюсь аналогией для ясности: вот есть картина, к примеру, Эль Греко, и есть картина Энди Уорхолла. И то, и другое в оригинале - искусство. Разное, совсем разное, но - оно. Тепрь делаем репродукции. Энди Уорхолл позволяет его перепечатывать с обычным качеством книгопечати, без дополнительных техологий, буквально в школьных учебниках - и всё равно репродукция будет доносить до зрителя значительную часть силы оригинала - в случае, если силу такого рода Вы вообще чувствуете или почитаете как силу. А вот с Эль Греко - лажа. Если качественный, сделанный по особой технологии от скана до лака принт для коллекционного арт-альбома передаёт великую простоту и гениальность предмета, то подвергнутая фотошопу версия для печати на настенных календарях от оригинального замысла оставляет ощущение какого-то фуфла.

Вот с музыкой то же самое. Ансамбль "золотое кольцо" и всяческих рэперов можно слушать на любой технике, даже по динамику громкой связи телефона - от них не убудет. Попробуйте Гайдна так послушать. Или хотя бы классическую испанскую гитару. Или нью-эйдж популярный. Или арт-рок тот же, ELP какой-нибудь. Помните детскую тошноту от фортепьянных концертов из убогого радиодинамика? Ничего общего с реальной фортепьянной музыкой, потому и тошнило. А попробуйте "вороваек" послушать на качественном тракте - Вас опять же немедленно стошнит от убожества студийной работы, которое даже превсходит убожество собственно материала. Многие артисты из продюсерских соображений на студиях "сводятся" для низкокачественной техники: яркий пример из отечественных - Меладзе. А началось всё аж ещё с The Beatles. Фанаты уже смирились с тем, что нормальных их записей, сведённых по исходникам, мы уже никогда не увидим, всё пропало в студийных недрах. То есть, на общее невысокое качество тогдашней британской звукозаписи наложилась политика продаж - и вот результат: жесточайше зажатый частотно-динамический диапазон "битловского" звука. К счастью, американские звёзды тех лет записаны вполне нормально.

К чему это я? К тому, что для настоящего Hi-Fi, не говоря уже о High-End, качество репродукции исходника - это вещь определяющая. По степени влияния на общий результат качество ЦАПа как минимум равно влиянию качества колонок или наушников. Все остальные компоненты влияют на результат в разы меньше.

И, тратя деньги на аудиотракт, Вы должны понимать, для какой музыки Вы его делаете. Возможно, для Вашей коллекции оптимум - дискретная звуковуха за $200, ресивер за $400 и акустика 5.1. помощнее.
Я же продолжу для тех, кто хочет слышать как можно более близкий к оригиналу звук с ПК.

Самым простым в подборе, приобретении, инсталяции и дальнейшем апгрейде устройством является внешний ЦАП в отдельном корпусе с отдельным (хорошо бы внешним) питанием. В такой конфигурации они по большей части и выпускаются. Буржуинами, конечно, делается большая куча наименований, но, прежде чем говорить о количестве, нужно провести ещё одно качественное различие.

Дело в том, что существуют 2 очень разных типа ЦАПов: 1-битные ("дельта-сигма" или DS) и мультибитные. Суть разницы отражена в названии и заключается в алгоритмах обработки нулей и единичек, из которых состоит цифровой сигнал: первый их обрабатывает по одному, второй - группами (например, по 16, т.е. на всю глубину обычного CD-шного сэмпла сразу). Обычная запись на аудиоCD имеет глубину 16 бит, и немало народа заявляет, что этого мало. Да, записи с более высокой частотой дискретизации и большей глубиной (24 бита) звучат получше, но. Не исчерпаны ещё ресурсы качества для 16-битных записей. Даже качественные 1-битники способны очень живо и близко к оригиналу отыграть изначально аналоговые источники. А мультибитные аппараты уже по самОй своей сути играют ближе к аналоговому образцу.

Подавляющее большинство выпускаемых на данный момент ЦАПов - дельта-сигма. Мультибитных аппаратов по вменяемой цене, да ещё которые можно пойти и купить, до недавнего времени в простом доступе не было, надо за ними было не просто ехать в США или Англию, но ещё и там искать и заказывать. И платить по студийным стандартам. Но народ, к счастью, одумался, да и элементная база по нормальным ценам появилась достойная, в общем, теперь есть 1-битные и мультибитные ЦАПы на выбор, ну вторые, конечно, подороже будут.

О различиях в манере воспроизведения звука можно прочесть здесь:

Вторая ссылка - будет дана ещё раз чуть ниже, поскольку в ней речь идёт именно о тех аппаратах, на которые стОит обратить внимание.


Подход третий: Ассортимент

Выпускается искомая техника как буржуинами всех цветов, так и гениями из СНГ. Вот что можно отметить как аппараты, которые в любом случае стОит отслушать, если Вы выбрали для себя дельта-сигму. На данный момент в Рунете популярны:

3) популярнейший китайский компакт Dr.DAC II. По нему огромная куча материала, выбирайте на вкус. Цена высоковата, есть как минимум не хуже, зато дешевле.

4) Esi Maya и её более поздние аналоги и клоны, Creative E-Mu 0404 Ext. и 0202 Ext. Популярными они являются из-за цены и относительно высокого качества.

5) Benchmark DAC-1 USB (часто упоминается как максимально качественный ЦАП дельта-сигма).

В мультибитном секторе, конечно, не так оживлённо: нижняя планка цены на такой ЦАП - 28000 рублей (со встроенным усилителем для наушников). Тут всего ничего игроков, цена на изделия коих вполне оправдывается качеством. Страна - Россия. От буржуев возить такие аппраты по нормальной цене - только с Ebay. Да и то - выиграют они разве что в красоте коробки (отечественные - для тех, кому именно звук важен). Да ещё невозможность девелоперского апгрейда. Вот короткий список того, с чего стОит начать поиски "своего" мультибитника.

1. MyST DAC 1866 OCU от Mycroft. Любые виды подключений, встроенный вполне качественный "ушной" усилитель. На мой взгляд, хотя аппарат и стОит весьма немало, по соотношению цены и возможностей/качества сейчас вне конкуренции. Важно то, что USB - а) есть, и б) качественно реализован, т.е. звук с него не уступает качеством полученному с оптики и коаксиала.

2. Markan DAC. Аппарат того же топового класса, что и №1, звук соответствующий, но функционально уступает MyST DAC 1866 OCU с точки зрения возможных подключений (нет USB) и отсутствия выхода на наушники (предполагается внешний отдельный усь).

С отслушивания этих аппаратов стОит начать знакомство с классом мультибитных ЦАПов. Тем более, есть возможность сравнить звук DS и мультибитки, а то и нескольких, в одном и том же месте (внимательный читатель найдёт, в каком, открытая реклама - не для статьи). Вывод о звуке можно делать ТОЛЬКО на основании личного опыта. Тем более, что вся описываемая тема - благодатное поле для разнообразных холиваров между поклонниками разных видов и производителей техники. Они же и пишут обзоры, так что - слушайте всё лично. С моей нынешней точки зрения, если Вы являетесь владельцем одного из этих аппаратов, то улучшаться уже особо некуда, на этом уровне качества воспроизведения выбор определят только личные предпочтения в стиле подачи.


Подход четвёртый: компоновка решения.

Мы не будем касаться тракта обработки и трансляции выходного аналогового сигнала. Замечу лишь, что есть эмпирически выведенная пропорция: качества звучания комплекта наушников и "ушного" усилителя, стОящими в ритейле в сумме примерно 15000 рублей, может достичь тракт с классическими колонками и усилителем (или серьёзными активными мониторами) ценой не менее 35000-40000 рублей. Решайте сами. Сам я выбрал наушники - в том числе потому, что немало переезжаю.

В чём хранить музыку: в losseless-форматах или, если уж нет выхода, то в mp3 с битрейтом не менее максимально возможного.

Чем проигрывать: Foobar2000 с авторскими аддонами или в кастомной сборке - вот инструмент аудиофила. В том числе из-за корректной коммутации, всеядности, отличных ресемплеров, огромных возможностей настройки правильного воспроизведения и красивого вида (в сборках). Собственно, если Вам неважен результат - можете хоть Windows Media пользоваться, никто не запрещает.

Железяки: Плеер работает под любой удобной ОС: хоть Убунту, хоть МакОсь, всё это неважно. Единственное, на что всё это может повлиять - сумеете ли Вы найти и настроить ПДУ по радиоканалу для управления плеером, или нет. Можно купить отдельный нетбук, тихий, как дохлая мышка - его будет достаточно, чтобы всё играло как у больших. Кая я уже упоминал в начале, если будете доделывать уже имеющийся жестяной корпус типа ATX, то потраченная сумма запросто перекроет цену нетбука. единственный момент: если в Вашем ЦАПе не будет входа сигнала по USB, нетбук должен уметь выводить звук по оптике S/PDIF. Иначе придётся Вам ещё немного раскошелиться на устройство типа какого-то из этого, или этого. Собственно, покупка такого конвертора вполне может заменить покупку дискретной аудиокарты для тех, кому не нужен кино- и игровой звук, а звучание выведенного по цифре со встроенной карты сигнала не устраивает.

Как выводить на ЦАП: USB, оптика или коаксиал - надо слушать. USB может играть иначе, чем другие входы, да и подтормаживать отдача может (появятся сбои в звуке и "песочек"), если, к примеру, Вы используете Windows XP на современном железе, для чего добавляли в ХР какие-нибудь особенные драйвера. Сам сталкивался с этим, и ещё встречал подобные случаи на форумах. За происхождение проблемы не поручусь, но она бывает. А вот на Маках и Линуксе - не бывает.

Про Apple Mac. Если используете на родном железе, то единственная сложность - общение с iTunes. В остальном звук должен выводиться по оптике. А вот из "Бизоновских" аналогов можно вынуть звук только по USB или аналоговый из линейного выхода (про последнее поколение не скажу, но модели 2009 года - все как одна). Как это делать - надо разбираться до покупки.

Слушайте, решайте. Если с USB всё понятно, то с оптикой и коаксиалом есть ещё один выбор: возможно, Вы услышите позитивную разницу в звучании, если "цифру" даст не встроенная звуковуха, а отдельная, дополнительно вставленная (в случае с ноутбуком - в разъём ExpressCard). Поищите информацию, почитайте форумы, напроситесь на прослушивание.

Остальное - дело вкуса и вложенных денег. Один методический совет: поскольку спервоначалу Ваш слух, скорее всего, не будет ещё тренирован и чУток, то, чтобы не ошибиться и иметь свободу манёвра, первым своим комплектом берите опробованный на практике и одобренный коллективным разумом набор. Колонки, наушники и всё прочее только с той или иной степенью достоверности сыграют то, что даст им ЦАП, а своего не сыграют ничего, поэтому ЦАП и последующий канал друг под друга на первых порАх можно не подстраивать. Если окажется, что Ваш ЦАП явно лучше всего остального - что ж, придётся постепенно менять или подвергать жоскому моддингу весь тракт.

Последние статьи раздела «Компьютеры & Интернет»:

Какую компьютерную мышь выбрать
Мониторинг и профилактика компьютера
Одноразовая почта
Что такое IP-адрес и для чего он нужен
Интеллектуальная собственность в сети Интернет
Компьютерная графика как искусство (продолжение)
Компьютерная графика как искусство
Зубные щетки и пылесосы в трехмерном пространстве
Wi-Fi или 3G
Раскрутка сайта

Комментарий добавил(а): игорь
Дата: 11.11.2017

В данном обзоре слишком много "воды" от автора и всяких измышлений ,понятных только самому автору. Не стоит засорять хороший технический обзор всякой ненужной болтовней, которую приходится читать.

Комментарий добавил(а): Дмитрий
Дата: 12.07.2013

Я диллер Сергея Волковоя в Киеве (Pegasus, Unicorn). Предлагаю данные ЦАПы в этом регионе.

Комментарий добавил(а): DAZZER
Дата: 14.06.2013

Комментарий добавил(а): Игорь
Дата: 17.09.2011

У меня вопрос к автору статьи, почему Сатаphonic он отнес в дельта-сигме? Есть 2 модели, одна на1794, другая на 1704. Топовую нельзя сравнить ни с одним из упомянутых выше изделий.

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста - бессмысленно их использовать. Комментарии содержащие мат и оскорбления будут немедленно удалены.

Вам помогла эта статья? Вы тоже можете помочь проекту, пожертвовав любую сумму по своему усмотрению. Например, 50 рублей. Или меньше :)

И в офисе, и дома многие из нас проводят немало времени за рабочим столом. Для большинства людей трудовая деятельность «с девяти до пяти» заключается в сидении за компьютером на протяжении примерно 1500 часов в год.

Но взгляните на это с другой стороны: за это время можно прослушать пару тысяч альбомов – и нет совершенно никаких препятствий к тому, чтобы делать это максимально комфортным образом.

Проще всего воткнуть пару наушников в аудиоразъем ноутбука или слушать музыку и саундтреки к видео через встроенные колонки – но гораздо более качественный звук можно получить, затратив совсем немного усилий и средств.

Эти семь советов не потребуют от вас значительных инвестиций и обновления каждого компонента системы. Последуйте им – и вы сами удивитесь тому, насколько приятнее стало находиться за рабочим столом.

Не пожалейте денег на качественные настольные колонки

Если вы все еще слушаете музыку посредством встроенных динамиков ноутбука, то улучшить качество ее проигрывания можно при помощи одного простого действия.

Как и в случае телевизоров, звук компьютеров был не так уж плох, когда мониторы были большими и у них сбоку были размещены его источники приличного размера. Однако сверхтонкие панели и легкие ноутбуки привели к тому, что звучание встроенных динамиков сделалось таким же сверхтонким и легковесным.

На рынке сегодня представлено множество отличных настольных компьютерных колонок. Большинство АС оснащены несколькими разъемами и имеют иные варианты подключений, в том числе Bluetooth для быстрой настройки беспроводного воспроизведения.

Попробуйте наушники, предназначенные специально для дома

Разумеется, покупать по паре наушников для каждой отдельной задачи нет смысла, и если вы только что отдали несколько десятков тысяч рублей за удостоенную высших оценок беспроводную модель с системой шумоподавления, то вам больше не о чем беспокоиться.

Если же вы пользуетесь только вкладышами, которые шли в комплекте к смартфону, вот вам еще один простой способ улучшить впечатления от прослушивания. Большинство из нас готовы мириться с невысоким качеством звучания во время пробежки или в вагоне поезда – в этом случае тонкая проработка текстур менее важна, чем возможность расслышать хоть что-нибудь на фоне окружающего шума – однако в доме или тихом офисе дело обстоит совсем иначе.

Отказ от портативности и таких функций, как шумоподавление и беспроводная связь, позволяет за ту же сумму получить значительно более качественный звук. Наушники с открытым акустическим оформлением пропускают звук наружу, из-за чего подходят в основном для домашнего использования, но их конструкция позволяет создавать более объемное звучание.

Обновите ЦАП

Подумайте обо всех задачах, которые приходится выполнять вашему компьютеру – и уплаченная за него изрядная сумма покажется вам более чем обоснованной. Однако одновременно это означает, что каждой отдельной позиции из длинного списка выполняемых функций досталась совсем небольшая часть от общей суммы денег, затраченных на производство.

Таким образом, несмотря на то, что цифроаналоговый преобразователь в вашем устройстве уже имеется, для значительного улучшения результата выполняемой им функции потребуются совсем небольшие вложения. Полнота и точность преобразования цифровых файлов в аналоговые сигналы весьма существенно сказываются на качестве звучания, и различия в этой сфере всегда очень заметны.

От USB-флэшек до компонентов, которые легко вписались бы в традиционную Hi-Fi-систему – в сегменте портативных ЦАП/усилителей для наушников можно найти модель на любой вкус и бюджет. Только не забудьте о необходимости гармоничного сочетания такого устройства со всеми остальными звеньями цепочки.

Расширяйте канал Wi-Fi

Для надежного стриминга необходимо стабильное подсоединение к Интернету. Наилучшим вариантом всегда будет кабельное подключение посредством Ethernet, однако это не всегда удобно и даже иногда невозможно.

Повысить качество сигнала поможет специальный усилитель; при желании можно даже перейти на другой тарифный план у вашего провайдера. Чем выше стабильность Wi-Fi-сигнала, тем лучше потоковая трансляция.

Пользуйтесь потоковыми сервисами Hi-Res-аудио

Разумеется, все вышесказанное относится к случаю, когда вы уже подписаны на одну из многочисленных стриминговых платформ, предлагающих записи в форматах Hi-Res-аудио. Похоже, остальной мир наконец разделил нашу убежденность в том, что слово «MP3» давно пора отнести к разряду ругательств.

Мы используем Spotify в самых разных ситуациях – каталог сервиса не имеет себе равных, а благодаря вездесущности его пользователей можно легко обмениваться плейлистами – однако нет никакого смысла тратить немалые суммы на новые колонки или наушники только для того, чтобы прослушивать через них потоки с немилосердным сжатием.

В последние годы сервис Tidal неоднократно удостаивался награды Award журнала What Hi-Fi? за стриминг Hi-Res-аудио; он предлагает записи в CD-качестве и в формате MQA, а ознакомительные предложения вполне позволяют оценить его возможности.

Вместо стриминга скачивайте музыку

Мы считаем удобство стриминга более чем серьезным аргументом – особенно теперь, когда он не обязательно подразумевает низкое качество звука – однако наилучшим он будет в том случае, если файлы формата Hi-Res-аудио загружены и сохранены на компьютере или отдельном жестком диске.

Некоторые стриминговые сервисы – например, Qobuz – предлагают также возможность скачивания файлов в Hi-Res-форматах с приличной скидкой для подписчиков премиального годового плана; на наш взгляд, это достаточно экономичный вариант получения лучшего по обоим направлениям.

Позаботьтесь об устойчивости стола

Это не значит, что вам придется срочно покупать специально подготовленную опору, иначе ваши колонки будут звучать так, словно их только что достали из мусорного бака; однако рабочий стол в любом случае не должен прогибаться под весом компьютера или качаться на хилых ножках в процессе набора текста.

Кроме того, старайтесь не загромождать его. Не дело, когда стопки книг загораживают колонки, а ЦАП перегревается из-за лежащих на нем газет. Постарайтесь организовать порядок на столе с учетом наличия музыкальной системы, а не наоборот.

Напоследок мы приберегли самый ценный совет: продолжайте знакомиться с новой музыкой и проводить рабочее время с таким же удовольствием, как и часы досуга.

Больше интересных материалов на нашем канале -->

Подготовлено по материалам портала " What Hi-Fi? "

За последние 20 лет (не так уж и много в масштабах существования Hi-Fi аудио) отношение меломанов к компьютеру как к источнику качественного звука постоянно менялось. Фактически, это было полное отрицание подобной возможности его использования в конце 90-х, принятие его только как рекордера для CD-Audio дисков в самом начале «нулевых», огромная популярность в качестве именно источника сигнала уже в середине 2000-х - начале 2010-х, и некоторое снижение интереса к ним в последние годы. Причин подобных изменений настроения аудиосообщества достаточно много, и далеко не все они связаны именно с качеством звука. В то же время нужно признать, что многие меломаны начинают свой путь к качественному звуку именно с компьютера, как с наиболее доступного (то есть уже имеющегося в наличии) устройства, служащему одновременно и средством получения, а также хранения музыкального контента. Итак, как же слушать музыку с компьютера правильно?



Фото andrew welch / Unsplash

Встроенные звуковые карты

Любой компьютер оснащен некоторой встроенной звуковой системой и не все они обладают совсем уж отталкивающим звуком. Тем не менее, хорошим способом улучить его качество является установка качественной звуковой карты. Их выбор довольно широк, как и диапазон стоимости. Подыскивая такую карту, вполне можно ограничиться бюджетом три-четыре тысячи рублей и продукцией признанных лидеров данного рынка, таких как Creative или Asus. При этом в карте должен быть установлен ЦАП с параметрами как минимум 24 бит / 192 кГц и использоваться качественные выходные операционные усилители, хотя бы для основных стереоканалов (подавляющее большинство подобных плат многоканальные).

Если вы не планируете использовать ПК для записи звука (в том числе и его оцифровки), то целесообразность приобретения более дорогих звуковых карт для Hi-Fi-задач выглядит сомнительной задачей. А кроме того, работа в условиях сильных электрических помех, как проходящих по цепям питания, так и получаемых от других частей ПК (установку «линейных» блоков питания и другой апгрейд компьютера мы здесь рассматривать не будем), неминуемо снизит соотношение сигнал/шум таких плат, то есть ухудшит их звучание. Экраны, которыми иногда снабжаются подобные звуковые карты, хороши для нанесения красивых картинок, но не действенной защиты от электрических помех.

Современные звуковые карты подключаются к внешнему усилителю через обычный линейный вход. Обычно для этого требуется переходник mini-jack на RCA, и здесь лучше отдавать предпочтение продукции ведущих специализированных компаний, а не ноунейм-продукции из ближайшего супермаркета.



Кабель USB AudioQuest Cinnamon

USB – всему голова

Де-факто стандартом для подключения ПК к аудиосистеме стал разъем (интерфейс) USB, имеющийся в любом компьютере. При таком соединении никакой модернизации самого ПК не требуется. Отметим, что, если компьютер планируется использовать только для транспортировки аудио, его конфигурация может быть довольно простой. Ни мощный процессор, ни большой объем ОЗУ для этого не требуются. Настроить же компьютер необходимо таким образом, чтобы все ненужные для воспроизведения музыки функции ОС были отключены. Впрочем, дополнительная вычислительная мощность все же понадобится тем пользователям, которые захотят осуществлять апсемплинг (повышение его частоты) сигнала перед отправкой на ЦАП.

В качестве операционной системы для подобных «аудио-компьютеров» сегодня все чаще используется Linux со специальной программной оболочной, который может быть запущен на миниатюрном одноплатном ПК. Хотя лидером здесь, безусловно, являются Windows и iOS с соответствующими программными аудиоплеерами.



Стереоусилитель TEAC AI-503

Однако вернемся к USB. Если вы только создаете свою первую аудиосистему, то в ней можно сразу предусмотреть устройство с таким входом. Это может быть интегральный усилитель с USB-входом, например, Rotel A12 или TEAC AI-503, или даже активная акустика – такая, как Klipsch The Sixes. Если же у вас уже есть стереосистема, к которой необходимо подключить ПК по USB, потребуется соответствующий внешний цифро-аналоговый преобразователь.



Активная полочная акустика Klipsch The Sixes

USB-ЦАП – какой выбрать?

Современные ЦАП-ы как правило оснащаются входными USB-интерфейсами на базе технологии XMOS или реже Amanero. Они работают в асинхронном режиме, что позволяет практически полностью устранить возможный джиттер, имеющийся во входном сигнале. Кроме того, многие USB-ЦАП оснащены и входными фильтрами, эффективно противостоящими помехам. Небольшим минусом XMOS и Amanero является то, что для полноценной работы многих ЦАП-ов на ее основе требуется использование специальных драйверов, которые необходимо установить на ПК. Впрочем, все компании-изготовители позволяют бесплатно скачать их на своих сайтах.



Внешний ЦАП M-Audio Micro DAC 24/192

Определяясь с выбором конкретной модели, в первую очередь необходимо определиться с тем, какие функции ЦАП вам нужны. Если требуется только прослушивание музыки с компьютера, то можно выбрать простую модель, например, M-Audio DAC 24 / 192. Этот ЦАП устанавливается непосредственно в свободный USB-порт компьютера. А, например, более крупный ЦАП Cambridge Audio DacMAgic 100, кроме USB, имеет еще и два коаксиальных, а также оптический входы, которые можно использовать для подключения других цифровых источников. ЦАП топового класса T+A DAC 8 DSD, помимо широкого набора входов, имеет поддержку аудио высокого разрешения (PCM 24 бит / 192 кГц и DSD 2,8/5,6 МГц), а также может работать в качестве предусилителя. Последнее означает, что его можно непосредственно подключать ко входам усилителей мощности или активных колонок, не имеющих собственных регуляторов громкости.



Внешний ЦАП T+A DAC 8 DSD

В целом, при выборе USB-ЦАП, стоит отдавать предпочтение моделям с как можно более широкой поддержкой входных цифровых потоков (обязательным на сегодня является возможность воспроизведения PCM 24/192 и DSD256), а также выполненных на новых микросхемах от компаний AKM или Sabre.

С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?

Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.

Читайте также: