Как работает кодек в дно

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня, кажется, все стремятся стать кинематографистами. Люди используют для видеосъемки самые различные гаджеты и девайсы, включая мобильные телефоны, цифровые фотокамеры, портативные и профессиональные видеокамеры. А последнее поколение цифровых зеркальных фотокамер позволяет записывать видео с поддержкой высокого разрешения.

Чтобы научиться снимать хорошее видео, потребуется приложить определенные усилия, но все становится еще более сложным, когда вы захотите во всей красе продемонстрировать свой шедевр другим людям. Может быть, вам нужно загрузить его на YouTube, может вы собираетесь записать свой Blu-ray или DVD диск, возможно, захотите загрузить видео на мобильный телефон или планшетный компьютер.

Разобраться в том, какой кодек и контейнер лучше подойдет для создания вашего видеошедевра порой достаточно сложно. Помочь в решении этой проблемы сможет представленный далее материал.

Какая разница между кодеком и контейнером?

Начинающие пользователи часто бывают озадачены, когда пытаются выяснить разницу между кодеками и контейнерами. Сейчас слово Кодек стало чем-то общеупотребительным, а изначально термин являлся сокращением от понятия КОмпрессор-ДЕКомпрессор. Что же делают кодеки?

Они принимают цифровые медиа данные и либо сжимают их (для передачи и хранения), либо распаковывают для просмотра и перекодирования. Каждый кодек использует определенный метод кодирования и декодирования цифровых данных.


Несжатое (англ. raw означает необработанное или часто говорят « сырое») видео и аудио требует для хранения огромного дискового пространства. Несжатое видео высокой четкости формата 1080i, записываемое со скоростью 50 кадров в секунду, съедает до 410 гигабайт в час. Аудио с CD дисков, довольно устаревшее по современным стандартам, звучит около 74 минут при емкости диска 680 мегабайт. Однако, восьмиканальный звук, кодируемый с 24 битным разрешением, потребует уже 16 мегабит в секунду, или несколько гигабайт в час. Даже возможностей широкополосного соединения с интернет порой не хватит, чтобы послушать музыку в полном аудио разрешении. Вот почему цифровые видео и аудио записи должны быть сжаты для передачи и хранения.

После того как медиа данные ужаты в разумные пределы, они должны быть упакованы для транспортировки и последующего отображения. Для этого используются форматы-контейнеры, выполняющие роль «черного ящика», наполняемого различными медиа-форматами. Хорошие форматы контейнеров могут вмещать файлы, сжатые разными кодеками.

Давайте разберемся с типами кодеков.

Общее понятие о кодеках

Если вы пообщаетесь с людьми, которые занимаются видеообработкой или посетите соответствующие веб форумы, то будете, так или иначе, причастны к, порой бурным, дебатам о том, какой кодек лучше. В действительности, эффективность любого кодека во многом зависит от используемого режима сжатия и типа обрабатываемых видеоматериалов. Так что стоит рассматривать различные кодеки и с учетом их конкретного использования и особенностей сжимаемого материала. Далее в основном рассматриваются видео кодеки, но в разделе, посвященном контейнерам форматов, упоминается и об использовании аудиокодеков.


Ввод и архивирование видео

Большинство устройств современной бытовой электроники получает контент в каком-либо уже сжатом формате. Как правило, только профессиональные видеооператоры работают с несжатым HD видео. Конечно в идеале, если это возможно, при наличии очень емкой системы хранения, видеоархивы нужно хранить в оригинальном формате съемки, потому что при этом обеспечивается максимальное качество. Перекодировка видео из одного типа сжатия в другой может привнести едва различимые искажения, которые могут снизить качество изображения. (Подобные погрешности минимизирует хорошее программное транскодирование.) Сегодня предлагается множество кодеков, с определенной специализацией. С большинством из них обычный пользователь может никогда и не столкнуться. Следующий раздел посвящен кодекам, как системам сжатия/декомпрессии, используемым в составе специального программного обеспечения, которое позволяет кодировать или перекодировать видеофайлы.

x.264/ MPEG-4 AVC (Advanced Video Coding). Этот наиболее распространенный кодек используется в современных цифровых видео- и фотокамерах, в которых результаты съемки сохраняются в виде файлов на встроенных жестких дисках, картах памяти, и т.д.

MJPEG (Motion JPEG). Это более старый формат, используемый некоторыми цифровыми камерами и видеотехникой прежнего поколения. Он был разработан теми же специалистами (Joint Picture Experts Group), которые занимались еще ранее разработкой кодека JPEG для сжатия обычных статичных изображений, отсюда и название этого кодека.

DV и HDV. Стандарт DV был разработан консорциумом компаний производителей видеотехники для ленточных систем хранения информации и часто использовался в видеокамерах со слотом для ленточных мини кассет. Некоторые версии DV успешно использовались в профессиональных видеокамерах, была разработана версия HDV для поддержки высокого разрешения с ленточными кассетами.


Дисковые форматы

Перейдем к устаревающим уже DVD или чуть более модным Blu-ray дискам. Несмотря на растущую популярность потокового видео, возможность передачи медиа данных с помощью дисков в обозримом будущем по-прежнему будет востребована. Записанные на диски материалы спокойно можно передавать там, где нет каналов связи и смотреть везде, даже там, где нет возможности подключиться к интернету.

MPEG-2. Необходимо различать кодек MPEG-2, также известный как x.262, от формата контейнера MPEG-2. MPEG-2 используется для сжатия видео на дисках DVD и сигналов телевидения высокой четкости (DVB), передаваемого по эфирным каналам. Первоначально MPEG-2 применяли и для сжатия на Blu-ray дисках, хотя большинство современных Blu-ray фильмов не используют MPEG-2.

x.264/MPEG-4 AVC. x.264 используется при сжатии видео для Blu-ray дисков. По сути это тот же кодек, который применяется для сжатия видео в современных видеокамерах. Данный метод очень масштабируемый и при высоком битрейте сжатое по стандарту x.264видео выглядит просто фантастически.

Microsoft VC-1. Microsoft VC-1 включает три разных по степени сжатия кодека. VC-1 Advanced Profile, также известный как Windows Media Video 9 Advanced Profile или просто WVC1 является одним из трех кодеков, применяемых для кодирования содержимого Blu-ray дисков. VC-1 в качестве альтернативы технологии Adobe Flash используется в интернет-платформе Microsoft Silverlight.


Потоковое и веб видео

Передача видео через интернет обязательно подразумевает компромиссы, в основном между качеством изображения и скоростью передачи данных, которая сегодня и ограничивает максимально достижимое качество. Скорость передачи или, как еще говорят, ширина канала во многом зависит от возможностей интернет-провайдера и используемой им технологии доставки сигнала в вашу квартиру.

MPEG-1. Это старый боевой конь для доставки видео в сети интернет. Хотя YouTube, Netflix, и другие поставщики относительно качественного потокового видео уже отказались от MPEG-1, масса видео стандартного разрешения на базе MPEG-1 все еще доступна на других сайтах.

WMV (Windows Media Video). Есть Windows Media Video кодек и контейнерный формат файла. Хотя, этот метод сжатия был и не так используем, как MPEG-1, в сети все еще есть много WMV контента. Но при создании своих видеоматериалов, его очевидно также не стоит применять.

x.264/ MPEG-4 AVC. x.264 обеспечивает при относительно низкой скорости передачи, достаточно высокое качество видео. x.264, вероятно, становится наиболее распространенным кодеком. Adobe поддерживает его во Flash, x.264может использоваться с изображениями HTML 5, на x.264ориентируется YouTube и Apple полностью поддерживает этот метод компрессии. Однако при создании видео сжатого в форматах x.264вы не сможете воспроизводить их на старых устройствах, это ставка на будущее.

Правильный контейнер: гибкий и удобный

Далее кратко рассмотрены наиболее распространенные сегодня контейнерные форматы медиафайлов. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от предполагаемой задачи. Контейнерные файлы, кроме сжатого видео, вмещают и цифровой звук, сжатый соответствующими аудио кодеками, а также меню и дополнительную информацию.

Контейнеры для архивирования и ввода

Также, как и с кодеками, Вы должны выбрать контейнерный формат для хранения сжатого видео с максимально возможным в ваших условиях качеством. Для большинства пользователей нужен просто способ сохранить свое видео, для того чтобы затем передавать его в потоковом виде по домашней сети или даже через интернет, но при этом никто не хочет видеть впоследствии на экране пиксельную структуру и смазанное изображение. Правильный контейнер поможет сохранить баланс между качеством и потоковыми возможностями.

Advanced Systems Format (ASF) – разработанный Microsoft контейнерный формат. Встречается несколько расширений, включая .asf, .wma и.wmv. Отметьте, что файл с расширением .wmv, вероятно, сжат кодеком WMV (Windows Media Video), но сам файл помещен в контейнерный файл ASF. Файлы ASF, в теории, могут содержать видео и аудио файлы, сжатые любым кодеком. Однако, практически воспроизведение иногда может стать проблемным, особенно с видео, сжатым кодеками x.264. Если вы планируете пользоваться продуктами Microsoft, ASF прекрасный выбор, но могут быть проблемы с медиа файлами на основе иных кодеков.

Audio Video Interleave (AVI) – один из более старых контейнерных форматов Microsoft. Вероятно, его уже не стоит использовать в новых проектах.


QuickTime: компания Apple продвигает собственный контейнерный формат QuickTime, который поддерживает множество кодеков для аудио и видео. Apple - убежденный сторонник x.264, таким образом, файлы QuickTime (.mov, .qt) могут содержать видео, сжатое кодеком x.264.

MP4. Этот контейнерный формат разработан Motion Pictures Expert Group, известен также как MPEG-4, часть 14. Видео внутри файлов MP4 кодируется кодеком x.264, а аудио – кодеком AAC, но могут использоваться и другие стандарты сжатия звука.

VOB и BDAV MPEG-2. Эти контейнерные форматы используются для упаковки данных на DVD и Blu-ray дисках, соответственно. В файлах Blu-ray дисков (.m2ts) могут содержаться видеозаписи сжатые кодеками x.264и VC-1, звук может быть сжат одним из кодеков Dolby или использоваться несжатый многоканальный сигнал в формате PCM.

AVCHD: Этот стандарт контейнера применен во многих видеокамерах. Снимаемое видео предварительно сжимается кодеком x.264. Аудиосигнал для контейнера кодируется кодеком Dolby Digital (AC3) или используется несжатый – PCM.


Flash: Компания Adobe имеет собственный контейнерный формат Flash, который поддерживает множество кодеков. Большая часть недавно созданного Flash видео кодирована с использование видеокодека x.264и аудиокодека AAC, но не стоит ожидать, что на всех сайтах используются только эти кодеки, особенно для ранее созданного видео.

Прочие контейнеры: Среди прочих форматов контейнеров, широко используемых особенно для доставки видео через интернет, можно упомянуть популярный во многом за счет своей универсальности и открытого кода формат Matroska (.mkv, .mk3d, .mka, .mks), а также OGG и DiVX. Файлы с расширением .divx вмещают видео, ужатое одноименным кодеком с пиратской родословной, который позволяет получить достаточно высокое качество видео при эффективной компрессии видеоматериалов. Долгое время Divx официально не признавался и его использование не приветствовалось. Однако сегодня многие известные производители уже встраивают аппаратные кодеки DiVX в свою видеотехнику.

Какой кодек и контейнер выбрать

Если вы будете размещать свое видео на домашнем сервере, с тем чтобы впоследствии смотреть его на экране телевизора, подключаемого непосредственно к сети или через медиаплеер, необходимо выяснить какие форматы распознают телевизор и плеер. Практически всеми устройствами поддерживается сегодня кодирование в соответствии со стандартом MPEG-2, но в этом случае потребуется достаточно большой объем для хранения видео в HD разрешении. Очевидно, наиболее подходящим в ближайшем будущем можно считать различные варианты кодека x.264, в котором реализован алгоритм сжатия, поддерживаемый всеми популярными контейнерами.


Если больше интересует воспроизведение готового видео, и вы планирует нарезать (ripping) фильмы из своей персональной коллекции DVD дисков для передачи по домашней сети, вас может устроить контейнер MP4, как удачный компромисс между степенью сжатия и качеством.

Кодек – программный инструмент для кодирования и декодирования мультимедийной информации. И скорее всего, большинство, прочитав это определение, не поймет, что такое кодек. Поэтому предлагаем вам подробную статью, в которой мы разберемся с самим понятием, предназначением кодеков, принципом кодирования, а также рассмотрим самые популярные кодек-паки и дадим рекомендации по выбору подходящего.

Что такое кодек

Название codec – сокращение от coder/decoder возникло практически одновременно с первыми кодеками и быстро прижилось. По сути, кодек видео и кодек аудио – два типа программ, построенных по схожему принципу и используемых для сжатия и распаковки видеоряда и звуковой дорожки соответственно. Сжатие происходит за счет удаления повторяющихся фрагментов. Без этого мультимедийные файлы занимали бы в разы больше места, и тогда, даже при современном скоростном интернете, онлайн-кинотеатры и музыкальные библиотеки вряд ли завоевали бы популярность и вообще смогли бы работать.

Сам по себе кодек – обработчик, который ничего не хранит и не запоминает. Поэтому для того, чтобы сжатый кодеком файл впоследствии получилось распаковать и открыть на любом устройстве, необходим еще один элемент – контейнер. Контейнер – то, что мы привыкли в быту называть форматом, он хранит информацию о том, какой видеокодек и аудиокодек были использованы для сжатия определенного файла.

Чем отличаются кодек и контейнер?

В зависимости от способа применения, кодек может выступать создателем контейнера или его обработчиком. Проще говоря, когда вы включаете запись с экрана компьютера, чтобы сохранить себе прямую трансляцию интересного вебинара, некий кодек создает контейнер и записывает в него картинку и звук в виде данных. Когда же вы захотите воспроизвести полученную запись, этот же кодек откроет контейнер и преобразует сохраненную внутри него информацию обратно в картинку и звук. Также кодек способен изменить содержимое контейнера, например, если вы захотите конвертировать запись в другой формат, нарезать ее или сжать. То, в каком качестве запишется и будет воспроизводиться запись, зависит от кодеков и настроек программы, через которую велась съемка с экрана.

Какие бывают форматы кодеков

Форматов кодеков, как минимум, столько же, сколько форматов мультимедийных файлов. Поэтому тем, кому часто приходится просматривать или работать с файлами, снятыми на разных устройствах, приходится держать на компьютере набор всевозможных кодеков. Впрочем, не все из них и не всегда нужно где-то скачивать и устанавливать отдельно. Но сначала разберемся, какие самые популярные форматы видео и аудио кодеков существуют.

  • WMA – один из первых аудиокодеков в истории персональных компьютеров, изначально он использовался только в плеере Windows Media для воспроизведения с первых музыкальных CD;
  • MP3 (он же – MPG, MPEG) – формат, созданный The Moving Pictures Expert Group для сжатия и распаковки музыкальных файлов с поддержкой многоканальности;
  • RealAudio – продукт RealNetworks, работающий с аудио в разном битрейте и практически на всех существующих платформах – Mac, Windows, Linux, Android, iOS и пр.;
  • RealVideo – мультиплатформенный видеокодер от того же поставщика;
  • DivX – кодек, производства одноименной компании-разработчика, кодирующий и декодирующий форматы AVI, MKV, HEVC и собственно DivX;
  • XviD – отличается от конкурентов особенно высокой степенью сжатия, благодаря ему исходное видео весом 1 ГБ можно ужать до 50 МБ и после распаковки на компьютере с установленным кодеком воспроизвести без потери качества.

Этот список кодеков далеко не полный, в нем нет почти не встречающихся «в быту» кодеков для редких форматов OGG, AAC, QT, 3GP и пр. Но скорее всего, в наше время, для прослушивания музыки и просмотра видео вы не станете искать и скачивать каждый кодек отдельно, а выберите или проигрыватель с предустановленными кодеками, или пакет с полным набором кодеров/декодеров под любой формат.

Dolby Stereo Digital и кодировка АС-3

В статье о кодеках нельзя не упомянуть о самой популярной системе кодирования звука в профессиональной кинематографии и цифровом телевещании высокого качества – Dolby Stereo Digital. Формат, родившийся на стыке аналогового и цифрового звука в 90-е годы прошлого века прочно закрепился на рынке и не планирует сдавать позиции. Именно благодаря нему появились Dolby Surround Digital – домашние кинотеатры со звуком, способным буквально погружать в атмосферу фильма за счет своей объемности. Вот только для того, чтобы аудиодорожка звучала правильно при воспроизведении фильма на компьютере или смарт-телевизоре, на устройстве опять же должен быть предустановлен кодек – AC-3.

AC-3 (audio codec) – аудиокодек третьего поколения, необходимый для корректного кодирования и декодирования файлов с многоканальным звуком. Чаще всего с помощью AC-3 кодируют звуковые дорожки видео, воспроизводимого с носителя или потокового, например, в телевизионных трансляциях по цифровым кабельным телеканалам.

Что такое пакеты кодеков

Скачивать и устанавливать кодеки пакетами гораздо удобнее хотя бы потому, что не нужно разбираться, какой для чего нужен. К тому же, пакеты обычно универсальные и поддерживают развертывание на разных устройствах: телевизорах, гаджетах на Android и iOS, в плеерах и браузерах компьютеров и ноутбуков. На начало 2000-х топ-3 самых лучших и популярных кодек-паков с регулярным обновлением выглядит так:

    – набор кодеков, устанавливаемый на все х86 и х64 версии Windows для беспрепятственного воспроизведения мультимедиа всех распространенных типов и форматов. Внутри пака никакого шпионского или другого вредоносного ПО, можно загружать, распаковывать и пользоваться в совершенно любом плеере на упомянутой платформе. – еще один универсальный пакет. превращающий компьютер на Windows в мультифункциональный медийный центр для просмотра фильмов, прослушивания музыки, подкастов, а также записи медиа. В паке почти полсотни кодеков, включая поддерживающие blueray и распаковку видеозаписей в высоком разрешении. – небольшой пак для домашнего компьютера, не перегруженный редкими кодеками, но вполне пригодный для беспроблемного просмотра DVD, трансляций, видео с телефона и клипов из интернета.

Отличия между пакетами кодеков не настолько существенные, чтобы стоило вдаваться в эти подробности. Когда важен размер файла с кодеками стоит выбрать lite-версию, такая есть у K-Lite Codec Pack, если же нужно получить поддержку максимального числа форматов и при этом место на накопителе можно не экономить, то лучше скачать и установить более объемный и полный Media Player Codec Pack с поддержкой практически всех типов мультимедийных файлов.

О том, как скачать, установить и обновить кодеки читайте по ссылке ниже

Что делают кодеки

Кодеки умеют сжимать мультимедийный контент и распаковывать его обратно, если сжатие было произведено без потери качества. О том, для чего нужно сжимать звук и видео, мы уже упоминали. Теперь давайте на наглядном примере разберемся с тем, что делают кодеки с файлом, чтобы он занимал меньше места на накопителе.

Сжатие с потерей качества. Когда качество не так важно, как размер итогового файла, его можно сжать до минимально возможного размера, например, в 200 раз с применением XviD. Но при таком радикальном сжатии чаще всего никак не обойтись без потери некоторой части информации из файла. разумеется, речь не о целых кадрах или отрезках аудио, а о несущественных их элементах: оттенках, детализации, не воспринимаемых или плохо воспринимаемых человеческим ухом звуках. Все это при сжатии с потерей качества безвозвратно удаляется для экономии места на накопителе.

Сжатие без потери качества. Такой вариант сжатия предполагает, что будет удалена преимущественно дублирующаяся информация. При этом данные о ее наличии сохранятся, и благодаря им при воспроизведении кодек вернет вырезанное на место. Для наглядности, представьте себе японский кроссворд – закрашенные ячейки зашифрованы цифрами на полях. Вот сжатие без потери качества выглядит похоже – в сжатом файле в определенном виде остаются данные о том, что и в каком месте нужно вернуть на место. Обычно это статичные сцены, повторяющиеся подряд звуки и т. п.

Как и в случае с воспроизведением/распаковкой, сжимать файлы сам кодек не способен. Обычно этим занимаются отдельные программы – конвертеры, они же позволяют изменять форматы файлов для более удобного их воспроизведения на разных устройствах.

Как происходит кодирование видео и аудио

Кодирование видео и аудио при помощи кодеков происходит следующим образом:

  • Программа анализирует файл и, пользуясь собственными алгоритмами, находит внутри него пригодные для сжатия участки;
  • Все дублирующие друг друга последовательности сцен и звуковых рядов сокращаются и дополняются информацией о сжатии (например, сжатая последовательность букв AABBCCC могла бы выглядеть так – A2B2C3);
  • Несущественные данные из файла удаляются безвозвратно, это могут быть незаметные глазу переходы цвета или звуки в частотах, которые человеческое ухо не воспринимает.

Таким образом на выходе от каждого мегабайта мультимедийных данных остается не больше четверти, а иногда и 1/200 от исходного объема. При этом некоторые современные технологии кодирования позволяют сжимать картинку и звук так ювелирно, что даже самый взыскательный потребитель аудио и видео контента не заметит потерь в качестве.

Какой кодек использовать?

Кодеки для прослушивания музыки и просмотра видеозаписей на компьютере. Для этих целей не обязательно погружаться в мир аудио и видео кодеков. Достаточно скачать плеер, в котором все нужные кодеры/декодеры добавлены по умолчанию. Среди бесплатных программ с такими возможностями чаще всего выбирают:

  • VLC Media Player – мультиплатформенный проигрыватель, в котором без дополнений и настройки открывается любое видео и звуковые файлы;
  • KMPlayer – плеер для Mac и Windows с поддержкой расширенного пакета кодеков в базовой версии;
  • Splash HD Player Lite – компактная программа для Windows для просмотра видеозаписей с возможностью в live-режиме ощутимо улучшить качество картинки за счет наличия собственного уникального кодека.

На мобильных устройствах, в смарт-приставках и «умных» телевизорах кодеки для воспроизведения тех или иных форматов добавлены в прошивки. Поэтому вручную заботиться об их выборе и обновлении обычно не приходится. Особенно просто решается вопрос с невозможностью воспроизвести какой-либо файл на Android – устанавливаете VLC Media Player из Google Play и открываете в нём.

Кодеки для YouTube. Негласным стандартом используемых кодеков для львиной доли видеосервисов уже много лет являются H.264 и MPEG-4. Именно на их базе происходит кодирование и декодирование видео и аудио в роликах на YouTube и сериалах на Netflix. Но параллельно с этим интернет массово мигрирует на сравнительно свежую разработку – кодек AV1, который эффективно сжимает и быстрое распаковывает. Когда Ютуб и другие видеоплатформы перейдут на новинку окончательно, скорость буферизации просматриваемых видео может сократиться практически в два раза в сравнении с сегодняшней ситуацией, и это при полностью одинаковой скорости интернета. Разумеется, на качестве такое экстремальное сжатие нисколько не скажется, а там, где плохо с доступом к сети, появится возможность смотреть ролики в 4k.

С самим понятием и тем, какие кодеки нужны для воспроизведения разных форматов файлов, разобрались. Осталось выяснить что делать с кодеками тем, кто не просто смотрит, но и занимается монтажом видео или сводит музыкальные треки.

Кодеки для монтажа видео и звука. На фоне растущей популярности видеоконтента – видео смотрят чаще, чем слушают подкасты и читают тексты, – всё больше людей пробуют себя в роли видеоблогера или режиссера, который собирает интересные подборки и дайджесты готовых видеозаписей. И одной из самых часто встречающихся сложностей у тех, кто только знакомится с видеомонтажом, оказывается необходимость сводить видео и звуки в разных форматах. Склеить из SWF-анимации начала 2000-х и современного 4к-клипа приятную глазу картинку – задача для профессионала. А тем, кто только учится монтажным премудростям, пригодится конвертер.

Movavi Video Converter – пример современного, удобного, доступного и простого в использовании конвертера. Программа не перегружена лишними функциями, а также без проблем и дополнительных настроек справляется с поставленными перед ней задачами, если в системе установлены необходимые для этого кодеки. В ней можно сжимать и изменять форматы картинок, видеозаписей, аудиофайлов в разных расширениях. Разобраться легко, потому что интерфейс качественно локализован на русский язык и снабжен детальной справкой, буквально по каждой кнопке и меню.

Как самостоятельно сжать видео в Movavi Video Converter

Необходимость сжать видео может появиться в самых разнообразных ситуациях. например, чтобы поместить больше записей на флешку или собрать ролики из отпуска, снятые на разные телефоны, в один семейный фильм. Для того, чтобы добиться желаемого, вам понадобится:

На сайте программы Movavi Video Converter есть больше информации о том, как работает конвертер, а также доступны видеоуроки. Узнайте больше о Movavi Video Converter по ссылке ниже.

Подведем итог: кодек – программа, без которой видео и аудиофайлы занимали бы неоправданно много места. Для удобства лучше скачивать их пакетами или устанавливать проигрыватели с поддержкой кодеков «из коробки». Когда нужно аккуратно смонтировать ролик из видео, снятых на разных устройствах, желательно подогнать их все под одни параметры при помощи конвертера. Movavi Video Converter позволяет сжимать, стабилизировать, конвертировать, нарезать файлы быстро и без сложных настроек. Все нужные для этого кодеки в конвертере присутствуют, нужно просто скачать, установить и можно пользоваться.

5.0 Оценок: 4 (Ваша: )

Наверняка вы встречались с проблемой, когда плеер отказывался открывать файл, при просмотре отображался темный экран или видео шло без аудиосопровождения. Это происходит, когда на устройстве отсутствуют кодеки. Также ошибки могут возникнуть при использовании устаревшего оборудования. Рассмотрим, как решить проблему и установить поддерживаемые видео кодеки для Windows 7 и других версий ОС.

Что такое кодеки?

Название «кодек» является комбинацией слов «кодирование» и «декодирование» (ко/дек). Технически, это программное обеспечение, которое используется для сжатия и распаковки цифрового медиафайла (музыка или видео). Они нужны для сжатия видеофайлов, изображений и звука до наименьшего размера, чтобы файл занимал меньше места и быстрее передавался по интернету. Проигрыватель Windows Media и другие программы используют кодеки для воспроизведения файлов мультимедиа.

Иногда их путают с видеоформатом или контейнером. Но медиаконтейнер — это набор файлов, хранящий данные, сжатые с использованием видеокодека. Фильм формата AVI — контейнер, содержащий медиафайлы, закодированные XviD, DivX или MPEG-2.

Как работают кодеки?

Кодеки используются для изменения формата медиа или уменьшения размера файла для быстрой передачи по интернету. Они выполняют обратную работу, «считывая» данные из MP3 или другого формата для воспроизведения. Это называется распаковкой.

Процесс создания кодированного видеофайла

Процесс создания кодированного видеофайла

Существует два типа сжатия. Кодеки lossless (без потерь) сжимают оригинальное видео с наивысшими настройками качества. Это можно сравнить с упаковкой файлов в архив ZIP: после распаковки (при просмотре перекодированного ролика) выходной файл не отличается от оригинального. Подобные медиафайлы имеют большой размер.

Кодеки с потерями (lossy) теряют информацию различной степени, что ведет к ухудшению качества обработанного медиафайла. Но они значительно экономят место на жестком диске. Современные конвертеры позволяют устанавливать оптимальные настройки сжатия и свести потери к минимуму.

Какой кодек выбрать?

Если при воспроизведении медиафайлов не будут обнаружены нужные кодеки, плеер выдает ошибку с указанием проблемы. Останется найти решение в интернете. Однако ПО не всегда указывает отсутствующий видеокодек.

Существуют сотни вариантов для разных целей: сжатия аудио и видео, потоковой передачи мультимедиа, видеоконференций, воспроизведения MP3, захвата экрана. Рассмотрим популярные кодеки для просмотра видео и проигрывания муз.файлов.

  • MPEG. MPEG-1 обеспечивает высококачественное видео и создает звук MP3, который воспроизводится на всех современных музыкальных устройствах без исключения. MPEG-2 является в данный момент стандартом сжатия видео для DVD и дисков Blu-ray. MPEG-4 обеспечивает лучшие методы сжатия и меньший размер выходного видео.
  • H.264. Самый популярный выбор для HD-видео, который может использовать сжатие с потерями и без потерь. H.264 в 2 раза эффективнее, чем MPEG-4 и создает меньший файл с плавным воспроизведением. H.264 используется для веб-видео и записи Blu-ray.
  • XVID/DIVX. DivX —коммерческий кодек, XviD — альтернатива с открытым исходным кодом. DivX может сжимать длинные сегменты видео в небольшие размеры, сохраняя высокое качество.
  • HEVC. Высокоэффективное кодирование видео (HEVC или H.265) является новым стандартом сжатия. Этот «родственник» H.264 еще эффективнее использует его алгоритмы сжатия. Кодек только набирает популярность и поддерживается не всеми программами.

Как установить и запустить кодеки?

Совершенно необязательно скачивать кодеки отдельно. Существует большое количество пакетов, которые содержат необходимые видео- и аудио кодеки. Самый популярный вариант K-Lite Codec Pack. Он распространяется бесплатно в нескольких комплектациях, от базового до расширенного, и включает в себя проигрыватель Media Player Classic.

Что такое видеокодеки и аудиокодеки

Настройки пакета кодеков K-Lite Codec Pack

Достаточно скачать софт с сайта разработчиков и установить, как обычную программу. Он работает со всеми версиями Windows и устанавливает все известные видео- и аудиокодеки. На официальном сайте есть инсталляторы на 32 и 64 бита. После установки ПО кодеки встроятся в систему и автоматически запустятся при открытии медиафайлов.

Что делать, если нет подходящего кодека?

Проблема может возникнуть, если вы давно не обновляли систему или пользуетесь Windows XP или 7. Устаревшие приложения не поддерживают новые кодеки вроде hevc. Попробуйте обновить программное обеспечение или сделать замену медиаплеера. Иногда при установке проигрыватель подгружает распространенные кодеки. Популярный плеер VLC — бесплатный вариант, который воспроизводит любые типы файлов.

Лучшее решение — перекодировать неподдерживаемый файл конвертером. Это решит проблему с воспроизведением файлов не только на ПК, но и на переносных гаджетах.

Изменение кодеков

ВидеоМАСТЕР позволяет самостоятельно выбирать формат и кодек

Выводы

Мы рассмотрели, как скачать видеокодек, который отсутствует на ПК. Стоит отметить, что большинство популярных кодеков по умолчанию встроены в систему. Проблемы могут возникнуть при открытии новых форматов или сохранении файлов на устройства.

Если плеер выдает ошибку, решением станет переконвертировать файл в подходящий формат. ВидеоМАСТЕР избавит от необходимости «гуглить» выход из сложившейся ситуации. Он позволяет конвертировать файлы с использованием популярных кодеков, подбирать оптимальные настройки сжатия, сохранять медиа для мобильных устройств.

К примеру вы купили новенький 4K-телевизор. Приготовились смотреть блокбастер в 4K HDR, а там сплошные блоки, артефакты и так далее. А выставляешь качество получше, видео начинает тормозить и долго подгружаться! Почему так?

Ответ простой — виноваты кодеки.

Поэтому сегодня поговорим от том какие бывают кодеки при видеостриминге. Узнаем, чем отличается h.264 от h.265? Узнаем, почему современные видеокодеки — самые лучшие предсказатели. Поговорим от том, что придет на смену AV1? И выясним как не ошибиться с выбором ТВ!

Если бы не было современных видеокодеков, то не было бы ни YouTube, ни стриминговых сервисов, ни zoom-конференций. А всё потому, что цифровое видео очень много весит. К примеру несжатый полуторачасовой фильм в формате 4K Ultra HD весил бы. Как думает сколько? Немногим больше, чем 3,22 терабайта! Это примерно по 36 гигабайт на 1 минуту видео.

3840 x 2160 точек x 8 (бит) x 3 (канала цвета) x 24 (кадра) x 5400 (сек) / 8 000 000 000 000 (биты в терабайты) = 3,22 TБ

Современные кодеки позволяют без заметной потери качества уменьшить размер файла до 5 гигабайт на всё видео. Это в почти в 645 раз меньше! Но как они это делают, и что значит без заметной потери качества?

Принцип работы

Все это основано на принципах работы архивов. Кстати, напишите, если хотите материал про основы сжатия информации.

Но сейчас сосредоточимся на вдиео. Грубо говоря, есть два типа сжатия которые применяются в видеокодеках. Что это всё такое?

Первое - это внутрикадровое сжатие. А второе - межкадровое сжатие.

Внутрикадровое сжатие позволяет оптимизировать размер каждого конкретного кадра. Для чего применяются различные методы борьбы с излишней информацией. По принципу — удаляем всё подряд, кожаные мешки всё равно не заметят! А мы действительно много чего не замечаем.

Цветовая субдискретизация

Например, человеческое зрение отлично различает перепады яркости, но так себе различает цвета. Это такая странная эволюционная фишка. Поэтому в кодеках активно используется метод цветовой субдискретизации. Это абсолютно гениальная штука.

Берём видео с тремя каналами цвета - RGB, и конвертируем его в видеоформат, в котором есть отдельный канал яркости - Y и два канала цвета Cb и Cr. И получаем формат YCbCr.

Кому интересно, вот такая математика за этим стоит.

[caption align="aligncenter" width="396"] Преобразование ITU-R BT.709[/caption] [caption align="aligncenter" width="396"] Преобразование ITU-R BT.709[/caption]

А дальше, так как у нас теперь цвета и яркость - это отдельные сущности, мы уменьшаем каналы цвета по разрешению в два раза и натягиваем на канал яркости. Готово! Разница почти не видна, а количество информации почти в два раза уменьшили.

Такой вариант субдискретизации обозначается тремя цифрами 4:2:0, что расшифровывается так: на 4 пикселя яркости приходится всего 1 цветной пиксель, в каждом канале цвета.

Именно в формате 4:2:0 стримят всё видео в интернете. Включая этот видос. Хотя в настройках камеры я поставил 4 4 2 - чтобы хотя бы цветокоррекцию можно было сделать.

Косинусы

Если вам это кажется сложным, то как насчет - второго варианта сжатия или например использования дискретного косинусного преобразования. Это вообще интересная штука.

Вот посмотрите на такую табличку с градиентами.

Оказывается, накладывая вот такие квадратики друг на друга с разной степенью прозрачности можно получить в принципе любое изображение.

Вот посмотрите как потихоньку вырисовывается буква А.

Поэтому если разбить кадр на мелкие блоки. Всё изображение можно представить в виде наложения косинусов друг на друга.

Всё это внутрикадровые методы сжатия, их довольно много и они ничем не отличаются от методов сжатия изображений, например также сжимается JPEG.

Все эти методы позволяют неплохо сжать изображение, оптимизировав размер в десятки раз. Что неплохо, но не идет ни в какое сравнение с видеокодеками, которые сжимают данные в сотни раз. И делают они это благодоря межкадровому сжатию. Что это такое?

Межкадровое сжатие

Как правило соседние кадры в видео мало чем отличаются друг от друга. Тогда зачем нам тогда кодировать каждый кадр отдельно?

Мы можем взять первый кадр, назовём его "ключевым". А второй, промежуточный, кадр можно сделать на основе первого. Что в нем закодировано? Только та информацию, которая изменилась.

А с учетом того, что мы и так уже разбили информацию на блоки, кодировать нам придется не весь кадр, а только изменившиеся блоки.

Всякие глитчи, когда изображение становится зеленым или фиолетовым, а поверх частично рисуется новый кадр, это как раз следствие межкадрового сжатия. Просто ключевой кадр во время стриминга был потерян.

Предсказания

И если вы уже сейчас думаете: WOW! Как круто люди придумали, то вы рано удивляетесь.

Больше всего сэкономить места кодекам помогают механизмы предсказаний.

Например, если человеку показать два кадра: в одном кадре объект находится слева, а в другом справа, и попросить его предположить, где бы находился объект в промежуточном состоянии. Человек легко это сможет сделать интуитивно.

Точно также в каждый кодек вшиты алгоритмы предсказаний. Просчитывая вектора движений, они предполагают каким могут быть промежуточные кадры. Но какой в этом смысл?

Если их предположение оказывается верным, то есть совпадает с реальным кадром который нужно сжать, то в этом случае можно вообще не использовать никакие данные из реально кадра, а использовать предположение.

А если что-то не совпало, то можно хранить просто разницу между реальным кадром и предполагаемым, в этом случае всё равно получится сохранить очень много байт. Более того при помощи предиктивных моделей, можно предугадывать не только соседние кадры, но и соседние блоки внутри кадра.

Например, если внутри блока у нас одни синие пиксели, мы можем предположить, что и соседний блок будет состоять из синих пикселей.

Естественно, чем лучше модель предсказания, тем эффективнее работает кодек. Поэтому именно в моделях анализа изображения и предсказания соревнуются современные кодеки.

А если вы также хороши как современные кодеки, вы должны были предсказать, что сейчас мы будем говорить о телевизоре от спонсора, сегодняшнего ролика — Haier.

У нас сегодня недорогой телевизор HAIER 43 SMART TV MX с диагональю 43 дюйма и разрешением Ultra HD. В телевизоре есть все базовые функции.

Он работает на Android TV 9-й версии со всеми преимуществами системы: можно обмазаться всеми стриминговыми сервисами и смотреть сериальчики в 4K HDR.

Благо Wi-Fi модуль поддерживает частоту 5 ГГц, поэтому стримится контент без задержек. Также можно истыкать телевизор флешками и жесткими дисками, для любителей надежного старого способа.

Здесь удобный пульт с голосовым управлением, который работает по Bluetooth 5.0, а также можно подружить другие аксессуары: наушники, клавиатуры, геймпады. В общем, раздолье. Да и вы сами знаете, что позволяет Android TV.

Но самое главное в этом телике — качество картинки. Тут установлена очень хорошая VA-матрица и Direct LED подсветка. Картинка выглядит отлично: глубокий черный, сочные цвета. Есть поддержка HDR10.

Плюс есть 4K-апскейлинг, поэтому Full HD-контент на этом телевизоре выглядит замечательно.

В общем, за дисплей пятёрка. Даже больше скажу, у Haier есть подобная модель с Full HD-разрешением по цене ниже. Так вот тут, картинка гораздо лучше, есть за что доплатить.

Звук тоже очень неплохой - колонки мощностью 16 Ватт, а также поддерживается фирменная технология объемного звука Simulated Surround Sound. Поэтому можно не тратиться на дополнительные саундбары.

Особенное удовольствие доставляет безрамочный дизайн, который впишется в любой интерьер и не будет отвлекать на себя внимание от контента (в любом кодеке).

В общем, HAIER 43 SMART TV MX -отличная покупка если вам нужен небольшой ТВ с хорошим изображением. Для онлайн контента здесь все есть, топ модель в своем сегменте!

Теперь мы представляем, как примерно работают работают кодеки, а значит сможем их сравнить.

Самый популярный и устаревший на текущий момент кодек — это всеми любимый H.264 или AVC (Advanced Video Coding), или MPEG-4 Part 10. Это всё одно и тоже.

Кодек существует с 2003 года и он по-прежнему популярен. В первую очередь, потому что он поддерживается всеми браузерами, операционными системами и процессорами.

Каждый раз, запуская медиаплеер, мы пользуемся услугами этих маленьких, но совершенно необходимых на сегодня программ, о существовании которых не вспоминаем до тех пор, пока не столкнемся с проблемами при проигрывании аудио или видео. А задумывались ли вы когда-нибудь, как "устроены" кодеки?

Кодек - это программа, используемая для сжатия и воспроизведения из сжатого состояния аудио- и видеофайлов. Также кодеки предназначены для кодирования поток/сигнала с целью его трансляции, сохранения или шифрования, а также раскодирования для просмотра (воспроизведения или расшифровки).

Разнообразие методов и видов оцифровки медиафайлов на специализированном оборудовании приводит к проблемам, связанным с их воспроизведением на стандартном ПК. В такой ситуации просто необходимо сделать процесс декодирования сигнала более доступным для пользователя. Кодеки стали прекрасным решением данной проблемы.

  • оптимизация скорости преобразования для правильной передачи сигнала конечным пользователям;
  • сохранение качества перекодированной информации;
  • восстановление утраченных сегментов при работе.


Принципы работы кодека

При воспроизведении видеофайла кодек распаковывает сжатое видео для трансляции его на экране. Информация упакована в специальный медиаконтейнер и содержит в себе звук и видео. Обычно встречаются контейнеры с расширением AVI, ASF, MOV и т.д. В процессе взаимодействия со сплиттером (о нем мы поговорим дальше) и кодеком происходит процесс распаковки контейнера с последующим преобразованием цифрового сигнала в аналоговый через устройство вывода.

Файлы-контейнеры разбиты на блоки (они именуются как chunks - ломти), каждый из которых состоит из заголовка и самих данных. Заголовок определяет, как следует толковать данные: но не заключает в себе алгоритм их обработки. Предполагается, что алгоритм содержится в самой системе, а заголовок только указывает, какой из алгоритмов надлежит в данной ситуации применять.

Возьмем для примера файл, который содержит одну видеодорожку, две или несколько аудио (дубляж английский и русский), одну или несколько дорожек с субтитрами, данные о применяемых форматах сжатия, индекс (раздел с адресами размещения определенных мест в записи) и комплект текстовых полей.

Процесс распаковки медиаконтейнеров (извлечение потоков видео, аудио и субтитров и их разделения) поддерживает и реализует специальная библиотека Windows - сплиттер. Непременными для Windows являются сплиттеры для распаковки AVI, MPEG1/2 и ASF. Для работы с другими форматами потребуется установка дополнительных сплиттеров. После того как сплиттер приступает к процессу воспроизведения аудио- или видеопотока, к работе подключаются кодеки. Являясь специальной библиотекой, кодек декодирует (разжимает) каждый из разделенных потоков.


Типы кодеков

Видеокодеки подразделяются на несколько видов - Video for Windows (VfW), DirectShow (DSH) и DirectX Media Object (DMO). В большинстве видеоплееров при воспроизведении используется DirectShow; а кодеки VfW применяются отдельными программами для сжатия видео, например, очень известной VirtualDub/VirtualDubMod. Кодеки вида DMO относятся, скорее, к подвидам DirectShow и отличаются тем, что доля их обязанностей перекладывается на приложение, воспроизводящее видео, исходя из этой причины, подобный тип не особо популярен.

Аудиокодеки также подразделяются на несколько видов - Audio Compression Manager (ACM), работающий в паре с VfW, DirectShow и DirectX Media Object.

Особые коды - Four CC (видео) и Twin CC (аудио) описывают формат сжатия изображения и звука и определяют, что требуется для их дешифрования. При этом для воспроизведения видеоряда не всегда может использоваться тот же кодек, что и для компрессии.

Основываясь на выше сказанном, данные о том, каким, собственно, кодеком упаковано видео в файле, записываются в виде FourCC-кода, включающего в себя 4 символа. Любой из кодеков содержит уникальный личный FourCC-код, при этом в целях совместимости, в редких случаях при кодировании, указывается "чужой" FourCC-код. Например, если видео смотрят на стационарном проигрывателе, то при сжатии его и использовании FFDshow требуется указать FourCC не FFDS, а DivX или XviD, или файл, скорее всего, не воспроизведется.

Кодек может применяться также для компрессии видеофайла (например, при монтаже фильма). При кодировании исходного формата файла кодек занимается поиском и сохранением кадров, на которых изменяется картинка изображения. Избавляясь от промежуточных кадров, прогнозирует и сберегает лишь данные о трансформациях в проходящем кадре по отношению к предшествующему. При сжатии информации, полученной таким способом, используются определенные алгоритмы компрессии, схожие с теми, что применяют в программах архиваторах.

Теперь вы знаете, что при просмотре фильма или прослушивании любимой композиции наравне с плеером для вас без устали трудятся невидимые маленькие помощники - кодеки, внося свой вклад в воспроизведение файлов мультимедиа.

Читайте также: