Как записывать на ssd с fujifilm xt4

Обновлено: 02.07.2024

Обзор камеры FujiFilm X-T4. Что нового? Характеристики, тестирование в разных условиях и режимах съемки

Узнайте цены на камеру FujiFilm X-T4:

Sirui Anamorphic Lens 50mm купить можно здесь:

К нам в руки попала долгожданная камера FujiFilm X-T4 – логическое продолжение X-T3 (Обзор на FujiFilm X-T3 по ссылке). По большому счету, X-T3 была отличной камерой, а с новым матричным стабилизатором новинка может и вовсе стать лучшей камерой для видео на ближайшее время, и уж точно лучшей APS-C камерой. В этом видео мы разберем все ее возможности, посмотрим что нового, а если вы вообще никогда не сталкивались с камерами Fuji, то рекомендую посмотреть обзор на X-T3, тогда вам станет более понятна философия, например, механическое управление с помощью колесиков. Как обычно, на этом канале мы говорим исключительно о видеовозможностях этой камеры, фото нас не интересует! Ну, и в конце подведем итог и узнаем, есть ли смысл покупать APS-C камеру по цене хорошей полнокадровой камеры, но с более слабыми техническими характеристиками.

FujiFilm X-T4, это в первую очередь камера для репортажной съемки. Матричная стабилизация и улучшенный автофокус нужен пользователям именно для этого. Для постановочной съемки есть BlackMagic Pocket Cinema 4K, которая из-за своей цены просто доминирует в своем сегменте. Но на него утренники, свадьбы и спортивные мероприятия особо не поснимаешь. Именно поэтому мы тестировали камеру исключительно при съемке с рук, с автоматической фокусировкой и с авто балансом белого. Последнее также очень важно для репортажной камеры, вспомните, например, моменты на свадьбах, когда вам на одном кадре нужно зайти с улицы в помещение или если в помещении вы разворачиваете камеру на окна. Так что сегодня тестируем интеллект камеры во всей красе.

Комплектация

В коробке инструкция, камера, аккумулятор, провод usb-c-usb-c, блок питания и провод USB-C – миниджек 3,5мм, ремешок. Зарядного устройства для аккумулятора мы тут не обнаружили. Батарею придется заряжать прямо в камере или приобрести оригинальную зарядку на 2 аккумулятора. Зарядка производится по Type-C через QuickCharge.

Работа от сети. Мониторинг звука

Интересно проверить, как поведет себя камера при работе с подключенным блоком питания или повербанком.
На дисплее мы видим значок, который нам говорит о том, что подключено внешнее питание, но индикации заряда нет. Я провел эксперимент и записал видео с подключённым штатным блоком питания, который заряжает наш аккумулятор. После 10 минут стало понятно, что аккумулятор не только не заряжается, он еще и садится. То есть нужен адаптер помощнее.

При работе с более мощным блоком питания (мы взяли с запасом от Macbook на 85 Ватт) камера работала от сети стабильно, но вот аккумулятор так и не заряжался. Это ограничение связано с тем, что система охлаждения камеры не способна рассеивать столько тепла одновременно. Для работы от блока питания в камере обязательно должна быть установлена батарея.

Возможность получить безграничное функционирование камеры – это очень круто, особенно если у вас длительные съемки (мастер-классы, обучающие ролики и т.п.). На таких съемках также приходится записывать хороший звук и очень часто мы это делаем прямо с камеры, подключая радиосистемы. И тут возникает вопрос: «Как контролировать звук?». У нас один разъем USC-C, через который мы питаем камеры и в него же мы должны подключать наушники через идущий в комплекте переходник. То есть либо камера работает от внешнего питания, либо мы мониторим звук. Для меня лично это огромный недостаток, ведь это не любительская камера.

Отличия FujiFilm X-T4 от X-T3

  • «матричная стабилизация»
  • новый аккумулятор
  • удобный переключатель между режимами фото и видео
  • поворотный экран
  • запись видео одновременно на две карты памяти
  • слегка изменилась эргономика
  • новые режимы имитации пленок
  • улучшенный автофокус
  • запись slow motion видео до 240 fps в FullHD

А теперь подробнее!

Аккумулятор

Новый аккумулятор емкостью 2200 mAh увеличил время работы камеры минимум в полтора раза. Из-за увеличенного размера изменились размеры хвата камеры. Ручка стала немного массивнее и камеру держать в руке приятно.

Переключатель режимов фото/видео

Переключение режимов фото и видео, однозначно, упрощает работу тем, кто хочет сохранить выбранные настройки для разных режимов работы. Теперь, когда после съемки вы захотите сделать фото, не придется изменять настройки экспозиции, равно как и при переходе с фоторежима на видео.

Поверьте, если вы создаете большое количество контента, такая функция незаменима. Это экономия времени, сил и нервов.

Единственное, чего бы мне хотелось добавить - это возможность заменить значение выдержки на угол затвора, как это реализовано на камерах Panasonic GH5 или скажем BlackMagic. Это очень удобно. Если вы часто меняете частоту кадров, делая, например, подсъем с высокой частотой кадров, то выставив значение шаттера на 180 градусов, значение нашей выдержки менялось бы автоматически. А корректировать экспозицию можно значениями ИСО, диафрагмой или НД фильтром, если хотим снимать на открытой дырке. Такую мелочь можно без проблем добавить прошивкой.

Поворотный экран

Это одно из спорных решений FujiFilm. Да, он стал лучше. Но кто-то любит откидной, кто-то поворотный, но почему-то никто не любит фиксированный (Ну, кроме фотографов)

Лично для меня поворотный экран незаменим при съемке репортажа, особенно когда условия работы быстро меняются и постоянно приходится искать интересные ракурсы. Он также будет полезен тем, кто создает контент для YouTube, Instagram и других соцсетей, например, для съемки влога. Снимать самого себя без поворотного дисплея, конечно, можно, но результат, скорее всего, вам не понравится.

Еще одни нюанс связанный с поворотным экраном – это то, что он делает конструкцию более хрупкой. Если вы уроните камеру, или заденете экран, то есть риск его повредить. Хотя за несколько лет эксплуатации Panasonic GH5 таких случаев у меня не происходило. А там аналогичное решение.

Если вы планируете использовать внешнее питание, микрофон, наушники, внешний монитор, то откидной экран полностью теряет свой функционал из-за тонкого корпуса камеры. Достаточно задействовать микрофонный вход или разъем USB-C, повернуть его уже нереально.

Запись видео сразу на две карты

Незаменимая для техники с приставкой Pro. Если вы занимаетесь коммерческой съемкой, то понимаете, что значит потерять драгоценный материал. Дублирование видео возможно во всех режимах записи.

Режимы имитации пленки

Эргономика

Камера стала немного крупнее, хват удобнее, т.к. там теперь более мощный аккумулятор, а также для удобства работы появилось быстрое меню Movie Optimized Control. Это подойдёт тем, кто не хочет постоянно работать с механическими колесиками управления. Всеми настройками теперь можно управлять прямо на экране или работать стандартным колесиком под большим пальцем.

Матричная стабилизация и ее режимы

Пожалуй, самое значительное нововведение – это матричная стабилизация

Многие ее ждали и вот она! Крутая? Да! Можно ли снимать с рук на длинных фокусных расстояниях? Однозначно, да.

Матричная стабилизация имеет несколько режимов работы. Первый режим – стандартный. Когда матричная стабилизация включена. В этом режиме мы провели большинство наших тестовых съемок. Она показала себя превосходно. На фокусных расстояниях до 35 мм снимать с рук одно удовольствие. Да и на 50 мм, все еще вполне хорошо. Для репортажной работы такой стабильности более чем достаточно.

На длинных фокусных расстояниях стабилизация также хорошо себя показала, но только при съемке в статике. Если мы попытаемся сделать небольшую панораму, то получим рывки. На небольших фокусных расстояниях такой проблемы у вас не будет. Для большинства тестовых материалов мы работали с объективом Fujinon 16-55 с постоянной диафрагмой f2.8.

Если вы используете мануальные объективы, то для корректной работы стабилизации необходимо указать фокусное расстояние объектива. В противном случае стабилизация не отработает.

Следующий режим работы – это Boost. В таком режиме матрица надежно удерживается и переходит в режим жесткой работы. В таком режиме можно снимать статичные сцены на длинном фокусе, если у вас нет штатива. Но при таком режиме работы избегайте движения камеры. Скорее всего вы получите неприятные рывки, так как матрица будет постоянно прыгать.

Такой режим хорошо себя показал на больших фокусных расстояниях. Особенно если активируется следующий режим работы: Матричная + оптическая стабилизация.

Совместная работа матричной и оптической стабилизации будет работать только на объектив имеющих эту самую оптическую стабилизацию. В моем случае на руках объектив Fujinon 50-140 мм с постоянной диафрагмой f2.8. Отличное стекло с великолепной картинкой.

В таком режиме работы меня немного смутило, что при отключении оптической стабилизации на объективе в меню пропадает возможность управлять режимами стабилизации.

Отключаем стаб на объективе, и стабилизация отключается полностью. Использовать только оптическую стабилизацию без матричной тоже не получится. В итоге у нас отсутствует возможность выбора. Матричный+оптический стаб работает только в режиме IBIS/OIS, IBIS/OIS + DIS и режим Boost, либо без стабилизации, но ее мы отключаем на объективе. Возможно, я вас немного запутал.

Еще один режим работы стабилизации – это добавление цифровой стабилизации, та самая DIS (digital image stabilization). При таком режиме у нас появляется дополнительный кроп. Работает он по принципу варп стабилайзера в премьер про, но менее адекватно. Такие способы стабилизации применяются в достаточно большом количестве современных камер, но назвать такой режим рабочим сложно. Это скорее для экстренных ситуаций. Подойдет, если снимать в статике. При движении мы получаем искажения по краям кадра и неестественное перемещение заднего плана относительно объекта съемки.

Использовать такую стабилизацию я вам не советую.

Также мы посмотрели как будет себя вести матричный стабилизатор совместно с трехосевым стабилизатором. Мы установили камеру на Ronin-S и сняли тестовый кадр. С включенным матричным стабом и без. Никаких огрехов съемки мы не заметили. Стабилизация хорошо отрабатывает.

Хотел бы сделать небольшие выводы относительно матричного стабилизатора. Да, он работает достаточно хорошо и снимать с рук теперь одно удовольствие. Наши творческие идеи реализовать стало чуть легче, ведь мы можем использовать любую оптику и получать стабильную картинку. Но не считайте это панацеей. Матричная стабилизация не заменит трехосевой электронный стабилизатор. Во всем должен быть баланс.

На одной из съемок на большом концерте я столкнулся с такой проблемой. Одна из камер (Sony a7III) стояла на штативе с отключённой матричной стабилизацией. Но звуковое давление было таким мощным, что матрица начинала вибрировать. Не хватало мощности магнитного поля, в котором подвешена матрица. Поэтому матричную стабилизацию лучше всегда держать включенной. Кстати, на Panasonic GH5s убрали матричный стаб именно потому, что профессиональные операторы жаловались на проблемы с фиксацией матрицы на оригинальном GH5 при сильных ускорениях, например, когда камера установлена на автогрипе. Ну, а для репортажной съемки матричный стабилизатор – только в плюс.

Автофокус

Что касается автофокуса, то он работает отлично. У FujiFilm X-T3 с этим также не было проблем. Если он поймал лицо в кадре, то цепляется за него намертво. Джойстиком можно выбрать точку фокуса, что также очень удобно. Автофокус хорошо отрабатывает во всех режимах съемки. Я думаю, вы могли в этом убедиться, посмотрев предыдущие кадры. Автофокус ловит лицо даже в очень слабом освещении. И это подкупает. Мы снимали большинство кадров в 4К 60 кадров в секунду. И весь наш обзор снят в 60 fps. Удивительно, но почему-то мало кто говорит о том, что при съемке в 4K 60 fps появляется дополнительный кроп 1.18. Т.е. в этом плане ничего не улучшили по сравнению с Fujifilm X-T3.

Теперь, если вы снимаете влоги или видео для ютуба у вас появляется великолепная возможность получать стабильное качество, снимая себя без оператора. Но как только мы перекрываем лицо или отворачиваемся от камеры, фокус начинает гулять. И снова возвращается, как только ловит лицо.

Я снимал все кадры в режиме автоматической фокусировки для демонстрации возможностей камеры. Честно говоря, я был приятно удивлен и слегка задумался над тем… а не нужна ли мне эта камера для создания видео на YouTube Иногда приходится снимать себя самому и без хорошего автофокуса это сделать невозможно. Особенно в динамичных сценах.

Еще одной причиной съемки с автоматическим фокусом является то, что за все время я так и не привык к работе с электронным кольцом фокусировки на оригинальных объективах фуджи. Обратная связь оставляет желать лучшего. Стекла Fuji хороши для фото, но для видео они подойдут только в режиме автофокуса. Чего для многих будет более чем достаточно.

Объективы для FujiFilm

Кстати, наконец-то в продаже в России появились анаморфы Sirui, под разные камеры, в том числе и под байонет Фуджи. Обзор вы найдете на этом сайте. Но спрос оказался настолько высоким, что только сейчас их начали производить в достаточном количестве. Для съемки недорогих клипов - это отличный вариант, тем более, что на FujiFilm X-T4 можно снимать 4K в замедлении.

Super slow motion

В камере есть возможность писать FullHD c частотой 120 и 240 кадров в секунду. Автофокус отлично работает во всех этих режимах.

При таком режиме появляется дополнительный кроп 1.29.

Так как мы снимаем наш обзор в 60 fps, то 240 кадров – это замедление в 4 раза. А если ваш материал в 24 кадра в секунду, то и вовсе в 10 раз.

Если внимательно посмотреть на снятый материал, то мы можем заметить муар на 240 кадров в секунду. Использовать 240 fps для коммерческих съемок не получится. Ну разве что, если снимать только для инстаграма. 120 кадров, конечно, смотрятся лучше и это вполне рабочий вариант.

Какой-то видимой разницы при съемке 4K/30 и 4K/60 кадров я не обнаружил. Если заняться пиксельхантингом, то возможно вы его найдете, но на глаз существенной разницы нет.

Кодеки

Что касается кодеков и битрейта, то уже на Xt3 с этим было все отлично.

Максимальный битрейт 400 мбит, но для этого вам потребуются быстрые карты. Есть возможность писать 10 бит 4:2:0 на карту памяти и выводить 10 бит 4:2:2 на внешний рекордер. Кодеки используются H264 и H265, в 4K 60 fps запись осуществляется только в последнем.

Очень хорошо, что появилась функции ассистента при съемке в логе. На изображение на мониторе накладывается lut и вы можете правильно настроить экспозицию. Сам же исходник записывается в Log.

Но, посмотрев на тот результат, какой Fuji X-T4 дает сразу из камеры с эмуляцией различных цветовых профилей, становится понятно, что необходимость использовать F-Log не такая уж и большая. Эта история для тех, кто хочет повозиться с картинкой на постобработке. Если у вас много съемок и монтажа или вы блоггер, то заниматься этим вы скорее всего не будете. Снял, кинул на таймлайн, смонтировал – получил крутую картинку, залил на ютуб или отдал заказчику. Все.

Светочувствительность

Также мы посмотрели на работу камеры в low light. Как мне кажется вполне рабочим можно считать iso 6400.

В редких случаях можно подниматься до 12800, но шум становится очень явным и падает детализация. На шотах видно, как тяжело автобаланс белого справляется с плохим освещением. Увидете фонари явно с очень низким CRI.

Хотите снимать в темноте – ищите светосильную оптику или подсвечивайте объект съемки.

Роллингшаттер

Роллингшаттер незначительный, в принципе это и неудивительно с такими частотами кадров, матрица быстрая и для блога эта камера подойдет гораздо больше, чем те же APS-C камеры Sony с лютейшим роллингшаттером в режиме 4K.

Я проверил его как с включенной стабилизацией, так и без.

Выводы

Итак, какие выводы. Fujifilm X-T4 - это отличная камера не без недостатков.

Основные из них это кроп в 4K 60 fps и отсутствие разъема для наушников. В любом случае, по совокупности характеристик она может считаться лучшей камерой для съемки репортажного видео на текущий момент. По цене эта камера чуть дешевле Sony a7 III и это ее основной конкурент на мой взгляд. Одним предпочтительнее полнокадровая картинка, другим – возможность писать 4К 60 фпс и иметь более производительные кодеки. Судя по нашему голосованию, сторонников покупки Fuji и Sony примерно поровну. Это говорит о том, что Fujifilm угадала с ценой, оставаясь при этом самой дорогой APS-C камерой.

В 2020 году очевидно: выпустить продвинутую фотокамеру без столь же продвинутых видеовозможностей — нельзя. Рынок, где грань между фотографией и видеографией размылась, а оба направления тесно переплелись, такого решения просто не поймёт. FUJIFILM X-T4 — это мощный фото-видеокомбайн. И на этой странице теста мы поговорим о его видеохарактеристиках.

Если взглянуть на спецификацию, то отличий от X-T3 не так уж и много. Прошлая модель уже умела записывать на карту памяти 10-битный F-Log 4:2:0 в разрешении 4K. Умеет это делать и X-T4. Максимальное разрешение 4096×2160 при 25 или 29,97 кадрах/с со всей ширины матрицы. Битрейт при этом достигает гигантской цифры 400 МБ/с (запаситесь быстрыми и ёмкими флешками!) Ограничение по максимальной длине ролика в 20 минут тоже сохранилось. Это, кстати, более 60 ГБ видео при сжатии ALL-I! Для записи используется кодек H.265. На HDMI-выход можно выводить 10-битный сигнал с субдискретизацией 4:2:2.





Если отказаться от столь высокого битрейта, то можно увеличить и время записи (начиная с 200 МБ/с оно ограничено уже стандартными 30 минутами), и частоту до 50 кадров/с при 4К-съёмке. При этом появляется кроп-фактор x1,18. По-прежнему остаётся доступен 10-битный F-Log.

А теперь о тех различиях, которые появились относительно X-T3. Первое и самое значимое — интерфейсное отличие. Речь о разделении режимов работы камеры на фото и видео. Соответствующий переключатель совмещён с диском установки выдержки. Теперь для фото- и видеорежима можно создавать полностью раздельные пулы настроек камеры, включая кастомизацию кнопок и «Моё меню». Практика показала, что большинство настроек при фото- и видеосъёмке разительно отличаются.


Во-вторых, камера теперь оснащена встроенным стабилизатором, способным работать с любой, даже нестабилизированной системной оптикой. Его дополняет уже ставший привычным цифровой стабилизатор. Вместе они позволяют без проблем обойтись без штатива при съёмке статичных планов и сглаживают колебания при съёмке на ходу.

В-третьих, появилась возможность работы с F-Log ассистентом. Эта функция выводит на экран камеры уже «раскрашенную» картинку при съёмке в F-Log, что существенно упрощает работу с экспозицией.

В-четвёртых, замедленная Full-HD съёмка была разогнана в два раза до 200/240 кадров/с.

В-пятых, новый аккумулятор увеличил заявленное время записи на одном заряде до 85 минут 4К-видео.


Наконец, полностью поворотный сенсорный дисплей существенно упростил процесс съёмки видео.


Если говорить о наличии вспомогательных функций, то тут набор стандартен для всех продвинутых камер. Есть пикинг, зебра, тайм-код, управление касаниями (чтобы не сотрясать аппарат нажатием кнопки). Есть отдельное гнездо для внешнего микрофона, а наушники можно подключить к USB-разъёму с помощью идущего в комплекте переходника. Через этот же разъём камеру можно заряжать и даже питать во время съёмки от штатного зарядного устройства.




Во время видеозаписи сохраняет работу автофокус. Распознавание лиц и автофокус по глазам в непрерывном режиме доступны вне зависимости от режима съёмки. Видео теперь, как и фото, можно записывать одновременно на две карты памяти с одинаковыми настройками качества для резервного копирования ответственных съёмок. Повернув дисплей к себе, удобно записывать блоги. Также можно использовать все доступные режимы моделирования фото- и киноплёнок. Это упрощает цветокоррекцию в ряде съёмочных задач.


FUJIFILM X-T4 может быть и камерой блогера, и аппаратом для серьёзного видеопроизводства. Например, в линейке уже есть два кинообъектива MKX, существуют профессиональные обвесы и клетки SmallRig, можно подключать внешние рекордеры.

Предшественница этой модели, Fujifilm X-T3, произвела весьма положительное впечатление: современная универсальная камера, которая выдает качественную картинку, в том числе при съемке на высоких ISO, с хорошим автофокусом и достойными скоростными характеристиками. Но ей определенно не хватало стабилизации изображения: Fujifilm несколько запуталась с маркетинговыми стратегиями и установила ее на отдельную, не самую популярную модель – X-H1. Выдержав паузу в полтора года, Fujifilm все-таки исправляет эту проблему и ставит стабилизатор в X-T4. Причем производитель обещает эффективность стабилизации аж в 6,5 ступени выдержки (эта цифра актуальна для 18 из 29 объективов серии X)! Отличная новость. Новость чуть похуже: начинка в целом осталась той же. Ключевые элементы и характеристики — сенсор (APS-C, X-Trans BSI CMOS 4 разрешением 26,1 Мп), процессор (X-Processor 4), количество точек в системе автофокуса не изменилось (но сама фокусировка улучшена).


Впрочем, такое решение выглядит вполне логично и обоснованно — каждый год перерабатывать продукт от и до нереально. И безусловно, кое-какие обновления помимо стабилизатора в X-T4 появились. Первое — увеличена скорость серийной съемки с механическим затвором. X-T4 может делать серию из 15 кадров, тогда как X-T3 была способна на 11 кадров в секунду (скорость съемки с электронным затвором не изменилась). Второе — улучшены возможности съемки видео: камера способна снимать ролики Full HD со скоростью до 240 кадров в секунду, добавлена функция F-Log Assist. Существенно увеличилось время автономной работы — производитель заявляет, что Fujifilm X-T4 способна снимать 600 кадров на одном заряде батареи, а это очень впечатляющий показатель для беззеркалки. В камере установлен новый затвор, рассчитанный на 300 000 срабатываний — показатель в два раза лучший, чем у предыдущей модели. Изменилась также конструкция и разрешение ЖК-экрана. Посмотрим, хватает ли суммы изменений для того, чтобы рекомендовать X-T4 для замены X-T3.


Внешне Fujifilm X-T4 мало чем отличается от своей предшественницы — общая логика управления, как и ретро-дизайн, осталась неизменной. Камеры Fujifilm знамениты своими аналоговыми органами управления — выдержка, экспокоррекция и светочувствительность регулируются специальными колесами, кольцо регулировки диафрагмы находится прямо на объективах. Если некоторые производители стремятся визуально «сгладить» свои аппараты, то новинка Fujifilm – напротив, предельно рельефна.


Это может быть непривычно для тех, кто раньше не имел дела с подобной организацией пространства на корпусе камеры, но, на мой вкус, — удобно, наглядно и тактильно приятно. X-T4 – небольшая камера, но миниатюрной или особенно легкой ее все же не назвать: размеры — 135 × 93 × 84 мм, вес — примерно 607 граммов. X-T4 толще и тяжелее предшественницы. Камера выполнена из магниевого сплава и имеет пыле- и влагозащиту; заявленная рабочая температура для съёмки — от -10 °C до +40 °C.

Теперь подробнее пройдемся по тому, как организована эргономика, и заодно отметим, какие изменения все же появились в четвертой модели серии X-T.

Слева сбоку расположены разъемы USB Type-C, micro-HDMI, микрофонный вход (3,5 мм) и выход для дистанционного пульта управления (2,5 мм). Отличий от X-T3 два: теперь разъемы объединены в 2 разные группы и, соответственно, находятся под двумя разными крышками — это удачный ход; но исчез выделенный разъем для наушников, для них предлагается использовать переходник с USB Type-C на 3,5 мм, который идет в комплекте.




Справа сбоку – два слота для карт памяти формата SD. Каждый из них поддерживает карты SD, SDHC (до 32 Гбайт), SDXC (до 512 Гбайт) UHS-I/UHS-II/Video Speed Class V90. По выбору пользователя фото и видео могут записываться на карты параллельно либо последовательно. Также можно назначить одну карту под запись фото, а другую – для видео либо записывать на одну снимки в формате RAW, а на другую – в формате JPEG. Такая гибкая настройка, безусловно, очень удобна. Слоты для карт изменили свое положение по сравнению с прошлой моделью и теперь располагаются вертикально один над другим: таким образом, вы можете извлечь карту во время записи без риска случайно вынуть заодно и вторую. Тоже маленький, но характерный штрих, говорящий о работе, проделанной создателями камеры.



На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемую кнопку, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск и диод подсветки автофокуса. Отмечу также увеличившийся по сравнению с X-T3 выступ для хвата правой рукой.


Снизу расположены батарейный отсек, штативное гнездо и контактная площадка для батарейной ручки, прикрытая прорезиненной крышкой.


Сверху находятся следующие органы управления, слева направо: селектор выбора ISO, совмещенный с переключателем режимов протяжки, «горячий башмак» с селектором диоптрийной регулировки, селектор установки значений выдержки, совмещенный с переключателем режимов съемки фото/видео, кнопка спуска с рычажком включения камеры, программируемая кнопка и диск ввода экспокоррекции. Селекторы оснащены функцией блокировки — таким образом, пользователь может не опасаться, что случайное движение внесет ненужные коррективы в настройки камеры. Действительно важным новшеством я считаю появление переключателя фото/видеосъемки — теперь запись видео становится возможной в одно касание, что, безусловно, порадует тех, кто привык не ограничиваться съемкой фото. Раньше, кстати, на этой позиции находился диск выбора режима экспозамера — на мой взгляд, нынешняя перестановка улучшает эргономику.


Задняя часть камеры также слегка изменилась — это касается в первую очередь перестановки нескольких кнопок: кнопка включения быстрого меню Q переместилась в верхний правый угол, а AEL (клавиша блокировки экспозиции) теперь располагается над джойстиком. Рядом с видоискателем место заняла клавиша установки автофокуса. Слева от видоискателя находятся кнопки удаления и просмотра снимков, справа — джойстик выбора точки автофокуса, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть которой отвечает за вызов основного меню, а стрелки — за различные дополнительные функции). В самом низу — кнопка смены режима отображения информации на дисплее.


Все кнопки перенастраиваются, так что пользователь может гибко изменить управление камерой под свои нужды.

В целом эргономика Fujifilm X-T4 видится мне вполне удобной, и есть ощущение, что производитель прислушивается к мнению пользователей, внося небольшие, но значимые улучшения.

Основные характеристики OLED-видоискателя не изменились по сравнению с Fujifilm X-T3: размер 0,5 дюйма, разрешение 3,69 млн точек (1280 × 960), увеличение 0,75, покрытие кадра – 100%, подстройка диоптрий, есть встроенный сенсор поднесения камеры к глазам. Единственное изменение коснулось наглазника — он стал больше и прикреплен более надежно.


А вот экран подвергся существенной переработке. В отличие от предыдущей модели, где мы видели наклонный дисплей, экран X-T4 может поворачиваться под любым углом, в том числе вперед, что порадует видеоблогеров и любителей делать селфи; также он может полностью закрываться, что помогает защитить его царапин, например при переноске камеры. На мой взгляд, такая конструкция экрана максимально удобна и приятна тактильно, за исключением того, что снимать с нижней точки или от бедра мне комфортнее с экранами наклонного типа, но это вопрос привычки, а по факту большее число степеней свободы, конечно, важнее.





Увеличилось и разрешение экрана — оно теперь составляет 1,62 млн точек. Разумеется, экран оснащен сенсорным покрытием — это новшество мы впервые увидели еще в предыдущей модели. Сенсорное управление не доступно при навигации по основному меню, остальные же функции доступны: навигация по быстрому меню, фокусировка, съемка при касании, проматывание фото при просмотре.

Как и в других камерах Fujifilm, в X-T4 реализовано удобное быстрое меню, вызываемое кнопкой Q и содержащее максимум 16 позиций, которые пользователь может настроить в зависимости от того, какие опции наиболее востребованы. Можно настроить быстрое меню отдельно для режимов фото и видео, что весьма удобно. В основном меню также сохранилась прежняя структура: слева мы видим значки, обозначающие главные разделы, справа – пункты соответствующего раздела, которые при активации раскрываются в новой вкладке. На мой вкус, меню несколько запутанное, в нем не всегда удается быстро найти нужную опцию (например, не с ходу догадаешься, в какой раздел производитель определил опцию форматирования карт памяти). Отмечу также некоторые проблемы с русскоязычной версией меню, а именно наличие (довольно забавных, правда, — см. фото ниже) грамматических ошибок. Хорошо выручает быстрое меню и большое количество программируемых органов управления.

Fujifilm X-T4, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения и видеоролики на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.


Итак, перейдем к практической части обзора. Сразу обозначу: поскольку камера была у меня на тесте в период самоизоляции, набор сюжетов несколько ограничен, но я постаралась по возможности поснимать в наиболее популярных у фотолюбителей жанрах. Ожидать от X-T4 чего-то принципиально нового в плане картинки и качества изображения вряд ли стоило, я рассчитывала получить примерно тот же результат, что на предыдущей модели в линейке. При этом большие надежды возлагались на стабилизатор изображения — благодаря ему реже приходится прибегать к съемке на высоких значениях ISO, а это значит, что с X-T4 можно получить более качественные фото, чем с X-T3 в аналогичных условиях. В камере добавился также ряд творческих функций и немного обновилась система автофокуса — все эти моменты также интересно было испытать на практике.


Вышедшая несмотря на пандемию и карантин Fujifilm X-T4 стала главной новинкой весеннего сезона 2020 года. Многие уже успели ее протестировать, кто-то даже обновил свой X-T3. Ну а для тех, кто пока только присматривается к ней, предлагаем свою версию обзора.

Сразу хочу сказать, что мы не будем рассказывать про внешний вид и эргономику устройства, многим они знакомы по другим продуктам Fujifilm. Отметим лишь факт полностью поворотного дисплея, который можно перевернуть, полностью убрав экран. В таком виде камеру не только безопаснее переносить, но и выглядит она, как пленочная. Кроме этого, про эргономику Fujifilm давно ходят легенды — управление камерой осуществляется при помощи механических колесиков и дисков. Однако при всей ее ретроградности (не путать с Меркурием) Fujifilm X-T4 можно управлять и при помощи сенсорного дисплея. Тем, кому устройство в новинку, рекомендуем просто взять ее на тест у одного из дилеров.

Главное обновление камеры в сравнении с предшественником Х-Т3 — это наличие пятиосевого стабилизатора. Теперь фотографы могут реже использовать штатив, а видеографы сэкономят на подвесе. Улучшилась также и система фокусировки (скорость оставляет 0,02 секунды). Теперь работа автофокуса стала точнее и быстрее, а дополнительные функции вроде следящего фокуса по глазам работают еще лучше.

21mm (ЭФР); 1/320; f: 5,6; ISO 320

75mm (ЭФР); 1/250; f: 5,6; ISO 320

Отдельно стоит сказать про новую фишку Х-Т4 — теперь на программном уровне она способна работать в режиме вебкамеры. Заряжать камеру можно через слот type-c, в т. ч. во время работы от PowerBank.

75mm (ЭФР); 1/250; f: 9. ISO 400

75mm (ЭФР); 1/125; f: 2; ISO 500

Многие наверняка также помнят, что на камерах Fujifilm устанавливается уникальная матрица с обратной засветкой X-Trans, которая по своим характеристикам является одной из лучших на рынке среди камер с APS-C матрицей. Динамический диапазон матрицы позволяет вытягивать до 2–3 ступеней из теней и немногим меньше в светах.

75mm (ЭФР); 1/1400; f: 2; ISO 320

75mm (ЭФР); 1/7000; f: 2; ISO 200

В X-T4 также появился переключатель между фото- и видеорежимом, настройки которых не зависят друг от друга. Еще одним нововведением X-T4 стало появление трех вариантов RAW-файлов: теперь можно выбрать между фотографией без сжатия, сжатием без потерь и сжатием с потерей информации. Несжатый файл весит около 60 Мб, сжатый без потерь в два раза меньше, а самый маленький — меньше еще процентов на 10–15.

Тем, кто все еще переживает на тему автономности камеры, тоже есть что сказать: во-первых, новый аккумулятор теперь рассчитан на 600 кадров. И во-вторых, есть специальный режим экономии электропотребления.

75mm (ЭФР); 1/500; f: 5,6; ISO 400

21mm (ЭФР); 1/500; f: 6,4; ISO 500

21mm (ЭФР); 1/320; f: 5,6; ISO 500

Что касается серийной съемки, то буфер заполняется за несколько секунд, поэтому снимать полный RAW нужно аккуратно. Зато в режиме электронного затвора есть функция пре-сохранения. Похоже, что здесь камеры двигаются по пути смартфонов. Теперь при нажатии на кнопку спуска вы сохраните даже те моменты, которые могли уйти безвозвратно.

75mm (ЭФР); 1/500; f: 3,2; ISO 200

В заключение хочется сказать несколько слов о видео. Запись с максимальным битрейтом (а это 400 Мб/с) ограничена 20 минутами, при выборе 200 Мб/с запись можно будет вести до получаса.

Читайте также: