Менеджер компьютерных и информационных систем где учиться

Обновлено: 07.07.2024

Информационные технологии в России, да и по всему миру, развиваются с невероятной скоростью. Это значит, что нужно все больше и больше IT-специалистов, которые будут и поддерживать это развитие, и стимулировать его. Какие направления подготовки пригодятся тем, кто хотел бы попробовать себя в программировании? В каком информационном вузе России лучше всего учат на айтишника?

В этой статье:

Направления подготовки в сфере информационных технологий

Согласно перечню Министерства образования и науки, в России есть 15 направлений подготовки в сфере информационных технологий:

Закончив одно из этих направлений, вы сможете находить и исправлять ошибки в кодах, писать собственные коды программы, обеспечивать информационную безопасность цифровых систем, работать с большими данными и даже разрабатывать искусственный интеллект.

Список лучших информационных вузов России

Однако помимо направлений подготовки, напрямую связанных с IT, есть еще несколько —они тесно связаны с другими дисциплинами:

Геоинформатик создает онлайн-карты местностей, биоинформатик занимается диагностированием и предсказанием генетических заболеваний, а оптоинформатик разрабатывает инновационные способы передачи данных.


Топ-10 IT-вузов России по версии THE (Times Higher Education)

Согласно рейтингу THE World University Rankings за 2021 год, лучшие вузы в России, в которых есть направления подготовки, связанные с информационными технологиями, таковы:

Топ-10 IT-вузов России по версии QS (Quacquarelli Symonds)

Рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds в 2021 году указывает примерно те же самые российские вузы с направлениями подготовки в сфере IT:

Топ-10 IT-вузов России по версии RAEX

Российское рейтинговое агентство RAEX высоко оценивает примерно те же самые информационные вузы, что и их зарубежные коллеги:

Хорошие IT-вузы, не вошедшие в рейтинги

Не все российские вузы попадают под разнообразные критерии, которыми рейтинговые агентства руководствуются при подготовке списков лучших университетов и институтов страны. Но это не значит, что высшее образование в вузах, не попавших в топ-листы, хуже, чем в рейтинговых. Обратите внимание и на эти учебные заведения:

Совет: все информационные вузы России вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе «Вузы». В поле справа выберите направление «Компьютерные и информационные науки» и нужный вам регион:

Наилучший результат – 3-ее место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 230 вузов со специальностью 09.03.02. «Информационные системы и технологии» занимает 17-ое место в рейтинге специальностей.

Вузы России со специальностью информационные системы и технологии по предметам егэ

Б бюджет (бесплатно) Д договор (платно) – информация отсутствует

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Информатика и системы управления (ИУ) / Информационные системы и телекоммуникации (ИУ3) егэ физика или информатика и ИКТ, математика, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии егэ информатика и ИКТ, математика, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Физический факультет егэ математика, физика или информатика и ИКТ, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Институт вычислительной математики и информационных технологий егэ математика, физика или информатика и ИКТ или иностранный язык, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Подразделение ЮФУ в Таганроге егэ математика, информатика и ИКТ или физика, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии егэ физика, математика, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Институт компьютерных наук и технологий (ИКНТ) егэ математика, физика или информатика и ИКТ, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии егэ математика, русский язык, информатика и ИКТ или физика

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии профиль Программирование и интернет-технологии егэ информатика и ИКТ, математика, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии отделение Факультет компьютерных технологий и информатики егэ математика, информатика и ИКТ, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии егэ математика, физика или информатика и ИКТ, русский язык

09.03.02 – Информационные системы и технологии очно конкурсные группы – 1

09.03.02 – Информационные системы и технологии профиль Системотехника и информационные технологии управления в строительстве отделение Кафедра информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве егэ математика, русский язык, физика или информатика и ИКТ

Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?

Большинство советских институтов стали университетами, т.к. это увеличивает госфинансирование, однако сохранили для узнаваемости старые аббревиатуры.

Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?

Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.

Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.

Россия или зарубеж?

Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».

Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.

У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.

Дальше мы будем говорить только про российские реалии.

Выбираем вуз

В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.

Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.

Изучаем рейтинги вузов

Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.

Международные

Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.

Российские

Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.

Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.

Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.

Исследование IBS

► Таблица: зарплата выпускников Московских технических вузов В таблице приведена доля трудоустроенных и средний размер выплат сразу после окончания вуза.
Образовательная организация Доля трудоустройства, %* Средняя заработная плата, ₽**
Московский авиационный институт 80 57 693
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана 85 66 722
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 90 80 325
Московский государственный университет пищевых производств 75 42 963
Московский технический университет связи и информатики 80 60 165
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) 75 50 792
Московский технический университет связи и информатики 75 52 629
Московский физико-технический институт (государственный университет) 100 104 450
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 80 51 450
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 85 66 476
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» 85 56 219
Национальный исследовательский университет «МЭИ» 75 58 332
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 85 65 532
* — для очной формы (дневное), первое высшее; ** — выпускников 2015 года в 2016 году

Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.

Вариант: «сильный» вуз

Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:

  • высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
  • мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
  • налаживание полезных связей со способными ребятами;
  • привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
  • если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
  • сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
  • придется много ботать, иначе легко вылететь.

Вариант: «обычный» вуз

Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.

Почему вузы вешают лапшу на уши?

Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.

В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.

Сомнительные варианты

Какое образование меньше котируется?

  • заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
  • не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
  • целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
  • филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
  • не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
  • коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.

Слияния вузов

Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.

При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.

Специальности

Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».

С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.

С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.

В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.

Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.

К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.

Специалитет или бакалавриат?

Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.

Стану ли я востребованным специалистом после диплома?

Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.

Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.

Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.

Специалист по информационным системам

Специалист по информационным системам занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Информационная система - это система автоматизации деятельности организаций, которая включает в себя:

  • техническое обеспечение (комплекс технических средств для работы системы);
  • программное и математическое обеспечение;
  • информационное обеспечение и технологии;
  • организационно-методическое и правовое обеспечение.

Главное назначение информационной системы, например, в экономике — создание информационной инфраструктуры для эффективной деятельности и управления компанией. Так, информационная система «1С: предприятие» предназначена для автоматизации всех учетных процессов на предприятии. Информационные системы для организационного управления автоматизируют деятельность руководящего персонала в отелях, банках, торговле. На производственных предприятиях используются системы автоматизации функций технического персонала: поточные линии, производство микросхем, сборка. Автоматизация процессов проектирования представляет собой информационные системы как создание проектной и графической документации, моделирование объектов.

Профессиональный стандарт данной профессии разработан и утвержден относительно недавно — 18.11.2014 г. Приказом Минтруда и социальной защиты № 896н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по информационным системам".

Информационные системы изначально создаются в расчете на пользователей, которые являются специалистами в своей предметной области, но не владеют специальными знаниями в сфере IT. Поэтому приложения информационных систем должны быть максимально простыми, удобными, легко осваиваемыми, интуитивно понятными.

Особенности профессии

Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:

  1. Создание и сопровождение информационных систем:
  • переговоры с заказчиком с целью выяснения его требований к информационной системе;
  • сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований будущих пользователей системы;
  • составление совместно с заказчиком технического задания на разработку информационной системы;
  • разработка информационной системы и взаимодействие со всеми участниками проекта в ходе работы;
  • развертывание рабочих мест информационной системы у заказчика;
  • установка и настройка прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования системы;
  • настройка технического оборудования, участвующего в работе системы;
  • интегрирование информационной системы с техническим обеспечением заказчика;
  • проведение внутреннего тестирования системы с настройкой параметров;
  • опытная эксплуатация информационной системы на предприятии;
  • ликвидация претензий пользователей системы после опытной эксплуатации;
  • выявление и устранение ошибок в процессе работы.
  1. Техническая поддержка:
  • проведение инсталляции информационной системы;
  • сопровождение системы в ходе эксплуатации;
  • кодирование ПО в определенных рамках поставленных задач;
  • разработка инструкций по эксплуатации и технической документации.
  1. Взаимодействие с пользователями системы:
  • обучение пользователей информационной системы приёмам работы с ней; консультирование пользователей информационной системы;
  • создание презентаций и демонстрационных версий системы;
  • составление отчета по результатам обучения.

На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.

Информационный менеджмент

Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.

Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.

Обучение по специальности «информационный менеджмент»

В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.

При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.

Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

Должность информационного менеджера

Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.

Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.

Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).

В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.

Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами. Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.

Подходы, направления и задачи информационного менеджмента

В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:

  • экономический – определяется объем затрат на применение тех или иных технологий и прогнозируется размер экономии или прибыли, которую оно способно принести;
  • аналитический – определяются потребности пользователей и возможные методы их удовлетворения;
  • организационный – применение IT-систем соотносится и согласуется со всем процессом управления фирмой;
  • системный – объединяет все вышеуказанные подходы и рассматривает информационную среду как единое целое.

Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.

В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.

Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:

Читайте также: