Один из видов памяти характеризующийся ограниченным временем хранения информации

Обновлено: 07.07.2024

1)Что является предметом изучения психологии как науки? а. особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга; б. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; в. закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; г. закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебновоспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.

2)Слово «психика» переводится как: а. сознание; б. мышление; в. душа; г. живая материя.

3)Сознанием обладает: а. только человек; б. человек, животные и насекомые; в. человек и животные; г. человек, животные, растения.

4)Что из перечисленного НЕ относится к психологическим методам исследования? а. наблюдение; б. личностные опросники; в. эксперимент; г. общесоматическое обследование.

5)Представителем и родоначальником какого направления психологии является Дж. Уотсон? а. психоанализ; б. бихевиоризм; в. когнитивизм; г. гештальт-психология.

6)Особый класс психических состояний, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе и к результатам собственной деятельности, называется: а. эмоции; б. мотивы; в. потребности; г. аффекты.

7)Усталость, тревога, эйфория относятся к категории: а. психические свойства; б. психические состояния; в. психические процессы; г. чувства.

8)Что означает термин «интроспекция»? а. самонаучение; б. самонаблюдение; в. саморазрушение; г. самопонимание.

9)Механизм психологической защиты, характеризующийся приписыванием другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера? а. вытеснение; б. идентификация; в. проекция; г. сублимация.

10)В каком направлении психологии предметом изучения выступает поведение? а. психоанализ; б. бихевиоризм; в. когнитивизм; г. гештальт-психология.

12)Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности называется: а. дистрессом; б. тревогой; в. аффектом; г. отчаянием.

13)К основным свойствам нервной системы относятся: а. сила, подвижность и уравновешенность; б. подвижность, уравновешенность, активность; в. сила, уравновешенность, активность; г. сила, подвижность и пластичность.

14)Больных разделили на две группы и сказали, что будут давать им новое лекарство: одной группе давали настоящий лекарственный препарат, другой – препарат, имитирующий лекарственное средство, не обладающий никакими лечебными свойствами. Через некоторое время, больные и первой, и второй группы стали утверждать об улучшении их состояния. Как называется данный феномен? а. конформизм; б. эффект благополучия; в. плацебо-эффект; г. эффект ореола.

15)Учительница сказала Маше, что если она расскажет ей, кто разбил окно в классе, то она поставит ей пятерку по математике за полугодие. Какой конфликт может переживать Маша в данной ситуации? а. ролевой конфликт; б. межличностный конфликт; в. межгрупповой конфликт; г. внутриличностный конфликт.

16)Как можно охарактеризовать эмоциональное состояние человека, испытывающего внутренние противоречия, переживания, связанные с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению, и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением? а. тревога; б. амбивалентность чувств; в. фрустрация; г. депрессия.

17)Какая отрасль психологии занимается изучением психологических закономерностей формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении? а. криминальная психология; б. патопсихология; в. специальная психология; г. дифференциальная психология.

18)Какой тип темперамента у Марины, если она – активный, подвижный человек, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности? а. холерик; б. сангвиник; в. флегматик; г. меланхолик.

19)Восприятие, мышление, речь относятся к категории: а. психические свойства; б. психические состояния; в. психические процессы; г. чувства.

20)Механизм психологической защиты, при котором человеку свойственно рациональное объяснение своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях? а. вытеснение; б. идентификация; в. проекция; г. рационализация.

21)Как называется человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность? а. труд; б. творчество; в. ремесло; г. познание.

22)К проявлению невербального общения относится: а. речь; б. письмо; в. рукопожатие; г. комплимент.

23)Один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов, называется: а. механическая память; б. кратковременная; в. долговременная память; г. оперативная память.

24)Андрей активный, уверенный в себе, харизматичный юноша, он хорошо общается со всеми ребятами в классе, не боится брать на себя ответственность за организацию любого школьного мероприятия, к нему всегда прислушиваются ребята и обращаются за советом. Каким одним словом можно охарактеризовать Андрея? а. конформист; б. оптимист; в. лидер; г. альтруист.

25)Основной источник активности человека и животных: а. внешняя вреда; б. потребности; в.сознание; г.воля.

26)Как называется комплексное свойство личности, описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам; ориентация не на внутренний, а на внешний мир? а. интроверсия; б. экспрессия; в. экстраверсия; г. инфантилизм.

27)Укажите, какое условие необходимо для возникновения непроизвольного внимания: а. привычные условия работы; б. новизна, необычность раздражителя; в. наличие цели выполнить работу; г. понимание задачи деятельности.

28)Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: а. эмоциональной; б. произвольной; в. долговременной; г.механической.

29)Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний: а. эмпатия; б. апатия; в. монотония; г. симпатия.

30)Какой тип темперамента у Дарьи, если она – легко ранимый человек, склонный переживать даже незначительные неудачи? а. холерик; б. сангвиник; в. флегматик; г. меланхолик.

31)Механизм психологической защиты, характеризующийся бессознательным уподоблением угрожающему объекту? а. регрессия; б. сублимация; в. проекция; г. идентификация.

32)К основным личностным новообразованиям подросткового возраста относятся: а. соподчинение мотивов, формирование самосознания; б. «чувство взрослости» и личностная рефлексия; в. произвольность психических процессов и внутренний план действий; г. становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции.

33)Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях, называется а. темперамент; б. характер; в. акцентуация; г. Я-концепция.

34)Родители Ани с раннего детства говорили ей, что она должна сначала хорошо окончить школу, потом поступить в приличный университет, затем устроиться на достойную работу и завести семью. О каком распространенном социальном явлении здесь идет речь?

35)А. Маслоу разработал иерархическую модель мотивации, на которой выделял пять уровней потребностей. Потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней, поэтому удовлетворение потребности пятого (высшего) уровня достигает только небольшой процент людей (

1%). Какая потребность, согласно данной модели, находилась на пятом уровне?

36)К основным личностным новообразованиям юношеского возраста относятся: а. соподчинение мотивов, формирование самосознания; б. «чувство взрослости» и личностная рефлексия; в. произвольность психических процессов и внутренний план действий; г. становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции.

37)Психическим состоянием является: а. бодрствование; б. отчуждение; в. скука; г. все перечисленные варианты.

39)Определите хронологические границы подросткового возраста? а. 15 – 16 лет; б.9 – 12 лет; в. 12 – 17 лет; г. 17 – 21 год.

40)Через неделю Сергею предстоит в первый раз участвовать в международных соревнованиях по боксу, его главный соперник еще ни разу не проигрывал. Всю неделю Сергей был напряжен, не мог ни на чем сконцентрироваться, плохо ел и спал, срывал злость на близких. Каким психологическим термином можно охарактеризовать состояние Сергея? а. депривация; б. аффект; в. стресс; г. фрустрация

41)Сознанием обладает: а. только человек; б. человек, животные и насекомые; в. человек и животные; г. человек, животные, растения.

42)Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности называется: а. стрессом; б. тревогой; в. аффектом; г. отчаянием.

43)Учительница сказала Маше, что если она расскажет ей, кто разбил окно в классе, то она поставит ей пятерку по математике за полугодие. Какой конфликт может переживать Маша в данной ситуации? а. ролевой конфликт; б. межличностный конфликт; в. межгрупповой конфликт; г. внутриличностный конфликт.

44)Музыкальные способности относятся к: а. общим; б. теоретическим; в. учебным; г. специальным.

45)Как называется человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность?

46)Механизм психологической защиты, характеризующийся бессознательным уподоблением угрожающему объекту? а. регрессия; б. сублимация; в. проекция; г. идентификация.

47)В каком направлении психологии в качестве предмета изучения предлагается поведение индивида (животного и человека): все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние воздействия, которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов?

48)Какую из нижеперечисленных групп можно отнести к формальной? а. семья из четырех человек; б. пятеро друзей, сидящие за столиком кафе; в. двадцать членов комитета некой партии; г. тридцать пассажиров автобуса.

49)Как называется комплексное свойство личности, описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам; ориентация не на внутренний, а на внешний мир? а. интроверсия; б. экспрессия; в. экстраверсия; г. нейротизм.

50)Почему детектор лжи может обнаружить обман далеко не всегда? а. частоту сердечных сокращений и артериальное давление трудно измерить; б. сильные эмоции не сопровождаются физиологическими реакциями; в. эмоции могут возникнуть по причинам, не связанным с ложью; г. прибор не может измерять физиологические реакции.

51)Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: а. рефлексия; б. восприятие; в. внимание; г. память.

52)Один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов, называется: а. механическая память; б. кратковременная; в. иконическая память; г. декларативная.

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.


Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:


На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания; — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.


Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы наглядно-образного типа памяти

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.


Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся потому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают оперативную или сенсорную память, кратковременную и долговременную память.

Оперативная (сенсорная) память.

Сенсорная память- это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она черезвычайно кратковременна, и если нет надобности запоминать увиденное или услышанное - сохраненное быстро замещается новой информацией (если ,например, долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом глаз какое-то время "помнит" силуэт этого человека).

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

-Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.

-Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

-Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено.

Долговременная память (англ. long-term memory) - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Произвольная память - ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание.

Факультет психологии

Факультет психологии

Факультет психологии запись закреплена

ПАМЯТЬ: ПРОЦЕССЫ, ВИДЫ И ТИПЫ

Память — это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

1. Запоминание - (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание более сильно развито в детстве, а у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание (произвольная память) всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то запоминание называют заучиванием.

У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того, какие анализаторы в большей мере участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный, кинестетический тип памяти).

2. Сохранение (ретенция) - психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или менее длительного времени. Сохранение осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Оно тесно связано с забыванием. По сути это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании и наоборот. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последующего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала.

3. Забывание - процесс памяти, противоположный сохранению. Заключается в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Забывание, подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания - торможение временных нервных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненного значения, не вызывает интереса. Избирательность забыван6ия проявляется и в том, что детали забываются скорее, а дольше обычно сохраняются в памяти общие положения и выводы. Более быстрому забыванию подвергается материал, который заучивался механически, без достаточного понимания.

4. Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) - психический процесс извлечения из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение тесно связано с узнаванием ранее усвоенного и бывает:
- непроизвольным,
- произвольным.

При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение - это уже целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий.

5. Узнавание - специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или при его вспоминании. Этот процесс связан с объединением объекта или при его вспоминании. Этот процесс связан с объединением по тем или иным признакам непосредственного воспринимаемого с воспринятым ранее. Большую роль при этом играет точность выделения специфического в объекте. В узнавании следует выделять чувство знакомости; воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В ряде случаев, увидев что-то, человек не может сразу установить идентичность с виденным ранее, и для этого требуются сознательные волевые усилия. При хорошем знакомстве с предметом или явлением процесс идентификации проходит как автоматически, без выделения сознанием моментов самого воспоминания или припоминания.

1. Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется.

У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше - до 10 мин. Эти особенности во многом объясняют явления эйдетизма у некоторых людей. При этом обладают способностью «видеть» картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информационных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспечивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при моргании, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.

2. Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

3. Вторичная, долговременная память - длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

4. Различают также оперативную память - это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего момента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговременной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт. Так, врач, обследуя больного, сопоставляет симптомы его болезни с похожими случаями из своей практики, с тем, что он читал и знает об этих симптомах.

5. Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что во время ночного сна происходит переработка накопленного за день и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее трех часов в сутки или полное лишение сна вызывает отчетливые нарушения в поведении человека - понижается уровень бдительности, внимания и резко ухудшается память. Предполагается, что в период сна информация малыми порциями (в соответствии с ограниченным объемом кратковременной памяти) поступает из буферной памяти в кратковременную, которая отключается для этого от внешней среды (Hartmann E., 1967). С этой точки зрения методы обучения во сне с помощью магнитофона могут приводить к накоплению усталости, повышенной раздражительности, ухудшению кратковременной памяти, так как буферное хранилище за период сна не освобождается.

6. Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

— Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 +- 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

— Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

— Прочность - длительность сохранения информации.

— Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.

— Готовность - умение своевременно вспомнить требуемое.

Двигательная память - это память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее - интенсивность.

Эмоциональная память - это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии тон ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего полного развития к 3-5 годам. Механизмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания (знакомое, чужое), симпатий и антипатий, осторожности Эмоциональная память отличается также тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Произвольное воспроизведение чувств в этом аспекте почти невозможно. Например, человек, напуганный в раннем детстве собакой, может и не осознавать причин своего страха при каждой встрече с собакой на улице.

Образная память - это память на образный материал. Различают следующие подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов связано с различиями профессиональной деятельности (например, вкусовая память у дегустаторов). Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Можно тренировать образную память, если воспроизводить мысленно в расслабленном состоянии с закрытыми глазами перед сном различные заданные картины.

Символическая память - это память на абстрактный, отвлеченно-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память формируется в онтогенезе вслед за образной памятью и достигает его полного развития к 10-13 годам. В отличие от образной памяти, она характеризуется большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.

Читайте также: