Процессом памяти не является a забывание b воспроизведение c концентрация

Обновлено: 07.07.2024

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избиратель­ность - далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

Запоминание может быть

  • механическим и осмысленным,
  • непроиз­вольным и произвольным.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти - моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

  • непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
  • произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • соб­ственно воспроизведение,
  • припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).
  • воспоминание.

Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

Забывание связано с эффектами проективного и ретро­активного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение - результат негативного влияния последующей деятель­ности.

В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  1. Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

  1. 2.Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

  • образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;
  • эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;
  • словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;
  • двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

  • мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);
  • кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
  • оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;
  • долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

В составе памяти выделяются следующие процессы: запоминание; воспроизведение; сохранение; забывание.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Полно и прочно запоминается то, что важно для нас, или вызывает интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг, возникающее у человека в момент высокого эмоционального напряжения. Между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

1) произвольное запоминание (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) и непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) и логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

В процессе человеческой жизни более ранняя механическая память постепенно замещается логической. С возрастом запоминание становится более осознанным, а преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, когда извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

Узнавание. Появление чувства знакомости при восприятии.

Воспоминание. Легче вспомнить английское слово или фамилию человека, если услышать или увидеть их написанными.

Реминисценция похожа на воспоминание, только более отсрочена во времени. Например, вспоминается сказка, которую человек слышал в далеком детстве.

Припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Из событий прошедшего дня лучше вспоминаются утро и вечер.Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.). Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить. Или пример с официантом, который запоминает заказ, который еще не выполнил. Это явление в психологии получило название эффекта незавершенного действия.

Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала. Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается сразу после заучивания. Быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

Кривая забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Герман Эббингауз, немецкий психолог, занимался изучением памяти.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной информации.

Когда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти, оно называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил основатель психоанализа З. Фрейд. Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить психологически неприятные ситуации своей биографии.

Про ассоциации

Благодаря памяти человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт, включая не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они помогают работе памяти, быстро воспринимая или воспроизводя необходимую в данный момент информацию.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим¸ а вовсю зеленым».).

В жаркий летний день мы вспоминаем, как катались зимой на лыжах, а зимой – как загорали на пляже. Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту (белое –черное, злой - добрый, вечер –утро).

Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (стол – стул, ручка – тетрадь, дорога – машина и т.д.).

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», или говорят: «запретный», добавляя всю конструкцию «запретный плод сладок».

Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они помогают работе памяти, быстро воспринимая или воспроизводя необходимую в данный момент информацию.

Развитие и совершенствование памяти

Память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания (запоминание; воспроизведение; сохранение; забывание). Основываясь на них, можно определить пути и средства совершенствования памяти.

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

1) делать установку на запоминание;

2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

6) вызвать интерес к запоминаемому;

7) необычность материала улучшает запоминание.

1. Правильно использовать процесс повторения.

Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч.

Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начало или конец.

3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

3) мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п.

При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения.

Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

Факультет психологии

Факультет психологии

Факультет психологии запись закреплена

ПАМЯТЬ: ПРОЦЕССЫ, ВИДЫ И ТИПЫ

Память — это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

1. Запоминание - (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание более сильно развито в детстве, а у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание (произвольная память) всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то запоминание называют заучиванием.

У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того, какие анализаторы в большей мере участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный, кинестетический тип памяти).

2. Сохранение (ретенция) - психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или менее длительного времени. Сохранение осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Оно тесно связано с забыванием. По сути это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании и наоборот. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последующего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала.

3. Забывание - процесс памяти, противоположный сохранению. Заключается в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Забывание, подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания - торможение временных нервных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненного значения, не вызывает интереса. Избирательность забыван6ия проявляется и в том, что детали забываются скорее, а дольше обычно сохраняются в памяти общие положения и выводы. Более быстрому забыванию подвергается материал, который заучивался механически, без достаточного понимания.

4. Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) - психический процесс извлечения из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение тесно связано с узнаванием ранее усвоенного и бывает:
- непроизвольным,
- произвольным.

При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение - это уже целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий.

5. Узнавание - специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или при его вспоминании. Этот процесс связан с объединением объекта или при его вспоминании. Этот процесс связан с объединением по тем или иным признакам непосредственного воспринимаемого с воспринятым ранее. Большую роль при этом играет точность выделения специфического в объекте. В узнавании следует выделять чувство знакомости; воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В ряде случаев, увидев что-то, человек не может сразу установить идентичность с виденным ранее, и для этого требуются сознательные волевые усилия. При хорошем знакомстве с предметом или явлением процесс идентификации проходит как автоматически, без выделения сознанием моментов самого воспоминания или припоминания.

1. Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется.

У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше - до 10 мин. Эти особенности во многом объясняют явления эйдетизма у некоторых людей. При этом обладают способностью «видеть» картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информационных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспечивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при моргании, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.

2. Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

3. Вторичная, долговременная память - длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

4. Различают также оперативную память - это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего момента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговременной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт. Так, врач, обследуя больного, сопоставляет симптомы его болезни с похожими случаями из своей практики, с тем, что он читал и знает об этих симптомах.

5. Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что во время ночного сна происходит переработка накопленного за день и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее трех часов в сутки или полное лишение сна вызывает отчетливые нарушения в поведении человека - понижается уровень бдительности, внимания и резко ухудшается память. Предполагается, что в период сна информация малыми порциями (в соответствии с ограниченным объемом кратковременной памяти) поступает из буферной памяти в кратковременную, которая отключается для этого от внешней среды (Hartmann E., 1967). С этой точки зрения методы обучения во сне с помощью магнитофона могут приводить к накоплению усталости, повышенной раздражительности, ухудшению кратковременной памяти, так как буферное хранилище за период сна не освобождается.

6. Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

— Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 +- 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

— Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

— Прочность - длительность сохранения информации.

— Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.

— Готовность - умение своевременно вспомнить требуемое.

Двигательная память - это память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее - интенсивность.

Эмоциональная память - это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии тон ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего полного развития к 3-5 годам. Механизмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания (знакомое, чужое), симпатий и антипатий, осторожности Эмоциональная память отличается также тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Произвольное воспроизведение чувств в этом аспекте почти невозможно. Например, человек, напуганный в раннем детстве собакой, может и не осознавать причин своего страха при каждой встрече с собакой на улице.

Образная память - это память на образный материал. Различают следующие подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов связано с различиями профессиональной деятельности (например, вкусовая память у дегустаторов). Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Можно тренировать образную память, если воспроизводить мысленно в расслабленном состоянии с закрытыми глазами перед сном различные заданные картины.

Символическая память - это память на абстрактный, отвлеченно-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память формируется в онтогенезе вслед за образной памятью и достигает его полного развития к 10-13 годам. В отличие от образной памяти, она характеризуется большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли [1] .

Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [2] (рис. 1).

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию.

Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений

Память является основой любой деятель-ности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков

Рис. 1. Функции памяти

С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).

Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

  1. механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
  2. механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).

Рис. 2. Процессы памяти

Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
  3. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
  4. то, что более связано с потребностями данного человека;
  5. то, что является объектом активной деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания выступают:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
  1. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
  2. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  3. эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

  1. осознание цели запоминания;
  2. понимание смысла запоминаемого;
  3. анализ материала;
  4. выявление наиболее существенных мыслей;
  5. обобщение;
  6. запоминание этого обобщения.

Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).

Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов

Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события

Составление плана, в котором раздельно отражаются:

  1. исходная информация (что необходимо сделать);
  2. вопросы, подлежащие выяснению;
  3. при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств

Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).

Процент запоминания информации

1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90

Прошедшее время (в днях)

Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:

I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении

На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности − ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).

Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.

Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.

Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.

Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).

При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.

Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.

Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.

Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.

В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.

На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Читайте также: