Umd cache psp что это

Обновлено: 04.07.2024

Много лет мы страшно переживали по поводу того, что процессоры и видеокарты устаревают слишком быстро. Вроде бы только сделал апгрейд, но вот через пару месяцев выходит новая игра, и можно начинать все сначала. Измученный народ повалил играть с PC на приставки, и, кажется, никто не заметил, что гонка компьютерных вооружений практически закончилась. Разумеется, железо продолжает обновляться, однако все больше людей вокруг пользуется решениями прошлого, а то и позапрошлого поколения. Потому что — хватает. До разработчиков игр (или, если точнее, до их издателей) наконец-то дошло, что желающих купить диск за 500 рублей и потратить раз в десять больше на железо, позволяющее получить от него хоть какое-то удовольствие, не так-то и много. Своеобразным символом понимания этого простого факта стал недавно вышедший Crysis 2, который, в отличие от всех предыдущих продуктов Crytek, бегает довольно резво не только на прототипах мегаускорителей в тайных лабораториях NVIDIA и AMD, но и на карточках среднего уровня, имеющихся в каждом магазине.


Crysis 2 — мощный рывок навстречу здравому смыслу

Вряд ли необходимость слишком часто делать апгрейд тянет на трагедию, однако похожая ситуация наблюдается сейчас на рынке гаджетов, и иначе как фарсом ее не назовешь. Цикл жизни электронной мелочи стал настолько коротким, что даже любители чего-нибудь эдакого уже давно запутались. Право же, такого и в самый разгар гонки мегагерц не было, чтобы в октябре компания начинала продавать новый флагман, в феврале его уже затмевали по всем статьям как бы середнячки той же породы, а уже в апреле компания выпускала бы еще один флагман, отправляя предыдущий на свалку истории. Реальный жизненный цикл топовой модели длиной в полгода — каково? Между тем, это не фантазия, а реальная зарисовка активностей одного известного производителя смартфонов. И если бы только одного…

Пока не очень понятно, можно ли считать эту суету отображением реальных потребностей массового потребителя или речь идет о дисгармонии в развитии рынка. Я, грешным делом, подумываю, что все же первое: вспомните, с какой скоростью меняются мелкие электронные устройства у вас в карманах? А у ваших знакомых? И ведь не принуждает никто, верно?


Честно говоря, если бы я не следил за судьбой этого долгожителя, то и не догадался бы — о чем именно идет речь и возможно ли такое вообще. Поэтому прочь интригу: мы говорим о Sony PlayStation Portable — она же PSP, она же ЗЫЗа.

Sony PSP была анонсирована в 2003 году на выставке E3, но подробности о ее устройстве стали известны только год спустя, в мае 2004-го. Очень сложно восхищаться техническими характеристиками задним числом, но я хорошо помню, что тогда, семь лет назад, от некоторых параметров PSP просто брала оторопь. В первую очередь поражал 4,3-дюймовый экран с разрешением 480х272 точки, отображающий 16 миллионов оттенков. Просто для сравнения — у только вышедшего смартфона Nokia 6600 разрешение экрана составляло 176х208 точек, а у мечты всех гаджетоманов Sony Ericsson P900 — 208x320. И, разумеется, никаких миллионов оттенков: индустрия тогда еще только-только начала массово переходить на 16-битные матрицы с их 65536 цветами. А экран PSP мало того, что был очень четким и поражал сочными красками, так еще и не «притормаживал» в динамичных игровых сценах. Опять же следует напомнить, что в далеком 2004-м ЖК-мониторы еще не вытеснили ЭЛТ, и одной из причин этого, наряду с немаленькой ценой, было слишком большое время отклика. То есть работать в Word’е и листать картинки — пожалуйста, а играть и кино смотреть уже не получалось.


Далее — процессоры. Именно так, во множественном числе, потому что их в PSP два. Первый, с длинным и не очень «маркетинговым» названием CXD2962GG, отвечает за разного рода вычисления и содержит сопроцессор для операций с плавающей точкой. Выполнен он по 90-нанометровой технологии, как и самые современные на тот момент процессоры Intel и AMD. Уточняю это не зря: в современных гаджетах, использующих альтернативные архитектуры, техпроцесс CPU отстает от платформы х86 на шаг, а то и на два. Поначалу скорость процессоров в PSP ограничивалась 266 мегагерцами (видимо, хватало), но потом, с очередным обновлением прошивки, она подросла до 333. Представляете что-то подобное в современном смартфоне?

Также в CXD2962GG интегрировано графическое ядро, работающее на частоте до 166 Мгц. Только не спешите смеяться — для 2004-го и это было вполне прилично. Достаточно вспомнить, что чип самого быстрого на тот момент графического ускорителя для PC ATI Radeon 9800 XT работал на частоте 412 МГц, а тут такая мелочь, и всего в два с небольшим раза меньше. Графическое ядро PSP общается с основной памятью по 256-битной шине, прокачивающей до 5,3 Гбайт/с, а объем собственной памяти составляет 2 Мбайт. Малыш поддерживает аппаратные компрессию текстур и тесселяцию, обрабатывает до 33 миллионов полигонов в секунду, а его fillrate достигает 664 мегапикселов в секунду. По сравнению с видеокартами последних поколений это, конечно, слезы. Но не забываем, что речь идет о мобильном продукте семилетней давности с разрешением экрана впятеро меньше, чем у самого простенького нетбука. Поначалу качество графики в играх на PSP просто потрясало. Сейчас, конечно, особого восторга она не вызывает, потому что возможности «больших» ускорителей шагнули далеко вперед, однако и по сей день большинство игр смотрится вполне достойно. Но тут, конечно, следует благодарить не только разработчиков железной части PSP, но и суровых цензоров Sony, не пускавших на платформу откровенной халтуры.


Несмотря на год рождения, прописанный на поверхности процессоров, они и по сей день чувствуют себя вполне уверенно

Еще один процессор, CXD1876, отвечает в PSP за обработку медиаданных. По характеристикам он почти не отличается от CXD2962GG, но вместо графического ядра там обнаруживается программируемый DSP и аппаратный декодер MPEG-4. Платформа умеет разделять потоки вычислений между двумя CPU, и, получается, в далеком 2004-м маленькая игровая консоль уже была двухъядерной. Pentium 4 научится такому фокусу только в 2005-м, а распространенность ПО, эффективно использующего многоядерные системы, на платформе х86 оставляет желать лучшего и по сей день.

С самого начала в Sony PSP присутствовала еще одна совершенно экзотическая на тот момент функция — поддержка WiFi. В первых прошивках она явно себя не выдавала, и многие искренне полагали, что беспроводные возможности PSP ограничиваются инфракрасным портом. Однако скоро WiFi засветилось в одной из игр, а потом из его наличия перестали делать секрет, и во второй версии прошивки даже добавили неплохой интернет-браузер.

Семь лет назад еще не было iPad с его десятью часами автономной работы, поэтому шесть часов без подзарядки в режиме игры и просмотра видео выглядели очень круто. Может ли ваш iPhone или смартфон на Android продержаться столько же в чем-нибудь трехмерном? Я вот, честно говоря, не уверен. Причем если в первой версии PSP (PSP-1000) для достижения таких показателей требовалась батарея емкостью 1800 мА*ч, то через три года конструкцию консоли оптимизировали, и ей стало хватать 1200 мА*ч. Пример, достойный подражания.


Игры для PSP планировалось продавать на оптических дисках проприетарного формата UMD, а для хранения данных, возникающих в процессе эксплуатации консоли, предлагалось использовать карточки Memory Stick Duo. Также Sony начала выпуск фильмов на UMD, не снискавших, впрочем, особой популярности. Но это, кажется, была одна из всего лишь двух неудач, связанных с PSP.

По данным на февраль этого года во всем мире продано чуть меньше 68 миллионов Sony PSP. Для платформы вышло 674 игры, к которым можно смело приплюсовать все наследие первой Sony PlayStation, запускающееся на PSP без особого труда. Самой продаваемой игрой на сегодняшний день считается Monster Hunter Portable 3 — трехмерная RPG, разошедшаяся тиражом 4,11 миллиона экземпляров. К слову, вышла она в декабре 2010-го, и рекордные продажи свидетельствуют о том, что семилетняя платформа, мягко говоря, не мертва.


И по сей день для PSP выходят новые официальные прошивки. Правда, сейчас они мало чего добавляют к функционалу консоли (если честно, не добавляют ничего), а раньше каждая новая версия становилась поводом для маленького праздника. На глазах хорошел встроенный браузер, появился клиент для прослушивания интернет-радио, из-за которого я как-то не спал две ночи подряд — все слушал и слушал сотни станций из самых разных уголков мира. Потом сделали удобным просмотр конвертированного видео без хитрого переименования файлов. Совсем нелишним стал и клиент Skype, но, к сожалению, он так и не заработал на самой первой версии PSP. За семь лет консоль дважды подвергалась аппаратному редизайну: сначала в PSP-2000, вышедшей в 2007 году, на треть уменьшили вес и толщину, параллельно добавив разъем для подключения микрофона, чуть улучшив экран и убрав ставший архаизмом инфракрасный порт. Через год выпустили PSP-3000, где экран стал еще лучше, а микрофон поселился прямо в корпусе. В октябре 2009-го на прилавках появилось принципиально новое устройство — PSP Go, но оно-то как раз и стало второй неудачей, связанной с платформой Playstation Portable. Уменьшение диагонали экрана на полдюйма (с 4.3” до 3.8”) привело к увеличению нагрузки на глаза, исключительно электронный способ покупки игр отпугнул всех тех, кто еще не переехал в Интернет на ПМЖ, а несъемная батарея насторожила любителей поиграть и посмотреть кино в дороге. Да и магазины обиделись: ведь основной навар у них шел не с приставок, а с дисков. В результате всего через год после выпуска было принято решение продавать PSP Go только в Штатах, да и там она вряд ли задержится надолго.


PSP Go, маленькая неудачница

Только не забудьте, что апгрейды, улучшая PSP, оставляли ее, по сути, прежней. И все игры, выпущенные в последние годы, благополучно работают на самой первой PSP-1000. Поэтому «толстушку», как ласково называют эту модель, охотно покупают на барахолках, благо стоит она пару тысяч рублей, а ребенку Skype не очень-то и нужен.

Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что немалый вклад в популярность PSP внесли люди, которых сама Sony люто ненавидит (или, по крайней мере, делает вид). Действительно, PSP-1000 и первые версии PSP-2000 можно было за несколько минут раз и навсегда отучить от жадности и впредь запускать игры с флеш-карточки. Больше того, после массового распространения формата MicroSD азиатские умельцы наладили выпуск переходников для Memory Stick Duo, и потребность в дорогих карточках Sony осталась только у недостаточно информированных граждан.


Конечно, немало игр для PSP было «спирачено». Однако хакерская прошивка позволяла вполне законопослушным владельцам консоли устанавливать самодельное ПО, т.н. homebrew. Среди такового числятся, к примеру, плееры для форматов, официально PSP не поддерживаемых, а также программы-«читалки» книг в FB2. Все это, да в связке с неплохими официальными возможностями и долгоиграющим аккумулятором, делает PSP неплохой заменой КПК или мультиформатному плееру. По крайней мере, мне давно не приходилось видеть людей, играющих на PSP в общественном транспорте. А вот читающих и смотрящих кино наблюдаю регулярно.

Правда, Sony удалось совершить невозможное, и обновленная PSP-3000 оказалась практически невзламываемой. Не знаю, как в других странах, а в России это привело к резкому росту цен на… PSP-2000 — за них стали просить в полтора-два раза дороже, чем за объективно более совершенных наследниц. Правда, через полгода появились виртуальные прошивки для PSP-3000, обеспечивающие весь функционал «правильной», но только до первой перезагрузки, после чего процедуру «расширения сознания» приходится повторять заново. Это довольно просто, однако 2000-е PSP до сих пор стоят дороже. Тут бы нам вспомнить не менее стойкую PlayStation 3 и похвалить сотрудников Sony за эффективную борьбу с пиратами, но недавний взлом PlayStation Network и утечка данных с десятков миллионов пользовательских эккаунтов заставляют нас порекомендовать им направлять энергию не только на защиту «железа». Пиратство — в той или иной форме — будет всегда, а глубоко порядочных граждан можно бы защищать и получше.

Я сам обзавелся PSP ровно три года назад — стало интересно посмотреть, как на такой крохе можно играть в любимую Grand Theft Auto. Попробовал и, честно говоря, понравилось средне. То есть игра выглядит весьма убедительно, бегает быстро и отлично звучит, но на PC все же как-то привычнее. Стал знакомиться со всеми играми подряд, отдал дань уважения гонкам и дракам, традиционно прекрасно реализованным на игровых консолях Sony, и остался в полном восторге от God of War. Но самым ярким впечатлением стала PSP в качестве… видеоплеера. Вместе с ней мы уже облетели и объездили примерно три длины экватора, и сколько ни пробовал подобрать альтернативу — не получалось. У большинства смартфонов мелковат экран, да и боязно, посадив батарейку в ноль, по прибытии на место остаться без связи. Пробовал iPad, но его долго одной рукой не удержишь, а в самолете частенько приходится контролировать поведение стакана на откидном столике или чего-то в этом роде. Фильмы с родным для экрана PSP разрешением, пережатые в H.264, занимают на карточке немного места, и 16-гигабайтного объема хватает на пару трансатлантических перелетов. Есть в коллекции и несколько фильмов на UMD, однако принципиальной разницы с аккуратно пережатым файлом обнаружить не удалось. К самой же конвертации отношусь очень спокойно, потому что под потолком висит круглосуточно работающий NAS на двухъядерном Intel Atom, которому надо чем-то заниматься по ночам.


Года полтора назад купил еще одну PSP-2000 на случай, если с нынешней случится что-то нехорошее. Однако, несмотря на все переезды и связанные с ними потрясения, PSP до сих пор работает, как новая. Вот только под стекло, защищающее матрицу, набилось немного пыли, и пришлось призвать на помощь специалиста-чистильщика.

Я, разумеется, с большим интересом слежу за слухами о наследнике PSP с кодовым названием NGP, но, честно говоря, немного сомневаюсь в его успешности. Видите ли, в заявленном устройстве нет ничего действительно потрясающего. Разрешение экрана (960х544) ниже, чем даже у iPhone 4, вышедшего год назад, не говоря уж о многочисленных планшетниках. Плюс увеличение разрешения в четыре раза очень неприятно скажется на размере видеофайлов, а вот углядим ли мы какие-то преимущества на по-прежнему маленьком экране — не знаю. Четырехъядерный процессор с мощной графикой? Да, но самим фактом многоядерности уже никого не удивишь, а к концу года четыре ядра могут прописаться даже в смартфонах. Еще один собственный формат носителей для игр? Дорогая Sony, а тебе не надоело еще играть в проприетарщину?


Скорее всего, по традиции рыночным названием NGP станет PSP 2

Если бы NGP появилась пару лет назад, по числу wow-элементов она бы могла даже немного превзойти PSP и стать таким же долгожителем. А сегодня это лишь достойный продукт, ничем принципиально не выделяющийся на фоне себе подобных. Даже пресловутого стереоизображения, как в Nintendo 3DS, в нем нет. Понятно, что пока штука совершенно бестолковая, но как помогает продажам! Впрочем, лично на меня Sony может полагаться — NGP куплю при первой же возможности.

Но давайте вернемся к тому, с чего начиналась эта статья. Вот у нас перед глазами пример мобильной платформы, благополучно живущей на рынке без малого семь лет. Так неужели нельзя придумать, к примеру, смартфон с запредельными на текущий момент характеристиками, подобрать действительно качественные материалы и оставить в флагманах хотя бы года на три? И сразу сказать разработчикам программ для него: «Ребята, мы будем серьезно улучшать прошивки, но будьте уверены, что аппаратная часть останется прежней и через год, и через три, и даже в рестайлинговой версии изменения будут чисто косметическими. Так что работайте спокойно, оптимизируйте свои игры и приложения, зарабатывайте деньги. Мы гарантируем, что завтра не выпустим ничего такого, из-за чего вам придется делать работу заново».

Утопия? Да, возможно. Но еще большая утопия — верить в появление качественных и недорогих программ, когда разработчикам приходится адаптировать свои детища под десятки смартфонов у каждого производителя. По достоверным слухам, у популярной игры Angry Birds для Android написано аж восемь версий под разные аппаратные платформы, и то на некоторых не работает. Я уж молчу о том, что обновление прошивок для многих смартфонов прекращается раньше, чем успеют выловить все внесенные второпях баги. А дальше — при таких темпах обновления модельных рядов — станет только хуже.


Старая-добрая PSP-1000 и семь лет спустя радует своих владельцев

Поэтому давайте надеяться на замедление гонки мобильных вооружений и появление платформ с большими жизненными циклами. Право же, трудно смириться с тем, что бал на рынке правят люди, жизнь которых настолько скучна и бессмысленна, что ее украшает только покупка нового гаджета несколько раз в год…

Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.


Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.

Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:


Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.

PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.


Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.


Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.


Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.


Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.

Аксессуары

Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:


Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.


Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320x240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:


И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:


В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:


Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.

Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.


Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.


Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.

Минидиск 2.0

Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.


В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:


Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:


Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.


Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.


С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.


Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.


В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.

Джейлбрейк

Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.

В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.

Купленная мной в России приставка была взломана предыдущим владельцем, и кажется это типичная ситуация в нашей стране. Модификация позволяет устанавливать стороннее программное обеспечение, а также запускать образы игр (в формате .iso) прямо с карты памяти. Образы можно создавать с помощью прошитой PSP — при подключении к компьютеру вставленный в привод диск UMD сразу виден как ISO-файл. Хотя я не стремился взламывать PSP — у меня достаточно официальных релизов на UMD, и хотелось получить аутентичный экспириенс с жужжащим диском — нельзя не отметить, что взломанная PSP удобнее невзломанной.


В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.


Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.


Пара слов про игры

Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.

Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.


В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.


Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.



PlayStation Portable (PSP) — портативная игровая консоль производства Sony Computer Entertainment. На сегодняшний день PSP является не только игровым устройством, но и одним из самых новейших медиаплееров с возможностью просмотра фильмов и фотографий, прослушиванием музыки и web-серфинга.


Все консоли PSP абсолютно одинаковы функционально. Они отличаются лишь цветом корпуса. Однако в продаже можно встретить несколько разных версий комплектации консоли, отличающиеся ценой и набором прилагающихся к PSP аксессуаров.

    PlayStation Portable Core Pack

  • консоль PlayStation Portable;
  • аккумулятор
  • зарядное устройство для PlayStation Portable


  • консоль PlayStation Portable;
  • аккумулятор
  • зарядное устройство
  • карта памяти Memory Stick объемом 32 МБ;
  • наушники с ПДУ;
  • матерчатый чехол для консоли;
  • ремешок для руки;
  • UMD-диск с примерами (не во всех территориях).


  • консоль PlayStation Portable;
  • аккумулятор
  • зарядное устройство
  • карта памяти Memory Stick объемом 1 ГБ;
  • наушники с ПДУ;
  • матерчатый чехол для консоли;
  • ремешок для руки;
  • кабель для подключения PSP к разъему USB;
  • подставка для PSP;
  • UMD-диск с примерами (не во всех территориях).
  • Архитектура
    • оба ядра базируются на архитектуре MIPS R4000
    • основное ядро (Allegrex) содержит в себе FPU и VFPU (векторный FPU)
    • дополнительное ядро (Media Block) содержит в себе процессор для декодирования аудио и видео (Virtual Mobile Engine) и 2 МБ EDRAM
    • 16 КБ L1 на основном ядре
    • 1-333 МГц (управляется приложением)
    • 6 млн транзисторов для основного CPU
    • общая сложность чипа неизвестна
    • 90 нм
    • частота: 166 МГц (максимум)
    • ширина: 128 бит
    • общая шина для CPU и GPU
    • Конвейеры
      • 4 конвейера
      • 4 текстурных выборки за такт (1 TMU/конвейер)
      • запись до 4 пикселей в память за такт
      • объем: 2 МБ
      • ПС шины между GPU и EDRAM: 10,6 ГБ/с (512 бит, 166 МГц)
      • 90 нм1
      • 166 МГц (максимум; равна частоте системной шины)
      • частота: 166 МГц (максимум)
      • ширина: 128 бит
      • общая шина для CPU и GPU
      • Архитектура
        • UMA — унифицированная архитектура памяти, CPU и GPU используют одну и ту же память
        • 32 МБ DDR SDRAM
        • 166 МГц DDR (эффективная частота: 333 МГц)
        • 2,6 ГБ/с (166 МГц, 128 бит)
        • Характеристики
          • Обработка звука выделенным аудиочипом
          • аппаратная реализация распаковки форматов MP3, ADPCM и ATRAC3+ в дополнительном ядре CPU
          • «стереопищалки» на самой консоли
          • стереонаушники
          • UMD
            • Специально разработанный Sony для PlayStation Portable оптический носитель информации — Universal Media Disc
            • Предназначен для распространения игр и видеоконтента (в основном, фильмов) для PSP
            • Объём: 1,8 ГБ (двухслойный диск)
            • Диаметр диска: 6 см
            • Стандарт: Memory Stick Duo / Pro Duo
            • Предназначены для сохранения игр, пользовательских настроек и профилей, и переноса их на другие PlayStation Portable, а также для хранения и воспроизведения музыки, показа видео и фотографий
            • Максимальный доступный объем: 8 ГБ (32 ГБ — теоретический максимум для стандарта Memory Stick Pro Duo)
            • Экран консоли
              • Тип
                • TFT LCD-матрица с подсветкой (предположительно TN+film, производства Sharp и (позже) Samsung)
                • 4 уровня яркости подсветки + возможность её отключения
                • диагональ: 11 см
                • соотношение сторон: 16:9
                • 480x272 пикселей
                • 16,77М цветов
                • Устройства ввода
                  • Управление играми
                    • «Крестовина» (вверх, вниз, вправо, влево)
                    • 4 функциональные клавиши («геометрические клавиши»)
                    • 2 «шифта»
                    • 1 министик
                    • Start
                    • Select
                    • Home
                    • Громкость - / +
                    • Яркость экрана
                    • Вкл / Выкл / Спящий режим
                    • Wi-Fi Вкл / Выкл
                    • UMD Eject
                    • Прочее
                      • Видеокамера Go! Camera (подключается к USB)
                      • GPS-приёмник для PSP (подключается к USB)
                      • Сетевые возможности
                        • WLAN
                          • Wi-Fi 802.11b (11 Мб/с макс.)
                          • Порты и разъемы
                            • USB
                            • Инфракрасный порт
                            • Разъемы для карт памяти
                            • Разъем питания
                            • Разъем для подключения наушников
                            • Вес
                              • 0,28 кг (с аккумулятором)
                              • 2,3 см х 17,0 см х 7,4 см (г х ш х в)
                              • глянцевые черный, белый, розовый, голубой, серебристый и бежевый (некоторые версии доступны только в отдельных регионах)



                              На выставке Electronic Entertainment Expo 2009 было объявлено о новой версии консоли PSP. Новая версия получила название PSP Go, известную на данный момент информацию можно прочитать ниже:


                              Оригинальная PSP увидела свет в марте 2005 года, и с того времени она менялась:становилась легче, меньше, комплектовалась более качественными экранами. Изменялось всё, кроме железа. И вот перед нами новая, куда более портативная PSP. UMD ушли в прошлое, теперь лишь скачиваемый контент.

                              PSP Go вышла в США 1 октября, а в Японии 1 ноября. Существуют бандлы с самыми ожидаемыми играми этой системы. В комплект приставки входят: USB кабель, и адаптер для подзарядки. PSP Go не позиционируется как замена PSP 3000, скорее, она позиционируется как PSP "Premium" класса. Большинство элементов геймплея осталось неизменна: один аналоговый стик, привычные кнопки Playstation. Самое большое отличие от предыдущих версий - изменения формфактора типа слайдер . А также, отсутствие UMD-привода . И если у Вас осталась коллекция UMD дисков, то воспользоваться ими Вы не сможете. Но, Вы можете использовать встроенные 16 гигабайт памяти для хранения музыки, видео, игр. Экран также стал меньше. Все эти изменения сделаны ради одного — сделать PSP по-настоящему портативной консолью.
                              В сложенном состоянии, экран PSP Go закрывает кнопки, это удобно когда смотришь фильмы или слушаешь музыку, например.
                              16 гигабайт должно удовлетворить все ваши мультимедиа потребности. Но если и этого вам мало, всегда можно использовать карты стандарта M2 (Memory Stick Micro), максимальный объем которых составляет 32 гигабайта. Появился Bluetooth, к которому можно подключить до 8 устройств, хоть гарнитуру. Никто не отменял Wi-Fi.

                              Что такое PSP Go?
                              PSP Go — это 4 версия мобильной игровой платформы Sony. В прошлых версиях изменения были не значительные (четкость экрана, габариты), но в PSP Go изменения стали более серьезные, делая PSP Go более удобней в игре. Самые большие изменения это отсутствие UMD привода, и использование только электронного контента, который можно загрузить при помощи PS Store.

                              Когда вышла PSP Go?
                              Система появилась в продаже в Америке и Европе 1 октября. В Японии 1 ноября.

                              Сколько стоит PSP Go?
                              Розничная стоимость PSP Go от $200 до $250.

                              Что идет в комплекте?
                              В коробке Вы найдете саму консоль, USB шнур, и адаптер для зярядки. Подзярядка возможна и через USB.

                              На PSP Go есть видео-выход?
                              Да, как и на предыдущих системах, на PSP Go есть видео-выход, разъем для зарядки, и USB.

                              Изменилось расположение кнопок на PSP Go?
                              Да, изменилось. Крестовина, аналоговая рукоять, спрятана под передней панелью. Кнопка "Playstation" теперь на лицевой панели.

                              Мои UMD диски будут работать на PSPGo?
                              Нет. Sony отказалась от использования физических носителей для игр в PSP Go, и никакой возможности перевести ваши диски в цифровой формат не предусмотрено.

                              Но если UMD диски не подойдут, как же я буду получать игры?
                              Для вас существует PS Store. Большинство значимых проектов будут доступны при запуске консоли.

                              Сколько игр я смогу записать на консоль?
                              Это зависит от размера игр. UMD диск вмещал 1.8 гб максимум.

                              Есть ли возможность использовать карты памяти?
                              Да. Memory Stick Micro (M2) — эти карты поддерживает PSP Go. Максимальный объем 32 гигабайта.

                              Все консоли PSP абсолютно одинаковы функционально. Они отличаются лишь цветом корпуса. Однако в продаже можно встретить несколько разных версий комплектации консоли, отличающиеся ценой и набором прилагающихся к PSP аксессуаров.

                              В начале продаж PSP в Японии Sony представила две версии комплектации консоли PlayStation Portable. Эти базовые комплектации с небольшими вариациями позже появились в продаже и в остальных регионах:

                              PlayStation Portable Core Pack

                              Самая дешевая версия комплектации Sony PSP.

                              • консоль PlayStation Portable;
                              • аккумулятор для PlayStation Portable;
                              • зарядное устройство для PlayStation Portable.

                              PlayStation Portable Value Pack

                              Более дорогая версия комплектации Sony PSP.

                              • консоль PlayStation Portable;
                              • аккумулятор для PSP;
                              • зарядное устройство для PSP;
                              • карта памяти Memory Stick объемом 32 МБ;
                              • наушники с ПДУ;
                              • матерчатый чехол для консоли;
                              • ремешок для руки;
                              • UMD-диск с примерами (не во всех территориях).

                              Позже компания Sony представила еще две версии комплектации консоли:

                              PlayStation Portable Entertainment Pack

                              Эта версия комплектации Sony PSP заменила собой версию Value Pack в некоторых регионах.

                              • консоль PlayStation Portable;
                              • аккумулятор для PSP;
                              • зарядное устройство для PSP;
                              • карта памяти Memory Stick объемом 1 ГБ;
                              • игра ATV Offroad Fury: Blazin' Trails;
                              • UMD-диск с фильмом Lords of Dogtown.

                              PlayStation Portable Giga Pack

                              Наконец, осенью 2005 года во всех регионах в продажу поступила версия Giga Pack. Отметим, что с начала 2006 года эта версия исчезла из продажи в Северной Америке.

                              • консоль PlayStation Portable;
                              • аккумулятор для PSP;
                              • зарядное устройство для PSP;
                              • карта памяти Memory Stick объемом 1 ГБ;
                              • наушники с ПДУ;
                              • матерчатый чехол для консоли;
                              • ремешок для руки;
                              • кабель для подключения PSP к разъему USB;
                              • подставка для PSP;
                              • UMD-диск с примерами (не во всех территориях).

                              Таким образом, версия Giga Pack является самой дорогой и богатой розничной комплектацией Sony PSP на данный момент времени.

                              Отметим, что в продаже в отдельных регионах могут присутствовать и иные версии комплектации консоли, однако сами консоли по своей функциональности везде абсолютно одинаковы.

                              Дополнительное оборудование

                              Одновременно с началом продаж консолей PlayStation Portable, компания Sony представила ряд аксессуаров, продаваемых отдельно от двух основных комплектаций.

                              Продаваемые отдельно от самих консолей аксессуары от компании Sony можно условно поделить на:

                              1. аксессуары, поставляемые в комплекте с самими консолями;
                              2. аксессуары, предлагаемые отдельно от всех розничных версий комплектации консолей.

                              В приведенных далее списках аксессуары, включенные в какую-либо из комплектаций, отмечены курсивом.

                              Интерфейс


                              PlayStation Portable Headphones with Remote Control
                              Наушники с ПДУ. ПДУ позволяет управлять воспроизведением аудиофайлов.

                              PlayStation Portable Headset
                              Наушники с микрофоном для PSP. Используются для голосового общения в некоторых играх.

                              PlayStation Portable Go! Camera
                              Видеокамера для PSP разрешением 1,3 МП. Позволяет делать фотографии, записывать видео (оснащена микрофоном) и сохраняет их на Memory Stick.

                              Питание


                              PlayStation Portable Battery Pack
                              Аккумулятор для PSP.

                              PlayStation Portable Extended Life Battery
                              Аккумулятор повышенной ёмкости для PSP (до +20% увеличение времени работы консоли от аккумулятора).

                              PlayStation Portable AC Adaptor
                              Зарядное устройство для PSP.

                              PlayStation Portable Car Adaptor
                              Автомобильное зарядное устройство для PSP.

                              PlayStation Portable Battery Charger
                              Зарядное устройство для аккумулятора PSP. Позволяет заряжать аккумулятор вне консоли.

                              Сумки и чехлы


                              PlayStation Portable System Pouch & Wrist Strap
                              Чехол и ремешок для PSP.

                              PlayStation Portable Accessories Pouch & Cleaning Cloth
                              Чехол для аксессуаров и тряпка для протирки экрана.

                              PlayStation Portable Carrying Case
                              Сумка для переноски PSP, аксессуаров и UMD-дисков.

                              Прочее


                              PlayStation Portable GPS Attachment 1
                              GPS-приёмник для PSP.
                              1 — на данный момент продаётся только в Японии.

                              Фотографии консоли


































                              Технические характеристики

                              Центральный процессор

                              CPU разработан Sony специально для PlayStation Portable и представляет собой высокоинтегрированный чип, в котором, помимо центрального процессора, находится дополнительное ядро для декодирования мультимедийного контента.

                              Видеосистема

                              GPU Graphics Engine разработан Sony специально для PlayStation Portable и содержит 2 МБ встроенной памяти для создания буфера кадра.

                              Системная память

                              Аудиосистема

                              Носители информации

                              • Специально разработанный Sony для PlayStation Portable оптический носитель информации — Universal Media Disc
                                • Предназначен для распространения игр и видеоконтента (в основном, фильмов) для PSP
                                • Объём: 1,8 ГБ (двухслойный диск)
                                • Диаметр диска: 6 см
                                • Стандарт: Memory Stick Duo / Pro Duo
                                  • Предназначены для сохранения игр, пользовательских настроек и профилей, и переноса их на другие PlayStation Portable, а также для хранения и воспроизведения музыки, показа видео и фотографий
                                  • Максимальный доступный объем: 8 ГБ (32 ГБ — теоретический максимум для стандарта Memory Stick Pro Duo)

                                  Интерфейс и устройства связи

                                  Экран консоли

                                  Устройства ввода

                                  Сетевые возможности

                                  Порты и разъемы

                                  Физические характеристики

                                  Основные даты

                                  Даты анонсов и прочие даты

                                  Даты начала продаж

                                  Стартовые линейки игр

                                  Стартовые линейки приводятся для трёх основных регионов: Северная Америка, Европа и Япония. Курсивом отмечены эксклюзивные PlayStation Portable-проекты.

                                  Отметим, что официально стартовая линейка игр для Европейского Союза не оглашалась, и приведенный нами список может быть неполным.

                                  Наиболее успешные игры платформы

                                  Общая десятка самых успешных проектов

                                  Эксклюзивы помечены курсивом.

                                  Десятка самых успешных эксклюзивов

                                  Рекомендованные цены

                                  Динамика изменений рекомендованной розничной цены отслеживается для четырёх регионов: Северной Америки, Европы, Японии и России.

                                  Мы отслеживаем динамику изменения цены для вариантов комплектации Core Pack и Value Pack, однако хотим отметить, что даты начала продаж этих комплектаций в некоторых регионах могут отличаться, а в некоторых регионах по цене Value Pack продаются иные варианты комплектации.

                                  Динамика продаж платформы

                                  Динамика объемов продаж платформы отслеживается для трёх основных регионов: Северной Америки, Европы и Японии.

                                  В качестве данных для этого раздела используются официальные сводки количества поставленных на те или иные рынки консолей.

                                  Your browser sent a request that this server could not understand.

                                  Читайте также: