Влияние компьютерных технологий на речь человека

Обновлено: 04.07.2024

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютер - излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры - это возможность подружиться даже самым разным детям. Прежде всего, особенность таких игр - активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей раннего возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. По сравнению с традиционными формами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ. С другой стороны, компьютеризация образования детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. В данной статье освещены обе стороны влияния компьютерных технологий на развитие детей.

ВложениеРазмер
vliyanie_komp._tehnologiy_na_rech._razvitie_detey.docx 13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние компьютерных технологий на речевое развитие детей.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.
  • В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
  • В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Это способствует развитию у детей высших психических функции:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей.

развитию различных видов мышления:

  • развитию наглядно-образного мышления;
  • развитию словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)

коррекции недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодолению негативных качеств формирующегося характера.

формированию коммуникативной деятельности:

  • обеспечению полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками.
  • формированию механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формированию полноценных межличностных связей.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании компьютерных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи детей.

Компьютеризация образования детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на ребенка целого комплекса факторов. Остановимся на основных из них.

Первое, на что обратили свое внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем.

Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5—6 лет это время составляет 10—15 минут . Функциональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы. Для детей в возрасте 7—12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий — 20 минут, а для ребят постарше — не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей появляются признаки зрительного и общего утомления.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Второе правило — рациональная организация рабочего места. Прежде всего, компьютер необходимо разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене — расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м, экраном к окну, а также лицом к окну — свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног . Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°.

Следующее правило — регулярная влажная уборка и соблюдение оптимальных значений микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Задача взрослых- воспитать у ребенка полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

2.2. Изменение синтаксиса и пунктуации под влиянием социальных сетей. – стр 8.

2.3. Использование смайлов и графических знаков.

2.4. Олбанский язык и его влияние на речь подростков.

4. Заключение.- стр 18.

5. Литература. – стр19.

7. Приложение 2. – стр 27.

8. Приложение 3 – стр 28.

В сегодняшнее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Трудно найти человека, который бы не имел с собой сотового телефона, компьютера и выхода в Интернет. Его общедоступность и всеохватность позволили использовать «всемирную паутину» не только как поисковую систему, но и как средство для общения и развлечения. Основным способом общения современных подростков стали социальные сети, в которых они проводят огромное количество времени. Созданные многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы породили особый стиль виртуального общения- сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо?

Я задумалась над данным вопросом и решила провести научное исследование. В результате появилась работа по теме: « Влияние Интернета на речь современных школьников» .

Цель исследования:

- определить, действительно ли влияние языка социальных сетей отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности.

Задачи исследования:

- определить наиболее популярные сети среди подростков; - посетить различные интернет-сайты и социальные сети, где наиболее часто общаются ученики школы; - провести опрос и анкетирование среди учащихся; - систематизировать собранный материал.

Объект исследования – учащиеся 5-9 классов МКОУ «Комсомольская СОШ»

Предмет исследования - слова и выражения, используемые школьниками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.

Гипотеза: Интернет-язык отрицательно влияет на грамотность современных подростков.

Методы исследования:

– лингвистический анализ Интернет–языка;
– обобщение и систематизация полученных сведений;
– использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

Интернет – средство общения.

Создание компьютеров является одним из самых важных и нужных для человечества достижений научной и технической мысли. Современную жизнь нельзя представить без компьютеров. Компьютеры наряду с другими средствами связи –телефоном, телеграфом, радио и телевидением, играют важную роль в жизни общества.

Если на одном компьютере работают хотя бы два человека, у них уже возникает желание использовать этот компьютер для обмена информацией друг с другом.

Связь через компьютеры нам обеспечивает Интернет. Интернет –коммуникационная система: она обеспечивает общение и взаимодействие людей. Начав пользоваться новым средством связи, люди (вначале только ученые и инженеры, которые разрабатывали сети и экспериментировали с ними) вдруг обнаружили, что раньше испытывали недостаток общения. Обширные возможности Сети, в частности быстрый доступ к самой разнообразной и свежей информации, не только повышают конкурентоспособность организаций и отдельных работников. Интернет приносит удовольствие общения.

Почему люди в последнее время люди предпочитают общаться через Интернет?

Причин несколько. Во-первых, анонимность. Она обогащает возможности человеку представить себя так как ему хочется, не только создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

Во-вторых, недостаточное общение в реальных контактах .

В-третьих, возможность реализовать каких – либо качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не реализуемых в обычной, вне сети, жизни .

Я выяснила причины, которые заставляют учащихся 5-9 классов нашей школы общаться через Интернет. Я выделила самые популярные: друзья находятся далеко, игры, можно слегка приукрасить свои поступки, рассказывая о них удаленному другу, возможность с кем-то познакомиться.

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, различные форумы и переписка по e-mail (Электронная почта).

Мои сверстники из нашей школы предпочитают общаться через «Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм».

Можно сказать, что чат - это разновидность форумов, отличающаяся от них отсутствием какой-либо определенной темы. Создаются они непосредственно для симуляции живого, группового общения в основном молодых людей. Общение проходит в виде диалогов часто незнакомых людей, преследующих цель – заведение знакомств.

Преимущества Интернет - чата перед живым общением:

- отсутствие необходимости совершать длительные переезды достаточно лишь включить свой компьютер и набрать нужный электронный адрес;

- колоссальная экономия времени, сил и денег при участии в чате;

- возможность принимать участие одновременно в нескольких чатах;

- отсутствие физического контакта с участниками чата исключает возможность применения физической силы в спорных ситуациях для достижения необходимых результатов;

- период проведения чата не имеет жестких временных рамок.

«Сколько же времени проводят мои сверстники в социальных сетях?» - задала себе я этот вопрос и решила это проверить. Из 50 опрошенных мною учащихся 5-9 классов нашей школы 30 минут находятся в Сети 7 человек, 1 час – 2 человека, полдня – 20 человек, весь день - 8 человек, по 2-3 часа -13 человек. «И как же влияют социальные сети на речь моих сверстников»? - был мой следующий вопрос себе. Результаты моих исследований представлены в следующих главах данной работы.

Влияние социальных сетей на речь современных подростков.

Лексика школьников под влиянием социальных сетей.

Под влиянием социальных сетей меняется речь школьников. В их словаре появляются фразы, характерные для Интернет-общения.

Новые значения появляются у слов исконно русских преимущественно с заимствованием иноязычных слов для передачи нового значения.

Активно усечение основы слова с прибавлением с суффикса – к (а): мобилка, качалка. Встречается и усечение: "скопируй программу" - "скачай прогу"

Наблюдается также комбинация различных способов словообразования; сложение слов: чат – болталка, многольда, вкуснаяеда.

Сокращение слов: чел (человек), инет (Интернет).

Заимствования, получившие новые значения:

Мимими — выражение умиления чем-то: котятами, младенцами или плюшевыми мишками.

Лук — новообразования от англ. Look, «внешний вид, образ».

Танк — используется в словосочетаниях вида «ты что, в танке?», «для тех, кто в танке». «Быть в танке» значит быть не в курсе того, о чем все уже давным-давно знают.

Тролль — провокатор сетевого общения. Так называют людей, которые в обсуждениях намеренно своими высказываниями провоцируют возникновение конфликтов, при этом никаких других целей не преследуют.

Шер, а также производные шерить, пошерить — от анг. Share, «поделиться».

Словарный запас у подростков, конечно, пополняется. Но воспринимать такую жаргонную речь очень тяжело. Речь современного человека должна, все-таки, быть грамотной.

Изменение синтаксиса и пунктуации под влиянием социальных сетей.

Основой синтаксиса Интернет – сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского литературного языка.

По законам русской пунктуации в одном предложении не должно быть больше пунктограмм, чем слов, но это не относится к Интернет – сленгу. В традиционной письменной речи знаки препинания в основном структурируют текст и облегчают его восприятие. При общении в Сети эти «высокоуровневые» функции оказываются лишними и отбрасываются.

В русском языке точка ставится в конце предложения, выражая законченную мысль. Пользователи социальных сетей чаще не ставят знаков завершения предложения или встречаются наборы знаков препинания в конце предложения «. » «??» Это указывает на повышенную эмоциональность пишущего.

Запятые помогают понять смысл фразы, а отсутствие данного вида знаков вызывает затруднение в понимании смысла текста: «У меня сегодня дополнительные занятия буду поздно вечером к тебе приду правда много задали». В Интернет - сетях не расставляют запятые. Это связано, скорее всего, с незнанием правил русской пунктуации, с неумением определять границы простых предложений в составе сложного.

Многоточие - особый знак препинания, состоящий из трёх точек. Он обозначает незаконченную мысль, также служит для обозначения прерванности речи или говорит об отсутствии аргументов. В общении в социальных сетях люди то и дело используют многоточие. Во-первых, многоточия позволяют как раз задать комфортный ритм пауз в разговоре, сгладить излишнюю прямоту, убавить накал. Особенно если тема чувствительная.

«Я тут подумал… если уж мы с тобой… может, в кино как-нибудь вместе сходим. »

Вторая роль многоточий — роль сорняка в огороде. Пиши себе любые отрывочные мысли, приходящие в голову, и перемежай многочисленными точками. Без них будет бред, с ними — глубокие суждения с массой недосказанного.

В Интернете достаточно сложно найти использование двоеточия, тире, точки с запятой. Пользователи в целях экономии времени не расставляют знаки в предложении, не отделяют каждую реплику в диалоге, не оформляя фразу с красной строки, используя тире.

Все это затрудняет чтение текстов и понимание заложенной в них информации.

Использование смайлов и графических знаков.

И вновь, спустя несколько тысячелетий, как бы «замыкая циклический исторический процесс», использовать двоеточие, дефис и скобку для обозначения улыбки в тексте на компьютере предложил профессор американского университета Карнеги-Меллон Скотт Фалман, а именно 19 сентября 1982 года. Этот набор символов и был официально назван «смайлик», и за три десятка лет стал неотъемлемой частью общения в интернете [3].

Набор основных знаков – смайлов, в тексте выглядит следующим образом:

:-) – самая часто встречающаяся улыбка. Обозначает шутку, расположение собеседника к общению или просто улыбку. Но так как при скорописи приходится сокращать содержание слов и знаков, то же самое, но в сокращенном виде, приобретает форму :) или просто используется скобка ). Следует отметить, что именно последний вариант приобрел наибольшую популярность;

;) – подмигивание. Скорее означает азарт, флирт и все другие действия, соответствующие подмигивающему человеку в реальности;

:( – означает грустное выражение лица, огорчение в чем-либо;

:-I – мимика, означающая, что не все так плохо, но и не очень хорошо, неоднозначность в решении;

:-> – саркастическое замечание, угрожающая, резкая, ехидная улыбка;

>;-> – подмигивающая грозная физиономия;

;-O – данный смайл несет в себе контекст завершения разговора, заменяет слова «До встречи!», «Пока!»;

(^__^) – горизонтальная улыбка, которая используется редко, в основном при флирте, для проявления оригинальности в общении [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать неоднозначный вывод об инновационном способе смайлового общения. Отчасти данный элемент виртуальной формы общения очень удобен и информативен, именно при имманентном общении в рамках сетевых интернет сервисов. Однако за всё время развития общения в сетевом интернет обществе образовалась индивидуальная культура, в которой, преимущественно, ценится оригинальность при общении с собеседником, впрочем, как и при живом общении. Поэтому расширять нужно не только коллекцию смайлов, но и, в первую очередь, свой словарный запас, повышая общий культурный уровень на основе ценностей реального мира.

Олбанский язык и его влияние на речь подростков.

Основное правило олбанского языка – пиши, как слышишь: чо, дифчонка и т.д. Также пропагандируется написание в конце слов тех шумных, звонких согласных, которые в произношении невозможны. Например: "ПривеД" вместо "Привет" или "КрасавчеГ" вместо "Красавчик". Еще допустимо использование буквосочетание "СЧ" на месте буквы "Щ". Например: "Щастье" вместо "Счастье".

Наблюдается искажение грамматической формы слов.

1. Вместо безударного -О- всегда ставят -А-; Да свидания! ПАмАги

2. -ться заменяют -цца; Например, УчиЦЦа, ТрудиЦЦа

3."жи" и "ши" пишут через Ы. Например, МашЫны не ставить у ворот.

Все слова пишут слитно без пробела. Например: «Завтравшколу», «любимаяеда», «настроениенавысоте. »

Использование Олбанского языка является примером дурного тона. Следует помнить о том, что частое употребление жаргонных слов является показателем неграмотной речи. И, привыкнув пренебрегать правилами орфографии и пунктуации, можно совсем разучиться грамотно писать и говорить.

Работая над данной темой, я провела анкетирование среди учащихся 5-9 классов нашей школы. Оно показало следующее.

Большинство опрашиваемых мною ребят ( 48%) отвечало, что Интернет оказал негативное влияние на их уровень грамотности, но несколько человек отметило, что Интернет никак не повлиял или даже улучшил их грамотность. Такие ответы дали те, кто проводит за компьютером не более часа в день и не имеет свободного постоянного доступа к интернету. Можно сделать вывод, что если человек проводит в сети небольшое количество времени, то Интернет просто не успевает оказать свое негативное влияние на грамотность моих сверстников.

Как мы можем увидеть, в смс не соблюдаются нормы написания имен собственных и правила орфографии. Почему такое происходит? В результате моего опроса большинство сверстников отвечало, что:

в чате или форуме никто толком не знает, кто ты и не следит за твоей грамотностью,

у пользователя есть анонимность, которой он пользуется.

Проведено анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявить познания о смайликах, как часто используют невербальный знак.

Практически все ученики (90%) используют смайлы для выражения эмоций.

Общаясь в сети при помощи коротких фраз, ёмких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Все это имеет большое влияние на речь в реальной жизни, так как многие сокращения и выражения подростки стали переносить и в разговорную речь. Это неизбежно снижает грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции таким способом.

Используют мои сверстники и олбанский язык при общении, сами того не подозревая: «чд – что делаешь? Афтар – автор, спс – спасибо, матка- математика». Вот только несколько примеров такого использования олбанского языка.

Проанализировав наиболее распространенные ошибки в речи подростков, я пришла к выводу, что социальные сети во многом негативно влияют на культуру их речи. Выдвинутая мною гипотеза верна. Негативное влияние заключается в большом количестве грамматических и прочих ошибок, неправильном сокращении слов и их использовании.

С появлением социальных сетей люди в целом вернулись на много лет назад – в то время когда человек не может нормально пообщаться с другими людьми, сделать что-то элементарное своими руками.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максименко Екатерина Валентиновна

Статья описывает влияние новых информационных технологий на изменения в современном письменном и устном языке на примере взаимодействия английского и русского языков в киберпространстве . Выделяются и описываются характерные особенности Интернета, которые влияют не только на профессиональную деятельность, но также проникают в личную жизнь человека в качестве коммуникативной базы. Автор анализирует реализацию прагма-стилистических средств на пяти уровнях восприятия текста: фонетическом, морфологическом, лексикофразеологическом, синтаксическом и графическом. Данная проблематика также дополняется рассмотрением особенностей структуры гипертекста, сводящегося к описанию основных его частей, входящих в так называемый «контент», где особое внимание уделяется началу, или « лиду », а в связи с ограниченностью объема Web-текста приобретает особую значимость информационная насыщенность материала. Автор уделяет внимание прагмастилистическому разнообразию языка интернет-чатов, прослеживая использование игровой формы образования слов в сочетании со сленгом, носящим юмористический характер, а также использование слов «живого» языка для обозначения групп-сообществ, вовлеченных в киберпространство . В заключение раскрываются особенности употребления невербального языка посредством общения через мобильные приложения и электронную почту.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Максименко Екатерина Валентиновна

О роли киберлингвистики в современной научной парадигме Язык в интернет-коммуникации: общие закономерности и национально-культурные особенности (на материале русского и английского языков) Язык Интернета: характеристика, особенности и влияние на речь Структурно-семантические параметры веб-блогов как особого речевого жанра О формировании лексического состава англоязычной интернет-коммуникации i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPACT OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES ON CONTEMPORARY LANGUAGE: SYSTEMIC-LANGUAGE AND CULTURAL-SPEECH PROBLEMS

Текст научной работы на тему «Воздействие новых информационных технологий на современный язык: системно-языковая и Культурно-речевая проблематика»

МАКСИМЕНКО Екатерина Валентиновна Институт пищевой и перерабатывающей промышленности

Кубанский государственный технологический университет

ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК: СИСТЕМНО-ЯЗЫКОВАЯ И КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Статья описывает влияние новых информационных технологий на изменения в современном письменном и устном языке на примере взаимодействия английского и русского языков в киберпространстве. Выделяются и описываются характерные особенности Интернета, которые влияют не только на профессиональную деятельность, но также проникают в личную жизнь человека в качестве коммуникативной базы. Автор анализирует реализацию прагма-стилистических средств на пяти уровнях восприятия текста: фонетическом, морфологическом, лексико-фразеологическом, синтаксическом и графическом. Данная проблематика также дополняется рассмотрением особенностей структуры гипертекста, сводящегося к описанию основных его частей, входящих в так называемый «контент», где особое внимание уделяется началу, или «лиду», а в связи с ограниченностью объема Web-текста приобретает особую значимость информационная насыщенность материала. Автор уделяет внимание прагмастили-стическому разнообразию языка интернет-чатов, прослеживая использование игровой формы образования слов в сочетании со сленгом, носящим юмористический характер, а также использование слов «живого» языка для обозначения групп-сообществ, вовлеченных в киберпространство. В заключение раскрываются особенности употребления невербального языка посредством общения через мобильные приложения и электронную почту.

Ключевые слова: информационные технологии, ки-берпространство, Web-текст, лид, иерархия стилистических уровней, невербальный язык, смайлики.

IMPACT OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES ON CONTEMPORARY LANGUAGE: SYSTEMIC-LANGUAGE AND CULTURAL-SPEECH PROBLEMS

Keywords: information technologies, cyberspace, Web-text, lead, hierarchy of stylistic levels, nonverbal language, emoticons.

Одной из тенденций нынешней эпохи является информационная революция. Настоящая статья намечает один из возможных подходов к исследованию вопроса о том, каким образом язык реагирует на информационную революцию, осваивает ее и как указанный процесс освоения влияет на действующие языковые нормы. За короткое время Интернет проник глубоко в нашу жизнь, захватив практически все сферы человеческой деятельности. В современном мире он внедряется не только в профессиональную отрасль, но и в личную жизнь человека в качестве коммуникативной базы.

Языковая практика реагирует на новые социальные и технологические тенденции, в частности, «развитием литературно-художественных и публицистических стилей» и сопровождающим его «неуклонным пополнением словарного состава» [1].

Безусловно, не все изменения, происходящие в языке под влиянием технического и социального прогресса, являются позитивными. Проблема влияния сетей на язык пред-

ставляет собой один из аспектов более общей, давно существующей проблемы «язык и компьютер».

Характеризуя динамику изменения норм, мы отмечаем, «что в силу ряда причин, вызванных особенностями исторического развития общества, возникали явные неправильности, искажения и нарушения нормы литературной речи» [2].

Специалисты в области лингвистики наибольшее значение придают влиянию Интернета на «живой» язык. Интернет, вместе с радио, телевидением, телефонными коммуникациями и печатными изданиями, формирует универсальную информационную сеть, так называемое киберпространство. Людей, вовлеченных в эту сеть, называют «Netizens» (от английского «citizens» - горожане, «net» - сеть). Регулярных пользвателей называют «Webies» (от английского «web» - «www», всемирная паутина), новичков - «Newbies» (от английского «new» - новый). Язык, использующийся в киберпространстве, принято называть «Netspeak» (от английского «speech» - речь) [4].

«Язык сам по себе изменяется медленно, но Интернет значительно ускоряет этот процесс. Люди формируют новые прагмастилистические средства (по Максименко) письменного и устного языка, которые традиционно реализуются на пяти уровнях: фонетическом, морфологическом, лексико-фразеологическом, синтаксическом и графическом, обмениваются «самосочиненными» словами друг с другом, распространяя и приучая все интернет-сообщество к использованию этих слов повсеместно. Иерархия уровней строится таким образом, что единица каждого данного уровня выступает в качестве знака по отношению к следующему, более высокому уровню. Содержанием единицы является, таким образом, ее функция, манифестирующая на вышележащем уровне, или, иначе говоря, смежные уровни соотносятся как план выражения и план содержания» [3].

Поскольку текст, размещенный в глобальной сети, является гипертекстом, поэтому необходимо умело использовать ссылки, обеспечивая непрерывность информации. Это вызвано еще и тем, что такой тип материала, так называемый контент, должен быть интересен как читателям, так и поисковым роботам. Следовательно, создавая подобный текст, отвечающий одновременно нескольким требованиям, автору приходится совмещать «сто в одном». Формат текста формируется следующим образом: основная мысль - уточнения - дополнительная информация.

Удачное начало, или «лид», может привлечь «Netizens», «Webies» или «Newbies» путем использования неожиданной или оригинальной стилистики.

В информационных материалах всегда используется «суммирующий лид», который иногда еще называется «емкий абзац». В Web-тексте к тому же от качества лида зависит, перейдет ли читатель дальше по ссылке, к основному тексту.

Существуют общие правила написания лида вне зависимости от его вида. Нельзя начинать статью с официальных титулов или полных наименований учреждений, с придаточного предложения, с чисел, написанных цифрами, нежелательно также использовать в начале текста цитаты.

В этой связи возникает необходимость рассмотреть стилистические особенности лида на пяти уровнях восприятия текста.

Эффективность восприятия текстов глобальной сети на фонетическом уровне заключается, в частности, в наличии квазислов с определенным фонетическим значением (в текстах выделены):

«Бульонные кубики Галина Бланка - из отборных и только натуральных продуктов - внесут разнообразие в уже знакомые Вам блюда. Они приобретут неповторимый вкус и нежность, подчеркнут и выгодно дополнят Ваши кулинарные таланты. Их можно использовать в качестве приправ, добавляя в супы или бульоны. Кубики Галина Бланка всегда помогут Вам создать новые секреты своих блюд, которыми Вы будете гордиться. Мы откроем Вам секрет вкусных блюд (Галина Бланка - Буль - Буль)».

Это позволяет создать более краткий и лаконичный текст. Такой прием сокращения используется для имитации разговорной обыденной речи, чтобы приблизить предоставляемую информацию к адресату и произвести на него хорошее впечатление.

Смысл текста не является постоянной величиной. Он допускает определенную вариативность, так как обусловлен интра- и экстралингвистическими факторами пре-суппозиционных компонентов текста, языковой компетенцией коммуникантов, культурно-историческими обстоятельствами создания текста.

Оценивая данный стилистический уровень, реализующийся в текстах узкопрофессиональной направленности, мы делаем акцент на употреблении терминов, которые могут быть объяснены через синонимы или через дефиниции происхождения термина, то есть через этимологические справки.

Определение термина может даваться как бы «попутно», то есть в скобках, в сносках, например: «Супергетеродинный тепловизор субмиллиметрового диапазона» (прибор, придуманный и разработанный московскими физиками, видит человека сквозь метровую кирпичную стену, стальные тросы внутри бетонных металлоконструкций, пояс со взрывчаткой под одеждой, скрытый очаг воспаления. Называется он супергетеродинный тепловизор субмиллиметрового диапазона).

Синтаксису текстов киберпространства уделяется особое внимание, поскольку синтаксис исследует типы и структуру предложений как основных единиц языка, используемых в процессе общения. Для реализации прагматических целей важна не только модификация системных связей языковых единиц, но и такие аспекты речи, как, например, возможность использования языковых средств в качестве «клише» для передачи различных значений в разных высказываниях. Поэтому в Web-текстах нередко используются и такие средства, как переосмысление, импликация.

Тексты глобальной сети характеризуются стремлением к синтаксической компрессии - к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний и, как следствие, в конструкции предложений: «All in all, the big step towards digital television in London went well: No public uprising, a mainly constructive press echo, properly working transmission networks and till now only minor and solvable problems».

Данный пример, иллюстрирующий компрессию, можно трансформировать следующим образом: «The big step towards digital television. is no public uprising. The big step towards digital television. is a mainly constructive press echo. The big step towards digital tel-

evision. is properly working transmission networks. The big step towards digital television. is only minor and solvable problems».

Оценивая реализацию стилистических средств на графическом уровне, мы выделяем наклонный шрифт «Oblique type», который удачно сочетается с полужирным выделением в случае, если необходимо акцентировать внимание читателей на особо важных моментах.

Но Web-текст лучше воспринимается, если он содержит минимум «декора». Следовательно, графический уровень не является принципиально значимым.

Занимаясь интернет-дискурсом и проанализировав ряд текстов глобальной сети, мы пришли к выводу, что не стоит использовать избыточно эмоциональную пунктуацию (двойные-тройные скобочки, вопросительные и восклицательные знаки), которые не просто затрудняют чтение, но и провоцируют ощущение дискомфорта у посетителей сайта.

В связи с ограниченностью объема Web-текста для него приобретает особую значимость информационная насыщенность материала. Хорошим считается текст, который, по сути, невозможно законспектировать. В нем нет лишних слов, ненужных оборотов, «воды», но в то же время не отрицается возможность использования тропов. С тропами нужно обращаться осторожно, так как недостаток художественности в тексте не так критичен, как неточность содержания, которая может расцениваться не только как безграмотность, но и как диффамация.

Аудитория общающихся в киберпространстве увеличивается каждый день и угрожает грамматике и орфографии современных языков, в частности английского и русского.

Веб-аудитория использует все способы сокращения слов и не бесцельно - люди минимизируют временные затраты на написание для ускорения коммуникативного процесса.

Внутри сети общепринятая лексика приобретает гибридные формы: «Wan 2 TLK? So Wot R U W8ting 4? »

Ниже приведены несколько самых популярных «смайликов»:

(-_-) Zzzz. - сплю, не будите.

: D :-D =D :AD - громкий смех или хохот.

Также подобная переписка включает в себя и акронимы.

Акронимы (Acronyms) - выражение или слово, образованное от начальных букв. Вот несколько примеров акронимов, выражающих самые разные эмоции, мысли и чувства.

THX, TX, 10X [Thanks] или TY [Thank You] - «Спасибо» - обычное выражение признательности.

XOXO - Hugs and Kisses - «Объятия и поцелуи». Или «обнимаю и целую». B4N означает: Bye for now! Пока!

Игровая форма образования слов придает общению некоторый задор с целью поднять настроение, снять напряжение, разнообразить скучную профессиональную беседу, найти общий язык, способствующий быстрому сближению и обмену информацией. Юмористический оттенок сленга чаще всего выражает отношение к объекту, указывая на его характеристики, особенность или одно из свойств. Часто целью подмены названия является не только юмор, но и ирония, а также проявление агрессии или неприятия, в том числе по отношению к объекту или иностранному слову. Рассматривая примеры, можно заметить, что для сленга характерны экспрессивность и эмоциональность, яркость и образность. Сленговых синонимов одного понятия может быть довольно много [5].

В заключение стоит сказать, что на данном этапе развития современных технологий уже ничего не может остановить развитие и распространение киберпространства, развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет, что само по себе является величайшим результатом технологического прогресса.

1. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи // Основы культуры речи: тия. - М.: Высшая школа, 1974. - С. 214

3. Максименко Е.В. Прагмастилистические аспекты рекламного дискурса (на материале текстов русской и английской коммерческой и научно-технической рекламы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ, 2005. - 18 с.

4. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: Высшая школа, 1994. - 240 с.

5. Crystal D. Language and the Internet / / Cambridge University Press, 2003. - Х. - 272 p.

7. Speak Out. - М., 2002. - С. 31.

3. Maksimenko E.V. Pragmastilisticheskie aspekty reklamnogo diskursa (na material tekstov russkoji anglijskoj kommercheskoji nauchno-tekhnicheskoj reklamy.[ Pragmastylistic basics of the advertising discourse (based on the texts of Russian-English commercial scientific-technical advertising)]. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filol. nauk. Volgograd: Izd-vo VGSPU, 2005.18p.

4. Skrebnev Yu.M.. Osnovy stilistiki anglijskogo yazyka. [Basics of stylistics of the English language ]M.: Vyssh. shk., 1994. 240 p.

5. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2003. X, 272 p.

7. Speak Out. M., 2002.p.31.

Информация об авторе:

Для цитирования: Максименко Е. В. Воздействие новых информационных технологий на современный язык: системно-языковая и культурно-речевая проблематика. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 1. с. 151-156.

Information about the author:

For citation: Maksimenko E. V. Impact of new information technologies on contemporary language: systemic-language and cultural-speech problems . Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 1. Pp. 151-156.


Новые слова, которые входят в речь, являются отображением меняющейся жизни людей. Если мы посмотрим на то, что в тренде, мы обратим внимание, что новые технологии приносят с собой новые возможности.

Сегодня существуют wearables — специальные устройства, которые можно носить на теле, например, a smartwatch (умные часы), которые чувствительны к движению и могут быть активированы голосом. Супербыстрые широкополосные сети в современных устройствах и приложениях предлагают новые функции. Однако есть и другие развлечения в форме clickbait — информации в интернете, привлекающей внимание и способствующей тому, чтобы посетители переходили по ссылке на определенную страницу. Всё это может оказать огромное влияние на то, как люди работают, развлекаются и какие межличностные связи устанавливают.

Что касается решений, то они принимаются на основании собранных данных. Используя живую методологию для получения правильных решений, необходимо погрузиться в повторяющийся процесс усовершенствования и модификации. Но если такой подход не работает, можно обратиться к упрощенному варианту предположения (guesswork). Или же посмотреть на mood board — так называемую доску настроения, на которой собраны картинки и слова, представленные в определенном порядке для того, чтобы создать и продемонстрировать определенный стиль или настроение.

Новые технологии и новый способ работы показывают, что люди чувствуют и как управляют собственными жизнями. Постоянно подключенные к интернету устройства (“always-on” devices) способствуют тому, что люди тоже находятся в режиме постоянного доступа в сеть, в результате чего многие из нас довольно сложно справляются с установлением границ между работой и домом, между личным и общественным. Они могут волноваться о цифровых отпечатках пальцев, необходимых для того, чтобы получить доступ к информации (fingerprint recognition feature), а также о той информации, которая хранится в интернете в результате их онлайн-активности.

Какую же информационную безопасность должны предоставлять компании в этом случае? Окна, блокирующие рекламу, а также нежелательные объявления становятся определенным лайфхаком (lifehack) — технологией, которую Вы можете использовать, чтобы более эффективно управлять своим временем. В этом случае речь идет о концентрации внимания, концепция которой была позаимствована в дзен-буддизме, способствующем воссоединению тела и разума.

Технологии изменили также наши взгляды на свободное времяпровождение. Многочисленные приложения, онлайн видео игры, в которые могут одновременно сражаться тысячи людей, принесли с собой новый словарь или даже новые значения старых слов. Игроки проходят один уровень за другим в своем виртуальном мире, убивая монстров и сражаясь с врагами, в результате чего получают баллы за опыт (experience points). Все это помогает открывать новые и новые уровни, в которых Вы можете перемещаться во времени и летать на специальных скейтбордах.

Поколение, выросшее в 2000-х, можно смело считать цифровыми иммигрантами, а их детей — местными жителями цифровой страны, которые совершенно иначе относятся друг к другу, активно общаются в социальных сетях, часто находят онлайн знакомых, с которыми обмениваются твиттами, имейлами и имоджи (emodji).

Читайте также: