Может ли проседать фпс из за жесткого диска

Обновлено: 04.07.2024

Не так давно я делал подробный разбор, по выбору SSD накопителя. Где моей целью было научиться "слёту" разбираться в твердотельных накопителях, поэтому данная статья несколько отличается от множества других статей в интернете, где обычно происходит расшифровка терминологии, но по итогу ты всё равно ничего не понимаешь

Я же хотел, что в какой ситуации вы бы не оказались, то смогли бы без подсказок (заглатывания в интернет), сразу определять какой накопитель более качественный, а где производитель бросает быль в глаза. Поэтому если вы уже давно хотели со всем этим “зоопарком” терминов SSD накопителей разобраться раз и навсегда, можете с ней ознакомится

Влияет ли накопитель на FPS?

Некогда тоже очень популярный вопрос, думаю и таких статей уже полно в интернете, и видео на Youtube тоже, да и скорее всего вы уже знаете ответ, что накопитель не влияет на FPS, но с "некоторыми оговорками". Есть несколько случаев, когда накопитель влияет на FPS

Да, он не может увеличивать FPS, но он может "избавить" вас от "просадок и фризов", в момент когда к примеру текстуры локации будут загружаются в память видеокарты, обычно это происходит в начале уровня или от быстрого перемещения

Нехватка видеопамяти, сегодня настоящая проблема -Так как ускорители на которых мы сидим уже давно пережили не менее 3х циклов развития индустрии -Но их невозможно сменить, из-за бесконечного роста цен на новые -Именно так выглядит современный гейминг Нехватка видеопамяти, сегодня настоящая проблема -Так как ускорители на которых мы сидим уже давно пережили не менее 3х циклов развития индустрии -Но их невозможно сменить, из-за бесконечного роста цен на новые -Именно так выглядит современный гейминг

То есть, если накопитель будет медленным, то текстуры будут загружаться во время игры, из-за этого “в начале” у вас может быть FPS гораздо ниже, чем когда все текстуры полностью прогрузиться. Только когда они полностью прогрузятся, тогда уже не будет влияния накопителя на FPS, но пока они погружаются за это время вас могут убить, или вы можете потерять контроль если играете к примеру в автосимулятор из-за дикого "инпут-лага", а то и вовсе провалиться как на скриншоте выше

То же касается и оперативной памяти, если вам не будет хватать видеопамяти, то игра будет обращаться к оперативной, и очень важно, чтобы она была такой же быстрой, как и видеопамять. Но зачастую она гораздо медленнее, и когда вам не хватает видеопамяти начинаются просадки и фризы

К примеру, сейчас в ускорителях используется память стандарта GDDR6 с частотой 12000Мгц, тогда как ОЗУ только стандарта DDR4, которую максимум вы сможете завести не более чем на 4133Мгц, на практике же ещё меньше. Те, кто использует Ryzen едва только, преодолели барьер в 3000Мгц, на Xeon 2011v3 ещё хуже, там ОЗУ обычно не превышает и 2400Мгц

Именно по этому “в консолях” используется “общая память” и для ОЗУ и для Графики, чтобы не было переходов (фризов и просадок) из быстрой памяти в медленную, именно поэтому в первую очередь нужно, чтобы в видеокарте было достаточно "своей" памяти -Да, говорить такое в наше время смерти подобно, когда прогорелые RX460 из Китая стоят 12.000 рублей -Но это так

И именно поэтому нужно компенсировать этот разрыв, даже если у вас видеокарта с память GDDR5, всё равно остается существенная разница и в шине, и в скорости памяти -Поэтому нужен и 2х канал, и четырёх канал, и разгонять ОЗУ и ужимать тайминги. В общем делать всё чтобы убрать “стыки” как на рельсах : )

Конечно если у вас видеокарта на 24Gb то вам всё "фиолетово", остальным стоит над этим задуматься

Так же, не маловажную роль ОЗУ играет и для слабого процессора. Чем мощней CPU, тем разница от разгона ОЗУ будет ничтожна, и наоборот, чем слабей CPU, тем большее влияние на его работу будет оказывать скорость работы оперативной памяти

Именно поэтому многие недолюбливают intel, и я в том числе, ведь на бюджетных чипсетах нет разгона даже ОЗУ (хотя на H410 ситуация чуть лучше там 2933Мгц, но 5 летний A320 предлагает 3200Мгц -Карл, как так?), когда у AMD он есть, а ещё в Celeron и Pentium нет AVX инструкции, которые так же значительно влияют на производительность в играх, поэтому все бюджетные решения от intel отметаться, просто потому что они вообще ни на что не годны, и за ними уже довольно давно закрепилось выражения “огрызки”, потому что это действительно так

Ведь бюджетные решения, это по сути отбраковка эталонных камней : ) и в ней 100% есть AVX - Но intel нарочно блокирует этот компонент, чтобы брали более дорогие камни - "Иначе не было смысла вообще в i7 - по крайней мере во времена 4х ядерных, такие "пеньки" на 4 потока вполне могли бы затащить"

Но вернемся к основной теме и зададимся вопросом, а что будет, когда не хватит оперативной памяти?

Вообще если у вас не хватает оперативной памяти, то скорее всего вы не будите играть, но и работать в таких условиях тоже не совсем комфортно. Обычно в таком случае создается файл подкачки, если его не создать, то компьютер будет постоянно зависать. Но даже это не всегда решает проблему

Дело в том, что файл подкачки создается на "жестком диске", думаю вы уже поняли к чему я веду. Как правило жёсткий диск ещё медленней оперативной памяти, если вы сегодня решитесь брать ноутбук со встроенной графикой в процессор, да у него ещё будет только 4Гб ОЗУ, да ещё и классический винчестер -То я вам не завидую — Это настоящая катастрофа

Именно поэтому ещё в начале своего пути : ) в начале 2020 года я говорил что для рабочей машинки 8Гб ОЗУ необходимы как воздух, а сейчас ноутбуки вообще идут не разборные, с впаянной памятью, с впаянным процессором их невозможно в дальнейшем про апгрейдить (как то улучшить) а стоят от 40.000 рублей! - Поэтому для ноутбука не бывает много ОЗУ, не бывает много CPU и GPU - берите самый мощный который сможете купить, если вы точно знаете, что вам нужен ноутбук

Для тех готов пожертвовать мобильностью, то за половину цены ноутбука можно собрать точно такой же "системник" и даже лучше

Но вернемся к нехватке ОЗУ

К примеру, у вас только 4Гб оперативной памяти и встроенная графика, а теперь чтобы понять много это или мало давайте посчитает расходы оперативной памяти

Первое - Операционная система кушает 1-1,5Гб оперативной памяти, это зависит от системы, Linux может кушать чуть меньше в пределах 800Мб, я взял для 64 битных систем, потому что сейчас всё больше и больше разработчиков отказывает от 32х битных систем, поэтому софт и игры затачиваются зачастую только для 64 бит, у меня же ОС кушает 1,8Гб это особенность Windows 10, чем больше ОЗУ тем больше она будет резервировать под свои нужды, поэтому возьмем средне значение 1,5Гб

Второе - Встроенная графика (актуально для ноутбука) тоже кушает где-то в пределах 64Мб, как правило этого недостаточно для Photoshop и для просмотра фильмов нужно минимум 128Мб, но для надёжности лучше 256Мб, я замерял -А чтобы немного поиграть, и все 512Мб

Конечно, для современной встроенной графике можно выделить и больше памяти, при наличии больших объёмов ОЗУ, но её производительность не будет пропорциональна такому объёму. Скорее это позволит запустить игру, но поиграть в неё вы всё равно не сможете -Как мёртвому припарка : )

Если вы хотите играть на встроенной графике, то ваш выбор исключительно из Ryzen 2000,3000,4000 серии, с приставкой G, например Ryzen 3 2200G или Ryzen 5 4650G, но они и стоят не дешево

Если вы владелец ноутбука, то скорее всего регулировать объём видеопамяти вы не сможете, как правило встроенная графика автоматически берёт сколько ей нужно

Кто то может посчитать что ему вполне хватит данных функции, но нужно также помнить что в новых ноутбуках не возможно расширять или улучшать компоненты, а индустрия не стоит на месте, и через год Windows может начать кушать 2Гб, а Chrome 3Гб, при том для посиделок в интернете дешевле приобрести, планшет а то и смартфон, а ноутбук это всё таки персональный компьютер и должен делать гораздо больше тем более за такие деньги Кто то может посчитать что ему вполне хватит данных функции, но нужно также помнить что в новых ноутбуках не возможно расширять или улучшать компоненты, а индустрия не стоит на месте, и через год Windows может начать кушать 2Гб, а Chrome 3Гб, при том для посиделок в интернете дешевле приобрести, планшет а то и смартфон, а ноутбук это всё таки персональный компьютер и должен делать гораздо больше тем более за такие деньги

Разобрались - ОС кушает 1,5 Гб + графика кушает 512Мб, у нас остается 2Гб – 20 вкладок Google Chrome кушают ещё + 1Гб, я же к примеру открываю ещё больше, в итоге у нас может быть нехватка ОЗУ, при том это не какие то производительные программы или игры, это всего лишь серфинг в интернете, программы начинают залезать в файл подкачки, если вы его конечно "подключили", но самое удивительное то что встроенная графика может попадать в файл подкачки, и как правило она первая и попадает, так-как добавляется в конце всех программ, и если у вас не SSD, а обычный винчестер то его скорость больше 100Мб/с не поднимается, как правило он работать при 50Мб/с

Ещё раз вернемся к играм, уже “современные” игры используют 4К текстуры, это очень большое разрешение, файлы весят много, даже в сжатом состоянии. Именно поэтому для той же Cyberpunk 2077 "рекомендуется" использовать SSD накопитель, я скажу больше. Для "будущих" игр будет оправдана покупка и “высокоскоростных” SSD накопителей, так-как от скорости отклика накопителя будет напрямую зависит быстрота загрузки текстур в видеопамять и ОЗУ

Ещё раз повторим использование памяти в играх

Игра изначально пытается поместиться в видеопамять, при её нехватке она начинает обращаться в более медленную оперативную память, а в случае нехватки оперативной памяти начинает обращаться к файлу, подкачку который находится на жёстком диске и который как правило ещё медленней

Главная же ваша задача, если у вас всего по минимуму, это убрать “стыки” (переходы), с помощью увеличения видеопамяти, увеличения оперативной памяти, либо постараться их сгладить путём разгона оперативной памяти, уменьшение таймингов, 2ух, 4ех канал

Как можно понять, при переходах деградация колоссальная, поэтому нужно либо видеокарту с большим объёмом памяти, либо чтобы она работала с такой же скоростью как оперативная, то есть гораздо медленнее, что безусловно скажется на FPS Как можно понять, при переходах деградация колоссальная, поэтому нужно либо видеокарту с большим объёмом памяти, либо чтобы она работала с такой же скоростью как оперативная, то есть гораздо медленнее, что безусловно скажется на FPS

Так же мы повторили и то, что SSD накопитель не может увеличить FPS в играх, но за то он может убрать "просадки" FPS, поэтому замена жесткого диска на "высокоскоростной" SSD накопитель для игр, абсолютно оправдана, при том, что время на загрузку игры и уровней сократиться в разы + для рабочих задач это настоящий Маст-Хэв, так как вся рутинная работа, браузинг, вординг и фотошопинг : ) напрямую зависят от отклика жёсткого диска

А я напоминаю, если вы хотите слёту разбираться в SSD накопителях, то у меня есть отличная, интересная и подробная статья , так же у меня есть мысли по поводу Apple Air Pods Max с “эротическим” дизайном : ) поэтому если вам интересно что я думаю об этих супердорогих наушниках, или хотя бы просто посмотреть на моё творение, милости просим

А на этом всё, одевай маску, палец вверх, подписывайся на канал и как всегда до следующих выпусков : )

Имеется видео карта 630М 2ГБ, так же кор 7. Во время игры в GTA 5, загружено в карте всего 1,2-1,3 гб видео памяти. Процессор работает на 20%, фпс держиться в районе 30, но часто просидает до 15-19
Есть предположение, что HDD банально не успевают давать на карту пакеты данных. Что думаете? Спасибо за ответ

bobrovskyserg

Есть предположение, что нужно понизить настройки качества рендеринга.
просИдает, обожемой.

bobrovskyserg

ixlegendxi:
Как мне кажется, ты спросил, кто что думает. Так что не хами.

SagePtr

HDD на карту не подаёт пакеты данных. Но если обработка происходит в оперативной памяти, а памяти не хватает, и система влезает в файл подкачки - то вполне могут быть и тормоза из-за этого.

с ОЗУ все хорошо 16гб.Просто для меня не понятно, когда из 2гб занято 2/3 и при этом на минималках фпс не выше 30.

SagePtr

ixlegendxi: а с диодом HDD что при этом происходит? Если активно светится или мерцает - то возможно, система файл подкачки активно юзает, или игра что-то считывает с диска.

Очевидно, что видеокарта не справляется, самая младшая модель среднего сегмента, да ещё мобильной серии. Игра тяжёлая, железка слабая, результат очевиден.


Фраза так построена, как будто вы говорите про оперативную память, а не про отдельный компьютер в компьютере, который уже лет десять сложнее процессора - видеокарту. Одна отдельно-взятая характеристика не значит абсолютно ничего.

Здравствуйте! Рад приветствовать постоянных читателей моего блога, а также тех, кто попал сюда впервые! Подпишитесь на новостную рассылку — и вы своевременно будете получать уведомления о новых публикациях.


Сегодня давайте обсудим, влияет ли жесткий диск на производительность в играх, и как именно. Спойлер: влияет, но не так ощутимо, как мощность видеокарты и процессора. Все, дальше можете не читать, а уже заказывайте новый HDD для вашего ПК.

Для тех, кому интересно, может ли влиять модель и параметры жесткого диска, насколько важен этот компонент при сборке мощного игрового компьютера и что можно сделать, если вы замечаете лаги, эта статья будет чертовски полезной. Гарантирую!

Как устроены видеоигры

Давайте возьмем сферический пример «в вакууме» — клиентская игра, которая требует предварительной установки на винчестере. Почти все современные игры состоят из 3D объектов, которые по-всякому взаимодействуют между собой. Рендерятся они с помощью видеокарты.

Состояние и взаимное положение этих объектов запоминает оперативная память, а процессор просчитывает все эти взаимодействия — например, траекторию полета снаряда, стрелы или пули, шанс нанести критический урон, влияние защиты цели. В общем, все то, что незаметно глазу игрока — «шевеление» пикселей внутри игры.

В онлайн играх часть этих функций берет на себя серверный процессор, но часть остается и вашему ПК. И мы переходим непосредственно к теме сегодняшней публикации — в чем роль жесткого диска во всем этом процессе.


Именно он хранит все те объекты, которые созданы разработчиками — модели оружия, персонажей, техники, игровые локации, загрузочные и прочие меню, а также текстуры. По сути, любая 3D модель — собранная из множества полигонов сложная пространственная фигура, на которую натянута текстура. Как перчатка на руку.

Почему жесткий диск важен для комфортного гейминга

Скорость чтения данных с жесткого диска почти не влияет на ФПС, однако может стать причиной лагов. Особенно это заметно, когда вы запускаете современную игру на морально устаревшем компьютере с винчестером стандарта SATA. В этом случае текстуры окружения или персонажей попросту не успевают загрузиться во время.

Проявляться это может по-разному:

  • Если резко приблизиться к другому персонажу, сначала отображается базовая модель, потом отрисовывается одетая на нем броня, затем внешка (из игрового магазина, а как же!) и лишь потом ее покраска. Занимать этот процесс может всего несколько секунд, но заметен для глаза.
  • При быстром перемещении между разными локациями в игре с открытым миром транспорт замирает на месте, терпеливо дожидаясь, пока прорисуются текстуры на окружающих объектах.
  • Загрузочная заставка отображается гораздо дольше, чем предусмотрели разработчики, так как на ее чтение с медленного винчестера требуется больше времени.

FPS при этом может проседать, однако вовсе не обязательно: ваш персонаж гоняет с той же скоростью на тех же недогруженных локациях, а счетчик кадров в секунду отображает одну и ту же цифру.


Многое зависит уже от кода, написанного разработчиками — медленная работа жесткого диска может проявляться иначе, я просто привел наиболее типичные случаи.

Закономерный вопрос — повысит ли фрейм количество кадров? Увы, но нет. Запуск игры в оконном режиме, при меньшем разрешении, может снизить нагрузку на слабую видеокарту.

На скорость чтения текстур и объектов такой режим отображения вообще не влияет.

Отдельным абзацем хочу упомянуть браузерные игры, в том числе многопользовательские. В них все «шевеление» пикселей происходит на стороне сервера и отображается с помощью Flash плеера, поэтому винчестер компьютера не задействован. Лагов, описанных выше, в таких играх не замечено.

Что можно сделать

Если у вас устаревший ПК, рекомендую провести апгрейд при первой же возможности. Иногда переход на более позднюю версию САТА требует замены материнской платы, а это уже тянет за собой новый процессор и оперативную память.

Но искусство (а видеоигры уже несколько лет признаны одним из направлений искусства, вы знали об этом?) требует жертв. В рассматриваемом нами случае — определенных затрат на апгрейд.

Также не могу молчать о том, что даже SATA III в некоторых случаях не сильно поможет: ряд игр оптимизирован настолько «шикарно», что для нормальной работы требуется накопитель ССД. Про отличие ssd от ssd m2 вы можете почитать здесь.

Навскидку вот так сразу могу вспомнить ММОРПГ Black Desert. Хотя релиз этой игры и произошел 4 года назад, она остается довольно «кусачей» в плане системных требований — быстрое перемещение по игровому миру требует быстрой загрузки текстур игрового мира.

Рекомендую ССД для комфортного запуска и последних частей Final Fantasy. Размер и качество текстур там такие, что игровой клиент занимает около 100 Гб, а для нормального чтения требуется именно SSD.

Также для вас окажется полезной статья «Лучшие производители жестких дисков». Буду очень признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях. До завтра!


Железные проблемы

Как понятно из названия, проблемы железного характера связаны с аппаратной начинкой компьютера или ноутбука. В первую очередь мы подразумеваем несоответствие минимальным системным требованиям, а уж затем поломки и проблемы самого оборудования.

Что делать, если ПК слишком слабый

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Если ваш ПК не удовлетворяет современным требованиям, универсальный совет здесь один — купите более старший процессор в линейке (например, Core i5 вместо Core i3), замените видеокарту на что-то посвежее (вроде RX 470 или GTX 1060 на 3 гигабайта) и добавьте оперативной памяти хотя бы до 8 гигабайт. Минимально стоит рассматривать четырехъядерный процессор Intel с технологией HT не старее 4-го поколения или четырехъядерные AMD Ryzen. Если у вас платформа AM3+, можно приобрести легендарный FX-8350, который все еще способен немного оживить ваш ПК.

Подробнее о том, как выжать из слабого ПК все, мы рассказывали в отдельном гайде. Рекомендуем ознакомиться, даже если у вас современный мощный компьютер. Некоторые советы из списка будут полезны всем.

Что делать, если игры тормозят на мощном ПК

Совсем другое дело, если компьютер мощный, но игры все равно тормозят. В этом случае проблема может быть непосредственно в работе оборудования. Для начала установите мониторинг MSI Afterburner, чтобы можно было отследить рабочие параметры железа. Подробнее об этом написано в нашем гайде. После этого нужно посмотреть на температуры, процент загрузки комплектующих и рабочие частоты.

Почему у меня тормозит компьютер?

Почему у меня тормозит компьютер? Почему у меня тормозит компьютер?

Одна из частых причин — перегрев. Если процессор перегревается, он начинает троттлить (то есть ограничивать производительность) для снижения нагрева. В таком случае могут наблюдаться просадки фреймрейта. Причем для перегрева характерно, когда производительность падает через некоторое время после запуска игры.

Причина может быть в чрезмерном разгоне, слабой системе охлаждения, высохшей термопасте или пыли, которая забила радиатор охлаждения. Кроме того, у вашего корпуса может быть плохая продуваемость. Подробнее о перегреве процессора мы писали в отдельной статье.

Нельзя исключать и проблемы с другими комплектующими. Также проблемы в играх могут вызывать и другие компоненты системы. Это происходит реже, так как обычно неисправности блока питания или материнской платы просто не дадут запустить компьютер.

Проблемы с накопителем. Одна из распространенных причин — фрагментированный жесткий диск. В отличие от SSD стандартные жесткие диски нужно регулярно дефрагментировать. Кликните правой кнопкой мыши на жестком диске в проводнике и выберите «Свойства». Перейдите на вкладку «Сервис», затем в раздел «Оптимизация и дефрагментация диска». Также можно воспользоваться сторонней программой, например, Disk Defrag.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Медленная оперативная память. Производительность памяти довольно тяжело определить на глаз. Такие важные характеристики, как частота работы и тайминги не лежат на поверхности. Чтобы узнать, что за память у вас установлена, скачайте программу CPU-Z. Для игрового ПК память обязательно должна работать в двухканальном режиме (то есть должно быть установлено минимум два модуля). Кроме того, нужно проверить тайминги и частоту работы (параметр DRAM Frequency нужно умножить на 2). Для DDR4 частоты менее 2400 МГц и тайминги выше CL19 можно считать плохими (однако для частот выше 3600 МГц это нормально).

Программные проблемы

Под программными проблемами мы понимаем неполадки операционной системы, неправильно выставленные настройки и другие подобные моменты. Некоторые из них мы описывали в статье «Как настроить Windows 10 для игр», рекомендуем ознакомиться. Если у вас видеокарта NVIDIA, также изучите наш гайд по настройке видеокарты.

Устаревшие драйверы, обновления программ и системы

Если драйверы не обновлялись очень давно, то неудивительно, что современные игры могут испытывать проблемы при запуске. Производители видеокарт регулярно выпускают драйверы, оптимизированные под новые игры. Если игры тормозят, в первую очередь нужно проверить дайверы.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Вирусы, майнеры или другие процессы нагружают систему

Если какой-либо вредоносный процесс сильно нагружает систему, то о плавном геймплее можно забыть. Зайдите в «Диспетчер задач» (Ctrl + Alt + Del) и посмотрите, что нагружает систему. Проверяйте каждый подозрительный процесс, вбивая его название в поисковике. Также можно кликнуть на процессе правой кнопкой мыши и выбрать «Поиск в интернете». Обязательно проверьте систему антивирусом. Можно скачать бесплатные программы Dr. Web CureIt, Kaspersky Virus Removal Tool и Malwarebytes AdwCleaner.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Также стоит почистить автозагрузку. Перейдите на одноименную вкладку в «Диспетчере задач» и выключите все ненужные программы. Когда их слишком много, то оперативная память и ресурсы процессора расходуются впустую.

Почему нужно отключать запись игр в фоновом режиме

Запись геймплея программными средствами (то есть без платы захвата) может существенно снижать производительность, так как расходует ресурсы ПК. Если вы запускаете запись вручную через сторонние программы, то это очевидно. Но запись геймплея можно осуществлять и средствами системы или программного обеспечения видеокарты.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

В Windows перейдите в параметры через сочетание Win + I, далее «Игры». Если у вас слабый ПК, отключите возможность записи совсем. То же самое касается и драйверов видеокарты. В GeForce Experience отключите захват лучших моментов в настройках.

Как выставить режим энергосбережения на максимальную производительность

Настройки планов электропитания не должны существенно влиять на производительность. Однако на десктопном компьютере сберегать энергию и ограничивать производительность не имеет смысла.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Зайдите в параметры Windows через сочетание Win + I и перейдите в пункт «Система». Далее выберите «Питание и спящий режим». В правой части экрана нажмите на ссылку «Дополнительные параметры питания». Затем выберите режим «Высокая производительность». Можно выбрать режим максимальной производительности. О том, как это сделать читайте в нашем материале «Как настроить Windows 10 для игр».

Как понять, что у игры плохая оптимизация

Никогда нельзя исключать возможность, что игра тормозит и фризит сама по себе ввиду плохой оптимизации. В этом случае мало что можно поделать. Особенно это критично на не самом мощном железе, так как RTX 3090 и Ryzen 5950X едва ли будут страдать от тормозов.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Чтобы разобраться нужно установить MSI Afterburner для мониторинга основных параметров. Подробную инструкцию ищите в нашем гайде. После этого нужно посмотреть на температуры, процент загрузки комплектующих и рабочие частоты. Если частоты, а также загрузка видеокарты и процессора невысокие, при этом FPS нестабильный и не достигает нужных значений (например, 60 кадров в секунду, как и частота обновления вашего монитора), это непорядок. Подробнее о том, какая должна быть загрузка комплектующих читайте в гайде «Загрузка видеокарты в играх».

Зачем нужно менять игровой API. Что лучше DirectX 12, DirectX 11 или Vulkan

В некоторых случаях стоит перейти с DirectX 12 на DirectX 11 или даже на Vulkan. Если игра плохо идет на одном API, то все может поменяться. Использовать Vulkan чаще рекомендуют обладателям видеокарт AMD, DX11 стоит включать для старых видеокарт, а DX12 — чтобы немного снизить нагрузку на процессор. Однако универсального совета нет, нужно смотреть, как меняется производительность именно на вашем железе.


Оптимизация графики и режим ультранизких настроек

Некоторые графические настройки могут существенно снижать производительность, при этом не делая картинку существенно лучше. Мы не берем случаи, когда компьютер просто не вывозит высокие или средние настройки графики. Но иногда методом подбора можно снизить одну или две настройки и поднять производительность в разы. Чаще всего это качество теней и дальность прорисовки. Также существенно влияет на производительность сглаживание.

Есть игры, в которых одними штатными настройками не обойтись. К примеру, Nier Automata вышла на ПК со множеством проблем, которые разработчики частично исправили патчем только в июле 2021 года (спустя четыре года после релиза). До этого момента нормально поиграть можно было только при помощи целого ряда модификаций, исправляющих проблемы.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Частые вопросы

Что делать, если тормозят старые игры? Старые игры могут тормозить из-за плохой совместимости с новым железом и операционной системой. В этом случае нужно искать решение проблем с конкретной игрой.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Игры тормозят сразу после запуска. Скорее всего, железо компьютера не соответствует минимальным системным требованиям. Если же ПК мощный, может быть и другая причина. Об этом мы подробнее писали выше по тексту.

Игры тормозят спустя некоторое время. Скорее всего, перегревается процессор или видеокарта. В результате частоты сбрасываются, а производительность падает.

Почему игры фризят? Если с тормозами и низким FPS разобраться проще, то фризы штука более коварная. Микрофризы и стартеры могут случаться даже на мощном железе, когда игра установлена на SSD. Причины могут быть самые разные: нехватка оперативной или видеопамяти, плохая оптимизация игры, неоптимальные настройки оперативной памяти, проблемы с накопителем.

Также фризы могут случаться и из-за процессора. Например, Ryzen до Zen 3 могут фризить чаще, чем аналогичные процессоры Intel. Вычислить фризы и статтеры можно по показателям фреймтайма. Также стоит обратить внимание на показатели 1% и 0,1%, которые еще принято называть редкими и очень редкими событиями. В отличие от минимального FPS эти показатели более приближены к реальному положению дел. Если значения 1% и 0,1% слишком низкие, играть будет некомфортно. При этом средний FPS может быть довольно высоким.

Что делать, если игры фризят и тормозят. Решаем проблемы с низким FPS

Почему на мощном ноутбуке тормозят игры? Скорее всего, дело в перегреве. Мощное железо требует качественного охлаждения, которое есть не на всех моделях. Кроме того, убедитесь, что на ноутбуке установлены все обновления (включая BIOS) и выбран режим высокой производительности. Учтите также, что игровой ноутбук выдает максимальную производительность только при подключении к электросети комплектным полноценным блоком питания. Кроме того, может быть задействована встроенная видеокарта. Если игра задействует не дискретную видеокарту, а встроенное в процессор видеоядро, производительность будет существенно ниже.

Читайте также: