В каком месяце музыкальная группа ночные птицы в первый раз продала больше своих компакт дисков
Обновлено: 04.07.2024
Модуль предназначен для педагогов всех категорий основной школы и направлен на совершенствование их профессиональной компетенции по разработке учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности.
Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность// Школьные технологии. 2014. №2. –С.169
Достижение целей обучения в средней школе, поставленных новым образовательным стандартом (ФГОС), в конечном счёте, должно происходить в образовательном процессе школы, который носит предметный характер. Поэтому достигнуты запланированные результаты могут быть лишь усилиями учителей, являющимися специалистами в методиках преподавания и в совершенстве понимающие научные аспекты изучаемого предмета. Никакие развивающие и воспитательные цели вне процесса обучения основам наук не достигаются, ибо достигнуты они могут быть лишь в ходе деятельности учащихся, которая организуется в учебном процессе школы на материалах предметов и средствами методик их обучения.
Точно так же и любое доказательство достижения цели формирования важнейших сторон личности учащихся осуществляется в результатах самостоятельной познавательной деятельности в предметной области, ибо если «уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности» 1 , то и требуемый уровень развития личности может быть достигнут и показан только в предметной учебной деятельности.
Цель: формирование новой компетенции педагогов основной школы – разработка учебных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся
Модуль нацелен на получение следующего результата:
Результат 1. Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
есть целый ряд навыков и умений — познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:
• жить и работать в качестве человеческой личности;
• развивать свой потенциал;
• принимать важные и обоснованные решения;
• эффективно функционировать в обществе в кон-
тексте окружающей среды и более широкого со-
общества (местного — локального, национально-
го, глобального), чтобы улучшить качество своей
жизни и общества.
Качество образования характеризуется: повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30 - 34 места), по читательской грамотности (диапазон 19 - 30 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности - не ниже 22 места (Государственная программа РФ «Развитие образования»)
Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми обучающиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.
Модель оценки функциональной грамотности:
Естественнонаучная
Математическая
грамотность
грамотность
Читательская
грамотность
грамотность
компетенции
Наименования тем
Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития
Тема 2.Технологические основы формирования и развития финансовой грамотности
Тема 3. Технологические основы формирования и развития читательской грамотности.
Тема 4 Технологические основы формирования и развития математической грамотности
Тема 5. Технологические основы формирования и развития глобальной грамотности
Тема 6. Технологические основы формирования и развития естественнонаучной грамотности
1.2. Требования к промежуточным результатам освоения модуля
иметь практический опыт:
- разработки комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;
- оформления комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;
Модельная карта учебных заданий по _________
под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся ______ класса
Название составляющей функциональной грамотности
Типовая задача
Планируемый образовательный результат
Учебное задание
Типовая задача – это такое универсальное учебное задание, которое может применяться при изучении любого учебного предмета, направлено на освоение и оценку конкретного действия напрямую связанного с функциональной грамотностью школьника
Методические требования к содержанию
Типовая задача должна соотноситься с заданиями тестирования PISA и планируемым образовательным результатом, формулируется через глагол неопределённой формы: определить, назвать, предложить, описать, раскрыть…
Планируемый образовательный результат формулируется на основе критериев оценки сформированности компонента функциональной грамотности и типовой задачи через глагол 3 лица ед.ч : определяет, называет, предлагает, описывает, раскрывает и т.д.
Учебное задание на формирование и оценку указанного компонента функциональное грамотности; подобранное из источников или разработано самим педагогом.
Содержание: область «Неопределенность и данные» Вид деятельности: «Интерпретировать» (дать ответ с учетом условий представленной в задании ситуации) Уровень сложности: вопрос 1– ниже 1 уровня,вопрос 2 – 1 уровень
Продажа музыкальных дисков
В январе были выпущены новые компакт-диски музыкальных групп «Рокеры» и «Кенгуру». В феврале последовали компакт-диски музыкальных групп «Ночные птицы» и «Металлисты». На следующей диаграмме показана продажа этих компакт-дисков с января по июнь.
Вопрос 1. Сколько компакт-дисков музыкальная группа «Металлисты»
продала в апреле?
Вопрос 2. В каком месяце музыкальная группа «Ночные птицы» в первый раз продала больше своих компакт-дисков, чем музыкальная группа «Кенгуру»?
A Не было такого месяца
Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Возможные вопросы:
Модельная карта учебных заданий по _________
под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся ______ класса
Название составляющей функциональной грамотности
Типовая задача
Планируемый образовательный результат
Описать позитивные и негативные последствия описанного действия
Описывает одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия
Учебное задание
Итоговый контроль
По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате:
- сформирован полностью – 9-10 баллов
- сформирован частично – 6-8 баллов
- не сформирован – менее 6 баллов
Формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Конечные результаты
Основные показатели оценки результата
Слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся .
В модельной карте:
1. Представлены компоненты функциональной грамотности.
2. Формулировка типовых задач соответствует логике и критериям формирования соответствующего компонента функциональной грамотности
3. Планируемые образовательные результаты соотносятся с соответствующей типовой задачей.
4. Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
5. Оформление соответствует техническим и методическим требованиям
Показатели оценки
Критерии оценивания
Представлены учебные задания под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
представлены все 10 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
Оценка соответствия / балл
Показатели оценки
представлены 6-8 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
представлены менее 6 учебных заданий под типовые задачи и планируемые образовательные результаты
Критерии оценивания
Тема 1. Общая характеристика функциональной грамотности современного человека и путей ее формирования и развития
Содержание учебного материала практических занятий
Функциональная неграмотность человека как доминирующая проблема современности; функциональная грамотность как индикатор общественного благополучия и основа безопасности жизнедеятельности человека; понятие и структура функциональной грамотности; механизмы и инструменты оценки функциональной грамотности человека. ФГОС и PISA как механизмы модернизации современного образования. Технология формирования и развития функциональной грамотности человека: концептуальные идеи, этапы и алгоритмы, методы и приёмы, инструменты и средства. Логико-структурный анализ формирования и развития функциональной грамотности современного человека (заполнение логико-структурной схемы)
Анализ результатов тестирования PISA за последние годы и тестовых заданий.
Построение модели формирования и развития функциональной грамотности человека - модельной карты.
Самостоятельная работа
Изучение литературы и Интернет-источников по проблеме
Логико-структурная схема формирования и развития функциональной грамотности человека
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Цель: формирование и развитие функциональной грамотности современного человека
Читайте также: