Что значит на фарфоре 1с и 2 с

Обновлено: 30.06.2024

Фарфоровые изделия ценятся как в среде коллекционеров, так и среди обычных граждан. Из этого старинного материала изготавливается большое количество статуэток, сувениров, а также посуды и произведений искусства. Но истинная ценность фарфора напрямую зависит от производителя и года выпуска. Это можно определить, если обнаружить клеймо на фарфоре. Каждое уважающее себя производство — хранитель древних традиций и отражает своеобразно историю в клейме.

Фарфор Германии

Фарфоровые изделия в Германии имеют более чем 300-летнюю историю. Поэтому изделия востребованы среди коллекционеров, а также дорого стоят. Вот основные немецкие заводы, клейма которых встречаются на фарфоре:

  1. Людвигсбург. Фабрика открылась в 1859 году и с успехом работает до сих пор. Среди изображений на клеймах чаще встречается корона как символ монаршей власти. Кроме того, есть изображения в виде оленьих рогов и двух переплетенных букв С. На производстве до сих пор не утеряны технологии ручной работы, а также используется чешуйчатый декор.
  2. Мейсен. Одна из самых знаменитых мануфактур по изготовлению фарфора. Работает с 1713 года и по сей день. Мейсенский завод символизирует качество, красоту и изящество. В первые годы клейма мануфактуры походили на аналогичные китайские образцы. За все время существования мануфактуры вид пометки несколько раз видоизменялся. Наносились в виде клейма мейсенского фарфора даже имена художников, таких как Кендлер, Маукш, Кайль. На современных изделиях завода ведущей меткой считаются два скрещенных меча, поскольку такой символ является главной эмблемой Саксонии. Под мечами характерна надпись Meissen. Клеймо наносят при помощи синей подглазурной технологии.
  3. Франкенталь. Работает с 1754 года и специализируется на выпуске столовой посуды из керамики, а также статуэток. На изображениях завода — части герба Баварии, а также инициалы владельцев. Мануфактура закончила свое существование в 1762 году.

В Германии больше 10 заводов, которые занимаются изготовлением фарфоровых изделий. Каждая статуэтка — высокое искусство умелого мастера.

Клеймо на фарфоре

Фарфор СССР

Советская керамика отражает целую эпоху. Это уже не просто предмет быта, который говорит о достатке, а история. В виде пометки завода чаще всего выступает непосредственно фамилия скульптора. А также на изделие наносится и год выпуска. На керамику СССР первым поставил клеймо немецкий скульптор Гунгер.

Советские клейма на фарфоре наносились как на глазурь, так и под нее. Согласно каталогам известны следующие пометки фарфоровых изделий:

  1. Гжель. Начиная с 80-х годов ХХ века появляется рисунок, в котором буквы слова сплетаются и переходят в овал.
  2. Х/К — марка Художественной артели 1950-х годов.
  3. Уточка. Появилась на гжельском фарфоре в 70-е годы.

Если пометки мастера на изделии нет, значит, ценность определяется опытным антикваром.

Французский завод

Французский король Франциск I пытался повторить идеальный вариант фарфоровой посуды. В итоге во Франции получился уникальный продукт — мягкая керамика. До XVIII века мастера на заводах Парижа занимались только имитацией, а спустя десятилетия начали создавать свои изделия.

Известный французский завод — Бернард и Хавиленд.

Все, кто на своих полках имеет антикварную фарфоровую посуду, хоть раз задумывался о ее стоимости. Прежде всего, определить цену может антиквар со стажем. Но если на изделии осталось клеймо завода, то даже простой обыватель сможет по интернет-каталогам понять, насколько большой ценностью он обладает. Марки немецкого фарфора, отмеченные клеймами производителей, считаются самыми дорогими и ценятся по всему миру.

Ведущим предприятием по производству художественных фарфоровых изделий в СССР был Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова , он же ЛФЗ, его же иногда называют Ломоносовский фарфоровый завод. Этот завод еще до революции 1917 года был ведущим фарфоровым предприятием Российской империи, и назывался, соответственно, Императорским фарфоровым заводом.

Юбилейные фарфоровые штофы «Ленинград. 250 лет», фарфор ЛФЗ, 1950-е Юбилейные фарфоровые штофы «Ленинград. 250 лет», фарфор ЛФЗ, 1950-е

Продукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть в крупнейших музеях мира, таких как Эрмитаж, лондонский музей Виктории и Альберта, нью-йоркский Метрополитен-музей и во многих других музеях и частных коллекциях. Да и в простых российских семьях всегда найдется ваза, чайный сервиз или статуэтка с легендарным логотипом «ЛФЗ».

Маленькая интерьерная ваза «Олимпиада-80, Москва», фарфор ЛФЗ Маленькая интерьерная ваза «Олимпиада-80, Москва», фарфор ЛФЗ

За годы своей работы завод всегда стоял в авангарде фарфоровой промышленности Российской империи и СССР. На протяжении всего советского периода у завода не раз видоизменялось клеймо , которое ставилось на изделиях. Давайте посмотрим, как оно менялось.

Сразу после Февральской революции 1917 года с изделий исчезла императорская символика. Какое-то время ставилось клеймо в виде года «1917», позднее, после утверждения нового государственного герба по рисунку Билибина, клейма ставили в виде двуглавого орла, лишенного символов государственной власти.

При установлении советской власти, клеймо сменилось на серп и молот с шестерней, которое ставилось надглазурно. Их существует огромное количество вариантов, поскольку рисовались от руки. Клейма были нестойкие и со временем стирались. Встречаются также клейма без шестерни. В 1923-1924 годах в честь 5-летнего юбилея пребывания завода в ведении Наркомпроса, ставилось клеймо с буквами «НКП» и цифрой 5.

В первой половине 1920-х годов на некоторых скульптурных изделиях начали ставить клеймо в виде серпа и молота с шестерней, тисненое в тесте. С 1928 года на экспортных изделиях ставилось клеймо красно-кирпичного цвета «Made in Russia». Были разновидности этого клейма с буквами «U.S.S.R.» и серпом и молотов в центре.

В 1930-х годах с резким ростом объемов выпуска фарфоровых изделий, клеймо «Серп и молот с шестерней» стали ставить штампом. Часто клеймо пропечатывалось некачественно. В 1937-39 годах было введено так называемое юбилейное клеймо «НКТП Завод им. Ломоносова Ленинград» в честь 20-летнего юбилея Октябрьской революции. В период с 1936 по 1949 год на изделиях, изготовленных из отходов производства, также ставилось клеймо «Ширпотреб из отходов».

В 1937 году появляется первое клеймо-логотип в виде монограммы ЛФЗ. В нем нижний хвостик буквы «Ф» был загнут влево. Это самое распространенное довоенное клеймо завода. Автором логотипа «ЛФЗ» стал художник завода Анна Адамовна Яцкевич в 1936 году.

1950 года клеймо «ЛФЗ» немного видоизменяется: нижний хвостик буквы Ф уходит вправо, а нижние хвостики букв Л и З находятся на одном уровне с полуовалами буквы Ф. Такое клеймо применялось долго и ставилось на большом количестве изделий. С 1950-х годов на клейме можно встретить буквы ГР — группа сложности рисунка с нумерацией от 6 до 15 по степени сложности.

Книга «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, 1944-2004» Книга «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, 1944-2004»

В 1960-х годах клеймо более упрощается: верхний хвостик буквы Ф становится более прямым, а нижний мене изогнут. В 1970-х эта тенденция продолжилась. В 1970-80 годах на экспортных изделиях ставилось красное клеймо «ЛФЗ Made in USSR».


Если вы унаследовали или приобрели некоторые предметы из антикварного фарфора, эта статья поможет вам узнать больше о своих сокровищах. Очень часто фарфоровый предмет сам по себе содержит множество подсказок. Умение их прочитать поможет в определении ценности посуды.

В статье рассказывается о том, как разобраться в деталях и особых отметках на фарфоре, а также о способах определения истории его создания.


Розочка с золотой каемочкой

Сначала нужно определить, какой фарфор вам достался. Есть несколько видов фарфора, которые отличаются технологией производства. Можно выделить три основных направления искусства керамики, зависящих от сырья и добавок.

Наиболее известным и популярным среди коллекционеров является костяной фарфор, который был изобретен в 1750 году в Англии путем добавления костной муки и золы к смеси пудры из камня и белой глины.

Фарфор из твердой пасты означает, что сделан он из каолиновой глины с добавлением кварца. Это сырье было известно еще в Древнем Китае. Там изделия из фарфора дополнительно покрывали цветными глазурями. Эту технологию китайцев позаимствовали немецкие, голландские и английские мастера.

Фарфор из мягкой пасты появился тогда, когда европейские мастера гончарных дел придумали смешивать каолиновую китайскую глину с местными глинами, прежде всего из предместий Лимож во Франции. Таким способом получали лиможский фарфор.


Немного солнца через фарфор

Чтобы выяснить, какой тип фарфора в вашем владении, поднесите изделие к свету и посмотрите его на просвет.

Костяной или китайский фарфор будет намного прозрачней, чем другие виды фарфора. Если вы видите много света сквозь изделие, скорее всего, у вас в руках фарфор с примесью костяной золы.

Изучите оттенок, который дает фарфор. Если проявился насыщенный оттенок слоновой кости, это, скорее всего, костяной фарфор. Если ваше изделие чисто белое, скорее всего, это твердый или мягкий фарфор.

Внимательно прослушайте звук. Вы можете отличить твердый фарфор от фарфора из мягкой пасты, удерживая изделие кончиками пальцев и слегка постукивая по краю монеткой. Если он дает высокий тон, у вас изделие, изготовленное из фарфора с жесткой пастой.


Как читать особые символы и знаки в виде штампов

В большинстве случаев найти штамп довольно легко. Просто переверните изделие и найдите отметки на обороте. Обычно можно увидеть символы и надписи, а иногда удается разглядеть объемный рисунок.

Используйте увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть надписи. В наше время можно сделать цифровую фотографию и увеличить ее на компьютере, чтобы легче прочитать символы. Получив хорошее изображение, воспользуйтесь веб-сайтом регистра марок фарфора и основных производителей. Так вы узнаете больше об изделии.


Дорогами узоров: на что укажет зеленая ветка

При определении ценности посуды обратите внимание на некоторые из наиболее важных деталей в декоре вещи.

Золотая или позолоченная окантовка - это первое, что можно заметить. В зависимости от сохранности изделия и его возраста, изменениям подвергается его позолоченный край. Он может быть потертым. Иногда край покрыт пятнами. Реже он находится в идеальном состоянии.

У большинства фарфоровых изделий основа белая или цвета слоновой кости, но существует ряд китайских узоров, выполненных цветной глазурью. Встречаются и цветные узоры. Рисунки могут включать черный, розовый, красный, синий и золотой цвета. Но чаще всего обратная или нижняя сторона фарфорового предмета белая.

Цвет играет важную роль в том, как определить ценность посуды. Также на стоимость влияет мотив и техника рисунка. Изображения варьируются от ботанических рисунков до пейзажей, бытовых сценок с изображением людей, зверей и птиц, но могут быть выполнены с фольклорными, национальными мотивами.


Привязанности и предпочтения коллекционеров

Некоторые образцы фарфоровых изделий выдержали испытание временем, несмотря на моду и совершенствование технологий производства. На протяжении веков они остаются популярными среди коллекционеров.

Например, синий итальянский фарфор похож на делфтский или голландский. Синий итальянский узор - это детальнее изображение пейзажей и архитектурных сооружений Италии. Такой фарфор изготавливался в Италии с 1816 года.


Знаменитый мейсенский фарфор также очень популярен. С середины 18 века в Мейсене (Германия) впервые в Европе начали производить фарфор. Мастера создавали узоры в азиатском стиле, изображая драконов и их символические образы.

Обычно на таких изделиях есть китайский дракон цвета хурмы на белом фоне с золотой окантовкой. Иногда дракона окрашивают в другие цвета, например в зеленый.


Великолепный и самый востребованный среди коллекционеров узор Flora Danica. Это изображения дикорастущих цветов Дании. Как правило, этот детальный рисунок, копия так называемого ботанического рисунка библиотек. Сегодня это один из самых дорогих коллекционных предметов из фарфора.

Производит впечатление и потрясающей красоты узор raffaelesco , представляющий собой затейливую разноцветную роспись, пестрящую мелкими деталями.

Узор появился в 1600-х годах и стал популярным на века. Цветочные мотивы и золотые драконы украшают красочный дизайн предмета из белого фарфора.


Ценность и красота не выходят из моды

Независимо от того, есть ли у вас популярный узор на фарфоровой тарелке или это редкий кувшин без штампов, доставшийся от прабабушки, старинный фарфор – это прекрасная часть истории, рассказывающая о культуре быта наших предков, о радости жизни и традициях питания и сервировки.

Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным. Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия. Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.

Для чего и как клеймят фарфор?

Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.

Клейма фарфора СССР

Способы клеймения фарфора:

  1. Рельефный оттиск на предмете до его обжига.
  2. Проставление до нанесения глазури на изделие (подглазурный метод).
  3. Нанесение рисунка по готовой глазури (надглазурный метод).

Отличия советских и царских клейм

Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.

На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина. В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра. Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.

В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.

Полностью исчезли атрибуты царской власти. Взамен их в изображения иногда включали элементы советской символики — серп и молот, колосья пшеницы. Разумеется, никакие фамилии владельцев или их гербы тоже не наносились. Повсеместно использовались знаки не с полным названием предприятия, а с его аббревиатурой. Почти полностью исчезли большие и сложные рисунки. Изображения на клеймах были стилизованными и отчасти стандартизованными. Связано это было не только со стремлением государственных органов к унификации, но и с широкой механизацией фарфорового производства. Не стало и обозначений поощрительной символики: корон, медалей и других изображений, отмечающих особое качество продукции. Только в позднесоветский период стали появляться изображения знака качества.

Особенности клейм советского периода

Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно. Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой. В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.

В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений. Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы. Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.

Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:

  1. Сортность продукции. Полные слова «1-й сорт» встречались редко. Обычно в обозначении указывалась цифра сорта и буква «с»: 1 с, с-2, 3-с. Иногда данные о сорте художественно включались в рисунок клейма, но чаще просто ставились снизу или сбоку от него.
  2. Год изготовления указывался не всегда, причем наносились только последние две цифры. Так, цифры «65», присутствующие в клейме, означали 1965 год выпуска.
  3. Продукция, предназначенная на экспорт, содержала указание о стране производства: Made in USSR, Leningrad, Soviet Union.
  4. С введением в СССР Знака качества на изделия, удостоившиеся этого отличия, предприятия дополнительно вносили его изображение в свое клеймо.
  5. Редкие элитные изделия, изготовленные вручную, могли дополняться словами Handmade author.
  6. Выпуск вещей к определенным мероприятиям или датам мог сопровождаться указанием об этом в самом клейме: «В пользу голодающих», «В день 8 Марта».

Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.

Клейма фарфора СССР

Популярные клейма фарфора

  1. Дулёвский фарфоровый завод. Начал производство еще в XIX веке. Свое название получил после национализации в 1918 году. Сначала на рисунках присутствовало полное название завода. Позднее, с ростом популярности продукции, в клеймах стало ставиться только слово «Дулево» или аббревиатура «ДЗ». В знак включается также известный логотип этого завода — изображение сокола (в некоторых источниках считается, что это ласточка).
  2. Ленинградский фарфоровый завод. Ведет историю с XVIII века. До революции назывался Императорским фарфоровым заводом. После национализации стал Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ), а в 1925 году получил современное название. Практически все клейма этого завода содержат только скромное обозначение «ЛФЗ».
  3. Дмитровский фарфоровый завод. Основан в 1766 году в Вербилках, бывшее известное предприятие Гарднера. Нынешнее название получил при национализации. До 60-х годов ХХ века в отличительных знаках обязательно присутствовало слово «Вербилки» и изображение чайника с серпом и молотом. Позднее вместо чайника ставились буквы «ДФЗ». В 70-х годах логотипом завода стало изображение головы лося с буквой «В».
  4. Рижский фарфоровый завод. Клейма этого предприятия примечательны тем, что они были единственными в Советском Союзе, на которых все слова были на латинице, например, «RFF Riga». А также наносился стилизованный рельеф кувшина. Вписывался и Знак качества.

Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.

Читайте также: