Для чего используются компьютерные программы и интернет в музыкальном образовании

Обновлено: 04.07.2024

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности.

Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.

Так, на конференциях «Современное музыкальное образование», прошедших ещё в 2002, 2003 годах, ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отчали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.

Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным, соответствующим современным условиям. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый опыт традиционного педагогического обучения музыке и огромные возможности компьютера. Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика, призвана заинтересовать учащихся в музыкальных возможностях компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне. В настоящее время компьютер стал важным инструментом для творчества в области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, архитектуры, театра и др., с другой стороны, искусство стало важным источником развития вычислительной техники и программирования.

Для учащихся знакомых с компьютерной музыкой открываются следующие направления для профессиональной деятельности:

нотно-издательская деятельность; подготовка цифровых фонограмм; реставрация старых записей; звукорежиссерская работа; создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-авто аранжировщиков; синтез звука и электронная музыка.

Оснащённый дополнительным оборудованием (то есть звуковой картой, звуковыми колонками, микрофоном, подключенной к компьютеру электронной клавиатурой и прочее) компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в

Студию звукозаписи, Фонотеку, Издательскую систему, Тренажёр для исполнителя, Информационный центр.

Студия звукозаписи открывает возможности для записи собственного пения и игры на инструменте, поскольку звуковая карта любого современного компьютера является совершенным цифровым магнитофоном, дающим качество записи, сопоставимое с аудиодиском. Кроме того, к записанному звуковому материалу могут быть применены различные способы обработки (например, удаление шума на старой записи, сведение нескольких записей в одну и так далее). Например, тот, кто занимался озвучиванием спектаклей или делал фонограммы, знает, как трудно «склеивать» звуковой материал на обычном магнитофоне. Компьютер же, который представляет записанный звук как видимую на экране осциллограмму, позволяет «разрезать» и «склеивать» его с точностью до миллисекунды.

Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте.

Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и «сжимания» звука позволяют хранить в памяти компьютера (даже не очень мощного) сотни часов звуковой информации. Учащийся ДМШ может использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему.

Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок, которые, кроме того, дополнить иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Учащийся с помощью компьютера может издать реферат, презентацию, посвящённый, например, творчеству какого - либо композитора. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.

Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-клавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания. Важной для учащегося является возможность экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером, при поиске новых звучаний, новых музыкальных форм, аранжировкой популярных мелодий. Компьютер допускает также мгновенную фиксацию удачной импровизации (подобно магнитофону), но с возможностью исправления ошибок (вплоть до отдельного звука), точных (до миллисекунды) купюр и вставок;

Информационные возможности компьютера безграничны. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают учащемуся ДМШ возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему его вопросу в области музыки. Мультимедийные музыкальные энциклопедии помогут в изучении музыкальной литературы, инструментоведения. Компьютер выступит как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка / запись с помощью MIDI-технологий музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке, аранжировке и сочинению музыки, изучение принципов формообразования, исследования тембров, темпов и других элементов музыкальной речи. При этом возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, типов компози-ции и т. д.). Компьютер поможет в развитии дистанционных форм музыкальной деятельности. Кроме того, общаясь с компьютером, учащийся повышает свою общую информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т.д.

Критерием практического владения компьютером является умение пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также, умение работать в популярной системе Microsoft Office . Практическое владение компьютером предполагает также умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки, обработки и записи звука, MIDI - редакторами, простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования, а так же знание устройства компьютера и его составляющих,

На занятия в студии компьютерной музыки было отведено по 1 часу(45 мин.) в неделю как занятиям в рамках предмета по выбору. Занятия проводились индивидуально, в компьютерном кабинете. Освоение учащимися теории сочиталось с большим количеством практических занятий за компьютером, самостоятельной творческой работой.

На первых уроках мы:

-посмотрели учебные фильмы «Внешнее и внутреннее устройство персонального компьютера». «Предшественники музыкального компьютера». Узнали «Основы преобразования звука в цифровой формат». «Основные форматы записи и воспроизведения музыки», «Физическая природа звука»

-выполнили практическую работу в текстовым редакторе Microsoft Word (MS Word): создание / редактирование документа, набор текста, работа со шрифтами и т.д.

Далее, мы приступили к изучению некоторыхбесплатныхпрограмм, которые можно использовать в детском компьютерном творчестве.За прошедший учебный год мы ознакомились с 6-ю МК программами, не затрагивая обучающие и игровые музыкальные программы для младших школьников, в которых получаешь теоретические знания, развитие слуха, творческих способностей, знания по музыкальной литературе. навыки игры на инструменте.

Magix Music Market -программа – конструктор для

создания профессиональной музыки без необходимости изучения сложной музыкальной теории. Кроме создания собственных песен, можно импортировать в проект изображения или видео, добавлять текст, визуальные эффекты и картинки.

Основные компоненты программы: - - музыкальный контейнер, где можно выбирать звуки и лупы различных музыкальных направлений.

-поле аранжировки, где в процессе создания песни могут быть скомбинированы различные звуки и звучания.

- управление проигрываемым объектом

В аранжировщике можно просто комбинировать созданные профессионалами лупы (различные аудио и MIDI компоненты). Лупы упорядочены в соответствии с музыкальным стилем, используемыми инструментами и тональностью. Тональность подгоняется одна под одну, ритмический рисунок лупов, относящихся к различным музыкальным стилям, уравнивается.

Порядок действий при работе в Magix Music Marke t . Создаем проект. Стили представляют собой определенные музыкальные жанры. Щелкаем по стилю, чтобы отобразить лупы одного жанра.

• Выбираем из списка инструмент, который хотели бы использовать. Справа появится список всех лупов, из которых можно выбрать нужный звук. Воспроизведение выбранного звука начнется автоматически.

• Чтобы загрузить файл в Аранжировщик, можно перетащить его мышкой из таблицы в трек Аранжировщика.

Практическая работа

1) создать из семплов программ:

целую музыкальную композицию.

MuseScore - нотный редактор – компьютерная программа для создания,редактирования и печати нотных партитур.

Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры. Программа позволяет вносить в партитуру разнообразные изменения.

Порядок действий при работе в нотном редакторе.

1. Открой новый файл

2.Установи нужные настройки записи (количество нотоносцев, ключи, размер метра и т.д.)

3.Введи нотный текст.

4.Введи дополнительные нотные обозначения, связанные с артикуляцией и динамикой, графические указания.

5.Добавь обозначения темпа и названия пьесы.

6.Отформатируй нотный текст.

7.Выпусти готовый нотный текст на принтере.

Практическая работа

-набрать, отредактировать пьесу (отрывок) фортепианного, вокального изложения, партитуры. Сохранить в mscz и в Word.

Из выполненных работ мы собрали СБОРНИК « Мои любимые мелодии.

ChordPulse - программа – авто аранжировщик, позволяет легко создавать музыкальное звучание, поскольку предусматривает опору на автоаккомпанемент. Так же как клавишный синтезатор, эта программа хранит в своей памяти шаблоны (паттерны.) Задача музыканта состоит в выборе из их числа подходящих для той или иной пьесы. Чтобы выполнить аранжировку в этой программе, надо также указать аккорды (с помощью буквенно – цифровых обозначений.) Гармонизация мелодии и подбор подходящих паттернов – основные действия в программе – авто аранжировщике.

Порядок действий при работе в ChordPulse.

В рабочем поле программы выставить нужные параметры метра и темпа, указывать последовательность аккордов с помощью буквенно – цифровых обозначений и настраивать стили аккомпанемента, находящиеся непосредственно над цепочкой аккордов

Практическая работа

-подобрать по слуху аккорды к любой мелодии в подходящем стиле, темпе, тональности. Сохранить аккомпанемент в собственной программе на комп., на свою флешку, как midi-файл.

Порядок действий при работе в MIDI – секвенсере.

1. Открой нужный MIDI – файл или музыкальную модель-заготовку..

2. Прослушивая этот файл, наметь, какие голоса потребуются для инструментовки мелодической линии.

3. Отбери нужные голоса из библиотеки GM (128 голосов) и выставь их на соответствующие дорожки рабочего окна программы.

4. Сбалансируй звучание MIDI – файла по громкости (Vol) и панораме (Pan).

5.Отредактируй звучание с помощью звукорежиссерских эффектов – реверберации ( Reverb), хоруса ( Chorus) и др.

Практическая работа

1)-набрать и отредактировать мелодию в нотном редакторе.

-соединить мелодию, и аккомпанемент, созданный либо в авто аранжировщике, либо в MIDI – секвенсере

2) - записать мелодию в нотном редакторе секвенсера

- прослушивать отдельные дорожки готового MIDI-файла

2)- изменить тембры инструментов в готовом MIDI-файле.

В творческих работах мы использовали тетради по музыкально-электронному творчеству, в которых даны задания с заготовками музыкальных произведений. Мелодические голоса этих произведений даны в абстрактном виде. Их тембр, динамика и расположение по панораме не несут выразительной нагрузки. Ученикам же необходимо на основе манипулирования с этими данными добиться выразительного звучания, отвечающего авторскому замыслу и собственным представлениям о его возможной художественной интерпретации, либо инструментовать, подбирать по слуху и т.д. Каждая из моделей снабжена необходимым методическим комментарием, на который он может опираться. Полученный учениками музыкальный вариант может быть сверен с прилагаемым вариантом решения того или иного творческого задания.

Audacity - программа для редактирования аудиоматериала.

Аудио редактор, в отличие от MIDI – секвенсора, программа, которая позволяет записывать не параметры звучания, а само звучание. Если MIDI – файл по – разному звучит при проигрывании на разных звуковых картах компьютера, то качество аудиофайла не зависит напрямую от особенностей этих карт.

Чтобы отрезать или вставить кусок звучания, можно прибегнуть к стандартным операциям пользователя компьютера: выделить нужный кусок, проведя по нему курсором с нажатой ЛКМ, и удалить кнопкой DELETE, скопировать его (меню Правка- Копировать) и вставить (Правка – Вставить) в другое место. Чтобы обработать звучание, следует выделить нужный его фрагмент, открыть ниспадающее окно Эффекты, выбрать подходящий эффект и отрегулировать его требуемый уровень. Это меню позволяет преобразовать звучание до неузнаваемости. Обратить внимание на такие эффекты, как Разворот, Смена высоты тона, Смена скорости и др. радикальные средства трансформации звучания. Применить подобные эффекты к распределенным тобой по разным дорожкам готовым семплам.

Порядок действий при работе в аудио редакторах

1.Открой новый файл.

2.Открой окно записи аудио редактора.

3.Включи записываемую фонограмму.

4.Отрегулируй внутренний микшер операционной системы с тем, чтобы аудио редактор принимал сигнал, идущий с MIDI – секвенсора.

5.Установи минимальный уровень сигнала.

7.Удали пустые фрагменты в начале и конце записи.

9.Произведи нормализацию записи.

Практическая работа

1) подобрать музыкальное сопровождение к изображениям природы, из существующих картинок составить слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Примерные темы слайд-шоу:

· от заката до рассвета

· горные вершины и т. п.

2) Сделать минус песни (фонограмму)

3) Обрезать и склеить песню или несколько звуковых файлов.

Сохранить (Файл, Экспортировать в mp.3 или wav, Параметры 128 кб/cек., Название композиции, Папка загрузки).

4) Оцифровать аналоговые записи

5) Озвучить сказку. Проект сохранить в mp.3( далее работаем в Window Movie Market)

6) Отделить звук от любого видео.

MOVIE MAKER – видео-редактор. Программа для стандартных операций обработки видео – файлов, соединения изображений, видеофрагментов и текстовой информации.

1) В аудиоредакторе мы записали звук, текст сказки, далее нашли подходящие картинки, импортировали их в программу, соединили все в видеоредакторе. Эффекты, переходы и т.д. Сохранить в mp.4

2) отделить звук от любого видео. Импортировать свой звук.

В результате освоения дисциплины обучающиеся:

- узнали назначение и особенность перечисленных выше программ;

-имеют начальные навыки работы в них

-умеют набирать и редактировать несложный нотный текст

- аранжируют с помощью компьютера музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);

- самостоятельно создают несложные фонограммы.

-работают с программами звукозаписи: выбрать тональность, записать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания,сохранять и записывать на внешний носитель звуковые файлы в форматах MID, MP3,WAV

-знают основы преобразования звука в цифровой формат.

-знают основные форматы записи и воспроизведения музыки.

Используемая литература:

Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих

СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.

Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. Учебное пособие, 2017 -400с.

Живайкин П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам

Издательство: Живайкин А.П., 2009 -116 с.

Учебное пособие. Музыкально-компьютерные технологии в образовании. Издательство : Союз Худ, 2010 -223с.

Я думаю, что мы уже не можем представить сейчас свою жизнь без радио, телевидения, телефонов, видео- и аудиотехники, а также без компьютерных технологий. Это обусловлено тем, что общество не представляет свою жизнь без ежедневного обновления информации. Оно, так или иначе, стремится к развитию, а так же требует право выбора источника информации.

В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями. В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей ИКТ.

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности школьников .

Компьютерные технологии, это не только всевозможные обучающие, энциклопедические или игровые программы, это и мультимедийные презентации, компьютерные тесты, видео, а так же возможность пользования Интернет ресурсами.

Конечно же, компьютерные технологии – это не основа обучения, а скорее увлекательное дополнение. Ведь эти технологии никогда не заменят живое общение с учителем на уроке, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под аккомпанемент, исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

Музыка – это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах, научиться определять свое место в этом мире.

Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес.

Но это с точки зрения взрослого человека, а интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми? К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.

Как же сделать урок ярким, интересным, запоминающимся, развивающим и активизирующим познавательную деятельность ученика?

Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

- предъявление учебной информации;

- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

- моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

- поддержка различных активных форм занятий;

- тренаж навыков и умений различного характера;

- контроль и оценка знаний учащихся.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

В связи с модернизацией российского образования и существованием национального проекта в области образования, практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.

В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.

Энциклопедии . Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером.

энциклопедии на CD «Класическая музыка»

Она иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: “Композиторы разных стран мира”, “Театр”, “Музыкальные инструменты” и др., которые изучаются не только на уроках музыки, но на уроках иностранного языка. При этом одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный материал этого автора и анализируют его по жанрам.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

объяснение нового материала (вступительных уроках);

формирование и усвоение умений и навыков;

повторение и закрепление знаний.

Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.

Мультимедиа-энциклопедия «Соната»

Организация материала аналогична традиционным энциклопедиям: репродукции, фонограммы, фотографии выстроены по алфавитному и жанровому принципам, снабжены системой гиперссылок

Разделы «Сонаты» кроме исходных информационных источников, содержит инструменты для выполнения творческих заданий, основанных на собранном в энциклопедию материале. Таким образом, основным способом использования может стать не демонстрация ресурсов на уроке, а индивидуальная работа учащихся с материалом, дополняющим традиционные учебники и хрестоматии.

Обучающе - развивающая викторина «Сонаты» - вопрос и верный ответ

Обучающе- развивающая викторина «Сонаты» - вопрос и комментарий на неверный ответ

Материал энциклопедии предназначен для регулярного использования заложенной информации с целью обеспечения современного эстетического образования энциклопедическими и методическими материалами, сценариями уроков, теоретическими и практическими заданиями, сведениями по истории художественной культуры, музыкального искусства и исполнительства, информацией из области современных технологий гуманитарно-эстетического образования и культуры.

На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.

Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть Интернет .

Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться и в школьном музыкальном обучении для:

получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;

значительного усиления индивидуализации обучения;

обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;

развития музыкального интереса школьников.

Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки .

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Список литературы

1.Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т.-УДК 378 007. Произ-но изд-е перед. «Глобус»: - М. - 1997.

2. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.

3. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование.-К.,-2000.-№1.-С.45-50

Музыкальные сайты

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе); - информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижѐров, композиторов;

- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;

- записи великих классических произведений в формате mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы интернета. Вы можете присоединиться к дискуссиям на оперном форуме или прислать свой материал для опубликования на сайте.

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая в Рунете коллекция записей классической музыки в формате mp3. На сегодняшний день в свободном доступе находятся 1215 mp3-файлов; - все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова А.А., Родионов П.Д.

В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарном и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин (« Информационные технологии », « Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании »). Также в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкова А.А., Родионов П.Д.

Становление информационной культуры педагога-музыканта в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды Особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях информатизации музыкального образования Модель методики преподавания комплекса образовательных дисциплин информационной подготовки педагога-музыканта в условиях педагогического вуза Роль дистанционного обучения в музыкальном образовании Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN MUSIC EDUCATION

The article deals with the problem of developing a model of using computer technologies by future teachers of music, built on the basis of interdisciplinary and context-oriented principle of the selection of training contents. The authors propose an integrated approach in the formation of the successive educational disciplines, integration of music computer technologies as a means of teaching information technologies and facilities. The developed model is implemented in a particular educational process in the disciplines of the complex (“ Information Technologies ”, “ Information technologies in music”, “Computer Music”, “Computer Technology in Music Education ”). The article defines the criteria, reflecting the characteristics of information technologies in training future music teachers in conditions of a pedagogical high school. The material allows concluding that the use of the developed method allows to implement a clear algorithm for educational training of qualified music teacher, has a high level of information competence and the ability to apply information technologies in the creative professional activity.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»

Key words: music computer technologies, information technologies, competence in computer studies, music education.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарном и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин («Информационные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Также в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, музыкальное образование.

В соответствии с глобальной мировой тенденцией информатизации различных сфер деятельности повышаются требования в современном обществе и к уровню владения учителями музыки информационными технологиями (ИТ) в музыке [1; 2] и музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [3; 4; 5; 6], а также методикой их применения в профессиональной деятельности. Дисциплины, в содержание которых включены разделы, посвященные компьютерной музыке [7], а также методам и средствам работы с цифровым звуком, преподаются будущим педагогам-музыкантам во многих университетах мира, но, к сожалению, лишь немногие отечественные ВУЗы включают такие дисциплины в свой образовательный процесс.

Понимая под обучением ИТ в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность процессов обучения информатике и ИТ (включая МКТ), мы разработали методику, содержащую непрерывный комплекс преемственных образовательных дисциплин: «Информационные технологии» (I курс); «Информационные технологии в музыке» (II курс); «Компьютерная музыка» (III курс); «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» (III курс).

Рассмотрим дисциплину «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», которая направлена на формирование у будущих учителей музыки системы теоретических и практических знаний о современных формах и высокотехнологичных методах музыкально-педагогического образования. В рамках данной дисциплины изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ и МКТ как средства обучения музыке учеников в общеобразовательной школе. В частности, будущими учителями музыки разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки по заданной теме, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением дистанционных форм обучения, а также профессионального музыкального программного обеспечения (аудиоредакторов, программ-секвенсоров, автоа-ранжировочных программ, нотных редакторов, библиотек звуков, VST-инструментов и т.д.) (таблица 1).

Включение дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в образовательный процесс позволяет успешно подготовить учителей музыки, способных професси-

онально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды.

Каждому музыканту понятно, как важно правильно настроить музыкальный инструмент перед концертом, в процессе подготовки к выступлению, в процессе обучения будущего виртуоза-профессионала. Процесс конфигурирования музыкальный компьютер (МК) [8] для реализации конкретных творческих задач сродни процессу настройки музыкального инструмента. Этот процесс так и называют - «настройка МК», «настройка ЭМИ». (ЭмИ - это сокращённое употребляемое обозначение для широкого класса электронных музыкальных инструментов. Подробнее данный вопрос рассмотрен в работах [9; 10; 11].)

Технологическую основу для реализации образовательной и творческой деятельности при обучении студентов по программе «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» составляет программно-аппаратный комплекс DAW (digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция [12; 13]. Современная звукозаписывающая индустрия немыслима без использования цифровых программно-аппаратных комплексов. Самым распространенным из таких комплексов является музыкальный компьютер МК со звуковой картой и специализированным программным обеспечением. Каждый из компонентов МК, так или иначе, влияет на общее быстродействие и надежность системы и, следовательно, на воплощение творческих замыслов и решение звукорежиссерских задач. Знание строения МК и умение его конфигурировать, а также (в случае возникновения проблемы) выявить блок, вышедший из строя, может пригодиться каждому, чья работа связана с использованием МК.

Помимо цифровых программно-аппаратных комплексов, реализованных на базе МК, существует множество устройств, позволяющих производить полный цикл записи, обработки и сведения звукового материала непосредственно силами самого устройства. Обычно эти устройства выполняют функции цифрового микшерного пульта с функцией рекордера.

Разработанный комплекс дисциплин, который был рассмотрен в [14; 15], позволил использовать возможности МКТ в целях обучения ИТ и формирования ИК будущих учителей музыки. Ис-

Содержание дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»

№ п/п Название темы с кратким содержанием Всего часов

1. Информационные технологии в музыкально-педагогическом образовании Автоматизация планирования и управления учебным процессом с использованием средств ИТ. Организация автоматизированных рабочих мест учителя и учеников. Особенности применения ИТ при организации уроков и самостоятельной работы учеников. Вопросы охраны здоровья и информационной безопасности, связанные с применением ИТ технологий в детском учреждении. 12

3. Применение музыкального программного обеспечения в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки Возможности использования МКТ как инструмента в профессиональной деятельности учителя музыки. Педагогическая целесообразность применения цифровых инструментов в музыкально-педагогическом образовании. Классификация музыкального ПО, основные типы и особенности. Применение нотных редакторов, программ-секвенсеров, автоаранжировочных программ, аудио редакторов в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. Интерактивные программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в педагогической практике. Тренажерные средства для обучения и развития музыкальных навыков в мобильных приложениях («Музыкальные игры», «Музыкальные истории», «Musical Flash Cards», «Note Trainer» «Perfect Ear», «Perfect Piano» и др.). 20

5. Обучение музыке с использованием элементов ЭОР Значение и функции ЭОР в образовательном процессе. Основные типы ЭОР Особенности применения ЭОР в профессиональной деятельности учителя музыки. Обучение музыке за компьютером. Программы для обучения музыке непосредственные (музыкальная грамота, музыкальная литература, обучение игре на музыкальном инструменте) и опосредованные (игры): интерфейс, основные возможности, ориентированные на развитие музыкального слуха и закрепление знаний по элементарной теории музыки. 1. Игры, программы для обучения и развития музыкальных навыков («Мурзилка. Затерянная мелодия», «Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности», «Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик», «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта», «Алиса и Времена года», «Clifford. Угадай мелодию», «Музыкальный класс. Играй и учись» и др.). 2. Программы для обучения чтению с листа (Gentle Piano, Fruit Lines, Note Duration Note Alphabet, Guess Key и др.). 3. Программы для развития музыкального слуха (EarMaster Pro, EarMaster School, Ear Power, Sight-Singing Trainer и др.). 4. Электронные энциклопедии и словари («Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» и др.), а также хрестоматии звуковых материалов, нотные хрестоматии и мультимедийные разработки. 24

6. Электронный мультимедийный учебник Разработка и использование электронных мультимедийных учебников в музыкально-педагогическом образовании с помощью программ пакета SunRav BookOffice. Наполнение созданного мультимедийного учебника содержательным материалом различных форматов. Типы мультимедийных учебников, особенности, требования. Электронный учебно-методический комплекс. Программные средства для разработки электронных учебников. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. 32

7. Организация дистанционное обучение в музыкальном образовании Организация дистанционного обучения как одна из форм в музыкальном образовании: цели, принципы, особенности, требования. Конференции в режиме дистанционного обучения. Организация аудио и видеоконференций. Программные и технические средства для их проведения. Программное обеспечение удаленного доступа (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.). 20

Читайте также: