Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении большую роль в опере а п бородина

Обновлено: 04.07.2024

3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Слайд 54 из презентации «Сложное предложение»

Без темы

«Применение жиров» - Сколько и каких жиров надо человеку. Глицерин. Шоколад. Свечи. Жиры. Чем сладкое лучше жирного. Мыло. Краска. Парфюмерия. Прополис. Применение жиров. Корм для животных.

«Конец ордынского владычества» - Обстановка в Московском княжестве в 1480 году. Неспокойно было в Новгороде. Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. В церквях отслужили молебен. Какие обстоятельства помогли и предопределили неизбежность свержения ига? Конец ордынского владычества 1480 год. В 1514 году взял Смоленск.

«Свойства действий с рациональными числами» - При каких значениях m верно равенство. Устная работа. Вычислите устно. Работа над ошибками. Из истории возникновения чисел. Умножение рациональных чисел обладает и распределительным свойством. Сложение и умножение рациональных чисел. Цель урока. Отрицательные числа появились позднее, чем дроби. Свойства действий с рациональными числами.

«Урок СПП» - I. Организационный момент. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Закрепление темы. - Работа в парах по методике Ривина - Дьяченко. Начертить схемы 1,2,3,4 предложений. Начертить схемы предложений. Составить 4 предложения по данным схемам. Что вы поняли по данной теме? Презентация урока по русскому языку в 9 классе.

«4 класс Мир древности» - Писали египтяне иероглифами. Пирамиды Египта. Высокий холм с обрывистыми склонами. Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля землевладельцев. Римский Форум – колыбель западной культуры. Архитектурный ансамбль. Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки. Столица Греции Афины - город удивительной судьбы.

«Человеческое ухо» - Ухо. Человек с длинными ушами. Человеческое ухо. Маленький плейер. Рептилии. Среднее ухо. Особенности строения уха различных групп позвоночных животных. Круглоротые. Наружное ухо. Внутреннее ухо.

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете (Конфуций). Счастье учителя - успехи учеников (Марк Аврелий).

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

вторник, 4 декабря 2012 г.

Задание А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Рассмотрим, как задание А24 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Что требуется от учеников: выбрать правильное объяснение постановки двоеточия или тире в данном предложении.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

- какими синонимичными синтаксическими сложноподчинёнными конструкциями можно заменить БСП с двоеточием или тире;

- как подстановка подчинительных союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями БСП;

- как отличать БСП с двоеточием от простых предложений, в которых двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения.

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом. Между простыми частями такого БСП можно вставить союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и превратить его в СПП с придаточным причины.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях).

2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого. Между простыми частями такого БСП можно вставить союз А ИМЕННО.

Большинство сходилось в одном: новый закон нужно принимать как можно быстрее. (= Большинство сходилось в одном, а именно : новый закон нужно принимать как можно быстрее).

3. Если второе предложение дополняет смысл первого. Между простыми частями такого БСП можно вставить союз ЧТО и превратить его в СПП с придаточным изъяснительным.

Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав).

4. Если в первом простом предложении опущены слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (Серёжа оглянулся и увидел , что к нему бежал соседский мальчонка).

Примечание: следует отличать БСП с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами ставится двоеточие.

В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не бессоюзное сложное. В нём ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором. В начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в СПП с придаточным условия.

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором. В начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в СПП с придаточным времени.

3. Если второе предложение содержит вывод из того, о чём говорится в первом. Между простыми частями такого БСП можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО.

Жара всё усиливалась: становилось тяжело дышать. (Жара всё усиливалась, поэтому становилось тяжело дышать).

4. Если простые предложения в составе БСП противопоставлены друг другу по смыслу. Между частями такого БСП можно вставить противительные союзы А, НО и превратить его в ССП.

5. Содержание второго предложения сравнивается с содержанием второго. Между частями такого БСП можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО, КАК БУДТО и превратить его в СПП с придаточным сравнения.

6. Если во второй части БСП содержится неожиданный результат , указывающий на быструю смену событий .

7. Если вторая часть БСП представляет собой присоединительное предложение . Перед ним можно вставить слово ЭТО.

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или бессоюзным сложным:

2) подставьте в БСП подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

Пояснение.
В предложении обобщающее СЦЕНЫ слово стоит перед однородными членами предложения.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 61. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство — могучая творческая сила,


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 99. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает напричину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает наследствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Правильный ответ указан под номером 3.

A24 № 137. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звуко-анализирующую аппаратуру — появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи.


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 175. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает наследствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения "Дневные звезды никогда не видны на небе: их затмевает солнце" указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Правильный ответ указан под номером 1.

A24 № 213. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.


1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает напричину того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в И.П.), при отсутствии глагола-связки.

Правильный ответ указан под номером 1.

A24 № 251. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения "Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал" поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 4.

A24 № 289. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия.

Всё кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой.


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает напричину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает наследствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 327. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Всё кажется рельефнее, выпуклее и ярче под косыми лучами утреннего света: и мостик через реку, и деревья, и каждая травинка.


1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает напричину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает наследствие того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 365. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 3.

A24 № 403. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 1.

A24 № 441. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части.
3) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
4) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

Пояснение.
Вторая часть сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 479. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 517. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части;

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части;

Правильный ответ указан под номером 4.

A24 № 555. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, пологий, болотистый у воды.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 1.

A24 № 593. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Правильный ответ указан под номером 2.

A24 № 631. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Левитан оставил около ста осенних картин, не считая этюдов: на них были изображены стога сена, почернелые от сырости, маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие берёзы и небо, похожее на тонкий лёд.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Пояснение.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Активное обогащение словарного состава языка связано с необходимостью обозначить множество новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, шоу-бизнесе, спорте, вычислительной технике.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
По правилам орфографии толстовского времени слово «мир», используясь в разных значениях, писалось по-разному: миръ — это «отсутствие войны», «согласие, тишина и покой» и мiръ — это «весь свет», «все люди».

  1. Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в данном предложении?
Давно установлено ( ) чем меньше сделаешь, тем больше устанешь.

  1. Ставится тире: вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.
  2. Ставится двоеточие: вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую часть, восполняя её информационную недостаточность.
  3. Ставится запятая перед придаточной частью в сложноподчинённом предложении.
  4. Ставится двоеточие: вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Обобщающее слово находится перед рядом однородных членов.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
К холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Жизнь людей, не отмеченную важными событиями, художники долгое время оставляли без внимания: повседневность, по бытующему в то время мнению, не могла представлять интереса для искусства.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения называет причину того, о чём говорится в первой части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Перевозивший пассажиров в Туапсе теплоход ушёл в открытое море: капитану необходимо было обойти бушевавший уже несколько суток у берегов Новороссийска ледяной шторм.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На пейзажах Левитана всё знакомо нам с детства: стога сена, почерневшие от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие березы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию, — это ультрарелигиозники. (А. Герцен)

  1. Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.
  2. Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
  3. С помощью тире выделяется обособленное приложение.
  4. Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
В местной команде особенно выделялись двое футболистов — один из нападающих и защитник.

Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

среда, 22 августа 2012 г.

А 24: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Бессоюзным называется такое сложное предложение, части - грамматические основы - которого объединяются без посредства союзов, а только при помощи смысла и интонации.

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:

Жаль, меня не было вчера на вечеринке, я бы музыку поставил - закачаешься.

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.

Появились союзы, изменилась грамматическая форма последнего предложения - а что ушло?

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел . (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а илино, например:

На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями - грамматическими основами - устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку,например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть - придаточному следствия, имеющему значение "поэтому" с союзом так что, например:

Светает - надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.;

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Лес рубят - щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят.

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому.

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево - осину. (И. Тургенев)

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

На молу погасли огни - теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел.

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию - это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставитьпотому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес - (5) считается нехорошо. (М. Пришвин)

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

б) после двоеточия происходит поворот смысла всего высказывания: вступает автор-повествователь, который объясняет содержание первого блока - прилет кукушки в весенний лес. В связи с этим меняется тип речи: в первом блоке описание, во втором - рассуждение.

Первые три предложения первого лексико-грамматического блока соединены сочинительной связью: между первым и вторым предложением противительные отношения (союз но), между вторым и третьим - соединительные (союз и).

Четвертое и пятое предложения второго лексико-грамматического блока соединены бессоюзной связью, при этом четвертое предложение относится к пятому как придаточное условное: (если) кукушка (прилетела) на голый лес, (то) (это) считается нехорошо, поэтому между ними стоит тире.

Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните - все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания.

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)

2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево - осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев)

3. Приглядишься: не облака плывут - луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (М. Булгаков)

Читайте также: