Как попасть в такт в fl studio

Обновлено: 07.07.2024

Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…

В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.

Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.

Введение

Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.

Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.

Интерфейс FL Studio

Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.

Интерфейс

Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).

Step Sequencer

Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.

Step Sequencer

Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).

На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.

Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.

Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.

Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.

Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.

Playlist

Playlist

Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.

Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.

Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).

Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.

Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

  • Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
  • Line – привязка к линиям сетки;
  • Cell – привязка к ячейкам сетки;
  • (none) – отключить привязку;
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
  • Step – привязка к целому шагу сетки
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
  • Beat – привязка к целому биту.
  • Bar – привязка к такту.

Piano Roll

Piano Roll

Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.

Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.

Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.

Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.

Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.

Mixer

  • Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
  • Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
  • Send – редуцированные каналы (4 шт).

Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.

Browser

  • Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
  • Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
  • Mixer Presets – настройки треков микшера.
  • Packs – банки семплов.
  • Projects – проекты.

Channel Settings

Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.

Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.

Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.


В первом паттерне сделаем ударную партию:

Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.


Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:


В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:


Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:



Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.

Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.

FL STUDIO Mobile

В этой теме ответы на частые вопросы. А так же советы, приемы и тонкости. Разбор функций и возможностей в приложении FL Studio Mobile. Тут только готовые ответы.

Что такое FL Mobile и почему платное?

FL Studio Mobile — это коммерческий продукт компании Image-Line, которая делает настольную версию FL Studio и другие музыкальные плагины и существует уже более 20 лет на музыкальном рынке имея у себя в команде более десятка разработчиков. Это приложение переписано и оптимизировано с нуля для быстрой работы на мобильных устройствах. Имеет большой функционал, стандартные плагины отработки, синтезаторы, и библиотеку сэмплов. Приложение создано профессионалами своего дела за многолетний опыт, преобретая это приложение, вы получаете пожизненные бесплатные обновления, всегда оперативные исправления и обновления следующих версий. И помогаете разработчикам для дальнейшей разработки и улучшения.

FL STUDIO Mobile

Как загрузить в ВКонтакте свой трек?

FL STUDIO Mobile

Где скачать семплы, инструменты бесплатно?

Или можете искать самостоятельно в интернете, так как сэмплов сейчас очень большое количество в разных жанрах.

Куда загружать: Мои файлы » память устройства » FLM User Files » My Samples

Как открыть: Ударные сэмплы можно открыть через инструмент Drum Sequencer или DirectWave. Сэмплы инструментов Bass, Piano, Bells, Plucks через инструмент DirectWave. Эффекты можно открыть как Audio Clip.

FL STUDIO Mobile

Почему в проекте треск, хрип, щелчки?

Здесь может быть несколько причин. Сильно завышен уровень громкости одного из инструментов или нескольких, поэтому происходит перегруз. Возможно сам телефон слабоват и не справляется с большими и загруженными проектами.

И возможно, не правильно выбран режим в настройках аудио. Так как для разных смартфонов может подойти разный режим. Попробуйте переключить все три режима «Mode» c включенным «Multi Core» и без.

FL STUDIO Mobile

Как сделать автоматизацию / Automation?

Если вы хотите сделать плавный подъем громкости, открытие фильтра, усиление реверберации или других параметров. Нужно сделать автоматизацию этого параметра. Добавляем, например, на канал дорожки «Leveller», нажимаешь на полоску громкости, далее внизу три точки и «Add automation track». Далее рисуем линию снизу вверх. И получаем автоматизацию громкости. Тоже самое и с другими параметрами и ручками на эффектах или инструментах.

FL STUDIO Mobile

Для чего нужен лимитер / Limiter?
Для чего нужен компрессор / Compressor?

Более подробнее лучше почитать в интернете, что такое лимитр и компрессор. По сути они почти одинаковы, если коротко, то компрессор делает тихие звуки громче, а громкие (пики) тише. Лимитер делает тихие звуки громче, а громкие (пики) срезает. Но для того, чтобы лимитер правильно работал, нужно чтобы при пустом мастер канале ваш трек играл не громче (пики) -8dB. Если ваш трек долбит в 0dB или выше, то лимитер просто сделает ещё хуже и все будет перегружено и хрипеть. На втором рисунке (лимитер из настольной версии) видно по графику, что примерно происходит со звуком.

FL STUDIO Mobile

Для чего нужен стереоризер / Stereorizer?

Stereoizer - создает стереоэффект из моно источников, делает звук более широким.

Доступны два стереоэффекта:

1. На основе фазы - Strength, Timber, Focus.
2. Delay L/R («эффект Хааса») - задержка левого и правого канала.

Strength (сила) - Сила стереоэффекта.
Timber (тембр) - изменяет тембр стереозвука
Focus (фокус) - наиболее часто затрагиваемый диапазон частот. Делает акцент на нужную частоту.

Стерео с помощью задержки (эффект Хааса):

Как правило, чтобы использовать это действие, установите значение «Strength», «Timber» и «Focus» на ноль, будет активна только Dalay L/R.

Dalay L/R - задерживает канал L или R на несколько миллисекунд, чтобы создать иллюзию пространства. Чем больше значение, тем больше задержка, а значит больше стереоэффект.

Pan - Стандартный контроль панорамирования.

В зависимости от инструмента и его характеристик может подойти одно и двух решений или оба. Как правило ударные или короткие звуки (Leads, Pluck) реагируют лучшим образом на эффект задержки Delay L/R. А например продолговатые звуки Pads, Strings, Atmosphere будут лучше реагировать на фазовое стерео. Но все зависит от конкретной ситуации.

Добавьте плагин на одну из своих дорожек, где короткие звуки, например Pluck. Сделайте настройки, как на скрине и послушайте звук с выключенным и включенным плагином.

FL STUDIO Mobile

Как загрузить, импортировать MIDI файлы?

Для начала перетащитe свои миди файлы в папку: Память телефона » FLM User Files » My MIDI. Затем откройте FL Mobile и на трековом микшере (стойка слева) на нужном инструменте (дорожке) нажмите и удерживайте значок «клавиши», далее всплывет меню настроек дорожки, там есть пункт Import MIDI Tracks.

Как вставить, загрузить сэмплы или mp3?

Перетащитe свои сэмплы, wav или mp3 файлы в папку: Память телефона » FLM User Files » My Samples. Затем откройте FL Mobile и внизу плейлиста есть кнопка «плюс», выбираете «Audio Clip», добавляется аудио дорожка. Кликайте по пустому месту и добавляете свои аудио файлы из нужной папки.

FL STUDIO Mobile

Что такое сайдчейн / Side-Chain?

Это способ управления какими-либо сигналом с помощью другого сигнала. Чаще всего под этим выражением понимается сайдчейн-компрессия, когда например бочка управляет басом, подавляя его, посредством компрессора, чтобы избежать конфликтов в нижних частотах.

В последнее время чаще используется сайдчейн посредством автоматизации громкости или частоты, рисуя кривую, при которой происходят изменения. Например, тот же бас или лид партия. И часто используют сайдчейн в виде «Эффект кача», когда инструменты играют громче тише, создавая эффект движения.

Как сделать сайдчейн Side-Chain в FL Mobile?

1. Плагин Autoduck - простыми манипуляциями ручек можно настроить эффект сайдчейн для прямого бита, если бит не ровный, этот вариант не подойдет.

2. Автоматизация громкости. Самый популярный способ. Добавляем на канал дорожки плагин «Leveller», нажимаешь на полоску громкости, то есть обозначаем ручку, далее внизу три точки и «Add automation track» и рисуем линию снизу вверх. (выше есть информация про автоматизацию).

3. Автоматизации частоты у эквалайзера. Еще один уникальный способ по избежанию конфликтов между инструментами, это автоматизация конкретной частоты, не весь сигнал приглушать, а только его часть, например нижние частоты у баса. Сделать автоматизацию ручки у эквалайзера, точно так же нажимаем на нужную ручку, далее три точки и «Add automation track» (видео ниже как это работает).

4. Автоматизацию громкости и частоты использовать вместе. Но в небольших количествах. Это придаст и движения инструменту вверх вниз и уберет конфликтующие частоты.

FL STUDIO Mobile

Как вырезать голос из трека, песни, бита? Оставить только голос или только музыку.

В идеале найти акапеллу, это чистый голос без музыки. Или минус, это только музыка без голоса артиста. В большинстве случаев их можно найти в интернете.

Если не удается найти, то воспользоваться:
iZotope FX 7 youtu.be/y6ykex4tKh4

Это плагин для FL Studio на ПК, который в пару кликов отделит голос артиста от трека, песни, бита. Таким образом вы можете отделить и оставить только вокал, или отделить и оставить только музыку.

FL STUDIO Mobile

Как увеличить громкость трека в FL Mobile?

Все очень просто, необходимо использовать лимитр (Limiter). Как правило, трек сводится на низкой громкости, для каких-то отдельных звуков, можно сделать погромче, чтобы услышать детали. Всегда делайте сводите трек так, чтобы у вас оставался запас громкости, не стоит делать трек с самого начала максимально громко. Ваш трек должен звучать не громче -8dB, чтобы был запас (Headroom) для дальнейшей обработки и увеличения общей громкости трека.

После того, как вы свели трек, на мастер канал добавляете Limiter. Для начала увеличиваем Threshold на -8dB. То есть ваш звук сжимается и увеличивается на +8dB. Послушайте как звучит ваш микс и потихоньку можно повышать больше, если в звук не добавляется никаких явных искажений. Главное не пережать и не сделать звук пластмассовым. Где-то в районе Threshold -10-12dB ваш трек должен за звучать. Ручку Output Gain на -0,3dB, так как при дальнейшей кодировки в mp3, происходят искажения, и некоторые пики могут выйти за -0dB. И появятся дополнительные трески.

По мимо этого низкие частоты очень чувствительны к таким подъемам. По этому могут возникать жуткие трески и хрипы.

Как избавиться от хрипов и тресков в треке при введении общей громкости трека?

На мастер канале, и на дорожках с басовыми инструментами (кик, бас, мид бас, жирные пэды), вырезайте эквалайзером в районе 30-40Hz. Этот шлак только портит звук и не несёт в себе никакой полезной информации. На не массовых инструментах лиды, плаки, пэды, смело можете резать от 200hz и выше. Если продолжает хрепеть нужно понизить громкость всей дорожки с басом и киком.

Для более ярких верхов, на эквалайзере перед лимитером, можно поднять на +2dB шельфом в районе 1,20kHz. И немного убавить на -1,4dB в районе 120Hz.

Итог. Чем больше вы сжимаете лимитером, тем больше общая громкость трека, но придется делать тише басовые инструменты. И не стоит очень сильно пережимать, так как может получится не естественный и пластмассовый звук.

Что такое лимитер есть инфа выше. И обязательно почитайте в интернете.

FL STUDIO Mobile

Как разогнать, ускорить, сделать быстрее хэты HiHats в FL Studio mobile?

Многие начинающие музыканты, в основном битмейкеры задаются вопросом как в приложении разогнать, ускорить хэты.

Все очень просто, как обычно добавляем драм секвенсор / Drum Sequencer (скрин 1).

В обычном режиме нельзя растянуть или уменьшить нотки ударных (скрин 2).

Для того что бы ускорить хэты в 2, 4, 6, 8 раз быстрее, нужно добавить дополнительный нотный трек «Add Notes Track» (скрин 3).

Теперь вы можете прописать хэты в виде нот, и уменьшать их размер в несколько раз. В этом треке ударные рисуете заново (скрин 4).

Не забываете что у нот есть привязка к сетке, ее можно менять в левом верхнем углу, нажав и удерживая магнит (скрин 5).

Можно удалить верхний трек, у вас останется только нотная дорожка, и прописать весь бит там. Или оставить нижний нотный трек и прописывать там только хэты или перкуссии, которые нужно делать быстрее (скрин 6).

FL STUDIO Mobile

Что такое AUX Effects Track?
Что такое AUX в Drum Sequencer?
И как с этим работать (скрин 1-2).

AUX Track — это как Send канал в настольной версии FL Studio. То есть, мы создаём эту дорожку, называем ее например «FX AUX Reverb», добавляем в стойку эффектов сам ревербератор, настраиваем, как нам удобно (скрин 3). И перенаправляет туда другую дорожку (скрин 4). Получается ваш звук идёт по изначальной дорожке, потом на AUX дорожку и поступает на мастер дорожку.

Для чего нужен AUX Effect Track?

Зачем AUX Track в драм секвенсоре?

Вы сделали партию ударных, нарисовали определенный рисунок. Затем хотите обработать различными эффектами, например реверберация, но для бочки, реверберация не нужна. Создаёте AUX канал, называете его Kick и перенаправляете из драм секвенсора на AUX Kick (скрин 5-6). Таким образом, в общей дорожке с ударными, все кроме бочки, будет под реверберацией. Или требуется сделать хлопок с большой реверберацией, чем остальные ударные. Так же, делаем AUX канал, называем его Clap. Перенаправляем Clap на AUX канал. И в этом канале добавляем реверберацию с длинным, жирным хвостом, готово. При этом не трогаем остальные инструменты.

FL STUDIO Mobile

Для чего нужен DirectWave инструмент?
Где взять Пианино, Скрипки, гитары?

DirectWave — Это сэмплер инструмент, который воспроизводит заранее заготовленные звуки, записанные в WAV или DWP формате (каждая клавиша, это отдельно записанный звук). Чаще всего сэмплеры используют для живых инструментов, гитары, пианино, скрипки, виолончели, трубы и другие оркестровые и симфонические инструменты. Так как синтезировать живой инструмент, практически не возможно. По мимо этого, сэмплеры воспроизводят и электронные звуки, то есть, саунд дизайнер создал определенный звук, например Bass, на одном из синтезаторов и сохранил каждую ноту в WAV файл. Затем, вы, не используя сложных синтезаторов, открываете DirectWave и выбираете готовый звук.

Плюсы сэмплеров в том, что таких звуков очень много, на разный вкус и цвет. Основной плюс это минимальное потребление вашего процессора. Так как это WAV файл, а не сложная настройка синтезатора, с различными волноформами, обработками, модуляциями и тд.

Минусы в том, что такие звуки мало управляемы, так как нельзя вернуться к редактированию исходного звука, поменять волну, настройки осциллятора и тд. То есть, пользуйтесь исключительно тем звуком, который есть. Тем не менее, характер звука, все таки можно поменять, применив различные FX обработки: хорус, фейзер, дисторшн, дэлей, реверберация и тд.

DirectWave в FL Mobile имеет пока небольшой функционал, при этом очень прост в использовании (скрин 1-2).

DirectWave воспросизводит файлы, формата DWP (DirectWave Presets), где в одном файле собраны все WAV ноты какого-то инструмента, то есть каждая клавиша, отдельный записанный звук. Но DirectWave воспроизводит и еденичные WAV звуки, что чаще всего встречается в интернете. И путем искусственного поднятия или понижения питча, меняет звук на ту ноту, клавишу, которую нажимаете.

Где бесплатно скачать WAV библиотеки инструментов для плагина DirectWave?

Ну и конечно поиск по интернету. Надеемся, вы усвоили что такое ромплер, для чего нужен DirectWave, более подробно почитайте в интернете и посмотрите видео на Ютубе.


Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.

Наслоение

Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.

Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.

Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».

Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.

Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).


Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.


При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».


Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.


Работа с вокалом

Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).



Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.


Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».



Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.

Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.

Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):


… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):


Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).


Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).

Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.

Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).

Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.

Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.



В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.


Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.


Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.


Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.

Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).


Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!

Headliner Music School

Этот материал в разы ускорит и облегчит создание музыки, но только когда вы попробуете всё на практике.

Как преподаватель по созданию музыки, я ежедневно сталкиваюсь с тем, как вы неэффективно используете FL Studio.

Чтобы облегчить вам жизнь и в разы ускорить работу в FL Studio, я пишу для вас эту статью.

В статье используются сокращения: ПКМ, ЛКМ, СКМ — это правая, левая и средняя кнопки мыши соответственно.
Средняя кнопка мыши — колёсико. Его можно не только крутить, но и нажимать.

По-умолчанию в FL-ке отключены удобные, ускоряющие работу функции. Для того, чтобы их включить, в меню Options (горячая клавиша F10), на вкладке Global, активируй «лампочку» Click'n'Hold Special Gesture Functions:


Открой Playlist (F5) или Piano Roll (F7), нарисуй клип или ноту, щёлкнув ЛКМ. Представь, что её нужно разрезать пополам.

Раньше для этого нужно было найти глазами панель инструментов в верхнем левом углу, перевести туда курсор, выбрать инструмент нарезки Slicer, вернуть мышь обратно и разрезать. А потом - снова все те же операции, чтобы поменять Slicer обратно на Кисточку.

А теперь можно прямо на месте, рядом с нотой или клипом нажать ПКМ по пустому месту и удерживать её нажатой, пока кисточка не превратится в Slicer. А дальше, не отпуская ПКМ, провести по клипу или ноте в том месте, где нужно разрезать. Отпускаешь ПКМ - Slicer снова становится Кисточкой.

Это очень ускоряет процесс нарезки сэмплов / паттернов / нот.

Двойной щелчок ПКМ по пустому месту в плейлисте / пиано ролл активирует инструмент Mute. Он позволяет заглушать отдельные клипы / ноты, если вы не хотите их удалять насовсем.

При этом, как и в предыдущем пункте, не обязательно выбирать инструмент Mute в панели инструментов. Всё делается прямо на месте. Удобно.


Если у вас нет MIDI-клавиатуры или она не подключена, можно использовать обычную печатную клавиатуру для игры на синтезаторах / сэмплерах (Ctrl+T или кнопка 1 на рисунке).

Нажимаешь шестерёнку в левом верхнем углу плагина и ставишь галочку Keep focus в разделе настроек:


Обычно мы записываем первоначальную идею в одном паттерне.

Чтобы разбить партии инструментов по отдельным паттернам, есть одна хитрая команда: Split by channel из контекстного меню списка паттернов.

То есть можно не заниматься рутинным вырезанием и вставкой партий в отдельные паттерны. Просто нажимаем Split by channel и уже в плейлисте расставляем получившиеся паттерны, чтобы трек развивался:


Точно так же можно одной комбинацией клавиш распределить инструменты по каналам микшера: Ctrl+Shift+L . Рекомендую перед этим сразу назвать и раскрасить инструменты, потому что они будут назначены на каналы микшера в том же порядке, с теми же названиями и цветами:


Удерживая Ctrl, можно обвести несколько нот/паттернов, чтобы их выделить. Не нужно менять инструмент «кисточка» на инструмент «выделение», просто удерживайте Ctrl и обводите.

Точно так же, нет нужды включать инструмент «лупа». Прокручивая колёсико мыши с зажатой клавишей Ctrl, можно уменьшить/увеличить масштаб там, где стоит курсор. В плейлисте можно ещё и вертикальный масштаб менять, удерживая Alt при прокрутке.

Если удерживать нажатыми клавиши Ctrl+Shift, можно выборочно выделять ноты, паттерны или каналы микшера. Или снимать выделение выборочно:

Когда хочешь назвать семпл по-другому, раскрасить канал микшера, переименовать паттерн или добавить картинку к названию инструмента, проще всего - щёлкнуть СКМ по названию.

Это работает где угодно в FL Studio. Позволяет переименовать, задать цвет и картинку любому инструменту / семплу / паттерну / плагину / каналу и т. п.

Для популярных инструментов - есть заготовки названий в левом нижнем углу текстового поля переименования.

Если сразу назвать и расставить инструменты, то потом можно двумя командами из пунктов 5 и 6, распределить их по каналам микшера и паттернам с теми же названиями.


Представьте: вы играли на MIDI- или компьютерной клавиатуре и получалось круто. Жаль, только, не записывалось. А повторить уже вряд ли получится. Знакомая ситуация?

Тогда загляни в меню Tools. Там имеются весьма полезные функции.Функция Dump Score Log To Selected Pattern возвращает в текущий паттерн запись всех MIDI-событий, которые происходили на протяжении от 2 минут до получаса назад. Круто?!


Хотите разгрузить процессор? Заходите в Tools --> Macros --> Switch Smart Disable For All Plugins. Теперь плагины будут включаться только во время их использования.

Хватаешься за голову от хаоса в проекте? Руки опускаются при попытках всё это упорядочить? Давай удалим семплы, которые не участвуют в аранжировке.

Функция Tools --> Macros -->Select Unused Channels выделит всё, что отсутствует в плейлисте, но занимает место в стойке инструментов. Теперь можно удалить выделенные инструменты из стойки с помощью Alt+Delete.


Edison записывает звук с канала микшера. Можно записывать голос с микрофона или семплировать игру на синтезаторе.

Чтобы быстро добавить Edison, уже готовый к записи, открой микшер (F9), выдели канал микшера и нажми Shift+E. Теперь осталось лишь нажать Play в транспортной панели сверху (общей, а не в эдиссоне), а после записи — отключить красную кнопку Record в Edison.


Помните кнопку, которая превращает печатную клавиатуру в MIDI-клавиатуру? Нажмите по ней ПКМ и откроется меню выбора ладов/аккордов. Выберите, к примеру, блюзовый лад или арабский.

Нажимайте всё подряд, любые клавиши на компьютерной клавиатуре. Все ноты будут попадать именно в выбранный лад. Удивительно, но вы не сможете ошибиться! Это очень облегчает создание мелодий и живые выступления.

В режиме major chordmap или minor chordmap вы нажимаете одну клавишу, а играет - аккорд, даже если вы не учили сольфеджио и не умеете строить аккорды. Полезно, когда сочиняешь последовательность аккордов.

Найдите всего 4 клавиши, которые красиво следуют друг за другом, причём так, чтобы за последним снова хотелось услышать первый. И получите красивую гармонию.

Несколько раз повторите эту последовательность. А записать нотами сыгранную живьём последовательность поможет пункт 10 этой статьи!

Используйте функции Piano Roll для автоматического создания арпеджио, быстрой нарезки ритмических рисунков, выравнивания и т. д. Меню с этими функциями открывается кнопкой гаечным ключом.

К примеру, вы записали 4 аккорда. Теперь их можно быстро нарезать в произвольном ритме с помощью комбинации Alt+U или превратить с помощью Alt+A в арпеджио. После чего ноты окажутся сгруппированными, но это не беда — комбинация Alt+G поможет разгруппировать их.

Автоматическое выравнивание нот по сетке (квантизация) включается тоже из этого меню (Alt+Q). Кстати, горячие клавиши можно всегда подсмотреть в этом меню и старайтесь использовать именно их. Эта привычка ускоряет рабочий процесс.

Если требуется быстро дотянуть все ноты друг до друга, воспользуйтесь функцией Legato из этого же меню (Ctrl+L). Удерживайте Shift для того, чтобы быстро двигать границу между двумя (и более) нотами. Вместо 4 действий (выделить, сократить, выделить, переместить), вы делаете всего одно движение.

Чтобы изменить общую громкость нескольких нот, не меняя соотношения громкостей между нотами внутри этой группы, нажмите Alt+X.


Это далеко не полный перечень фишек и хитростей, применяемых в FL Studio для быстрого воплощения самых смелых музыкальных идей.

В следующей статье я раскрою ещё 15 секретных фишек и приёмов работы, которыми обычно делюсь только со своими учениками.

Кстати! Если хочешь действительно совершить прорыв в написании музыки, прокачать и вывести на новый уровень своё звучание, изучить саунддизайн, сведение, мастеринг и даже научиться монетизировать творчество и сделать работу со звуком своей профессией, я с радостью научу всему, что знаю и умею сам. Вне зависимости от жанра музыки, возраста и опыта.

Просто запишись на пробный индивидуальный урок со мной в студии (если вы из СПб) или по Skype / Zoom, если вы из другого города.

Подписывайся на этот блог, чтобы не пропустить следующую часть этой статьи

Читайте также: