Как пропустить пустые строки в excel формула

Обновлено: 04.07.2024

Имеем диапазон ячеек с данными, в котором есть пустые ячейки:

Задача - удалить пустые ячейки, оставив только ячейки с информацией.

Способ 1. Грубо и быстро

  1. Выделяем исходный диапазон
  2. Жмем клавишу F5, далее кнопка Выделить(Special) . В открывшмся окне выбираем Пустые ячейки(Blanks) и жмем ОК.

delete_blanks3.jpg

Способ 2. Формула массива

Для упрощения дадим нашим рабочим диапазонам имена, используя Диспетчер Имен (Name Manager) на вкладке Формулы (Formulas) или - в Excel 2003 и старше - меню Вставка - Имя - Присвоить (Insert - Name - Define)

Диапазону B3:B10 даем имя ЕстьПустые, диапазону D3:D10 - НетПустых. Диапазоны должны быть строго одного размера, а расположены могут быть где угодно относительно друг друга.

Теперь выделим первую ячейку второго диапазона (D3) и введем в нее такую страшноватую формулу:

В английской версии это будет:
=IF(ROW()-ROW(НетПустых)+1>ROWS(ЕстьПустые)-COUNTBLANK(ЕстьПустые),"",INDIRECT(ADDRESS(SMALL((IF(ЕстьПустые<>"",ROW(ЕстьПустые),ROW()+ROWS(ЕстьПустые))),ROW()-ROW(НетПустых)+1),COLUMN(ЕстьПустые),4)))

Причем ввести ее надо как формулу массива, т.е. после вставки нажать не Enter (как обычно), а Ctrl+Shift+Enter. Теперь формулу можно скопировать вниз, используя автозаполнение (потянуть за черный крестик в правом нижнем углу ячейки) - и мы получим исходный диапазон, но без пустых ячеек:

Способ 3. Пользовательская функция на VBA

Если есть подозрение, что вам часто придется повторять процедуру удаления пустых ячеек из диапазонов, то лучше один раз добавить в стандартный набор свою функцию для удаления пустых ячеек, и пользоваться ей во всех последующих случаях.

Для этого откройте редактор Visual Basic (ALT+F11), вставьте новый пустой модуль (меню Insert - Module) и скопируйте туда текст этой функции:

Не забудьте сохранить файл и вернитесь из редактора Visual Basic в Excel. Чтобы использовать эту функцию в нашем примере:

Если список значений содержит пропуски (пустые ячейки), то это может существенно затруднить его дальнейший анализ. С помощью формул уберем пустые ячейки из колонки с данными. Также напишем формулу, чтобы удалить нули из списка значений. В конце статьи научимся удалять вообще любое заданное значение из списка: символ, число, текстовую строку.

Пусть имеется список с пустыми ячейками (столбец А ).


Задача

Убрать пустые ячейки из списка, сформировав формулами список в соседнем столбце. То есть под словом "убрать" будем понимать не удаление значения из исходного списка, а формирование еще одного списка, но уже без лишних символов. Чтобы действительно убрать значения из списка нужно использовать макросы - программу на VBA.

Решение

Для избавления от пустых ячеек запишем в ячейке B2 формулу массива и скопируем ее вниз (см. файл примера): =ЕСЛИОШИБКА(ДВССЫЛ("A"&НАИМЕНЬШИЙ(ЕСЛИ(ЕПУСТО($A$2:$A$14);"";СТРОКА($A$2:$A$14));СТРОКА(A1)));"")

Получим в соседнем столбце B список со значениями из исходого, но уже без пропусков. Формула работает одинакового и для текстовых значений и для чисел. Алгоритм работы формулы следующий:

  • ЕСЛИ(ЕПУСТО($A$2:$A$14);"";СТРОКА($A$2:$A$14)) – если ячейка не пуста, то эта часть формулы возвращает номер строки. То есть формируется массив номеров строк, НЕ содержащих пустоты На месте пустых ячеек в массиве будет символ "" (пустой текст), но можно его заменить в формуле на любую текстовую строку, например "ккк". Проверить результат можно выделив эту часть формулы и нажав клавишу F9 ;
  • Функция НАИМЕНЬШИЙ() сортирует массив строк по возрастанию. В сортированном списке сначала будут идти номера строк затем значения "", т.к. в EXCEL считается, что любое текстовое значение больше любого числа (значение пустой текст - текстовое значение);
  • Далее для функции ДВССЫЛ() формируются адреса ячеек с непустыми значениями. Например, ДВССЫЛ("A"&2) возвращает значение из ячейки А2 . Для пустых ячеек будет формироваться ошибочные адреса ячеек, состоящие только из символа А. Это вызовет ошибку после применения функции ДВССЫЛ();
  • Функция ЕСЛИОШИБКА() вместо ошибки будет возвращать "". Этот символ не отображается в ячейке и ячейка выглядит пустой.

На самом деле в соседнем столбце B список будет отличаться не только тем, что в нем значения будут идти подряд без пропусков. Если в исходном списке пустые ячейки действительно не содержали ничего, то в новом списке в пустых ячейках будут значения Пустой текст "". Хотя внешний вид пустых ячеек из обоих списков будет неотличим, но формулы увидят разницу. То есть, если Вы планируете делать дальнейшие манипуляции с новым списком, то имейте ввиду, что теперь пустые ячейки в конце списка теперь не совсем пусты - они содержат текстовое значение "". Подробнее про это специфическое значение читайте здесь .

Изменим немного формулу: =ЕСЛИОШИБКА(НАИМЕНЬШИЙ(ЕСЛИ( ЕПУСТО($A$2:$A$14);"";$A$2:$A$14);СТРОКА(A1));"")

Получим тот же список, но еще и сортированный по возрастанию (работает только для чисел).


Список также можно сформировать в столбце С другой формулой массива :

СписокСпропусками в формуле - это динамический диапазон , который образован формулой:

Длину списка с пропусками можно вычислить с помощью формулы:

СОВЕТ:

Для удаления и выделения пустых строк и ячеек традиционными средствами EXCEL, пользуйтесь идеями из статей Удаляем пустые строки в таблице и Выделение группы ячеек . О том, что EXCEL понимает под пустыми ячейками, читайте в статье Подсчет пустых ячеек .

Удаляем заданные символы из списка

Часто в списке присутствуют ненужные для дальнейшего анализа значения, например 0 (нуль).

Немного модернизировав вышеуказанную формулу получим универсальный подход для удаления вообще любого символа, числа или текстовой строки из исходного списка (см. файл примера, в котором на листе Произвольный символ приведена универсальнаяформула).

Пусть исходный список находится в диапазоне A12:A24, а в ячейке B6 содержится значение которое нужно удалить из ячеек списка.

Единственным отличием является выражение $A$12:$A$24=$B$6, которое заменило формулу с ЕПУСТО(. )

Теперь если значение в исходном списке не равно искомому значению, то вместо него будет выведено значение "" (в конце списка).

Часто, особенно при импорте данных в EXCEL, на листе могут формироваться таблицы с ПОЛНОСТЬЮ пустыми строками. Научимся быстро удалять эти ненужные строки, которые в дальнейшем могут затруднить работу с таблицей.

Представим, что у нас есть таблица с какими-то значениями, в которой есть полностью пустые строки.


Приведем методы, которые используются при удалении пустых строк. Зачем нужно удалять пустые строки можно прочитать в статье Советы по построению таблиц .

Сортировка

Самым простым способом удаления пустых строк является сортировка таблицы: выделяем диапазон, в котором содержится таблица ( А2:C17 ), затем вызываем команду меню Данные/ Сортировка и фильтр/ Сортировка от минимального к максимальному или просто /Сортировка .


При сортировке таблиц с несколькими столбцами нужно быть осторожным, чтобы ячейки не перескочили из своих строк в другие. Поэтому, для сортировки нужно выделять всю таблицу. После сортировки по возрастанию пустые строки окажутся внизу таблицы.

Если важен порядок строк до сортировки, то перед сортировкой нужно создать столбец с порядковой нумерацией строк, а после удаления пустых строк, заново отсортировать таблицу уже по этому столбцу.

Фильтр

Для нахождения пустых ячеек можно также воспользоваться Фильтром ( Главная/ Редактирование/ Сортировка и фильтр/ Фильтр ). Выбираем подходящий столбец, отображаем только пустые ячейки, выделяем строки не содержащие данных и удаляем их.

Выделение группы ячеек

Другим способом выделения пустых ячеек является использование инструмента Выделение группы ячеек .

  • выделяем диапазон А2:C17 ;
  • выбираем пункт меню Главная/ Редактирование/ Найти и выделить/ Выделение группы ячеек… ,


  • выберите пункт пустые ячейки в разделе Выделить ;


  • далее нажимаем маленькую стрелочку в меню Главная/ Ячейки/ Удалить ;
  • выберем Удалить ячейки (удалить ячейки, со сдвигом вверх) .

СОВЕТ: Стоит помнить, что ячейки, содержащие формулы (даже если это ссылки на пустые ячейки), не считаются пустыми по определению.

Рассмотрим диапазон значений, в который регулярно заносятся новые данные.


Диапазон без пропусков и начиная с первой строки

В случае, если в столбце значения вводятся, начиная с первой строки и без пропусков, то определить номер строки последней заполненной ячейки можно формулой: =СЧЁТЗ(A:A))

Формула работает для числовых и текстовых диапазонов (см. Файл примера )

Значение из последней заполненной ячейки в столбце выведем с помощью функции ИНДЕКС() : =ИНДЕКС(A:A;СЧЁТЗ(A:A))

Ссылки на целые столбцы и строки достаточно ресурсоемки и могут замедлить пересчет листа. Если есть уверенность, что при вводе значений пользователь не выйдет за границы определенного диапазона, то лучше указать ссылку на диапазон, а не на столбец. В этом случае формула будет выглядеть так: =ИНДЕКС(A1:A20;СЧЁТЗ(A1:A20))

Диапазон без пропусков в любом месте листа

Если список, в который вводятся значения расположен в диапазоне E8:E30 (т.е. не начинается с первой строки), то формулу для определения номера строки последней заполненной ячейки можно записать следующим образом: =СЧЁТЗ(E9:E30)+СТРОКА(E8)

Формула СТРОКА(E8) возвращает номер строки заголовка списка. Значение из последней заполненной ячейки списка выведем с помощью функции ИНДЕКС() : =ИНДЕКС(E9:E30;СЧЁТЗ(E9:E30))


Диапазон с пропусками (числа)

В случае наличия пропусков (пустых строк) в столбце, функция СЧЕТЗ() будет возвращать неправильный (уменьшенный) номер строки: оно и понятно, ведь эта функция подсчитывает только значения и не учитывает пустые ячейки.

Если диапазон заполняется числовыми значениями, то для определения номера строки последней заполненной ячейки можно использовать формулу =ПОИСКПОЗ(1E+306;A:A;1) . Пустые ячейки и текстовые значения игнорируются.

Так как в качестве просматриваемого массива указан целый столбец ( A:A ), то функция ПОИСКПОЗ() вернет номер последней заполненной строки. Функция ПОИСКПОЗ() (с третьим параметром =1) находит позицию наибольшего значения, которое меньше или равно значению первого аргумента (1E+306). Правда, для этого требуется, чтобы массив был отсортирован по возрастанию. Если он не отсортирован, то эта функция возвращает позицию последней заполненной строки столбца, т.е. то, что нам нужно.


Чтобы вернуть значение в последней заполненной ячейке списка, расположенного в диапазоне A2:A20 , можно использовать формулу: =ИНДЕКС(A2:A20;ПОИСКПОЗ(1E+306;A2:A20;1))

Диапазон с пропусками (текст)

В случае необходимости определения номера строки последнего текстового значения (также при наличии пропусков), формулу нужно переделать: =ПОИСКПОЗ("*";$A:$A;-1)

Пустые ячейки, числа и текстовое значение Пустой текст ("") игнорируются.

Диапазон с пропусками (текст и числа)

Если столбец содержит и текстовые и числовые значения , то для определения номера строки последней заполненной ячейки можно предложить универсальное решение: =МАКС(ЕСЛИОШИБКА(ПОИСКПОЗ("*";$A:$A;-1);0); ЕСЛИОШИБКА(ПОИСКПОЗ(1E+306;$A:$A;1);0))

Функция ЕСЛИОШИБКА() нужна для подавления ошибки возникающей, если столбец A содержит только текстовые или только числовые значения.

Другим универсальным решением является формула массива : =МАКС(СТРОКА(A1:A20)*(A1:A20<>""))

После ввода формулы массива нужно нажать CTRL + SHIFT + ENTER . Предполагается, что значения вводятся в диапазон A1:A20 . Лучше задать фиксированный диапазон для поиска, т.к. использование в формулах массива ссылок на целые строки или столбцы является достаточно ресурсоемкой задачей.

Значение из последней заполненной ячейки, в этом случае, выведем с помощью функции ДВССЫЛ() : =ДВССЫЛ("A"&МАКС(СТРОКА(A1:A20)*(A1:A20<>"")))

Как обычно, после ввода формулы массива нужно нажать CTRL + SHIFT + ENTER вместо ENTER .

СОВЕТ: Как видно, наличие пропусков в диапазоне существенно усложняет подсчет. Поэтому имеет смысл при заполнении и проектировании таблиц придерживаться правил приведенных в статье Советы по построению таблиц .

Читайте также: