Как сгладить ребра в автокаде

Обновлено: 08.07.2024


Автор:

Допускается выбор и изменение кромок (ребер) на 3D теле или поверхности.

Перемещение, поворот и масштабирование ребер

Перемещение, поворот и масштабирование ребер тел и кромок 3D поверхностей с помощью ручек, гизмо и команд.


кубы с переносом, поворотом и масштабированием ребер

Команды ПЕРЕНЕСТИ, ПОВЕРНУТЬ и МАСШТАБ можно использовать для редактирования ребер на 3D-телах и кромок на поверхностях точно так же, как для любого другого объекта. Чтобы выбрать ребро, нажмите и удерживайте нажатой клавишу CTRL.

Когда выполняется перемещение, поворот или масштабирование ребра твердотельного 3D-примитива, удаляется журнал (история) этого элементарного тела. После этого тело более не является элементарным и им больше нельзя управлять с помощью ручек и палитры свойств.

Ребра на областях можно выбирать, но при этом не отображаются ручки. Эти ребра также можно переносить, поворачивать и масштабировать.

Режимы изменения ребер

Для циклического перебора режимов изменения нажмите клавишу CTRL при перетаскивании ребра.


  • Удлинение смежных граней. При переносе, повороте или масштабировании ребра без нажатия клавиши CTRL длина грани и ее вершины сохраняются неизменными. Но плоскости смежных граней могут быть изменены.
  • Перенос ребра. При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых однократным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро изменяется отдельно от своих вершин. Поверхности смежных граней сохраняются, но длина измененного ребра может измениться.
  • Разрешение триангуляции. При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых двукратным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро и его вершины изменяются. (То же самое получилось бы, если бы клавишу CTRL вообще не нажимали.) Но если смежные грани более не являются плоскими, выполняется их триангуляция (разделение на две или несколько плоских треугольных граней).

Если клавиша CTRL нажимается и отпускается в третий раз, восстанавливается первый параметр изменения (как если бы клавиша CTRL не нажималась).

Совет: Вместо нажатия клавиши CTRL для циклического перебора параметров изменения ребра наведите курсор на ручку ребра для отображения многофункционального меню ручки.

Удаление ребер

Ребра, полностью разделяющие две компланарные грани, можно удалить одним из следующих способов:

  • Выберите ребро и нажмите DELETE.
  • Выберите ребро и введите команду СТЕРЕТЬ.

Операции формирования сопряжений и фасок для 3D тел

Скругление, сопряжение или скос ребер 3D-тел выполняется с использованием команд СОПРЯЖЕНИЕКРОМКИ и ФАСКАКРОМКИ.

С помощью ручек сопряжения и фаски можно изменить радиус сопряжения или длину фаски. Используемое по умолчанию значение радиуса сопряжения определяется системной переменной FILLETRAD3D.

Совет: Используйте параметр Цепь команды СОПРЯЖЕНИЕКРОМКИ, чтобы выбрать только ребра, расположенные по касательной.

Изменение цвета ребер

Для изменения цвета ребра в 3D-объекте выберите ребро и измените свойство "Цвет" в палитре свойств.

Копирование ребер

Имеется возможность индивидуального копирования ребер 3D тел. В результате копирования образуются отрезки, дуги, круги, эллипсы или сплайны.


Если указать две точки, первая будет использоваться как базовая точка и одна копия будет размещена относительно базовой точки. Если задать одну точку и нажать клавишу ENTER, то начальная выбранная точка используется как базовая. Следующая точка используется как точка смещения.


Автор:

Редактирование граней и ребер 3D тел.

С гранями можно выполнять следующие действия: выдавливать, переносить, смещать, сводить на конус, копировать, удалять, а также назначать им цвета и материалы. Кроме того, можно копировать ребра и назначать им цвета. С 3D твердотельным объектом целиком (телом) можно выполнять следующие действия: клеймить, разделять, заключать в оболочку, очищать и проверять адекватность.

С объектами-сетями использовать команду РЕДТЕЛ нельзя. Но если выбрать замкнутый объект-сеть, выводится запрос на его преобразование в 3D тело.

Отображаются следующие запросы.

Грань

Изменение выбранных граней 3D тела путем выдавливания, переноса, поворота, смещения, сведения на конус, удаления, копирования или изменения цвета.

Грань: Выдавить

Продолжение грани 3D тела в направлении оси X, Y или Z. Форму объекта можно изменить путем переноса его граней.


  • Выбрать грани. Указывает, какие грани подлежат изменению.

Исключение ранее выбранных граней из набора.

  • Удалить грани. Удаление выбранной грани из объекта-тела.

Отменяет выбор граней, добавленных в набор последними, и вновь выводит запрос.


Добавление выбранных граней в набор.


Выбор всех граней и добавление их в набор.


  • Выбрать грани. Выбор конкретных граней (а не всех вместе).

Задание направления и глубины выдавливания. Ввод положительного числа вызывает выдавливание в направлении нормали. Ввод отрицательного числа вызывает выдавливание в направлении, противоположном нормали.

    Угол сужения при выдавливании. Устанавливает угол от -90 до +90 градусов.


Положительное значение угла сужения соответствует уменьшению объема тела; отрицательное значение — увеличению объема. По умолчанию угол сужения равен 0, и грань выдавливается перпендикулярно своей плоскости без изменения размеров. Все грани, входящие в набор, сужаются на одинаковую величину. Задание слишком больших значений угла сужения или глубины выдавливания может привести к тому, что грань сузится до нуля, не достигнув заданной глубины.

Установка режима выдавливания вдоль траектории (выбранной линии или кривой). Все контуры, связанные с выбранной гранью, выдавливаются согласно направлению и длине траектории.

    Выбор траектории выдавливания.


Траекториями могут служить отрезки, круги, дуги, эллипсы, эллиптические дуги, полилинии и сплайны. Траектория не должна лежать в одной плоскости с выдавливаемым объектом и не должна иметь участков с большой кривизной.

Выдавленная грань начинается в плоскости профиля и заканчивается в плоскости, перпендикулярной траектории в ее конечной точке. Одна из конечных точек траектории должна лежать на плоскости профиля; в противном случае траектория перемещается в центр профиля.

Если траектория представляет собой сплайн, он должен быть перпендикулярен плоскости выдавливаемой грани в одной из конечных точек. В противном случае профиль поворачивается до тех пор, пока он не будет перпендикулярен сплайновой траектории. Если одна из конечных точек сплайна лежит в плоскости грани, эта грань поворачивается вокруг этой точки; в противном случае сплайновая траектория перемещается в центр профиля, и профили поворачиваются вокруг ее центра.

Если в траектории имеется излом, программа выполняет выдавливание объекта в направлении каждого сегмента, а затем выполняет в месте соединения скос в плоскости, делящей пополам угол между сегментами. Если излом траектории находится в месте ее замыкания, контур должен лежать в плоскости скашивания. Только в этом случае начальное и конечное сечения тела будут совпадать. Если профиль не лежит в плоскости скашивания, он будет поворачиваться до тех пор, пока не окажется в плоскости скашивания.

Грань: Перенести

Перенос выбранных граней 3D тела на заданное расстояние. Допускается одновременный выбор нескольких граней.


Форму объекта можно изменить путем переноса его граней. Этот параметр рекомендуется использовать для незначительной регулировки.

Выбор грани, подлежащей переносу.

  • Базовая точка смещения.Указание базовой точки для переноса. Если указана одна точка (обычно она задается координатами), а затем нажата клавиша ВВОД, точка используется в качестве нового местоположения.
  • Вторая точка смещения. Установка вектора смещения, который определяет дальность и направление переноса выбранной грани.

Грань: Повернуть

Поворот одной или нескольких граней (или других элементов тела) вокруг заданной оси.

Форму объекта можно изменить путем поворота его граней. Этот параметр рекомендуется использовать для незначительной регулировки.

Выбрать грани (повернуть)

Поворот грани в соответствии с заданным углом и относительно указанной оси.

В области рисования выберите одну или несколько граней.

Точка на оси, 2Точки

Задание двух точек определяет ось вращения.

Если нажать ВВОД в ответ на основной запрос опции, выдаются все приведенные ниже запросы. Если в ответ на главную подсказку команды указать точку, первый запрос из приведенной ниже последовательности опускается:

  • Первая точка на оси поворота. Устанавливает первую точку на оси вращения.
  • Вторая точка на оси поворота. Устанавливает вторую точку на оси.

Совмещение оси вращения с существующим объектом. Можно выбрать объект любого из следующих типов:

  • Отрезок: Совмещает ось с выбранным отрезком.
  • Круг: Совмещает ось с 3D осью круга (линией, перпендикулярной к плоскости круга и проходящей через центр круга).
  • Дуга: Совмещает ось с 3D осью дуги (линией, перпендикулярной к плоскости дуги и проходящей через центр дуги).
  • Эллипс: Совмещает ось с 3D осью эллипса (линией, перпендикулярной к плоскости эллипса и проходящей через центр эллипса).
  • 2D полилиния: Совмещает ось с 3D осью, образованной начальной и конечной точками полилинии.
  • 3D полилиния: Совмещает ось с 3D осью, образованной начальной и конечной точками полилинии.
  • Сплайн: Совмещает ось с 3D осью, образованной начальной и конечной точками сплайна.

Совмещает ось поворота с направлением взгляда на текущем видовом экране.

Ось X, ось Y, ось Z

Совмещение оси вращения с одной из осей (X, Y или Z), проходящей через выбранную точку.

Начальная точка вращения

Установка точки вращения.

Определяет угол поворота объекта вокруг заданной оси.

Задание опорного и нового углов.

  • Опорный (начальный) угол. Установка начальной точки угла.
  • Конечный угол. Установка конечной точки угла. Объект поворачивается на угол, равный разности конечного и начального углов.

Грань: Смещение

Равномерное смещение граней на заданное расстояние или так, чтобы они проходили через указанную точку. Положительное значение увеличивает размеры или объем тела. Отрицательное значение уменьшает размеры или объем тела.

Выбрать грани (смещение)

Указание граней, подлежащих смещению.

Размер отверстий, имеющихся внутри объекта-тела, при его смещении уменьшается, в то время как объем тела увеличивается.


  • Задать расстояние смещения. Положительное значение смещения вызывает увеличение размеров тела, отрицательное значение - уменьшение его размеров.

Грань: Конус

Сведение граней 3D тела на конус, имеющий заданный угол. Ось, относительно которой создается конусность, определяется последовательностью указания базовой и второй точек вектора.


Ввод положительного значения приводит к образованию вогнутого конуса из грани, а при вводе отрицательного значения конус будет выпуклым. По умолчанию угол сужения равен 0, и грань выдавливается перпендикулярно своей плоскости без изменения размеров. Все грани, входящие в набор, сужаются на одинаковую величину.

Выбрать грани (конус)

Указание граней, подлежащих сведению на конус, и установка угла сужения конуса.

  • Базовая точка. Установка первой точки, определяющей плоскость.
  • Вторая точка на оси сужения. Установка ориентации оси, определяющей направление конуса.
  • Угол конуса. Указание угла от -90 до +90 градусов, определяющего отклонение конуса от оси.

Грань: Удалить

Удаление граней (в том числе полученных в результате построения фасок и сопряжений).

Этот параметр используется для удаления и последующего изменения ребер, имеющих фаски и сопряжения. Грань не удаляется, если в результате такого удаления образуется недопустимое 3D тело.


Выбор грани, подлежащей удалению. Грань должна быть расположена так, чтобы после ее удаления пустое место могло быть заполнено окружающими гранями.

Грань: Копировать

Копирование граней; результат может представлять собой области или тела ACIS. Если указаны две точки, РЕДТЕЛ использует первую точку в качестве базовой и размещает копию относительно нее. Если указать одну точку (обычно она задается координатами) и нажать клавишу ВВОД, эта точка будет использована командой РЕДТЕЛ в качестве нового местоположения.

Создание нового объекта, ориентация и профиль которого повторяют ориентацию и профиль исходной грани. Получившуюся в результате фигуру можно использовать в качестве основы для создания нового 3D тела.

Выбрать грани (копировать)

Выбор грани, подлежащей копированию.

  • Базовая точка или смещение. Установка первой точки, определяющей расстояние и направление расположения грани-копии (смещение).
  • Вторая точка смещения. Установка второй точки смещения.

Грань: Цвет

Изменение цвета граней.

Цветные грани можно использовать для выделения отдельных деталей сложной модели, представленной 3D телом.

Выбрать грани (цвет)

Указание граней, подлежащих изменению. Откроется диалоговое окно "Выбор цвета".

Грань: Материал

Задает материал для выбранных граней.

Выбрать грани (материал)

Указание граней, подлежащих изменению. Откроется диалоговое окно "Выбор цвета".

  • Новое имя материала. Введите имя материала, назначаемого выбранной грани. (Чтобы узнать имя материала, нужно открыть окно "Материалы" и выбрать структуру материала, тогда результат отобразится в поле "Имя").
  • ПоСлою. Назначение материала на основе назначения слоя.

Грань: Отменить

Отмена последнего действия, выполненного командой РЕДТЕЛ. Последовательным вызовом нескольких опций отмены можно вернуть тело в состояние, которое оно имело в момент вызова команды.

Грань: Выход

Выход из режима редактирования тела как целого и возврат к запросу "Задайте параметр редактирования тела".

Ребро

Редактирование ребер твердотельных объектов путем изменения их цвета и копирования.

Ребро: Копировать

Копирование выбранных ребер 3D тела как 2D дуг, кругов, эллипсов, отрезков или сплайнов.


При этом сохраняется угол ребра, которое пользователь может изменять, растягивать и создавать на основе извлеченного ребра новую геометрию.

Эта команда предоставляет способ внесения изменений, растяжений и создания новых 3D тел на основе отдельного ребра.

Указание ребер, подлежащих копированию. Выберите кромку, щелкнув на ней и удерживая нажатой клавишу Ctrrl. Затем задайте смещение:

  • Базовая точка смещения. Установка первой точки для определения местоположения нового объекта.
  • Вторая точка смещения. Установка относительного направления и расстояния для размещения нового объекта.

Отмена выбора ребер, последними добавленных в набор. Отображается предыдущий запрос. Если все ребра удалены, отобразится следующая подсказка.

Исключение ранее выбранных ребер из набора. Вновь выводится приглашение.

Добавление ребер в набор.

Ребро: Цвет

Изменение цвета отдельных ребер объекта 3D тела.

Выбрать ребра (цвет)

Цветные ребра можно использовать для выделения пересечений, взаимодействий или критических зазоров.

Выберите ребро, щелкнув на нем и удерживая нажатой клавишу Ctrrl.

Ребро: Отменить

Отмена последнего действия, выполненного командой РЕДТЕЛ. Последовательным вызовом нескольких опций отмены можно вернуть тело в состояние, которое оно имело в момент вызова команды.

Ребро: Выход

Выход из режима редактирования тела как целого и возврат к запросу "Задайте параметр редактирования тела".

Тело ACIS

Позволяет редактировать тело как целое путем клеймения его объектами, разделения на несколько тел, преобразования в оболочку, упрощения и проверки.

Тело: Клеймить

Клеймение выбранного тела другим объектом. Для того, чтобы операция была успешной, необходимо наличие пересечения клеймящего объекта и грани (граней) выбранного тела. Клеймение может быть применено к следующим объектам: дуги, круги, отрезки, 2D и 3D полилинии, эллипсы, сплайны, области, тела и 3D тела.

  • Выбрать 3D тело.Указание 3D тела, на котором будет выполнено клеймо.
  • Выберите клеймящий объект. Указание объекта, перекрывающего первый выбранный объект.
  • Удалить исходный объект. Выбор режима удаления клеймящего объекта после завершения операции клеймения.

Тело: Разделить

Разделение 3D тел, занимающих несколько несвязанных замкнутых объемов в пространстве (иногда их называют упрощенными телами), на отдельные тела. Получить несвязанные замкнутые объемы можно путем сочетания отдельных объектов-тел с помощью операции объединения (ОБЪЕДИНЕНИЕ).

Операция объединения или вычитания может привести к построению одного 3D тела, состоящего из нескольких непрерывных объемов. Эти объемы можно разделить на независимые 3D тела.

Прим.: Функция разделения не действует на тела (полученные в результате логических операций), части которых обладают общим объемом.

Указание объекта 3D тела, подлежащего разделению. Выберите ребро, щелкнув на нем и удерживая нажатой клавишу Ctrrl.

Тело: Оболочка

Преобразование тел в тонкостенные оболочки заданной толщины. Толщина всех стенок одинакова. Имеется возможность исключения отдельных граней исходного тела из оболочки. Преобразовать тело в оболочку можно только один раз. Новые грани создаются с помощью смещения существующих граней наружу от их исходных позиций.

Рекомендуется перед преобразованием 3D тела в оболочку создать копию этого тела. Таким образом, если необходимо внести значительные изменения, можно взять исходную версию тела и снова преобразовать его в оболочку.


Указание 3D тела.

  • Удалить грани. Указание подобъектов-граней, которые надлежит удалить при преобразовании объекта в оболочку.
  • Отменить. Отмена последнего действия.
  • Добавить. Нажмите клавишу Ctrl+щелчок мышью на ребре, чтобы указать, какие грани необходимо сохранить.
  • Все. Временный выбор всех граней для удаления. Затем можно использовать команду "Добавить" для добавления граней, которые необходимо сохранить.

Указывается размер смещения. Чтобы создать оболочку по внутреннему контуру тела, задайте положительное значение. Для создания оболочки по внешнему контуру задайте отрицательное значение.

Тело: Очистить

Слияние смежных ребер или вершин, лежащих на одной поверхности или кривой. Удаление всех избыточных ребер и вершин, а также неиспользуемой геометрии. Клейменные ребра не удаляются.

В необычных обстоятельствах этот параметр выполняет слияние смежных ребер или вершин, лежащих на одной поверхности или кривой.


Указание объекта 3D тела, для которого требуется выполнить операцию очистки.

Тело: Проверить

Проверяет 3D-тело на корректность независимо от значения переменной SOLIDCHECK.

    Выбрать 3D объект (проверить). Указание объекта 3D тела, который надлежит проверить. Если объект корректен, отображается следующая подсказка:

Объект является корректным телом ShapeManager.

Этот параметр используется как отладочный инструмент, позволяющий сравнивать стадии в высокосложной модели 3D тела.

Тело: Отменить

Отмена операции редактирования.

Тело: Выход

Выход из режима редактирования тела как целого и возврат к запросу "Задайте параметр редактирования тела".

Автор:

Допускается выбор и изменение кромок (ребер) на 3D теле или поверхности.

Перемещение, поворот и масштабирование ребер

Перемещение, поворот и масштабирование ребер тел и кромок 3D поверхностей с помощью ручек, гизмо и команд.


кубы с переносом, поворотом и масштабированием ребер

Команды ПЕРЕНЕСТИ, ПОВЕРНУТЬ и МАСШТАБ можно использовать для редактирования ребер на 3D-телах и кромок на поверхностях точно так же, как для любого другого объекта. Чтобы выбрать ребро, нажмите и удерживайте нажатой клавишу CTRL.

Когда выполняется перемещение, поворот или масштабирование ребра твердотельного 3D-примитива, удаляется журнал (история) этого элементарного тела. После этого тело более не является элементарным и им больше нельзя управлять с помощью ручек и палитры свойств.

Ребра на областях можно выбирать, но при этом не отображаются ручки. Эти ребра также можно переносить, поворачивать и масштабировать.

Режимы изменения ребер

Для циклического перебора режимов изменения нажмите клавишу CTRL при перетаскивании ребра.


  • Удлинение смежных граней. При переносе, повороте или масштабировании ребра без нажатия клавиши CTRL длина грани и ее вершины сохраняются неизменными. Но плоскости смежных граней могут быть изменены.
  • Перенос ребра. При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых однократным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро изменяется отдельно от своих вершин. Поверхности смежных граней сохраняются, но длина измененного ребра может измениться.
  • Разрешение триангуляции. При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых двукратным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро и его вершины изменяются. (То же самое получилось бы, если бы клавишу CTRL вообще не нажимали.) Но если смежные грани более не являются плоскими, выполняется их триангуляция (разделение на две или несколько плоских треугольных граней).

Если клавиша CTRL нажимается и отпускается в третий раз, восстанавливается первый параметр изменения (как если бы клавиша CTRL не нажималась).

Совет: Вместо нажатия клавиши CTRL для циклического перебора параметров изменения ребра наведите курсор на ручку ребра для отображения многофункционального меню ручки.

Удаление ребер

Ребра, полностью разделяющие две компланарные грани, можно удалить одним из следующих способов:

  • Выберите ребро и нажмите DELETE.
  • Выберите ребро и введите команду СТЕРЕТЬ.

Операции формирования сопряжений и фасок для 3D тел

Скругление, сопряжение или скос ребер 3D-тел выполняется с использованием команд СОПРЯЖЕНИЕКРОМКИ и ФАСКАКРОМКИ.

С помощью ручек сопряжения и фаски можно изменить радиус сопряжения или длину фаски. Используемое по умолчанию значение радиуса сопряжения определяется системной переменной FILLETRAD3D.

Совет: Используйте параметр Цепь команды СОПРЯЖЕНИЕКРОМКИ, чтобы выбрать только ребра, расположенные по касательной.

Изменение цвета ребер

Для изменения цвета ребра в 3D-объекте выберите ребро и измените свойство "Цвет" в палитре свойств.

Копирование ребер

Имеется возможность индивидуального копирования ребер 3D тел. В результате копирования образуются отрезки, дуги, круги, эллипсы или сплайны.


Если указать две точки, первая будет использоваться как базовая точка и одна копия будет размещена относительно базовой точки. Если задать одну точку и нажать клавишу ENTER, то начальная выбранная точка используется как базовая. Следующая точка используется как точка смещения.

Имеется возможность выбора и редактирования ребер на 3D теле.

Перемещение, поворот и масштабирование ребер

Ребра на 3D телах изменяются с помощью ручек, захватных блоков и с использованием таких команд, как ПЕРЕНЕСТИ, ПОВЕРНУТЬ и МАСШТАБ.


Команды ПЕРЕНЕСТИ, ПОВЕРНУТЬ и МАСШТАБ можно использовать для редактирования ребер на 3D телах, точно так же как для любого другого объекта. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу CTRL при выборе ребра на теле.

Ребра на областях можно выбирать, но при этом не отображаются ручки. Этими ребрами можно также управлять с помощью команд ПЕРЕНЕСТИ, ПОВЕРНУТЬ и МАСШТАБ.

Кроме того, можно удалять ребра, которые полностью разделяют две копланарные грани, либо путем выбора и удаления грани, либо с помощью команды СТЕРЕТЬ.

Когда перемещается, поворачивается или масштабируется ребро на 3D элементарном теле, удаляется журнал этого элементарного тела. Тело не является более элементарным и не доступно для манипулирования в качестве такого тела (с помощью ручек и палитры "Свойства").

Режимы изменения ребер

Для циклического перебора режимов изменения нажмите клавишу CTRL при перетаскивании ребра.


При выполнении переноса, поворота или масштабирования без нажатия клавиши CTRL ребро изменяется вместе со своим вершинами, сохраняя длину ребра, но при этом возможно изменение плоскостей плоских граней, смежных с вершинами ребер.

При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых однократным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро изменяется отдельно от своих вершин. При этом сохраняются поверхности смежных граней, но возможно изменение длины изменяемого ребра.

При выполнении переноса, поворота или масштабирования ребра, сопровождаемых двукратным нажатием и отпусканием клавиши CTRL во время перетаскивания, ребро изменяется вместе со своими вершинами (так же, как без нажатия клавиши CTRL). Однако, для плоских граней, смежных с вершинами изменяемого ребра, выполняется триангуляция (разделение на две или более плоские треугольные грани), если они становятся неплоскими.

Если клавиша CTRL нажимается и отпускается в третий раз, возвращается первый режим изменения, как если бы клавиша CTRL не нажималась.

Сопряжение граней и снятие фасок у 3D тел

С помощью команды СОПРЯЖЕНИЕ можно добавлять к выбранным 3D телам плавные переходы и сопряжения. Методом по умолчанию можно задать радиус сопряжения и далее выбрать ребра для сопряжения. Существуют и другие способы, в которых для каждой сопрягаемой грани задается свой радиус сопряжения или сопрягается последовательность ребер, переходящих одно в другое по касательной. Аналогично, снятие фасок на пересечениях смежных граней 3D тел осуществляется командой ФАСКА.

После выполнения команды СОПРЯЖЕНИЕ или ФАСКА для тела можно выбрать сопряжение или фаску и отредактировать свойства сопряжения или фаски в палитре "Свойства".

При применении сопряжения или фаски к ребру тела удаляется журнал тела.

Изменение цвета ребер

Для изменения цвета ребра на 3D объекте можно выбрать ребро и изменить свойство "Цвет" в палитре "Свойства".

Имеется возможность индивидуального копирования ребер 3D тел. В результате копирования образуются отрезки, дуги, круги, эллипсы и сплайны. Если указать две точки, первая будет использоваться как базовая точка и одна копия будет размещена относительно базовой точки. Если указать одну точку и затем нажать клавишу ENTER, исходная точка выбора используется как базовая точка, а следующая точка используется как точка смещения.

Редактирование трехмерных объектов

Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления.

Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 14.1).


Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DMOVE:

Select objects: – выбрать объекты для переноса

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify base point or [Displacement] <Displacement>: – указать базовую точку

Specify second point or <use first point as displacement: – указать вторую точку или считать перемещением первую точку


Рис. 14.1. Инструменты для редактирования трехмерных объектов

Инструмент ручки перемещения отображается в заданной базовой точке. Для ограничения движения перемещением по осям необходимо нажать ручку оси.

Поворот вокруг оси


Команда 3DROTATE вращает объекты вокруг базовой точки, при этом на трехмерном виде отображает ручку поворота. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DR0TATE:

Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК

Select objects: – выбрать объекты для поворота

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: – указать базовую точку

Pick a rotation axis: – указать ось вращения

Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла

Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла

Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси.

Запросы команды ROTATE3D:

Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point on axis or define axis by [Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: – указать первую точку оси

Specify second point on axis: – указать вторую точку оси

Specify rotation angle or [Reference]: – указать угол поворота

Ключи команды ROTATE3D:

? Object – поворот вокруг выбранного объекта;

? Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;

? View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;

? Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X, Y или Z и проходящей через заданную точку;

? 2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.

Зеркальное отображение относительно плоскости


Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror.

Запросы команды MIRROR3D:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку плоскости отражения

Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения

Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения

Delete source objects? [Yes/No] <N>: – удалять ли исходные объекты

Ключи команды MIRROR3D:

? Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;

? Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;

? Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;

? XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку;

? 3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.

Плоскость отображения может представлять собой: плоскость построения двумерного объекта; плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку; плоскость, определяемую тремя указанными точками.

Размножение трехмерным массивом


Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array. Запросы команды 3DARRAY:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: – указать тип массива

Enter the number of rows (– ) <1>: – указать число рядов

Enter the number of columns (|||) <1>: – указать число столбцов

Enter the number of levels (. ) <1>: – указать число уровней

Specify the distance between rows (– ): – указать расстояние между рядами

Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами

Specify the distance between levels (. ): – указать расстояние между уровнями

Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R – выбрать круговой тип массива

Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве

Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) <360>: – указать угол заполнения

Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: – указать, поворачивать ли объекты массива

Specify center point of array: – указать центральную точку массива

Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота

Обрезка и удлинение трехмерных объектов

Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны – режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство.

Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.

При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

Сопряжение трехмерных объектов

В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

? если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;

? если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.

Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 14.2).


Рис. 14.2. Формирование сечения

Запросы команды SECTION:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify first point on Section plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости

Ключи команды SECTION:

? Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии;

? Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z;

? View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой;

? XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК;

? YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК;

? ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК;

? 3points – задание секущей плоскости по трем точкам.

По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек.


Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 14.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice.


Рис. 14.3. Формирование разреза

Запросы команды SLICE:

Select objects to slice: – выбрать объекты

Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify start point of slicing plane or [planar Object/Surface/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на режущей плоскости

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify a point on desired side or [keep Both sides] <Both>: – указать точку с нужной стороны от плоскости

Ключи команды SLICE:

? Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии;

? Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку;

? XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY, YZ или ZX и проходящую через заданную точку;

? 3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки;

? keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела.

Преобразование в тело


Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid.

В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты:

? полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту;

? замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

? окружности, обладающие высотой.

Системная переменная DELOBJ определяет, будут ли выбранные пользователем объекты удалены после создания тела или будет выдана подсказка на удаление объектов.

Преобразование в поверхность


Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Surface.

В поверхности можно преобразовать следующие объекты: двумерные фигуры; области; разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту; отрезки, имеющие высоту; дуги, имеющие высоту; плоские трехмерные грани.

Снятие фасок на гранях


Команда CHAMFER осуществляет снятие фасок (скашивание) на пересечениях смежных граней тел, как и в двумерном пространстве. Команда вызывается из падающего меню Modify > Chamfer или щелчком на пиктограмме Chamfer на панели инструментов Modify. При использовании команды необходимо вначале выбрать базовую поверхность, затем ввести размеры фаски и выбрать ребра (рис. 14.4).


Рис. 14.4. Пример снятия фаски с тела

Запросы команды CHAMFER:

(TRIM mode) Current chamfer Dist1 = 10.0000, Dist2 = 10.0000 – параметры фаски

Select first line or [Undo/Polyline/Distance/Angle/Trim/mEthod/Multiple]: – выбрать первый отрезок или один из ключей

Base surface selection. – выбирается базовая поверхность

Enter surface selection option [Next/OK (current)] <OK>: – нажать клавишу Enter, если подсвечена нужная поверхность.

Если требуется другая поверхность, следует ввести N, для того чтобы подсветить смежную поверхность, а затем нажать клавишу Enter

Specify base surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для базовой поверхности

Specify other surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для другой поверхности

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Ключи команды CHAMFER:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – построение фасок вдоль всей полилинии;

? Distance – задание длин фасок, то есть расстояний от выбранного пересечения до концов линии фаски;

? Angle – задание в качестве параметров фаски одной из ее длин и величины угла;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные грани по конечным точкам фаски;

? mEthod – определяет, используются ли для построения фаски значения двух длин или значение длины и величины угла;

? Multiple – создает фаски для кромок нескольких наборов объектов.


Команда FILLET осуществляет плавное сопряжение (скругление) граней, как и в двумерном моделировании (рис. 14.5). Для скругления тел можно воспользоваться несколькими способами. Во-первых, так же, как и для плоских объектов, можно задать радиус и затем указать ребра. Второй путь – указать радиус скругления для каждого ребра. И наконец, еще один способ – скруглять последовательность касательных ребер. Команда вызывается из падающего меню Modify > Fillet или щелчком на пиктограмме Fillet на панели инструментов Modify.

Запросы команды FILLET:

Current settings: Mode = TRIM, Radius = 10.0000 – текущие настройки

Select first object or [Undo/Polyline/Radius/Trim/Multiple]: – выбрать первый объект

Enter fillet radius <10.0000>: – указать радиус сопряжения

Select an edge or [Chain/Radius]: – выбрать ребро

Select an edge or [Chain/Radius]:

Select an edge or [Chain/Radius]: – нажать клавишу Enter для завершения работы команды


Рис. 14.5. Пример скругления тела

Ключи команды FILLET:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – строит дуги сопряжения во всех точках пересечения линейных сегментов двумерной полилинии;

? Radius – задание радиуса сопрягающей дуги;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные кромки по конечным точкам дуги сопряжения;

Читайте также: