Как убрать муар в фотошопе

Обновлено: 03.07.2024

На заре становления планшетных сканеров, в отсутствие библиотек изображений и Интернета, оцифровка печатных материалов была едва ли не основным способом получить исходные материалы для дешёвой рекламной продукции. Естественно, самой большой проблемой оказывался печатный растр, проявлявшийся, в лучшем случае, после оцифровки причудливыми цветовыми неоднородностями (муаром), а в худшем — в том же виде, но уже в печати.

Муар — паразитный узор, возникающий в результате интерференции пространственных частот, присутствующих в оригинале (растровой структуры печатного оттиска или регулярного мелкого узора в сюжете и т. п.), и пространственной частоты растра устройства оцифровки.

Сюжетный муар — узор, возникающий на полупрозрачных тканях (колготках фотомоделей или тканях в мелкую полоску или клетку). Традиционно считается наиболее сложным для работы, поскольку долгое время не были известны гарантированные методы его подавления.

Растровый муар — характерный узор в виде разноцветных регулярных полос или пятен, возникающих при попытке отсканировать печатный оттиск. Главная причина — регулярный растр в оригинале. Не путайте печатный растр и собственно муар: первый — причина, второй — следствие.

Методы подавления муара

Их немало (сканирование под разными углами, нелинейная фильтрация и даже применение цветовой модели Lab), но эффективность большинства сомнительна. Проблема разбивается на две части: подавление растровой структуры, которая может стать причиной муара в печати, и цветовых разводов — муара оцифровки (см. рис. 1).

Подавление растровой структуры

Нет растра — нет проблемы. Первым делом следует подавить в каналах изображения малейшие намёки на точки печатного растра. Для наилучшего эффекта операцию в каждом канале следует выполнять индивидуально. Не рекомендуется классическое гауссово размытие — оно только размывает, но не подавляет растр.

Самый эффективный способ подавления растровой структуры — специализированные фильтры. Наиболее качественные задействуют частотное представление и гребенчатые фильтры, но для применения последних требуется высокое разрешение сканирования оригинала.

Классические фильтры тоже полезны. Из арсенала Photoshop лучше всего подходят фильтры группы Blur, Noise: Despeckle, Median, Dust & Scratches — все при минимальных параметрах действия для сохранения деталей самой картинки. Общее правило звучит так: лучше трижды применить фильтр с минимальным радиусом 1, чем один раз с радиусом 3!

Подавление цветного муара

Наивно полагать, что существует «чудо-метод», подавляющий муар в автоматическом режиме. Все подобные алгоритмы сводятся к тому, что после определённых действий надо избирательно переносить обработанные фрагменты в оригинал.

Самый простой способ избавиться от цветного муара — наложить размытый дубликат в режиме наложения Color (цвет).

Тривиальный способ подавления цветового муара

  1. Дублируем слой оригинала.
  2. Назначаем ему режим наложения Color (Цвет).
  3. Размываем слой с помощью фильтра гауссова размытия (Filter, Blur, Gaussian Blur) до исчезновения цветовых полос. Радиус размытия минимальный.
  4. Назначаем размытому слою чёрную слой-маску ( + щелчок по пиктограмме Add layer mask в палитре Layers) Рисуем белым цветом в маске по тем местам, где нужно избавиться от полос.

Увы, метод прост, но неэффективен, если полосы муара не только цветные, но и неоднородные по светлоте. Вариация — размывание каналов a и b модели Lab. Нетрудно показать, что действия практически эквивалентны. Тем не менее, среди специалистов по ретуши немало заблуждений относительно данной цветовой модели. Самое время описать новый метод подавления муара.

Межканальный перенос высоких частот: чистая математика

Идея в том, чтобы получить хотя бы один канал, лишённый муарного узора, а затем перенести из него в повреждённые каналы высокочастотную составляющую, включая частоту муара. А теперь подробнее.

Каждый слышал о разложении Фурье (даже туповатый министр, помните недавний сериал «В круге первом»?). Суть операции — переход от временного описания некоторого сигнала к частотному представлению. Применительно к изображениям разложение Фурье позволяет легко выделять в изображении высокочастотные элементы (ВЧ — мелкие резкие переходы, детали изображения) и низкочастотные (НЧ — плавные цветовые переходы, области постоянного цвета).

Получить НЧ-картинку в Photoshop очень просто, достаточно применить сглаживающий фильтр, например, Blur, Gaussian Blur. ВЧ-изображение получается при применении фильтра Other, HighPass. Причём выполняется равенство (1).

Любое изображение является суммой своей низкочастотной и высокочастотной картинок. Представим, что в ходе оцифровки (сканирования, съёмки) у нас возник муар. Такое изображение помимо НЧ и ВЧ содержит паразитные отклонения, которые и требуется устранить (2).

Особенность муара в том, что это обычно ритмичный узор с полосами примерно постоянной ширины; в среднем, цвет изображения с муаром сохраняется.

Самое полезное для наших целей свойство модели RGB (помимо того, что она естественна для оцифрованных изображений) — сильная корреляция цветовых каналов. На качественном изображении детали объектов присутствуют во всех трёх каналах, ведь все несут определённую долю яркостной информации. А поскольку детали — суть ВЧ-элементы каналов изображения, очевидно, что в первом приближении они похожи (в отличие от цветного муара, который в каждом канале выглядит по-своему).

Всё, что нам требуется для устранения муара, — получить хотя бы один канал без муаровых полос. Чаще всего он уже есть, а если нет, поможет комбинация исходных. Предположим, мы получили такое ч/б изображение; обозначим его K. Если вычесть из исходной картинки подготовленный ч/б канал, результатом будет поканальное отличие RGB от K (3).

Если теперь применить к полученной разностной картинке высокочастотный фильтр Filter, Other, HighPass, то все НЧ-составляющие будут подавлены, и мы получим (4):

Остаётся только вычесть результат из исходной картинки. Если подставить все элементы из уравнений выше, получим:

То есть картинка без муара!

Подавление муара в Photoshop

В качестве образца для эксперимента возьмём изображение на рис. 1, в котором при съёмке на цифровой фотоаппарат возник чудовищный сюжетный муар на полупрозрачной ткани фона. Особенно хорошо это видно в красном и синем каналах.

Сначала любым способом нужно получить ч/б версию изображения без муара. Простейший вариант — проверить цветовые каналы RGB (можно и L из Lab). Чаще всего есть один либо вообще без муара, либо незначительно повреждённый (у нас это Green). Его берём за основу, если нужно, подмешиваем разность двух других для подавления неоднородности.

Шаг 1. Дублируем слой исходного изображения.

Шаг 2. Применяем к дубликату Image, Adjustment, Channel Mixer и в монохромном режиме (опция monochrome) выводим на 100% наименее повреждённый канал (в нашем случае — зелёный).

Шаг 3. Вновь дублируем слой цветного оригинала и применяем к новому дубликату Channel Mixer в монохромном режиме. Наименее повреждённый - на 100%, другие - на -50% и +50%, пробуя оба варианта: +50/-50% и -50/+50% (рис. 2).

Шаг 4. Подбираем прозрачность слоя до устранения полос муара в ч/б виде (рис. 3).

Шаг 5. Сводим два ч/б слоя вместе командой Layer, Merge down (или Ctrl + E).

Шаг 6. Вычитаем наш ч/б слой из оригинала. В Photoshop для этого применяем команду Image, Apply Image. Тип операции Subtract — вычитание. А для дальнейшего применения специального режима наложения Linear Light масштабный коэффициент Scale = 2, константа суммирования 128 (рис. 4). Получилась средне-серая картинка с небольшими отклонениями в большую и меньшую стороны.

Шаг 7. Назначаем слою режим наложения Linear Light (см. рис. 6), фактически суммирующий подготовленный слой с нижележащей картинкой. Изображение снова выглядит как ч/б (рис. 3).

Шаг 8. Применяем к слою фильтр Filter, Other, HighPass с наименьшим радиусом, при котором полосы муара исчезнут (рис. 5).

На рис. 7 показано, как алгоритм справился с муаром в каналах.

Метод отлично разделывается с цветным растровым муаром и таким сложным дефектом, как кольца Френеля, возникающим при сканировании плёночных оригиналов. В следующий раз мы рассмотрим самый сложный случай подавления одноцветного (монохромного) муара, при котором невозможно получить ч/б канал смешением исходных.

Если вы ретушируете или занимаетесь студийной съемкой, или и то и другое, то наверняка встречали такую неприятную картину:

Муар появляется при наложении периодических структур друг на друга. В нашем случае это текстура ткани. Я не буду углубляться в технические подробности, это слишком скучно. Как-нибудь в другой раз.

Сейчас я расскажу как победить эту неприятность.

Посмотрите пока картинку из интернета для пояснения принципа, и двинемся дальше.

Можно немного снизить вероятность появления таких волн еще на этапе съемки.

Опытным путем установлено, что частично помогает менее резкий объектив. Но это, конечно, костыль и мы потеряем резкость во всем изображении в целом.
Обязательно отключите усиление резкости в камере, если есть такая возможность и максимально откройте диафрагму. Это тоже помогает.

Если цветные волны все-таки появились на фотографии, то это еще не повод впадать в отчаяние и удалять весь отснятый материал.
Самое простое — это покрутить ползунок Color в модуле CameraRaw. Этот инструмент предназначен для удаления цветного шума и неплохо справляется с несильным муаром. Только я рекомендую делать это на отдельном слое с маской, поскольку могут пострадать мелкие цветные детали, глаза и губы модели.

Этот муар кажется незначительным, однако при печати он может проявиться очень сильно Этот муар кажется незначительным, однако при печати он может проявиться очень сильно

Если случай тяжёлый, как на первом фото в этом посте, то понадобится молоток побольше. Кисточка нам не поможет, поскольку кроме цветных разводов присутствует еще и так называемый «яркостной муар». То есть волнами идет не только цвет, но и яркость картинки. Это легко можно проверить переведя изображение в Lab и посмотрев на канал L . В этом канале собрана только светлота изображения и если муар остаётся и в нём, значит переходим к последнему методу.

Остаёмся в пространстве Lab .
Дублируем всю картинку на отдельный слой. Чтобы не запутаться, назовём его «муар цветной» , оригинальное изображение без затей называем «original».

На слое «муар цветной» выбираем канал a .

Размываем изображение фильтром Surface Blur . Этот фильтр, в отличие от размытия по гауссу, сохраняет контрастные границы.

Подбираем значения размытия так, чтобы муар исчез полностью. Повторяем тоже самое для канала В. Значения здесь будут другими, поскольку муар в каналах разной интенсивности.

Любой фотограф или ретушер рано или поздно сталкивается с проблемой избавления от жирного блеска кожи в Фотошопе. Из-за своей комплексности Фотошоп позволяет выполнять это действие разными способами, но я расскажу о двух самых популярных.

Первый способ максимально прост в освоении и не требует мастерства. Второй немного сложнее, но и результаты работы будут лучше.

1. Убираем жирный блеск кожи со слоем "Затемнение"

Открываем нужную фотографию в Фотошопе, создаем новый пустой слой (сочетание клавиш Ctrl+Shift+N) и переводим этот слой в режим наложения "Затемнение"

Выбираем кисть с мягким краем и выставляем непрозрачность кисти 5-15%. Далее наша задача выбрать образец кожи нужного цвета. Для каждого блестящего пятна будет свой образец. Выбирать нужно из областей кожи, которые находятся максимально близко к блестящему участку, но не затронуты блеском. Для выбора цвета необходимо зажать клавишу Alt и левой кнопкой мыши кликнуть по нужному участку.

Теперь, когда образец цвета выбран, рисуем по жирному блеску постепенно закрашивая его. Полностью убирать блеск не нужно иначе получится неестественно.

Это не самый качественный способ, но самый быстрый и простой. Помните, что те места в которых жирный блеск превратился в белые пятна уже не спасти таким образом.

2. Убираем жирный блеск "Частотным разложением"

Этот способ отчасти схож с предыдущим. Мы и тут будем рисовать цветом на месте блика, однако начальный этап отличается кардинально.

Я не буду объяснять что такое Частотное разложение — это тема для отдельного урока. Если вы не умеете им пользоваться, то для начала советую посмотреть видеоуроки по этой теме. Ссылку на видео я оставлю в конце статьи.

Итак, создаем нужные слои (Частотное разложение) и выбираем слой с низкими частотами (Размытый). Именно на нем мы будем рисовать кистью. Верхний слой с текстурой мы оставим нетронутым. Далее, как и в предыдущем способе, выбираем нужный цвет и рисуем по блеску. Этот способ лучше предыдущего тем, что мы не зарисовываем текстуру кожи и она остается нетронутой.

Вывод:

Если сравнивать оба способа, то частотное разложение несомненно выигрывает своим качеством. Однако этот способ сложнее и требует больших знаний от пользователя. Если перед вами не стоит задача высококачественной ретуши, то можно обойтись и первым способом.

Видео по частотному разложению:

Наиболее частый вопрос у людей ступающих на путь фотографии в том, как провести ретушь кожи на отснятом портрете. На самом деле тут нет ничего сложного и сейчас я покажу вам один из наиболее часто применяемых методов для ретуши кожи в фотошопе.

Сперва открываем вашу фотографию в фотошопе и проявляем RAW, если снимали в данном формате. Как проявлять RAW расскажу в другом уроке. Сейчас нам надо добиться того, чтобы в панели "Слои" появился наш слой с фотографией.

Приступаем к ретуши

Далее создаем два дубликата нашего изображения. Для этого нажимаем на изображение в панели "Слои" левой кнопкой мышки, а далее дважды нажимаем комбинацию клавиш "CTRL+j". В итоге мы получаем следующий результат:

Для удобства переименуем полученные слои. Нижний назовем слой "Low", а верхний "High". Для этого нужно просто дважды нажать на выбранный слой, но важно чтобы курсор находился на названии слоя. В итоге получаем такой вариант:

Теперь переходим к непосредственной ретуши. Выбираем слой "low" и далее в верхней панели нажимаем: Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу.

В появившемся окне выбираем такое значение чтобы текстура кожи, ресниц, веснушек итд перестала быть различимой. Как правило для камер с разрешением до 24-26МП хватает значения от 10 до 15%.
Важно - выбранное значение необходимо запомнить.

Теперь выбираем слой "High", переходим в панель Фильтр - Другое - Краевой контраст. Пример:

В появившемся окне выставляем значение такое же, как в слое "Low". В нашем примере это 14%. После данного фильтра ваша фотография сильно измениться, не надо этого пугаться, мы все исправим чуть позже.

Далее мы создадим слой с кривой, для того, чтобы лучше видеть все дефекты кожи. Для этого в панели "Слои" нажимаем на иконку с кругом и выбираем пункт "Кривые".

После необходимо привязать кривые к слою "High". Для этого выбираем слой кривые и с зажатым "ALT" подносим к слою "High" таким образом чтобы появилась иконка со стрелкой, после этого просто нажимаем на левую кнопку мышки. Результат должен быть таким:

Далее повышаем контраст слоя "High" путем смещения точек черного и белого на нашей кривой. В результате мы должны получить "S-образную" кривую подобного плана:

Теперь переходим на слой "High", выбираем Инструмент "Штамп" с непрозрачностью 100%. И затираем дефектные участки кожи меняя их на чистые. Важно : для штампа берите максимально схожую структуру кожи. Также не нужно затерать такие элементы кожи, как веснушки, родинки если сама модель этого не захочет. Таким образом мы убираем дефекты кожи, но при этом сохраняем ее текстуру.

Когда мы закончили убирать дефекты, надо убрать слой "High" из зоны видимости, для этого просто нажимаем на иконку "Глазика" напротив слоя.

Для работы в слое "Low" нам понадобится инструмент "Микс-кисть". Данным инструментом мы будем делать плавный переход от темных участком кожи к светлым.

Читайте также: