Лабораторная работа 1 тема создание электронной таблицы ms excel 2007 расчет квартплаты

Обновлено: 07.07.2024

Тема: «Создание электронных таблиц в среде Excel».

Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию и форматированию таблиц в MS Excel.

1. Создание таблицы и обработка в них данных.

2. Форматирование ячеек.

1. Запустить Excel , используя соответствующую пиктограмму на Рабочем столеи ознакомиться с ленточным интерфейсом Excel 2007.

2. Ввести текст таблицы, представленной на рис.1. Для создания таблицы рекомендуется при необходимости использовать «Справку Excel» для поиска подсказок по вводу данных и редактированию во время ввода.

3. Ввести в созданную таблицу строку Итогои подсчитать в ней результаты значений по столбцам, используя следующие способы:

· ввести значения формул и адресов влияющих ячеек с клавиатуры, например: в ячейку B7 ввести с клавиатуры формулу = B4+B5+B6 и т.д.;

· выбрать щелчками мыши необходимые для суммирования ячейки и вводя знаки “=“ и “+” с клавиатуры, где это необходимо, с подтверждением ввода формулы клавишей Enter;

· суммировать итог по столбцам по отдельности, выделяя каждый столбец и используя кнопку Автоматическая сумма;

· выделить, где это возможно, блок соседних ячеек и суммировать итог по нескольким столбцам одновременно, используя кнопку Автоматическая сумма.

4. Изменить ширину и высоту ячейки для полного помещения в ней текста, используйте перенос по словам.

5. Изменить вид и размер шрифта в ячейке.

6. Изменить расположение данных в ячейке относительно ее границ.

7. Отцентрировать заголовки и подзаголовки таблицы относительно ее ширины.

8. Изменить цвет символов и фона в ячейке.


Рис.1. Таблица исходных данных

9. Добавить обрамление ячейки, блока ячеек или всей таблицы.

Рекомендуется использовать для примера форматирования таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”, представленную на Рис.2 в качестве образца.


10.Отобразите связанные ячейки в таблице. Для этого установите курсор в ячейку с формулой и на вкладке Формулыленты инструментовнажмите кнопку Влияющие ячейки. В результате к ячейкам устремятся стрелки, исходящие от ячеек, участвующих в формуле.

Самостоятельно аналогичным образом определите в таблице Зависимые ячейки.


11.Отобразите формулы во всех ячейках таблицы, используя кнопку Показать формулы на вкладке Формулыв группе команд Зависимости формул. При этом, вместо вычисленных значений вы увидите формулы. Для возврата к исходному режиму отображения нужно повторно нажать эту же кнопку.

12.Сохранить созданную таблицу в рабочем каталоге под уникальным именем, закрыть окно Excel.

Технология: использование ИКТ в практико-ориентированном обучении.

Научиться вводить данные в таблицу, форматировать данные, производить расчеты, используя относительные и абсолютные ссылки ($), оформлять таблицу с помощью рамок, сохранять данные.

Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel ( OpenOffice Calc ) и применить их для решения реальной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные : в результате урока студенты смогут

обобщить знания по теме «Электронные таблицы»;

производить расчеты, используя относительные и абсолютные ссылки ($) ;

оформлять таблицу с помощью рамок, сохранять данные ;

2. Метапредметные: в результате урока студенты смогут

продолжить формирование умений ставить цели, действовать по составленному алгоритму, осуществлять самоконтроль.

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

обрабатывать информацию и делать вывод;

готовность студентов к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных и государственных проблем.

навыки концентрации внимания.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, презентация, задания для практической работы.

Этапы

/ время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Орг. Момент (не более

Здоровается, благодарит за готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей).

Студенты готовятся к уроку

Активизация познавательной деятельности

1. Дайте определение электронной таблицы.

2. Перечислите основные типы и форматы данных в эл/таблицах.

3. Дайте определение диаграммы.

4. Какие типы диаграмм вы знаете?

Отвечают на вопросы

Тестирование студентов за компьютерами с помощью программы Конструктор тестов easyQuizzy

См. Приложение 1

Рассаживаются за ПК. Проходят тест по теме «Электронные таблицы»

- Организует работу с фотографией .

1. Что изображено на фотографии?

2. Квитанция составлена в виде чего?

3. Что занесено в эту таблицу?

С помощью этой таблицы и данных рассчитана квартплата. Формулирование темы урока:

Расчеты в электронных таблицах.

hello_html_m210146c0.jpg

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока.

См. Приложение 2

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

- на раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо, 8 раз.

- на раз – смотреть на переносицу, на два – прямо. Повторить 8 раз.

- на раз - смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.

- круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.

- широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.

Тестирование студентов за компьютерами с помощью программы Конструктор тестов easyQuizzy

См. Приложение 1

Рассаживаются за ПК. Проходят тест по теме «Электронные таблицы»

Итоги урока. Рефлексия

«Незаконченная фраза»

Студентам предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:

hello_html_48dd1126.jpg

Отвечают на вопросы

Запись домашнего задания

Используя теоретические и практические данные выполнить расчеты с использованием электронных таблиц.

См. Приложение 3

Приложение 1

Тестовые задания по теме: «Электронные таблицы».

1. Электронная таблица — это:

а) прикладная программа для хранения и обработки структурированных в виде таблицы данных;

б) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

в) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при работе с таблицами.

2. Принципиальным отличием электронной таблицы от обычной является:

а) возможность обработки данных, структурированных в виде таблицы;

б) возможность автоматического пересчета задаваемых по формулам данных при изменении исходных;

в)возможность наглядного представления связей между обрабатываемыми данными;

г)возможность обработки данных, представленных в строках различного типа.

3. Строки электронной таблицы:

а)именуются пользователем произвольным образом;

б)обозначаются буквами русского алфавита А. Я;

в)обозначаются буквами латинского алфавита;

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5. Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки;

б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка;

г) удалится имя ячейки.

6. Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул.

7. Быстрый пересчет данных в электронной таблице происходит в связи с .

а) распределением информации по ячейкам;

б) наличием формул, связывающих данные;

в) быстрой работой процессора.

8.Активная ячейка в Excel - это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные.

9.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется .

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

10.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а ) =A1+B1*D1; б ) =A1+B1/F1; в ) =C1.

11. Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2 A 1+ B 2; б) = A 1+ B 2+ C 3; в) = A 1- C 3; г) допустимы все формулы.

12. В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

13. В электронной таблице выделена группа ячеек C 3: F 10. Сколько ячеек в этой группе?

а) 21; б) 24; в) 28; г) 32.

14. Выражение , записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:

15. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

б)преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

в)преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

г)преобразуются в зависимости от длины формулы.

16 . В ячейке электронной таблице H5 записана формула =$B$5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:

17. В электронной таблице в ячейке A1 записано число 10, в B1 — формула =А1/2, в C1 формула =СУММ(А1:В1). Чему равно значение С1:

а)10; б)15; в)2; г)150.

18. Диаграмма — это:

а)форма графического представления числовых значений, которая позволяет облегчить интерпретацию числовых данных;

19. Линейчатая диаграмма — это:

а)диаграмма, в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными вдоль оси Х;

б)диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат;

в)диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты;

г)диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных.

20. Гистограмма наиболее пригодна для:

а)для отображения распределений;

б)сравнения различных элементов группы;

в)для отображения динамики изменения данных;

г)для отображения удельных соотношений различных признаков.

Приложение 2

Практическая работа Электронные таблицы. Расчёт месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги.

Цель работы - научить вводить данные в таблицу, форматировать данные, производить расчеты, используя относительные и абсолютные ссылки ($), оформлять таблицу с помощью рамок, сохранять данные.

Разработайте таблицу для расчёта суммы месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги для квартиры. Условно будем считать, что площадь квартиры составляет 125 кв.м. и проживает в ней 5 человек.

В первой строке таблицы поместите её название «Расчёт месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги».

Под названием таблицы разместите цены на коммунальные услуги (смотри пункт 4)

установленные с 1 января 2015г

Отопление, руб./кв.м. 9,90

Тех. обслуживание, руб./кв.м. 4,58

Холодная вода, руб./чел. 44,26

Горячая вода, руб./чел.. 96,52

Газ, руб./чел. 26,99

Вывоз мусора, руб./чел. 9,93

Лифт, руб./чел. 29,55

Отопление, руб./кв.м. 27,00

Тех. обслуживание, руб./кв.м. 6,58

Холодная вода, руб./чел. 130,00

Горячая вода, руб./чел. 160,00

Газ, руб./чел. 70,54

Вывоз мусора, руб./чел. 24,70

Лифт, руб./чел 50,12

Под строкой с ценами введите следующие заголовки столбцов для расчёта месячной квартплаты в том числ е, который показан на рисунке.

hello_html_15b0b60b.jpg

Введите в строку 7 формулы для подсчёта сумм по статьям расхода.

Общую сумму платы за квартиру в месяц посчитайте в столбце J используйте для расчёта функцию суммирования.

Установите для ячеек с числами формат с двумя десятичными знаками после запятой.

Вставьте перед столбцом С новый столбец и разместите в нём данные - Плата за телефон, руб. считаете, что плата за телефон составляет 250 руб. Измените формулу для подсчёта общей суммы платы за квартиру, добавив в неё расходы на оплату телефона.

Добавьте в таблицу строки, в которых рассчитывается квартплата ещё для пяти квартир. (площадью 45 кв.м/ число жильцов 3 чел; 36 кв.м/2 чел; 60 кв.м/5 чел; 58 кв.м /4 чел; 45 кв.м /3 чел).

Изменив формулы в строке 7 добавив абсолютные ссылки на данные в 3 строки, рассчитайте квартплату. Используя мастер заполнения.

В последнем столбце рассчитайте годовую плату за каждую из квартир.

Сохраните таблицу на диске С:\ в папке Документы с номером своей группы под именем ФИО.квартплата1

Проведите перерасчёт месячной и годовой квартплаты для всех квартир при условии изменения некоторых тарифов на коммунальные услуги:

Плата за отопление возросла на 10%

Плата за газ увеличилась на 25%

Сохраните таблицу на диске С:\ в папке Документы с номером своей группы под именем ФИО. квартплата2

Тема: Работа с автозаполнением и составление формул, абсолютные и относительные ссылки на ячейки.

Создайте электронную таблицу учета платы за квартиру согласно образцу.

Тариф за I кв. м:

  1. Все заголовки столбцов должны быть выровнены по центру как по горизонтали, так и по вертикали, при определении формата ячейки примените опцию переноса слов.
  2. Столбец «№ квартиры»: 10, 11, 12, . 50. Центральное выравнивание.
  3. Столбец «Фамилия квартиросъемщика»: Иванов, Петров, Сидоров, Краснов, Белов, все остальные Куропаткин 1, Куропаткин 2,
  4. Столбец «Площадь»: 70; 69,5; 69 и т. д. (каждая следующая на 0,5 кв. м меньше предыдущей), выравнивание центральное.
  5. Столбец «Сумма»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Площадь» на значение из графы «Тариф» (которое может быть изменено учителем во время работы); формат рублевый без копеек.
  6. Столбец «Дата оплаты»: с 10 февраля, каждая следующая квартира произвела оплату на день позже предыдущей. Формат Дата, полная форма.
  7. Столбец «Просрочка»: если оплата была произведена до срока оплаты включительно, то автоматически ставится 0 (ноль); если позже срока, то должно подсчитываться количество дней просрочки («Дата оплаты» — «Срок оплаты»). Срок оплаты может меняться учителем во время работы с вашей таблицей. Данные выровняйте по центру.
  8. Столбец «Штраф»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Пени за 1 день» на значение из графы «Просрочка». Формат денежный без копеек.
  9. Столбец «Итого»: суммируются значения из граф «Сумма» и «Штраф», формат денежный без копеек.

10. В конце ведомости должна автоматически подсчитываться следующая статистика по всем квартирам: общая сумма графы «Итого» (формат рублевый без копеек), Средняя площадь, Максимальная просрочка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Лабораторная работа в Excel

Лабораторная работа Excel. По указанной литературе изучить методику расчета описательных статистик, порядок работы с помощью пакета MS Excel, запомнить расчетные формулы, ответить на контрольные вопро.

Лабораторная работа по теме "Расширенные возможности процессора электронных таблиц Microsoft Office Excel"

Лабораторная работа по теме"Расширенные возможности процессора электронных таблиц Microsoft Office Excel".


Лабораторная работа №1 Тема: «Доступ к данным базы данных MS Access из MS Excel »

Спомощью этой работы можно научиться создавать соединение MS Excel с базой данных MS Access с помощью VBA и выводить нужные данные в MS Excel.

Лабораторные работы в Excel.

Данный материал содержит ряд лабораторных работ для практических занятий в Excel. В конце каждой работы учащимся предлагается ряд контрольных вопросов для закрепления.


Лабораторные работы Excel.

Лабораторные работы Excel для начинающих.


Лабораторная работа по Excel

Лабораторная работа по Excel.


Волокоптер. Лабораторная работа. MS Excel

Расчет по формулам. Автопроверка.Рекомендуется посмотреть фильм по ссылке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен методический комплекс лабораторных работ по excel. Создание таблиц, формул, диаграмм.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы Excel.»

Составитель М.М. Карманова

обработка информации в табличном процессоре MS excel: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Информатика» / сост. М.М.Карманова. Екатеринбург :УрФУ, 2010. 20с.

В работе приводится комплекс лабораторных работ в табличном процессоре MS Excel. Рассмотрены интерфейс и основные принципы работы в программе. В качестве практических заданий рассмотрены следующие разделы: ввод данных, оформление таблицы, организация вычислений с помощью функций и формул, использование абсолютной и относительной адресации, построение диаграмм.

Методические указания предназначены в помощь студентам дневной формы обучения специальности «Городское строительство и хозяйство» при выполнении заданий на практических занятиях по дисциплине «Информатика».

Библиогр.: 8назв. Табл. 1. Прил. 8.

Подготовлено кафедрой «Городское строительство».

Интерфейс электронной таблицы 2

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы. 2

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм. 2

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации. 2

Лабораторная работа №4. Построение графиков функций. 2

Лабораторная работа №5. Японский календарь. 2

Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции. 2

Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ. 2

Интерфейс электронной таблицы


Элементы интерфейса

Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр и т.д.)

Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)

Лента (содержит вкладки)

Вкладки (содержит команды, сгруппированные по смыслу)

Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность видеть формулу или функцию, а не ее результат.

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536 (до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 - с MS Office 2007).

Ячейка – область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.

Поле имени, где отображается адрес активной ячейки

Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3 листа).

Пересечение строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.

Для форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное меню - Формат ячеек.. или меню Формат - Ячейки…

Диалоговое окно состоит из нескольких вкладок:

Число – для выбора формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)

Выравнивание – параметры для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)

Шрифт – параметры для шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)

Граница – параметры для настройки границ ячеек

Заливка – заливка ячеек

Защита – установка защиты данных

Задание 1. Оформить таблицу


Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.


Оформить таблицу, внести данные

Записать функции для определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ), среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.


Формат записи функции можно найти в диалоговом окне ( или Вставка-Функция)

Использовать условное форматирование:

- для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого цвета

- для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого цвета

- для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного цвета

УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров форматирования при выполнении заданных условий.

Условное форматирование можно задать для ячейки или блока ячеек. Используется команда меню Формат - Условное форматирование.

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.

Для генерирования случайных чисел используется функция - СЛЧИС (группа Математические).

Примеры использования:

СЛЧИС()

Числа в диапазоне от 0 до 1

СЛЧИС()*100

Числа в диапазоне от 0 до 100

СЛЧИС()*76

Числа в диапазоне от 0 до 76

СЛЧИС()*-8

Числа в диапазоне от -8 до 0

СЛЧИС()*(10-2)+2

Числа в диапазоне от 2 до 10

Числа в диапазоне от -9 до 6

Для указания диапазона выбора чисел используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b - границы диапазона. При нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.

Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и минимальные значения. .

Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными числами в диапазоне от 0 до 1

Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными числами в диапазоне от 0 до 100

Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50

Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до 10

Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до 100

Примечание. Для быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем копируется (принцип копирования - выделить ячейку и перетащить за правый нижний угол (курсор превратится в черный крестик))


Пример выполненного задания:


Слой формул:


Примечание. Чтобы переключиться в режим слоя формул используется команда меню Сервис - Зависимости формул - Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.

Вычислить максимальные значения по строкам (справа от таблицы)

Вычислить минимальные значения по строкам (справа от таблицы)

Вычислить максимальные значения по столбцам (под таблицей)

Вычислить минимальные значения по столбцам (под таблицей)


Задание 2. Построение диаграмм.


Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка - Диаграмма)

Выбрать тип ГИСТОГРАММА, вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ

В качестве диапазона значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными числами), нажать ДАЛЕЕ

Задать название «ГИСТОГРАММА», нажать ДАЛЕЕ

Диаграмму поместить на отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.


Аналогичным способом построить остальные виды диаграмм:


Каждую диаграмму разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу

Сохранить файл. Результат работы показать преподавателю.

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.

При обращении к ячейке можно использовать два способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией.

Читайте также: