Программа для информатики 5 класс для компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к результатам освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.

Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира.

Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в 5 классе ориентировано на использование учебника: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть первая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть вторая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  3. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  4. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень, Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  5. Интерактивный УМК для преподавателей информатики и ИКТ, DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой
  6. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 1 часть. Информационная картина мира. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
  7. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 2 часть. Программное обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
  8. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 3 часть. Техническое обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ 5 класс

Программа предусматривает проведение контрольных работ; практических работ на компьютере.

Учебно-тематический план
(1 ч в неделю, 34 ч в год)

Содержание курса информатики и ИКТ

5 класс

1. Учимся работать на компьютере.

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Ввод информации в память компьютера.

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение Рабочего стола;
  • понятие графического интерфейса;
  • назначение компьютерного меню и Главного меню;
  • роль окна при работе в системной среде Windows;
  • назначение служебных клавиш на клавиатуре;
  • назначение программы Калькулятор;
  • технологию работы с программой Калькулятор.
  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • изменять размеры и расположение окна;
  • приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;
  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.
  • Практическая работа №1 “Знакомимся с клавиатурой”.
  • Практическая работа №2 “Осваиваем мышь”.
  • Практическая работа №3 “Запускаем программы. Основные элементы окна программы”.
  • Практическая работа №4 “Знакомимся с компьютерным меню”.
  • Практическая работа №5 “Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор”.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота, WordPad). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

  • основные правила набора текста;
  • назначение Основного меню;
  • основные операции редактирования;
  • назначение буфера обмена;
  • вводить и редактировать текст;
  • копировать, перемещать, удалять фрагмент текста
  • Клавиатурный тренажер.
  • Координатный тренажер.
  • Практическая работа №6 “Вводим текст”.
  • Практическая работа №7 “Редактируем текст”.
  • Практическая работа №8 “Работаем с фрагментами текста”.
  • Практическая работа №9 “Форматируем текст”.
  • Компьютерная графика

Освоение среды графического редактора Paint

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

  • назначение и возможности графического редактора;
  • назначение объектов интерфейса графического редактора;
  • настраивать Панель инструментов;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла.
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • создавать графический объект из типовых фрагментов;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл.

Точные построения графических объектов

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.

  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пикселя;
  • понятие пиктограммы.
  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;
  • редактировать графический объект по пикселям;
  • рисовать пиктограммы;

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №10 “Знакомимся с инструментами рисования графического редактора”.
  • Практическая работа №11 “Начинаем рисовать”.
  • Практическая работа №12 “Создаем комбинированные документы”.
  • Практическая работа №13 “Работаем с графическими фрагментами”.
  • Практическая работа №14 “Работаем с графическими фрагментами”.
  • Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Алгоритмы

Основы алгоритмического языка КуМир.

Что такое алгоритм. Виды алгоритмов. Линейный алгоритм. Цикл. Ветвление.

  • понятие алгоритма; виды алгоритмов;
  • происхождение слова “алгоритм”;
  • приводить примеры алгоритмов, составлять алгоритмы;
  • решать простейшие алгоритмические задачи.

Среда программирования КуМир.

Программа. Имя, начало, конец алгоритма. Основные команды

  • назначение и возможности среды программирования КуМир;
  • назначение объектов интерфейса среды программирования КуМир;
  • настраивать и пользоватьсяопциями среды программирования КуМир;
  • выполнять задания на составление простых линейных алгоритмов, задания на циклы нц. раз.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №15 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
  • Практическая работа №16 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
  • Практическая работа №17 “Задания на циклы нц. раз”.
  • Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Приложение 1.Тематическое планирование: освоение предметных знаний (базовые понятия, элементы содержания), планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) в соответствии с ФГОС

Приложение 2. Тематическое планирование: количество часов, код контролируемого элемента, виды деятельности учащихся, формы контроля, информационное сопровождение, домашнее задание, сроки

В связи с тем, что во многих образовательных учреждениях РФ широко используется свободное программное обеспечение, проведена адаптация компьютерного практикума для 5-7 классов под ALT-Linux и OpenOffice.

Учебные исполнители

Приложение включает два основных вида медиаобъектов – медиалекции (МЛ) с интерактивным опросом и тренажеры (ТР).

Сиcтема виртуальных лабораторий

Данный учебный материал разработан в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый комплект ресурсов содержит: полную версию интерактивного задачника, руководство по установке и использованию задачника. Интерактивный задачник по информатике для младших школьников предназначен для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования (2-4 классы) и 5-6 классы основной школы. Задачник включает в себя 6 виртуальных лабораторий и среду, обеспечивающую возможность как сетевой, так и индивидуальной работы с учащимися по решению задач разного уровня сложности.

Вы можете также воспользоваться отдельными виртуальными лабораториями, работа с которыми не требует индивидуализации пользователя, результаты выполнения заданий не сохраняются. Рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом «Особенности работы с конкретными виртуальными лабораториями» руководства по установке и использованию задачника.
Лаборатория «Взвешивания»
Лаборатория «Перекладывания»
Лаборатория «Переливания»
Лаборатория «Переправы»
Лаборатория «Разъезды»
Лаборатория «Черные ящики»

В архиве: две версии учебного исполнителя Паркетчик (одна под DOS – в архиве ParkDOS, другая под Windows – в архиве ParkWin), примеры программ для данного исполнителя. Программные продукты являются свободно распространяемыми.

Версия имитатора машины Тьюринга, имитатор другого универсального исполнителя – машины Поста и примеры программ.

Инсталляторы КуМир:

для Windows:

для Linux:

Обучающие материалы:

Использование системы КуМир (видео):

  • А.Г.Кушниренко. Вступление (смотреть)
  • Д.П.Кириенко. Курс-практикум по программированию (смотреть)
  • М.А. Ройтберг. Заключение (смотреть)

Скретч — это бесплатная визуальная событийно-ориентированная среда программирования , предоставляющая визуальный интерфейс для создания игр и анимаций. Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего.

Скретч 1.4 был написан на языке Squeak, Скретч 2.0 и 3.0 ориентированы на работу онлайн.Скретч 3.0 (текущая версия) является улучшенной версией Скретч 2.0, на ней можно работать на мобильных устройствах и планшетах.

Одним из главных достоинств среды программирования Scratch, является доступность и понятность абсолютно всем. Основная целевая аудитория это дети от 8 до 16 лет.

Клавиатурный тренажер

Тренажер по системам счисления

Программа для подготовки учащихся средних и высших учебных заведений по дисциплине «Информатика». Программа помогает лучше освоить перевод чисел из одной системы счисления в другую (возможно использование систем с основанием от 2 до 36).

Данная программа предназначена для классов, впервые начинающими работать на компьютере. В ней рассматриваются самые первые шаги по освоению компьютера. Программа рассчитана на 3-х летнее обучение и в 5 классе изучаются темы "Устройство компьютера", работа с ОС", "Стандартные программы ОС".

Целевая аудитория: для 5 класса

Автор: Кравченко Иван Иванович
Место работы: МКОУ "Зайцевская СОШ" Тальменского района Алтайского края
Добавил: ИванК

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

День матери

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Электронное приложение к учебнику "Информатика" для 5 класса /ссылка на ресурс/

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса /ссылка на ресурс/

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса /ссылка на ресурс/

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса /ссылка на ресурс/

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса /ссылка на ресурс/

Материалы к урокам информатики в 7-9 классах (ФГОС) >>>>>

Рабочие программы по предметам

Рабочая программа по информатике для 5-6 классов (ФГОС) /скачать/

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов (ФГОС) /скачать/

Архив разработок уроков для 5 класса (технологическая карта+материалы к урокам)

Архив разработок уроков для 6 класса (технологическая карта+материалы к урокам)

Интерактивные приложения к урокам

(Разработки автора сайта созданы средствами программ Adobe Captivate, Jeopardylabs, Smart board, MyTest)

Текстовая информация (элементы окна текстового редактора, элементы текстового документа) (файл в "exe" формате)

(файл в "htm" формате)

Устройства ввода информации

(файл в "htm" формате)

(файл в "ехе" формате)

Викторина "Безопасный Интернет (вирусы)"

Автор-составитель: ученик 8 класса Ганюшкин М.

Руководитель: Коченкова Т.В

(файл в "htm"формате)

Тест "Табличные модели"

Разработка урока "Табличные информационные модели"

Действия м информацией (5 класс)

Единицы измерения информации (6 класс)

Информаия вокруг нас (5 класс)

Современные носители (5 класс)

Разновидности объектов (6 класс)

Управление компьютером (5 класс)

Носители информации (5 класс)

Объекты окружающего мира (6 класс)

QR+кодирование информации (5 класс)

Задачи о переправах (5-6 класс)

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией (5 класс)

Тренажер "Кодирование информации"

Тренажер "Работа с клавиатурой"

Тренажер "Страна Компьютерия"

(Разработки других авторов)

Программа для просмотра файлов с расширением OMS >>>>>

9 класс (УМК Босова Л.А.)

Адресация в сети Интернет

Архитектура сети Интернет

Построение информационных моделей

10 класс (УМК Угринович Н.Д.)

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная сс

Представление текста в различных кодировках

Аппаратное и программное обеспечение звука

Алгоритм перевода дробных чисел

Глобальные компьютерные сети

Поиск информации в Интернете

11 класс (УМК Угринович Н.Д.)

История вычислительной техники

Фильмы и видеоролики к урокам

Фильм "Заводим электронную почту" >>>>>

Фильм "Общаемся через Интернет" >>>>>

Видео "Информация, информационные процессы" >>>>>

Видео "Алфавитный подход" >>>>>

Видео, объясняющее суть технологии вики >>>>>

10 советов Google начинающим Интернет-пользователям >>>>>

Тренажер "Работа с Калькулятором"

Тренажер "Цепочки слов"

Тренажер "Табличное решение логических задач"

Ресурсы для создания интерактивных приложений и тренажеров

Запись видео с Интернета >>>>>

Создание онлайн gif анимаций >>>>>

Создание интерактивных модулей >>>>>

Генерация тематических викторин >>>>>

Создаем интерактивные кроссворды >>>>>

Программы для создания интеллект-карт >>>>>

Разработка собственного курса или урока >>>>>

Создание собственного электронного образовательного обучающего ресурса (курса ) >>>>>

Экранная Камера - программа для записи видео с экрана для собственных видеокурсов >>>>>

50 gif - анимационных картинок


На сайте представлены как собственные разработки, так и информация, найденная в сети Интернет (как свободно распространяемая) или найденная в учебно-методической литературе. Материалы и иллюстрации, взятые из открытых источников Интернета, используются исключительно в некоммерческих целях. Автор сайта не претендует на авторство всех представленных материалов. Если вы являетесь правообладателем какого-либо информационного продукта или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения нарушения авторского права.

Данный сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить пользователям удобную работу с контентом сайта. Оставаясь на сайте и продолжая читать статьи и смотреть новые лекции, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie

Читайте также: