Программа для создания exe файлов

Обновлено: 05.07.2024

Разработка собственного программного обеспечения это одна задача, а установка его - это совсем другое. Как только Вы создали свой продукт, необходимо подумать о том, каким образом он будет предоставляться конечному пользователю. Если это просто один исполняемый файл, который вы можете просто заархивировать и выложить, то все просто. Но когда Ваш продукт состоит из нескольких файлов таких как, например, dll, которые необходимо зарегистрировать, Вам уже необходим инсталлятор. Даже если Вам просто необходимо создать пару ярлыков на компьютерах пользователей, то инсталлятор уже будет удобен, если Вы, конечно, не хотите, чтобы ваши пользователи делали все вручную.

Дорогой и коммерческий флагман InstallShield знаком всем, и Вы не раз пользовались инсталляторами, созданными этим продуктом. Но, он не является единственным оплотом для создания исталляторов. Существуют и достаточно способные бесплатные продукты, которые могут обеспечить Вас всеми необходимыми возможностями. Я выбрал несколько лучших из них. Они охватывают различные подходы к созданию инсталлятора: от быстрых и легко настраиваемых (5-10 минут и готово) до мощных и поддерживающих огромное количество настроек.

Обзор бесплатных программ для создания инсталляторов

Программа для создания инсталлятора Inno Setup полноценный инструмент

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

После просмотра нескольких других свободных продуктов в этой категории, я решил остановиться на Inno Setup как самой привлекательной. Этот инструмент не для пользователей, которые ищут простой работы с графическим редактором и быстрого результата. Это решение более подходящее для тех разработчиков, которые хотят полностью контролировать создание программы установки, и не стесняются работы с текстовыми файлами конфигурации. Inno Setup была выпущена в 1997 году и очень развилась с тех пор. Этот инструмент, безусловно, бьет многих коммерческих претендентов в этой области за счет множества возможностей и стабильности работы.

GUI Inno Setup представляет из себя редактор / компилятор для файла конфигурации, который содержит настройки для создания программы установки. Формат текстового файла очень похож на формат файла INI, что позволяет ему быть менее громоздким для работы, чем файл формата XML, как, например, в Ghost Installer. Файл справки отлично структурирован, что позволяет легко и просто узнать о доступных параметрах. Редактор поддерживает схему цветовой подсветки кода, что делает его более удобным для работы. Я не буду перечислять все особенности этого профессионального инструмента для создания программы установки, но я не нашел ничего, что еще Inno Setup не будет в состоянии совершить. Исходные файлы, целевые файлы, ярлыки, диалоги, лицензии принятии, удаление, пользовательские формы и многое другое. Я использовал его в течение нескольких проектов за последние годы с большим успехом (а не затрат). Если вы любите GUI, то для этого отличного инструмента вы можете найти несколько сторонних дополнений на главной странице InnoSetup.

Программа для создания инсталлятора NSIS удобная и мощная

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

NSIS - если Вам не особо то и нужен редактор сценариев, и Вы хотите что-то обладающее более расширенными возможностями пользовательского интерфейса, то инструмент от NullSoft для создания программ установки то, что Вам нужно. Это наиболее способный продукт, в котором правда не хватает полноценного пользовательского интерфейса (не считая окна компилятора).

Подобно тому как вы создаете HTML-код для веб-страницы в отдельной программе, и потом отображаете эту страницу в браузере, вы должны создать скрипт NSIS в любом редакторе по вашему вкусу и просто скомпилировать его компилятором NSIS. На домашней странице NSIS Вы можете найти ссылки на редакторы (PSPad, Notepad) и IDE плагины (например, для Eclipse) с поддержкой NSIS скриптов с подсветкой синтаксиса, а так же различные другие вспомогательные программы.

Этот продукт, безусловно, более ориентирован на профессиональных разработчиков, чем на тех, кто ищет быстрых и легких графических решений для создания программ установки. Продукты в данном обзоре рассматривают оба типа этих пользователей, и это создает небольшие трудности для рекомендации одного единого решения. Хотя NSIS более способный, чем InnoSetup, я выбрал последнее из-за его баланса между графическим интерфейсом и функциональностью (включая организацию обучения).

NSIS просто выводит одно маленькое окно с текстовыми ссылками, для того чтобы вы начали с изучения его бесконечных возможностей. Небольшое окно (действительно слишком маленькое, чтобы показать весь текст, но достаточное, чтобы не изменять размеры) содержит ссылки на сам компилятор, примеры скриптов, онлайн-поддержку, документацию и плагины.

Плагины действительно того стоят, они предлагают множество расширенных возможностей, например, эффекты fadeout/fadein для пользовательских диалогов. NSIS предлагает создание более современной установки UI. Вы можете самостоятельно создавать собственные иконки, баннеры, фоны, и сделать из них свой сборник. Сообщество пользователей достаточно велико и многие ресурсы и форумы помогут Вам и поддержат Вас с вашим проектом установки NSIS.

Программа для создания инсталлятора Ghost Installer аналог InnoSetup

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

Ghost Installer представляет собой аналог InnoSetup. Если Вы хотите полностью контролировать создание программы установки, и Вы не боитесь работать с XML-файлами конфигурации, то Ghost Installer может быть хорошим выбором для Вас. Хотя коммерческая версия инструмента поставляется вместе с графическим интерфейсом (Ghost Installer Studio), бесплатная версия просто предлагает так называемый gEditor для редактирования файлов XML файлов конфигурации.

Этот продукт требует времени, чтобы освоиться в нем, но как только Вы разберетесь и узнаете обо всех настройках, Вы сможете использовать всю мощь данного инструмента. Файл справки очень хорошо организован, в нем перечислены все ключевые слова и настройки, которые Вы можете использовать. Когда Вы создаете новый проект, мастер-настройки создаст базовый или расширенный шаблон, в котором будет подготовлена необходимая XML-структура, с который Вы можете сразу начать работать. Для меня этот инструмент был несколько сложнее в изучении, нежели InnoSetup, но я уверен, что этот инструмент очень мощный. В итоге мы имеем XML редактор gEditor со встроенной кнопкой, запускающей процесс компиляцию Вашей программы установки. Если для Вас такая схема работы привлекательна, то, безусловно, попробуйте его.

Программа для создания инсталлятора Clickteam Install Creator быстрая и удобная

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

Clickteam Install Creator, наверно, самый быстрый и удобный инструмент создания программ установки из тех, что я рассмотрел. Этот инструмент содержит основные функции, заключенные в эффективный графический интерфейс. Мастер достаточно быстро проведет Вас через основные шаги. Мой первый проект был сделан за несколько минут, и все работало на "ура!".

Можно устанавливать растровые изображения и иконки по своему выбору. В Install Creator отсутствуют более профессиональные функции, такие как добавление записей в реестр, различных пакетов установки или языков. Но это не было целью этого инструмента, и это прекрасно для простых задач. Это отличный выбор для быстрого решения по распространению своей программы, без необходимости разбираться в куче тонкостей процесса создания программ установки. Бесплатная версия полностью функциональна, однако, в конце каждой установки показывается окно с рекламой и со ссылкой на веб-сайт разработчиков.

CreateInstall аналог программы для создания инсталлятора Clickteam

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

CreateInstall это удовольствие для тех, кто не хочет тратить много времени на процедуру создания программ установки и редактирования кучи текста. Инструмент очень похож на Clickteam Install Creator, он так же представляет собой простой и эффективный интерфейс, где вы можете быстро найти и настроить все важные особенности вашего проекта. Вы можете выбрать пользовательские растровые изображения и иконку для диалога установки, а также указать фоновый градиент заливки для полноэкранного режима. Вы можете настроить шесть диалогов установки и один диалог завершения установки.

Работа с файлами и контекстным меню осуществляется достаточно легко, что является преимуществом над Install Creator. Так же Вам дается возможность задать записи в реестр и зарегистрировать DLL / OCX / TBL файлы. В инструменте есть некоторые дополнительные функции, которые производят достаточно хорошее впечатление. С ними Вы можете изменить некоторые особенности, такие как: выбор языка, выбор пути установки. Однако, у меня возникло несколько вопросов по работе инструмента, а именно по поводу изменения шрифтов диалогов. Для некоторых шрифтов, например, Tahoma, на дисплее будет просто пустое окно. Почему так? Бесплатная версия является полнофункциональной, но выводит строку "CreateInstall Free" в нижнем левом углу каждого окна установки. Вы можете купить этот инструмент, и изменить содержание этой строки по своему вкусу.

Программа Advanced Installer для быстрого создания инсталлятора

Лучшие бесплатные программы для создания инсталляторов

Advanced Installer является хорошим выбором, если Вам необходимо быстро создать MSI пакет установки. Caphyon предлагает бесплатную версию своего инструмента, встроенного в коммерческий продукт, по созданию программ установки. Вы можете скачать и установить полную версию продукта бесплатно, но только "Basic" опции работают без покупки регистрации. Но этого вполне достаточно для быстрого и простого создания MSI пакета установки.

В нем достаточно дружественный интерфейс, позволяющий Вам задать все основные конфигурации в кратчайшие сроки. Есть довольно много вариантов установки, что позволяет Вам достаточно легко играть с инструментом, например, целевая папка, ярлыки, перезагрузка системы, условия запуска, настройки реестра и многое другое. Единственно, я разочаровался в том, что нельзя определить различные типы установки такие, как "Полная установка" и "Минимальная установка". "Все или ничего" - не есть принцип сегодняшних программ установки. Я бы предпочел вместо опции условий запуска опцию установки типа. Тем не менее, мне очень импонирует простота в использовании и минимальное количество времени на проект. Если вам нужен MSI файл для простой установки, то Advanced Installer, безусловно, то, что Вам нужно.

Или вы можете пофантазировать и вместо этого создать установщик EXE.

В этом посте мы рассмотрим три различных способа создания EXE: самораспаковывающийся пакет, простой установщик с использованием встроенного IExpress и расширенный установщик с помощью настраиваемой Inno Setup.

1. Создайте быстрый EXE-файл с помощью 7-Zip.

Вероятно, вы уже используете 7-Zip для извлечения всех видов архивных файлов и знаете, что 7-Zip может создавать архивные файлы, но знаете ли вы, что вы также можете использовать его для создания EXE-файла, который действует как установщик?

Он называется SFX-архивом (самораспаковывающимся) и работает, сжимая все ваши конечные файлы вместе, а затем встраивая в архив специальный EXE-файл, который знает, как все распаковать.

Другими словами, получатель может извлечь SFX-архив (который выглядит как EXE-файл), даже если у него нет нужного программного обеспечения, что может случиться с такими форматами, как 7Z, RAR, TAR и ZIP.


Вот как создать SFX-архив с помощью 7-Zip:

Обратите внимание, что SFX-архивы не являются настоящими файлами установщика. Они не помещают извлеченные файлы в назначенный целевой каталог. Они не изменяют реестр Windows. Кроме того, они не создают журналы установки и не отображаются как установленное программное обеспечение в приложении «Удалить». Это буквально архивные файлы, оформленные как EXE-файлы.

2. Как использовать IExpress для простого создания EXE

Как и 7-Zip, описанный выше, этот метод создает самораспаковывающийся архив, но с двумя основными отличиями: во-первых, конечный пользователь будет проходить через многостраничный мастер установки, а во-вторых, конечный пользователь может указать целевой каталог для куда инструмент извлечет файлы.

И вот как вы создаете свой установщик EXE с помощью IExpress:


Ваш пакет будет создан через несколько минут. Обратите внимание, что у IExpress есть некоторые особенности и проблемы:

Из-за этих странностей мы рекомендуем вместо этого использовать метод, описанный ниже.

Связанный: Что такое GUI (графический интерфейс пользователя)?

3. Лучший способ создать EXE: используйте Inno Setup.


Теперь выполните следующие действия, указанные ниже:

На странице настроек компилятора вы можете настроить EXE-файл установщика:

После настройки параметров нажмите Готово. Когда будет предложено скомпилировать новый сценарий, нажмите Да. Когда будет предложено сохранить сценарий, выберите Нет, если это одноразовый файл установщика. Выберите Да, если вы планируете изменить или обновить его позже.

Подождите, пока процесс завершится, и вуаля, у вас будет с собой исполняемый файл.

Какой метод лучше всего подходит для создания установщика EXE?

Если у вас базовое программное обеспечение или вы собираетесь распространять его среди ограниченного числа людей, используйте метод 7-Zip. Это просто, быстро и практически не требует технических знаний.

Если ваше программное обеспечение несколько простое, и вы хотите предоставить конечным пользователям настоящий мастер установки, воспользуйтесь методом IExpress. Наконец, выберите приложение Inno, если у вас сложное программное обеспечение и вы знаете, что делаете.

Ускоряет систему, реестр и доступ в Интернет. Оптимизирует, чистит и исправляет все проблемы с ПК в 1 клик. Выявляет и удаляет шпионские и рекламные модули.
Программа - победитель многих конкурсов. Подробнее

DeployMaster - программа позволяет создавать инсталляционные пакеты для вашего программного обеспечения под Windows.

get_app5 401 | Условно-бесплатная |


InstallAware - платформа для автоматического создания установочных пакетов в среде Visual Studio.

get_app2 142 | Бесплатная |

Это профессиональный инсталлятор программ который позволит Вам с легкостью создавать великолепные установочные программы для Ваших Windows приложений.

get_app13 521 | Условно-бесплатная |

Inno Setup - бесплатный инструмент для создания инсталляторов с большим количеством полезных функций. Позволяет определить все записи в файлах реестра и инициализации, задавать автозагрузку будущего приложения. Оснащает каждый дистрибутив деинсталлятором.

get_app74 895 | Бесплатная |


Утилита для обеспечения переносимости qt С++/C программ, которая позволяет извлекать все зависимые библиотеки исполняемого файла и создавать сценарии запуска для разрабатываемого приложения. Отличается гибкостью, высокой скоростью работы и кроссдеплоем.

get_app593 | Бесплатная |

CreateInstall Light является очень удобным инсталлятором и позволяет создавать установки с хорошим интерфейсом и со всеми наиболее важными возможностями.

get_app6 202 | Условно-бесплатная |

CreateInstall - универсальный, гибкий и мощный инсталлятор как для профессиональных разработчиков, так и для начинающих. С помощью этой программы Вы можете создать полнофункциональные инсталляционные программы для Ваших приложений.

get_app11 456 | Условно-бесплатная |


EMCO MSI Package Builder - отличный редактор для разработчиков программного обеспечения, предназначенный для легкого и быстрого создания пакетов MSI.

get_app1 437 | Условно-бесплатная |


Cameyo - отличное приложение для создания портативных версий любых программ и утилит.

get_app11 528 | Бесплатная |


Exe to MSI converter преобразует обычные инсталляторы .exe в MSI (Microsoft Software Installer) пакеты. Вы также можете создавать сценарии автоматической установки программ.

get_app10 827 | Демо версия |

Nullsoft Install System (NSIS) - программа предназначена для легкого и быстрого создания профессиональных инсталляционных файлов.

get_app16 696 | Бесплатная |


Free UPX - графический интерфейс для UPX (the Ultimate Packer for eXecutables). Позволяет сжимать и распаковывать файлы, производимые в соответствии с Microsoft Portable Executable и COFF Спецификации (EXE, DLL, OCX, BPL, CPL и др.).

get_app6 039 | Бесплатная |

UPX - бесплатный, портируемый упаковщик исполняемых файлов. Поддерживает множество форматов, включая COM, EXE, SYS. После упаковки UPX-ом Ваши файлы занимают минимум места на диске и распаковываются непосредственно в память при запуске программы.

get_app34 692 | Бесплатная |


ABTool - приложение для быстрой и комфортной установки пакетов часто используемых программ, а также запуска разнообразных утилит для диагностики характеристик компьютера.

get_app2 728 | Бесплатная |


McRip SystemFiles - инсталляционный пакет обновления самых необходимых программ и утилит, без которых невозможно полноценное функционирование системы.

Самоизоляция это отличное время приступить к тому, что требует много времени и сил. Поэтому я решил заняться тем, чем всегда хотел — написать свой компилятор.

Сейчас он способен собрать Hello World, но в этой статье я хочу рассказать не про парсинг и внутреннее устройство компилятора, а про такую важную часть как побайтовая сборка exe файла.

Начало

Хотите спойлер? Наша программа будет занимать 2048 байт.

Обычно работа с exe файлами заключается в изучении или модификации их структуры. Сами же исполняемые файлы при этом формируют компиляторы, и этот процесс кажется немного магическим для разработчиков.

Для сборки нашей программы нам потребуется любой HEX редактор (лично я использовал HxD).

Для старта возьмем псевдокод:

Первые две строки указывают на функции импортируемые из библиотек WinAPI. Функция MessageBoxA выводит диалоговое окно с нашим текстом, а ExitProcess сообщает системе о завершении программы.
Рассматривать отдельно функцию main нет смысла, так как в ней используются функции, описанные выше.

DOS Header

Для начала нам нужно сформировать корректный DOS Header, это заголовок для DOS программ и влиять на запуск exe под Windows не должен.

Более-менее важные поля я отметил, остальные заполнены нулями.

Самое главное, что этот заголовок содержит поле e_magic означающее, что это исполняемый файл, и e_lfanew — указывающее на смещение PE-заголовка от начала файла (в нашем файле это смещение равно 0x80 = 128 байт).

Отлично, теперь, когда нам известна структура заголовка DOS Header запишем ее в наш файл.




Сначала я использовал левую колонку как на скриншоте для указания смещения внутри файла, но тогда неудобно копировать исходный текст, приходится обрезать каждую строку.

Поэтому для удобства в первой скобке каждого блока указан порядок добавления в файл, а в последней смещение в файле (Offset) по которому должен располагаться данный блок.

Например, первый блок мы вставляем по смещению 0x00000000, и он займет 64 байта (0x40 в 16-ричной системе), следующий блок мы будем вставлять уже по этому смещению 0x00000040 и т.д.

Готово, первые 64 байта записали. Теперь нужно добавить еще 64, это так называемый DOS Stub (Заглушка). Во время запуска из-под DOS, она должна уведомить пользователя что программа не предназначена для работы в этом режиме.

Но в целом, это маленькая программа под DOS которая выводит строку и выходит из программы.
Запишем наш Stub в файл и рассмотрим его детальнее.




А теперь этот же код, но уже в дизассемблированном виде

Это работает так: сначала заглушка выводит строку о том, что программа не может быть запущена, а затем выходит из программы с кодом 1. Что отличается от нормального завершения (Код 0).

Код заглушки может немного отличатся (от компилятора к компилятору) я сравнивал gcc и delphi, но общий смысл одинаковый.

А еще забавно, что строка заглушки заканчивается как \x0D\x0D\x0A$. Скорее всего причина такого поведения в том, что c++ по умолчанию открывает файл в текстовом режиме. В результате символ \x0A заменяется на последовательность \x0D\x0A. В результате получаем 3 байта: 2 байта возврата каретки Carriage Return (0x0D) что бессмысленно, и 1 на перевод строки Line Feed (0x0A). В бинарном режиме записи (std::ios::binary) такой подмены не происходит.

Для проверки корректности записи значений я буду использовать Far с плагином ImpEx:


NT Header

Спустя 128 (0x80) байт мы добрались до NT заголовка (IMAGE_NT_HEADERS64), который содержит в себе и PE заголовок (IMAGE_OPTIONAL_HEADER64). Несмотря на название IMAGE_OPTIONAL_HEADER64 является обязательным, но различным для архитектур x64 и x86.

Разберемся что хранится в этой структуре:

Signature — Указывает на начало структуры PE заголовка

Далее идет заголовок IMAGE_FILE_HEADER общий для архитектур x86 и x64.

Machine — Указывает для какой архитектуры предназначен код в нашем случае для x64
NumberOfSections — Количество секции в файле (О секциях чуть ниже)
TimeDateStamp — Дата создания файла
SizeOfOptionalHeader — Указывает размер следующего заголовка IMAGE_OPTIONAL_HEADER64, ведь он может быть заголовком IMAGE_OPTIONAL_HEADER32.

Characteristics — Здесь мы указываем некоторые атрибуты нашего приложения, например, что оно является исполняемым (EXECUTABLE_IMAGE) и может работать более чем с 2 Гб RAM (LARGE_ADDRESS_AWARE), а также что некоторая информация была удалена (на самом деле даже не была добавлена) в файл (RELOCS_STRIPPED | LINE_NUMS_STRIPPED | LOCAL_SYMS_STRIPPED).

IMAGE_DATA_DIRECTORY — массив записей о каталогах. В теории его можно уменьшить, сэкономив пару байт, но вроде как все описывают все 16 полей даже если они не нужны. А теперь чуть подробнее.

У каждого каталога есть свой номер, который описывает, где хранится его содержимое. Пример:
Export(0) — Содержит ссылку на сегмент который хранит экспортируемые функции. Для нас это было бы актуально если бы мы создавали DLL. Как это примерно должно работать можно посмотреть на примере следующего каталога.

Import(1) — Этот каталог указывает на сегмент с импортируемыми функциями из других DLL. В нашем случае значения VirtualAddress = 0x3000 и Size = 0xB8. Это единственный каталог, который мы опишем.

Resource(2) — Каталог с ресурсами программы (Изображения, Текст, Файлы и т.д.)
Значения других каталогов можно посмотреть в документации.

Теперь, когда мы посмотрели из чего состоит NT-заголовок, запишем и его в файл по аналогии с остальными по адресу 0x80.

В результате получаем вот такой вид IMAGE_FILE_HEADER, IMAGE_OPTIONAL_HEADER64 и IMAGE_DATA_DIRECTORY заголовков:




Далее описываем все секции нашего приложения согласно структуре IMAGE_SECTION_HEADER

Name — имя секции из 8 байт, может быть любым
VirtualSize — сколько байт копировать из файла в память
VirtualAddress — адрес секции в памяти выровненный по SectionAlignment
SizeOfRawData — размер сырых данных выровненных по FileAlignment
PointerToRawData — адрес секции в файле выровненный по FileAlignment
Characteristics — Указывает какие данные хранит секция (Код, инициализированные или нет данные, для чтения, для записи, для исполнения и др.)

В нашем случае у нaс будет 3 секции.

Почему Virtual Address (VA) начинается с 1000, а не с нуля я не знаю, но так делают все компиляторы, которые я рассматривал. В результате 1000 + 3 секции * 1000 (SectionAlignment) = 4000 что мы и записали в SizeOfImage. Это полный размер нашей программы в виртуальной памяти. Вероятно, используется для выделения места под программу в памяти.

I — Initialized data, инициализированные данные
U — Uninitialized data, не инициализированные данные
C — Code, содержит исполняемый код
E — Execute, позволяет исполнять код
R — Read, позволяет читать данные из секции
W — Write, позволяет записывать данные в секцию

.text (.code) — хранит в себе исполняемый код (саму программу), атрибуты CE
.rdata (.rodata) — хранит в себе данные только для чтения, например константы, строки и т.п., атрибуты IR
.data — хранит данные которые можно читать и записывать, такие как статические или глобальные переменные. Атрибуты IRW
.bss — хранит не инициализированные данные, такие как статические или глобальные переменные. Кроме того, данная секция обычно имеет нулевой RAW размер и ненулевой VA Size, благодаря чему не занимает места в файле. Атрибуты URW
.idata — секция содержащая в себе импортируемые из других библиотек функции. Атрибуты IR

Важный момент, секции должны следовать друг за другом. При чем как в файле, так и в памяти. По крайней мере когда я менял их порядок произвольно программа переставала запускаться.

Теперь, когда нам известно какие секции будет содержать наша программа запишем их в наш файл. Тут смещение оканчивается на 8 и запись будет начинаться с середины файла.




Следующий адрес для записи будет 00000200 что соответствует полю SizeOfHeaders PE-Заголовка. Если бы мы добавили еще одну секцию, а это плюс 40 байт, то наши заголовки не уложились бы в 512 (0x200) байт и пришлось бы использовать уже 512+40 = 552 байта выровненные по FileAlignment, то есть 1024 (0x400) байта. А все что останется от 0x228 (552) до адреса 0x400 нужно чем-то заполнить, лучше конечно нулями.

Взглянем как выглядит блок секций в Far:


Далее мы запишем в наш файл сами секции, но тут есть один нюанс.

Как вы могли заметить на примере SizeOfHeaders, мы не можем просто записать заголовок и перейти к записи следующего раздела. Так как что бы записать заголовок мы должны знать сколько займут все заголовки вместе. В результате нам нужно либо посчитать заранее сколько понадобиться места, либо записать пустые (нулевые) значения, а после записи всех заголовков вернуться и записать уже их реальный размер.

Поэтому программы компилируются в несколько проходов. Например секция .rdata идет после секции .text, при этом мы не можем узнать виртуальный адрес переменной в .rdata, ведь если секция .text разрастется больше чем на 0x1000 (SectionAlignment) байт, она займет адреса 0x2000 диапазона. И соответственно секция .rdata будет находиться уже не в адресе 0x2000, а в адресе 0x3000. И нам будет необходимо вернуться и пересчитать адреса всех переменных в секции .text которая идет перед .rdata.

Но в данном случае я уже все рассчитал, поэтому будем сразу записывать блоки кода.

Секция .text

Конкретно для этой программы первые 3 строки, ровно, как и 3 последние не обязательны.
Последние 3 даже не будут исполнены, так как выход из программы произойдет еще на второй функции call.

Но скажем так, если бы это была не функция main, а подфункция следовало бы сделать именно так.

А вот первые 3 в данном случае хоть и не обязательны, но желательны. Например, если бы мы использовали не MessageBoxA, а printf то без этих строк получили бы ошибку.

Согласно соглашению о вызовах для 64-разрядных систем MSDN, первые 4 параметра передаются в регистрах RCX, RDX, R8, R9. Если они туда помещаются и не являются, например числом с плавающей точкой. А остальные передаются через стек.

По идее если мы передаем 2 аргумента функции, то должны передать их через регистры и зарезервировать под них два места в стеке, что бы при необходимости функция могла скинуть регистры в стек. Так же мы не должны рассчитывать, что нам вернут эти регистры в исходном состоянии.

Так вот проблема функции printf заключается в том, что, если мы передаем ей всего 1 аргумент, она все равно перезапишет все 4 места в стеке, хотя вроде бы должна перезаписать только одно, по количеству аргументов.

Поэтому если не хотите, чтобы программа себя странно вела, всегда резервируйте как минимум 8 байт * 4 аргумента = 32(0x20) байт, если передаете функции хотя бы 1 аргумент.

Рассмотрим блок кода с вызовами функций


Сначала мы передаем наши аргументы:

rcx = 0
rdx = абсолютный адрес строки в памяти ImageBase + Sections[".rdata"].VirtualAddress + Смещение строки от начала секции, строка читается до нулевого байта
r8 = аналогично предыдущему
r9 = 64(0x40) MB_ICONINFORMATION, значок информации

А далее идет вызов функции MessageBoxA, с которым не все так просто. Дело в том, что компиляторы стараются использовать как можно более короткие команды. Чем меньше размер команды, тем больше таких команд влезет в кэш процессора, соответственно, будет меньше промахов кэша, подзагрузок и выше скорость работы программы. Для более подробной информации по командам и внутренней работе процессора можно обратиться к документации Intel 64 and IA-32 Architectures Software Developer’s Manuals.

Мы могли бы вызвать функцию по полному адресу, но это заняло бы как минимум (1 опкод + 8 адрес = 9 байт), а с относительным адресом команда call занимает всего 6 байт.

Давайте взглянем на эту магию поближе: rip + 0x203E, это ни что иное, как вызов функции по адресу, указанному нашим смещением.

Я подсмотрел немного вперед и узнал адреса нужных нам смещений. Для MessageBoxA это 0x3068, а для ExitProcess это 0x3098.

Пора превратить магию в науку. Каждый раз, когда опкод попадает в процессор, он высчитывает его длину и прибавляет к текущему адресу инструкции (RIP). Поэтому, когда мы используем RIP внутри инструкции, этот адрес указывает на конец текущей инструкции / начало следующей.
Для первого call смещение будет указывать на конец команды call это 002A не забываем что в памяти этот адрес будет по смещению Sections[".text"].VirtualAddress, т.е. 0x1000. Следовательно, RIP для нашего call будет равен 102A. Нужный нам адрес для MessageBoxA находится по адресу 0x3068. Считаем 0x3068 — 0x102A = 0x203E. Для второго адреса все аналогично 0x1000 + 0x0037 = 0x1037, 0x3098 — 0x1037 = 0x2061.

Именно эти смещения мы и видели в командах ассемблера.


Запишем в наш файл секцию .text, дополнив нулями до адреса 0x400:

(5) RAW .text section (Offset 0x00000200-0x00000400)
Хочется отметить что всего лишь 4 строки реального кода содержат весь наш код на ассемблере. А все остальное нули что бы набрать FileAlignment. Последней строкой заполненной нулями будет 0x000003F0, после идет 0x00000400, но это будет уже следующий блок. Итого в файле уже 1024 байта, наша программа весит уже целый Килобайт! Осталось совсем немного и ее можно будет запустить.



Секция .rdata

Это, пожалуй, самая простая секция. Мы просто положим сюда две строки добив нулями до 512 байт.

(6) RAW .rdata section (Offset 0x00000400-0x00000600)

Секция .idata

Ну вот осталась последняя секция, которая описывает импортируемые функции из библиотек.

Первое что нас ждет новая структура IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR

OriginalFirstThunk — Адрес указывает на список имен импортируемых функций, он же Import Name Table (INT)
Name — Адрес, указывающий на название библиотеки
FirstThunk — Адрес указывает на список адресов импортируемых функций, он же Import Address Table (IAT)

Для начала нам нужно добавить 2 импортируемых библиотеки. Напомним:

(7) RAW IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR (Offset 0x00000600)

У нас используется 2 библиотеки, а что бы сказать что мы закончили их перечислять. Последняя структура заполняется нулями.


Теперь добавим имена самих библиотек:

Далее опишем библиотеку user32:

Поле Name первой библиотеки указывает на 0x303C если мы посмотрим чуть выше, то увидим что по адресу 0x063C находится библиотека «user32.dll\0».

Подсказка, вспомните что секция .idata соответствует смещению в файле 0x0600, а в памяти 0x3000. Для первой библиотеки INT равен 3058, значит в файле это будет смещение 0x0658. По этому адресу видим запись 0x3078 и вторую нулевую. Означающую конец списка. 3078 ссылается на 0x0678 это RAW-строка

«00 00 4D 65 73 73 61 67 65 42 6F 78 41 00 00 00»

Первые 2 байта нас не интересуют и равны нулю. А вот дальше идет строка с названием функции, заканчивающаяся нулем. То есть мы можем представить её как "\0\0MessageBoxA\0".

При этом IAT ссылается на аналогичную таблице IAT структуру, но только в нее при запуске программы будут загружены адреса функций. Например, для первой записи 0x3068 в памяти будет значение отличное от значения 0x0668 в файле. Там будет адрес функции MessageBoxA загруженный системой к которому мы и будем обращаться через вызов call в коде программы.

И последний кусочек пазла, библиотека kernel32. И не забываем добить нулями до SectionAlignment.




Проверяем что Far смог корректно определить какие функции мы импортировали:


Отлично! Все нормально определилось, значит теперь наш файл готов к запуску.
Барабанная дробь…

Финал


Поздравляю, мы справились!

Файл занимает 2 Кб = Заголовки 512 байт + 3 секции по 512 байт.

Число 512(0x200) ни что иное, как FileAlignment, который мы указали в заголовке нашей программы.

Дополнительно:
Если хочется вникнуть чуть глубже, можно заменить надпись «Hello World!» на что-нибудь другое, только не забудьте изменить адрес строки в коде программы (секция .text). Адрес в памяти 0x00402000, но в файле будет обратный порядок байт 00 20 40 00.

Или квест чуть сложнее. Добавить в код вызов ещё одного MessageBox. Для этого придется скопировать предыдущий вызов, и пересчитать в нем относительный адрес (0x3068 — RIP).

Заключение

Статья получилась достаточно скомканной, ей бы, конечно, состоять из 3 отдельных частей: Заголовки, Программа, Таблица импорта.

Если кто-то собрал свой exe значит мой труд был не напрасен.

Думаю в скором времени создать ELF файл похожим образом, интересна ли будет такая статья?)

Читайте также: