Программы предъявляющие разнообразные задачи и побуждающие решать их путем проб и ошибок

Обновлено: 08.07.2024

Современному обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

ВложениеРазмер
общепедагогические технологии 166 КБ
problemno_-_dialogicheskoe_obuchenie.doc 166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя школа»

Угранского района Смоленской области

Тема: «Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, обучение».

Подготовила учитель начальных

классов первой квалификационной

категории Карпова А.А.

2015-2016 уч. Год

Хочется перефразировать слова известной песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - «Учиться надо с интересом, чтоб хорошо учиться». Такой интерес к учению и развитие творческих возможностей школьника, умение принимать самостоятельные решения, сотрудничать обеспечивает технология проблемно-диалогического обучения.

Я работаю по общеобразовательной программе «Начальная школа 21 века». Дающей огромные возможности в сфере проблемно-диалогического обучения. Цель моей работы учить детей с интересом, творчеством, подготовить детей к решению учебных и жизненных задач самостоятельно. Моя задача подвести учащихся к проблеме нового знания, научить самостоятельно формулировать проблему и искать пути решения, используя диалог. Прогнозируемый результат – постановка учебной проблемы и поиск решения учебной проблемы, Развитие творческих способностей, развитие логического мышления, умение аргументировать свой выбор, участвовать в диалоге.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.

2. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, применение.

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

В связи с модернизацией начального образования и необходимостью реализации модели личностно-ориентированного обучения младших школьников остро встала проблема развития творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. В этом заключается главная задача, которую ставит перед учителем государство.

Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

( образовательное пространство становится развивающим, если:

  1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
  2. Создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
  3. Создавать среду для развития мыслительных способностей ученик, через овладение определёнными мыслительными операциями;
  4. Строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
  5. Построено на фундаменте применения у учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного процесса;
  6. Обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
  7. Проектируется с опорой на зону ближайшего развития.

Одна из таких технологий – технология проблемно-диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.

Внедрение данной технологии даёт возможность идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок – учить его с учётом потенциальных возможностей.

Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют. Проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Слайд. Понятие проблемно-диалогического обучения.

В определении « проблемно -диалогическое» первая часть означает, на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  1. Постановка учебной проблемы;
  2. Поиск её решения.

Слово « диалогическое » означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

(Основные образовательные цели учебного процесса – знания, умения и навыки. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путём многократного повторения действия. Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий учителя. Этап введения знаний организуется посредством методов обучения. Именно он является наиболее сложной ( и творческой) частью подготовки к уроку.)

Таким образом, на смену монологу приходит диалог .( Одной из концепций деятельности обучаемых в учебном процессе является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.)

Если сравнивать технологию традиционного урока и проблемно-диалогического урока, то она будет выглядеть так:

Теоретические основы автоматизированного управления

Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует

Теоретические основы автоматизированного управления

Автоматизированная система, решающая задачи управления процессом технической подготовки производства и включающая систему автоматизированного проектирования и технологию производства изделия, называется

Теоретические основы автоматизированного управления

Процесс присвоения объектам кодовых обозначений называется

Теоретические основы автоматизированного управления

Обучающие программы, осуществляющие непрямое управление деятельностью учащихся, предъявляющие разнообразные задачи и побуждающие учащихся решать их путем проб и ошибок, называются программами

Теоретические основы автоматизированного управления

Унифицированный документ состоит из следующих частей: 1) признаковой; 2) заголовочной; 3) табличной; 4) содержательной; 5) оформительской - из перечисленного

Теоретические основы автоматизированного управления

Программно-аппаратные комплексы, обрабатывающие данные, поступающие от экспериментальных установок и измерительных приборов, называются

Теоретические основы автоматизированного управления

Позволяет идентифицировать, классифицировать, ранжировать и выбирать проекты по разработке ИС таким образом, чтобы они были увязаны с сильными и слабыми сторонами организации, подход

Теоретические основы автоматизированного управления

Предполагает установление количественных и качественных взаимосвязей между различными видами труда и деятельности такое свойство процесса управления, как

Теоретические основы автоматизированного управления

Из перечисленного: 1) сдача документов в архив; 2) ввод документов в базы данных; 3) выдача распоряжений; 4) составление отчетов; 5) подготовка служебных записок - основными задачами секретариата, выполняемыми системой документооборота, являются

Теоретические основы автоматизированного управления

Систематизированный свод классификационных признаков и их кодовых обозначений называется

Теоретические основы автоматизированного управления

База данных в системе поддержки принятия решений содержит: 1) модели принятия решений; 2) внутреннюю информацию; 3) внешнюю информацию; 4) правила - из перечисленного

Теоретические основы автоматизированного управления

Охватывает всю информацию экономического объекта и является структурной единицей высшего уровня

Теоретические основы автоматизированного управления

Компании, выполняющие комплексное решение задач заказчика при проектировании ИС, называются

Теоретические основы автоматизированного управления

Операционные документы, отражающие суть фактически выполняемых операций, называются

Теоретические основы автоматизированного управления

радикальной реконструкции бизнес-процессов в организации

Теоретические основы автоматизированного управления

Свойство, учитывающее как цель создания системы, так и связь её с надсистемами, в интересах которых создается проектируемая система, называется

Теоретические основы автоматизированного управления

Модульный принцип построения ИС обеспечивается путем

инвариантности к составу и архитектуре технических средств

независимости от периода прогнозирования и планирования

декомпозиции ИС на отдельные относительно обособленные части

Теоретические основы автоматизированного управления

При упрощении ситуаций, требующих принятия решения, вместо детального анализа применяются условные упрощения при

Теоретические основы автоматизированного управления

При создании ИС апробация предложенных проектных решений в течение определенного периода происходит на стадии

Теоретические основы автоматизированного управления

Теоретические основы автоматизированного управления

Из перечисленного: 1) ведение учета применительно к потребности предприятия; 2) графические возможности; 3) получение всей необходимой отчетности - основными достоинствами прикладных программ для автоматизации оперативного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются

Теоретические основы автоматизированного управления

Сочетание прямого воздействия на производство и сосредоточение в одних руках всех функций управления обеспечивает структура управления

Теоретические основы автоматизированного управления

Автоматизированные системы, обеспечивающие автоматизацию завершающей стадии изготовления изделий, т. е. подготовки их к эксплуатации, называются

Теоретические основы автоматизированного управления

Когда отсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий и их последствиях, решаемые задачи называются

Теоретические основы автоматизированного управления

Эффективность использования компьютера в учебном процессе обусловлена: 1) ускорением процесса обучения; 2) расширением возможностей предъявления учебной информации; 3) усилением мотивации обучения; 4) повышением понятности материала - из перечисленного

Теоретические основы автоматизированного управления

Сокращение уровня текучести кадров является целью организационной системы в терминах

Теоретические основы автоматизированного управления

Из перечисленного: 1) экономное использование ресурсов; 2) одновременное использование централизованных программных средств; 3) ускорение работы пользователей; 4) повышение защищенности информации - преимуществами, получаемыми при сетевом объединении персональных компьютеров в единую локальную вычислительную сеть, являются

Возникает вопрос: Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

По мнению учёных на сегодняшний день проблемно -_диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности .

Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно -_диалогическую технологию.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

этапы: проблемная ситуация, поиск решения, в ыражение решения, творческая работа

Методы постановки учебной проблемы

Основные методы постановки учебной проблемы.

2 метод: Подводящий к теме диалог;

3 метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Математика 1 класс

Тема: «Число три. Цифра 3».

Учитель: В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что–то неизвестное, загадочное.

Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё».Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенством, счастливым числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня, мы с вами тоже познакомимся с новым числом – три.

Подводящий к теме диалог.

Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Урок русского языка по теме «Правописание приставок –рас и –раз»

- Прочитайте слова на доске.

- Чем все эти слова похожи?

- А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

Читают: раскрасить, разбить, расколоть, разбежаться

.- Это глаголы с приставками..

- В одних приставка –рас, в других приставка –раз

- Правописание приставок –рас и –раз.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Русский язык, 3 класс.

По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Русский язык, 3 класс.

Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: известный, грустный, яростный.

- Кто из вас написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?

Некоторые дети написали эти слова без буквы Т:

- Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.

- Какой будет тема урока?

Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле ( Шаг 2)

Обучающиеся испытывают удивление.

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Прием 4 . Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -тель-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: учить - учитель, писать - писатель, мыслить - мыслитель.)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: бежать, летать,кричать) Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Методы поиска решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание.

На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»:

побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

Побуждающий к гипотезам диалог

является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

побуждения к выдвижению гипотез;

принятия выдвигаемых учениками гипотез;

побуждения к проверке гипотез;

принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог не требует выдвижения и проверки гипотез; он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Проблемно-диалогическая технология

Цель: научить самостоятельно решать проблемы

Средство: открывать знания вместе с детьми

Традиционный урок Проблемно-диалогический урок

1. Тема : «Сегодня мы 1. Постановка проблемы : «С одной

будем изучать…» стороны…, но с другой стороны…»

«Что удивляет? В чем затруднение?»…

«Какой возникает вопрос? Что надо

2. Объяснение учителя : 2. Поиск и нахождение решения :

«Итак, слушайте «Определите сами…»,

внимательно…» «Сделайте вывод…», «Как мы можем

ответить на наш вопрос. »

3. Заучивание материала : 3. Создание продукта :

«Выучи..», «Перескажи, «Придумай схему…», «Зарифмуй

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Побуждающие от проблемной ситуации

Подводящие к теме

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога , описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемной ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какие противоречия налицо? Какой возникает вопрос?»

Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Однако, реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения . Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебники и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а так же их взаимосвязей с формами и средствами.

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение - совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки - для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку - и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Читайте также: