Рабочая программа развитие памяти

Обновлено: 07.07.2024

Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Цель:
формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе .
Память – основа развития всех психических процессов, и с этим никто не поспорит. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.
Тренировка памяти неразрывно связана с развитием внимания. Для того, чтобы что-то запомнить, надо внимательно посмотреть. Поэтому многие игры по развитию памяти, способствуют развитию внимания и наоборот.

«Картинки» Знакомая всем игра, в ходе которой ребёнку предлагают запомнить ряд картинок. После того, как ребёнок запомнил, картинки убирают и просят назвать, что было нарисовано на картинках (напомним, что нужны предметные картинки). Детям 4–5 лет для запоминания предлагают 5–6 картинок. К школе ребёнок должен по памяти воспроизвести не менее 9. Так мы тренируем операционную, кратковременную память. Для того, чтобы включить механизм отсроченной памяти, попросите ребёнка вспомнить картинки через 15–20 минут.

"Шепотом".
Игра на развитие слухового внимания. Дети выбирают водящего с помощью считалки. Водящий отворачивается, а дети договариваются, какое слово они будут произносить шепотом все вместе. Если водящий угадывает это слово, то он меняется.
"Быстро отвечай".
Дети становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто его поймал, должен назвать предмет этого цвета. Главное, называть быстро. Поймавший мяч должен теперь сам назвать цвет и бросить мяч следующему участнику.

«Повтори узор» Игра способствует развитию умения запоминать расположение предметов на листе. Можно предлагать ребёнку выкладывать узор по образцу, а в дальнейшем попросить запомнить и повторить узор по памяти.

"Найди отличия".
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: в прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.
Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.
Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.

"Волшебное слово".
Количество играющих: 1 - 6 человек.
Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).

"Три движения".
Игра для развития внимания. Ведущий показывает детям три движения и просит их запомнить. Первое – руки согнуты в локтях. Второе – руки вытянуты вперед на уровне груди. Третье – руки подняты вверх. Дети повторяют несколько раз эти движения, запоминая при этом их порядковых номер.
Теперь ведущий показывает одно движение, а номер называет другой, чтобы запутать детей. Если движение не соответствует номеру, дети не должны его показывать. Побеждает самый внимательный.

Снежный ком
Количество играющих: 6-10 человек.
Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое слово.
Игрок, стоящий справа от него, называет слово первого игрока и добавляет к нему свое.
Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит слова всей группы.

"Будь внимателен".
Количество играющих: 1-6 человек.
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.

"Чего не хватает"
Количество играющих: 1—6 человек.
Инвентарь: несколько игрушек.Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.

"Найди игрушку"
Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).


Актуальность проблемы развития памяти у школьников связана не только с тем, что мнемические процессы (процессы запоминания) это одни из важнейших процессов человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Это должно учитываться при организации учебной деятельности.

Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала.

Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания. Поэтому формирование таких способов должно осуществляться еще в школьном возрасте, а в рамках первых трех классах школы следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они как можно скорее были сформированы у детей. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень психического развития ребенка.

Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта. Отметим, что проблемы развития памяти всегда волновали человечество.

Сегодня, когда человечество достигает все новых и новых вершин в образовательном и информационном пространстве нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в психическом развитии индивида.

Цели программы:

- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)

- Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка;

изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти;

воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;

популяризация приобретённых знаний;

создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации);

рабочая программа развивающего курса школа памяти: мнемотехника

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 города Коврова

на заседании УМК:

от « » __________ 2014г

Заместитель директора по УР:

от « » ___________ 2014г

Директор МБОУ СОШ №9» ___________

Рабочая программа развивающего курса

«Школа памяти: Мнемотехника»

Автор: учитель математики

Жукова Марина Валентиновна

Ковров 2014-2015 год

Пояснительная записка

Актуальность проблемы развития памяти у школьников связана не только с тем, что мнемические процессы (процессы запоминания) это одни из важнейших процессов человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Это должно учитываться при организации учебной деятельности. Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала. Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания. Поэтому формирование таких способов должно осуществляться еще в школьном возрасте, а в рамках первых трех классах школы следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они как можно скорее были сформированы у детей. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень психического развития ребенка.

Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта. Отметим, что проблемы развития памяти всегда волновали человечество. Сегодня, когда человечество достигает все новых и новых вершин в образовательном и информационном пространстве нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в психическом развитии индивида.

Цели программы:

- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)

- Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти

воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества

популяризация приобретённых знаний

создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации)

Занятия в кружке затрагивают многие образовательные области такие как, словесность, искусство, культурная антропология, духовная антропология, социальная практика, физическая антропология, математика, естествознание. Вид детской группы – профильная, постоянная, свободный набор детей.

Основные формы работы:

1. Мастер – классы – это занятия, где с помощью различных интерактивных средств с применением приемов мнемотехники проходит изучение основ процессов памяти, её тренировки и развития.

2. Игровые занятия – занятия, проводимые в игровой форме.

3. Индивидуальные занятия – беседы, консультации.

4. Показ собственных мастер-классов – публичные выступления обучаемых с целью демонстрации собственных достижений.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий коллектив, что предполагает разно уровневое общение в атмосфере творчества.

Результатом данной программы является развитие у обучаемых , наряду с памятью, таких важных качеств личности, как внимание, мышление, воображение, творческие способности. И как следствие формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Программа кружка рассчитана на 35 недель с учётом занятий 1 час в неделю итого 35 часов в год.

Ожидаемые результаты:

Развитие памяти способствует развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности, защищает мозг от возрастных изменений.

Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет, что пока найдёшь нужную информацию, забудешь, зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь, с чего же всё начиналось.

Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто, действительно, так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать, решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Программа составлена на основе книги И.Л. Юрковской «Развитие мышления и внимания»: Минск ООО «Юниперс»; 2003 г., 45 с.

В рамках начального общего образования есть обязательное направление – коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизация отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

7 лет – это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Память детей такова, что они могут запоминать произвольно и непроизвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации.

Актуальность темы заключается в том, что в этом возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого–педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Данная программа «Волшебный сундучок», направленная на развитие познавательных процессов у детей 7-9 лет, характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания и концентрации внимания.

Упражнение на развитие памяти «Цифры и ассоциации»

‍Возраст: от 5 лет
‍Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»


‍Возраст: от 5 лет
‍Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

Читайте также: