Решение расчетных задач в ms excel

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: научить учащихся решать математические задачи (финансовая математика) посредством функций и формул табличного процессора MS Excel .

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.

Изучение правил записи формул в Excel.

Изучение встроенных функций в табличном процессоре.

Формирование информационной и финансовой грамотности.

Развивающие:

Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

Развитие умения пользоваться различными функциями в ходе вычислений по формулам.

Развитие умений правильно составлять и записывать формулы при математических расчетах.

Воспитательные:

Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.

Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Ожидаемые результаты:

Изучив тему урока и выполнив практическую работу, учащиеся научатся:

-составлять и заполнять таблицу данными;

-использовать в таблице простые формулы;

-решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов с помощью табличного процессора.

Тип урока : комбинированный.

Активизация опорных ЗУН учащихся

Приобретение новых умений и навыков.

Подведение итогов, выставление оценок.

Организационный момент (1 минута).

Учитель создаёт проблемную ситуацию в начале урока (4 минуты).

Ребята, а как вы думаете, может ли табличный процессор MS Excel , который мы сейчас изучаем, помочь вам, например, при подготовке к школьным экзаменам?

Заслушиваются ответы учеников. Учитель просит вспомнить учащихся основное назначение табличного процессора – автоматизация расчетов данных. Приходим к выводу, что может помочь. Очевидно, например, выполнять математические расчеты.

Да, мы сегодня будем решать математические задачи. Но хочется акцентировать ваше внимание на то, что все они будут иметь характер экономических расчётов и практическую жизненную направленность. Ведь каждый грамотный человек должен уметь решать простейшие финансовые задачи, которые в дальнейшем могут пригодиться ему в жизни.

Тогда напрашивается следующий вопрос, а какие возможности есть у табличного процессора, чтобы эти расчёты произвести?

Учитель: я думаю, что на этот вопрос вы сможете ответить сами в конце урока.

II I . Активизация опорных ЗУН учащихся (5 минут).

Для того, чтобы начать изучение математических вычислений с помощью Excel , необходимо повторить базовые понятия электронной таблицы.

Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра.

На заранее подготовленных карточках в первом столбике предложены опорные понятия электронной таблицы, а во втором столбике разбросаны значения этих понятий.

Задача каждой группы: за 4 минуты правильно сопоставить понятие и его значение (школьники объединяются в группы по 2 рядом стоящие парты).

В итоге, должна получится следующая таблица.

Сетка строк и столбцов

Прямоугольник на пересечении строки и столбца

Ячейка, в которой осуществляется ввод данных

Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами

Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется

Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки

Ячейки, имеющие одну общую границу

При копировании остается неизменной одна из составляющих адреса ячейки

При копировании формулы может изменяться как заголовок столбца, так и номер строки

При копировании формулы адрес ячейки не изменяется

III. Приобретение новых умений и навыков(12 минут)

Учитель: ребята, а какие способы математических расчётов вы используете на уроках математики? Выслушиваются ответы учеников.

Например, устный счёт, вычисления по формуле в начальных классах, расчеты по формулам и вычисления значений функций в среднем и старшем звене.

Оказывается и в электронных таблицах есть похожие удобные способы выполнения математических расчетов:

2.использование встроенных функций.

Ученики записывают лекционный материал, который показывается на слайдах презентации (выделен полужирным шрифтом).

Тема урока: Ввод математических формул и функций и вычисление по ним в Microsoft Excel .

1. Назначение электронной таблицы в первую очередь состоит в автоматизации вычислений. Для этого в ячейки таблицы вводятся формулы.

Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления на рабочем листе. В качестве аргументов формулы обычно используются значения ячеек, например: =A1+B1.

Правила ввода формул и функций:

Ввод любой формулы начинается со знака равенства = . Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст.

Адрес ячейки вводят с клавиатуры, только латинскими буквами.

Завершается ввод формулы нажатием ENTER.

В формулы, можно включать числовые данные, знаки операций, различные функции, а также адреса объектов таблицы.

Адреса, которые используются в формулах, получили название ссылок .

Мы уже знаем, что для вычислений в формулах используют различные виды адресации.

Повторение материала предыдущего урока.

Относительная адресация ячеек – обычное явление при вычислениях по формулам. При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.

Пример. В ячейку A1 внесем число 6, в ячейку B2 – число 7. Вычисление по формуле в ячейке B1 даст число 7, а в ячейке A2 – число 13. При копировании формулы из ячейки B1 в C1 изменяется заголовок столбца и в ячейке C1 будет значение 8. В ячейке A3 будет число 20.

Абсолютная адресация используется в том случае, когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Тогда записывают, например, так: =$К$5. Соответственно, при копировании такой формулы в другие ячейки текущего рабочего листа, в них всегда будет значение =$К$5. Если в приведенном выше примере в ячейке B1 заменить A1 на $A$1, то значения в ячейках B1 и C1 будет одинаковым (равным 6).

Смешанная адресация представляет собой комбинацию относительной и абсолютной адресаций, когда одна из составляющих имени ячейки остается неизменной при копировании. Примеры такой адресации: $A3, B$1. В рассмотренном нами выше примере вместо адреса ячейки $A$1 можно использовать адрес $A1, поскольку копирование формулы происходит в пределах одной строки и, следовательно, номер строки изменяться не будет.

Различают арифметические (алгебраические) и логические формулы.

Арифметические формулы аналогичны математическим отношениям. В них используются арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень). При вычислениях по формулам соблюдается принятый в математике порядок выполнения арифметических операций: сначала выполняется возведение в степень, затем - умножение и деление, после этого – сложение и вычитание. Операции одного уровня, такие как умножение и деление, выполняются слева направо.

Для изменения порядка выполнения арифметических операций используют круглые скобки. Действия над операндами (значениями, ссылками или функциями), заключенными в круглые скобки, выполняются в первую очередь.

Результатом вычислений по арифметической формуле является число.

При каждом изменении входящих в формулу операндов результат пересчитывается заново и отображается в соответствующей ячейке.

Логическая формула содержит условие и определяет, истинно оно или ложно. Истинному выражению присваивается значение «истина» (1), а ложному (0).

С логическими формулами мы познакомимся на следующих уроках.

Правило автозаполнения формул:

1. Ввести в ячейку формулу

2. Выделить эту ячейку

3. Потянуть за маркер заполнения (правый нижний угол ячейки), как бы «перетаскивая» ячейку с формулой на те ячейки, в которые надо произвести копирование.

После завершения ввода формулы в ячейке таблицы отображается результат вычисления, а в строке формул - формула

2. Встроенные функции.

Excel располагает множеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции.

Вставка функции

1 Этап. Вызов Мастера функций и выбор нужной функции.

Формулы – Вставить функцию (щелкнуть по значку f x , который есть также рядом со строкой формул). Далее выбирается из списка нужная функция и подтверждается ОК.

2 Этап. Ввод аргументов функции.

Аргументами могут быть константы, адреса ячеек, диапазон ячеек. Адреса ячеек или их диапазон можно вводить с клавиатуры, либо мышкой выделить прямо в таблице. Подтвердить ОК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование Мастера функций позволяет вводить формулы безошибочно.

Просмотр содержимого документа
«Решения расчетной задачи в excel»

РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНОЙ ЗАДАЧИ В EXCEL

Расчетные формулы в Excel всегда начинаются со знака “=“. Их можно ввести:

непосредственно набирая с клавиатуры;


набирать с клавиатуры только знак = и знаки арифметических операций, а вместо набора адресов ячеек можно щелкать левой клавишей мыши (щ.л.к.м.) по соответствующей ячейке или выделить нужный блок;

с помощью Мастера функций, кнопка =fx или меню ВСТАВКА / ФУНКЦИЯ

Использование Мастера функций позволяет вводить формулы безошибочно.


ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:

- выступление каждого спортсмена оценивают N судей;

- максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка

отбрасываются;

- в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Пусть bik - оценка i-го судьи, выставленная k-му спортсмену.

bmaxk, bmink - максимальная и минимальная оценки, полученные k-ым спортсменом;

Sk - итоговая оценка спортсмена;

Р - оценка победителя.


Sk =

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Подготовьте следующую таблицу и занесите в нее необходимые данные и формулы.

1. В ячейки B1:Е1 занесите фамилии спортсменов , а в ячейки A3:A8 фамилии судей.

2. В ячейку A8 занесите слово МАX ОЦЕНКА , в ячейку А9 слово MIN ОЦЕНКА .

3. В ячейкуB8 занесите формулу =МАКС(B2 :B6) , а в ячейку B9 формулу =МИН(B2:B6).

4. Скопируйте содержимое ячейки B8 в ячейки C8 : Е8 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

5. Скопируйте содержимое ячейки B9 в ячейки C9 : Е9 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

6. В ячейку A11 занесите слово ОЦЕНКА CПОРТСМЕНА.

8. Скопируйте содержимое ячейки B11 в ячейки C11 : Е11 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

9. В ячейку A13 занесите слово ОЦЕНКА ПОБЕДИТЕЛЯ.

10. В ячейку B13 занесите формулу =МАКС(В11:Е11).

11. Заполнить блок B2:E6 оценками судей для каждого спортсмена (оценки проставляются в десятибалльной системе) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование Мастера функций позволяет вводить формулы безошибочно.

Просмотр содержимого документа
«Решения расчетной задачи в excel»

РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНОЙ ЗАДАЧИ В EXCEL

Расчетные формулы в Excel всегда начинаются со знака “=“. Их можно ввести:

непосредственно набирая с клавиатуры;


набирать с клавиатуры только знак = и знаки арифметических операций, а вместо набора адресов ячеек можно щелкать левой клавишей мыши (щ.л.к.м.) по соответствующей ячейке или выделить нужный блок;

с помощью Мастера функций, кнопка =fx или меню ВСТАВКА / ФУНКЦИЯ

Использование Мастера функций позволяет вводить формулы безошибочно.


ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:

- выступление каждого спортсмена оценивают N судей;

- максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка

отбрасываются;

- в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Пусть bik - оценка i-го судьи, выставленная k-му спортсмену.

bmaxk, bmink - максимальная и минимальная оценки, полученные k-ым спортсменом;

Sk - итоговая оценка спортсмена;

Р - оценка победителя.


Sk =

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Подготовьте следующую таблицу и занесите в нее необходимые данные и формулы.

1. В ячейки B1:Е1 занесите фамилии спортсменов , а в ячейки A3:A8 фамилии судей.

2. В ячейку A8 занесите слово МАX ОЦЕНКА , в ячейку А9 слово MIN ОЦЕНКА .

3. В ячейкуB8 занесите формулу =МАКС(B2 :B6) , а в ячейку B9 формулу =МИН(B2:B6).

4. Скопируйте содержимое ячейки B8 в ячейки C8 : Е8 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

5. Скопируйте содержимое ячейки B9 в ячейки C9 : Е9 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

6. В ячейку A11 занесите слово ОЦЕНКА CПОРТСМЕНА.

8. Скопируйте содержимое ячейки B11 в ячейки C11 : Е11 (обратите внимание, что формула при копировании изменяется).

9. В ячейку A13 занесите слово ОЦЕНКА ПОБЕДИТЕЛЯ.

10. В ячейку B13 занесите формулу =МАКС(В11:Е11).

11. Заполнить блок B2:E6 оценками судей для каждого спортсмена (оценки проставляются в десятибалльной системе) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поставленные задачи обычно решают с помощью языков программирования или другими средствами, хотя эти задачи можно легко и эффективно решать средствами Excel.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel»

Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности Презентации Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel Автор: Пивнева Н. Ю. учитель информатики и ИКТ МКОУ Дроздовская СОШ Воронежской области, Ольховатского района

Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности

Презентации

Решение задач в электронных

таблицах Microsoft Excel

Автор: Пивнева Н. Ю.

учитель информатики и ИКТ

МКОУ Дроздовская СОШ

Воронежской области, Ольховатского района

Цели работы: В последнее время интерес к решению задач с использованием электронных таблиц стремительно растет не только у преподавателей информатики, но и у учителей других дисциплин: математика, физика, биология, география. Тем не менее основная нагрузка в изучении электронных таблиц приходится на уроки информатики. Я показала в данной работе, как с помощью электронных таблиц эффективно решаются задачи из разных сфер жизни: Решение задачи моделирования жизненной ситуации Решение статистической задачи Решение задачи по результатам исследований

Цели работы:

В последнее время интерес к решению задач с использованием электронных таблиц стремительно растет не только у преподавателей информатики, но и у учителей других дисциплин: математика, физика, биология, география. Тем не менее основная нагрузка в изучении электронных таблиц приходится на уроки информатики.

Я показала в данной работе, как с помощью электронных таблиц эффективно решаются задачи из разных сфер жизни:

В повседневной жизни людям приходится делать постоянные расчеты, поскольку постоянно возрастает объем информации и практически каждый день нам приходится выполнять финансовые, научные, личные расчеты разной степени сложности.

Огромные возможности для этого несет в себе среда электронной таблицы. Это объясняется тем, что она:

Читайте также: