Создание интерактивных кроссвордов в ms powerpoint с использованием vba

Обновлено: 02.07.2024

На самом деле данная тема не нова и многие уже не раз говорили об этом, но я хотел бы поделиться своим способом создания интерактивного кроссворда для проведения урока. Кому-то это покажется тривиальным, кто-то увидит в этом интересные моменты, но я надеюсь, что данная статья не станет простой тратой времени и будет полезна большей части учителей.

Весь урок будет разбит на 5 этапов.

Этап 1: Создание кроссворда

Первое что необходимо сделать, это составить сам кроссворд. Для этого можно воспользоваться листочком и ручкой, а можно использовать различные on - line сервисы, это на ваш выбор. Для нашего кроссворда подготовим три слова: процессор, колонки, клавиатура.

Основное устройство обработки информации.

Устройство для вывода звуковой информации.

Универсальное устройство ввода информации.

Этап 2: Создание макета в PowerPoint

На втором этапе запускаем PowerPoint и создаём один небольшой квадрат, ровно такой, чтобы в него поместить букву от слова и её было нормально видно.

Заходим: Вставка → Фигуры → Прямоугольник.

Зажимаем клавишу Shift и рисуем один квадрат.

Для созданного квадрата установите шрифт, который вы хотите видеть в качестве основного для текста.

Далее копируем данный квадрат, для этого выделим его и нажмём Ctrl + C , либо через пункт меню Главная → Копировать, либо через правую кнопку мыши. И вставляем ( Ctrl + V или другой удобный способ) его 8 раз, выравнивая по горизонтали. Таким образом м получим область под наше первое слово «процессор».

Проделаем аналогичную операцию для двух оставшихся слов.

Следующим шагом выделим все созданные нами ячейки. Для этого зажмём левую кнопку мыши за пределами кроссворда так, чтобы при движении весь наш кроссворд попал внутрь выделяемой прямоугольной области.

Скопируем наш кроссворд и поместим копию за пределы слайда, чтобы она нам пока не мешалась.

На этом создание макета нашего кроссворда завершено.

Этап 3: Заполнение кроссворда

Заполним словами макет кроссворда, который остался на слайде, а не тот, который за его пределами.

Выделить кроссворд, который находится за пределами слайда, для выделения нужно воспользоваться мышкой. Изменим для него цвет (хотя это и не обязательно) и перетащим его поверх нашего заполненного кроссворда. А также в первые ячейки каждого слова проставим номера.

Добавим в любое удобное место (можно добавлять в разные области) вопросы. Они могут перекрывать часть кроссворда, но вопрос не должен перекрывать само слово, которое в нём загадано. Можете взять любую фигуру для вставки, но я возьму фигуру «Прямоугольная выноска». Добавлю её для первого вопроса и запишу в неё сам вопрос.

Аналогично добавим и все другие вопросы. Сильно не старайтесь выровнять вопросы это мы сделаем позже.

На этом заполнение нашего кроссворда завершено.

Этап 4: Настройка анимации вопросов

Для всех вопросов настроим появление. Выберем сразу Все вопросы, для этого можно зажать клавишу Shift и нажимать левой кнопкой мыши по каждому из них.

Зайдём в меню: Анимация → Добавить анимацию → (любая анимация ВХОД).

Нажмите на кнопку «Область анимации» для отображения области анимации и удобной работы с дальнейшими настройками.

Нажмите правой кнопкой мыши на анимацию в «Области анимации» и выберите «Запуск вместе с предыдущим». Для всех объектов анимации, которые мы будем создавать нужно будет сделать именно такой способ анимации.

Добавьте для всех вопросов анимацию выхода: Анимация → Добавить анимацию → (любая анимация ВЫХОД). Сделать это нужно именно через пункт «Добавить анимацию». Но настройте запуск по щелчку для всех, при анимации выход. Теперь у нас для вопросов создано две анимации на вход и на выход.

На слайде нажмите на первый вопрос, у нас автоматически выделится анимация к нему. Нажмите правой кнопкой мыши на его анимацию входа или выхода, пока они обе выбраны выберите пункт меню: «Параметры эффектов».

Перейдите в раздел «Время», нажмите на кнопку «Переключатели», выберите «Начать выполнение эффекта при щелчке» и из списка найдите текст «Прямоугольник №№: 1». Это наш прямоугольник, под каким-нибудь номером, но с текстом «1».

Аналогично сделайте для всех других вопросов. После этого можете запустить презентацию. У Вас должно получиться следующее. При первом нажатии на номер вопроса, появляется сам вопрос, при втором он исчезает.

Область анимации должна выглядеть примерно вот так:

Теперь нам нужно настроить анимацию таким образом, чтобы при щелчке на вопрос у нас открывался ответ на него. Для этого выделим все ячейки (квадратики в кроссворде), которые скрывают ответ и сам вопрос. Зайдём в раздел анимации и добавим любую анимацию выхода: Анимация → Добавить анимацию → (любая анимация ВЫХОД). Настроим для всех, запуск с предыдущим.

Выделяем созданную нами анимацию выхода (если вдруг выделение слетело) нажимаем правой кнопкой мыши, заходим: «Параметры эффектов» → «Время» → «Переключатели», выберите «Начать выполнение эффекта при щелчке» и из списка найдите область нашего вопроса «Скруглённый прямоугольник: Основное устройство обработки информации».

Мы должны получить в области анимации похожую ситуацию:

Повторите аналогичные действия для оставшейся части кроссворда.

У нас должна получиться следующая анимация:

При первом нажатии на номер вопроса открывается его текст.

При втором нажатии на номер вопроса, текст вопроса закрывается.

Если снова нажать на номер вопроса, то опять откроется текст вопроса.

При нажатии на текст вопроса, открывается ответ на него, а сам вопрос исчезает и больше его открыть нельзя.

Посмотреть пример работы можно в прикреплённой презентации.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для номеров вопросов лучше использовать квадрат вне ячеек кроссворда в тех случаях, когда одно слово пересекает другое в его начале. Тогда может получиться ситуация, как с третьим вопросом в моём примере, я специально убрал с него анимацию. Если анимацию оставить, то после открытия второго вопроса, третий становится недоступным.


- В разделе СВОЙСТВА изменяем вид и и текст на переключателе:

Цвет фона переключателя

Надпись на переключателе

Размер и тип шрифта

в) Создаем еще 3 переключателя и производим с ними такие же действия

г) Создадим кнопку. Для этого берем ее с той же панели ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ и помещаем ее на слайд

д) Вызываем контекстное меню - СВОЙСТВА и тоже изменяем вид и текст на кнопке

3 шаг:

И так, у нас создан один слайд.

Точно так же создаем слайды 2 и 3, вставляя в них соответствующие вопросы и ответы, переключатели и кнопки

4 шаг:

Создадим последний слайд, на котором будут выводиться все результаты


а) поместим на слайде 4 элемента Label (надпись) с панели

б) Создадим 2 кнопки


5 шаг:

Слайды созданы, объекты на них размещены

Приступим к описанию событий.

Для этого и используется встроенный в офисные программы фирмы Microsoft язык Visual Basic for Application (VBA).

Начнем с первого слайда:

Нам необходимо, чтобы при выборе одного из вариантов ответа и нажатии на кнопку «ДАЛЕЕ» автоматически

- считалось число выполненных заданий

- проверялся ответ, и, если он верный, то к счетчику верных заданий прибавлялась единица

- осуществлялся переход на следующий слайд (вопрос)

Откроем первый слайд. Сделаем двойной щелчок по кнопке «ДАЛЕЕ», при этом открывается редактор Visual Basic,в котором мы и будем описывать процедуры нажатия на кнопку

Здесь скажу, что у нас нет задачи изучить VBA – это требует долгой и кропотливой работы, остановимся только на алгоритме наших действий и объяснении строк используемого кода

Ниже мы видим окно редактора Visual Basic





Запишем следующий код:

Z = 0 ( Z – это счетчик выполненных заданий, т.е сколько заданий в тесте, в начале теста его обнуляем)

L = 0 ( L – счетчик верно выполненных заданий, ему тоже присваиваем ноль)

N = 0 ( N – это процентное выполнение заданий теста)

If OptionButton1.Value = True Then

( Здесь проверяется, если выбран ответ первый (16 цветов), то счетчику верно выполненных заданий прибавляется единица, а если выбран неверный ответ, то не прибавляется)

Z = Z + 1 (считается число выполненных заданий)

SlideShowWindows(1).View.Next (Это команда перехода к следующему слайду)

6 шаг:

Аналогично открываем 2 и 3 слайды и вставляем такой же код для кнопок «ДАЛЕЕ» (можно просто скопировать код из первого слайда), однако в коде этих кнопок убираем строки

N = 0 (т.к. тест уже идет и обнулять показания не надо)

7 шаг:

Для того, чтобы кнопки работали, в проект необходимо добавить модуль с описанием переменных величин

- делаем двойной щелчок по кнопке «ДАЛЕЕ» на первом слайде

- в меню Visual Basicвыбираем INSERT – MODULE,

- в редакторе записываем код

Public L, Z, N As Integer

- закрываем презентацию и сохраняем изменения

8 шаг:

Осталось написать код для кнопок «ПОСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ» И «ВЫХОД»

а) Сначала опишем кнопку «ПОСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ»:

- переходим на последний слайд

- двойным щелчком по кнопке «ПОСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ» переходим в Visual Basic

-записываем код:

Private Sub CommandButton1_Click()

Label4.Caption = «Отлично» ( Если процент выполнения >= 75 – выводится «Отлично»)

If N < 75 And N >= 50 Then

Label4.Caption = «Хорошо» ( Если процент выполнения от 50 до 75 – выводится «Хорошо»)

If N < 50 And N >= 25 Then

End If ( Если процент выполнения от 25 до 50 – выводится «Удовлетв»)

Label4.Caption = «Плохо» ( Если процент выполнения ниже 25 – выводится «Плохо»)

б) Сейчас опишем кнопку «ВЫХОД»

Private Sub CommandButton2_Click()

Выходим и сохраняем все изменения

9 шаг:

На этом создание теста закончено. Запускаем его (открываем презентацию) и проверяем

Если что – то не работает, то посмотрите и измените настройки безопасности в меню СЕРВИС – МАКРОС – БЕЗОПАСНОСТЬ (возможно макросы автоматически отключаются, а наш тест основан на макросах)

10 шаг:

При желании и наличии времени тесты можно сделать значительнее функциональнее, для этого изучайте Visual Basic for Application и пробуйте

Показать результат.

Создание интерактивных кроссвордов в MS Power Point с использованием VBA

ШАГ 1

Составляем кроссворд на бумаге, это не составляет труда: чертим на тетради в клетку слова. Для примера возьмем самый простой кроссворд из 3 слов (этого вполне достаточно для уяснения алгоритма).

а
г е р ц
х
и
м
т е с л а
д

Нарисуем вторую точно такую же таблицу (кроссворд), где буквы заменим цифрами (это будут номера наших TextBox - ов

1
2 3 4 5
6
7
8
9 10 11 12 13
14

ШАГ 2

Сейчас открываем MS PPT и создаем там такую же таблицу (с номерами)

Берем на панели ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ элемент Textbox (там он называется ПОЛЕ) и помещаем его на слайд – у нас появился Textbox № 1(дальше будем его звать «бокс»), помещаем, конечно же в то место таблицы, где № 1

(При необходимости, щелкнув правой кнопкой по боксу и выбрав СВОЙСТВА, можно изменить размер и цвет шрифта)

Дальше нам надо поместить на слайд еще 13 боксов – ведь в нашем кроссворде 14 букв

Удобнее всего ухватившись правой кнопкой за бокс № 1 перетащить его на место бокса № 2 и выбрать копировать – появится бокс № 2 - и так до бокса № 14

Итак, боксы под буквы созданы, и они находятся точно на своих местах согласно таблице.

Сейчас таблицу можно убрать (выделить и вырезать), подобрать цвет фона слайда и оформление


В результате у нас получится примерно так:

ШАГ 3


Сейчас создадим 3 кнопки

Их также берем с панели ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ и помещаем на слайд

Щелкнув правой по каждой кнопке и выбрав СВОЙСТВА, зададим нужный размер и цвет шрифта


ШАГ 4

Приступаем к написанию кода для кнопки ПРОВЕРИТЬ – это самая длительная часть работы по созданию кроссворда

Начнем со слова «герц»

а
г е р ц
х
и
м
т е с л а
д

1
2 3 4 5
6
7
8
9 10 11 12 13
14

Оно занимает боксы 2, 3, 4, 5 и пересекается со словом «архимед»

Делаем двойной щелчок по кнопке ПРОВЕРИТЬ, и мы оказываемся в редакторе VBA, где видим процедуру обработки события нажатия на кнопку, куда надо вставить необходимый код

Private Sub CommandButton1_Click()

Давайте сначала разберем алгоритм проверки и действий, затем запишем код:

Надо проверить значения боксов 2,3,4,5 и

- если слово внесено верно, то в боксе 2 должна быть буква «г», в 3 – «е», в 4 – «р», в 5 – «ц», тогда боксы покрасим

иначе (слово не угадано) может быть два случая:

если слово «архимед» до этого угадано, то надо очищать боксы 2,3,5, а бокс 4 не трогать – ведь там буква «р» от слова «архимед», а его стирать нельзя – оно ведь угадано

иначе (пересекающее слово «архимед» до этого не угадано), то надо очищать боксы 2,3,4,5

Пишем код для слова «герц»:

'2 по горизонтали «герц»

If (TextBox2.Text = "г") And (TextBox3.Text = "е") And (TextBox4.Text = "р") And (TextBox5.Text = "ц") Then

Данный ресурс поможет Вам научиться составлять и воплощать в презентациях интерактивные кроссворды (естественно предметная область не имеет значения), которые очень удобно и интересно проводить с помощью проектора.

Задавшись целью сделать такой кроссворд, где после ввода слова и нажатия кнопки «ПРОВЕРИТЬ» слово должно оставаться и как-то выделяться цветом, если оно верное, иначе стираться и снова можно вводить слово.

Казалось бы, все просто: под каждую букву слова отводится отдельный Textbox и по нажатию «ПРОВЕРИТЬ» описывается процедура обработки этого Textbox а – или стирать или красить. Однако в кроссворде много пересечений слов – соответственно еще больше различных комбинаций для проверки – в общем, кода обработки боксов будет много (это мы увидим дальше)

Для исполнения выбрана среда MS PPT , с ней умеют работать практически все учителя, кроме того, имеется встроенный редактор Visual Basic ( VBA ), который нам и будет нужен для обработки событий

Конечно, создать такой кроссворд легко учителю информатики, но по алгоритму, изложенному ниже, это несложно сделать любому учителю.

Конечно же, есть трудности:

Самое первое – это запастись терпением - для создания одного кроссворда на 15-20 слов у меня уходить 5-6 часов (а у вас по началу может и еще больше  ) т.к. приходится писать очень много кода, хотя в основном применяется копирование кода и его подправка

Второе – алгоритм одного кроссворда нельзя использовать для второго: разные слова, пересечения и т.д (т.е второй кроссворд имеет совершенно другой код и на него опять надо 5-6-7. часов

Третье – все это потом разгадается за 15-20 минут

А большой плюс в том, что можно этому научить ребят, и они столько кроссвордов сделают и по любой предметной области .

И еще плюс – кроссворд получается «живой» (а не статический, как на бумаге)

Итак, если не пропало желание и есть время, которого не жалко, то ниже я постараюсь по шагам на конкретном примере рассмотреть алгоритм создания такого кроссворда:

Тип занятия: создание проекта с элементами исследовательской, поисковой и творческой работы учащихся.

Цели: систематизация знаний, умений и навыков учащихся.

обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по использованию языка программирования Visual Basic.

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • творческое применение своих знаний в области программирования.
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности.

Оборудование: компьютеры, проектор, среда программирования Visual Basic 6.0.

1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Актуализация.

Мы с вами в процессе своей работы уже познакомились с несколькими способами создания тестирующих программ: использовали для контроля знаний тесты, содержащиеся только один правильный вариант ответа, несколько правильных вариантов ответа и даже задание, где тестируемый сам вписывал свой вариант ответа. Но наибольший интерес у вас вызывают всё-таки не тесты, а кроссворды, которые необходимо разгадать. Тем более, если такой кроссворд будет проверяться самим компьютером.

Потому сегодня на практике мы поучимся создавать кроссворды – рассмотрим ещё один вид контролирующих программ.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Внимание на экран. Перед вами – конечный вариант нашей сегодняшней работы, кроссворд по теме “Устройства компьютера”, стоящий всего лишь из пяти слов. (Рисунок 1)

Давайте для начала все вместе разберёмся с последовательностью предстоящей нам работы.

Что нам необходимо сделать в первую очередь? (Выбрать фон; вписать с помощью инструмента Label, расположенного на панели инструментов, вопросы к кроссворду и также сразу вставить и рисунок).

Как мы будем создавать сам кроссворд? (Нужно вывести на экран панель инструментов Элементы управления, при помощи инструмента TextBox, можно последовательно создать клеточки кроссворда).

Очень важно при составлении кроссворда в среде Visual Basic придерживаться заранее разработанного плана построения клеточек кроссворда, чтобы потом не запутаться при обработке полученных результатов. Мы с вами будем придерживаться той последовательности, которая приведена в нашем алгоритме.

Отдельно бы хотелось рассказать о создании нумерации для кроссворда.

Напомните, пожалуйста, какое свойство объекта TextBox является особенно важным при составлении кроссворда? Чему оно должно быть равно? Как это настроить?

Итак, кроссворд создан. Что ещё необходимо сделать? (Создать на кнопку для обработки событий и поле для вывода оценки на экран)

Перед вами на экране текст программы, давайте её разберём:

Private Sub Command1_Click ()

otv1 = Text1.Text + Text2.Text + Text3.Text + Text4.Text + Text5.Text + Text6.Text + Text7.Text + Text8.Text

(Первоначальное число баллов нулевое. Вводится ответ по буквам на первый вопрос, который состоит из 8 букв)

otv2 = Text9.Text + Text10.Text + Text11.Text + Text12.Text + Text13.Text + Text14.Text

(Вводится ответ на второй вопрос, который состоит из 6 букв)

otv3 = Text11.Text + Text15.Text + Text16.Text + Text17.Text + Text18.Text + Text19.Text + Text20.Text

(Вводится ответ на третий вопрос, который состоит из 7 букв)

otv4 = Text4.Text + Text21.Text + Text22.Text + Text23.Text + Text17.Text + Text24.Text + Text25.Text + Text26.Text + Text27.Text + Text28.Text

(Вводится ответ на четвертый вопрос, который состоит из 10 букв)

otv5 = Text29.Text + Text30.Text + Text19.Text + Text31.Text + Text32.Text + Text33.Text + Text34.Text + Text35.Text + Text36.Text

(Вводится ответ на пятый вопрос, который состоит из 9 букв)

If otv1 = "дисковод" Then

(Если ответ совпадает со словом “дисковод”, то число баллов увеличивается на 1 балл)

If otv2 = "память" Then

(Если ответ совпадает со словом “память”, то число баллов увеличивается на 1 балл)

If otv3 = "монитор" Then

(Если ответ совпадает со словом “монитор”, то число баллов увеличивается на 1 балл)

If otv4 = "клавиатура" Then

(Если ответ совпадает со словом “клавиатура”, то число баллов увеличивается на 1 балл)

If otv5 = "процессор" Then

(Если ответ совпадает со словом “процессор”, то число баллов увеличивается на 1 балл)

ball = Fix (ball * 5 / 5 + 0.5)

(Функция Fix отбрасывает дробную часть числа и возвращает целое значение)

Text37.Text = Format (ball)

Private Sub Command2_Click ()

Private Sub Form Load ()

(Изменятся формат оценки, который выводится на форму)

Проиллюстрируем работу кроссворда. (Демонстрация и отгадывание кроссворда) (Приложение 1.exe)

4. Первичная проверка усвоение нового материала.

Давайте немного уточним последовательность работы. Что вы будете делать в первую очередь? Затем? Какое значение свойства Максимальная длина поля необходимо задать для клеточек полученного кроссворда? Почему это необходимо сделать? Где вы будете писать программу? Как необходимо сохранить работу? Для чего?

5. Закрепление нового материала.

Переходим к практической работе. Сейчас каждый из вас получит алгоритм выполнения работы, в соответствии с которым и нужно выполнить задание. Будьте внимательны, не ошибайтесь, ошибки, как известно, искать довольно трудно.

Пересаживаемся за компьютеры.

  1. Запустите Visual Basic.
  2. Выбрав форму, оформите на своё усмотрение фон, с помощью инструмента Label впишите заголовок “Кроссворд”, и напишите вопросы к кроссворду.
  3. С помощью инструмента TextBox оформите структуру кроссворда, ориентируясь на образец:
  4. Дважды щелкнув по каждому элементу TextBox (клеточке кроссворда) установите значение свойства MaxLength равным 1 (чтобы тестируемый мог вписать в клеточку кроссворда только один символ).
  5. С помощью PictureBox вставьте рисунок по теме “Устройство компьютера”.
  6. С помощью пиктограмм панели инструментов Button (для обработки событий) и Label (для вывода оценки), ориентируясь на представленный образец
  7. Напишите программу – процедуру обработки кнопки для подсчета баллов, набранных при отгадывании кроссворда, и выводе оценки на экран:

Private Sub CommandButton1_Click ()

otv1 = TextBox1.Text + TextBox2.Text + TextBox3.Text + TextBox4.Text + TextBox5.Text + TextBox6.Text + TextBox7.Text + TextBox8.Text

otv2 = TextBox9.Text + TextBox10.Text + TextBox11.Text + TextBox12.Text + TextBox13.Text + TextBox14.Text

otv3 = TextBox11.Text + TextBox15.Text + TextBox16.Text + TextBox17.Text + TextBox18.Text + TextBox19.Text + TextBox20.Text

otv4 = TextBox4.Text + TextBox21.Text + TextBox22.Text + TextBox23.Text + TextBox17.Text + TextBox24.Text + TextBox25.Text + TextBox26.Text + TextBox27.Text + TextBox28.Text

otv5 = TextBox29.Text + TextBox30.Text + TextBox19.Text + TextBox31.Text + TextBox32.Text + TextBox33.Text + TextBox34.Text + TextBox35.Text + TextBox36.Text

If otv1 = "ДИСКОВОД" Then

If otv2 = "ПАМЯТЬ" Then

If otv3 = "МОНИТОР" Then

If otv4 = "КЛАВИАТУРА" Then

If otv5 = "ПРОЦЕССОР" Then

ball = Fix(ball * 5 / 5 + 0.5)

TextBox37.Text = Format (ball)

8. Сохраните работу в своей папке под именем “Кроссворд” в форматах Form.frm и Project1.exe

9. Проверьте работу созданного кроссворда, при необходимости исправьте ошибки.

6. Информация о домашнем задании.

Запишите домашнее задание.

Дома вам нужно на отдельном листе разработать кроссворд не менее чем на 10 слов.

7. .Подведение итогов и результаты урока.

Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Какой вид деятельности вам наиболее понравился? Почему? Что вызвало затруднения в процессе работы?

Читайте также: