Direct storage windows 10 как включить

Обновлено: 04.07.2024

Середина июля ознаменовалась победой геймерского сообщества над корпоративным произволом: Microsoft объявила о добавлении поддержки DirectStorage API в Windows 10, хотя изначально новый программный интерфейс должен был стать эксклюзивом 11-й версии операционной системы. Почему могущественная корпорация пошла на уступки, какие преимущества обеспечивает данная технология и какое аппаратное обеспечение потребуется для ее использования? Давайте разбираться.

Microsoft сдалась: DirectStorage не станет эксклюзивом Windows 11

Чтобы установить Windows 11, понадобится криптографический модуль TPM 2.0 Чтобы установить Windows 11, понадобится криптографический модуль TPM 2.0

На первый взгляд, особой проблемы в этом нет, ведь, согласно заявлению Microsoft, обновления для Windows 10 продолжат выходить вплоть до 2025 года, а значит, если производительность текущей машины полностью вас устраивает, то бежать в магазин за новым ПК или ноутбуком нет ровным счетом никакой необходимости: вы сможете спокойно обновиться как раз в тот момент, когда ваша платформа морально устареет. С другой стороны, существует немало альтернативных способов заставить людей переходить на новое железо или ПО, и в случае с геймингом лучшим стимулом является выпуск эксклюзивов.

Опыт продвижения операционных систем с помощью эксклюзивных игр у Microsoft уже имеется, притом не самый удачный. Когда в 2007 году состоялся релиз Windows Vista, ради популяризации новой операционной системы среди геймеров корпорация решила использовать свой главный козырь — культовую серию шутеров от первого лица Halo: порт второй части знаменитой фантастической эпопеи был выпущен эксклюзивно для Vista, а в «цифре» его можно было приобрести исключительно в Windows Marketplace. Чуть позднее к Halo 2 присоединился и другой перспективный проект — сетевой skill-based-шутер Shadowrun в киберпанк-фэнтезийном сеттинге, потенциально имевший неплохие шансы стать хитом и положить начало новой франшизе.

Microsoft пыталась продвигать Windows Vista с помощью Halo 2 Microsoft пыталась продвигать Windows Vista с помощью Halo 2

В те времена коварный план корпорации с треском провалился: сама Vista оказалась настолько неудобной, глючной и прожорливой, что никакие эксклюзивы не сумели повысить ее популярность в глазах геймеров. К тому же для Halo 2 и Shadowrun достаточно быстро вышли фанатские патчи, позволяющие запускать игры на компьютерах с Windows XP, ведь, поскольку все ограничения были искусственными, оба проекта прекрасно работали на предыдущей версии операционной системы.

Тогда Microsoft смирилась с поражением, подняв белый флаг. Уже следующий громкий релиз в лице порта Gears of War получил официальную поддержку «народной» ОС, а все прочие ограничения носили чисто технический характер: если игра выходила только на Vista, это было обусловлено сугубо объективными факторами вроде невозможности полноценной реализации DirectX API 10/10.1 на Windows XP.

Но проигранная битва не означает проигранную войну. Наученная горьким опытом, для продвижения Windows 11 корпорация решила сделать ставку не на эксклюзивные игры, а на эксклюзивные технологии. И 24 июня, в день официальной презентации новой ОС, в блоге Xbox появилась новость о том, что в скором времени DirectStorage API, реализованная в настоящее время лишь в игровых консолях Xbox Series X и Xbox Series S, станет доступна и на ПК. Но только на Windows 11.

DirectStorage API должна была стать эксклюзивом Windows 11 DirectStorage API должна была стать эксклюзивом Windows 11

Однако в Microsoft явно не учли бурю негодования и обоснованной критики со стороны как целевой аудитории, так и IT-экспертов: опубликованные системные требования буквально взорвали Интернет, никого не оставив равнодушным. В результате уже 16 июля в дев-блоге корпорации появился пост, в котором поддержка DirectStorage API была заявлена в том числе для Windows 10, притом начиная с отнюдь не самого свежего билда 1909, выпущенного еще в ноябре 2019 года.

Технология DirectStorage будет доступна на Windows 10 Технология DirectStorage будет доступна на Windows 10

И это, пожалуй, самая главная новость лета для любого ПК-геймера, в особенности же для поклонников AAA-игр с навороченной графикой. Ведь именно DirectStorage API позволит в полной мере раскрыть потенциал высокопроизводительных твердотельных накопителей, сделать загрузки уровней и локаций практически мгновенными и навсегда забыть о фризах, вызванных подгрузкой ассетов во время игры. И по иронии судьбы лучше всего прирост будет заметен на не самых новых компьютерах, попросту несовместимых с Windows 11.

Что такое DirectStorage API и как это работает?

DirectStorage API — это программный интерфейс, главной целью создания которого является ускорение передачи данных между NVMe SSD и видеокартой. В основе его работы лежат 3 базовых принципа:

  1. сокращение накладных расходов на обработку каждого запроса к накопителю;
  2. предоставление играм комплексного контроля над операциями ввода-вывода;
  3. оптимизация использования протокола NVMe.

Давайте посмотрим, как работает DirectStorage API, на примере загрузки и распаковки текстур. Сейчас это происходит следующим образом:

  1. сперва сжатые текстуры загружаются в оперативную память компьютера;
  2. затем их распаковывает центральный процессор;
  3. после этого подготовленные текстуры копируются в видеопамять.

«Бутылочным горлышком» в приведенной схеме оказывается связка CPU — RAM. В современных играх объемы ассетов выросли до невероятных размеров (если даже иные инди-проекты требуют не менее 4 ГБ видеопамяти, то что говорить о топовых AAA), в связи с чем старые принципы обработки текстур утратили свою актуальность: последовательная распаковка архива в несколько гигабайтов будет занимать непозволительно много времени, что приведет к многократному увеличению продолжительности загрузки локаций или появлению побочных эффектов в виде отрисовки окружения непосредственно в поле зрения игрока, если речь идет о бесшовном открытом мире.

Спасти ситуацию помогают параллельные вычисления. Если массив данных разбить на небольшие фрагменты, у нас появится возможность одновременно обрабатывать сразу множество из них и подгружать лишь те, которые требуются в данный конкретный момент времени. Однако при таком сценарии лавинообразно возрастает количество операций ввода-вывода, к тому же мы упираемся в ограниченные возможности современных процессоров, ведь даже самые быстрые из них, вроде Ryzen 9 5950X, способны обрабатывать лишь 32 вычислительных потока одновременно. А что, если мы имеем дело с сотней-другой фрагментов? В этом случае запросы будут выстраиваться в очереди, из-за чего мы вновь рано или поздно столкнемся с фризами.

Видеокарты подходят для подобных задач несравнимо лучше. Если современные топовые процессоры имеют лишь 8–16 производительных физических ядер, то видеочипы состоят из сотен и даже тысяч маломощных ядрышек, каждую секунду обрабатывающих миллионы пикселей и полигонов. Со сложными вычислениями такие «малютки» конечно не справятся, однако они прекрасно выполняют элементарные операции вроде той же распаковки сжатых текстур (кстати, именно по этой причине видеокарты используют для майнинга). Добавьте сюда быструю видеопамять, пропускная способность которой в разы превосходит возможности RAM, и мы получим практически идеальный конвейер, способный в полной мере раскрыть потенциал высокоскоростных NVMe SSD, которые как раз и заточены под многопоточные сценарии обработки данных.

Именно в этом и заключается суть технологии DirectStorage. Запакованные ассеты выгружаются из системной памяти непосредственно в VRAM, а их декомпрессией занимается уже не центральный процессор, а видеочип.

Такой подход позволяет существенно сократить время загрузки в тяжелых играх за счет многократного повышения производительности системы хранения данных вашего ПК, избавиться от фризов благодаря распаковке и подгрузке необходимых ассетов «на лету», а также дополнительно высвободить мощности CPU и использовать их для решения других задач (например, для обсчета ИИ виртуальных противников).

На каких компьютерах будет работать DirectStorage?

Поскольку изначально DirectStorage разрабатывалась под архитектуру Xbox Velocity Architecture, для имплементации этой технологии на ПК разработчикам Microsoft пришлось задействовать другие API и компоненты операционный системы. Так, для взаимодействия с твердотельными накопителями используется стек хранилищ Windows, а для управления видеокартой — компонент интерфейса программирования трехмерных приложений D3D.

Взаимодействие DirectStorage с операционной системой, SSD и видеокартой Взаимодействие DirectStorage с операционной системой, SSD и видеокартой

В силу этого, чтобы воспользоваться всеми преимуществами DirectStorage API, вам понадобятся:

  • материнская плата с поддержкой интерфейса PCI Express Gen 3 или выше;
  • NVMe SSD, использующий четыре линии PCIe;
  • видеокарта с поддержкой DirectX 12.

На самом деле перечисленные системные требования весьма демократичны. Судите сами. Первые материнские платы с PCI Express 3.0 появились на потребительском рынке еще в 2011 году, так что если у вас в принципе есть игровой компьютер, пусть и не самый новый, то первое требование уже выполнено. Что касается поддержки DirectX 12, то сегодня таковой могут похвастаться даже «затычки» уровня Radeon RX 550, не говоря уже о более производительных и современных видеоускорителях.

Необходимость покупки NVMe SSD также не является проблемой, ведь сегодня они практически сравнялись по цене с обычными твердотельными накопителями. Так, например, WD Blue SN550 от Western Digital стоит лишь на 10–15% дороже своих собратьев с интерфейсом SATA, при этом оказываясь в 4–5 раз быстрее.

Линейка накопителей WD Blue SN550 включает в себя четыре модели емкостью от 250 ГБ до 2 ТБ, выполненные в форм-факторе M.2 2280 и демонстрирующие производительность до 2600 МБ/с в операциях последовательного чтения и до 1950 МБ/с в операциях последовательной записи. На практике это означает, что даже при работе с объемными файлами на копирование каждого гигабайта информации будет уходить не более 0,6 секунды. Удивляться здесь нечему, ведь перед нами — полноценные NVMe SSD, использующие все 4 линии PCIe 3.0. Но почему же в таком случае они настолько дешевы?

Секрет кроется в производстве полного цикла. После приобретения SanDisk компания Western Digital начала самостоятельно выпускать не только чипы памяти, но и контроллеры для твердотельных накопителей. Отсутствие необходимости в закупке электронных компонентов у сторонних поставщиков как раз и помогло значительно снизить себестоимость конечной продукции.

WD Blue SN550 от Western Digital — идеальный выбор по соотношению цены и скорости WD Blue SN550 от Western Digital — идеальный выбор по соотношению цены и скорости

Интересно, что, несмотря на впечатляющую производительность, WD Blue SN550 являются одними из самых «холодных» накопителей в своем классе: даже при работе под максимальной нагрузкой температура на чипе контроллера не выходит за пределы 62 °С, что полностью исключает появление троттлинга во время длительных игровых сессий и позволяет использовать такие SSD без дополнительного охлаждения.

Это становится особенно актуальным, если на вашей материнской плате отсутствует слот M.2. В этом случае вы все равно сможете полноценно использовать SN550 с помощью пассивного адаптера M.2 PCIe (для его установки понадобится свободный слот PCI Express 3.0 × 4). Организовать адекватное охлаждение накопителя в такой ситуации становится довольно затруднительно, особенно если в непосредственной близости от SSD располагается массивная видеокарта. Однако в случае с SN550 проблема как таковая отсутствует, ведь этот накопитель прекрасно обходится без радиатора.

WD Blue SN550 можно подключить к материнской плате через переходник WD Blue SN550 можно подключить к материнской плате через переходник

Все перечисленное делает использование WD Blue SN550 наиболее доступным способом насладиться всеми преимуществами DirectStorage API даже на относительно устаревшем железе. Дело за малым: осталось лишь дождаться релиза обновления, добавляющего поддержку данной технологии в Windows 10.

DirectStorage, API из семейства DirectX, изначально разработанный для архитектуры Velocity приходит и на ПК с Windows. Он принесёт лучшую в своём классе технологию ввода-вывода как на ПК, так и на консоль. На ПК с поддержкой DirectStorage можно рассчитывать на значительное сокращение времени загрузок.

Последние достижения в технологиях SSD и PCIe, особенно в технологиях NVMe, позволяют игровым ПК использовать решения для хранения данных, обеспечивающие гораздо большую пропускную способность, чем это было возможно при использовании старых технологий жестких дисков.

К сожалению, текущие API не были оптимизированы для такого большого количества запросов ввода-вывода, что не позволяет им масштабироваться до более высокой пропускной способности NVMe, создавая узкие места, ограничивающие возможности игр.

И тут на ПК врывается DirectStorage. Новый API будет улучшать две основные области: сокращение времени загрузки и обеспечение детализации в играх.

Текстуры одежды ваших персонажей или детали гор вдалеке - всё это основном связано с загрузкой данных с запоминающего устройства, которые в конечном итоге должны попасть в GPU. Первое обычно происходит на экране загрузки, тогда как второе в рантайме: загружаются отдалённые пейзажи, появляющиеся в поле зрения в реальном времени, при этом выгружаются вещи, которые выпадают из поля зрения.

В играх предыдущего поколения был предел 50 МБ/с, что составляет всего лишь сотни запросов ввода-вывода в секунду. При использовании накопителей NVMe с пропускной способностью несколько гигабайт в секунду это число увеличиваются до десятков тысяч.

Существующие API требуют, чтобы приложение управляло и обрабатывало каждый из этих запросов по одному, отправляя запрос, ожидая его завершения, а затем обрабатывая его выполнение. Накладные расходы при десятках тысяч запросов в секунду слишком огромны, что мешает играм использовать преимущества пропускной способности NVMe.

Вдобавок ко всему, многие из этих ассетов сжаты. Для использования CPU или GPU их сначала нужно распаковать. Используя DirectStorage, игры смогут получить лучшие технологии декомпрессии.

API DirectStorage спроектирован таким образом, чтобы максимизировать производительность на всём конвейере от диска NVMe до графического процессора. Он делает это несколькими способами:

  1. Сокращая накладные расходы NVMe на каждый запрос.
  2. Разрешая пакетные параллельные запросы ввода-вывода, которые могут быть эффективно поданы на GPU.
  3. Предоставляя играм более точный контроль над тем, когда они получают уведомление о завершении запроса ввода-вывода вместо того, чтобы реагировать на каждое крошечное завершение IO.

Разработчики получают чрезвычайно эффективный способ отправлять/обрабатывать на порядок больше запросов ввода-вывода, чем когда-либо прежде, что в конечном итоге сводит к минимуму время ожидания входа в игру и позволяет создавать более масштабные открытые миры.

Устройства NVMe - это не просто SSD с чрезвычайно высокой пропускной способностью, но они также имеют аппаратные каналы доступа к данным (очередями NVMe), которые особенно подходят для игровых рабочих нагрузок. Чтобы получить данные с диска, ОС отправляет запрос на него, и данные доставляются в приложение через эти очереди. Устройство NVMe может иметь несколько очередей, и каждая из них может обрабатывать множество запросов одновременно. Это идеально сочетается с параллельным и пакетным характером современных игровых нагрузок и даёт разработчикам прямой контроль над оптимизированным оборудованием.

Кроме того, существующие API хранилищ предполагают множество «дополнительных шагов» между приложением, выполняющим запрос ввода-вывода, и запросом, выполняемым устройством хранения, что приводит к ненужным накладным расходам на каждый запрос. Это может быть, например, преобразованием данных. Подобные действия не требуются в NVMe. Благодаря поддерживаемому NVMe и правильно настроенному игровому ПК, DirectStorage сможет заранее определить, что эти дополнительные шаги не требуются, и пропустить все необходимые проверки/операции, что сделает выполнение каждого запроса ввода-вывода дешевле.

После выхода нового поколения приставок появилось много разговоров о быстрой загрузке в играх и возможности появления этой технологии на компьютерах с операционной системой Windows. Спустя некоторое время Майкрософт представила технологию Direct Storage, которая должна принести быструю загрузку и на ПК.

В данной статье мы расскажем о том, что такое Direct Storage в Windows 11 и Windows 10, что требуется для работы этой технологии, а также как включить Direct Storage на Windows 11 или Windows 10.

Что такое Direct Storage в Windows 11 и Windows 10

Direct Storage или DirectStorage API – это новый API из семейства DirectX, который доступен на Windows 11 и Windows 10 и предназначен для ускорения загрузки игр. Данная технология позволит создавать большие виртуальные миры и быстро загружать их при необходимости, что должно принести в игры новые игровые механики и в целом улучшить игровой опыт пользователей.

Изначально Майкрософт создавала Direct Storage как DirectX API для консолей Xbox Series X и S. Но, позже было заявлено, что эта технология появится и на Windows. Сейчас Direct Storage поддерживается на Windows 11 и Windows 10 (начиная с версии 1909 и выше). Также данная технология поддерживается последними поколения видеокарт, но поддержки со стороны игр пока нет. Ожидается, что первые игры для ПК с поддержкой Direct Storage появятся не ранее 2022-года.

Принцип работы DirectStorage API заключается в ускорении загрузки данных с накопителя в память видеокарты и к графическому процессору. Дело в том, что современные игры загружают много данных. Чтобы не перегружать вашу память, игры разбивают различные элементы, например текстуры, на более мелкие части. После этого они загружают только те части, которые необходимы для текущей игровой сцены.

К сожалению, использование подобного подхода приводит к созданию большого количества запросов. А современные API для этого не оптимизированы, они обрабатывают каждый запрос индивидуально. Что крайне неэффективно для игр, создающих тысячи или десятки тысяч запросов в секунду. В результате современные NMVe-накопители с интерфейсом PCI Express не могут раскрыть весь свой потенциал и заполнить пропускной канал ввода-вывода.

Для решения этих проблем DirectStorage API использует сразу несколько подходов. В частности, сокращается использование вычислительных ресурсов на каждый запрос, а сами запросы группируются в блоки и обрабатываются параллельно с учетом приоритетов.

Также изменяется путь, который проходят данные. Сейчас, когда игре требуются данные с накопителя, то они сначала считываются в оперативную память (RAM), потом поступают в процессор (CPU), где выполняется их распаковка (Decompress), потом возвращаются в оперативную память и только потом передаются в видеопамять видеокарты.

данные без Direct Storage

С Direct Storage этот путь значительно упрощается. Данные с накопителя считываются в оперативную память (RAM) и после этого напрямую передаются в видеопамять видеокарты, при этом функция распаковки данных перекладывается на графический процессор ( GPU).

данные с Direct Storage

Все эти изменения в работе с данными позволяют значительно ускорить загрузку данных с накопителя в видеокарту и использовать возможности NVMe SSD-дисков на полную.

Системные требования Direct Storage

Для работы DirectStorage API требуются некоторые минимальные условия:

  • Операционная система Windows 11 и Windows 10 (версии 1909 и выше).
  • Накопитель NVMe SSD емкостью от 1 ТБ и с шиной PCI Express 3.0 или выше, который использует стандартный драйвер контроллера NVM Express. и Shader Model 6.0. Сейчас это видеокарты GeForce RTX 2000 и RTX 3000 от Nvidia, а также видеокарты с архитектурой RDNA 2 от AMD.
  • Поддержка со стороны игры.

Как включить Direct Storage

В интернете можно часто встретить вопросы о том, как включить Direct Storage. Но, для работы этой технологии от пользователей не требуется никаких дополнительных действий. DirectStorage API является частью DirectX, поэтому если ваш компьютер соответствует системным требованиям, то эта API будет доступна и вы сможете ее использовать. Ничего включать отдельно не понадобится.

Другой вопрос, что игр с поддержкой Direct Storage пока нет. Поэтому, сейчас воспользоваться преимуществами данной технологии нельзя, даже если ваш компьютер соответствует системным требованиям. Ожидается, что игры с поддержкой DirectStorage API начнут появляться в 2022 году, но никой точной информации на этот счет пока нет.

Во многих дата-центрах и серверных фермах для хранения данных используются HDD и SSD. Статистика, однако, сообщает о том, что после трёх лет работы 10% дисков становятся негодными.

Конечно, те организации, которые заботятся о целостности и сохранности своих данных, держат руку на пульсе, а также отслеживают и другие факторы риска - будь то человеческий фактор, железо или софт. И тут тем, кто работает с Windows-инфраструктурой, могут помочь Windows Storage Spaces. Ведь их RAID-подобная функциональность (то, что мы видим в File Explorer как виртуальные диски) весьма полезна в деле обеспечения резерва мощностей хранения.


Гибкие возможности масштабирования тоже привлекательны: можно объединить 3 и более драйвов в единый сторадж-пул и затем формировать на его основе “стораджики” нужного размера. А поскольку при работе с пулом формируются и сохраняются дополнительные копии для ваших данных, то проблемы с одним из дисков не приведут к потере всего и вся. А если понадобилось больше места? Просто добавь воды еще дисков в пул.

Storage Spaces для Windows 10

- Он забирается на самую высокую сосну и оттуда планирует.

- Ага, простите, что планирует?

- Он прыгает и планирует.

(“День радио”)

Даже если сценарий развертывания, который вы хотите воплотить, входит в число самых популярных, и инструкция к нему коротка и вроде даже сходу понятна, этап подготовки и планирования все равно никто не отменял. Итак:

Если вы используете дисковые пространства Storage Spaces на машине с Windows 10, то рекомендуется обеспечить наличие минимум 2 дисков помимо системного. Эти диски могут быть как встроенными, так и внешними. Поддерживаются SSD; можно комбинировать SATA, USB и SAS.

Количество дисков рассчитывается исходя из того, какой метод обеспечения отказоустойчивости вы хотите применить. Есть вот такие варианты:

Simple (простой) - требует наличия минимум двух дисков. Хоть этот метод и дает хорошую производительность, но ничем вам не поможет в случае отказа. Его можно использовать, например, если вы настраиваете storage space для хранения временных данных (например, файлов видео-рендеринга, файлов-черновиков в графических редакторах, и так далее).

Mirror (зеркальный) - позволяет сохранять несколько копий данных на случай отказа. Так, Two-way mirror spaces хранят две копии данных, и с ними вы переживете отказ одного из дисков. Для их организации потребуется минимум два диска. Three-way mirror spaces позволят пережить отказ двух дисков, а для их организации потребуется минимум пять. Зато хранить в таких storage spaces можно самые разнообразные данные.

Parity (с контролем четности) - рекомендуется для хранения архивных и стриминговых данных. Хранят несколько копий на случай отказа. Если вы хотите обеспечить отказоустойчивость в случае проблемы с одним диском, то в сценарии с Parity spaces вам понадобится минимум три диска, а на случай проблемы с двумя - минимум семь дисков.

После того, как вы все рассчитали и подготовили, можно организовать собственно Storage Spaces. Для этого в Windows 10 нужно выполнить вот такие шаги:

Проверить, что диски, которые вы планируете задействовать, у вас подключены.

Важно! Если вы укажете, что в сторадж-пул хотите включить размеченный диск, имейте в виду, что Windows безвозвратно удалит все разделы и файлы на нём. До начала работы сделайте резервную копию всего, что вам дорого на этом диске!

Для простоты в поле поиска в панели задач вводим Storage Spaces и из полученного списка выбираем Storage Spaces.

Кликаем Create a new pool and storage space.

Выберем нужные нам диски и затем кликнем Сreate new storage pool.

Указываем имя, буквенное обозначение и файловую систему для нового сторадж пула.

На случай сбоя рекомендуется выбрать метод обеспечения отказоустойчивости (Resiliency) как одну из следующих опций: Two-way mirror, Three-way mirror или Parity.

Важно! Помните про количество дисков, которые потребуются в каждом из указанных вариантов, о чем мы говорили выше. Если, допустим, вы предпочтете Two-way mirror, то для нового storage space будет создаваться две копии данных. Так что для такого сценария понадобится минимум два диска (помимо системного).

Затем задайте максимальный размер стораджа для Storage Spaces.

Примечание: Можно указать значение, превышающее размер сторадж-пула - когда место будет заканчиваться, вы просто добавите еще один диск.

Когда с настройками покончено, нажимаем Create storage space.

Оптимизация работы

Рекомендуется своевременно оптимизировать работу с дисками. Вот что советует делать Microsoft:

При добавлении новых дисков в существующий пул рекомендуется оптимизировать использование диска. При этом некоторые данные будут перемещены на новый диск, чтобы оптимизировать использование емкости пула. Это стандартное действие при добавлении нового диска в обновленный пул в Windows 10: флажок Optimize to spread existing data across all drives будет установлен по умолчанию.

Однако если вы сняли этот флажок или добавили диски до обновления пула, вам нужно вручную оптимизировать использование диска. Для этого в поле поиска на панели задач введите Storage Spaces, выберите Storage Spaces из списка результатов поиска, а затем щелкните Optimize drive usage.

Автономный сервер

Если у вас один отдельно взятый сервер, то для настройки на нем дисковых пространств Storage Spaces есть подробная инструкция от Microsoft, на русском языке и даже с картинкой. Storage Spaces поддерживаются для Windows Server 2019, Windows Server 2016, Windows Server 2012 R2 и Windows Server 2012.

Обратите внимание: до начала настройки нужно обеспечить наличие одного или нескольких пулов, а также проверить конфигурацию на соответствие ряду требований (они перечислены в разделе "Предварительные условия").

На базе сторадж-пула можно создать несколько виртуальных дисков. (Windows идентифицирует их как обычные диски, которые могут быть отформатированы.)

Для их создания можно использовать File and Storage Services; в настройках можно указать thin provisioning либо fixed provisioning, а также размер. Дополнительные настройки можно задать с помощью команд PowerShell.

Кластеры и Storage Spaces Direct

Если вы работаете с кластером и используете для каждой его ноды СХД с прямым подключением (DAS), то Storage Spaces Direct могут оказаться вполне разумным и эффективным вариантом по сравнению с NAS и SAN. Storage Spaces Direct отличаются хорошей масштабируемостью и возможностями управления. Технология Storage Spaces работает наряду с кэшированием, RDMA и поддержкой СХД для разных уровней (tiers). Помимо этого, поддерживаются диски NVMe.

Storage Spaces Direct поддерживаются для Windows Server 2019 Datacenter, 2016 Datacenter и Insider Preview Builds. Можно создать конвергентное или гипер-конвергентное пространство.

Вкратце, основные этапы развертывания Storage Spaces Direct - это:

Развертывание Windows Server - установка и настройка ОС, добавление доменных учеток, настройка ролей и необходимых фич.

Настройка сети (этот этап не относится к сценарию развертывания Storage Spaces Direct на виртуальных машинах).

Конфигурация собственно Storage Spaces Direct - очистка дисков и разделов, настройка кластеров, настройка Storage Spaces Direct, создание томов, развертывание необходимых виртуальных машин.

Для конвергентной инфраструктуры - развертывание масштабируемых файловых серверов, настройка ролей, создание шар, настройка ограниченного делегирования Kerberos.

Все эти этапы очень подробно описаны здесь (на русском языке).

Возможен сценарий, при котором все физические диски содержатся в enclosures с общим доступом - это т.н. JBOD enclosure. Такая инфраструктура должна соответствовать требованиям Windows Certification, а также включать в себя идентичные SAS HBA (имеющие сертификацию Storage Spaces). Такие диски в кластере не должны иметь встроенную функциональность RAID.

Storage Spaces vs. RAID

Как водится, у Windows Storage Spaces и RAID есть свои преимущества и свои недостатки. Об этом уже написана не одна сотня строк (например, здесь). Вкратце:

У RAID есть два аспекта: аппаратный и программный - а Windows Storage Spaces, так сказать, является software-driven, настраивается целиком через графический интерфейс или командную строку.

Для программных RAID, как и для Storage Spaces отсутствуют ограничения по числу сокетов (у традиционных RAID они есть).

ОС по-разному “видит” диски в RAID и в Storage Spaces - диски RAID предстают как цельный юнит (даже если у физических дисков разная емкость), что может приводить к неоптимальному использованию свободного пространства. Для Storage Spaces такой проблемы нет, так как есть доступ к отдельным дискам.

Если говорить о производительности, то RAID 0 превосходит Storage Spaces с режимом simple mode примерно вдвое. Однако на скоростях 4K они уже сравнимы. RAID 1 быстрее выполняет последовательные операции чтения, зато Storage Spaces в режиме two-way mirror mode вдвое быстрее выполняет операции записи, нежели RAID 1. Что касается hardware RAID, то операции чтения и записи для них гораздо быстрее, чем Storage Spaces в режиме parity mode.

Читайте также: