Интерфейс windows 7 как windows 2000

Обновлено: 03.07.2024

Microsoft Windows – семейство самых распространенных пользовательских операционных систем в мире, к которому почти каждый из нас питает увядающие теплые чувства. Но то, что так здорово начиналось, похоже, начинает подходить к концу. Давайте попробуем разобраться, как изменялся графический интерфейс ОС семейства Windows с самых ранних версий, какие изменения были тепло приняты компьютерной общественностью, а какие – наоборот, вызывали гнев пользователей (на Билла Гейтса в частности), когда динамика развития интерфейса достигла своей кульминации и когда развитие приостановилось почти полностью.

Рождение и эволюция

Вернемся более чем на 30 лет в прошлое, во время, когда многих из нас еще не было на белом свете. 10 ноября 1983 года Microsoft впервые показывает публике Windows 1.0, а 20 ноября 1985 года запускает в производство. Особенностью новой ОС (или надстройки над ОС) было наличие окон, которые можно было расположить друг около друга и возможность управления мышкой. Да, графические интерфейсы существовали и до Windows и многие сейчас ведут споры, кто у кого украл идею создания графического интерфейса, но, конечно, сам факт воровства идеи никак не влияет на успех или провал ОС на рынке ПО. Компьютеры в 80-х – это узкоспециализированные устройства, они не продаются в магазине за углом, их редко встретишь дома. Большая часть пользователей – работники крупных фирм, которым приходится работать с большими объемами данных или текстами в WordStar, например, и Windows начинает появляться на мониторах. Возможно, тогда это еще не было понятно, но 1983 год можно по праву назвать началом новой эры в развитии компьютерной техники, ведь родился прадед самых популярных пользовательских ОС в мире, хоть и принят он был прохладно. Принципиально новое взаимодействие человека и машины с помощью нового устройства «мышь» впоследствии станет нормой.

История графических интерфейсов ОС Windows-2

Интерфейс Windows 1.01

В 1987 году Микрософт выпускает Windows 2.0, в которой окна уже могут перекрывать друг друга, в отличии от версии 1.0. Для отображения интерфейса используется 16 цветов, и к окнам впервые применены термины «свернуть» и «развернуть».

История графических интерфейсов ОС Windows-3

Внешний вид Windows 2.0 с перекрывающимися окнами. Стрелки позволяют «свернуть» и «развернуть» окно.

Windows 2.0 стоит считать эволюционным шагом вперед. Кроме принципиальных улучшений пользовательского интерфейса был добавлен ряд новых функций, и, что немаловажно, в 1989 году дебютировали Microsoft Word и Microsoft Excel для Windows. Несмотря на это, MS-DOS всё еще оставался более распространённой ОС, но его дни уже были сочтены. В 1988 и 1989 годах выходят Windows 2.1/2.11 с идентичным пользовательским интерфейсом, а в 1990 Microsoft снова делает огромный шаг вперед, выпуская Windows 3.0. Теперь пользователь мог любоваться 256-ю цветами, что однозначно делало работу более приятной, хотя основные элементы интерфейса остались без существенных изменений. Если говорить о функциональных улучшениях, то впервые поддерживался защищенный режим работы процессора, а немного более поздние Windows 3.1 и 3.11 открывали совершенно новые горизонты в работе с сетями и мультимедиа. В версии 3.1 впервые появился системный реестр. Windows 3.хх была успешной системой и с точки зрения маркетинга компании – она разошлась огромным тиражом.

История графических интерфейсов ОС Windows-4

Программа звукозаписи и новая цветовая палитра Windows 3.1

Параллельно развивалось семейство ОС Windows NT, но в плане пользовательского интерфейса и взаимодействия с пользователем они практически не отличались от рассматриваемых операционных систем от Microsoft.

Революция

Именно таким громким словом стоит назвать появление кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола» в Windows 95. Вместе с ними мы получили хорошо знакомые ярлыки, «Проводник», «Панель задач» и фантастические звуковые эффекты. Новая версия поддерживала 16-битный и 32-битный цвет. Можно быть совершенно уверенным в том, что любой современный пользователь ПК не запутался бы в Windows 95, если вдруг возникнет какая-то необычная необходимость поработать с этой ОС.

История графических интерфейсов ОС Windows-5

Windows 95. Start it up!

Интерфейсы Windows 98 и Windows 98 SE не представляли собой ничего принципиально нового и практически не отличались друг от друга и незначительно отличались от Windows 95. Хоть Windows 98 и получила множество новых функций, но без некоторых незначительных элементов интерфейса она выглядела совершенно идентично своей прародительнице. Журнал «PC World» времен выхода Windows 98 давал приблизительно следующую рекомендацию: «Если вы хотите получить Windows 95 со всеми дополнениями и исправленными ошибками на одном диске – покупайте Windows 98». Но именно Windows 95 следует считать революционным шагом вперед благодаря рождению известной кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола». Определенный комфорт для пользователя создавало и широкое применение контекстных меню.

История графических интерфейсов ОС Windows-6

Интерфейс Windows 98. Quick launch – один из немногих новых элементов интерфейса

Параллельный мир

Windows NT ранних версий – гораздо менее популярный, и, можно сказать, нишевый продукт Microsoft, который, тем не менее, сыграл важнейшую стратегическую роль в истории компании. Несмотря на то, что внешний вид пользовательского интерфейса Windows NT обычно почти полностью соответствовал таковому в текущей версии Windows, это была совершенно иная ОС, корни развития которой уходят во времена сотрудничества Microsoft и IBM. С 1985 года компании совместно работают новой операционной системой. Первые ее версии CP-DOS и OS/2 1.0 не имели графического интерфейса, а в 1988 году появилась OS/2 1.1, которая была как две капли воды похожа на Windows 2.1.

В 1990 году компании прекратили сотрудничество в силу идеологических разногласий, IBM продолжает разработку OS/2, а несколько истощенная разработкой множества продуктов одновременно Microsoft решает практически полностью переработать эту операционную систему. По решению руководства компании ещё не выпущенная NT OS/ 2 получает название Windows NT (это связано с узнаваемостью названия коммерчески успешного продукта – Windows 3.0).В 1993 году была выпущена Windows NT 3.1. Внешне она, снова же, мало отличалась от текущей версии Windows. Преимущества и перспективы этой ОС скрывались под её капотом. Новая Windows NT должна была стать сверхнадежной, должна была работать на машинах с ЦП разных архитектур и, кроме этого, должна была позволять запускать приложения, написанные для Windows, MS-DOS и OS/2. Отдельной задачей была конкуренция с Novell по части сетевых решений. Для достижения этих целей были предприняты конкретные технические решения. Надежность подразумевала стойкость ОС к приложениям или оборудованию, которые содержали потенциальные ошибки, это достигалось изоляцией ядра и ограничением доступа к нему приложений. Для обеспечения работы с ЦП разных архитектур код ОС был написан на языке программирования С и частично на ассемблере. С целью поддержки приложений, написанных для Windows, MS-DOS и OS/2, были реализованы особые механизмы функционирования API. В ядро были перенесены части кода отвечающие за сетевую подсистему для обеспечения её лучшего быстродействия. Windows NT 3.1 – первая полностью 32-х разрядная ОС от Microsoft.

В 1994 году с выпуском Windows NT 3.5 Microsoft впервые разделяет новую ОС на две версии – серверную и для рабочей станции. Помимо множества технических улучшений, обновился и интерфейс – он соответствует популярной Windows 3.1/3.11. Версия NT 3.5 с исправленными ошибками и минимальным количеством новых функций (хотя среди них были и довольно важные) получила индекс 3.51.

Windows NT 4.0 – последняя Windows с буквами NT в названии и первая NT с поддержкой Direct X. Windows NT 4.0 появилась немного спустя Windows 95 и внешне была ей идентична. Microsoft выпустила 6 сервис паков (7, если учитывать SP6a) что обеспечило практически идеальную стабильность данной ОС и обеспечило ей фантастическую популярность в любой среде, где критически важным было безошибочное функционирование системы.

Следующая Windows NT, а именно её пятая версия уже имела цифровой индекс 2000 и была в некотором роде комбинацией лучшего из линейки Windows 9x и NT.

Семейство Windows NT заложило основы и логику функционирования внутренних механизмов операционных систем от Microsoft на годы вперед, но, тем не менее, в плане графического интерфейса и взаимодействия с пользователем ни одна из версий не несла с собой ничего действительно новаторского.

Самый оригинальный интерфейс или «Привет, Боб!»

В 1995 году Microsoft предприняла попытку выпустить оболочку для ОС Windows с принципиально новым интерфейсом. После загрузки в Bob пользователь видел изображение дома с различными комнатами, внешний вид которых можно было настраивать под себя. В каждой комнате можно было размещать тематически подобранные ярлыки приложений, так что ещё в 1995 году мы могли услышать популярное нынче слово «скевоморфизм» (хоть его смысл и отличается немного).

История графических интерфейсов ОС Windows-7

Собака-помощник знакома нам по Office и Windows XP

Несмотря смелую и новаторскую идею, «Боб» провалился и был крайне плохо оценен критиками.

Объединение линеек ОС и «эпоха застоя» в развитии пользовательского интерфейса

В феврале и сентябре 2000 года выходят Windows 2000 и Windows ME соответственно - очень разные внутри и очень похожие снаружи. В них обеих появляется предвестник новой эпохи взаимодействия человек-компьютер - впервые появляется «Экранная клавиатура» для сенсорного ввода, более ничего значимого в плане пользовательского интерфейса данные ОС не несут.

История графических интерфейсов ОС Windows-8

Экранная клавиатура в Windows 2000

Windows XP, которая появилась в 2001 году, могла похвастаться полностью переработанным внешним видом интерфейса (тема «Luna»), принципиальные элементы которого остались без изменений за исключением нового меню «Пуск». Заголовок окна и кнопки управления окном стали крупнее, их размер останется относительно велик и в следующих версиях Windows – Vista, 7 и 8. Это упрощает управление ОС с помощью сенсорного ввода. Windows Vista и 7 визуально отличались от XP новой темой интерфейса Aero, главной особенностью которой была прозрачность. В Vista дебютировали «Гаджеты» рабочего стола, которые, впрочем, не стали популярными. Vista так же стала последней ОС от Microsoft, в которой можно было включить классическое меню «Пуск!» (как в Windows 95).

В целом в период времени начиная с Windows 95 и заканчивая Windows 7 не было сделано ни одного изменения, которое принципиально меняло бы характер взаимодействия пользователя и ОС. Все необходимое для комфортного использования ОС есть и в интерфейсе Windows 95, от версии к версии мы выдели лишь эволюционные изменения и всех это устраивало.

История графических интерфейсов ОС Windows-9

Конец или новое начало?

Если сопоставить во времени изменения интерфейса операционных систем с актуальными способами ввода информации и их популярностью, то совершенно очевидно, что:

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.


Несколько дней назад в сеть просочился образ ранней версии Windows 11. Различные издательства провели тесты по производительности и пришли к неутешительному выводу: Windows 11 в среднем работает хуже, чем Windows 10. Но расстраиваться рано! Проблемы производительности могут быть связаны с «сыростью» слитого образа и нюансами совместимости с текущими программами. Так или иначе, 24 июня состоится официальная презентация нового поколения операционных систем Windows, которая, возможно, даст ответы на многие вопросы. Если сегодня у вас есть настроение для ностальгии, предлагаем вам окунуться в мир Windows: познакомиться с историей, как менялась ось и что у нее внутри.

История Windows



В начале 80 годов прошлого века компания IBM работала над персональным компьютером на базе процессора Intel 8088. С середины 70 годов компания Microsoft была основным поставщиком Basic для восьмибитных микрокомпьютеров. Когда IBM обратилась к Microsoft для лицензирования Basic для их нового компьютера IBM PC, Microsoft согласилась, а также посоветовала обратиться к компании Digital Research для лицензирования операционной системы CP/M. Но, получилось так, что глава Digital Research не нашел в своем графике времени для встречи для IBM, и IBM снова обратилась к Microsoft, теперь уже с просьбой решить вопрос операционной системы для IBM PC. Microsoft купила клон ОС CP/M у компании Seattle Computer Products и перенесла её на IBM PC. Итоговым названием получившейся ОС стало MS-DOS 1.0.


Первые продукты с названием «Windows» от Microsoft не были операционными системами. Это были графические среды для MS-DOS. На фоне успеха, в том числе и коммерческого, пользовательского интерфейса на Apple Lisa, компания решила реализовать графический интерфейс на IBM PC с MS-DOS. В отличии от относительно дешевых IBM PC, Apple Lisa стоили дорого (почти 10 тысяч долларов), и немногие покупатели могли позволить купить их. Microsoft решила занять нишу дешевых компьютеров с графическим интерфейсом. При этом низкая стоимость достигалась экономией на комплектующих и более низкая производительность, по сравнению с Lisa, избежать не получилось. Так, в 1985, 1987 и в 1990 выходят первые три версии Windows — 1.0, 2.0 и 3.0. Причем за первые шесть месяцев после релиза Windows 3.0 было продано более 1 миллиона экземпляров. Дальнейшее развитие Windows можно разделить на два направления — Windows на базе MS-DOS и Windows на базе NT.


Windows 1.01

Windows 9x

Windows на базе MS-DOS или Windows 9x не были первыми ОС от Microsoft, но они продолжали «старые традиции» и были построены на основе 16-битного кода MS-DOS. В августе 1995 года была выпущена Windows 95 — первая система семейства Windows 9x. Она уже была полноценной операционной системой с соответствующими возможностями. Однако у системы были проблемы с безопасностью (например, не было «администратора») и с изоляцией приложений. Зависание 16-битного приложения приводило к блокировке всей системы. Проблемы со стабильностью достались и Windows 98 и Windows ME, которые отличались от выпуска 95 года рядом небольших обновлений.


Windows NT

В целом, к концу 80-х годов в Microsoft появилось понимание о необходимости разработки операционной системы не на базе MS-DOS. Параллельно с разработкой софта, связанного с MS-DOS, Microsoft наняла команду инженеров из компании DEC для разработки новой 32-битной операционной системы. Главой группы стал Дэйв Катлер — один из главных разработчиков ОС VMS. Новая система была названа NT — от сокращения New Technology. Основной упор при разработке NT делался на безопасность и надежность системы, а также на совместимость с Windows на MS-DOS. Так получилось, что опыт при разработке VMS повлиял на NT и сходство между ними стало причиной спора между DEC и Microsoft. По итогу спор был решен во внесудебном порядке.


Дэйв Катлер

Первая система Windows называлась Windows NT 3.1 и была выпущена в 1993 году. Это была первая ОС от Microsoft. Индекс 3.1 был выбран для соответствия Windows 3.1 на MS-DOS. Эта версия не имела особого успеха. Для NT требовалось больше памяти, 32-разрядных приложений на рынке было мало, возникали проблемы с совместимостью драйвером. Достичь поставленных целей смогли в NT 3.5. А первым серьезным обновлением для NT стала версия 4.0 в 96 году. Теперь эта система была мощна, надежна и безопасна, а также обеспечивала тот же интерфейс, что и Windows 95 (которая к тому моменту была чрезвычайно популярной).


Windows NT 3.1

В 2000 году вышла новая версия Windows — Windows 2000. Она развивала идеи, заложенные в системы NT. Был добавлена технология Plug-and-Play, управление электропитанием и улучшен интерфейс пользователя.


Windows 2000

Успех Windows 2000 задал вектор развития для следующего поколения — Windows XP. В «хрюшке» Microsoft улучшила совместимость, интерфейс стал более дружелюбным. Стратегия Microsoft завоевывать аудиторию уже знакомыми системами дала плоды — за несколько лет Windows XP была установлена на сотнях миллионах ПК. Эпоха MS-DOS подошла к концу.


Следующий проект Microsoft пал жертвой собственных амбиций. Через пять лет после Windows XP, в 2006 году на свет вышла Windows Vista. В ней был переделан графический интерфейс, переработаны и добавлены функциональные возможности в плане безопасности. Была улучшена производительность, надежность.

Первоначальные планы Microsoft по поводу Vista были настолько обширны, что через несколько лет после начала разработки проект пришлось сильно ограничить. Vista включала в себе 70 миллионов строк кода, часть которого составлял «причесанный» код XP. Неудача Vista отчасти с тем, что она вышла не в то время. На 2006 год пришелся бум недорогих компьютеров, которые не могли обеспечить достаточную для Vista производительность.


Windows Vista

Проблемы Vista были учтены при разработке Windows 7. Microsoft уделила большее внимание тестированию и производительности новой системы. Windows 7 быстро вытеснила Vista, а затем и XP, став самой популярной версией Windows до появления Windows 10 (сейчас Windows 7 на втором месте по популярности).


Бум смартфонов в начале 2010-х подтолкнул Microsoft к созданию операционной системы, которую можно было бы развернуть на разных устройствах: на телефонах, планшетах, приставках и т. д. В результате этой работы мир узрел Windows 8. «Восьмерка» построена на модульном подходе MinWin для получения небольшого ядра ОС, которое можно было бы расширить на линейку других типов устройств. Но аудитория встретила холодно такой подход. Многие люди критиковали «смартфоноподобный» интерфейс на ПК, отсутствие кнопки пуск. Для решения многих проблем Microsoft выпустила обновление под названием Windows 8.1, которая, помимо исправления имеющихся ошибок, добавила новые функции.


И вот, к 2015 году Microsoft выпускает Windows 10. При разработке Microsoft продолжала развитие идеи единой системы для разных устройств. В «десятке» появилась голосовая помощница Кортана, вернули меню «Пуск», улучшена системная безопасность.


Технические аспекты

Чтобы осветить все технические аспекты и тонкости операционной системы Windows понадобится не менее 1000 страниц. Для особо любопытных советуем 7-е издание «Внутреннего устройства Windows« Марка Руссиновича, специалиста по внутреннему устройству Windows. Также можно почитать «Современные операционные системы« Эндрю Таненбаума и «Operating System Concepts«: в обеих книгах есть главы, посвященные Windows. Здесь же ограничимся рассмотрением инструментов взаимодействия приложений пользователя с операционной системой (Windows API) и архитектуры «оси».

Архитектура

Во многих многопользовательских операционных системах сама ОС отделяется от приложений. Код ядра ОС выполняется в привилегированном режиме процессора (режим ядра). Для него доступны системные данные и оборудование. В непривилегированном режиме (пользовательский режим) выполняется код приложений. Ему предоставляется ограниченный набор интерфейсов и ограниченный доступ к системным данным. Прямой доступ к оборудованию заблокирован. При вызове программой пользовательского режима системной функции процессор выполняет специальную команду, переключающую вызывающий поток (последовательность команд внутри процесса, планируемая Windows для исполнения) в режим ядра. Когда системная функция завершается, операционная система переключает контекст потока обратно в пользовательский режим и дает возможность вызывающей стороне продолжить работу.

Рассмотрим ключевые системные компоненты, формирующие архитектуру системы. На рисунке ниже представлена упрощенная схема, на которой опущены некоторые элементы, например, сетевые компоненты и различные уровни драйверов. Первое, на что стоит обратить внимание — это линия, разделяющая части пользовательского режима и режима ядра. Как упоминалось выше, потоки пользовательского режима выполняются в закрытом адресном пространстве процессов. На время выполнения в режиме ядра они получают доступ к системному пространству. Таким образом, системные процессы, пользовательские процессы, процессы служб и подсистемы среды обладают собственным закрытыми адресными пространствами.


Упрощенная схема архитектуры Windows

Вторая линия разделяет компоненты режима ядра и гипервизор (Hyper-V). Гипервизор перехватывает многие привилегированные операции, выполняемые ядром, и эмулирует их таким образом, чтобы позволить на одной и той же машине одновременно работать нескольким операционными системам. Гипервизор работает на том же уровне привилегий процессора (0), что и ядро. Но из-за использования специализированных команд процессора (VT-x у процессоров Intel, SVM у АMD) он может изолироваться от ядра с сохранением контроля над ним и приложениями. Поэтому некоторые иногда применяют термин «кольцо -1».

Четыре базовых типа процессов пользовательского режима:

  • Пользовательские процессы. Эти процессы относятся к одному из следующих типов: 32- или 64-разрядные приложения Windows (приложения Windows Apps, работающие на базе среды Windows Runtime в Windows 8 и выше, включаются в эту категорию), 16-разрядные приложения Windows 3.1, 16-разрядные приложения MS-DOS, 32- и 64-разрядные приложения POSIX. Заметим, что 16-разрядные приложения могут выполняться только в 32-разрядных версиях Windows, а приложения POSIX в Windows 8 уже не поддерживаются.
  • Процессы служб. В эту категорию входят процессы, являющиеся хостами для служб Windows (например, службы планировщика задач и диспетчер печати). Обычно к службам предъявляется требование независимости выполнения от входа пользователя. Многие серверные приложения Windows (например, Microsoft SQL Server и Microsoft Exchange Server) также включают компоненты, выполняемые как службы.
  • Системные процессы. Фиксированные процессы, такие как процесс входа или диспетчер сеансов, не являются службами Windows. Другими словами, они не запускаются диспетчером служб.
  • Серверные процессы подсистем среды. Такие процессы реализуют часть поддержки среды ОС, предоставляемой пользователю и программисту. Изначально в Windows NT было три подсистемы среды: Windows, POSIX и OS/2. Подсистема OS/2 включалась только до Windows 2000, подсистема POSIX в последний раз была включена в Windows XP.Ultimate- и Enterprise-выпуски клиента Windows 7. Все серверные версии Windows 2008 R2 включают поддержку расширенной подсистемы POSIX, называемой SUA (Subsystem for UNIX-based Applications). Сейчас подсистема SUA не поддерживается и уже не включается как необязательное часть в версии Windows (Windows 10 версии 1607 включает подсистему Windows для Linux — WSL, Windows Subsystem for Linux).

Компоненты режима ядра:

  • Исполнительная система. Она содержит базовые сервисные функции ОС: управление памятью, управление процессами и потоками, безопасность, ввод/вывод, сетевая поддержка и межпроцессные коммуникации.
  • Ядро Windows. Низкоуровневые функции ОС: планирование потоков, диспетчеризация прерываний и исключений и многопроцессорная синхронизация. Также ядро предоставляет набор функций и базовых объектов, которые используются исполнительной системой для реализации высокоуровневых конструкций.
  • Драйверы устройств. Сюда входят как драйверы физических устройств, преобразующие вызовы пользовательских функций ввода/вывода в конкретные запросы ввода/вывода к устройству, так и драйверы устройств, не относящихся к физическому оборудованию, например драйверы файловой системы или сетевые драйверы.
  • Слой абстрагирования оборудования (HAL). Прослойка кода, изолирующее ядро, драйверы устройств и прочий исполняемый код Windows от платформенно-зависимых различий в работе оборудования, например различий между системными платами.
  • Оконная и графическая система. Реализация функций графического интерфейса (GUI), также известных как функции GDI: работа с окнами, элементы пользовательского интерфейса и графический вывод.
  • Уровень гипервизора. Включает всего-навсего один компонент: сам гипервизор. В этой среде нет ни драйверов, ни других модулей. При этом сам гипервизор состоит из нескольких внутренних уровней и служб: собственный диспетчер памяти, планировщик виртуальных процессов, управление прерываниями и таймером, функции синхронизации, разделы (экземпляры виртуальных машин) и внутрипроцессные коммуникации (IPC, Inter-Process Communication) и многие другие.
Имя файла Компоненты
Ntoskrnl.exe Исполнительная система и ядро
Hal.dll HAL
Win32k.sys Часть подсистемы Windows режима ядра (GUI)
Hvix64.exe (Intel), Hvax64.exe (AMD) Гипервизор
.sys в \SystemRoot\System32\Drivers Основные файлы драйверов: DirectX, Volume Manager, TCP/IP и поддержка ACPI
Ntdll.dll Внутренние вспомогательные функции и заглушки диспетчеризации системных сервисных функций
Kernel32.dll, Advapi32.dll, User32.dll, Gdi32.dll Dll основных подсистем Windows

Windows API

Windows API (Application Programming Interface) — это программный интерфейс пользовательского режима для Windows. До появления 64-разрядной версии операционной системы программный интерфейс 32-разрядных версий Windows назывался Win32 API в отличие от исходного 16-разрядного Windows API (программный интерфейс для исходных 16-разрядных версий Windows). На данный момент термин Windows API или Win32 API относят как к 32-разрядным, так и к 64-разрядным версиям.

В «доисторические времена» Windows API состоял только из функций в стиле C. Выбор языка C был обусловлен тем, что написанный на нем код также мог использоваться из других языков. Он являлся достаточно низкоуровневым для предоставления сервиса ОС. Но огромное количество функций в сочетании с недостаточной последовательностью выбора имен и отсутствием логических группировок (вроде пространств имен C++) привели к тому, что в некоторых новых API используется другой механизм — модель COM.

WinRT

В Windows 8 появился новый API и исполнительная среда поддержки Windows Runtime (WinRT). WinRT состоит из платформенных сервисов, предназначенных для разработчиков приложений Windows Apps (приложения Windows Apps подходят для устройств, начиная от миниатюрных IoT-устройств до телефонов, планшетов, десктопных систем, ноутбуков и даже Xbox One и Microsoft HoloLens).

История графических интерфейсов ОС Windows

Microsoft Windows – семейство самых распространенных пользовательских операционных систем в мире, к которому почти каждый из нас питает увядающие теплые чувства. Но то, что так здорово начиналось, похоже, начинает подходить к концу. Давайте попробуем разобраться, как изменялся графический интерфейс ОС семейства Windows с самых ранних версий, какие изменения были тепло приняты компьютерной общественностью, а какие – наоборот, вызывали гнев пользователей (на Билла Гейтса в частности), когда динамика развития интерфейса достигла своей кульминации и когда развитие приостановилось почти полностью.

Рождение и эволюция

Вернемся более чем на 30 лет в прошлое, во время, когда многих из нас еще не было на белом свете. 10 ноября 1983 года Microsoft впервые показывает публике Windows 1.0, а 20 ноября 1985 года запускает в производство. Особенностью новой ОС (или надстройки над ОС) было наличие окон, которые можно было расположить друг около друга и возможность управления мышкой. Да, графические интерфейсы существовали и до Windows и многие сейчас ведут споры, кто у кого украл идею создания графического интерфейса, но, конечно, сам факт воровства идеи никак не влияет на успех или провал ОС на рынке ПО.

Компьютеры в 80-х – это узкоспециализированные устройства, они не продаются в магазине за углом, их редко встретишь дома. Большая часть пользователей – работники крупных фирм, которым приходится работать с большими объемами данных или текстами в WordStar, например, и Windows начинает появляться на мониторах. Возможно, тогда это еще не было понятно, но 1983 год можно по праву назвать началом новой эры в развитии компьютерной техники, ведь родился прадед самых популярных пользовательских ОС в мире, хоть и принят он был прохладно. Принципиально новое взаимодействие человека и машины с помощью нового устройства «мышь» впоследствии станет нормой.

История графических интерфейсов ОС Windows-2


Интерфейс Windows 1.01

В 1987 году Микрософт выпускает Windows 2.0, в которой окна уже могут перекрывать друг друга, в отличии от версии 1.0. Для отображения интерфейса используется 16 цветов, и к окнам впервые применены термины «свернуть» и «развернуть».

История графических интерфейсов ОС Windows-3


Внешний вид Windows 2.0 с перекрывающимися окнами. Стрелки позволяют «свернуть» и «развернуть» окно.

Windows 2.0 стоит считать эволюционным шагом вперед. Кроме принципиальных улучшений пользовательского интерфейса был добавлен ряд новых функций, и, что немаловажно, в 1989 году дебютировали Microsoft Word и Microsoft Excel для Windows. Несмотря на это, MS-DOS всё еще оставался более распространённой ОС, но его дни уже были сочтены. В 1988 и 1989 годах выходят Windows 2.1/2.11 с идентичным пользовательским интерфейсом, а в 1990 Microsoft снова делает огромный шаг вперед, выпуская Windows 3.0. Теперь пользователь мог любоваться 256-ю цветами, что однозначно делало работу более приятной, хотя основные элементы интерфейса остались без существенных изменений. Если говорить о функциональных улучшениях, то впервые поддерживался защищенный режим работы процессора, а немного более поздние Windows 3.1 и 3.11 открывали совершенно новые горизонты в работе с сетями и мультимедиа. В версии 3.1 впервые появился системный реестр. Windows 3.хх была успешной системой и с точки зрения маркетинга компании – она разошлась огромным тиражом.

Параллельно развивалось семейство ОС Windows NT, но в плане пользовательского интерфейса и взаимодействия с пользователем они практически не отличались от рассматриваемых операционных систем от Microsoft.

Революция

Именно таким громким словом стоит назвать появление кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола» в Windows 95. Вместе с ними мы получили хорошо знакомые ярлыки, «Проводник», «Панель задач» и фантастические звуковые эффекты. Новая версия поддерживала 16-битный и 32-битный цвет. Можно быть совершенно уверенным в том, что любой современный пользователь ПК не запутался бы в Windows 95, если вдруг возникнет какая-то необычная необходимость поработать с этой ОС.

История графических интерфейсов ОС Windows-5


Windows 95. Start it up!

Интерфейсы Windows 98 и Windows 98 SE не представляли собой ничего принципиально нового и практически не отличались друг от друга и незначительно отличались от Windows 95. Хоть Windows 98 и получила множество новых функций, но без некоторых незначительных элементов интерфейса она выглядела совершенно идентично своей прародительнице. Журнал «PC World» времен выхода Windows 98 давал приблизительно следующую рекомендацию: «Если вы хотите получить Windows 95 со всеми дополнениями и исправленными ошибками на одном диске – покупайте Windows 98». Но именно Windows 95 следует считать революционным шагом вперед благодаря рождению известной кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола». Определенный комфорт для пользователя создавало и широкое применение контекстных меню.

История графических интерфейсов ОС Windows-6


Интерфейс Windows 98. Quick launch – один из немногих новых элементов интерфейса

Параллельный мир

Windows NT ранних версий – гораздо менее популярный, и, можно сказать, нишевый продукт Microsoft, который, тем не менее, сыграл важнейшую стратегическую роль в истории компании. Несмотря на то, что внешний вид пользовательского интерфейса Windows NT обычно почти полностью соответствовал таковому в текущей версии Windows, это была совершенно иная ОС, корни развития которой уходят во времена сотрудничества Microsoft и IBM. С 1985 года компании совместно работают новой операционной системой. Первые ее версии CP-DOS и OS/2 1.0 не имели графического интерфейса, а в 1988 году появилась OS/2 1.1, которая была как две капли воды похожа на Windows 2.1.

В 1990 году компании прекратили сотрудничество в силу идеологических разногласий, IBM продолжает разработку OS/2, а несколько истощенная разработкой множества продуктов одновременно Microsoft решает практически полностью переработать эту операционную систему. По решению руководства компании ещё не выпущенная NT OS/ 2 получает название Windows NT (это связано с узнаваемостью названия коммерчески успешного продукта – Windows 3.0).В 1993 году была выпущена Windows NT 3.1. Внешне она, снова же, мало отличалась от текущей версии Windows. Преимущества и перспективы этой ОС скрывались под её капотом. Новая Windows NT должна была стать сверхнадежной, должна была работать на машинах с ЦП разных архитектур и, кроме этого, должна была позволять запускать приложения, написанные для Windows, MS-DOS и OS/2. Отдельной задачей была конкуренция с Novell по части сетевых решений. Для достижения этих целей были предприняты конкретные технические решения. Надежность подразумевала стойкость ОС к приложениям или оборудованию, которые содержали потенциальные ошибки, это достигалось изоляцией ядра и ограничением доступа к нему приложений. Для обеспечения работы с ЦП разных архитектур код ОС был написан на языке программирования С и частично на ассемблере. С целью поддержки приложений, написанных для Windows, MS-DOS и OS/2, были реализованы особые механизмы функционирования API. В ядро были перенесены части кода отвечающие за сетевую подсистему для обеспечения её лучшего быстродействия. Windows NT 3.1 – первая полностью 32-х разрядная ОС от Microsoft.

В 1994 году с выпуском Windows NT 3.5 Microsoft впервые разделяет новую ОС на две версии – серверную и для рабочей станции. Помимо множества технических улучшений, обновился и интерфейс – он соответствует популярной Windows 3.1/3.11. Версия NT 3.5 с исправленными ошибками и минимальным количеством новых функций (хотя среди них были и довольно важные) получила индекс 3.51.

Windows NT 4.0 – последняя Windows с буквами NT в названии и первая NT с поддержкой Direct X. Windows NT 4.0 появилась немного спустя Windows 95 и внешне была ей идентична. Microsoft выпустила 6 сервис паков (7, если учитывать SP6a) что обеспечило практически идеальную стабильность данной ОС и обеспечило ей фантастическую популярность в любой среде, где критически важным было безошибочное функционирование системы.

Следующая Windows NT, а именно её пятая версия уже имела цифровой индекс 2000 и была в некотором роде комбинацией лучшего из линейки Windows 9x и NT.

Семейство Windows NT заложило основы и логику функционирования внутренних механизмов операционных систем от Microsoft на годы вперед, но, тем не менее, в плане графического интерфейса и взаимодействия с пользователем ни одна из версий не несла с собой ничего действительно новаторского.

Самый оригинальный интерфейс или «Привет, Боб!»

В 1995 году Microsoft предприняла попытку выпустить оболочку для ОС Windows с принципиально новым интерфейсом. После загрузки в Bob пользователь видел изображение дома с различными комнатами, внешний вид которых можно было настраивать под себя. В каждой комнате можно было размещать тематически подобранные ярлыки приложений, так что ещё в 1995 году мы могли услышать популярное нынче слово «скевоморфизм» (хоть его смысл и отличается немного).

История графических интерфейсов ОС Windows-7


Собака-помощник знакома нам по Office и Windows XP

Несмотря смелую и новаторскую идею, «Боб» провалился и был крайне плохо оценен критиками.

Объединение линеек ОС и «эпоха застоя» в развитии пользовательского интерфейса

В феврале и сентябре 2000 года выходят Windows 2000 и Windows ME соответственно - очень разные внутри и очень похожие снаружи. В них обеих появляется предвестник новой эпохи взаимодействия человек-компьютер - впервые появляется «Экранная клавиатура» для сенсорного ввода, более ничего значимого в плане пользовательского интерфейса данные ОС не несут.

История графических интерфейсов ОС Windows-8


Экранная клавиатура в Windows 2000

Windows XP, которая появилась в 2001 году, могла похвастаться полностью переработанным внешним видом интерфейса (тема «Luna»), принципиальные элементы которого остались без изменений за исключением нового меню «Пуск». Заголовок окна и кнопки управления окном стали крупнее, их размер останется относительно велик и в следующих версиях Windows – Vista, 7 и 8. Это упрощает управление ОС с помощью сенсорного ввода. Windows Vista и 7 визуально отличались от XP новой темой интерфейса Aero, главной особенностью которой была прозрачность. В Vista дебютировали «Гаджеты» рабочего стола, которые, впрочем, не стали популярными. Vista так же стала последней ОС от Microsoft, в которой можно было включить классическое меню «Пуск!» (как в Windows 95).

В целом в период времени начиная с Windows 95 и заканчивая Windows 7 не было сделано ни одного изменения, которое принципиально меняло бы характер взаимодействия пользователя и ОС. Все необходимое для комфортного использования ОС есть и в интерфейсе Windows 95, от версии к версии мы выдели лишь эволюционные изменения и всех это устраивало.

История графических интерфейсов ОС Windows-9


Пуск-пуск-пуск!

Конец или новое начало?

Если сопоставить во времени изменения интерфейса операционных систем с актуальными способами ввода информации и их популярностью, то совершенно очевидно, что:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Если вы являетесь ярым сторонником интерфейса Windows XP, но работать приходится уже в Windows 7, вот краткая инструкция о том, как сделать работу в новой системе визуально привычной и удобной.

Для начала о том каким будет результат:

win7-1


Если не совсем поняли, то на второй картинке значки в трее.

win7-2

Теперь о том как это, собственно, всё вернуть:
Нажимаем правой кнопкой мышки на свободном пространстве строки Пуска и выбираем “Свойства”.
Выставляем все настройки как на скриншоте (за исключением положения панели, на скриншоте - “Сверху”, Вы можете выставить то значение, где вы привыкли , чтобы у вас обитала панель “Пуск”):

win7-3


В том же окне выьираем кнопочку “Настроить” и в следующем окне выставляем галочку “Всегда отображать все значки и уведомления на панели задач“. Не закрывая это окно, выбираем “Включить или выключить системные значки" и на следующем экране выбираем какие значки Вам не хочется видеть. Нажимаем “ОК” и еще раз “ОК“.

Снова кликаем правой кнопкой мышкой на свободном пространстве в меню “Пуск” и вызываем “Свойства“.
Переходим на вкладку “Меню Пуск” и наступаем мышкой на кнопочку “Настроить“:

win7-4

Включаем и выключаем отображение нужных и не нужных нам элементов в Пуске.
Жмем “ОК“. Тем самым мы получили узкую строку пуск и отображение открытых окон, как Windows 7

Теперь, чтобы вернуть классический вид самого меню, вызываемого по кнопке "Пуск", необходимо воспользоваться сторонней программкой под названием Classic Shell (прочитать про программу можно здесь). Итак, скачиваем Classic Shell.
Запускаем скаченный файл на установку и устанавливаем программу.

После установки видим уже привычный взгляду "Пуск".

Если вы хотите сделать дополнительные настройки, например, сделать его меньше, правой кнопкой мышки на иконке Пуска и выбрав из выпадающего меню пункт “Настройка“:

win7-5


Далее выставляем нужные настройки и все.

win7-6

Чтобы получить стандартный вид проводника (папака "мой компьютер"), открывайте его, заходите в “Сервис” – “Параметры папок“.
Выставляйте настройки как показано на скриншотах ниже:

win7-8

win7-9

win7-10

После этого нажимаем кнопку “Применить” и “ОК”
Далее в проводнике (папка "мой компьютер") выбираем “Упорядочить” , ставим галочку “Строка меню“.

win7-11

Далее Вид – Выбрать столбцы. Выставляете необходимые Вам столбцы в проводнике

win7-12

Нажимаем “ОК“ и все. У вас старое изученное и привычное меню. Удачной работы!

Читайте также: