Как установить kotlin на windows

Обновлено: 28.06.2024

Это пост заметка о том, как я познакомился с языком Kotlin, какие использовал для этого ресурсы, инструменты, и как я собрал его в jar и запустил в консоли.

В общем-то я PHP программист, немного заком с Java. На днях решил посмотреть Kotlin. Это менее строго типизированный язык от JetBrains до того, что он, по сути, статически типизированный. В этом его основное принципиальное отличие от Java, плюс Kotlin имеет свой приятный синтаксис. Kotlin может быть скомпилирован в JVM или JavaScript.

Инструкции по установке там же на сайте. Версия 13+.

Плагин добавляет автозаполнение и возможность создавать Kotlin проекты.
Так же добавляются инструменты для компиляции Kotlin.

Особенность Kotlin в том, что он полностью совместим с Java. Т.е. код, написанный на Kotlin можно вызывать в Java и наоборот. Следовательно, все инструменты и библиотеки, которые используются для работы с Java, применимы и для Kotlin.

Если проект в IDE был создан не Kotlin изначально, то после установки плагина можно включить поддержку Kotlin. После включения в проект будут доаблены jar библиотеки Kotlin в директорию /lib.

Я включил Kotlin и написал следующий код для теста в папке /src/testing:

Для начала я выполнял в IDE файл котлина отдельно, чтобы убедиться, что плагин работает и код компилируется.

Потом я создал java класс:

Тут видно, что я хочу принять аргумент и передать его напрямую в котлин. В котлине же я использовал пример с языками и добавил еще один свой, который зависит от аргумента — моего ник нейма. В Java можно вызывать методы и получать доступ к переменным из котлина путем вызова — ИмяпакетаPackage.имяметода().

Если правильно настроить в IDE выполнение проекта, то можно задать с каким аргументом вызывать программу. Но это очень не удобно, я хотел бы менять аргумент на лету, чтобы отловить ошибки, для тестироавния. Мне нужно было собрать jar для запуска из консоли.
В проекте не было maven изначально, и я его туда добавил.

Тут используется настройка для kotlin-maven-plugin, где указывается, в какой директории искать файлы.
Так же, используется maven-jar-plugin. Тут очень важно правильно прописать < manifest >, иначе предстоит долго разбираться, почему jar не запускается с ошибкой "No Main Manifest Attribute".
После билда в директории /target будет лежать jar проекта. В Idea есть отдельное окно maven projects, откуда удобно управлять построением.

Чтобы запустить jar обычно выполняется команда

В моем случае это не сработало, т.к. я не воспользовался плагином maven, который бы добавил jar библиотеку котлина в билд.
Следовательно я получаю ошибку

Отсюда понятно, что не находится Kotlin библиотека.
Правильный вызов с указанием jar зависимости такой

Теперь код работает верно. Как видно, я получил аргумент в java, вывел его, далее я передал его в kotlin, и на его основе отработала конструкция when (по смыслу похожа на switch-case).

Для того, чтобы собрать jar с включением зависимых jar в билд, можно воспользоваться плагином maven — maven-dependency-plugin. Или onejar-maven-plugin к проекту one-jar.

Я решил использовать one-jar.

Далее пересобрать проект.


В директории /target появится файл имяпроекта.one-jar.jar. Его можно вызвать обычным методом.

На этом настройка проекта для меня закончена. Далее можно изучать Kotlin по приведенным выше ссылкам на документацию.
Лично мне язык очень понравился. Несомненно он займет свою нишу, так же, как и язык hack, который разрабатывает Facebook, как свою версию PHP.

Содержание статьи

Основным инструментом, который мы будем использовать для создания проектов на Kotlin, является IntelliJ IDEA от JetBrains. JetBrains также является компанией, стоящей у истоков самого языка, поэтому разработка на Kotlin тесно интегрирована в IntelliJ IDEA.

IntelliJ IDEA является Интегрированной средой разработки, или IDE. Она похожа на другие IDE вроде Visual Studio или Xcode. IntelliJ IDEA предоставляет основу для многих других IDE от JetBrains, включая Android Studio для разработки приложений на Android, PyCharm для программирования на Python и CLion для программирования на C и C++.

IDE используется для написания кода в редакторе, компиляции кода для запуска на компьютере, просмотра результатов программы, исправления ошибок кода и многого другого! В этом уроке мы познакомимся с возможностями IntelliJ IDEA, и это станет важной подготовкой к дальнейшему изучению языка Kotlin.

Установка и настройка IntelliJ IDEA

IntelliJ IDEA можно скачать с сайта JetBrains. В наличии есть версии Community и Ultimate. Для работы с примерами из уроков подойдет версия Community, которая является бесплатной для скачивания.

Перед запуском IntelliJ IDEA требуется также установить Java Development Kit, или JDK, который нужен для запуска Kotlin кода на компьютере.

Java и JDK

Kotlin позволяет программировать на нескольких различных платформах. Двумя наиболее популярными являются Java Virtual Machine, или JVM и Android.

По большому счету, изначально Kotlin задумывался как современная замена языку Java. Java был создан в девяностых, став ранней попыткой кроссплатформенного прикладного языка программирования. Подход “Write Once, Run Everywhere” звучал многообещающе.

Вместо компиляции в нативный машинный код на каждой платформе, программы на Java компилируются в формат, который называется байт-кодом. Байт-код выполняется внутри приложения на Java Virtual Machine. JVM можно рассматривать как слой над вашей реальной машиной. Запустив байт-код на виртуальной машине, можно совместно использовать Java-код и приложения на многих типах компьютерных систем.

Одной из целей языка Kotlin является 100% совместимость с языком Java. Это включает конвертацию Kotlin-кода в Java-совместимый код с помощью компилятора Kotlin, чтобы Kotlin-код мог запускаться на JVM.

На заметку: Будьте внимательны, скачайте и установите JDK, а не только JRE, так как JRE позволяет запускать только Java-приложения и не включает инструменты для создания новых.

Запуск IntelliJ IDEA

После установки IntelliJ IDEA и JDK выполните обычный процесс запуска приложения IntelliJ IDEA на вашей платформе.

Если вы ранее устанавливали предыдущие версии IntelliJ IDEA на тот же компьютер, установщик, скорее всего, предложит импортировать настройки из предыдущей версии. В противном случае вам будет предложено выбрать цветовую тему и плагины для установки в IDE. Можете просто выбрать настройки по умолчанию и продолжить.

После этих действий вы увидите окно Welcome to IntelliJ IDEA.

настройка kotlin

Из приветственного окна можно создать новый проект, импортировать или открыть существующие проекты, извлечь код из системы контроля версий вроде Git, запустить инструменты настройки или получить справку по IDE.

Создание простого проекта на Kotlin

В приветственном окне выберите пункт Create New Project. Вы увидите первый экран конфигурации.

Выберите Kotlin из списка опций слева, Kotlin JVM в качестве типа проекта и нажмите Next.

Вы должны увидеть следующее:

проект на kotlin

проект на kotlin

Введите hellokotlin для названия проекта, выберите место для проекта или просто оставьте значения по умолчанию. Ничего больше не указывайте и нажмите Finish.

IntelliJ IDEA создает и конфигурирует ваш проект.

По завершении вы попадете в окно Tip of the Day, или Совет дня, в котором каждый раз при открытии приложения показываются полезные советы по IntelliJ IDEA.

Вы должны увидеть следующее:

проект на kotlin

Закройте окно подсказки и проверьте панель Project слева от главного окна IntelliJ IDEA. На панели Project можно управлять всеми файлами, связанными с проектом, например файлами исходного кода Kotlin, у которых расширение .kt.

Кликните на стрелку рядом с hellokotlin, чтобы открыть его содержимое, и вы увидите папку src для проекта. Щелкните правой кнопкой мыши на папку src и выберите New ▸ Kotlin File/Class.

проект на kotlin

Должно открыться новое диалоговое окно New Kotlin File/Class. Введите hello и кликните OK.

проект на kotlin

Затем файл hello.kt откроется редакторе IntelliJ IDEA.

Базовый макет окна IntelliJ IDEA содержит панель Project слева, панель Editor посередине и Toolbar в верхней правой части, который можно использовать для запуска кода.

проект на kotlin

По ходу настройки проекта мы разобрали главные части окна IntelliJ IDEA. Пришло время для запуска Kotlin-кода!

Пример программы на Kotlin!

В данном уроке мы просто напишем в редакторе код на Kotlin и запустим его, для чего необязательно разбирать все его части. Каждый элемент кода будет подробнее разобран в дальнейшем. Если у вас есть опыт программирования в Java, Swift или Python, вы быстро вникните в ход дела.

Однако, если вы все еще хотите использовать Kotlin в автономном режиме в локальной системе, вам необходимо выполнить следующие шаги, чтобы настроить локальное рабочее пространство.

Kotlin работает на JVM, следовательно. действительно необходимо использовать JDK 8 для вашей локальной разработки Kotlin. Пожалуйста, обратитесь к официальному сайту oracle, чтобы загрузить и установить JDK 8 или более позднюю версию. Возможно, вам придется установить переменную окружения для JAVA так, чтобы она могла работать должным образом. Чтобы проверить вашу установку в операционной системе Windows, нажмите «java –version» в командной строке, и в качестве результата вы увидите версию java, установленную в вашей системе.

Есть ряд IDE, доступных через Интернет. Вы можете использовать любой на ваш выбор. Вы можете найти ссылку для загрузки другой IDE в следующей таблице.

Всегда рекомендуется использовать последнюю версию программного обеспечения, чтобы вытащить из нее максимум возможностей.

Откройте Eclipse и перейдите на «Eclipse Market Place». Вы найдете следующий экран.

Найдите Kotlin в окне поиска и установите его в своей локальной системе. Это может занять некоторое время в зависимости от скорости интернета. Возможно, вам придется перезапустить Eclipse, как только он будет успешно установлен.

После успешного перезапуска Eclipse и установки Kotlin вы сможете создать проект Kotlin на лету. Перейдите в Файл → Создать → Другие и выберите «Проект Kotlin» из списка.

Котлин проект

После завершения настройки проекта вы можете создать файл Kotlin в папке «SRC». Щелкните левой кнопкой мыши на папке «Src» и нажмите «новый». Вы получите опцию для файла Kotlin, в противном случае вам, возможно, придется искать в «других». После создания нового файла каталог вашего проекта будет выглядеть следующим образом.

Привет

Ваша среда разработки готова сейчас. Затем добавьте следующий фрагмент кода в файл «Hello.kt».

Запустите его как приложение Kotlin и просмотрите вывод в консоли, как показано на следующем снимке экрана. Для лучшего понимания и доступности мы будем использовать наш инструмент кодирования.

Писать программы на почти любом языке программирования можно в любом текстовом редакторе. Такие редакторы не следует путать с текстовыми приложениями, предназначенными для набора и оформления обычных текстов, которые читают люди. В то же время современные текстовые редакторы, предназначенные для набора исходного кода программ, поддерживают подсветку синтаксиса (выделяют слова разным цветом в зависимости от их значения), нередко выполняют автодополнение кода и автоматически делают отступы.

Однако подсветка синтаксиса не хранится в самом файле программы. В файле сохраняется только исходный код. Файл может быть открыт в любом другом текстовом редакторе, поддерживающем другой вариант подсветки или вообще ее не поддерживающий.

Чтобы текст программы мог быть исполненным вычислительной машиной, его надо подвергнуть компиляции или интерпретации. Следовательно, кроме текстового редактора у разработчика должна быть программа-транслятор, которая преобразует исходный код в исполняемый.

В случае Kotlin исходный код компилируется (в одном из вариантов) в байт-код Java. Такой код исполняется посредством виртуальной машины Java, следовательно, на компьютере также должна быть установлена JVM.

В настоящее время программисты реже озадачивают себя подбором наиболее подходящего редактора и установкой компиляторов. Чаще используют готовые среды разработки – приложения по принципу "все в одном". Здесь и редактор, и возможность запускать программу нажатием одной кнопки. За сценой среда сама компилирует и, в случае байт-кода вызывает JVM для его исполнения. Также такие IDE (integrated development environment – интегрированная среда разработки) содержат множество дополнительных инструментов, плагинов, возможность подключать различные библиотеки, расширяющие средства языка. Все, что необходимо для профессиональной разработки.

Самой адаптированной под Kotlin средой разработки является IntelliJ IDEA. Раньше в ней писались преимущественно программы на Java. Однако с появлением Kotlin данная среда стала поддерживать и его, так как разработчиками IntelliJ IDEA и языка Kotlin является одна и та же фирма – Jet Brains. Это не значит, что программировать на Котлин можно только в IntlliJ IDEA. Однако, особенно для начинающих, ее следует считать лучшим выбором, так как она помогает определять не только ошибки в коде, но также указывает на любые недочеты.

Если ни одни из предыдущих проектов не открыт, вы увидите окно "Welcome", в котором надо выбрать "Create New Project".

Далее в первом окне "New Project" в списке слева выбираем "Kotlin". Правее – способ сборки и исполнения – "JVM | IDEA".

В следующем окне вам надо как-нибудь назвать свой проект и указать место его размещения на диске (можно оставить предложенные средой). Поскольку в курсе мы будем создавать множество мелких программ, и если вы захотите сохранить некоторые из них, имеет смысл делать это в одном проекте, создавая в нем разные файлы. В данном случае создавать под каждый урок отдельный проект будет не рационально.

После того как вы нажмете кнопку Finish, среда начнет генерировать систему каталогов и конфигурационные файлы проекта. Это может занять некоторое время. В конечном итоге слева на вкладке Project вы увидите дерево каталогов.

Файлы с вашим программным кодом лучше всего помещать в каталог src . Он для этого и предназначен. Src – по всей видимости сокращение от "source code" – исходный код.

Создавать новые файлы можно как через главное меню ( File → New → … ), так и через контекстное. В последнем случае надо кликнуть по каталогу src правой кнопкой мыши, выбрать New → Kotlin File/Class .

В дальнейшем, если потребуется организовать файлы по каталогам внутри src , то подкаталоги можно создавать командой New → Package . И уже в них создавать новые файлы.

При создании файла указывается его имя (произвольно), можно без расширения. В данном курсе мы не будем создавать классы, поэтому всегда выбираем вариант File .

Среда сама добавит к файлу расширение ".kt", так как файл будет содержать код на Kotlin. Также файл откроется в рабочей области окна. Запишем в него небольшую программу на языке Kotlin.

Программа начинается с fun – это одно из ключевых слов языка Kotlin. Другими словами, является одной из команд. Команда fun означает, что будет определена функция. Подробно что такое функция, будет рассмотрено позже в данном курсе.

Слово "main" – название, или имя, функции. Имя функции может быть любым, но не в данном случае. В любой программе на языке Kotlin должна быть одна функция с именем main . Эта функция, с которой программа начинается. Если ее не будет, программа не сможет начать выполняться. Подобные функции или классы (как в некоторых других языках) называют точками входа. Однако во многих языках программы начинаются не так, а с верхней строчки кода, не считая так называемых импортов и объявлений.

После имени функции стоят круглые скобки. В них указываются параметры функции, которых, как в данном случае, может и не быть. Через параметры в функцию передаются какие-нибудь данные, с которыми она может что-нибудь делать.

Далее идет открывающая фигурная скобка, которой соответствует закрывающая фигурная скобка в самом конце. Между фигурными скобками находится тело функции. Оно выполняется при вызове функции. Функция main() вызывается, когда программа запускается.

В нашем примере тело функции состоит всего из одной строки кода – println("hello - привет") . Команда println() – это тоже функция. Но не такая как main() . Тело main() мы пишем сами, а тело println() написали разработчики языка и встроили в него. Это так называемая built-in-функция. На данном этапе мы можем ее считать одной из команд языка, как считаем командой ключевое слово fun .

Итак, из функции main() вызывается другая функция. Обратите внимание, что main() мы определяем, а println() вызываем. Это разные вещи. Функция вызывается, когда нам надо, чтобы ее тело выполнилось. Но до этого она должна быть определена. Мы не видим тела функции println() , но оно где-то есть.

В функцию println() можно что-то передать, то есть в определении этой функции предусмотрены параметры. В данном случае мы передаем в функцию строку "hello - привет". Строка заключается в кавычки.

Что делает функция println() ? Она выводит то, что ей передали, в консоль. Каким образом это запрограммировано в ее теле, нас не волнует. Достаточно знать, что если мы вызовем функцию, то увидим на экране переданную ей строку.

Обратите внимание на маленький зеленый треугольник, расположенный перед первой строчкой кода. Если у вас его нет, то закройте IntelliJ IDEA и откройте среду снова. Если кликнуть по треугольнику, появится меню, где надо выбрать первый вариант "Run …".

После этого среда выполнит компиляцию и сборку проекта, а также выполнит его. Результат выполнения программы вы увидите внизу на вкладке "Run". В данном случае это будет строка "hello - привет".

Строка "Process finished with exit code 0" говорит, что программа закончилась так как надо, а не аварийно или с ошибкой.

Снова обратим внимание на структуру каталогов проекта. В нем появится каталог "out", в котором находятся скомпилированные файлы проекта.

Мы можем посмотреть, что содержит StartKt.class, например, с помощью консольной утилиты cat.

Так выглядит байт-код Java нашей простейшей программы.

После первого запуска программы IntelliJ IDEA сама создаст конфигурацию запуска, после чего программу также можно запускать, нажимая треугольник на панели инструментов (Shift + F10).

IntelliJ IDEA – настраиваемая среда. Если вас не устраивают, например, размер шрифта и тема оформления, их можно поменять. Делается это в окне настроек (File → Settings).

Darcula – темная тема оформления.

Для того, чтобы размер шрифта в редакторе кода можно было менять, прокручивая колесо мыши при зажатом Ctrl, надо установить соответствующий флажок в разделе Editor → General .

Вопросы:

Каким цветом IntelliJ IDEA подчеркивает и выделяет ошибки в коде?

Есть ли разница между командами println() и print() ?

Что будет, если в конце выражения println("…") поставить точку с запятой?

Читайте также: