Типы приложений ос windows

Обновлено: 08.07.2024

Операционная система — самое важное программное обеспечение, благодаря которому пользователь может использовать мощности «железа» для решения конкретных задач. ОС координирует работу всех комплектующих и предоставляет каждой программе быстрый полный доступ к аппаратным ресурсам.

Операционная система есть в любом устройстве — планшете, компьютере, смартфоне, ноутбуке и т. д. Без нее не сможет функционировать ни один девайс, оставаясь просто набором комплектующих.

Чтобы пользователь мог свободно работать в различных приложениях, для операционных систем разработали графическую оболочку (интерфейс, GUI). Ранее для работы в ОС использовали интерфейс командной строки. Человек вводил особые команды, а компьютер воспроизводил их на черном экране. Сейчас этот способ неприемлем за счет своей замедленности и неудобства. Пользователи начали управлять машиной с помощью курсора и мыши только после внедрения графического интерфейса в Windows 95, что сразу обеспечило высокую популярность этой операционной системы.

Функции ОС

Операционная система эффективно распределяет ресурсы аппаратной части между установленным программным обеспечением, не допуская замедлений либо остановки процессов. ОС загружает процессор, управляет свободным пространством оперативной и постоянной памяти, инсталлирует, обновляет и удаляет различный софт (под руководством пользователя) и выполняет другие функции.

Сегодняшние операционные системы работают в режиме многозадачности — одновременно проводят множество процессов.

Какими должны быть ОС

Современные операционные системы должны отлично справляться с выполнением возложенных на них функций. Также пользователи ценят следующие особенности ОС:

  • Производительность. Обеспечение оптимального времени завершения операций и реагирования системы.
  • Надежность — работа без сбоев и отказов.
  • Расширяемость — возможность внедрения в систему новых модулей, реализующих дополнительные функции.
  • Совместимость — взаимодействие разных ОС или их версий. Новая версия может запускать приложения, разработанные для предыдущих вариаций. Или одна операционная система способна работать с софтом, созданным для другой (и наоборот).

Немаловажную роль играет и переносимость — способность ОС «переехать» на другую аппаратную платформу, претерпев минимум изменений.

Виды операционных систем

Покупая компьютер, вы получаете готовое к работе устройство с установленной операционной системой. По желанию ее можно усовершенствовать или заменить на другую, а так же инсталлировать любую ОС поверх существующей. Графический интерфейс каждой системы (и даже ее версий) имеет различный стиль оформления. Каждый пользователь выбирает свой вариант для использования на персональном компьютере. Расскажем о трех самых популярных ОС: Windows, Linux и Mac OS.

Windows – самая популярная ОС

Рабочий стол Windows 10

Популярность ОС Windows от Microsoft подтверждена огромным количеством компьютерных пользователей — более чем 90%. Первая версия операционной системы появилась в 1985 г. под названием 1.0. По сути это был усовершенствованный MS-DOS. Сегодня Microsoft выпустила Windows 10 и пока не собирается разрабатывать следующие версии. Компания создает только обновления, которые могут кардинально изменять интерфейс и функционал.

Преимущества ОС Windows:

  • Постоянная поддержка аппаратной части (видеокамер, аудио- и видеокарт и т. д.).
  • Простота инсталляции программного обеспечения (файл достаточно скачать и двойным кликом запустить установщик).
  • Понятный удобный интерфейс, который может освоить даже ребенок.
  • Большой выбор приложений для ОС Windows.

К недостаткам можно отнести длительный запуск ОС, постоянную инсталляцию обновлений, обеспечивающих безопасность, серьезные проблемы при попадании вирусов, частую нестабильность системы и «пожирание» ресурсов.

Linux — надежная и безопасная ОС

Рабочий стол Ubuntu

ОС Linux основана на базе Unix, состоит из пакетов. Если ОС Windows отводит каждой программе свою папку, то Linux распределяет файлы по разным директориям. В одном месте лежат данные о запуске приложения, в другом — о конфигурации и т. д.

Преимущества ОС Linux:

  • Свободный доступ. Достаточно бесплатно скачать образ системы, записать его на флешку и инсталлировать на персональный компьютер.
  • Бесплатное ПО.
  • Преобразование софта. Продвинутые пользователи могут писать свои программы или изменять действующие.
  • Запуск программного обеспечения для Windows через специальные приложения — эмуляторы.
  • Оригинальность архитектуры ОС и трудности с созданием и активацией вредоносных кодов на Linux. Благодаря этой особенности операционная система отличается высокой безопасностью и служит надежным стражем значительной части серверов.

К минусам ОС Linux относятся небольшое количество поддерживаемых устройств (принтеров, аудио- и видеокарт), игр и приложений. Разнообразный софт остается в сфере действия Windows, т. к. производителям невыгодно создавать бесплатные программы. К тому же пользователям необходимо постоянно самообучаться и искать решения проблем с программной и аппаратной частью на различных тематических форумах.

Хотя Windows пользуется особой популярностью, Linux тоже имеет немало поклонников. С каждой новой версией системы разработчики увеличивают количество поддерживаемых устройств. Постепенно улучшают дистрибутивы: графический интерфейс становится более приятным, менеджеры пакетов — практичными, а программное обеспечение пополняется новыми продуктами

Mac OS — операционная система только для работы

Рабочий стол macOS Catalina

Apple разработала эту операционную систему для установки на свои же компьютеры. Как и Linux, она создана на основе Unix. Отличие от предыдущей ОС заключается в закрытом программном коде и платности продукта. В этом есть неоспоримые плюсы — разработчикам выгодно совершенствовать старые и создавать новые приложения, ускорять их работу и повышать эффективность взаимодействия с аппаратной частью и другим софтом. Минус этой ОС достаточно ощутимый — для нее нет игр. Mac OS создана исключительно для работы, а не для отдыха.

Мобильные ОС

Техническая часть мобильных гаджетов очень сильно отличается от той, которой располагают компьютеры. Поэтому рабочие процессы на смартфонах, mp3-плеерах, планшетах и другие девайсах регулирует особое программное обеспечение: Android от Google, Windows Phone от Microsoft и iOS от Apple.

Эту операционную систему Apple устанавливает только на свои мобильные девайсы. Удобная, привлекательная, скоростная ОС. Многие пользователи, выбирая новый гаджет, отдают предпочтение именно этой качественной многофункциональной системе, для которой разработчики часто выпускают обновления. Закрытая iOS обладает высоким уровнем защиты. Система поддерживает работу более 1 млн. приложений, но скачать их можно только в App Store.

Android

На ОС Android работает преобладающее количество современных мобильных гаджетов. Система является ответом на выход IOS. Android — открытая система, функциональная и очень удобная. Разработчики так же регулярно издают различные обновления, исправляющие ошибки и улучшающие работу пользователей. Для системы создано более миллиона приложений, которые можно устанавливать из Google Play и сторонних магазинов (последнее нельзя сделать на iOS).

Windows Phone

ОС имеет плавный, стабильный и быстрый интерфейс, отличную защиту от проникновения вирусов и регулярные обновления. Приложения из Windows Phone Store обладают оптимизированным кодом, благодаря чему отличаются высокой скоростью работы и экономичностью расходования заряда батареи. Microsoft интегрировал в ОС пакет Office 2013, позволяющий просматривать и редактировать на экране гаджета любой документ.

Но есть и некоторые минусы:

  • Недостаточное разнообразие софта в Windows Phone Store.
  • Минимум возможностей для персонализации экрана девайса.
  • Долгий путь к установке рингтона.
  • Нереализованный принцип многозадачности. Пользователь хоть и может запустить несколько приложений, но качественно функционировать будет только одно.

Если сложить все преимущества и недостатки, Windows Phone станет отличным выбором при решении большинства задач.

Типы разрядных операционных систем

Сначала дадим понятие разрядности. Это — число битов, которое способно одновременно обработать конкретное устройство. В нашем случае в роли последнего выступает операционная система. Сегодня используют 2 разрядности — 32- и 64-битную. Обозначают их, соответственно, x32 и x64. Первая одновременно обрабатывает 32 бита данных, вторая — 64.

Системы разных разрядностей отличаются и другими параметрами:

  • x32 задействует максимум 3,5 ГБ оперативной памяти, даже если объем последней значительно больше. x64 же поддерживает до 128 ГБ.
  • x64 работает и в 32-, и в 64-битном режиме, x32 — только в 32-битном.
  • Для x64 необходимы особые драйвера (которые можно так же легко найти).
  • Центральный процессор должен поддерживать 64-битные ОС, иначе они не будут работать.

Если на компьютере установлен многоядерный процессор (или процессоры), то x64 поднимет его производительность. Но, когда объем оперативной памяти составляет не более 4 ГБ, имеет смысл поставить x32 для экономии ресурсов ОЗУ. Многие пользователи считают, что x32 и x86 — это одна и та же система. Но это далеко не так. Сочетанием x86 обозначают архитектуру микропроцессора и аппаратную платформу. Она относится и к x32 (x86_32 bit), и к x64 ( x86_64 bit).

Какую операционную систему выбрать

На основе нашей статьи вы сможете определить, какая операционная система подойдет для вашей деятельности. Цените удобство и простоту — выбирайте Windows, интересно изучать компьютерные процессы — Linux. Если же вам необходимо только работать, то лучше всего установить MacOS. Изучайте новые системы и выбирайте наиболее подходящий вариант.

Заключение

Если вам нужна помощь при выборе, установке, настройке ОС в вашей компании, или необходимы услуги ИТ аутсорсинга, то обратитесь к специалистам «АйТи Спектр». Возьмем на себя ответственность за стабильную работу вашей ИТ инфраструктуры.

Прежде чем создавать свои компьютерные программы, вы должны знать, какие они бывают и для чего предназначены. Видов программ не так много. Различия между программами можно назвать условными, так как по сути любая программа - это двоичный файл. Но мы так глубоко копать пока не будем, и поговорим о том, чем отличаются программы друг от друга с точки зрения пользователя.

Мы уже знаем, какие программы можно создавать в Lazarus. Но сегодня мы будем классифицировать программы с несколько иной точки зрения. Ниже перечислены основные виды программ с краткими описаниями.

Консольные приложения

Консольное приложение - это программа, которая работает с командной строкой. То есть это обычное окно, где пользователь может ввести какую-то команду и получить результат. Здесь нет никаких кнопочек и прочих прелестей Windows.

Примеры работы с командной строкой см. в статье Кое что о ДОС.

Оконные приложения

Оконное приложение - это привычная всем программа Windows. То есть это окошко с разными кнопочками и полями для ввода-вывода данных. На сегодняшний день это, пожалуй, самый распространённый вид программ. Именно оконные приложения создают большинство программистов.

Драйверы

Драйвер - это программа, которая обычно служит для “стыковки” компьютерного железа (например, видеокарты) с операционной системой или другой программой. Иногда драйвером называют программу, которая “стыкует” две других программы между собой. Хотя сейчас такие программы принято называть интерфейсами (например, COM-интерфейс или DDE-интерфейс).

Когда я говорю “стыкует”, то я имею ввиду, что драйвер позволяет организовать правильный обмен данными между компьютерным железом и ОС. То есть операционная система обращается не напрямую к железу, а через драйвер.

Зачем так сделано? Дело в том, что производителей, например, видеокарт, существует огромное количество. И все они делают их по своим внутренним стандартам. И операционная система не может знать всё обо всех видеокартах. Поэтому есть определённые общепринятые стандарты, которые поддерживаются операционной системой. И производитель “железа” делает какую угодно “железяку”, а затем просто пишет программу-драйвер, которая соответствует общепринятым стандартам и “стыкует” эту “железяку” с операционной системой.

Это позволяет извращённым умам делать разные смешные штуки. Например, можно написать “кривой” драйвер, который будет определять USB-мышку как флэшку. Конечно, работать такая “флэшка” не будет, но зато будет прикольно)))

Интерфейсы

Интерфейс - это программа, которая обычно служит для “стыковки” одной программы с другой. Например, вы хотите получить данные из чужой программы. Как это сделать? Если чужая программа поддерживает какой-нибудь стандартный интерфейс (например, DDE), то вы можете использовать этот интерфейс для получения данных из чужой программы.

Библиотеки

Библиотека - это двоичный файл, который хранит разные методы и объекты. Пока это вам ни о чём не говорит. Но просто знайте, что свои процедуры вы можете сохранить в библиотеку, а затем использовать её в других своих программах. Также вы можете использовать в своих программах чужие библиотеки и наоборот - распространять свои библиотеки, чтобы другие программисты могли их использовать в своих программах.

Удобство использования библиотек заключается в том, что они не привязаны к языку программирования. Например, вы можете написать библиотеку на языке С++, а использовать её потом в программах, которые пишите на Паскале.

Резидентные программы

Резидентная программа - это программа, которая работает в фоновом режиме (то есть не видна пользователю и пользователь может о ней даже не подозревать). В фоновом режиме работают, например, антивирусы (и вирусы тоже))).

Системные программы

В общем-то это обычные программы, которые могут быть как консольными, так и оконными приложениями. Сюда же я бы отнёс резидентные программы, библиотеки и драйверы. Пожалуй, это будет не совсем правильно. Однако эта статья для начинающих. Поэтому я не хочу перегружать читателей информацией, которую они пока плохо понимают. Давайте пока будем думать, что это куча разных вспомогательных программ, которые необходимы для нормальной работы системы и оборудования.

Пока на этом всё. Домашнего задания не будет. Просто подумайте о том, как огромен мир программирования, и сколько всего вам надо будет ещё изучить)))

Windows 10 запускает два совершенно разных вида приложений. Компьютерные программы (называйте их приложениями или «apps», если хотите), с которыми мы с вами работаем, взаимодействуют с операционной системой.

Виды приложений Windows 10

С давних пор, приложения Windows сообщались с ОС Windows через определённый набор подпрограмм («Application Program Interfaces» или API), который в разговорной форме называется Win32. За редким исключением, приложения для настольных систем Windows, которые вы используете каждый день, для работы с Windows, используют API-интерфейсы Win32.

В начале июня 2011 года была представлена первая демонстрация Windows 8. В рамках демонстрации были продемонстрированы новые «иммерсивные» или «Metro» приложения, которые по другому взаимодействуют с Windows. Они используют новый (и все ещё развивающийся) набор API, известный как Windows Runtime, или, чаще, WinRT API.

Microsoft начала называть, основанные на WinRT, приложения - «иммерсивными» и «полноэкранными». Большая часть мира остановилась на внутреннем кодовом имени Microsoft «Metro» - имени, которое до сих пор предпочитают миллионы техников. Однако с тех пор Microsoft изменила название на «Modern UI», затем «Windows 8», «Windows Store App», «New User Interface», «Microsoft Design Language», «Microsoft style design» и совсем недавно «Modern» и «Universal».

Предпочтительной терминологией на данный момент является «Windows Universal app», хотя специалисты службы технической поддержки все время возвращаются к «Windows Store app» и «Universal app». В обычном разговоре, проще использовать термин «Metro», но сейчас, чтобы свести путаницу к минимуму, будем использовать термин «Windows Universal app».

Не смущайтесь. Все эти виды приложений означают одно и то же. Это имена приложений Windows Universal, которые работают с WinRT API.

У приложений Windows Universal (Modern, Metro) есть много других характеристик: они помещаются в «песочницу» - в программный кокон, который изолирует программы, поэтому через них трудно распространять инфекции.

Они могут быть легко остановлены, поэтому их энергопотребление может быть сведено к минимуму. Если приложение Windows Universal зависает, приложение практически не может заморозить машину. Но по своей сути приложения Windows Universal написаны для использования WinRT API.

Windows 8 и 8.1 (и Server 2012) поддерживают WinRT API - универсальные приложения в Windows 8 работают на стороне Metro, а не на рабочем столе. Процессоры на базе ARM также работают с WinRT API. Вы можете найти процессоры архитектуры ARM во многих телефонах и планшетах.

Запомните. В Windows 10, приложения Windows Universal (Modern/Metro/Tiled), запускаются в своих собственных коробках прямо на рабочем столе. Посмотрите на приложение Weather - приложение Windows Universal - показано на рисунке ниже.

Windows_Universal_app

Приложение Windows 10 Weather является «Windows Universal app», которое раньше называлось Universal или Metro-приложением или плиткой, поскольку оно основано на WinRT API.

Все остальные программы Windows - те, которые вы знали с времён WinEars - теперь называются «Windows Desktop apps».

Два года назад вы бы просто назвали их «программами», но теперь у них есть новое имя. В конце концов, если Apple может называть свои программы «приложениями», Microsoft тоже может. Технически, старомодные программы Windows (приложения Windows Desktop) созданы для использования Win32 API.

К сожалению, между приложениями Windows Universal и приложениями Windows Desktop существует огромная разница.

  • Приложения Windows Desktop уходят. Microsoft, в ближайшее время, не откажется от них или от Win32 API, но, за исключением нескольких, приносящих доход, крупных программ, а также утилит и приютившихся программ от мелких разработчиков, приложения для рабочего стола Windows начинают рассматриваться как «устаревшие» приложения, от которых в конечном итоге откажутся.
  • Приложения Windows Universal - те, которые работают на WinRT API - это будущее . Microsoft перестроила устаревшее приложение Windows Desktop для Windows Internet Explorer и превратила его в универсальное приложение Windows под названием Microsoft Edge . Microsoft изо всех сил пытается заменить версии Office для приложений Windows Desktop более быстрыми, аналогичными (и удобными для пользователя) приложениями Windows Universal. Конечно, универсальная версия Office не имеет столько возможностей, сколько версия для настольных компьютеров.
  • Приложения Windows Desktop и приложения Windows Universal начинают выглядеть одинаково . Разработчики хотят, чтобы вы посмотрели на их программы и подумали: «О, это новая версия».
  • Приложения Windows Universal действительно лучше . Теперь, когда мы можем запустить эти новомодные плитки Universal Metro в их собственных окнах с изменяемым размером на рабочем столе Windows, лежащая в основе новая система WinRT превосходит Win32. Приложения WinRT не так сильно взаимодействуют друг с другом, они (как правило) хорошо работают в своих собственных песочницах, они не «тащат» Windows вместе с собой, и у них нет всех проблем с этими глючными вызовами Win32.

Если вы собираетесь остаться с Windows, пришло время познакомиться с системой и узнать об этом новом материале.

Microsoft занимается разработкой программного обеспечения для планшетов уже более 10 лет, и это никогда не оказывало влияния на рынок. Apple начала продавать программное обеспечение для планшетов в 2010 году и продавать его тоннами. Теперь Microsoft хочет получить свою часть сенсорного рынка.

Но, есть большая разница в подходах. Apple начала с телефонной операционной системы iOS и превратила её в самую продаваемую в мире операционную систему для планшетов. Существует очень небольшая разница между iOS 8 на iPhone и iOS 8 на iPad: приложения, написанные для одного устройства, обычно работают на другом, с некоторыми очевидными изменениями, такими как размер экрана.

С другой стороны, компьютерная операционная система Apple, OS X, совершенно другая. Она построена и оптимизирована для использования на компьютере Mac. Apple не торопиться менять программы, например, приложения на iOS и OS X, поэтому они похожи друг на друга и работают вместе. Но, операционные системы в корне отличаются (хотя, iOS изначально начиналась с Mac OS Darwin).

Когда Windows 7 была закончена, Стив Синофски и его команда решили пойти по другому пути. Вместо того, чтобы хорошие люди из Microsoft "поднимали" программное обеспечение для телефонов «вверх», они решили «опустить» операционную систему своего компьютера. (Тот факт, что программное обеспечение телефона в тот момент вызвало почти всеобщее презрение, мог быть частью причины.)

Windows 8 выросла из этого решения: есть сенсорная часть и мышь/клавиатура. Они не взаимоисключающие: вы можете использовать мышь на стартовом экране Metro и в полноэкранных приложениях с плитками. Вы можете использовать свой жирный большой палец на старомодном настольном приложении Windows. Но подход другой, дизайн другой и цель другая.

Windows 10 восходит к корням меню «Пуск» Windows и пытается развить ту же концепцию ещё дальше, до Windows Phone. Microsoft может сказать, что Windows охватывает все базы, от простых смартфонов до гигантских рабочих станций (и, в этом отношении, серверных ферм). Тот факт, что, работающая в каждом из классов устройств, «Windows» довольно различна, в некотором роде скрыто.

От нового магазина приложений до платформы для разработки игр.

5 октября Microsoft выпустила Windows 11. Система сильно изменилась внешне, но её значительно переработали и внутри: Microsoft сделала ставку на открытость системы для разработчиков всех платформ. Разбираемся, чем Windows 11 будет полезна разработчикам.

Вместе с новой версией системы Microsoft обновила собственный магазин приложений. Компания переработала дизайн: на главную страницу вынесли коллекции, появились кураторские подборки приложений и виджет магазина в Windows 11. Сам магазин стал открываться и работать на 35% быстрее, чем раньше.

Разработчики могут использовать и новые возможности магазина — например, всплывающие окна с предложением установить приложение напрямую из браузера. В Microsoft Store впервые можно размещать другие браузеры, например Yandex и Opera, а также витрины других магазинов приложений — к примеру, Epic Games и Amazon Appstore.

Теперь разработчики могут не платить отчисления Microsoft, а использовать свой платёжный движок: не придётся платить компании 15% с заработка (12% для игр). При этом компания не требует специальным образом адаптировать приложения под магазин. Скоро там появится поддержка Android-игр и приложений в партнёрстве с Amazon. Для этого Microsoft разработала подсистему Windows для Android, которая поддерживает все совместимые с Windows процессоры — AMD, Intel и Qualcomm. Компания работала в сотрудничестве с Intel, чтобы запускать на процессорах приложения под ARM.

Приложения Windows работают на компьютерах с ARM64-процессорами. Архитектура таких чипов заточена под низкое энергопотребление и обеспечивает высокую совместимость приложений — 32-разрядные приложения запускаются без изменений.

Теперь разработчики могут создавать приложения под Windows 11 с полной поддержкой ARM-архитектуры на аппаратном уровне. Для этого в систему добавили новый двоичный интерфейс ARM64EC. С его помощью можно совмещать естественный для ARM код с эмулированным 64-битным кодом в одном процессе или модуле. Разработчики смогут оптимизировать приложение для Windows под ARM, даже если оно полагается на стороннюю 64-битную архитектуру или использует 64-битные плагины.

С ARM64EC разработчики могут начинать с малого и постепенно внедрять поддержку ARM. Они могут определить для себя только ту часть кода, которая сильнее всего выиграет от нативной производительности на ARM, а затем перестроить этот отрезок под ARM64EC. Остальное приложение продолжит работать в режиме 64-битной эмуляции.

Приложения с ARM64EC не получают никаких особых преимуществ — они работают с папкой Program Files и регистром, как другие программы. Код для ARM64EC работает на полной скорости, поэтому разработчики не теряют преимуществ портирования на ARM, но получают возможность писать код одновременно с x86- и x64-битностью.

Возможность использовать 32-битный и 64-битный код для ARM позволяет создавать приложения для Windows 11 без оглядки на 64-битный код вне контроля разработчика. Проекты со сторонними решениями без поддержки ARM могут продолжить работать в 64 битах, а собственный код разработчика — в нативной производительности через ARM64EC. Microsoft сама уже использовала новый интерфейс и выпустит Office для ARM с 64-битным исполнением через ARM64EC и поддержкой сторонних плагинов в режиме эмуляции.

Одно из главных обновлений с выходом Windows 11 — это Windows App SDK. Набор самых последних компонентов и инструментов для разработчиков Windows-приложений — API и средства, позволяющие создавать классические приложения для Windows 10 и более поздних версий и публиковать их в Microsoft Store.

Windows App SDK — новое название для Project Reunion. Пакет инструментов работает с существующим кодом и упрощает основные операции, в то же время добавляя новые возможности системы для десктопных приложений. Например, режим «картинка в картинке».

Для использования пакета SDK в уже существующем проекте достаточно установить последнюю версию NuGet и с его помощью добавить пакет SDK для приложений Windows. При создании нового приложения нужно выбрать его тип, но вне зависимости от него у разработчиков будет доступ к большей части возможностей платформы Windows.

Windows App SDK повлияет на будущие разработки под Windows. Microsoft официально переходит на новое поколение инструментов, окончательно отказываясь от Win32 и WinRT. Windows 11 станет отправной точкой для нового набора SDK и API будущих Windows-разработчиков.

При этом Windows App SDK предназначен не только для Windows 11: десятую версию продолжат поддерживать ещё как минимум несколько лет. Поэтому пакет инструментов будет обратно совместим с Windows 10, чтобы облегчить переход с устаревших Win32 и WinRT.

Библиотека готового дизайна для приложений WinUI 3

Создатели также анонсировали WinUI 3 — это готовая библиотека пользовательского интерфейса для Windows-приложений. Достаточно добавить её поддержку в приложение, чтобы оно получило все обновления дизайна Windows 11, включая скруглённую геометрию, новую иконографию и типографию и цветовую палитру. В WinUI 3 поддерживаются новые «материалы» Acrylic и Mica, макеты окон Snap Layouts, появилось API нового контекстного меню — всё это работает только на Windows 11.

В WinUI 2.7 также появился InfoBadge — элемент, который можно поместить в любую часть пользовательского интерфейса. Он встроен в NavigationView и позволяет ненавязчиво привлечь внимание пользователя к конкретной области на экране.

Обе версии библиотек позволят обновить существующие приложения под визуальные требования Windows 11. WinUI 3 входит в состав пакета Windows App SDK.

Обновление PWA Builder 3 и поддержка WebView2 на уровне системы для веб-приложений

В Windows 11 усовершенствовали поддержку веб-приложений. По задумке Microsoft, все приложения должны ощущаться максимально естественно, как будто их создали специально под систему. Для этого компания развивает PWA (прогрессивные веб-приложения) — технологию, которая совмещает лучшее от нативных и веб-приложений в одном решении.

Благодаря PWA уже на старте в Microsoft Store доступны приложения популярных сайтов — Pinterest, Facebook, Instagram и Twitter. Технология позволяет привнести опыт нативных приложений за счёт глубокой интеграции с экосистемой Windows с минимальной стоимостью разработки. Например, PWA могут появляться в настройках, меню «Пуск», «Панели задач» и запускаться в своём отдельном окне или играть музыку в фоновом режиме, а также использовать пуш-уведомления.

Ещё одно преимущество PWA — высокая производительность. У прогрессивных веб-приложений есть автономные возможности вроде кеширования, но они работают на той же кодовой базе, что и сайт, — это позволяет обслуживать, обновлять и исправлять ошибки и в веб-приложениях, и в PWA одновременно.

В PWA можно превратить веб-приложения на основе React Native или Electron (например, Slack), а затем разместить в Microsoft Store, которому доверяют миллиард ежемесячно активных пользователей ОС. Microsoft предлагает доступ к бесплатному продвижению, включению в подборки и не только.

Компания обновила инструмент PWABuilder до третьей версии — он позволяет создавать приложения на основе существующего и нового HTML- и JavaScript-контента. Превратить сайт в PWA можно будет за считаные минуты (веб-разработчики могут успеть сделать это за обед), хотя реализация отдельных преимуществ может занять больше времени.

В новом интерфейсе WinUI 3 также предустановили evergreen-версию компонента WebView2. Нововведение упрощает создание эффективных и безопасных гибридных веб-приложений через Microsoft Edge: раньше WebView не был настолько интегрирован в систему.

Теперь разработчики приложений на базе HTML получат все преимущества Chromium — open-source-основы для самых популярных браузеров в мире. Microsoft и сама воспользуется обновлением: следующее крупное обновление Teams выпустят в виде WebView2-приложения вместо версии на Electron, которая потребляет куда больше ресурсов системы.

Обновление Windows Subsystem for Linux 2 и появление в Store

Windows Subsystem for Linux — это подсистема, которая позволяет разработчикам запускать среду GNU/Linux без традиционной виртуальной машины или «двойной загрузки». WSL поддерживает большинство программ командной строки, служебных программ или приложений без дополнительных изменений.

Во второй версии подсистемы Windows для Linux обновили архитектуру. Теперь подсистема может запускать исполняемые файлы Linux ELF64 — это меняет способ их взаимодействия с Windows и с оборудованием компьютера, но не отражается на пользователях.

Главное отличие WSL 2 от первой версии — полнофункциональное ядро Linux с открытым исходным кодом, которое Microsoft собрала и настроила для использования в подсистеме. Компания будет обновлять ядро вместе с Windows, так что разработчикам не придётся заниматься этим самим.

WSL 2 также использует технологию виртуализации, но она работает в фоновом режиме и остаётся управляемой. В отличие обычной виртуальной машины, подсистема Windows для Linux не замедляется при загрузке, не изолируется, не потребляет много ресурсов и не требует времени для настройки.

Команды для работы с большими объёмами файлов вроде git clone, npm instal, apt update и не только выполняются быстрее, чем раньше. Фактический прирост будет зависеть от конкретного приложения и взаимодействия с файловой системой — первые версии WSL 2 работают в 20 раз быстрее WSL 1 при распаковке архива tarball и в 2–5 раз быстрее при команде git clone и npm install.

WSL 2 совместим с системными вызовами — это позволяет исполняемым файлам Linux обращаться к файловой системе, памяти, создавать процессы и не только. Прошлая версия подсистемы использовала команды совместимости, поэтому это было невозможно. За счёт этого стал возможен запуск новых приложений, например одного из самых популярных инструментов для разработчиков Docker.

Платформа для игровой разработки под Windows, которую опубликовали на GitHub

Вместе с Windows 11 выпустили Game Development Kit — набор инструментов для разработчиков, который позволяет создавать игры для ПК. Он состоит из основных инструментов, библиотек и документации для игровой разработки, которые уже используют тысячи инженеров по всему миру.

Раньше GDK были доступны только крупным студиям по разработке. Теперь платформу опубликовали бесплатно на GitHub — любой желающий может использовать те же инструменты, которые применяют команды разработки Xbox Game Studios.

Одна из ключевых доступных в GDK технологий — AMD Fidelity FX Super Resolution. Она использует передовые технологии по увеличению разрешения, чтобы повысить фреймрейт в избранных играх.

Microsoft называет Windows 11 лучшей Windows для игр. Новая версия системы поддерживает технологии, которые раньше были доступны только на консолях, — DirectStorage и AutoHDR. DirectStorage до сих пор была только в Xbox Series X/S: технология позволяет значительно ускорить загрузки и работать с более детализированным окружением в играх. Для этого пользователям понадобится диск NVMe SSD с интерфейсом PCIe 3.0, а также видеокарта с поддержкой DirectX 12 и Shader Model 6.0.

AutoHDR автоматически усовершенствует картинку в играх с поддержкой Direct X 11. Технология добавляет динамический диапазон света и цвета даже в играх без HDR, делая картинку более контрастной и натуральной.

Пользователи также могут играть с поддержкой пространственного аудио, а разработчики — использовать технологии для более погружающего опыта. Microsoft добавила поддержку Dolby Atmos, DTSX и Windows Sonic — разных стандартов объёмного звука — ещё в Windows 10, но технология работает и в новой ОС.

Читайте также: