Windows 7 debug что это такое

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте, хабралюди. Если вы никогда не писали службы Windows, но вам вдруг понадобилось, то этот небольшой пост для вас.

Если вы взялись за написание службы, то встаёт вопрос об её отладке. В интернетах в основном пишут про способ, который заключается в подключении отладчика к уже запущенному процессу службы, про альтернативу которому я и хочу рассказать. Т.к. служба — это не совсем обычный процесс Windows, просто запустить её из Visual Studio у вас не получится.

Пуск → Программы → Visual Studio 2008 → Visual Studio Tools → Visual Studio 2008 Command Prompt
(в зависимости от версии установленной VS путь может отличаться)
После запуска консоли переходим в директорию, в которую собирается ваша служба в режиме Debug и устанавливаем её:
Более вам installutil.exe не потребуется. Для удобства запускаем консоль управления службами Windows:

Теперь консоль Visual Studio можно закрыть.
Переходим к самому интересному :-)

Способ №1 (подключение отладчика)

  1. Запустите службу с помощью консоли управления службами Windows.
  2. В Visual Studio выберите

Способ №2 (подключение отладчика из исходного кода)


В код модуля program.cs , сразу после начала метода Main() добавляем следующее:


Этот код подключает отладчик к процессу и компилируется только в режиме DEBUG . Теперь для отладки службы её нужно запускать не из Visual Studio, а с помощью консоли управления службами (или команды net start ). Сразу после запуска появится диалоговое окно выбора отладчика:

Выбираете запущенный экземпляр Visual Studio, нажимаете Yes и наслаждаетесь отладкой!

Способ №3 (запуск с параметрами командной строки)

Есть еще способ — предусматривать возможность запуска службы как консольного приложения. Например, в командной строке передавать /console, и если этот флаг установлен, стартовать приложение как консольное, если нет — как службу.

Преимущества такого подхода:
Очень просто отлаживать, по сути дела, как обычное консольное приложение. В консоль можно выводить отладочную информацию

Debugging Tools for Windows обновляются и выкладываются в публичный доступ достаточно часто и процесс этот никак не зависит от выпуска операционных систем. Поэтому, периодически проверяйте наличие новых версий.

Давайте теперь посмотрим, что же, в частности, позволяют нам средства Debugging Tools for Microsoft Windows:

  • Отлаживать локальные приложения, службы (сервисы), драйвера и ядро;
  • Отлаживать по сети удаленные приложения, службы (сервисы), драйвера и ядро;
  • Отлаживать работающие приложения в режиме реального времени;
  • Анализировать файлы дампов памяти приложений, ядра и системы в целом;
  • Работать с системами на базе архитектур x86/x64/Itanium;
  • Отлаживать программы пользовательского режима и режима ядра;

Доступны следующие версии Debugging Tools for Windows: 32-bit x86, Intel Itanium, 64-bit x64. Нам потребуются две из них: x86 либо x64.

Доступны несколько способов установки Debugging Tools for Windows, в данной же статье мы будем рассматривать лишь основные из них:

  • Установка посредством web-инсталлятора.
  • Установка Debugging Tools for Windows с ISO-образа Windows SDK.
  • Установка Debugging Tools for Windows непосредственно из пакетов dbg_amd64.msi / dbg_x86.msi .

Остается неясен еще во какой момент, зачем мне инсталлировать отладочный инструментарий на компьютер? Зачастую ведь сталкиваешься с ситуацией, когда вмешательство в рабочую среду крайне нежелательно! И уж тем более что инсталляция нового продукта, то есть внесение изменений в реестр/файлы системы, может быть совершенно недопустима. Примерами могут служить критически-важные сервера. Почему бы разработчикам не продумать вариант с портабельными (portable) версиями приложений, не требующих установки?
От версии к версии процесс установки пакета Debugging Tools for Windows претерпевает некоторые изменения. Давайте теперь перейдем непосредственно к процессу установки и рассмотрим способы, которыми можно установить инструментарий.

Установка Debugging Tools for Windows при помощи web-инсталлятора

Переходим на страницу Архив Windows SDK и находим раздел под названием Windows 10 и ниже пункт "Windows 10 SDK (10586) и эмулятор устройства с Windows 10 Mobile (Майкрософт) (версия 10586.11)".

Debugging tools веб инсталлятор

Windows SDK web инсталлятор

Зачастую, при выборе всех без исключения компонентов пакета, в процессе установки могут возникнуть ошибки. В этом случае рекомендуется устанавливать компоненты выборочно, минимально необходимый набор.

После завершения инсталляции Debugging Tools for Windows расположение файлов отладки при данном методе инсталляции у нас будет следующим:

  • 64-битные версии: C:\Program Files (x86)\Windows Kits\x.x\Debuggers\x64
  • 32-битные версии: C:\Program Files (x86)\Windows Kits\x.x\Debuggers\x86

* где x.x - определенная версия комплекта разработки;
Заметили, что версии 8 и выше, пути инсталляции заметно отличаются от классических для всех предыдущих версий средств отладки?

Огромным плюсом данного способа установки Debigging Tools for Windows является установка версий отладочных средств сразу всех архитектур.

Установка Debugging Tools for Windows с ISO-образа Windows SDK

Данный метод подразумевает установку Debugging Tools for Windows с использованием полного инсталляционного образа Windows SDK (Software Developers Kit). До определенного времени, скачать образ ISO для соответствующей системы можно было на странице Архив Windows SDK. Однако, в данный момент, получить ISO-образ SDK можно через запуск web-инсталлятора sdksetup.exe , и выбора пункта Download the Windows Software Development Kit в стартовом окне инсталлятора:

windows-sdk-iso-download

Как было выяснено, предыдущий метод установки при помощи веб-инсталлятора достаточно капризен и зачастую завершается ошибкой. На чистых системах устанавливается без проблем, однако на достаточно уже нагруженных возникают многочисленные проблемы. Если у Вас именно такой случай, то воспользуйтесь данным методом.

Соответственно, на странице необходимо подобрать требуемый дистрибутив, для меня (да и думаю для многих) в данный момент это "Пакет Windows SDK для Windows 7 и .NET Framework 4" и чуть ниже нажать на ссылку "Получить ISO-образ DVD-диска".

Далее у нас имеется выбор между тремя вариантами образа:

Имя Назначение
GRMSDK_EN_DVD.iso Образ SDK для систем с архитектурой x86 (32-битных).
GRMSDKIAI_EN_DVD.iso Образ SDK для систем с архитектурой ia64.
GRMSDKX_EN_DVD.iso Образ SDK для систем с архитектурой x64 (64-битных).

Соответственно, необходимо выбрать исключительно по необходимости. Обычно разрядность Debugging Tools for Windows совпадает с разрядностью системы. У меня исследуемые системы, в основном, 64-битные, поэтому я в большинстве случаев скачиваю образ для 64-битной системы GRMSDKX_EN_DVD.iso .
Затем, после скачивания образа, нам необходимо с имеющимся ISO-образом как-то работать. Традиционным способом является, конечно же, запись компакт-диска, но ведь это достаточно долгий и иногда затратный метод. Предлагаю воспользоваться бесплатными утилитами по созданию в системе виртуальных дисковых устройств. Лично я для этой цели предпочитаю пользоваться программой DEAMON Tools Lite. У кого-то могут быть и другие предпочтения, более прямые или легковесные утилиты, на вкус и цвет, как говорится.. После инсталляции DAEMON Tools Lite, я просто щелкаю два раза на файл образа GRMSDKX_EN_DVD.iso и в системе у меня появляется новый виртуальный компакт диск:

Монтирование Windows SDK ISO

Уже затем двойным щелчком активирую автозагрузку и запускаю инсталляцию Windows SDK:

Процесс инсталляции Windows SDK

Когда подходит очередь выбирать устанавливаемые компоненты из списка, то отключаем абсолютно все опции кроме помеченных на скриншоте. Это поможет избежать ненужных нам сейчас ошибок.

Выбор опции Debugging Tools for Windows

Все именно так, на скриншоте отмечено две опции: "Windows Performance Toolkit" и "Debugging Tools for Windows". Выбирайте обе, потому как Windows Performance Toolkit Вам непременно пригодится в работе! Далее, после нажатия кнопки "Next" инсталляция продолжается в обычном режиме. И в конце вы увидите надпись "Installation Complete".
По окончании инсталляции рабочие директории комплекта Debugging Tools for Windows будут следующими:

  • Для версии x86: C:\Program Files (x86)\Debugging Tools for Windows (x86)
  • Для версии x64: C:\Program Files\Debugging Tools for Windows (x64)

На этом установку Debugging Tools for Windows можно считать оконченной.

Установка Debugging Tools for Windows через .msi файл

В случае возникновения проблем при инсталляции Debugging Tools for Windows двумя предыдущими способами, у нас в запасе остается еще один, самый надежный и проверенный временем, выручавший, так сказать, не раз. Когда-то, до интеграции в Windows SDK, Debugging Tools for Windows были доступны в виде отдельного инсталлятора .msi, который и сейчас можно найти, однако уже в недрах дистрибутива Windows SDK. Поскольку у нас на руках имеется уже ISO-образ Windows SDK, то мы можем не монтировать его в систему, а просто открыть при помощи всем уже хорошо знакомого архиватора WinRAR, ну или любого другого продукта, работающего с содержимым ISO-дисков.

debugging tools msi

После открытия образа нам необходимо пройти в каталог "Setup", находящийся в корне и далее выбрать одну из директорий:

  • Для установки 64-битной версии: \Setup\WinSDKDebuggingTools_amd64 и распаковать из этого каталога файл dbg_amd64.msi .
  • Для установка 32-битной версии: \Setup\WinSDKDebuggingTools и распаковать из этого каталога файл dbg_x86.msi .

Далее, запускаем распакованный только что .msi файл и стартуем установку Debugging Tools for Windows.

Установка Debugging Tools с помощью msi

По окончании инсталляции рабочие директории комплекта Debugging Tools for Windows будут следующими:

  • Для версии x86: C:\Program Files (x86)\Debugging Tools for Windows (x86)
  • Для версии x64: C:\Program Files\Debugging Tools for Windows (x64)

На этом установку Debugging Tools for Windows можно считать выполненной.

Дополнительные сведения

Не знаю с чем это связано, быть может с моей невнимательностью, но после инсталляции Отладочных средств для Windows, инсталлятор не прописывает в системную переменную пути Path путь к каталогу с отладчиком. Это накладывает определенные ограничения на запуск различных отладочных задач напрямую из консоли. Поэтому, в случае отсутствия пути, я самостоятельно прописываю в окне Переменные среды путь к отладочным средствам:

  • C:\Program Files (x86)\Windows Kits\10\Debuggers\x86
  • C:\Program Files (x86)\Windows Kits\10\Debuggers\x64

* В вашем случае пути могут отличаться как по причине использования ОС другой разрядности, так и по причине использования SDK другой версии.

Утилиты пакета Debugging Tools for Windows могут работать в качестве переносных приложений, достаточно просто скопировать с рабочей системы каталог Microsoft Windows Performance Toolkit и использовать его в качестве портабельной версии на рабочем сервере. Но не забывайте учитывать разрядность системы!! Если Вы даже произвели полную инсталляцию пакета на критически-важную систему, то работать можно начинать прямо после инсталляции, перезагрузка не требуется.

Здравствуйте, хабралюди. Если вы никогда не писали службы Windows, но вам вдруг понадобилось, то этот небольшой пост для вас.

Если вы взялись за написание службы, то встаёт вопрос об её отладке. В интернетах в основном пишут про способ, который заключается в подключении отладчика к уже запущенному процессу службы, про альтернативу которому я и хочу рассказать. Т.к. служба — это не совсем обычный процесс Windows, просто запустить её из Visual Studio у вас не получится.

Пуск → Программы → Visual Studio 2008 → Visual Studio Tools → Visual Studio 2008 Command Prompt
(в зависимости от версии установленной VS путь может отличаться)
После запуска консоли переходим в директорию, в которую собирается ваша служба в режиме Debug и устанавливаем её:
Более вам installutil.exe не потребуется. Для удобства запускаем консоль управления службами Windows:

Теперь консоль Visual Studio можно закрыть.
Переходим к самому интересному :-)

Способ №1 (подключение отладчика)

  1. Запустите службу с помощью консоли управления службами Windows.
  2. В Visual Studio выберите

Способ №2 (подключение отладчика из исходного кода)


В код модуля program.cs , сразу после начала метода Main() добавляем следующее:


Этот код подключает отладчик к процессу и компилируется только в режиме DEBUG . Теперь для отладки службы её нужно запускать не из Visual Studio, а с помощью консоли управления службами (или команды net start ). Сразу после запуска появится диалоговое окно выбора отладчика:

Выбираете запущенный экземпляр Visual Studio, нажимаете Yes и наслаждаетесь отладкой!

Способ №3 (запуск с параметрами командной строки)

Есть еще способ — предусматривать возможность запуска службы как консольного приложения. Например, в командной строке передавать /console, и если этот флаг установлен, стартовать приложение как консольное, если нет — как службу.

Преимущества такого подхода:
Очень просто отлаживать, по сути дела, как обычное консольное приложение. В консоль можно выводить отладочную информацию

Программирование и админка с почесыванием уха рукой через голову.

Поиски истины

5 сент. 2014 г.

Работа с командной строкой Windows, Программа Debug и её использование

Работа с командной строкой Windows. Программа Debug и её использование.

Запуск Debug.exe, программы для проверки и отладки исполнительных файлов MS-DOS. Выполненная без параметров команда debug запускает программу Debug.exe и выводит приглашение команды debug, представленное дефисом (-).


1) Запустить Virtual PC 2007 с образом Windows XP. Перевести ОС в режим командной строки.


2) Получить и зафиксировать справку по опциям команды debug

image004


3) Получим и зафиксируем дампы характерных областей RAM и ROM

image008

Регистры CS, DS, ES, SS в этот момент инициализированы адресом 256-байтного префикса сегмента програмы, а рабочая области в памяти будет начинаться с адреса этого префикса + 100h.

Б) Пробелы в командах используется только для разделения параметров.

В) Вводимые числа должны быть в шестнадцатеричной системе счисления, причем без завершающей буквы h.

Г) Сегмент и смещение записываются с использованием двоеточия, в формате сегмент:смещение.

Команда D, позволяет просматривать содержимое отдельных областей памяти .
Проверим размер доступной для работы памяти. Для этого введем: d 40:13 и Ввод.
Первые два байта, появившиеся в результате на экране, содержат размер памяти в килобайтах и в шестнадцатеричном представлении, причем байты располагаются в обратной последовательности. У Нас это: 8002 0280 640 (К)

image009

Здесь на запрос просмотра участка памяти мы получили восемь строк, в которых указано содержимое выбранной области памяти. Каждая строка состоит из трех частей:

  • Адрес первого слева показанного байта в формате сегмент:смещение.
  • Шестнадцатеричное представление параграфа (16 байт), начинающегося с указанного в начале строки байта.
  • Символы этого же параграфа в ASCII-формате.


4) Проверка параллельных и последовательных портов.

image011


5) Проверка состояния регистра клавиатуры.

В области данных BIOS по адресу 417h находится первый байт, который хранит состояние регистра клавиатуры..

image013

Сведения об авторских правах на BIOS встроены в ROM BIOS по адресу FE00:0 . Строку с копирайтом можно легко найти в ASCII -последовательности, а серийный номер - в виде шестнадцатеричного числа. На экране видим семизначный номер компьютера и дата копирайт. Хотя, строка с указанием авторских прав может быть длинной и не умещаться в выведенную область памяти. В таком случае следует просто ввести еще раз D.

image015

Дата также записана в ROM BIOS начиная с адреса FFFF:5 . После выполнения соответствующей команды в ASCII -последовательности будет находиться эта дата, записанная в формате мм/дд/гг .

image017

Рассмотрим создание программы на машинном языке, ее представление в памяти и результаты выполнения. Команда отладчика A (Assemble) переводит DEBUG в режим приема команд ассемблера и перевода их в машинные коды.

image019

Теперь, когда программа введена в память, попробуем управлять ее выполнением. Для начала проверим текущее состояние регистров и флагов, для этого вводим команду R.

image021

Здесь же указаны и значения флагов переполнения, направления, прерывания, знака, нуля, дополнительного переноса, четности и переноса:

После регистров и состояния флагов debug.exe выводит информацию о первой инструкции, которая будет выполняться:

  • Адрес инструкции, в нашем случае это 0B16:0100 , где 0B16 - адрес сегмента кода.
  • Машинный код, соответствующей этой инструкции (B025).
  • Собственно инструкция, записанная на ассемблере (MOV AL,25 ).


8) Команда отладчика U (Unassemble) показывает машинные коды для команд ассемблера.

Выполним её. Необходимо сообщить отладчику адреса первой и последней команды, которые необходимо просмотреть (у Нас 100 и 107). Появятся инструкции, находящиеся в указанном диапазоне, на ассемблере, в машинных кодах, а также адрес каждой инструкции. Выполним программу пошагово, используя команду T.

image022

image023


9) Скопировать BIOS (С000:0 . FFFF:F) в файл и сохранить файл для последующего анализа.

Изменение или копирование кода BIOS может нарушить авторское право производителя BIOS. BIOS можно копировать или модифицировать только для целей индивидуального пользования, но не для распространения. Типичная процедура копирования BIOS с помощью программы DEBUG приведем ниже. Эта процедура сохранит в файле весь сегмент в 64 Кбайт с адреса F000:0000h по F0000:FFFFh.

Читайте также: