Что из перечисленного не является формой применения компьютера на уроках изо

Обновлено: 06.07.2024

Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства

Другие дипломы по предмету

Стерлитамакский государственный педагогический институт

Факультет начальных классов

Кафедра теории и методики преподавания

Дипломная работа

На тему: “Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства”

Выполнил: студент 52г группы ОЗО Мухамадеев И.Л.

Научный руководитель: Григорьев С.В.

Стерлитамак 2002г.

Глава 2. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования

Список использованной литературыВведение

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности , общаться , играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО и будет являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования “Развитие познавательных процессов на уроках ИЗО с применением ЭВМ” актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Предмет исследования процесс развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения.

Объект исследования процесс обучения младших школьников на уроках ИЗО.

Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

Гипотеза процесс обучения изобразительному искусству младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

  1. его использование оптимизирует деятельность учителя;
  2. применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  3. он позволяет усилить познавательные интересы ученика:

Цель исследования изучить условия развития познавательных процессов младших школьников на уроках ИЗО средствами компьютерного обучения.

Задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
  2. экспериментально изучить эффективность использования на уроках изобразительного искусства ЭВМ в начальной школе;
  3. на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе обучения изображающую игру, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов.

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
  2. наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
  3. подбор и составление задания для компьютерного обучения по ИЗО в начальных классах.
  4. Экспериментальное обучение и обработка полученных данных.

Исследования проводились в Кангаласской средней школе г.Якутска. В ходе эксперимента участвовали 1 “а” класс, в количестве 19 человек.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Воображение и память как познавательные процессы.

Воображение можно определить как способность человека волевым усилие восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.

Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).

С помощью своего воображения человек творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.

Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научится


одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование мультимедийных презентаций позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира.

Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.

Содержимое разработки

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся»

Дьяконова Л.Н. – учитель ИЗО

МОАУ « СОШ № 56 имени Хана В.Д.»

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся».

Дьяконова Л.Н. – учитель ИЗО

МОАУ « СОШ № 56 имени Хана В.Д.»

Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование мультимедийных презентаций позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира.

Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.

В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.

На уроках применяю ИКТ как:

компьютерную поддержку деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;

организацию проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;

организацию личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ;

контроль знаний (тестирование).

Использую на уроках ИЗО:

кинофрагменты учебных фильмов;

мультимедийные и видео учебные пособия;

выход через Интернет на нужные сайты.

Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. ».

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует.

Основная цель учителяИЗО - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

В настоящее время есть различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, что использование их в полном объеме бывает не эффективно. Поэтому, разрабатывая план - конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы и презентации, по своему сценарию, согласно структуре своего урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.

Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно раскрывает тему урока. А определения, выведенные на экран, позволяют учащимсязапоминать правила точнее и быстрее. При демонстрации презентации мы получаем возможность активного общение, возможность отвечать на вопросы, задавать их и делать необходимые пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.

Презентация поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий на уроках - лекциях, беседах, путешествиях.

СЛАЙД - ФИЛЬМЫ

Их можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Выбор слайдов надо производить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность)и т.д.

ДОКУМЕНТ - КАМЕРА

Временно вышел из строя проектор, пытаюсь экспериментировать: прохожу с репродукциями между рядами, распечатываю индивидуальные карточки-репродукции, поворачиваю компьютер к классу. После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты, например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. И, когда начала рисовать на листе А4, прикрепленном к доске, я поймала себя на мысли, что на последней – то парте ничего не видно, дети следят за моим объяснением и за движением руки . Так мы работали на уроках постоянно, до появления компьютерных технологий. В школе я проработала 41 год – есть с чем сравнить.

Благодаря компьютерным технологиям, уже на протяжении нескольких лет работаю с применением документ – камеры, высвечивая свой рисунок на экран в больших размера. Дети видят все мои движения, действия, которые сопровождаются объяснением, при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы работы на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, развивают свою фантазию.

Перед уроком записываю этапы работы через документ – камеру, демонстрируя одно видео во всех классах параллели при объяснении материала, нет необходимости повторять один и тот же рисунок при объяснении ( 5 – 6 раз, в зависимости от количества классов в параллели), это дает мне возможность проводить во время практической работы индивидуальный инструктаж и моменты творческого сотрудничества. Есть готовые записи по теме « Графика. Работа линией», «Пейзаж-настроение», «Рисование портрета», «Бумагопластика» и т.д.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Большим подспорьем в моей работе является интерактивная доска. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ:

можно выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, создавать и перемещать объекты, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками, разгадывать кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс активно работает, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, работают даже самые слабые учащиеся.

В своей практике я активно использую готовые ЭОРы: это и лекции об отдельной картине, или творчестве какого-либо художника, контрольные задания, или объяснение нового материала.

Сделала для себя подборку сайтов по программному материалу, которые открываю на уроке ( через интернет) по той или иной теме: при объяснении, закреплении, тестировании, практической работе, лекции, описании картины, игровых моментах и т.д.. Это позволило мне экономить время на уроке и при подготовке к уроку ( не надо составлять презентации, вставлять диски, включать музыку, все находится на одном листе очень компактно).

Хочется отметить, что учащиеся, да и сам учитель уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е. С., - М., АСНДЕМА, 2001.

Роберт И. В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как важно на уроках изобразительного искусства использовать информационные компьютерные технологии. Это способствует успешному развитию художественных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Современные образовательные технологии

на уроках изобразительного искусства

учитель изобразительного искусства и технологии

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №153" Кировского района

(МБОУ «СОШ №153 Кировского района г. Казани»)

Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.

В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой казахстанской модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.

Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.

Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:

использование медиа-ресурсов как источника информации;

компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

организация проектной деятельности учащихся.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

широко использовать показ репродукций картин художников;

демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

«посещать» крупнейшие музеи мира;

прослушивать записи песен;

активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.

Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

На уроках ИЗО, я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.

На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.

Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4

Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А. (стр.42-44).

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

Современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:

В образовательной организации обучаются учащиеся с разным уровнем умственного развития, поэтому необходимо изучить и применять разные педагогическиетехнологии(см. таблицу 1).Данные технологии являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

результативность

Методы фиксации и оценивания учебных достижений

1. Создание и систематизацияконтрольно-измерительных материалов в виде тестов по отдельным темам, итоговых контрольных работ к урокам «Искусство».

2. Создание и использование нетрадиционных форм контроля на уроках ИЗО: экспресс-тестов, ребусов, кроссвордов, опросников.

Технология оценивания (Д.Д.Данилов) образовательных достижений (учебных успехов), которая направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроке; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физминуток, создание положительного климата на уроке, наличие психологических разрядок. Издание с учащимися памятки по ЗОЖ.

Игровая технология (игры-исследова -ния)

Эта технология повышает активность учащихся на уроке, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Например, на уроках ИЗО по цветоведению можно применять игру "Волшебная палитра". Предложить учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины"

Педагогика Сотрудни -чества

Командная, групповая работа. Учитывая живой интерес школьников к искусству, нужно стремиться каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника.

Применяя личностно-ориентированную технологию во взаимодействии с детьми, нужно стараться быть «рядом» на уровне «глаза в глаза», акцентируя своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Совместно с детьми вырабатывать цели, давать оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Благодаря чему с детьми будут установлены партнерские взаимоотношения.

Создание медиатеки электронных презентаций для уроков ИЗО (собственных и используя Интернет-ресурсы). Материалы медиатеки включены в рабочие программы по ИЗО.

Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно нужно вовлекать их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.

Фильмы-презентации, демонстрацию сопровождать нужно лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.

Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.

Проводить необходимо виртуальные экскурсии по музеям мира.

Система инновационной оценки «Портфолио

Эта технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, декоративные композиции, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.

Результатом использования различных технологий на уроках является: повышение мотивации к учению у учащихся, повышение уровня качества знаний, а также положительные личностные изменения у детей. Учащиеся на уроках и во внеурочных мероприятиях становятся более активными, открытыми, свободными в общении. Возрастает количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня.

Список используемой литературы.

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.;

3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно -

методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21.

Читайте также: