Что происходит с детьми которые играют в компьютерные игры

Обновлено: 06.07.2024

Вот уже какое десятилетие не утихают возгласы о том, что многие компьютерные игры провоцируют жестокость среди подростков. Издевательства, нападения, убийства среди школьников - все это преподносится СМИ, как последствия увлечением "стрелялками". Но действительно ли то, что нам внушают, является правдой?

Если честно, все эти разговоры о насилии в компьютерных играх, вызывают улыбку, если не сарказм. Я и многие ребята из моего поколения (30 лет и немного старше) играли в 3D шутеры Doom, Quake, Rise of the Triad и т.д.. Кровь по тем меркам там лилась рекой, но негативных эмоций это не вызывало, скорее смех и положительный заряд эмоций. И никто маньяком-убийцей почему-то не стал. Тем более, животных не мучил. Возможно потому, что нашему поколению родители дали достойное воспитание и, помимо игр, мы читали много книжек, чтобы различать, что хорошо, а что плохо. У меня и в мыслях никогда не было, что я возьму оружие и пойду убивать людей "как в игре".

К сожалению, большинство из современных молодых родителей, не занимаются воспитанием своих чад. И вместо того, чтобы занять его чем-то интересным, записать его в библиотеку, на секцию, сходить в музей, сами суют ему планшет, покупают игры 18+, просто чтобы не приставал. А потом "яжематери" гневно пишут о том, что во всем виноваты компьютерные игры. Конечно, ни одна мать не признается в том, что она плохая мать и не занималась воспитанием своего ребенка. Не удосужилась объяснить своему чаду элементарных вещей. Всегда проще свалить на игры, школу, преподавателей, одноклассников, соседей.

Мало кто знает, что понятие о вреде компьютерных игр пришло к нам с Запада. Америку 10-15 лет назад захлестнула волна убийств среди подростков, причиной тому был легкий доступ к огнестрельному оружию, которое имелось почти у каждой семьи. Конечно, СМИ было проще сослаться на то, что школьник, расстрелявший людей, часто играл в GTA. В нашей стране эта идея тоже всем понравилась. Даже возрастные рейтинги играм понаставили, приравняв некоторые к фильмам для взрослых. Только вот не работает эта система. Помимо отсутствия воспитания, из-за равнодушия, постоянной занятости родителей, стрессовых ситуаций, у ребенка ломается психика, он замыкается в себе, а замечают, что с ребенком что-то не так слишком поздно. У всех известных маньяков в детстве были проблемы в семье, а компьютерных игр тогда вообще не было.

Больше всего многих пугает реакция детей, на то, как они в игре выслеживают "жертву" и начинают усердно ее избивать и радоваться при этом. Дайте ему поиграть в солдатиков в компании других детей. Он так же будет колотить игрушки своих сверстников, так как в нем играет дух соперничества. Это нормально. Признайтесь, вы тоже так делали в детстве. И получали нагоняй от родителей за то, что портили чужие игрушки.

Еще глупее выглядит теория о том, что наигравшись в шутеры, ребенок начнет метко стрелять из реального оружия). Вы когда-нибудь держали боевой пистолет в руках? Или хотя бы пневматику? Для детских рук он тяжелый, и прицеливание требует регулярных навыков. Интересно, где он его раздобудет. Наверное, в песочнице разработчики игр закладку оставят(сарказм).

Я ни в коем случае не агитирую покупать 12-летнему ребенку GTA V, Witcher III, Mortal Kombat и прочие игры 18+, более того, я против детей в онлайн играх(об этом я напишу в одном из следующих постов). Но к 15-16 годам у подростка при надлежащем воспитании уже должна быть сформированы в голове понятия об учебе, спорте, моральных ценностях, своем будущем. В этом случае, игры никак не повлияют на его физическое и психическое развитие. Видите, не все так страшно, как казалось на самом деле.

Спасибо, что дочитали мою статью. Подписывайтесь на канал , в следующих выпусках я расскажу о том, какие положительные стороны есть в видеоиграх и почему не стоит пускать детей в онлайн-игры.

В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.

Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

  • Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Вред компьютерных игр для детской психики

При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.

Неспособность контролировать время

Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .

Отсутствие у ребенка других интересов

Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.

В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .

Проблемы с общением в реальном мире

В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.

Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.

Нервные срывы

Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.

Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

ВложениеРазмер
vliyanie_kompyuternyh_igr_na_detskuyu_psihiku.docx 16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние компьютерных игр на детскую психику.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для формирования эмоциональной сферы ребенка.

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм. Как влияет такое времяпрепровождение на психику ребенка?

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.

Сегодня увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня зависимости, называемой специалистами игроманией или гемблингом. Как развивается это заболевание? Завзятого игромана вы узнаете сразу: он погружен в себя и в виртуальный мир, игнорирует внешние события, не адоптирован к жизни в реальности.

Первая стадия зависимости - это еще легкообратимое расстройство. Сначала ребенок просто увлечен «новой игрушкой» в ущерб другим делам и учебе. Постепенно он отдаляется от родственников и друзей. Как правило, скрывает от родителей, сколько времени он проводит за компьютером.

Вторая стадия – это уже лавинообразное нарастание симптомов. Если ребенка насильственно «оторвать» от компьютера, он испытывает чувство, похожее на «ломку» наркомана. Ребенок может воровать деньги на оплату времени, проведенного в Интернет-клубе. Здесь характерно снижение работоспособности, нарушение внимания, появление навязчивых мыслей, головных болей, рези в глазах, бессонницы…

Третья стадия – это уже социальная дезадаптация. Ребенок полностью «уходит» в виртуальный мир, возникает состояние депрессии.

Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Почему дети предпочитают не невинные логические «игрушки», а те, в которых в избытке и неприкрытом виде имеются насилие, жестокость, убийства и другие активности, связанные с разрушением, деструкцией? Дело в том, что такие игры дают ребенку почувствовать себя всемогущим. Чувства превосходства, всемогущества – это то, что, как правило, не дано ощутить ребенку в реальном мире, где все сильнее его: родители, учителя, другие дети… А погружение в мир игры, в которой ты выступаешь в роли всесильного героя – прекрасная возможность «взять реванш».

За последние 30 лет ведущими институтами и специалистами в области психиатрии проведено уже более 1000 исследований, в которых было установлено, что существует связь между насилием на телеэкране или мониторе и агрессивным поведением детей. Это значит, что просмотр сцен насилия вполне может привести к появлению агрессивных чувств, реакций и неадекватного поведения детей. А, кроме того, ребенок, злоупотребляющий наблюдением жестоких сцен, становится бесчувственным к насилию в реальной жизни.

Считается, что особую проблему представляют ролевые компьютерные игры, то есть игры, в которых игрок выступает в роли, предписанной по сюжету определенному компьютерному герою. При игре в ролевые компьютерные игры происходит процесс «вхождения» ребенка в игру, а в клинических случаях – процесс утраты индивидуальности в результате отождествления себя с компьютерным персонажем. Такого рода компьютерные игры вызывают качественно иной уровень психологической зависимости в отличие от неролевых игр или любого вида неигровой компьютерной деятельности. Эта зависимость – самая мощная по степени своего влияния на личность играющего.

Впрочем, ученые воздерживаются от того, чтобы корень всех проблем искать во влиянии на детскую психику именно компьютерных игр. Да, в общем-то, и игры бывают разные. Есть вполне невинные и добрые «игрушки», которые не причинят ребенку вреда. Многие игры даже полезны, поскольку развивают в детях полезные умения и навыки и учат находить решение в сложных ситуациях. В принципе, любое прохождение игры от начала до конца является самой настоящей победой, ощущение которой необходимо для нормального развития ребёнка. А в том, что дети ведут себя агрессивно, виноваты могут быть не только компьютерные игры, но и такие факторы, как неблагополучная обстановка в семье, влияние сверстников, доступность огнестрельного оружия и др. Однако, негативные последствия увлечений теми компьютерными играми, в которых явно стимулируется агрессивность и насаждается культ жестокости выявляются достаточно четко. Дети, которые часто играют в игры, содержащие элементы насилия, так же часто рассматривают насилие как самый эффективный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен жестокости ведет к снижению способности к адекватному эмоциональному ответу и к жестокости вообще. Жестокость в компьютерных играх заставляет воспринимать мир как место, где царит зло. Помимо этого, появляется страх стать жертвой насилия, в результате чего возникает недоверие к окружающим.Ребенок, который с головой «погружается» в эти виртуальные баталии, на протяжение всей игры находится в постоянном напряжении, неожиданный поворот сюжета может вызвать приступ агрессии и истерики. Полностью меняется мировоззрение «зависимых» от компьютера детей, они зачастую ассоциируют себя с виртуальным героем, который не несет наказания за любые свои действия, и считают нормальным решение любых конфликтов с помощью силы и оружия. Игры в жанре horror (ужас) обычно провоцируют, делают более явными уже имеющиеся трудности – неуверенность в себе, замкнутость, различные фобии. Если же ребенок УЖЕ играет, лучше всего ограничить время до допустимых 20 минут в день для данного возраста и после игры обсудить, что какие эмоции испытывал ребенок, о чем думал. В свою очередь поделитесь своими мыслями и ощущениями.

Нужно понимать, во что дети играют - тем и становятся. Точнее - то и принимают, как возможное. Специалист в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии Дениел Сигел говорит: « Всё, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг». Большинство детей, к счастью, относятся к ним, как наше поколение в свое время к страшилкам: проговариваем, проигрываем свои страхи – и весело, и жутко.

Было бы неправильным зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к компьютеру. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий без помощи компьютера. Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а большой помощник в вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как программисты и настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не заменял ребенку вас, родителей. Уделяйте ему внимание, интересуйтесь его жизнью, проводите с ним больше времени, предлагайте ему альтернативные способы времяпрепровождения (кружки, секции и т. п.), ну а коли избежать того, чтобы он проводил время за компьютерными играми, не получится, разберитесь и вы в этом вопросе, узнайте больше об интересных развивающих играх и играйте в них вместе с ним. Но в любом случае, детям нельзя проводить за компьютером слишком много времени, дабы избежать плачевных последствий со здоровьем физическим и психологическим.


Интенсивное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к тому, что ни один современный человек не представляет своей жизни без телевидения и компьютера. К сожалению, дети не являются исключением. Большинство из них приобщаются к «компьютерной» культуре уже с раннего детства.

Большинство современных детей начинают смотреть мультфильмы уже с 2-3 лет. Если родители не нормируют время, которое ребёнок проводит у телевизора, то он может смотреть мультфильмы часами. Чем это плохо? Кроме нарушения зрения и осанки, существенно страдает эмоциональная сфера ребёнка. После многочасового просмотра мультфильмов ребёнок становится раздражительным, капризным, возбуждённым. Причиной этого является переутомление, ведь даже у взрослого человека после длительного «сидения» у телевизора может разболеться голова.

Раннее приобщение ребёнка к телевизору отрицательно сказывается на его развитии, ведь ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре происходит естественное развитие воображения, внимания, памяти, мышления, навыков общения. Проводя большую часть своего времени у телевизора, ребёнок не успевает полноценно играть и развиваться.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок начинает интересоваться компьютерными играми.

Многие родители сталкиваются с проблемой «зависания» ребёнка в виртуальном мире. Играя в компьютерные игры, ребёнок не обращает внимания на призывы родителей идти обедать, делать уроки, ложиться спать. Просьба выключить компьютер, как правило, встречается сопротивлением, а порой и истериками.

Кроме того, большинство современных компьютерных игр представляют собой достаточно жесткие «боевики» и «стрелялки». Вживаясь в роль главного героя в таких играх, ребёнок получает возможность беспрепятственно расправляться с виртуальными жертвами. Некоторые родители считают, что эти игры помогают ребёнку освободиться от негативных эмоций, снять накопившееся в школе напряжение. Это большое заблуждение! Сознание ребёнка находится в процессе формирования, поэтому детская психика чувствительна к любым воздействиям извне, будь они реальные или виртуальные.

Играя по нескольку часов в день в агрессивные компьютерные игры, в которых зачастую количество убитых и раненых персонажей является показателем уровня достижений игрока, ребёнок становится эмоционально холодным, начинает считать насилие допустимой моделью поведения и способом решения своих проблем.

Как же уберечь детей от негативного влияния мультфильмов и компьютерных игр? Не стоит совсем запрещать эти «маленькие» радости, ведь тогда в кругу своих сверстников ребёнок будет чувствовать себя «белой вороной». Чётко установите время и продолжительность просмотра мультфильмов или игры за компьютером. Для дошкольников продолжительность сеанса не должна превышать 40 минут в день, для младших школьников время можно увеличить до часу, но смотреть телевизор или играть в компьютерные игры можно только после того, как будет сделано домашнее задание. Контролируйте качество и сюжеты выбираемых ребёнком игр и мультфильмов.

И главное – сами играйте со своим ребёнком в подвижные игры, чаще ходите вместе на прогулки, больше с ним разговаривайте. Никакие компьютерные игры не способны принести ребёнку столько радости, сколько приносит её общение с родителями.

Читайте также: