Что развивает компьютерный спорт

Обновлено: 30.06.2024

Киберспортивные состязания все громче заявляют о себе: миллионные призовые, сотни тысяч онлайн-зрителей, покупка коллективов большими бизнесменами и за большие деньги. На очереди включение киберспорта в Олимпийскую программу и выход трансляций из интернет-среды на телевизионные экраны с огромными контрактами на права показа.

Кроме очевидных сентенций, что компьютер все больше и больше становится продолжением человека, его вторым "я", а большая часть и нашей работы, и наших развлечений так или иначе связана с компьютером, есть и ряд практических аспектов, поясняющих, почему киберспорт может и должен развиваться семимильными шагами, особенно в России.

1. Массовость играющих

Практически любой паренек или девчушка из самых удаленных уголков страны, куда только довезли компьютер и провели интернет, сможет попробовать себя в роли киберспортсмена, не дожидаясь открытия спортивной секции или не тратя на дорогу до нее по нескольку часов. Ребята с ограничениями по здоровью, которым противопоказано заниматься спортом, вполне могут реализовать себя в киберспорте. Да и объективно далеко не переполненные сейчас спортивные секции по любому из видов спорта физически не смогут вместить всех желающих, если народ вдруг попрет. А вот игровые сервера могут и с удовольствием вмещают по вечерам всех юных футболистов, хоккеистов и так и не начавших заниматься ребят.

2. Потенциальная аудитория.

Потенциальная аудитория киберспорта увеличивается с каждым включившим компьютер и пополняется с каждым решившим играть в соревновательные дисциплины, поскольку чем больше играющих, тем больше понимающих игру и следящих за профессиональной сценой. А пробелы отечественных спортивных клубов в работе с подрастающим поколением неизбежно приводят к перетоку молодых зрителей с условных футбольных стадионов на киберспортивные турниры. Подрастает целое поколение, которое по ряду причин не горит желанием посещать спортивные состязания: нет традиции/привычки, нет шоу, далеко ехать, плохо видно, дорогие билеты, невкусная еда. Долгое время отечественные менеджеры клубов не выжимали из себя, чтобы привлечь зрителей на трибуны, убедить их купить красивую сувенирку и перекусить по завышенным, но все же доступным ценам. Зачем, деньги-то и так есть. А организаторы киберспортивных мероприятий изначально вынуждены были всеми правдами и неправдами делать турниры максимально приятными зрителю: потомственных фанатов нет, поэтому обязательно нужно так впечатлить посетителя, чтобы он пришел в следующий раз сам, а также привел друга, а чуть позже и выложил фото и видео в соц.сеть с восторженной оценкой.

Деньги правят миром, и деньги же определяют, что мы будем смотреть (Лига Чемпионов), и что не будем (Чемпионат мира по самбо). Киберспорт - это изначально бизнес-модель, призванная зарабатывать. Команда тратит на зарплаты игроков и поездки на турниры, но продает рекламу и атрибутику, получает призовые. Организаторы тратят на организацию турниров, но продают еще больше рекламы, а также билеты, сувернирку и субаренду площадки на право разместить точки питания или выставочные павильоны. В отличие от практически всего спорта в России, представляющего собой некую национальную идею о здоровом образе жизни, которую финансирует государство как напрямую из областного/местного бюджета, так и через спонсорство госкомпанияй.

Киберспорт за счет относительной нетребовательности к инфраструктуре (не нужен 40-тысячный стадион под открытым небом с выдвижным полем) имеет гораздо более гибкую бизнес-модель и гораздо более широкий выбор современных объектов для проведения турниров и организации качественных трансляций. А более широкий выбор сразу означает конкурентные цены и более высокий комфорт для зрителей при прочих равных.

В итоге мы получаем качественный и жизнеспособный продукт с растущей аудиторией, который пока еще не может полноценно конкурировать с самыми популярными видами спорта, возможно, просто потому, что еще не совсем спорт и одновременно очень молод. Людям нужно время, чтобы и узнать про киберспорт, и привыкнуть, что его можно не только терпеть, но и любить.

Игровая индустрия сегодня — огромный развитый бизнес, а виртуальные миры стали объектом множества научных исследований — технических, социальных, гуманитарных. Давайте посмотрим, чем интересен киберспорт, какие преимущества дает для развития, образования, отдыха и спорта.

1. Это официальный вид спорта с богатой историей

Многие считают киберспорт явлением XXI века. Между тем, первый известный турнир по компьютерному спорту состоялся почти 50 лет назад! 19 октября 1972 года студенты Стэнфордского университета устроили соревнования в Spacewars! — одной из первых в мире цифровых игр, созданной на основе реальных расчетов траектории полета космического аппарата. А уже в 80-е электронные соревнования, целью которых было побить рекорд по количеству очков, стали «мейнстримом» в Америке: игры транслировало телевидение, об игроках и рекордах писали газеты и журналы. И это при том, что компьютеры, аркадные автоматы и игровые приставки были доступны далеко не всем.

Но настоящего расцвета электронный спорт, как его называют в США, достиг с появлением интернета и многопользовательских онлайн-игр в 90-е годы. Если раньше спортсмены соревновались в количестве набранных очков, то с помощью популярных файтингов типа Street Fighter II и Fatal Fury они могли буквально бросить друг другу вызов и встретиться в едином виртуальном пространстве. Это стало поворотной точкой в развитии киберспорта. В 1993 году невероятную популярность обретает режим «смертельного боя» в шутере Doom, а в 1997 году создается Cyberathlete Professional League («Профессиональная лига кибератлетов») — профессиональная киберспортивная лига, участники которой соревнуются в Counter-Strike, Quake, StarCraft и Warcraft. Эти игры становятся настоящими киберспортивными дисциплинами, турниры по ним и их продолжениям проводят и сейчас.

Россия стала первой в мире страной, признавшей киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 25 июля 2001 года.

Федерация компьютерного спорта, существующая с 2000 года, проводит Кубок России и Чемпионат России по киберспорту, соревнования студенческой и школьной киберспортивных лиг и другие официальные всероссийские турниры. В них участвуют десятки тысяч человек. С 2014 года в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма существует кафедра киберспорта. Университет ИТМО, один из национальных исследовательских университетов страны, платит студентам стипендии за достижения в киберспорте.

6 сентября стартует «Турнир большого города» — соревнования Московской школьной киберспортивной лиги, первое городское событие в области компьютерного спорта в этом году.

2. Место найдется каждому

Чтобы играть в видеоигры, нужна только техника — компьютер, смартфон или игровая приставка. Но чтобы стать киберспортсменом, необходимы особые качества: высокая скорость реакции, умение стратегически мыслить и быстро принимать решения, знание правил и механики конкретного виртуального мира, способность эффективно работать в команде и предугадывать действия соперников. Важно, что, как и в любом виде спорта, эти умения и навыки можно развить, если регулярно тренироваться.

Киберспорт не имеет географических ограничений. Подключиться к игровому серверу можно из любой точки мира, главное — иметь стабильный интернет. Поэтому виртуальные баталии — отличный способ завести новые знакомства и прокачать знание иностранных языков.

Но главная особенность виртуального мира — возможности, которые он предоставляет киберспортсмену. Игрок может стать практически кем угодно: космонавтом, строителем, футболистом, танкистом, средневековым королем. Его ограничивают только рамки и правила конкретной киберспортивной дисциплины. Но игр великое множество: каждый может выбрать мир по вкусу и развивать свои навыки в нем.

Немаловажно, что киберспорт доступен людям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку в первую очередь это интеллектуальный вид спорта. Люди могут выбрать дисциплины разной степени динамичности и адаптировать управление игровыми персонажами под себя, чтобы чувствовать себя комфортно на игровой арене.

В «Турнире большого города» , организованном Московским центром «Патриот.Спорт», могут поучаствовать все желающие без ограничения по возрасту и уровню мастерства.

3. Популярность и прибыль

Согласно исследованию Global Esports Market Report 2021 от Newzoo , в 2020 году глобальная аудитория киберспорта достигла почти 436 миллионов человек, а оборот — 1,1 миллиарда долларов. По данным журнала Forbes , начинающие киберспортсмены могут зарабатывать от двух до пяти тысяч долларов в месяц, топовые игроки получают до 15 тысяч долларов, а звезды киберспорта могу рассчитывать на зарплату до 35 тысяч долларов. Объемы призовых фондов, которые спортсмены получают за победу в турнирах, не ограничены.

В 2020 году стримы турниров в онлайн-режиме посмотрели более 662 миллионов зрителей. А самые значимые киберспортивные события мира проходят на стадионах, где десятки тысяч человек наблюдают за происходящим на огромных экранах и болеют за свои команды и любимых игроков. Звучит не хуже, чем футбольный матч или рок-концерт, не правда ли?

«Турнир большого города» может стать отличным стартом для новичков. Игроки получат шанс показать свой уровень в сражениях с опытными киберспортсменами, зарекомендовать себя в профессиональной среде и получить призы от Московского центра «Патриот.Спорт» и партнеров турнира.

4. Дисциплины на любой вкус

Киберспортивные дисциплины подразделяются на множество жанров в зависимости от цели состязания:

— в шутерах нужно уметь стрелять лучше противника;

— в боевых аренах — уничтожить вражескую базу;

— в королевских битвах — победить всех противников и остаться единственным на карте;

— в играх с элементами стратегии для победы необходимо накопить ресурсы, построить развитую базу и создать армию;

— коллекционные карточные игры похожи на привычные настольные: нужно собрать мощную колоду и обыграть соперника.

Есть еще множество жанров киберспортивных дисциплин. В «Турнире большого города» вы сможете попробовать себя во всех перечисленных видах игр, а также в танковом симуляторе и на футбольном поле.

5. Спорт, работа, учеба и отдых одновременно

Киберспорт — это не просто игры. Чтобы стать профессиональным киберспортсменом, необходимо регулярно и упорно тренироваться, анализировать проведенные матчи, следить за физическим здоровьем и работать над созданием узнаваемого личного бренда.

А если киберспорт не станет для вас профессией, вы все равно можете получить от него много пользы. Настоящий киберспортсмен должен хорошо разбираться в устройстве «железа», чтобы правильно и эффективно им пользоваться, иметь представление о программировании, чтобы понимать внутриигровые процессы, хорошо знать английский язык, чтобы выйти на международную арену. Все это пригодится в любой профессии.

«Турнир большого города» — отличный способ весело и необычно провести время. Соберите идеальную команду: позовите друзей, родителей, преподавателей, коллег. Выберите одну из 11 дисциплин: играть можно на компьютере, консоли и даже мобильном телефоне. Регистрируйтесь на сайте Московского центра «Патриот.Спорт». Сражайтесь, развлекайтесь, развивайтесь!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


- Насколько стремительно меняется мнение медицинского сообщества о вреде компьютерных игр?

- Компьютерные игры пришли в нашу жизнь достаточно давно, но до последнего времени у детских врачей не было повода сомневаться в необходимости ограничения времени взаимодействия ребенка с компьютером. Но прямо сейчас наступила новая эра, которая штурмует классические представления о пользе и вреде компьютера для детей.

- Почему?

Школьники проводят все больше и больше времени за компьютерами, у них вся жизнь там. Они выполняют школьные тесты и олимпиады, создают проекты, презентации, занимаются в кружках по программированию. Что уж говорить о компьютерных играх, к которым неминуемо тянет каждого ребенка. И вот теперь официальное признание киберспорта полностью узаконило чрезмерное потребление компьютеров. Все это превратило слова детских врачей, что "необходимо ограничивать ребенку время за компьютером" в пустой звук. Хорошо это или плохо - пока не знаю. Но уже однозначно можно говорить: у мирового медицинского сообщества нет методов борьбы против настоящей империи киберспорта с многомиллионными доходами и гигантской аудиторией.


Мария Корнева, кандидат медицинских наук, педиатр с 22-летним стажем

- Насколько часто к вам приходят родители и жалуются: мой ребенок все время сидит перед компьютером?

- На приеме у педиатра родители озвучивают подобные жалобы постоянно. Естественно, они волнуются, не наносит ли компьютер вреда детскому здоровью. Пока мы не сталкиваемся с просьбами родителей выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но, вероятно, это время не за горами.

- И что же нам делать?

- В первую очередь, надо понимать вот что: в настоящее время нет полного понимания физических и психо-неврологических изменений, которые происходят в организме ребенка при длительном взаимодействии с цифровыми технологиями, в частности, с компьютерной игрой. Сейчас только ведутся исследования в области когнитивной психологии и нейронауки. Да, есть работы, свидетельствующие о положительном влиянии ряда компьютерных игр на умственные способности ребенка.

- Но, видимо, есть и прямо противоположные исследования?

- Точно. Например, Марк Д. Гриффитс - английский психолог, профессор Ноттингемского университета, один из ведущих мировых специалистов по изучению поведенческой и игровой зависимости в своих работах поднимает много интересных проблем. Он утверждает, что как на психологическом, так и на поведенческом уровне азартные игры и ​​видеоигры имеют много общего. Механизм получения удовольствия ("вознаграждения") при этих играх совершенно другой, чем, например, при занятии классическими видами спорта. Он более возбуждает нервную систему и потенциально ведет к формированию зависимости. Кто хочет разобраться, может почитать про дофаминергический механизм получения удовольствия нашим мозгом.

- Противники видеоигр и киберспорта кричат о том, что “стрелялки” сильно калечат детскую психику.

- Могу подтвердить это большим числом исследований. Они связывают злоупотребление играми с такими расстройствами, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, тревожное расстройство, депрессия, повышенная агрессия и психоз. Патологический гейминг был включен в раздел III последнего издания Американского диагностического и статистического руководства по психическим нарушениям DSM-5 под названием Internet gaming disorder. Пока еще не как заболевание, но как состояние, требующее внимания и изучения. Врачи и исследователи всего мира всерьез озабочены проблемой по предотвращению чрезмерного игрового поведения в уязвимых группах населения, в первую очередь, среди детей. Но при этом страшно рады тому, что киберспортивное сообщество является отличной модельной средой и поставляет концентрированный материал, на котором можно исследовать влияние компьютерных технологий на мозг человека.

- Еще раз: я правильно понимаю, что исследования противоречивы? Одни говорят, что компьютеры развивают мышление, а другие, что от них один вред.

- Да. Пока я скажу так: если кто-то вас будет убеждать в исключительной полезности компьютерной игровой деятельности для вашего ребенка, вы должны включить критическое мышление. Помните, что доказательных научных работ на этот счет никак не больше, чем тех, которые указывают на негативное влияние чрезмерного гейминга. Слишком молод еще этот вид спорта, чтобы делать какие-то кардинальные выводы. Это нам не легкая атлетика со времен Древней Греции или шахматы с тысячелетней историей.

Киберспорт - это многочасовое, напряженное и по большому счету, малоподвижное взаимодействие с компьютером. Мы сами с вами прекрасно представляем, как чувствуем себя после рабочего дня. Поэтому какие бы выдающиеся когнитивные (мыслительные) способности мы в ходе этой деятельности не развили у ребенка, следует внимательно взвесить все "за" и против" погружения в эту деятельность.

- Представим, что ребенок уже занялся киберспортом. К чему готовиться родителям?

- В первую очередь, к низкой двигательной активности ребенка, следите за этим! Да, в фотоотчетах с киберспортивных соревнований мы видим некоторых ребят с телосложением культуристов. И сейчас ведущие киберспортсмены уделяют очень много внимания физическим упражнениям, чтобы восстановиться после нагрузок и улучшить кровоснабжение всего организма. Но это, скорее, аргумент в пользу классической физкультуры, которая дает киберспортсменам возможность функционировать на более высоком уровне.

Наш организм эволюционно устроен так, что для гармоничного развития ребенку нужна значительная физическая активность, в ходе которой созревает нервная система, да и все основные системы детского организма. Имейте в виду, что карьера профессионального киберспортсмена мимолетна. Пик активности и высших достижений здесь - это 19-20 лет. А годы активных многочасовых тренировок как раз приходятся на детско-подростковый период, когда идет активное формирование нервной системы.


- А это опасно?

- Это, скажем так, очень волнительно. Пока непонятно, как факторы, однозначно возбуждающие и истощающие нервную систему (и с этим не будут спорить самые ярые поклонники киберспорта), будут влиять на психо-неврологический статус растущего организма ребенка и подростка. С активным движением в детском возрасте также связаны развитие счета, письма, мышления, и что очень важно - эмоционально-волевой сферы. Поэтому в связи с физиологической незрелостью этой самой эмоционально-волевой сферы ребенка бывает трудно отделить патологическую игроманию от киберспортивной активности.

- Что такое компьютерная зависимость и как ее распознать?

- Увлеченный компьютерными играми спортсмен всегда, в своем роде, зависим от своей деятельности. Но патологической эта зависимость становится тогда, когда нарушаются социальные взаимодействия, портится характер, нарастает уровень агрессивности. Если вы видите, что от избытка компьютерных игр ваш ребенок явно перевозбуждается, повышается агрессивность в поведении, страдает его физическое здоровье (нарушение осанки, проблемы со зрением, ожирение, частая заболеваемость), социальная активность (ухудшается учеба, контакты с родными, сверстниками), то вам надо принять ответственное решение. Причина патологической зависимости может заключаться в личных характеристиках юных геймеров, особенности нервно-психической конституции, семейном фоне, генетической предрасположенностью к формированию зависимостей. Главная черта поведенческой зависимости – это потеря контроля над поведением. Вот знак того, что становиться киберспортсменом ребенку не стоит.

- Давайте поговорим о допинге в киберспорте. В 2015 году американский киберспортсмен спокойно говорил: “мы все сидим на аддероле” (психостимулятор, запрещенный в России, - прим SportCloud).

- Да, а в документальном фильме о киберспорте 2008 года профессиональный игрок перечислил конкретные препараты амфетаминов, популярные среди геймеров. Еще возьмите австралийское исследование 2015 года, проведенное университетом Бонда и Ассоциацией интерактивных игр и развлечений. Оно показало, что многие увлеченно играющие в компьютерные игры ученики школ уже имеют рецепты на препараты, обладающие стимулирующим действием. Геймеры употребляют их для лучшей концентрации внимания и чтобы бодрствовать круглосуточно. Это как энергетики. В России подобные вещества запрещены к применению. В других странах их используют по показаниям для лечения определенных состояний. Сейчас на всех серьезных турнирах по киберспорту введен допинг-контроль, но все равно он еще не так строг, как в классическом спорте.


- Есть ли дети, которым подходит киберспорт?

- Конечно. Если ваш ребенок психо-неврологически стабилен, способен соблюдать режим дня, правильно питаться и имеет в характере сильный волевой компонент, то занятия компьютерными играми могут в дальнейшем принести ему пользу. Если говорить в принципе о достоинствах гейминга с медицинской точки зрения, то выделяют развитие умственных (когнитивных) способностей, скорости реакции, координации, концентрации внимания. Подтверждения этому факту есть.

- Еще говорят, что киберспорт дает возможность людям с проблемами социальных контактов позволить себе активную жизнь, общаться, реализовываться.

- Это, безусловно, верно, но есть и другая сторона. К погружению ребенка в мир компьютерных игр может вести ситуация, когда маленький человек стремится уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий (это называется эскапизм, или есть прекрасный английский термин daydreaming), что может, например, возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс. Можно попробовать с помощью психолога определить, в чем состоит мотивация ребенка, увлеченного компьютерными играми. Это могут быть получение удовольствия, отдых, конкуренция, социальные мотивации (общение, отношения, совместная работа) и факторы погружения (фантазия, эскапизм). Разберитесь, с какой радости или с какого перепугу вашего ребенка тянет в этот виртуальный мир. Или, может быть, вы сами из излишней осторожности предпочитаете для своего ребенка вид низкотравматичной активности?

- Да, травматизм в киберспорте действительно низкий.

- По данным ряда исследований это привлекает чрезмерно тревожных родителей, стремящихся избежать реальных спортивных травм для своего ребенка. Хотя у профессиональных киберспортсменов нередки травмы опорно-двигательного аппарата, в основном верхнего плечевого пояса и рук («тоннельный синдром», «локоть программиста» и др.), шейного отдела позвоночника, а также бывают проблемы со зрением, физическое и нервное истощение.

- Итак, хотим мы этого или не хотим, а киберспорт официально признан Министерством спорта России, по нему можно получить спортивный разряд, а в Российском государственном институте физической культуры, спорта и туризма открыт факультет «Теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий». Это хорошо?

- Да, перевод киберспорта на официальный уровень и применение к нему требований классического спорта имеет положительные моменты. Это обеспечит, во-первых, обязательный медицинский контроль за физическим и психическим состоянием игроков с разработкой программ реабилитации и соблюдения оптимального режима тренировок, не вредящих здоровью в целом. Далее позволит контролировать психическое здоровье геймеров, проводить психологическое консультирование. Ну и позволит ввести полный запрет на применение допинга. И тогда поживем – увидим! Если профессиональные киберспортсмены согласятся соблюдать эти дисциплинарные основы классического спорта, при этом не снижая накала борьбы, тогда, наверное, в ближайшем будущем мы сможем увидеть идеальных людей новой эры когнитивных спортсменов – с выдающимися умственными способностями, здоровыми телами и психикой.

Evil Geniuses

Evil Geniuses

Александр «TORONTOTOKYO» Хертек

Александр «TORONTOTOKYO» Хертек

Людвиг «Zai» Вальберг

Людвиг «Zai» Вальберг

Клемент «Puppey» Иванов

Клемент «Puppey» Иванов

Себастьян «Ceb» Дебс

Себастьян «Ceb» Дебс

Саид Сумаил «SumaiL» Хассан

Саид Сумаил «SumaiL» Хассан

Владимир «No[o]ne» Миненко

Владимир «No[o]ne» Миненко

Клинтон «Fear» Лумис

Клинтон «Fear» Лумис

Роман «RAMZES666» Кушнарев

Роман «RAMZES666» Кушнарев

Джамал «Jamside» Сайдаев

Джамал «Jamside» Сайдаев

Кайл «Bugha» Гирсдорф

Кайл «Bugha» Гирсдорф

Владислав «BLACKARXANGEL» Иващенко

Владислав «BLACKARXANGEL» Иващенко

Артур «Arteezy» Бабаев

Артур «Arteezy» Бабаев

Владимир «RodjER» Никогосян

Владимир «RodjER» Никогосян

Устраняем недопонимание между поколениями.

Недавно в российском киберспорте произошел максимально неприятный инцидент. 20-летний игрок в Apex Legends Данил «OLDIS» Чечнев сообщил, что его отец отключил интернет прямо во время профессионального матча, а его команда из-за этого проиграла. От слов Данила после игры становится очень грустно:

«Что ж. Во время моей последней игры отец вырубил мне интернет . Нас тут же убили. Я думал, что разговариваю тихо, но сквозь стены слышно все. Родители не понимают моих интересов .

Мне некому пожаловаться, рассказать о своих проблемах, поэтому я пишу сюда. Миллионы часов работы ушли в никуда, потому что никто меня не понимает. Я не прошу поддерживать меня, писать слова поддержки. Мне просто не с кем поговорить»

Отец отключил интернет российскому игроку в Apex. Во время полуфинала. В твите парня – боль и одиночество.

Киберспорт – что это вообще такое?

Киберспорт – это соревнования по компьютерным или мобильным играм. В России киберспорт признан официальным видом спорта; по нему можно получить спортивные разряды.


По жанрам киберспорт можно разделить на шутеры, стратегии, карточно-коллекционные игры, спортивные симуляторы. По играм этих жанров проводятся официальные соревнования.

Таким образом, юридически условный футболист и игрок в видеоигру – это два спортсмена, разница между которыми лишь в виде спорта. На практике спорт и киберспорт, конечно, отличаются. Но сходств больше чем, кажется на первый взгляд.

А правда, что в киберспорте одни дети?

Вовсе нет. Средний возраст киберспортсменов колеблется от игры к игре. Например, в одной из самых популярных игр в СНГ Counter-Strike средний возраст профессиональных игроков, согласно исследованию блога «Бородатый Киберспорт», равен 23 годам. А вот в Fortnite с мультяшной графикой киберспортсменам в основном меньше 17 лет.


Считается, что в стрелялки проще играть молодым ребятам, так как со временем реакция ослабевает, а это важнейшее качество для игр данного жанра. Но Антон «Cooller» Синьгов в свои 33 стал чемпионом по Quake – игре, где скорость реакции и прицеливания всегда была решающим фактором. Он обыграл в финале венгра Raisy, которому было 24 года.

Чемпион мира по Dota 2 Клинтон «Fear» Лумис рассказывал, что в 27 лет он побеждал в тестах на реакцию 16-летних игроков:

«Однажды мне сказали, что я слишком стар для «Доты». Я видел, как другие игроки завершают карьеру, потому что они действительно считают себя стариками, я просто не мог понять — почему? Слышал, что рефлексы в играх снижаются по мере того, как вы становитесь старше, — но я постоянно проходил тесты на реакцию с молодыми игроками (например, с Сумаилом, которому было 16) и уделывал их, будучи старше на 11 лет.

Возможно, я один из первых игроков, кто всерьез настроен играть и после 30 лет. Надеюсь, многие последуют моему примеру, потому что это поможет киберспорту в целом. Главное — не чувствовать себя никчемным лишь из-за цифры в паспорте и предрассудков окружения».

В той же Dota 2 киберспортсмены в возрасте – вообще не редкость. Клемент «Puppey» Иванов – капитан лучшей команды в мире на данный момент. Ему 30 лет, он женат и по-прежнему входит в число лучших игроков.


Самый важный вопрос: компьютерные игры вредны для здоровья?

Не вреднее, чем другие виды спорта. Каждый спорт, если им заниматься профессионально, так или иначе вредит здоровью. Футболисты мучаются с коленями, хоккеисты – с голеностопами. Для киберспортсменов опасность представляют травмы локтевого сустава и спины из-за долгого неестественного положения частей тела. А туннельный синдром, проявляющийся болями в кисти руки – вообще профессиональное заболевание офисных работников и киберспортсменов. Спорт высших достижений всегда калечит людей, это риск, на который идут спортсмены ради мечты.

Что касается физической формы, каждый случай уникален. Есть те, кто предпочитают целыми днями сидеть дома. А есть такие киберспортсмены, как Таль «Fly» Айзик – капитан сильнейшей американской команды Evil Geniuses. Его отец – семикратный чемпион Израиля по дзюдо, он привил сыну любовь к здоровому образу жизни и тренировкам с детства.


Но и многие запустившие себя киберспортсмены со временем выправляют физическую форму. Вот здесь – 9 ярких преображений. Один из игроков даже стал бодибилдером!

Все больше игроков понимают, что хорошая физическая форма улучшает работу мозга и помогает в играх. Вот цитата игрока Team Spirit, Александра «TORONTOTOKYO» Хертека. «Я сутками катал в Доту, поднял рейтинг до топ-20-30, но в какой-то момент стал плохо играть, упал до топ-300 и впал в депрессию. Я сделал вывод: это связано с тем, что я плохо питался, у меня был плохой режим, я не гулял на улице и не занимался спортом. После этого я даже опять бросил Доту. Но примерно год назад я вернулся, но с настроем, что я буду хорошо питаться и соблюдать режим, сочетая это с игрой» . Сейчас Хертек – один из лучших игроков нашего региона.

Очевидно, что при желании игрок спокойно совместит компьютерные игры и физическое саморазвитие.

Польза футбола или хоккея понятна. А чем полезны компьютерные игры?

Во-первых, киберспорт сочетает в себе почти все черты классического спорта:

  • соревновательный дух;
  • навык работы в команде;
  • общение с людьми со схожими интересами, новые знакомства;
  • развитие целеустремленности.

Компьютерные игры из-за своей специфики развивают терпение и усидчивость . Одно дело – играть пару часов, совсем другое – тренироваться ежедневно по 10 часов за компьютером.

«[В киберспорте] нужно невероятное количество времени, – рассказывал один из лучших игроков в мире по Dota 2 Владимир No[o]ne Миненко. – Лично я и моя команда, когда мы не на тренировочном сборе, тренируемся от 8 до 15 часов. Бывают перерывы, плохие дни, но 24-25 дней в месяц ты тренируешься по 8 часов минимум. Это просто, чтобы стать профессионалом, а потом тебе нужно поддерживать форму, улучшать и так далее. С самого начала я вообще играл почти по 20 часов в день».


Есть уникумы, которые настолько горят игрой, что жертвуют даже сном в пользу тренировок: корейцы Piglet, Fenix, россиянин Zitraks рассказывали, что спят по 4 часа в сутки. Но такой режим не гарантирует ни успеха, ни хотя бы прогресса. В первом сезоне лиги Overwatch тренер абсолютно худшей команды Shanghai Dragons заявил, что его игроки тренируются по 12 часов 6 дней в неделю. Драконы в итоге закончили сезон с немыслимой статистикой 0 побед – 40 поражений.

Киберспортсмены тренируются до 13 часов в сутки. Обычный день – жестче, чем у футболиста

Большинство киберспортивных игр – командные, а это значит, что в этих играх многое решает тактика и стратегия на игру, то есть развивается аналитическое мышление.

А что с учебой, университетом?

Если человек хочет заниматься спортом профессионально – он так или иначе будет меньше времени уделять учебе. Факт в том, что совмещать учебу с киберспортом проще, чем с обычным спортом. В классических видах спорта у профессионалов с подросткового периода начинаются постоянные сборы, разъезды, двух- или трехразовые тренировки. В таком режиме на учебу попросту не остается сил. А играя в компьютерные игры, ты большую часть времени проводишь дома, имея возможность тренироваться и учиться одновременно.

В профессиональном киберспорте есть успешные примеры совмещения игры и образования. Двукратный чемпион мира по Доте Себастьян «Ceb» Дебс учился в бизнес-школе и параллельно строил карьеру киберспортсмена.


Другой киберспортсмен, Людвиг «Zai» Уолберг в 17 лет занял третье место на Чемпионате мира по Доте, а затем взял перерыв, чтобы закончить учебу. Вот что он сам говорил по этому поводу:

«Сложно находить баланс между киберспортом и учебой, особенно когда постоянно в разъездах из-за турниров. Пока рано говорить, как повернется моя карьера. Я не уверен на 100%, что хочу посвятить ее всю киберспорту. Лучше поиграю, а потом уйду и займусь каким-то обычным делом. Я учусь в экономическом классе, очень интересно. Мне нравится экономика».

Через 8 месяцев он вернулся на профессиональную сцену и вновь стал одним из лучших игроков мира.


Ну хорошо. Но неужели на компьютерных играх можно зарабатывать?

Еще как! Самый яркий пример – Кайл «Bugha» Гирсдорф, он стал чемпионом мира по компьютерной игре Fortnite в 16 лет. За победу он получил 3 млн долларов. В послематчевом интервью Кайл был краток: «Я не могу описать словами все то, что я сейчас чувствую. Я просто очень счастлив. Все мои старания и сыгранные матчи – все воздалось».


Интересно, что сумма, которую Кайл получил за победу на турнире, превышает многие призовые в большом спорте. За победу на «Уимблдоне» Новак Джокович получил 2,9 млн долларов, футболисты сборной Франции – всего по 300 тысяч евро за победу в финале ЧМ в России, а Тайгер Вудс – 2 млн долларов за «Мастерс» по гольфу.

Киберспорт с каждым годом становится популярнее, в том числе и в нашей стране. С российскими киберспортсменами заключают рекламные контракты такие бренды, как Nike, Gillete, Head&Shoulders.


Киберспортсменов зовет к себе Иван Ургант:

Но важно понимать, что это лучшие из лучших.

Сколько зарабатывает невыдающийся киберспортсмен?

Игрок в Dota 2 Владислав «BLACKARXANGEL» Иващенко рассказывал, что у средних игроков в этой дисциплине зарплата от 20 до 55 тысяч рублей. Но зарплата есть только в том случае, если с тобой подписала контракт организация. Команды часто выступают без каких-либо контрактов. Тогда их единственный доход – призовые на турнирах. Не занял призовое место – не получил ничего. Призовые на турнирах среднего класса варьируются от одного до нескольких миллионов рублей на команду (в команде – 5 игроков), а низкого – от 70 до 300 тысяч рублей. В другой популярной в СНГ игре, Counter-Strike, зарплаты новичков разнятся от 12 до 35 тысяч рублей.

Но даже на такой уровень выйти очень непросто, не говоря уже о крупнейших мировых соревнованиях. В Dota 2 есть таблица рейтинга лучших игроков четырех регионов: Америка, Европа, Юго-Восточная Азия и Китай. Чтобы быть замеченным, нужно войти хотя бы в топ-500 лучших игроков в Доту. В январе 2021 года в Доте было 7,701,299 уникальных пользователей. То есть вам нужно стать лучше, чем 99,994% игроков .

И даже это не гарантирует вам места в профессиональной команде. В топ-500 примерно половина профессиональных игроков с контрактами, остальные же иногда играют в различных командах-однодневках, либо же зарабатывают на жизнь стримами.

Как и в других видах спорта, в киберспорте колоссальная конкуренция, ведь почти все подростки так или иначе играют в компьютерные игры. Если ваш ребенок много играет, это не значит, что он станет киберспортсменом. Также как и тот, кто занимается в футбольной секции, необязательно будет футболистом.

Но это ведь не повод отнимать у ребенка мечту, верно?

Чем может помочь семья?

В первую очередь – поддержать морально. Это действительно мотивирует.

Успешный российский киберспортсмен Владимир «RodjER» Никогосян рассказывал, как они всей семьей смотрят игры, а сама игра помогла Владимиру сблизиться с семьей:

«Для меня главное – мои родители и родные люди. Мне по кайфу с ними время проводить. Когда они стали шарить за Доту, тем для разговора стало больше. Мы сблизились и открылись. Я стал к ним относиться как к друзьям».


(RodjER – второй справа)

Абсолютно все родители поначалу относятся к увлечению компьютерной игрой настороженно. Это нормально. Послушайте интервью мамы известного киберспортсмена Артура «Arteezy» Бабаева, где она прекрасно объясняет чувства родителей и волнение за будущее ребенка:

«Он тогда говорил «Мама, это очень серьезное дело, я буду знаменитым, я буду богатым! Мне нужен новый компьютер, мне нужен хороший интернет». Мы не особо поверили, но раз ребенок хочет, почему бы и нет? Ему все это папа купил. Но он очень хорошо учился, это не повлияло – и мы согласились.

Пусть поэкспериментирует, пока он молодой, два-три года, максимум четыре – но не хотела бы, чтобы это длилось больше. Надеюсь, что он пойдет учиться, получит высшее образование, диплом. Мне мой диплом в жизни пригодился».

С момента интервью прошло больше 6 с половиной лет. Aртур продолжает играть на топ-уровне. За карьеру он заработал уже 2,2 миллиона долларов.

А вот инцидент с выключением интернета – это ненормально. Основная причина произошедшего – непонимание, что ребенок увлечен не ерундой, а серьезной мечтой.

Мы задали вопросы психологам: как вести себя ребенку и родителям в такой ситуации? Читайте в отдельном материале.

Читайте также: