Что развивают компьютерные игры у дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «ком­пьютер - ребенок - цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» — обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
    • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  2. Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  3. Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать знаковую функцию сознания.
  7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий.

II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

Занятие «Собери картинку»

1 ЭТАП. Игра "Собери картинку"
- Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, да­вай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

- А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
1. Осматривание "мыши". Почему она так называется.
2. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.

2 ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с "мышью".

3 ЭТАП.
Итог занятия: повторение названия манипулятора "мышь", его на­значение, способ управления.

Гимнастика для глаз:
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой.

Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры,отличаются следующими качествами:

- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

- речь как способ общения остается примитивной;

- способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

- при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью,совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

• разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

• текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

• "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

• Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

• "Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры

В этот класс входят игры,связанные:

• С формированием у детей начальных математических представлений;

• С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

• С обучением родному и иностранному языкам;

• С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

• С эстетическим, нравственным воспитанием;

• С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Самое главное во всех компьютерных играх – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд".

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

- появляются головные боли;

- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

- начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

- утомляются и начинают болеть пальцы рук;

- малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

- появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника» Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника». Важное значение.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.

Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.

Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Консультация «Влияние книги на развитие детей» Книга, как птица, - Может весь мир облететь, Книга-царица: Может сердцам повелеть. Книга-богиня: Чудо свершает порой, Книга-рабыня: Часто.


Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Давайте обратимся к знаменитому высказыванию парацельса в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Некоторые родители имеют негативный опыт. Злоупотреблять чем бы то ни было, разумеется, нельзя. Если целыми днями бесконтрольно играть в игры, пренебрегая учебой и домашними обязанностями, толку не будет. Об этом написано много других статей – и в нашей мы об этом не говорим. Однако не может быть все так грустно и однозначно, поэтому попробуем порассуждать о плюсах, что приносят детям компьютерные игры. При умелом родительском подходе и контроле они могут обернуться для ребенка не бессонными ночами или неготовой “домашкой”, а пользой. Так в чем же она состоит?

Правила

Правила – это не что иное, как новая система, в которую ребенок внедряется с нуля. Он вынужден в ней разобраться (а иногда и перевести с английского языка) – скучно играть, не понимая, что делаешь. Также важно, что это помогает ребенку принимать “правила игры”. К сожалению, некоторым детям это дается нелегко – психологически подчиниться не своим правилам игры. Из-за этого случаются конфликты со сверстниками, теряется интерес к игре, и появляется желание саботировать общее дело, мешая другим.

Мотивация достижения

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Концентрация внимания

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Развивается концентрация внимания. Сложно представить, что компьютерные игры (многим кажущиеся праздным времяпрепровождением) развивают базовую функцию мышления – внимание. Уровень вовлеченности в игровой процесс равен концентрации внимания. На мгновение потеряешь сосредоточенность – минус одна жизнь (вспомните “стрелялки” – на секунду не отвлечься). В некоторых играх нужно быть внимательным к деталям, потому что подсказки косвенные и, не заметив их, не разгадаешь загадку.

Стратегическое мышление и логика

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Есть занятная категория игр – стратегии. Логично, что игроку для достижения цели необходимо применять именно стратегическое мышление. Такие игры могут сделать из вашего ребенка юного полководца, короля эльфов и т.д. Они включают экономическую составляющую, заставляя детей просчитывать, где взять дерево для постройки мельницы, хватит ли провизии на этот месяц, сколько золота нужно для покупки самой непобедимой армии (при всех затратах, набегах орков и т.д.). А иногда нужно все просчитывать для нескольких персонажей. Логику также не обошли компьютерные игры. Юный геймер учится просчитывать, какие следствия влечет та или иная причина.

Реакция и ориентация в пространстве

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Умение быстро принимать решения и молниеносная реакция, которые также тренируются в процессе компьютерных игр, обязательно пригодятся ребенку и в других сферах его жизни. Например, “стрелялки” или шутеры отлично развивают и то и другое. Чтобы победить противника и самому не стать мишенью, нужно быть решительнее и быстрее “идеального” компьютера. Также можно приобрести и отрабатывать навык ориентации в пространстве, ведь во множестве игр передвигаться нужно по картам (а они бывают огромными).

Тренировка воображения и креативности

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Компьютерная игра – волшебный мир, где можно быть кем угодно: сказочной феей, королем Испании, известным футболистом, животным, да хоть инопланетянином. Во многих играх приходится самому создавать героя, подключая максимум фантазии и творчества. Дети сегодня очень заняты – школа, кружки, репетиторы и т.д. Часто они напоминают маленьких взрослых – усталые и вымотанные после тяжелого трудового дня, и игре воображения не остается места. Между тем, воображение важно в жизни ребенка, потому что развивает и помогает освоиться в мире. Нестандартный подход к решению проблемы – тоже навык, позволяющий быть успешным в игре. Иногда банально выбраться из комнаты бывает не так просто – сначала надо разгадать загадку, найти потайной выход, расшифровать подсказку. Для этого необходимо выйти за привычные рамки и пораскинуть мозгами. А ведь именно творческого подхода так не хватает некоторым людям при выполнении обычных задач в современном мире!

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Так, при всех известных минусах, которые мы в этой статье не затрагивали, у компьютерных игр есть и плюсы, про которые тоже нужно помнить. Учитывая обе стороны медали, без легкомыслия и излишней демонизации, подумайте еще раз, стоит ли запрещать детям играть в компьютерные игры, называя их бездарным и вредным убийством времени.

Современные дети осваивают компьютер еще до школы. Не всем родителям это нравится: сомнительное развлечение, способное перерасти в зависимость. С другой стороны, мир меняется и ему точно нужны будут IT-специалисты и робототехники. Так может, наоборот, стоит изучать компьютер с ранних лет? По просьбе «Литтлвана» Влад Кяуне, web-разработчик и педагог по разработке компьютерных игр для детей в школе «Маяк», вывел 9 рекомендаций, как использовать интерес к компьютеру на пользу ребенку.

Влад Кяуне, куратор курса курса «Разработка компьютерных игр» для детей в школе «Маяк» . Куратор онлайн-направления обучения в Moscow Coding School. В прошлом full-stack разработчик в компании Astroshock. Давно занимается веб-программированием, увлекается Python, игрой Minecraft и методиками преподавания новичкам. Выпускник постдипломной образовательной программы института «Стрелка» и волонтер организации AIESEC.

1. Обратите внимание на интересы ребенка

Глубокий интерес к компьютеру, к тому «как там все устроено», в отличие от увлечения играми, не возникает просто так. Изначально ребенок проявляет абстрактное мышление, интерес к логическим операциям, решает задачки. Важно вовремя этот интерес заметить и развивать: стратегическими играми, конструкторами, интересными приложениями: Scratch , Factorio , CodeCombat .

2. Предложите игры на развитие абстрактного мышления

Игра для ребенка 3 лет на компьютере - не лучший вариант. Для детей 3–4 лет более полезны простые игры. Развить «правильное» мышление у малышей помогут логические задачи, конструктор, пазлы, пластилин. В этом возрасте важно познавать пространство, свое тело, развивать моторику — в том числе под руководством родителей.

3. Не пытайтесь переделать ребенка

Лучше помогайте развивать способности. Показателен пример действующего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена. Он относится к первому поколению спортсменов, которые получили возможность тренироваться, сидя за компьютером, без постоянного посещения шахматного клуба (в 8 лет Магнус по несколько часов в день блицевал в интернете). Будущий чемпион был замкнутым ребенком, но всегда проявлял интерес к логическим задачам. Родители заметили это и помогли парню, направив в нужное русло.

4. Определите подходящий возраст

Дети готовы подходить к программированию осознанно с 12 лет. В этом возрасте они быстро запоминают, начинают вникать в ключевые понятия. Вот тогда их можно отдать на курс программирования или разработки. Для детей помладше больше подойдут несложные игры под присмотром родителей: пазлы, лего, настольные игры с построением стратегии.

5. Выберите правильные компьютерные игры

Если полезные игры на компьютере для детей 4 лет найти непросто, то обучающая игра для ребенка 7 лет на компьютере – уже не такая и редкость. Вопреки родительским стереотипам, есть много полезных игр и приложений для школьников. Лучшие — те, где ребенок не только играет, но и участвует в создании. Например:

  • Scratch (от 7 лет). Вариант для самых маленьких. Можно легко строить анимации, простые игры, мультики.
  • CodeCombat (9–14 лет). По дизайну похож на настоящую онлайн-игру, при этом для игровой механики используется написание кода. Например, чтобы персонаж пошел вперед — надо написать команду, чтобы прыгнул — создать какой-то код.
  • Swift Playgrounds (10–15 лет). Хороший вариант для того, чтобы провести несколько вечеров вместе с ребенком. Это не просто красивая игрушка, она учит основам языка Swift, на котором пишут мобильные и десктоп-приложения для техники Apple.
  • Factorio (от 12 лет). Игра помогает развить системное мышление и логику — нужно строить сложные конвейеры и фабрики, а еще добывать ресурсы, делать исследования, строить инфраструктуру.
  • Human Resource (от 12 лет). Хорошая мультяшная игра, где нужно решать алгоритмические задачки, похожие на те, с которыми сталкиваются программисты.
  • Maincraft (12–16 лет). Надстройка для игры Maincraft в виде локального сервера. Это скорее формат «подросток + родитель». Взрослые должны быть готовы погрузиться: помочь с установкой и прохождением заданий.
  • SHENZHEN I/O (от 16 лет). Игра, которая учит программировать платы на языке assembly. Подойдет для увлеченных подростков и для взрослых.

В идеале стоит придерживаться правила: «Играем только в те игры, которые написали сами». Так ребенок лучше запоминает правила кодинга, а также все время хочет совершенствовать свою игру.

Эти игры — по сути и есть программы по изучению кода, только адаптированные для детей. Но есть еще и база по работе с кодом: Processing, Studio Code, Python I.

6. Некоторые языки программирования могут освоить даже подростки

Основам web-разработки, языкам программирования Java и Python, обработке больших данных вполне можно научиться в 14–15 лет. Полученные навыки будут цениться работодателями в различных сферах, не только в программировании. Например, в научной лаборатории нужен человек, который знает, как обработать большие данные с помощью компьютерных программ. Журналист, который понимает основы web-разработки, сможет запустить свое интернет-издание.

7. Программирования уже недостаточно

В современном мире сложно быть тихим гением. Нужно уметь выражать свои мысли, за три минуты в лифте рассказать инвестору о своем проекте или «зажечь» партнеров своей идеей. Эти навыки намного проще получить именно в детстве — в непринужденной игровой форме. Пусть ребенок делится своими идеями на публике, рассказывает о них сверстникам, так он станет увереннее в себе. Навык презентации полезен в любой профессии. Объясняйте детям, что помимо создания чего-то на компьютере есть и другие важные процессы — придумать проект, собрать команду, договориться, спланировать работу.

8. Обратите внимание на математику

Процессы в математике и программировании разные, но мозг работает в одном направлении. Именно поэтому в школе юному программисту нужно больше времени уделить алгебре и геометрии. Математика развивает абстрактное мышление, учит думать алгоритмами.

9. Делайте перерывы — бегайте и прыгайте

Работа за компьютером требует большого фокуса внимания, именно из-за этого и дети и взрослые чувствуют напряжение и усталость. Помните, выделяя время на развивающие игры для детей: на компьютер — не более получаса, затем — перерыв.

Больше интересных новостей, мнений, интервью и материалов о родителях и детях - на портале Littleone

Компьютерные-игры-3

Игра — это самый эффективный способ обучения для ребенка. Чем более увлечен дошкольник в игровой процесс, тем больше информации он усвоит.

Компьютерные игры для дошкольников — это тоже развивающий процесс. Многие родители считают досуг ребенка у монитора бесполезным, и даже опасным. И их обеспокоенность оправдана, но не всегда.

Я считаю невозможным полностью оградить ребенка от компьютерных развлечений, поэтому предлагаю развивающие игры.

Какие компьютерные игры полезны для детей?

Выбор игры — это определяющий момент. Жестокий сюжет и неэтичные действия, диктуемые сценарием (убийство одушевленных персонажей, мародерство, воровство), — игра с такими элементами действительно вредна.

Но разработаны и полезные компьютерные игры для детей, которые развивают:

● логическое мышление
● воображение
● память
● пространственное мышление

Благоприятно на развитии ребенка отражаются компьютерные игры-головоломки. Танграм — одна из них.

Как происходит развитие ребенка во время компьютерной игры танграм

Компьютерные игры 1

Танграм — это головоломка, геометрический конструктор, почитаемый китайцами с давних времен. Задача в том, чтобы из простых геометрических фигур сложить более сложную, наделенную смыслом и красотой. Это может быть животное, транспорт, фигура человека или что-то еще, на что хватит фантазии.

Условия игры:

● фигуры не должны накладываться одна на другую — только встык
● необходимо использовать все предложенные фигуры

Компьютерные игры 2

В основе игры лежит наука комбинаторика. Только из 7 простых фигур возможно создать более 5000 узнаваемых силуэтов. Пользу от такой компьютерной игры получат дети от 3 до 7 лет, и положительное влияние, следует заверить вас, многогранно! А именно развиваются:

● математические способности
● пространственное мышление
● конструкторские способности
● воображение
● комбинаторные способности
● логическое мышление
● наглядно-образное мышление

Танграм — идеальная компьютерная игра для для дошкольника. Вы можете и сами вырезать фигуры из цветного картона и даже прикрепить магнитик к каждой из них. Но если у вас нет на это времени, компьютерная версия будет очень кстати.

Следует признать, что оградить современного ребенка от гаджетов не удастся. Но мы, родители, можем позаботиться о развивающих компьютерных играх, которые будут под рукой у наших детей. А также важно помнить, что необходимо ограничивать время, проводимое ребенком за монитором. Физическая активность и общение с живыми людьми — важные составляющие жизни ребенка. И в их ущерб интеллектуальное развитие противопоказано.

Какие компьютерные игры для дошкольников посоветуете вы и почему? — напишите в комментариях.

Автор статьи Анна Зуева-Шевченко

Поделитесь с друзьями!

С любовью и теплотой к вам, Наталья Клишина,
мама двоих детей, педагог, хореограф, музыкант,
Консультант по уходу за ребенком до 10-ти лет,
Консультант по вопросам подготовки к школе,
автор проекта "Растет дочка, растет сын"

Читайте также: