Что такое first на материнской плате

Обновлено: 06.07.2024

Устройство, которое является связующим звеном между всеми компонентами компьютерной системы. Оно обеспечивает адекватное взаимодействие процессора с памятью, видеокарты с процессором, звуковухи с видеокартой и тд. и тп.

Чтобы их связывать между собой во-первых нужны разъемы, куда они(компоненты будут вставляться). Во-вторых нужны особые микросхемы, которые будут регулировать их "взаимоотношения" и все что с этим связано.

Устройство системных плат

Разберем все довольно коротко и поверхностно, ведь если разбирать детально, то можно написать небольшую книгу. На схеме, которую я нарисовал выше — основные (по моему мнению) узлы платы:

Сокет

Гнездо установки процессоров. Если совсем просто — сюда мы вставляем процессор, сокеты бывают разных типов, LGA и PGA, а также BGA. LGA — пружинящие контакты, PGA — отверстия под ножки, BGA — припаянный с помощью специальных шариков к плате процессор.

Вы ничего не сможете сделать с этой частью платы, но это крайне важный модуль платы. Нужен для преобразования тока таким образом, чтобы напряжение было низким, а сила тока достаточно высокой для питания процессора, оперативы и видеоядра. Состоит из полевых транзисторов, дросселей.

Чипсет(набор системной логики)

Иногда состоит из двух микросхем(северный и южный мост), иногда из одного(объединяет в себе две).

Северный мост — отвечает за работу оперативы, за процессор, видеоадаптеры и шины их связывающие. Иногда контроллер памяти вынесен в процессор. Соответственно и за разгон в какой-то мере тоже отвечает северный мост.

Южный мост — работа периферийных устройств (мониторы, USB устройства, колонки и тд и тп)

Слоты и разъемы

Все остальное на материнской плате является разъемами под самые разные устройства, за исключением пожалуй сетевого, звукового адаптера, микросхемы bios, батарейки и различных радиокомпонентов обеспечивающих стабильную работу материнки на более низком, электронном уровне.

В разных материнках разные наборы разъемов, какие-то нужно сугубо для работы с серверами, какие-то работают со старыми устройствами, какие-то с новыми. Количество соответственно тоже разное.

Характеристики системных плат

Давайте поговорим о том, что важно при выборе материнки и почему.

Сокет

Розетка с английского. Гнездо, как уже говорилось выше, для установки процессора. Очевидно должно совпадать с сокетом процессора, но есть исключения (некоторые процессоры AM3 процессоры можно вставить в AM2+ платы, как и AM2 в AM2+, а AM3 процессоры пойдут в AM3+ сокеты). Впрочем, исключений очень мало, потому мой совет, если не уверены в совместимости — ВСЕГДА ВЫБИРАЙТЕ ПРОЦЕССОР ТОГО ЖЕ СОКЕТА, ЧТО И МАТЕРИНКА.

Чипсет

Это довольно сложный параметр, для каждого сокета надо искать все чипсеты и сравнивать между собой, чтобы понимать какие преимущества он может дать. Иногда чипсет отвечает за поддержку какой-либо серии или модели процессора. Потому надо всегда смотреть, ЧТОБЫ ЧИПСЕТ ПОДДЕРЖИВАЛ ВЫБИРАЕМЫЙ ВАМИ ПРОЦЕССОР. И даже если вы подобрали правильный чипсет иногда, практически никогда, но бывает, что процессор может не подойти из-за непрошитого под ваш проц BIOS. Будьте внимательны!

Форм-фактор

Это собственно, какого формата и какого размера ваша плата, учитывайте этот параметр при выборе корпуса. У корпуса и у материнской платы они, разумеется, должны совпадать.

На некоторых материнских платах с BIOS от компании Award, поддерживающих вывод изображения через встроенные (интегрированные) видеокарты, при входе в параметры системы базового ввода/вывода на вкладке Advanced BIOS Features или PnP/PCI Configurations можно встретить опцию Init display first. В данной статье мы поговорим о ее назначении, а также о ситуациях, в которых она может быть полезной.

Задаем принудительный вывод изображения на интегрированную/дискретную видеокарту

Несколькими статьями ранее мы уже рассматривали опцию BIOS под названием Primary Graphics Adapter. Так вот Init display first это абсолютно тоже самое, но только под другим названием.

init display first что это в биосе

Если на материнской плате/в процессоре есть встроенное видеоядро (видеокарта), то при помощи Init display first можно указать на какую из видеокарт (интегрированную или дискретную) в первую очередь нужно выводить изображение.

Варианты значений у Init display first

Выбранный параметр AGP/PCI/PCIE/PEG задаст вывод изображения именно на дискретную (внешнюю) видеокарту.

init display first что это в биосе

Установленное значение PCI

Параметр OnChipVGA/Onboard VGA принудительно выведет изображение на интегрированную видеокарту, даже если в PCI/PCI Express слот установлена дискретная видеокарта.

Когда опция может быть полезной?

Когда при подключении дискретной видеокарты изображение на экране монитора не появляется. Один из вариантов решения: нужно подключить монитор к видеовыходу на материнской плате, зайти в BIOS, переключить Init display first в положение AGP/PCI/PCIE/PEG, сохранить настройки, переключить кабель от монитора уже к видеовыходу на дискретной видеокарте и наслаждаться изображением на мониторе.

Как правильно конфигурировать оперативную память

Практически каждый начинающий пользователь, начавший апгрейд компьютера, сталкивается с вопросом конфигурирования оперативной памяти. Что лучше, одна планка на 16 Гб или две по 8 Гб? Как включить двухканальный режим? В какие слоты ставить планки памяти — ближние или дальние от процессора? Как включить XMP профиль? Какой прирост производительности дает двухканальный режим, включение XMP профиля и разгон памяти?

В идеале конфигурирование памяти желательно начать еще до ее покупки, прикинув, какой объем памяти (ОЗУ) достаточен для ваших задач. Однако зачастую приходится добавлять память к уже имеющейся, что несколько усложняет дело.


Современные приложения и игры стали требовательны к подсистеме памяти, и важно, чтобы она работала в двухканальном режиме для максимальной отдачи. Почему так происходит?

В первую очередь из-за роста производительности процессоров. ОЗУ должна успевать загрузить работой все ядра процессоров, которых становится все больше с каждым годом.

В играх требования к скорости памяти растут в первую очередь от того, что проекты становятся все реалистичнее, увеличиваются в объемах и детализации 3D-моделей. Новые игры вплотную подбираются к отметке в 100 Гб, и этот объем в первую очередь состоит из текстур высокого разрешения, которые надо переместить с накопителя и обработать.


Недорогие ПК и ноутбуки со встроенной в процессор графикой получают приличный прирост от быстрой памяти и включения двухканального режима. Ведь обычная ОЗУ там используется и видеоядром. Поэтому давайте для начала разберем все о двухканальном режиме ОЗУ.


Двухканальный режим работы памяти

На большинстве материнских плат устанавливаются два или четыре слота под ОЗУ, которые могут работать в двухканальном режиме. Слоты материнской платы обычно помечаются разными цветами.


Чтобы реализовать самый оптимальный режим работы памяти в двухканале, нужно установить два одинаковых модуля ОЗУ в слоты одинакового цвета. Слоты для двух модулей ОЗУ в двухканале обычно называются DIMMA1(2) и DIMMB1(2). Желательно уточнить это в инструкции к вашей материнской плате.


Не всегда у пользователей бывают модули, совпадающие по частотам и таймингам. Не беда, двухканал просто заработает на скорости самого медленного модуля.

Двухканальный режим работы ОЗУ довольно гибок и позволяет установить и разные по объему модули. Например — 4 Гб и 2 Гб в канале A и 4 Гб и 2 Гб в канале B.

Как вариант, можно установить 8 Гб ОЗУ как 4 Гб в канале A и 2+2 Гб в канале B.

И даже конфигурация 4 Гб в канале A и 2 Гб в канале B будет работать в двухканальном режиме, но только для первых 2 Гб ОЗУ.


Но бывают такие ситуации, когда пользователь специально выбирает одноканальный режим работы ОЗУ с одним модулем. Например, если ставит только 16 Гб памяти и только через пару-тройку месяцев накопит на второй модуль на 16 Гб.

Ниже я протестирую, можно ли увеличить производительность одного модуля, разогнав его. А заодно протестирую все возможные режимы работы ОЗУ: с настройками по умолчанию, с включенным XMP профилем и с разгоном. Все тесты проведу как для одноканального режима работы, так и для двухканального.

Серверных материнских плат с четырехканальным режимом работы ОЗУ мы касаться не будем из-за их малого распространения.

Сколько модулей памяти оптимально для производительности?

Теперь нам надо решить, сколько модулей памяти лучше ставить в компьютер.

Если у вас материнская плата с двумя разъемами под ОЗУ, то выбор очевиден — вам нужно ставить две планки с подходящим вам объемом.


А вот если слотов под память у вас четыре, то, поставив четыре планки в четыре слота, можно получить небольшой прирост производительности. Прочитать об этом можно тут.


Но минусы такого решения перевешивают — у вас не остается слотов под апгрейд, модули памяти меньшего объема быстрее устаревают морально и меньше ценятся на вторичном рынке.

Какого объема ОЗУ достаточно?

При выборе объема ОЗУ ориентируйтесь на 8 Гб для офисного ПК и 16 Гб для игрового.

Выбирая 32 Гб ОЗУ, вы получите еще и прирост производительности, ведь большинство модулей DDR4 на 16 Гб — двухранговые. Это значит, что контроллер памяти в процессоре может чередовать запросы к такой памяти, повышая производительность в рабочих приложениях и играх.

Популярная двухранговая память

То есть, 2х16 Гб ОЗУ будут быстрее 2х8 Гб с той же частотой. Но есть и небольшой минус — у двухранговых модулей более низкий разгонный потенциал.

Посмотреть тип памяти можно программой CPU-Z, во вкладке SPD.


В какие слоты ставить модули памяти — ближние или дальние от процессора?

Раньше ОЗУ чаще ставили в самые ближние к процессору слоты (левые), но теперь все не так однозначно. Надо смотреть инструкцию к материнской плате и ставить по указаниям производителя.

Например, ASUS почти всегда рекомендует ставить память во второй слот.


Включение XMP профилей

Память с высокой частотой недостаточно просто установить в материнскую плату, чтобы она заработала на заявленной скорости. Как правило, скорость ограничится стандартной частотой для вашего процессора и материнской платы. В моем случае это 2400 МГц.

Чтобы активировать для ОЗУ скорость работы, которая записана в XMP профиле, надо зайти в BIOS и в разделе, посвященном настройке памяти, включить нужный XMP профиль. Вот так это выглядит на материнской плате MSI B450-A PRO MAX.


Тестирование разных режимов работы памяти

А теперь давайте протестируем память в разных режимах работы. Главной целью тестов будет разница работы в одно- и двухканальных режимах и разгоне.

  • Процессор: Ryzen 5 1600 с разгоном до 4000 МГц
  • Материнская плата: MSI B450-A PRO MAX
  • Память: два двухранговых модуля CRUCIAL Ballistix Sport LT BLS16G4D30AESC, объемом по 16 Гб. XMP профиль — 2933 МГц. Разгон — 3400 МГц с настроенными таймингами и субтаймингами
  • Видеокарта: GeForce GTX 1060 6 Гб

Начнем с тестирования пропускной способности чтения ОЗУ в AIDA64, в Мб/сек.
На графиках одноканальный режим работы отмечен как (S), а двухканальный — как (D), вместе с частотой работы памяти.


ОЗУ в двухканале прилично выигрывает.


Тестирование в архиваторе WinRAR 5.40 преподносит первый сюрприз. Одна планка памяти в разгоне до 3400 МГц работает быстрее, чем две на частоте 2933 МГц.



Архиватор 7-Zip 19.0, итоговая скорость распаковки в MIPS. Опять одна планка в разгоне обошла две на 2933 МГц.



Скорость работы архиваторов имеет важное практическое значение — чем она быстрее, тем быстрее будут устанавливаться программы и игры.

Из игр я выбрал Assassin’s Creed Odyssey и Shadow of the Tomb Raider. Для минимизации воздействия видеокарты на результаты я отключил сглаживание и выставил разрешение в 720p.

В Assassin’s Creed Odyssey даже при 50 % разрешения кое-где производительность упиралась в GeForce GTX 1060, ее загрузка доходила до 99 %.

Более быстрая видеокарта позволила бы еще нагляднее увидеть прирост производительности от режимов работы ОЗУ.

Assassin’s Creed Odyssey, средний FPS. Одна планка ОЗУ, работающая с разгоном, сумела обогнать две планки в двухканале, на частоте 2400 МГц.



Shadow of the Tomb Raider, DX12, средний FPS. Картина повторяется, и одна планка памяти в разгоне быстрее, чем две низкочастотные.



Демонстрация плавности геймплея в Shadow of the Tomb Raider с одним модулем ОЗУ на 3400 МГц. Надо учесть, что запись съела пару кадров результата.

Выводы

В моих тестах один двухранговый модуль памяти на 16 Гб в разгоне обогнал в архиваторах модули с частотой 2933 МГц, работающие в двухканале. А в играх обогнал модули, работающие с частотой 2400 МГц.

Это значит, что вы можете купить быстрый модуль на 16 Гб и добавить еще 16 Гб, когда его станет не хватать.

Но самый идеальный вариант компоновки памяти — два одинаковых модуля в двухканальном режиме.

И совсем хорошо, если вы потратите немного времени на ее разгон. Благо, есть много хороших гайдов на эту тему.

При наличии интегрированной графики выбор вариантов заметно шире. Установив IGD, вы предпишите использовать только интегрированное графическое ядро. Выбрав PEG/IGD или PCI/IGD, вы заставите первой инициализироваться видеокарту, подключенную к специализированной шине PCI Express 16x или первую из подключенных к шине PCI соответственно, после чего будет проинициализировано и встроенное графическое ядро (этого не происходит при выборе PEG/PCI или PCI/PEG).

Обычно используется единственная видеокарта, подключенная к специализированной шине (в данном случае — PCI Express 16x) или, при ее отсутствии, интегрированное графическое ядро.

Возможные значения опции:

Опция также может иметь другие названия:

Примечание 1. PCI Express. В отличие от стандарта PCI, использовавшего для передачи данных общую шину с подключением параллельно нескольких устройств, PCI Express, в общем случае, является пакетной сетью с топологией типа звезда. Высокая пиковая производительность шины PCI Express позволяет использовать её вместо шин AGP и тем более PCI и PCI-X. Де-факто PCI Express заменила эти шины в персональных компьютерах.

Примечание 2: AGP (от англ. Accelerated Graphics Port, ускоренный графический порт) — специализированная 32-разрядная системная шина для видеокарты, разработанная в 1996 году компанией Intel. В данный момент материнские платы со слотами AGP практически не выпускаются; стандарт AGP был повсеместно вытеснен на рынке более быстрым и универсальным PCI Express Последними серийно выпускавшимися видеокартами для шины AGP были GeForce 7950GT (nVidia) и Radeon HD4670 (AMD).

Программа Setup BIOS фирмы AWARD Software International Inc на системных платах GIGABYTE TECHNOLOGY

Название данной опции у данного производителя в данной версии BIOS:

Init Display First значение по умолчанию [Onboard ]
Обозначение опции BIOS Описание опции в БИОСе Переведенное значение опции БИОС
[PCI Slot]

In it Display First:

В первую очередь загрузить видео карту:

Подключенную в PCI слот.

Onboard chip will be initialize

Будет инициализирован чип видео карты на борту (встроенной в материнскую плату).

Те, у кого материнская плата поддерживает интегрированные видеокарты (в процессор или в саму мат. плату), при входе в настройки BIOS могут обнаружить там опцию с данным названием. Обычно она находится на вкладке Advanced. В зависимости от модели и производителя материнской платы возможны и другие ее названия, например:

  • Initiate Graphic Adapter;
  • Graphic Device;
  • Graphic Mode;
  • Primary Video Controller;
  • Primary Display.

Также возможны несколько вариантов значений, которые могут быть установлены.

О том, что это за опция и когда она может пригодиться вы узнаете из данной статьи.

Переключение видеокарт в BIOS

Существует два вида видеокарт — интегрированные (встроенные в процессор или в материнскую плату) и дискретные (выполненные в виде отдельной платы или отдельного чипа). Так вот при помощи Primary Graphics Adapter можно указывать с какой видеокартой должен запускаться компьютер в первую очередь.

Если перевести название опции на русский язык, то перевод звучит как «Основной графический адаптер».

Возможных значений может быть несколько:

  • Internal (IGD, Int graphics, Onboard, Integrated) — Встроенное в процессор или в материнскую плату видеоядро, как правило, не предназначенное для игр. Этот вариант должен быть установлен, если вы хотите чтобы компьютер работал от встроенной видеокарты.
  • PCI (EXT PCI Graphics) — Дискретная видеокарта, устанавливаемая в слот PCI. В современных компьютерах почти не используются.
  • PCIE (PEG, EXT PCIE Graphics, PCI Express, Discrete) — Дискретная видеокарта в виде отдельной платы, устанавливаемой в слот PCI Express. Как правило это игровые карты. Этот вариант должен быть установлен, если вы хотите чтобы компьютер работал от дискретной (игровой) видеокарты.

Еще могут быть значения такого вида:

  • PCIE -> PCI-> IGP — В этом случае приоритет отдается дискретной видеокарте из слота PCI Express, далее инициализируется карта из слота PCI и в последнюю очередь встроенная видеокарта.
  • IGP -> PCI -> PCIE — Здесь все наоборот. Вначале изображение будет выводится на встроенную видеокарту, а затем на дискретные.

Зачем все это нужно?

Необходимость в переключении вывода изображения с одной видеокарты на другую может потребоваться при использовании нескольких мониторов или монитора и телевизора. Также нередко это помогает в ситуациях, когда при установке дискретной видеокарты изображение по прежнему выводится на встроенную.

Читайте также: