Common assessment framework что это

Обновлено: 06.07.2024

Общество требует от государственных и муниципальных органов власти эффективного и ответственного управления, при этом эффективность управления в органах власти становится синонимом эффективного государства.

Анализ мировой практики управления в органах власти в последние годы указывает на тенденцию использования принципов менеджмента, присущих бизнесу, с применением моделей и методов, обеспечивающих его высокую эффективность.

В 2000 году Европейским институтом администра-

тивного управления (European Institute of Public Administration, EIPA), который действует под эгидой Еврокомиссии, на базе европейской модели совершенства EFQM разработана модель оценки менеджмента в организациях, финансируемых из государственного или муниципального бюджета (Common Assesment Framework - CAF). Модель CAF успешно внедряется во многих европейских странах для повышения качества менеджмента в органах власти и соответственно повышения качества государственных услуг и эффективности их деятельности.

Модель CAF позволяет выполнить оценку качества менеджмента в органах власти путем самооценки или с помощью внешних асессоров. Кроме того, модель CAF используется для сравнительного анализа систем управления европейских государств, а также для выявления и распространения лучшего опыта.

Сегодня в 27 европейских странах CAF является неотъемлемым элементом государственных программ реформирования государственного и муниципального управления.

Результаты опросов организаций, которые применяют модель CAF, показывают, что 90% из них совершенствуют свою деятельность по результатам самооценки

С февраля 2008 г. Всероссийская организация качества (ВОК) стала Национальным партнером EIPA на территории Российской Федерации. Организационная и методическая работа по внедрению модели CAF в России возложена на Центр экспертных программ ВОК. Кроме того, при ВОК создается соответствующий Комитет.

Мы уверены, что внедрение модели CAF в России будет способствовать улучшению качества управления в органах власти и позитивно отразится на качестве жизни россиян.

Всероссийская организация качества предпримет все необходимые усилия для всемерного содействия этим процессам.

Публикация краткого изложения модели CAF на русском языке является одним из первых шагов в этом направлении.

Модель совершенства EFQM предложена Европейским Фондом управления качеством (EFQM – European Foundation for Quality Management)

ГУСАКОВ Юрий Абрамович

Президент Европейской организации качества (ЕОК) 2006-2008 гг., Первый вице-президент Всероссийской организации качества (ВОК)

МАСЛОВ Дмитрий Владимирович

Директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)

ТАВЕР Ефим Иосифович

Директор Центра консалтинга и обучения и Центра экспертных программ ВОК

Общая схема оценки CAF: Совершенствование через самооценку

Критерий 1. Лидерство .

Критерий 2. Стратегия и планирование .

Критерий 3. Персонал .

Критерий 4. Партнерства и ресурсы .

Критерий 5. Процессы .

Критерий 6. Результаты для потребителей / граждан .

Критерий 7. Результаты для персонала .

Критерий 8. Результаты для общества .

Критерий 9. Ключевые результаты .

Система оценки CAF .

Рекомендации по улучшению деятельности

Обучение на основе бенчмаркинга .

Перевод -3 и - адаптация на русский язык: Д.В. Маслов, 2008 Translated and adapted to Russian language by Dmitry Maslov, 2008

Общая схема оценка (Common Assessment Framework, CAF) – инструмент всеобщего управления качеством (TQM), возникший в результате объединения модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM) и модели Германского университета административных наук в г. Спайере. Фундаментальной основой модели CAF является понимание, что наилучшие результаты деятельности организации, результаты для граждан/потребителей, работников и общества достигаются благодаря лидирующей роли руководства, которое реализует стратегии и планы, вдохновляет работников, развивает связи с партнерами, эффективно распоряжается ресурсами и обеспечивает функционирование процессов.

CAF позволяет увидеть целостную картину организации одновременно под различными углами зрения и предоставляет комплексный подход к анализу ее деятельности.

Появление и развитие

CAF – результат сотрудничества министров ЕС, отвечающих за вопросы административного управления в странах-членах Евросоюза. Модель разрабатывается под эгидой Инновационной группы по вопросам публичной службы (IPSG) и рабочей группы национальных экспертов, формируемой Генеральным директоратом Еврокомиссии с целью стимулирования обмена и распространения лучшего опыта по модернизации систем предоставления государственных услуг и услуг бюджетных организаций в странах-членах ЕС.

Экспериментальная версия CAF была представлена в мае 2000 г., а первый пересмотр модели был проведен в 2002 г. Тогда же в Маастрихте по решению Генерального директората Еврокомиссии при Европейском институте административного управления (European Institute of Public Administration - EIPA) г. был создан Ресурсный центр CAF Resource Centre. В стратегии EIPA

определена роль, цели и задачи Ресурсного цен-

Вместе с сетью национальных представителей CAF, при поддержке Европейского фонда управления качеством (EFQM) и университета Спайера ресурсный центр CAF организует обучение практическому применению модели и проводит оценку результатов использования CAF. В период 2000 – 2005 г.г. около 900 европейских организаций бюджетного сектора применяли модель с целью улучшения своей деятельности. Кроме того, неевропейские страны проявили интерес к CAF, например, Китай, страны Ближнего Востока, Доминиканская Республика, Бразилия.

Больше 300 пользователей CAF посетили европейские конференции в Риме в 2003 г. и в Люксембурге в 2005 г. В ходе этих двух мероприятий эксперты EIPA провели детальное изучение практики применения CAF. На основе полученных результатов был инициирован второй пересмотр модели и появление версии CAF-2006. Сегодня EIPA активно развивает базу данных CAF, которая объединяет лучший опыт в сфере административного управления всех стран Европы. В ближайшем будущем электронные инструменты CAF будут доступны для всего CAF-

сообщества. Интеренет-сайт CAF предоставляет всю доступную информацию на европейском уровне. Сегодня модель переведена на 20 языков, включая русский.

Кроме того, на национальном уровне многие страны развивают модель CAF, предлагая обучение, электронные инструменты, брошюры, семинары, конференции, базы данных. Всё это позволяет с уверенностью говорить, что к 2010 г. число активных CAF-пользователей превысит 2000 организаций.

На встрече 8 июня 2005 г. министры стран Евросоюза, ответственные за сферу административного управления, высоко оценили плодотворный обмен идеями, опытом и лучшей практикой между европейскими организациями в рамках Европейской сети административного управления (EPAN) и высказались за использование и развитие таких инструментов как Модель CAF.

CAF предлагает простой инструмент, помогающий европейским организациям бюджетной сферы применять методы менеджмента качества для улучшения своей деятельности. CAF является моделью самооценки, и концептуально повторяет известные TQM-модели, в частности модель EFQM, но, вместе с тем, учитывает специфические особенности организаций бюджетной сферы.

Развитие модели CAF преследует четыре главных цели:

1. Внедрить в сферу административного управления принципы менеджмента качества и оказать содействие в их развертывании посредством метода самооценки. Способствовать переходу от цепочки «планируй-делай» к циклу «планируй – делай – проверяй – воздействуй» (цикл

2. Предоставить механизм для самооценки организации с целью диагностирования и улучшения ее деятельности.

3. Стать связующим элементом между различными моделями менеджмента качества.

4. Обеспечить обмен опытом и изучение лучшей практики между организациями бюджетной сферы.

Для реализации этих целей в рамках общей схемы оценки разработаны и представлены в данной брошюре: модель, объединяющая 9 критериев и 28 составляющих (субкритериев) с примерами; схемы оценки для возможностей и результатов, руководство по проведению самооценки, проекты развертывания улучшений и изучению лучшей практики, а также глоссарий.

Профиль пользователей CAF

Общая схема оценки предназначена для использования во всех организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней: федерального, регионального, местного. Как правило, CAF используется в масштабах всей организации, но иногда, и особенно в крупных структурах, внедрение модели может быть ограничено отдельными частями организации, например департаментом или отделом. CAF может также рассматриваться органами власти в качестве элемента различных программ реформирования или как основа для разработки целевого плана улучшений в отдельных областях бюджетной сферы.

Статья продолжает серию публикаций о модели Common Assessment Framework, или CAF, — европейской системе самооценки для организаций государственного сектора. В работе рассмотрены принципы проведения самооценки по CAF, методика приоритизации действий по улучшению, а также практический опыт европейских организаций по совершенствованию деятельности на основе результатов самооценки.

Библиографическая ссылка: печать / интернет

1. Нургатина Л.А., Стаес П., Тийес Н., Маслов Д.В. Модель CAF в сфере государственного управления в Европе // Стандарты и качество. — 2014. — №3. — С. 72–75.

2. Маслов Д.В., Короленко А.Ю., Смирнов В.В. Система оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (ЭПУС). — М.: Флинта: Наука, 2006. — 50 с.

3. Maslov D. (2011). Common Assessment Framework Good Practice Book. Regional Centre for Public Administration Reform of UNDP Bratislava Regional Centre, 62 p.

4. Maslov D., Nurgatina L. (2014). Raising Effectiveness and Quality in Public Administration through Application of the European Common Assess-ment Framework (CAF model): Tatarstan Case. The 22nd NISPAcee Conference «From Pre-Weberianism to Neo-Weberianism?», May 22–24, Budapest, Hungary.

5. Маслов Д.В. CAF — совершенствование организаций публичного сектора через самооценку // Менеджмент качества. — 2015. — №1. — С. 18–27.

6. Маслов Д.В. Модель CAF — «Возможности» // Менеджмент качества. — 2015. — №2. — С. 130–147.

7. Маслов Д.В. Модель CAF — «Результаты» // Менеджмент качества. — 2015. — №3. — С. 212–220.

8. Общая схема оценки Common Assessment Framework (CAF). Совершенствование организаций публичного сектора через самооценку / Пер. с англ. под ред. Д.В. Маслова. — Казань: Издательство Казанского университета, 2013. — 68 с.

9. Staes P., Thijs N., Claessens D. (2016). CAF Improvement Identification, Prioritisation and Implementation. CAF Resource Centre European Insti-tute of Public Administration, EIPA, Maastricht, 250 p.

10. CAF Improvement Identification, Prioritisation and Implementation. Proceedings of the 7th European CAF Users’ Event. — Подробнее .

11. Развитие кадрового потенциала — один из приоритетов ЖКХ. — Подробнее .

12. Маслов Д.В., Нургатина Л.А. Развитие местного самоуправления через самооценку: модель CAF и индекс качества системы управления // Стандарты и качество. — 2015. — №7. — С. 66–69.

13. Фоссум С.Э., Маслов Д.В. Управление качеством в школьном образовании Норвегии // Стандарты и качество. — 2014. — №10. — С. 88–92.

Шлыков Виталий Васильевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления Рязанского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук.

Используя наработки в области качества, в Европе создан механизм оценки эффективности органов власти. Данный опыт представляется интересным и перспективным. На взгляд автора, рассматриваемая в статье система может быть усовершенствована и использоваться в практике государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, эффективность, общая схема оценки (CAF), Европейская премия по качеству.

On the basis of achievements in the sphere of quality there was worked out a mechanism of evaluation of efficiency of agencies of power. The said experience is interesting and perspective. The author believes that the system described in the article can be improved and used in the practice of state power and local self-government.

Key words: agencies of executive power, efficiency, Common Assessment Framework (CAF), European Quality Award.

Для проведения в жизнь законов и других правовых актов, принимаемых представительными органами власти, организации и контроля их исполнения необходимы органы исполнительной власти, которыми являются органы государственного или муниципального управления (органы исполнительной власти). Органы исполнительной власти, с одной стороны, являются частью государства (муниципального образования) и выступают по поручению и в его интересах <1>, с другой стороны, являются разновидностью организаций.

<1> См.: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д: МарТ, 2007.

Исходя из этого, деятельность органов исполнительной власти должна подчиняться требованиям эффективности и результативности, а стало быть, подлежать оценке и в определенных случаях корректировке, как и всякая управляемая система.

Нам представляется, что в настоящее время основной задачей является не просто оценочный показатель деятельности того или иного органа исполнительной власти (милиция в России работала плохо или независимое агентство сообщает о том, что 62% опрошенных жителей муниципального образования негативно отозвались о деятельности администрации города), а возможность выявления, устранения и недопущения конкретных недостатков. Иными словами, речь идет об оценке (достижении определенного) уровня качества, под которым понимается совокупность характеристик объекта (в нашем случае организации. - В.Ш.), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности <2>.

<2> Международный стандарт ISO 8402:1994 (E/F/R) Управление качеством и обеспечение качества: Словарь.

Исходя из этого, в 90-е годы XX в. за основу разработки механизма оценки эффективности органов власти в Европе были взяты результаты, накопленные предпринимательским сектором в области качества. Речь идет о премиях по качеству США имени Малькольма Болдриджа (учреждена в 1987 г.) и Европейской премии по качеству, присуждаемой с 1992 г. (рис. 1).

Рис. 1. Модель Европейской премии по качеству <3>

<3> См.: Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998. С. 137.

Основными группами критериев модели Европейской премии по качеству являются:

  • роль руководства фирмы (100 баллов);
  • управление персоналом (90 баллов);
  • политика и стратегия (80 баллов);
  • наличие и использование ресурсов (90 баллов);
  • оценка процессов (40 баллов);
  • удовлетворенность потребителей (200 баллов);
  • удовлетворенность персонала фирмы (90 баллов);
  • воздействие на общество (60 баллов);
  • результаты бизнеса (150 баллов).

В каждую группу входит определенное число критериев, имеющих свой удельный вес в общей сумме баллов оценки фирмы <4>.

<4> См.: Окрепилов В.В. Указ. соч. С. 135.

Из рис. 1 видно, что предпринимаемые усилия, равно как и результаты, максимально оцениваются по 500 баллов.

Критерии из группы "Предпринимаемые усилия" позволяют оценить, как организация решает те или иные проблемы. Критерии распадаются на составляющие части, каждая из которых соответствует определенной проблеме. Каждая составляющая должна относиться к некоторой конкретной области деятельности компании. Каждая составляющая сопровождается списком соответствующих областей деятельности. Необходимо рассмотреть лишь те области, которые соответствуют профилю компании. Допускается ввод новых областей <5>.

Рассмотренная модель легла в основу Общей схемы оценки (Common Assessment Framework - CAF), которая с 2000 г. находит широкое применение в странах - членах Евросоюза, а также в странах-кандидатах на вступление в ЕС.

Общая схема оценки CAF помогает не только проводить сравнительный анализ институциональных систем европейских государств, но и предлагает инструментарий для диагностической самооценки органов государственной власти, включающий определение лучшего опыта и направлений, где необходимо проводить улучшения. Модель CAF зарекомендовала себя в Европе как простой и эффективный инструмент оценки, анализа и повышения эффективности государственной службы, что подтверждается опытом более 900 организаций сферы государственного и муниципального управления. В период с 2003 по 2006 г. порядка 30 европейских стран включили CAF в национальные стратегические программы повышения качества и эффективности государственного управления.

Необходимо отметить, что CAF не смогла бы стать настолько эффективной без таких элементов, как самооценка и бенчмаркинг. Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Под эгидой ЕС была создана европейская сеть бенчмаркинга (The European benchmarking network (EBN)), которая объединила в рамках неформальной кооперации руководителей по административно-государственному управлению всех европейских государств - членов ЕС с целью обмена опытом, знаниями и новыми идеями. Эта сеть обеспечивает ее участников и всех заинтересованных лиц свободным доступом к информации о новейших достижениях по всей Европе и предоставляет необходимые услуги для выбора партнера по бенчмаркингу.

Основная цель CAF - простота в использовании методики оценки эффективности и качества, которая может использоваться для проведения внутриорганизационной самооценки. Эта цель конкретизируется в ряде основополагающих задач.

Общая структура оценки должна:

  1. служить предварительным инструментом самооценки (тестирования) эффективности управления организациями в рамках более общей стратегии управления качеством;
  2. способствовать проведению сравнительных исследований эффективности в государственном секторе;
  3. обеспечить своеобразный мост между различными вариантами использования управления качеством в административной политике стран ЕС <6>.

Исходя из поставленной цели и задач, CAF основывается на двух ключевых принципах:

  1. совместимость с различными организационными моделями государственных администраций;
  2. применимость для оценки специфики качества работы организаций государственного сектора.

Развитие модели CAF преследует четыре главные цели:

  1. Внедрить в сферу административного управления принципы менеджмента качества и оказать содействие в их развертывании посредством метода самооценки. Способствовать переходу от цепочки "планируй - делай" к циклу "планируй - делай - проверяй - воздействуй" (цикл PDCA).
  2. Предоставить механизм для самооценки организации с целью диагностирования и улучшения ее деятельности.
  3. Стать связующим элементом между различными моделями менеджмента качества.
  4. Обеспечить обмен опытом и изучение лучшей практики между организациями бюджетной сферы.

Для реализации этих целей в рамках общей схемы оценки разработана модель, включающая 9 критериев (рис. 2), объединяющих 28 составляющих (субкритериев).

Рис. 2. Структура CAF <7>

<7> См.: Государственная политика и управление: Учебник: В 2 ч. / Под ред. Л.В. Сморгунова. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: РОССПЭН, 2006. С. 302.

Общая схема оценки предназначена для использования во всех организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней: федерального, регионального, местного. Как правило, CAF используется в масштабах всей организации, но иногда, и особенно в крупных структурах, внедрение модели может быть ограничено отдельными частями организации, например департаментом или отделом. CAF может также рассматриваться органами власти в качестве элемента различных программ реформирования или как основа для разработки целевого плана улучшений в отдельных областях бюджетной сферы.

Критерии 1 - 5 характеризуют возможности организации. Возможности помогают оценить, какие подходы использует организация для достижения желаемых результатов.

Каждый критерий модели CAF оценивается исходя из 100 баллов и преследует четыре главные цели:

  1. Предоставить информацию для определения направлений, где необходимы первоочередные улучшения.
  2. Измерить собственный прогресс, проводя оценку по критериям CAF ежегодно или раз в два года.
  3. Определять в качестве успешного опыта направления, по которым получены наивысшие баллы.
  4. Помогать находить партнеров для эталонного сопоставления (бенчмаркинга) и изучения лучшего опыта.

Версия-CAF 2006 предлагает две схемы оценки: классическую и развернутую <8>.

Авторы учебника "Государственная политика и управление" относят ее к апробированным и уже доказавшим свою дееспособность системам самооценки эффективности и улучшения качества деятельности организаций сферы государственного и муниципального управления, муниципальных и государственных органов власти <9>.

<9> См.: Государственная политика и управление: Учебник: В 2 ч. / Под ред. Л.В. Сморгунова. Ч. 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: РОССПЭН, 2006. С. 302.

Существует современный российский опыт использования методики CAF <10>.

<10> Сборник материалов международной конференции "Эффективность и качество государственного и муниципального управления". Иваново, 2010.

Таким образом, можно говорить о перспективности общей схемы оценки для эффективности деятельности органов исполнительной власти. При этом хотелось бы обратить внимание на два, как нам представляется, важных момента. Во-первых, необходимо уйти от равновеликости весов каждого критерия и, может быть, для каждой группы организаций путем экспертных оценок определить свои значения. И во-вторых, в свете проходящих реформ заменить критерий "внешние партнеры и ресурсы" на "электронные процедуры управления", а "влияние на общество" на "антикоррупционную составляющую".

Самооценка на базе моделей премий используется многими организациями как один из методов управления, вне зависимости от их участия в том или ином конкурсе.

Она позволяет организации всесторонне оценить свою деятельность, степень удовлетворенности заинтересованных сторон, проанализировать бизнес-процессы, выявить области, требующие первоочередных улучшений, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

Организации, участвующие в конкурсе, должны представить результаты самооценки по критериям премии и на их основе — отчет на первом этапе экспертизы.

Моделями самооценки: в Японии — модель премии им. Э. Деминга, в Америке — модель Национальной премии по качеству Малкольма Болдриджа, в Европе — модель премии совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM), в России — модель премии Правительства РФ в области качества, в других странах — модели национальных премий этих стран.

В каждой стране организации могут выбирать любую из моделей в зависимости от конкретной ситуации, целей и потребностей.

Эти модели предназначены для количественной оценки (в баллах) деятельности предприятия и ее улучшения. Результаты подсчета баллов позволяют не только оценить степень совершенства организации управления на предприятии, но и сравнить между собой предприятия, занимающиеся аналогичной деятельностью.

Здесь важно отметить, что модели национальных и между- народных премий по качеству и прежде всего модель премии совершенства EFQM, положенная в основу Европейской премии, являются более комплексными моделями совершенствования деятельности любой организации по сравнению с моделями, заданными международными стандартами.

Особенно интенсивно самооценка использовалась в различных странах в 90-е гг. прошлого столетия, при этом большое внимание уделялось и совершенствованию методик самооценки.

При самооценке, ориентированной на улучшение деятельности, целью должно быть определение приоритетов, факторов и процессов, требующих изменений для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности организации, что особенно важно для слабых организаций с неэффективным управлением.

В процессе самооценки организация получает возможность:

  • обнаружить причины слабостей и пробелов в своей деятельности;
  • определить приоритеты развития и планировать улуч шения;
  • сопоставить свой уровень в баллах с уровнем лучших отечественных и зарубежных предприятий;
  • получить объективную оценку состояния дел со стороны квалифицированных экспертов.
  • привлечь внимание персонала к проблемам качества и активизировать его усилия по решению этих проблем.

Подробное изложение организации и методики проведения самооценки на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества содержится в Рекомендациях по самооценке.

В последние годы компании многих стран стали реже использовать самооценку или отказываться от нее потому, что в большинстве случаев она была ориентирована на подсчет баллов, как и при участии в конкурсе на получение премии.

Это отнимало много времени, но не давало ожидаемого эффекта в совершенствовании деятельности организации.

По мнению ученых, для повышения результативности самооценки она должна быть ориентирована не только на под- счет очков, но и на диагностирование организации.

Так, Тито Конти — один из наиболее известных современных европейских специалистов в области управления качеством, считает, что в практической деятельности организаций должно использоваться два вида самооценки.

Первый — самооценка в соответствии с критериями какой-либо премии, проводимая по правилам, установленным извне, с целью получения независимого “измерения” уровня качества; второй — самооценка, проводимая самой организацией с единственной целью улучшения.

Именно второй вид самооценки является диагностическим, позволяющим трансформировать самооценку в действительно продуктивную методику.

При этом для обеспечения эффективности самооценки она должна иметь высокий уровень диагностики. Наряду с диагностической самооценкой целесообразно время от времени, например раз в три года, проводить оценку по типу премиальной. В промежутках между этими мероприятиями сотрудники должны концентрировать внимание на улучшениях, а не на подсчете очков.

Модели самооценки, как и все другие модели и процессы, требуют постоянного совершенствования. В связи с этим на основе модели EFQM была создана общая структура оценки качества (Common Assessment Framework — CAF), называемая общей моделью самооценки (ОМС).

Благодаря удобству и простоте применения, ОМС изначально была предназначена для самооценки европейских организаций государственного сектора как средство улучшения их деятельности в области менеджмента.

Эта модель может применяться в самых разнообразных слу- чаях, в том числе для оценки деятельности организаций малого и среднего бизнеса, а в крупных организациях — и для оценки деятельности отдельных подразделений.

Результаты оценок по ОМС могут быть использованы, например, при решении вопросов о предоставлении кредитов, грантов, субсидий, инвестиций. Как и модель Премии совершенства EFQM, процесс самооценки ОМС охватывает весь диапазон целей компании и всю ее организационную структуру.

ОМС призвана решить следующие основные задачи:

  1. Зафиксировать уникальные характеристики организации.
  2. Служить средством улучшения деятельности организа ции.
  3. Соединить разные модели, применяемые в области ме неджмента качества.
  4. Упростить базу сравнения качества различных организаций.

Структура ОМС идентична структуре модели Европейской премии по качеству и соответственно Премии Правительства РФ в области качества. Она включает девять блоков, каждый из которых соответствует определенному критерию оценки деятельности организации:

  1. Лидерство руководства.
  2. Стратегия и планирование.
  3. Управление людскими ресурсами.
  4. Партнерство и ресурсы.
  5. Менеджмент процессов и изменений.
  6. Результаты, ориентированные на клиента (гражданина).
  7. Результаты, ориентированные на сотрудников.
  8. Результаты, ориентированные на общество.
  9. Ключевые результаты деятельности.

Самооценка — эффективный инструмент совершенствования организаций. Однако в России она используется недостаточно.

Среди причин ее неприятия большинством организаций — незнание методик самооценки, серьезное искажение данных при вовлечении в процесс самооценки менеджеров среднего звена и работников (часто — из-за желания приукрасить существующее положение дел, чтобы угодить руководителю), недостаточный интерес к этой деятельности руководителей предприятий как крупного, так и малого бизнеса.

Читайте также: