Сколько можно сидеть за компьютером в 14 лет с плохим зрением

Обновлено: 30.06.2024

Говорить, что гаджеты напрямую увеличивают риск близорукости, неправильно.

Но работа за компьютером может спровоцировать другие проблемы: сухость глаз и цифровое перенапряжение глаз, или синдром компьютерного зрения.

Есть ли связь у гаджетов и близорукости

Когда кто-то говорит, что из-за компьютера садится зрение, он часто подразумевает, что у человека развивается или усугубляется близорукость — состояние, когда человек хорошо видит вблизи и плохо вдали.

Это не вполне корректно, потому что близорукость — мультифакторное заболевание, при которой глазное яблоко формируется вытянутым, из-за чего неправильно фокусирует свет на сетчатке. Работа за компьютером на размер глаза никак не влияет.

Глазное яблоко у людей с нормальным зрением ровно такой длины, чтобы фокусировать свет на сетчатке. У людей с близорукостью: свет фокусируется за сетчаткой, так что изображение вдали получается размытым

Некоторые исследователи считают, что в наши дни близорукость стала встречаться чаще, потому что дети и взрослые гораздо чаще концентрируются на предметах, которые находятся вблизи, вроде экрана или книги, и реже — на предметах, которые находятся вдали, вроде линии горизонта или деревьев. По их мнению, из-за этого уменьшается способность видеть предметы на расстоянии.

С этой точки зрения, гаджеты действительно могут оказаться фактором, способствующим ухудшению зрения. Но это пока только гипотеза. До тех пор, пока не будет доказано, что привычка пользоваться компьютером или смартфонами уменьшает способность различать предметы вдали, говорить, что мониторы ухудшают зрение, неправильно.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Как работа за компьютером может навредить глазам

Долгая работа за компьютером может навредить глазам косвенно — провоцируя цифровое перенапряжение глаз, или синдром компьютерного зрения. Время от времени с этой проблемой сталкивается больше половины пользователей компьютеров, смартфонов, электронных книг и телевизоров.

По данным Американской ассоциации оптометристов, цифровое перенапряжение глаз возникает у тех, кто дольше трех часов без перерыва использует электронные устройства.

Что такое синдром компьютерного зрения — журнал «Здоровье и безопасность на рабочем месте»

Самые частые симптомы цифрового перенапряжения:

  • дискомфорт, сухость или жжение в глазах;
  • помутнение зрения или задваивание изображения;
  • головная боль;
  • боль в шее и плечах.

Синдром компьютерного зрения возникает сразу по нескольким причинам. Считается, что гаджеты утомляют глаза за счет плохого контраста между изображением и фоном, бликов, отражений и свечения компьютерного экрана. Все это заставляет пристально вглядываться в экран и в итоге вызывает перенапряжение.

Но дело не только в экранах. Перенапряжению способствует длительная неподвижность и врожденные проблемы со зрением, из-за которых человек слишком близко наклоняется или, наоборот, слишком далеко отодвигается от экрана. Из-за этого жертва цифрового перенапряжения часами сидит перед экраном с неправильной осанкой. В итоге мышцы шеи перенапрягаются, а кровоснабжение ухудшается — неудивительно, что голова и шея начинают болеть.

Сухость и жжение в глазах могут быть связаны с тем, что увлеченные работой за компьютером люди моргают реже, чем моргали бы, например, во время прогулки или за едой. В итоге поверхность глаза хуже увлажняется и быстрее высыхает, провоцируя неприятные ощущения. Если с проблемой ничего не делать, сильная сухость глаз может привести к воспалению или повреждению роговицы — это увеличивает риск глазных инфекций.

Влияние долгого использования компьютера на сухость глаз — журнал «Офтальмология»PDF, 181 КБ

Как избежать проблем со зрением при работе за компьютером

Американские исследователи из Университета Северной Каролины советуют исключить факторы, которые приводят к проблеме со зрением при работе за компьютером.

Если носите очки, раз в два-три года проверяйте зрение. У некоторых людей с возрастом зрение понемногу ухудшается. Из-за этого человек с близорукостью или дальнозоркостью может, сам того не замечая, наклоняться или отклоняться от экрана. Хотя мог бы просто сменить очки.

Делайте перерывы. Один из популярных способов дать отдых глазам в США называют «методом 20—20—20 ». Каждые 20 минут работы нужно делать 20-секундный перерыв, чтобы посмотреть на что-нибудь на расстоянии 20 футов — это примерно шесть метров. На таком расстоянии находятся деревья или дома за окном квартиры или офиса.

После двух часов работы нужно делать перерыв побольше — как минимум на 15 минут. Моргать тоже стоит почаще. Отслеживать это тяжело, поэтому имеет смысл вспомнить о том, что нужно поморгать, хотя бы в перерыв.

Если сохнут глаза, используйте искусственные слезы. Если выбираете капли в первый раз, имеет смысл начать с недорогих с хорошим составом — например, с «Дефислеза».

Если они не подойдут, попробуйте « Вид-комод » с повидоном или « Хило-комод » с гиалуронатом натрия. Если не поможет, обратитесь к офтальмологу. При серьезной сухости глаз подбор капель лучше доверить врачу.

Отрегулируйте положение монитора. Экран рабочего компьютера должен находиться примерно в полуметре от лица и на 15—20° ниже уровня глаз, то есть примерно на 10—12 см . Рабочий стол лучше поставить так, чтобы свет из окна или от светильников падал сбоку, — так экран меньше бликует.

Следите за влажностью воздуха. Это особенно актуально для людей, которые работают в кондиционированном помещении. Кондиционеры сушат воздух, так что и глаза могут сильнее сохнуть.

Чтобы воздух был более влажным, во время 15-минутного перерыва имеет смысл выключать кондиционер и открывать окно. А еще можно установить рядом с рабочим местом увлажнитель воздуха.

Что же до компьютерных очков, то при цифровом перенапряжении глаз особого смысла в них нет. Большинство из них предназначены для фильтрации синего света от гаджетов. Сам по себе синий свет вреда глазам не причиняет. Но может помешать уснуть, потому что подавляет выработку гормона сна — мелатонина.

Поэтому надевать очки имеет смысл разве что тем, кто планирует работать допоздна, а потом сразу нырнуть в постель. Всем остальным компьютерные очки не нужны.

Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.

2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.

3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.

4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.

5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.

6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.

7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.

8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.

9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.

10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.

11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.

12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.

13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!

14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.

15. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.

18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.

20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.

Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Абугова Т.Д.

Сегодня наши дети «сидят в гаджетах» не только из-за увлечений, но и вынужденно, потому что обучение стало дистанционным. Время зрительных нагрузок непомерно возросло. Неотрывно глядя в экраны с самого утра, школьники испытывают усталость. Они и так нервничают из-за нестабильности связи, невозможности двигаться и менять обстановку в течение дня. И возросшая нагрузка на зрение лишь усугубляет ситуацию. Пока обстоятельства требуют приспосабливаться и запастись терпением. А мы, сотрудники оптик, вместе с обеспокоенными и озадаченными родителями ищем оптимальные решения для наших детей.

Разберем все возможные способы, чтобы реально помочь детскому зрению не падать и оставаться здоровым.

  1. Вредное воздействие оказывает мерцающий синий свет - излучение от экранов гаджетов.
  2. Глазные мышцы при работе вблизи постоянно находятся в напряжении. Они расслабляются при переведении взгляда вдаль. Глаза ребенка перед экраном долгое время работают на одном и том же близком расстоянии. Если глазные мышцы не отдыхают, не получают регулярную «передышку», появляется избыточное напряжение и спазм аккомодации.

Действительно ли вреден синий свет, излучаемый экранами?

Неоспоримое утверждение, с которым согласны врачи многих специализаций – влияние гаджетов и синего света на циркадные ритмы.

Ребенок, даже будучи сильно уставшим, сидя в компьютере или в телефоне, уснуть не может. Вырабатывается мало мелатонина, происходит перевозбуждение головного мозга.

Именно поэтому «продвинутые» родители, и те, кто «в теме», запрещают использование гаджетов минимум за час до сна.

Также появились исследования о том, что во время работы с гаджетами зрачок человека сужается быстрее, а после работы с ними расширяется медленнее. В этом одна из возможных причин ночной миопии, когда пациент жалуется на то, что весь день работает за компьютером, а, выходя на улицу, плохо видит.

Ритмы бодрствования и сна

Сколько времени безопасно проводить за гаджетами?

Если речь о смартфоне, то нагрузка не должна превышать 2-3 часа в день. Все-таки это очень мелкое изображение в сочетании с близким расстоянием. Время за компьютером может быть увеличено. Важно понимать, что чем дальше расстояние и крупнее экран, тем легче глазам.

Поэтому будет оптимальным следующее решение: все, что можно делать не в телефоне, а в компьютере, делаем в компьютере. Фильмы лучше смотреть не на компьютере, а по телевизору.

С ребенком надо уметь договариваться и переводить все занятия на более дальнее расстояние и крупный формат, добавляя при этом защиту в очках. Если договориться не получается, можно порекомендовать использовать в детских гаджетах родительский контроль с установкой определенного плана работы на день. Такой подход может вызвать сопротивление со стороны ребенка, но введенные ограничения будут ему на благо.

Лайфхак: можно легко продублировать изображение с компьютера на экран обычного телевизора. Нужен всего лишь длинный HDMI-кабель (стоит менее 1000 рублей). В этом формате удобно не только смотреть фильмы, но и проходить онлайн обучение. Ваш ребенок во время уроков будет сидеть на самом безопасном из возможных расстоянии от экрана, и его глаза не будут испытывать сильное напряжение.

Как сделать так, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером?

Все дело в гормоне дофамине, который отвечает за получение удовольствия от достижения цели. При участии ребенка в компьютерной игре он вырабатывается в разы быстрее, нежели от выигрывания в теннис или футбол. «Вкусное подкрепление» нашей эмоциональной системе. Не дав взамен приятного подкрепления, оторвать от компьютера не получится. Нельзя просто забрать и ничего не дать взамен.

К сожалению, мы сами невольно подаём не лучший пример детям. Родители постоянно в телефонах, а ребенка просят отложить свой гаджет. Для маленького человека это явное противоречие. Он скорее примет вашу модель поведения, а не озвученные правила.

Семья в очках

Мама с ребенком гуляют

Поэтому совет родителям – заинтересовывать ребенка спортом. Важны прогулки на свежем воздухе 2 часа в день, желательно в светлое время суток. Родители удивляются этому совету, они хотят «волшебную таблетку», но вот она реальность!

В современных устройствах есть функция ночной режим с темным экраном. Дает ли она достаточную защиту от излучения, или требуются дополнительные средства?

Экран смартфона действительно не должен быть избыточно светлым, особенно в темное время суток. Но этой защиты недостаточно.

Ночной режим в телефоне

Защищают ли компьютерные очки от вредного излучения?

С точки зрения медицины, компьютерные фильтры блю-блокеры могут повысить контрастность, сбалансировать яркость, отсечь синюю часть спектра. В этом и заключается их эффективность.

Есть два вида защиты, на выбор:

  1. Материал очковой линзы. Ее можно отличить по желтоватому оттенку. Такие линзы слегка меняют цветовосприятие, делая все вокруг словно освещенным теплым мягким светом, выгодно отличающимся от резкого для глаз люминисцентного излучения современных ламп. Многие выбирают такие линзы именно за это: в них мир выглядит более солнечным. Это само по себе неплохо и для настроения в нашем пасмурном климате.
  2. Покрытие очковой линзы. У линзы будет едва заметный голубоватый оттенок. Линзы с таким покрытием не меняют цветовосприятие, выглядят просто прозрачными, их нельзя отличить от обычных по внешнему виду.

Советуем родителям ориентироваться и на личные ощущения – свои и ребенка. Вы можете заметить, что в очках с защитой от излучения работать гораздо комфортнее, нежели без них. Усталость будет меньше, и такие линзы будут полезны даже для тех, кто не нуждается в коррекции зрения.

Увы, чудодейственного средства для хорошего зрения не бывает.

Защитить глаза детей поможет только комплексный подход:

  • Чередование зрительной нагрузки с отдыхом или упражнениями для глаз. Посмотреть подробнее.
  • Выбор в пользу бОльшего размера экранов и увеличенных рабочих расстояний.
  • Спорт и прогулки на свежем воздухе в светлое время суток.
  • Компьютерные очки (блю-блокеры) с защитой глаз от вредного синего излучения.
  • Личный пример родителей и умение договариваться

Как это может выглядеть в реальной жизни:
Учиться онлайн перед максимально большим экраном (например, монитор подключен к телевизору). Во время дистанционных уроков быть в очках с блю-блокером. Выполнять упражнения для глаз. На каждой перемене вставать, походить по квартире. После уроков пообедать и идти на прогулку, часа на два. Световой день еще не закончен, польза максимальна. Движение плюс смена деятельности – то, что нужно после долгого сидения перед экраном. Ну а приготовление уроков и вечернее сидение в гаджетах желательно прекратить за час до сна. Несложно, правда?!

Все эти простые вещи мы можем организовать для своих детей сами. И они действительно работают, а вот волшебной таблетки не существует!

Ринская Н.В. - магистр оптометрии, магистр педагогики и психологии

Шекунова Е.А. - врач-офтальмолог, медицинский консультант ESSILOR Академии

Егорова А.В. - врач-офтальмолог, к.м.н., зам. главного врача по медицинской деятельности офтальмологической клиники «КРУГОЗОР»

Читайте также: