Crossfire как узнать поддержку

Обновлено: 04.07.2024

Друзья, а Вы знали что технология CLI как, и CrossFire пришли из одной команды разработчиков? Да просто всех сотрудников причастных в ней совместно с компанией(3DFX) поглотила Nvidia. А часть оставшихся в ATI - впоследствии стала AMD. Так, что эта технология имеет общие корни.

Но сегодня мы разберем как "перекрестный огонь" работает на современных картах, и есть ли от этого какой-нибудь прок.

Вначале немного теории

CrossFireX - обновленная технология (c 2005 года), позволяющая одновременно использовать мощности 2-х/3-х/4-х видеокарт Radeon одновременно для построения трёхмерного изображения.

Что для этого потребуется?

  • Сами видеокарты AMD с поддержкой CrossFireX;
  • материнская плата с поддержкой CrossFireX и с PCI-E x16 для подключения каждой ВК;
  • блок питания от 650 ВТ, с соответствующим количество разъемов дополнительного питания для видеокарт;
  • гибкий мостик CrossFireX ( не для всех ВК).

Особенности

1. Мостик CrossFireX нужен только для старых видеокарт

Про RDNA информацию пока не знаю, но для Polaris (RX460/470/480/560/570/580/590) мост уже не нужен. С Vega - аналогично. Crossfire мостом видеокарты соединяются последовательно - на тот случай, если решили соединить больше 2-х шт.

2. Видеокарты должны быть одной архитектуры. Думаю тут тяжело что-либо не понять или напутать.

3. Материнская плата. На каждом PCI-Ex16 разъеме, должно быть парно в режиме x16+x16, а не в x8/x4. На крайний случай - x8+x8. И именно это главная ошибка большинства горе собирателей системных блоков. Поэтому далеко не каждая материнская плата позволит Вам насладиться настоящей мощностью от 2-х и более видеокарт. Смотрите внимательно технические спецификации мат. платы.

4. Большинство игр не поддерживают или не позволяют получить увеличение качества и скорости обработки картинки в режиме Crossfire. Ни в Red Dead Redemption 2 , ни в Star Wars Jedi: Fallen Order , которые были под рукой, crossfire не работает. Вот здесь собраны данные насколько хорошо работает режим mGPU в каждой игре, вышедшей до октября 2019 г. В тех, где работает(Ведьмак 3) - прирост FPS от 40 до 100% FPS.

5. Энергопотребление подобных систем серьезное. Нужно заранее просчитывать и подбирать специальный БП. О дополнительном питании видеокарт читайте в нашей статье тут.

6. Обязательны самые последние драйвера. И выключенный режим mGPU (Crossfire) .

Совет: если вы решились собрать подобное, берите видеокарты с большим объемом оперативной памяти. Хотя бы ведущая ВК должна обладать 6-8 ГБ оперативной памяти. Эталонная или ведущая видеокарта в режиме mGPU (crossfire) всегда нагружена сильнее и у неё больше памяти в работе. В приложениях и играх должна быть поддержка Multi-GPU на программном уровне. Разработчики ПО, игр, как и сами Nvidia и AMD постепенно уходят от от поддержки mGPU режимов. .

В одной из следующих статей расскажем про профессиональные графические решения и за сколько их можно купить сейчас, например на вторичном рынке.

AMD(ATI) CrossFireX — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения. Является развитием технологии ATI CrossFire.

Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.

Технология ATI CrossFire была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване. А с Ноября 2007 года переименована в CrossFireX после релиза платформы АМД - Spider.

Требования.
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:

1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16 с чипсетом AMD или Intel определённой модели;
2. мощный блок питания;
3. видеокарты с поддержкой CrossFire.

Видеокарты должны быть одной серии, но необязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяется характеристиками чипа наименее производительной видеокарты.

CrossFire-систему можно организовать тремя способами:

1. Внешнее соединение — видеокарты объединяются с помощью кабеля, при этом карта, на которой распаян чип Compositing Engine, называется мастер-картой (Master card). Остальные видеокарты могут быть любыми в пределах серии.
*Использовалось в ATI CrossFire на картах Radeon от Х800 до X1900(включая X1950XTX/XT). В новых картах не применяется.
2. Внутреннее соединение — видеокарты соединены посредством гибкого мостика. Драйвером определяется, какая из них будет мастер-картой.
Этот наиболее современный и удобный способ используется сегодня для мощных и средних по мощности видеокарт.
3. Программный метод — видеокарты не соединяются, обмен данными идёт по шине PCI Express x16, при этом их взаимодейтсвие реализуется с помощью драйверов. Недостатком данного способа являются потери в производительности на 10-15% по сравнению с двумя вышеназванными способами.
*Обычно применяется для видеокарт не имеющих разьёма для подключения CrossfireX-мостика.
4. ATI Hybrid Graphics - используются интегрированное в материнскую плату видеоядро и внешняя карта установленная в слот PCI Express 2.0 x16 (т.е. только для чипсетов AMD 780G и 790GX).

Совместимые видеокарты и чипсеты:

более старые

и совсем старые

для поколения R400(X800/850) не привожу по причине его морального устаревания и непригодности для игр.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ чипсеты:
для матплат под AMD AM3:
AMD 890FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 890GX(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790X(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA1366:
Intel X58 (x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA1156:
Intel P55 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*здесь также важен выбор процессора, CrossFireX возможен ТОЛЬКО на процессорах Lynnfield(i5-7xx,i7-8xx). На процессорах Clarkdale(i3-5xx,i5-6xx,Pentium) - НЕВОЗМОЖЕН.
для матплат под AMD AM2:
AMD 580X (x16+x16, PCI-E 1.1)
AMD 790X (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат под Intel LGA775:
Intel 975X (x8+x8, PCI-E 1.1)
Intel X38 (x16+x16, PCI-E 2.0)
Intel P45 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel X48 (x16+x16, PCI-E 2.0)

НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ЧИПСЕТЫ:
для матплат под Intel LGA1156:
Intel H55/57 (x16+x4(через "южный" мост), PCI-E 2.0/1.1)
для матплат под Intel LGA775:
Intel 945P (x16+x4(через ICH7), PCI-E 1.1)
Intel P965 (x16+x4(через ICH8 ), PCI-E 1.1)
Intel P35 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P31 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P43 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 2.0/1.1)
обьяснение здесь:
/blog/Northwood3400
более старые не освещаю т.к. они заведомо не раскроют потенциал современных карт по причине отсутствия поддержки процессоров Intel Core 2 и AMD Phenom.

Производительность карт в CrossFireX серьёзно зависит от мощности процессора
/blog/Northwood3400

подключение двух видеокарт sli

После руководства по подключению в Crossfire двух видеокарт AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.

подключение двух видеокарт 3dfx sli

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.

sli подключение видеокарт 6600GT

SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.

  • Совместимые видеокарты . Как и для CrossFire, платы не обязательно должны быть идентичными, но построенными на одном процессоре. То есть, можно объединить видеокарты GeForce GTX960 от Asus и Gigabyte, но нельзя построить SLI из GTX750Ti и GTX960 от Palit. Рекомендуется использовать GPU с идентичными объемами памяти. Конфигурация из карт на 1 и 2 Гб если и заработает – использоваться будет меньший объем, а при различиях в скорости памяти (например, 2 Гб DDR3 и 1 Гб GDDR5) существует риск возникновения программных ошибок, приводящих к некорректному формированию изображения. Для обеспечения функционирования SLI требуются карты, оснащенные интерфейсом SLI и соединенные с помощью мостика. Возможно и объединение их программным путем, но в таком случае быстродействие системы будет ниже.
  • Подходящая системная плата . В плане поддержки чипсетами ситуация со SLI обстоит лучше, чем с CrossFire. Advanced Micro Devices решили обойтись без «палок в колесах» геймерам, использующим платы на наборах логики конкурентов, поэтому на чипсетах AMD 900-й серии присутствует поддержка обеих технологий объединения видеокарт. Чипы Intel тоже совместимы со SLI, что немаловажно. Само собой, в Nvidia не могли обойти стороной «родные» наборы микросхем серии NForce, топовые версии которых делают изначально SLI-совместимыми. Конечно, наличия подходящего чипсета недостаточно: на самой плате должно быть соответствующее количество гнезд PCI-Express. Рекомендуется использовать продукты, созданные для геймеров, где к каждому слоту подведено 16 или 8 линий PCI-E. В случае с бюджетными системными платами следует быть особо внимательным: подавляющее большинство геймеров, покупающих такие гаджеты, функций SLI никогда не использует, а «материнки» с двумя слотами PCI-E приобретаются ими «на всякий случай». Производители знают это и потому часто делают второй разъем неполноценным: подводят к нему 4, 2 или даже 1 линию, вместо 16 или 8. SLI на таких платах если и будет функционировать (не факт: нужно смотреть на коробке платы логотип SLI), то возможности видеокарт не будут раскрыты до конца.

Системная плата с поддержкой CrossFire

Таким логотипом маркируются SLI-совместимые комплектующие

Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 0, GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).

можно объединить в sli только видеокарты с мостиком

У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если подключение двух видеокарт SLI – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.

Перед тем, как подключить sli две видеокарты, удостоверьтесь в наличии достаточного количества кабелей

Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.

  • Нужно кликнуть по рабочему столу правой клавишей мыши и в появившемся окне выбрать пункт «Панель управления Nvidia».
  • В подменю «Настройки 3D» следует выбрать пункт «Настроить SLI, PhysX».
  • В открывшейся вкладке необходимо установить галочку «Максимальная производительность 3D».

как соединить видеокарты sli в ОС Windows

Включение SLI в Windows

После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

Большой поклонник качественной китайской техники, любитель четких экранов. Сторонник здоровой конкуренции между производителями. Чутко следит за новостями в мире смартфонов, процессоров, видеокарт и другого железа.

На моём канале мы уже обсуждали, как правильно выбирать видеокарту , перспективные технологии улучшения производительности в играх. Настал черед монструозных технологий, которые не прошли проверку временем и на текущий момент если и используются, то в узкоспециализированных решениях для профессионалов. Дело пойдёт о технологиях совместной работы нескольких видеокарт в одной связке - AMD CrossFireX и Nvidia SLI.

История

Nvidia

В 1998 году ещё живая компания 3dfx представила графический процессор Voodoo2. Интересная на то время новинка предлагала много новых технологий(например на одной плате было сразу три видеочипа), однако нас интересует технология, которая была представлена вместе с ней SLI ( англ. Scan Line Interleave — чередование строчек). SLI предлагала совместную работу нескольких плат над одним изображением. На тот момент работа технологии была довольно демократичной по отношению к пользователю - коллективно могли работать видеокарты от разных производителей с разным объемом памяти.

3dfx в течении последующих лет выпустила еще несколько чипов, однако они не снискали какого-либо коммерческого успеха(Voodoo5 6000 было продано около 200 штук). В 2001 году компанию поглотила Nvidia со всеми имеющимися патентами, и с того момента технология именовалась NVIDIA SLI(англ. Scalable Link Interface - масштабируемый интерфейс). В 2004 вместе с выходом первых решений на базе шины PCI-E. Видеокарты соединялись посредством специального переходника-мостика.

В 2006 году Nvidia продолжила развитие в этом направлении представив Quad SLI, позволяющей работать в паре двухчиповым видеокартам (например GeForce 7900GX2). В конце 2007 года представила 3-Way SLI, позволяющая объединять в трио видеоадаптеры Nvidia .

С 2018 года на смену SLI пришла технология NVLink Bridge на базе NVLink и позволяет объединять только 2 карты Nvidia. Применяется начиная с серии GeForce 20xx RTX.

Что там у AMD?

AMD представила аналогичную технологию в 2005 году с названием AMD CrossFire (с англ. — «перекрёстный огонь»). В первом поколении технология работала исключительно на материнских платах с поддержкой CrossFire. Так же одна из видеокарт должна была получить сертификат CrossFire Ready. Так же требовался специальный переходник-мостик, объединяющий две видеокарты. Во втором поколении это ограничение убрали, однако соответствующая материнская плата всё равно была обязательным атрибутом сборки.

В 2007 году дебютировало третье поколение с приставкой CrossFireX . Технология избавилась от недостатков предыдущих поколений и даже позволяла объединять сборки из gpu от разных производителей и с разной частотой чипа.

Последнее четвертое поколение вышло в 2013 году и предлагала соединение уже по шине PCI-E.

Не снискав большой славы бренд CrossFire был отозван компанией AMD в 2017 году.

Принципы работы

1.SuperTiling(Только у AMD)

Картинка делится на квадраты 32x32 пикселя и принимает вид шахматной доски. Каждый квадрат обрабатывается одной видеокартой в шахматном порядке. Затем из всех квадратов изображение соединяется в одно.

2.Scissor(Split Frame Rendering у nvidia)

Изображение разделяется на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке SLI или CrossFire. Каждая часть изображения обрабатывается отдельным GPU.

Принцип работы Scissor(Split Frame Rendering у nvidia) Принцип работы Scissor(Split Frame Rendering у nvidia)

3.Alternate Frame Rendering

Обработка кадров происходит поочередно: первый GPU обрабатывает только чётные кадры, второй GPU — только нечётные . Однако, у этого алгоритма есть недостаток - первый кадр может быть простым, а следующий сложным для обработки.

Этот алгоритм, запатентованный ATI(до поглощения AMD) используется также в nvidia SLI.

4.SuperAA(SLI AA у nvidia)

Алгоритм, нацеленный на создание одной и той же картинки с разными эффектами сглаживания что в сумме повышало качество итогового изображения.

Почему не взлетело?

Несмотря на кажущуюся эффективность в первую очередь технологии, презентованные как средство ультимативной производительности на деле давало не такую уж и большую прибавку к этой самой производительности. Две видеокарты никогда не давала эффект X2 FPS. Быстрое развитие рынка GPU, когда каждый год выходили значительно более мощные решения по отношению к предыдущему поколению делало покупку двух видеокарт не очень рентабельным занятием.

Ко всему можно было добавить ужасную оптимизацию как со стороны производителей видеокарты, так и со стороны разработчиков ПО. Очень часто такие сборки вообще отказывались работать.

А если все вас устраивает - вам понадобиться мощный блок питания, способный дать достаточно напряжения сразу двум чипам.

По итогу сейчас решения используются исключительно в майнинг-фермах или суперкомпьютерах по сути полностью обходя стороной рынок настольных видеокарт для геймеров.

Читайте также: