Дети и компьютер какие проблемы эссе

Обновлено: 05.07.2024

Споры о пользе и вреде компьютера , а, точнее, уже о роли хайтекреволюции в жизни не только взрослых, но и детей , ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Е. И.

Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Дети и компьютер»

ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР

Петрова Евгения Ивановна,

Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.

Ключевые слова: дети; компьютер; Интернет; восприятие информации; формирование мышления; здоровье и психика ребенка; виртуальное общение; компьютерная зависимость; эволюция мозга.

CHILDREN AND COMPUTER

Petrova Evgeniya Ivanovna,

Candidate of Chemical Sciences, associate professor,

Key words: children; computer; Internet; information perception; thinking forming; health and state of mind of a child; virtual communication; computer addiction; brain evolution

О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных

программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.

Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях: проводят исследования ученые, дети спорят с родителями, родители - с учителями и т.д.

Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.

Современные студенты, с которыми приходится иметь дело, преподавая в вузе, часто обнаруживают неспособность долго воспринимать (слушать или читать) текст без картинок, неумение выделить главное из текста, который «скачали» из Интернета, пересказать его своими словами. У них другой способ запоминания информации.

Целью настоящей работы было понять особенности восприятия информации современными детьми и подростками, попытаться оценить вклад компьютерных методов в обучение и развитие и влияние компьютера на здоровье ребенка с тем, чтобы понять, каким образом формируется мышление студентов, как воспринимают и усваивают информацию они, эти выросшие дети.

Представляло интерес рассмотреть разные, иногда полярные, точки зрения и попытаться сформировать собственное отношение к этой очень непростой проблеме.

Приведем типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста.

Так, педагог Рина Жукова [1] считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей - отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может

стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына [2], сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером - то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы-«обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.

Однако признавая неоспоримую пользу компьютера, не следует забывать и об отрицательном влиянии этой умной машины на физическое здоровье и психику ребенка. Сайт для мам: supermams. ru [3], в частности, предупреждает, что длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате могут вызвать серьезные последствия. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:

- детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми - «стрелялками», «догонялками», «убивалками»;

- неправильное восприятие картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы;

- трудности в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как-то менять себя и предпринимать какие-либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая. Можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и

спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется.

Специальное исследование, касающееся феномена хакерства, провела доцент кафедры психологии МГУ Ю.Д. Бабаева [4]. Было опрошено 900 человек разных возрастных групп и профессий. Многие из них считают, что хакеры обладают довольно высоким уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими способностями. Однако для подтверждения или опровержения этих «житейских» представлений пока не хватает соответствующих научных данных. В научном сообществе нет также единой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Чаще всего его связывают с трудностями в общении, а также со стремлением к самоутверждению, поэтому хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен требует специального изучения.

Ученые заговорили и еще об одном явлении, связанном с цифровой революцией, - эволюции мозга [5]. «На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - утверждает известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл. - Для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения!» По мнению Смолла, назрел новый конфликт поколений - «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. У младшего поколения мозг претерпевает цифровую перепрошивку с пеленок. И, благодаря пластичности незрелый мозг цифровых аборигенов учится новому необычайно быстро. А мозг людей старшего поколения, которое Смолл называет цифровыми иммигрантами, с большим трудом приспосабливается к высоким технологиям.

Правда, у цифровых иммигрантов с их постаревшими нейронными связями, есть масса своих преимуществ. Взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. Мобилизовать и переобучить можно даже те его области, которые уже зарезервированы под конкретную задачу. Более того, после 50 лет мы начинаем упорядочивать информацию, что накопилась за дол-

гие годы жизни. К середине жизни также начинают работать оба полушария вместе, а не по отдельности, как в молодости. Это позволяет быстрее находить новые идеи. И, главное, старшее поколение умеет общаться. А у «поколения Next», которое сидит в чатах и скайпах, атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу. Кроме того, пока непонятно, как на мозге цифровых аборигенов, с его уникальными нервными связями, скажутся физиологические и психологические эффекты старения.

Итак, к каким же выводам приходят те, кто занимается проблемой влияния компьютера на восприятие информации и мышление детей?

Восприятие информации. «Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», - говорит доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» ФОМа Лариса Паутова [6]. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации», - продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.

Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда он-лайн-беседы - неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощенным. «При этом не стоит забывать, что полностью заменять одно другим нельзя, - полагает кандидат психологических наук Людмила Аншакова. - Наша психика устроена так, что человек выбирает путь наименьшего сопротивления, и возвращение к более сложному варианту требует усилий».

То же касается и самовыражения. «С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать свое мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой, отсутствие видимых эмоций обедняет общение», - считает доцент кафедры воз-

растной психологии МГПУ Татьяна Авдулова [6].

Правильный режим работы. При несоблюдении режима работы компьютер из друга превращается во врага. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. Завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. И чтобы компьютер не вредил здоровью, важно строго регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса следует проявить настойчивость и последовательность. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет - не более часа-полутора [1].

Компьютерная зависимость. Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.

Основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер - это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком [7].

Эволюция мозга. Мнения по этой проблеме разделились. По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук Виктор Черепанов [5], информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации - видео-, аудио-, говорящие игрушки, интерактивные игры. Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали «кризисом идентич-

ности». Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках.

По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.

Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Юрия Щербатова, считают, что нынешние изменения

- это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания. Смартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли.

Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.

Положительными факторами можно считать следующее:

- благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность;

- мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;

- стремительно растет средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков;

- интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.

При этом не следует забывать и об отрицательных факторах:

- Интернет уменьшает способность концентрироваться

и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется;

- мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию;

- хай-тек-революция погружает человека в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь;

- при увлечении общением он-лайн появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу;

- Интернет учит многозадачности - возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной;

- мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти;

- длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл [5] назвал техногенным истощением мозга.

Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага, необходимы внимание и помощь родителей. Всегда следует помнить о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными длядетей.

Когда отправляться в плавание по Интернету и начинать он-лайн-общение, зависит от развития ребенка. Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов.

Единственным проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это заинтересовать тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не только пережить острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. И помочь в этом может только родительская культура, самообразование в этой области.

5. Кузина, С. //Комсомольская правда (Еженедельник). - 2011. - 29 сентября-6 октября. - С.9.

Возможности использования персонального компьютера (ПК) для обучения и развития ребенка огромны. Что же существенного может дать «учитель – компьютер»?

** при занятиях на компьютере у ребенка успешно формируется вначале игровая, а затем и учебная мотивация. И что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора.

** Интенсивно развивается знаковая функция сознания, так как ребенок, играя в обучающие игры, начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальнее вещи, но только их обозначения.

** Психологи, родители, педагоги отмечают, что у ребенка значительно улучшается память, внимание.

** Компьютерные игры имеют большое значение для развития мелкой мускулатуры кисти и тонкой моторики ребенка, поскольку во время любых игр, необходимо нажимать определенные клавиши. Таким образом, успешно формируется координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

** Работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации, что ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и качественно лучше осознать новый материал. Таким образом, тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становится базовым для обучения.

Негативные последствия для здоровья при работе на ПК и меры их профилактики

РЕЗКОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ НАГРУЗКИ НА ЗРЕНИЕ

Наиболее распространенные признаки зрительного и психофизического утомления

Прямые признаки: расплывчатое изображение, искажение цветового восприятия, ощущение дискомфорта от привычных очков, раздваивающееся изображение, трудность фокусировки взгляда, ощущение напряжения в глазах, головные боли, раздражение глаз, ухудшение зрения.

Косвенные признаки: боль в шее, плечах, спине, руках, значительное психоэмоциональное возбуждение, раздражительность, нервозность, плохое засыпание, и частые пробуждения в течение ночи, «неуправляемое» поведение, снижение физической и интеллектуальной работоспособности.

• Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.

• Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, т. к. грязь дает дополнительное искажение.

• Индивидуально подобранные стол и стул позволяют ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см).

• Не ставить компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну, блики на экране способствуют утомлению глаз.

• Наиболее вредными считаются игры типа DOON и работа в Интеренете. Ограничьте своего ребенка в играх этого типа.

• Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает снимать зрительное утомление.

• Необходимо, чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы, давал глазам отдохнуть. Научите его делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения, как сосредоточение взгляда поочередно на близкой и далекой точках,; попеременно посмотреть направо-налево, вверх-вниз, не поворачивая головы; сильно зажмуриться и широко раскрыть глаза и др.

• Можно подобрать ребенку специальные очки для работы на компьютере.

СТЕСНЕННАЯ ПОЗА. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ СТАТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК, СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, СТРЕСС

Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран, одновременно держать руки на клавиатуре и других клавишах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется в процессе всей работы.Такая фиксированная поза вызывает следующие нарушения: заболевания кистевых суставов, затрудненное дыхание, стойкие изменения костно-мышечной системы- остеохондроз, искривления позвоночника.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Ребенок должен:

** работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, что позволяет ему хоть изредка менять позу;

** сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может изменяться, с учетом роста ребенка, детям очень нравится крутиться и кататься на таких стульях, а это дает невольную передышку в контакте с экраном и увеличивает двигательную активность;

** регулярно прерывать общение с компьютером, вставать потягиваться, делать мини-зарядку, упражнения для глаз, на расслабление и др.

** для того, чтобы ослаблять нагрузку на руки, исходя из ваших возможностей, приобретите для ребенка клавиатуру, коврик, «мышку», и джойстик последних моделей; они выполнены с учетом особенностей строения кисти, предлагают более удобное размещение рук, правильное положение плечевого пояса; руки при работе с ними устают меньше.

ИЗЛУЧЕНИЕ, ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

• Установите монитор задней стенкой к стене.

• В комнате, где стоит компьютер, чаще делайте влажную уборку, вытирайте пыль.

• Научите ребенка, каждый раз, закончив работу на компьютере, умываться холодной водой.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

• Чтобы снизить нагрузку на психику ребенка, выберите для него более спокойные игры.

• Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры.

• Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают только для того, чтобы на нем играть и не подозревают, что его можно использоватьи для других, не менее занимательных целей. При этом научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики. Тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы, чем вреда.

• Если ваш ребенок особо увлечен играми со стрельбой, погонями, договоритесь с ним о сокращении времени, проводимого за этими играми. Найдите возможность извлечь пользу из самой казалось бы бесполезной игры. Попробуйте вместе с ребенком понять и поучаствовать в игре, войти в реальность, в которой существует только ваш ребенок и виртуальные герои, завоевывайте свое место и авторитет в сознании ребенка.

Внимание, родители! Постарайтесь не забывать о ребенке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, обращайте внимание на то, чем он занимается, вовремя напоминайте о необходимости сделать перерыв в работе.

ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ. УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИ. АГРЕССИВНОСТЬ

Появление психологическойзависимости выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка разивается ощущение мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, выражена бедность эмоциональной сферы, сужается круг интересов ребенка, происходит уход от реальности в созданный собственный «виртуальный мир». Ребенок, который проводит дни и ночи напролет с один на один с компьютером, со временем начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, взрослыми, теряет контакт даже с теми, кто был раньше близок. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей ПК агрессивное поведение, создают культ насилия, войны, жестокости.

Внимание, родители! Неустойчивую психику маленького ребенка постарайтесь максимально долго оберегать действительно жестоких сцен в играх. Если ваш ребенок стремиться уйти в виртуальный мир, значит вам необходимо срочно разобраться, чего ему не хватает в окружающей действительности.

Основные правила профилактики неблагоприятного воздействия ПК

1. Компьютер следует располагать в углу или задней поверхностью к стене.

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка, поэтому пол не следует закрывать ковром или паласом.

3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или специальной салфеткой.

4. Считается, что кактусы, поставленные перед экраном, помогают уменьшить негативное влияние излучений.

5. Надо чаще проветривать комнату, где расположен компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.

Несколько советов, которые помогут вам сохранить физическое и психическое здоровье ребенка

• Не спешите вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала попробуйте сами до него «достучаться»

• Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Поделитеь с ребенком секретами успеха в этих играх и не ленитесь играть вместе с ребенком; это сблизит вас и улучшит взаимопонимание.

• Чаще давйте ребенку в руки кисть ил мозаику, пластилин или глину. Займитесь с ребенком совместным творчеством.

• Вспомните, что рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию вместе куда-нибудь ходить хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки и творчество очень сближают!

• Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. Ваша задача состоит скорее в том, чтобы снизить «ценность общения» с компьютером. Если допуск к компьютеру становится поощрением за успехи, а лишение его - наказанием, то это может только усугубить ситуацию.

Все это достаточно нелегко. Но мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам найти взаимопонимание с ребенком и вы легко сможете преодолеть волну «компьютеромании» и предупредить возникновение игровой зависимости.

Желаем вам и вашим детям здоровья и успехов!

Цветотерапия — эффективное средство сохранения здоровья Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер» Ребенок и компьютер За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга. Если у вас есть компьютер с.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер: вредная игрушка или средство развития?» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер». Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой,.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер» Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Какую картину мы наблюдаем.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» «Ребёнок и компьютер. Вред и польза» В наше время компьютеры так глубоко.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Ребенок и компьютер» Присутствовало: 19 человек ПОВЕСТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: 1. «Ребенок и компьютер» 2. «Профилактика гриппа и ОРЗ» СЛУШАЛИ: 1. По первому.

Проведение родительского собрания для старшей группы «Ребенок и компьютер» Оглавление Введение. 1. Организация родительского собрания. 2. Подготовка родительского собрания. 3. Проведение родительского собрания.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что.

Сохранение психофизического здоровья педагога Сохранение психофизического здоровья педагога. Многочисленные исследования показывают, что профессия педагога является одной из более подверженных.

Сейчас компьютер стал практически незаменимым помощником наряду со стиральной машиной, телевизором или газовой плитой. И так же, как и в случае с техническим прогрессом, он может принести как плюсы, так и минусы.

Плюсы компьютера сложно переоценить. Во-первых, это прекрасный источник информации, особенно, если устройство подключено к Интернету. Интернет я вообще считаю одним из важнейших достижений современной цивилизации. Наши родители в своей молодости не могли похвастаться таким изобретением. А вот молодёжь оценить успела. Ребёнок может использовать компьютер и Интернет для поиска необходимых данных, которые позволят ему лучше учиться. Кроме того, такой поиск будет полезен для улучшения своих оценок в табелях и дипломах, потому что давно известно, «кто правит информацией, тот управляет миром».

Компьютер может увеличить знания подрастающего поколения. Главное — знать, как им правильно пользоваться. Библиотека — это хорошо, но она не сравниваться с компьютерной памятью. А через Интернет ребёнок может познакомиться со многими интересными людьми и расширить свой кругозор.

Разумеется, иметь в семье компьютер — не только плюсы, но и некоторые минусы. Сам по себе, такой прибор не вреден, но если постоянно на нём зацикливаться, то можно чересчур сильно погрузиться в виртуальный мир. А замена виртуальностью реальности —всегда плохо. Кроме того, постоянное сидение в Интернете может мешать личной жизни и, более того, ухудшить успехи в учёбе. Не говоря уже о том, что, если не следить за зрением, то можно сильно испортить глаза. Другими словами, всегда необходимо придерживаться предварительных мер по защите здоровья, например, делать упражнения для зрительных нервов или зарядку через каждый час.

Компьютер для детей может превратиться в настоящего друга. Но способен стать и откровенным врагом. Потому обязанность родителей — правильно направлять ребёнка, чтобы он смог избежать опасностей во время работы за клавиатурой. Если сделать всё, следуя технике безопасности, то дети вырастут в современных и конкурентоспособных работников. В противном случае, компьютерный опыт закончится печальными последствиями.

Невозможно представить себе современную жизнь без компьютеров. Они помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Чем же могут быть полезны компьютеры детям и подросткам?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих логику, мышление, память.

Во-вторых, занятие на компьютере воспринимается ребёнком как игра, поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно–моторной координации.

В-четвёртых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Но есть и обратная сторона медали: чрезмерное увлечение компьютером может привести к формированию болезненного пристрастия (зависимости). Именно об этом хочется напомнить Вам перед приближающимися летними каникулами.

Зависимость от компьютерных технологий может быть выражена в двух формах:

  • игровая зависимость;
  • интернет–зависимость.

Чем же опасны компьютерные игры? Особенность большинства компьютерных игр – отсутствие у них логического завершения. А любое незавершённое действие ведёт к возникновению у человека специфической потребности, которая побуждает его вновь и вновь возвращаться к нему. Онлайн-игру можно представить как глобальное незавершённое действие, которое побуждает игроков вновь и вновь возвращаться к игре и совершать, по сути, одни и те же игровые действия, блуждая по замкнутому кругу.

Интернет–среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интернет–пространство – отличное место, где можно что-то делать, при этом создаётся притягательное ощущение безопасности и вседозволенности. Но здесь не сам факт пребывания или время пребывания в интернете является основным сигналом. Сигналом является социальная дезадаптация: конфликты с друзьями, конфликты в школе, исчезновение окружения сверстников – то есть уход из реальной жизни.

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают мальчики, так как инстинкт победителя у мужчин в крови ещё с пещерных времён – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки».

Группой риска в плане возникновения компьютерной зависимости являются также дети, имеющие неврологически осложнённый анамнез и связанную с ним повышенную эмоциональную неустойчивость, восприимчивость, возбудимость и сложности самоконтроля. Такие дети быстро утомляются, перевозбуждаются от игры и в тоже же время не в состоянии усилием воли «оторваться» от неё.

Почему же дети становятся зависимыми от компьютерных технологий? Этому есть много причин, среди которых:

  • Отсутствие навыков самоконтроля. Ребёнок не может осознавать, адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Он недостаточно ориентируется в реальном мире, не имеет навыков решения жизненных задач, не может проанализировать ситуацию, наметить перспективу.
  • Отсутствие контроля со стороны родителей.
  • Дефицит общения в семье.
  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где он чувствовал бы себя хозяином.
  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
  • Неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
  • Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Что же мы можем сделать для предупреждения развития зависимости у наших детей?

  1. Общайтесь со своим ребёнком "на одной волне". С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребёнком, спрашивайте его мнение. Ежедневно рассказывайте, как прошёл ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Помните, что для ребёнка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
  2. Говорите с ребёнком и об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  3. Ознакомьте ребёнка с временными нормами использования компьютера (ведь всё хорошо в меру). Ограничьте время, проводимое ребёнком за компьютером, и не позволяйте ему играть в компьютерные игры за 1,5–2 часа до сна и особенно ночью.
  4. Осуществляйте "цензуру" компьютерных игр и программ. Научите ребёнка использовать компьютер и Интернет в помощь учёбе. Следите, в какие игры играет ребёнок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если вы заметили, что ребёнок начинает разговаривать с персонажами игр, прекратите игру.
  5. Старайтесь развивать в ребёнке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребёнка появился какой-либо интерес. Обязательно ходите всей семьёй в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.
  6. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.
  7. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  8. Приобщайте ребёнка к домашним обязанностям.
  9. Культивируйте семейное чтение.
  10. Контролируйте круг общения ребёнка, приглашайте его друзей в дом.
  11. Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
  12. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  13. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
  14. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка.
  15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребёнка.

Задумайтесь: как вы общаетесь с ребёнком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?

Постарайтесь хотя бы себе ответь на вопросы:

Что вы знаете о пристрастиях вашего ребёнка?

В какие игры он играет, чем интересуется?

Сколько времени вы проводите вместе с ребёнком, о чём разговариваете?

Можете ли назвать несколько ярких событий из жизни ребёнка за последние месяцы?

Мы всегда должны помнить, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие наших детей ответственны только мы, взрослые. Поэтому нам надо стараться сделать всё, чтобы они выросли физически и психически здоровыми.

Читайте также: