Должна ли школа предоставить компьютер для дистанционного обучения

Обновлено: 02.07.2024

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

  1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
  2. обучающихся в иных образовательных организациях.

Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 - 13.3 настоящего указа.

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других - нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.; - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.


Недавно стало известно, что начиная с 2020 года, российские школы и колледжи примут участие в масштабном эксперименте по внедрению в образовательный процесс современных цифровых технологий. Эксперимент рассчитан на несколько лет и стартует 1 сентября этого года.

Кто будет принимать участие в эксперименте? Желающих оказалось много. Однако не все так просто, каждый российский регион имеет разного уровня технологический потенциал, именно поэтому эксперимент проводить будут выборочно.

К настоящему моменту известны субъекты федерации, которые должны принять участие в проекте, и к ним должны будут добавиться другие регионы. Полный список будет известен к 1 сентября.

Края: Алтайский, Пермский.

Области: Челябинская, Астраханская, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Калужская, Новгородская, Кемеровская, Нижегородская и Московская.

Ямало-Ненецкий АО, Кузбасс.

Получат ли школьники компьютеры для дистанционного обучения


Из-за суровой действительности, связанной с коронавирусной инфекционной болезнью, российская система образования вынуждена развиваться в новом для себя направлении. Всем учащимся пришлось проходить обучение удаленно. Чтобы полноценно учиться детям потребовались не только учебники и методические пособия. Встал вопрос о необходимости компьютеров, планшетов, смартфонов с доступом в Интернет.

Как показала практика, далеко не каждая российская семья может обеспечить ребенка необходимым оборудованием, для беспрепятственного обучения онлайн. Во многих семьях встал вопрос не отсутствия технических устройства, а их нехватка. К примеру, в семье один ноутбук, но детей школьного возраста двое, и каждому требовалось устройство для учебы.

В связи с этим правительство решило организовать помощь. Семьи, в которых нет ПК или планшета могут получить одно из устройств на период обучения на бесплатной основе.

Кому школа может бесплатно выделить компьютер или планшет для учебы


Скорее всего, устройство будет не новым и передано будет ученику на время учебного периода. Предоставлять бесплатно ПК или гаджет будут только тем учащимся, у которых нет возможности приобрести устройство для домашнего использования. Под эту категорию не подпадают те, кто хочет получить компьютер для своих потребностей вне учебы.

Вопрос о выдаче устройства решается родителями и администрацией учебного заведения, в котором оформлен ребенок. Школьная администрация должна принять все заявки, после чего передать их в вышестоящий орган.

Родители ребенка должны составить заявление, в котором указать, что ввиду сложного материального положения нет возможности приобрести оборудование для обучения. Заявление будет передано на рассмотрение специальной комиссии, и если оно будет соответствовать действительности, то семье будет предоставлен ПК с подробной инструкцией о том, как его можно эксплуатировать.

В России проходит акция «Помоги учиться дома»


Акция проводится за счет волонтерской и благотворительной деятельности. Государство на этот проект не выделяет средства. Поддержка проекта осуществляется на фоне добровольного финансирования со стороны российских добровольцев. Во всех уголках государства эта акция получила отклик от местных жителей.

В связи с тотальным переходом на дистанционное образование и частым отсутствием условий для его реализации публикуем образцы заявлений работника и родителя, по которому вас должна обеспечить школа или органы власти.

Для работы нам понадобится:
— Сила воли (к сожалению, без нее никуда);
— Трудовой договор и должностная инструкция;
— «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — ТК РФ);
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в РФ»).


Образец заявления учителей

Согласно ст. 13 ФЗ «Об образовании в РФ» При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

В нашей школе реализуется дистанционное обучение.
Согласно ч. 2 ст. 22 работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей и обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Моим трудовым договором и должностной инструкцией предусмотрено, что я должен проводить учебные занятии качественно и согласно учебному плану.

Так, для выполнения моих обязанностей надлежащим образом мне необходимо, чтобы работодатель предоставил мне:
— Компьютер, ноутбук или планшет, который будет исправно работать с помощью которых я смогу выполнить поставленные передо мной задачи.
— Обеспечить меня выходом в интернет. По этому пункту я согласен на компенсацию оплаты интернета.
— Иная техника, необходимая для работы дистанционно (например, микрофон, вебкамера или оплата сервисов, которые настоятельно вам рекомендуют).

Даже если со мной было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору о работе дистанционном способом, то в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащего им либо арендованного ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.

В настоящее время ни трудовой договор, ни дополнительное соглашение о дистанционной работе не содержит порядок предоставления мне необходимой техники и порядок возмещения расходов (например, расходы за интернет и др.).

Таким образом, на основании вышеизложенного прошу:
1. Предоставить запрошенную технику и технические средства необходимые для выполнения работы;
2. Заключить со мной соглашение о размере, порядке и сроках компенсации мне расходов, связанных с выполнением работы (оплата аккаунтов, интернет, мобильная связь и т.д.).

До предоставления указанной техники я не могу гарантировать выполнение моей работы в полном объеме и в случае предъявления претензий к качеству ее выполнения, а также в случае отказа в компенсации моих расходов я буду вынужден обратиться за защитой своих прав в прокуратуру и трудовую инспекцию.

Образец заявления

Директору школу № 666 города Хорошей Учебы.
В соответствии с п.1 ч. 4 ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Я, Иванов Иван Иванович, родитель обучающегося Иванова М.И. 7 «А» класса, хочу выполнять требования закона и помогать сыну добросовестно осваивать учебную программу. Я прошу образовательную организацию выполнить предусмотренные законом обязанности.

Согласно п. 1, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

На основании вышеизложенного мы просим обеспечить реализацию в полном объеме образовательной программы и бесплатно предоставить в пользование средства обучения:

1. Планшет, ноутбук или компьютер с выходом в интернет, с помощью которых можно будет осваивать образовательную программу
2. Микрофон и вебкамеру (в случае, если нужно будет обеспечить обратную видео или аудиосвязь от обучающегося).;
Также просим сообщить о дате и месте получения средств обучения.

Дополнительно сообщаем, что в случае игнорирования данного заявления мы будем вынуждены обратиться за защитой своих прав в прокуратуру и Минпросвещения России.

Как школьному учителю организовать дистанционное* обучение?

Эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» Максим Александрович Басин, ведущий дисциплины программы по использованию дистанционных* образовательных технологий в педагогической практике, подготовил свод рекомендаций в помощь учителям, работающим удалённо в условиях карантина

Большинство учителей школ никогда не работали с дистанционными* образовательными технологиями. И сейчас в короткие сроки им необходимо наладить обучение предмету в удалённом режиме. С чего начать, как подготовиться и запустить процесс, как общаться с детьми и их родителями? Все ответы – в статье.

Что нужно?

Материалы и оборудование

В первую очередь определим техническое оснащение, необходимое педагогу для работы в удалённом режиме. Это:

  • компьютер или ноутбук;
  • наушники или колонки;
  • микрофон;
  • web-камера.

Для съёмки видеоуроков можно использовать смартфон, но онлайн-занятия удобнее проводить у монитора ПК.

Выбор платформы

Электронный журнал (СГО) не может полноценно использоваться в качестве площадки для дистанционного* обучения. Да, в этой системе предусмотрен почтовый ящик, но вероятны технические проблемы при отправке и приёме прикреплённых файлов, особенно больших размеров. В электронном журнале следует, как и прежде, выставлять оценки, прописывать домашние задания.

Яндекс.Диск или Google Диск вполне подходят для организации учебного процесса. Эти облачные сервисы позволяют обмениваться документами, проводить презентации, опросы, тестирования, совместно редактировать материалы (например, вести таблицы).

Система дистанционного* обучения (СДО) Moodle или аналогичная – оптимальный инструмент. Позволяет организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов и администрации школы, разрабатывать контент (в том числе интерактивный), общаться в чатах и на форумах. В СДО автоматически настраивается мониторинг успеваемости и системы аналитики. К сожалению, большинство школ не имеют своей системы Moodle, но на период карантина ряд региональных вузов предоставляет возможность пользоваться своими СДО школам. Работа в Moodle требует специальных компетенций, получить которые можно на курсе АНО ДПО «УрИПКиП». Также у нас есть ряд вебинаров в помощь учителю по работе с:

  • презентациями в Power Point;
  • различными облачными сервисами (Яндекс.Диск, Google);
  • мессенджерами (группы WhatsApp и др.).

Ниже мы предлагаем пошаговую технологию настройки своей системы онлайн-образования под ваши технические навыки и возможности.

Что делать?

1. Анализировать и планировать

На начальном этапе вам следует проанализировать:

  • рабочую программу;
  • оценочные средства;
  • методические материалы;
  • доступные электронные материалы по предмету.

План работы должен содержать:

  • перечень учебных материалов;
  • критерии оценивания;
  • сроки выполнения;
  • сроки и способ обратной связи.

2. Искать, разрабатывать и предоставлять учебные материалы

Как школьному учителю организовать дистанционное* обучение?

Если вы решили провести урок онлайн, это можно сделать на платформе ZOOM. В бесплатном режиме разрешены конференции с аудио- и видеосвязью до 40 минут. Но вести урок и объяснять ученикам новые темы необязательно онлайн в присутствии всего класса. Технически это тоже не всегда целесообразно – скорость интернета не у всех позволяет воспроизводить видеоконференции с большим количеством участников. Рекомендуем оставить онлайн-режим для консультаций, разбора сложных вопросов, работы с неуспевающими детьми.

Как можно дать детям материал?

  • Запишите небольшое видео с разъяснением темы и заданием. Загрузите его на YouTube и отправьте классу ссылку.
  • Создайте презентацию (PDF, PowerPoint) с текстом и изображениями. В презентацию можно включить ссылки на материалы по теме. Также в PowerPoint доступно голосовое сопровождение презентации (Показ слайдов – Воспроизвести речевое сопровождение – Начать запись с первого слайда).
  • Уникальную викторину можно разработать с помощью сервиса Quizizz.
  • Полезный помощник для создания тестов (в том числе с автоматической проверкой) – Google Формы.

Министерство образования предложило перечень полезных ресурсов, которые можно использовать для дистанционного* образования. Выберите несколько наиболее актуальных для вас ресурсов и используйте именно их, не стоит пытаться охватить все.

3. Работать с образовательными онлайн-ресурсами

В рунете уже существует несколько платформ для дистанционного* обучения. Большинство из них бесплатные, коммерческие ресурсы на период карантина предоставили свободный доступ.

  • Учи.ру;
  • Яндекс.Учебник;
  • Яндекс.Класс (ряд параметров остался платным);
  • Российская электронная школа;
  • Московская электронная школа.

4. Общаться с учениками и их родителями

Прежде всего, в общем письме к обучающимся и их родителям расскажите о том, как будет организовано дистанционное* обучение по вашему предмету. Дайте ссылки на сайты и сервисы, которые понадобятся для работы. Предоставьте график онлайн-занятий. Предельно чётко разъясните критерии оценивания работ учащихся. Подробная информация и конкретные инструкции, точно определённые сроки выполнения и проверки заданий помогут родителям и детям составить их распорядок занятий, избавят педагога от многочисленных организационных вопросов и уточнений.

В дальнейшем общайтесь со всеми выбранным способом (например, в одном из мессенджеров) в рабочее время.

5. Сохранять позитивный настрой!

Резкий переход на дистанционное* обучение – стресс для всех участников системы образования. Но если воспринимать этот период как возможность для изучения нового, как способ взглянуть на информацию и общение с точки зрения современных детей – сквозь монитор компьютера, можно увидеть свои преимущества!

Если вы хотите узнать больше об особенностях и организации дистанционного* обучения, запишитесь на консультацию по программе повышения квалификации:

Читайте также: