Факультет компьютерных наук вшэ где находится

Обновлено: 04.07.2024

В 2019 году Дирекция основных образовательных программ разрабатывает новый модуль LMS, который позволит хранить программы учебных дисциплин (ПУД). Планируется, что новая система позволит эффективно создавать и модифицировать ПУДы, а также обеспечивать выгрузку информации на официальный сайт ВШЭ. К сожалению, в настоящий момент система все еще не реализована до конца, и использовать ее для создания ПУД на следующий учебный год сейчас невозможно.

Дирекция основных образовательных программ рекомендовала факультетам в течение лета подготовить ПУДы на следующий учебный год в Word файлах (как и раньше), а затем осенью уже начать переносить в новую систему. По сути, работу придется делать дважды.

Проблема осложняется тем, что новый шаблон Word файла отличается о того варианта, который был зимой. Т.е. просто взять зимний вариант не получится. Но при этом разрабатываемая структура для ПУД в модуле LMS также отличается от нового шаблона Word. Таким образом, даже из качественного подготовленного ПУД по новому шаблону невозможно «копипастом» заполнить структуры в LMS.

Возможным выходом из сложившейся ситуации является следующее решение. На данном сайте создан функционал для сохранения информации о ПУД. С одной стороны, из него будет возможно автоматически сформировать PDF файлы с ПУД для загрузки на сайт. А с другой стороны, из него будет возможно в полуавтоматическом режиме загрузить данные в модуль LMS. Таким образом, разработчикам ПУДов потребуется только один раз внести всю информацию на данный сайт.

Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов

Еще одним важным обстоятельством является то, что с нового учебного года вводится новое Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
1) Полный текст положения
2) Сжатый вариант положения
3) Принципы формирования оценок по дисциплинам, реализуемым на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ

Просьба учитывать новое Положение при подготовке ПУД.

Литература

Разработка и согласование ПУД

ПУД на английском языке (Syllabus)

Все описанные выше изменения не касаются программ учебных дисциплин на английском языке (Syllabus). Шаблон для Syllabus фактически не изменился, и пока не определено, каким образом они будут загружаться в модуль LMS. Поэтому в настоящий момент подготовка Syllabus будет происходить в Word файле (или Tex файле). Если содержание дисциплины не требует изменений, то можно использовать Syllabus, который действовал в 2018/2019 учебном году, лишь с небольшой коррекцией раздела "Course Description" (в нем необходимо оставить только "Pre-requisites" и "Abstract").

Титульных листов как у ПУД на русском языке, так у Syllabus не будет.

Подготовленный файл с Syllabus также необходимо загрузить на данный сайт, заполнив соответствующую форму. Данная форма также будет доступна после регистрации на сайте.

Просим Вас по возможности сразу зарегистрироваться на сайте и создать черновик Вашего ПУДа или Syllabus (это займет не более 1 минуты).
Далее Вы сможете продолжить работу над ПУДом в удобном для Вас режиме.
Разработка ПУДов должна быть завершена к 20 августа.

По всем техническим вопросам Вы можете обращаться к Илье Самоненко.

Факультет компьютерных наук был создан в 2014 году. Яндекс разработал концепцию факультета и вместе с ВШЭ формирует образовательную программу. Сейчас на ФКН действует восемь научных лабораторий, около десяти крупных компаний из России и других стран входят в число индустриальных партнеров. На факультете действует стипендиальная программа имени сооснователя Яндекса Ильи Сегаловича. Также для первокурсников, отличившихся на Всероссийских олимпиадах школьников по математике, информатике и физике, ждет стипендия от Яндекса.

Бакалавриат

Программа нацелена на подготовку исследователей, инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков в области теоретической и прикладной информатики.

«Прикладная математика и информатика» была разработана в 2014 году с учётом опыта ведущих факультетов компьютерных наук университетов EPFL в Швейцарии и Стэнфорда в США, а также Школы анализа данных Яндекса. Кроме профессионального цикла (major) студент может пройти обучение по дополнительному профилю (minor). На старших курсах студенты выбирают в качестве специализации «Машинное обучение и приложения», «Распределённые системы», «Анализ и принятие решений» и «Анализ данных и интеллектуальные системы».

Программа готовит ведущих разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров проектов, менеджеров по качеству программного обеспечения и менеджеров процессов его разработки. Договоры более чем со 100 компаниями открывают перед студентами возможности получения практического опыта в работе над реальными IT-проектами.

Программа полностью соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в высших учебных заведениях в областях Computing, Computer Science и Software Engineering и международному профессиональному стандарту SWEBOK. В 2011 году программа получила престижную награду IBM Faculty Award.

Совместная программа Высшей школы экономики и Лондонского университета. Всё обучение проходит на английском языке, а выпускники получают два диплома: диплом бакалавра по направлению «Прикладная математика и информатика» НИУ ВШЭ и диплом Bachelor of Science (BSc) in Data Science and Business Analytics, University of London. Программа готовит аналитиков и специалистов в области Data Science, понимающих задачи экономики и финансовой сферы. Выпускник сможет стать ведущим специалистом в современных финансовых организациях, в консалтинге, в IT-компаниях и в стартапах.

Разработчиком и куратором британской части программы является London School of Economics and Political Science (LSE), один из ведущих университетов мира. ФКН дополняет программу традиционно сильными математикой, программированием и машинным обучением. В процессе обучения студенты получают возможность принять участие в летних школах LSE, познакомиться с жизнью британских студентов.

Магистратура

Программа направлена на подготовку специалистов в области вычислительной биологии, способных применять математический аппарат для решения биологических и медицинских задач.

Программа посвящена подготовке специалистов в области современных методов анализа данных, математических методов моделирования и прогнозирования. В рамках этой программы действует совместная специализация Школы анализа данных и ФКН «Анализ интернет-данных» где студенты изучают современные методы работы с большими данными, машинное обучение, анализ изображений и текстов. В ходе обучения они посещают часть занятий и участвуют в научных семинарах ШАДа.

Программа готовит специалистов в области разработки программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий, в том числе облачных и мобильных приложений.

Программа направлена на подготовку разработчиков и исследователей, способных развивать новейшие технологии создания системного программного обеспечения.

Программа выпускает специалистов на стыке математики и компьютерных наук, математической статистики, машинного обучения, оптимизации, теории информации и теории сложности.

Созданная ФКН и Сбербанком программа готовит профессионалов в области анализа данных и предиктивной аналитики, готовых создавать стоимость для бизнеса с помощью математических моделей.

В общем первый курс успешно закончен, поэтому решил запилить обзор на ВШЭ ФКН ПИ. Получится он конечно немного базированным, так как я дофига любитель высказывать свое субъективное мнение, но в целом плохого в этом ничего не вижу. Также сразу вставлю дисклеймер, что речь пойдет именно о ПИ, а конкретно о его первом курсе в 2020-2021 годах. То, что сказано выше, скорее всего не будет распространяться на другие направления вышки, в частности ПМИ, и общие выводы советую делать очень аккуратно. Также возможно будут сказаны в том числе и не совсем приятные вещи, но я считаю, что лучше говорить правду, чем просто пиарить свое направление (спойлер: самому мне учиться на нем нравится).

Так как об обучении я буду говорить со своей точки зрения, стоит для начала рассказать, как я оказался там, где оказался.

У некоторых после поступления учеба в вышке может вызвать легкий шок, но лично я отнесся к переменам спокойно. Если кратко, обучение можно описать так: делай что хочешь, главное сессию сдай. В вузе посещение всех пар свободное, нет кучи бесполезного говна по типу физры, истории, физики и русского (в общем-то того, что усредненному прогеру не нужно), и это в том числе подкупало при поступлении. Домашек на ПИ дают достаточно мало, самое частое было раз в неделю-две, но чаще может быть вообще одна на предмет за два месяца. О том, как студенты "делают" домашки, рассказывать нет смысла, от школы этот процесс отличается не сильно. Раз в пару месяцев также есть контрольные/экзамены, которые составляют большую часть оценки. К ним лучше конечно же готовится.

Че там на дистанте

Сейчас актуально будет добавить в обзор и пунктик про ковид, из-за которого большую часть пар перенесли в зум и его подобия. Для учащихся школ и вузов это действительно трагедия, так как очень затрудняет социализацию и обучение, но альтернатив пока не предлагалось, поэтому имеем, что имеем. Мое мнение: учиться на дистанте больно и часто невозможно. Лично я не переношу онлайн пары и с переходом на дистанционное обучение в ноябре просто перестал на них ходить. Формально с ноября по апрель я писал только контрольные работы и периодически слал домашку, а что там происходило на занятиях знать не знал (слышал пару раз их рейдили школьники, так как ссылки на пары были в общем доступе на сайте вышки, лол). Из плюсов: я нашел себе комфортный режим сна, ложусь в пять утра, встаю в час дня, начал гулять по пару часов в день. С тех пор прекратили мучать головные боли, избавился от перманентного недосыпа, даже в качалку записался. Кодил в свое удовольствие, ходил на тусы и даже пару раз в общагу скатался. Главное не пропускать дедлайны, но благо для этого достаточно мониторить чат группы.

В апреле вернули очные семинары, но в итоге я ездил в вышку раз в неделю на одну пару по алгебре чисто из интереса к предмету и возможности потусить с однокурсниками, поэтому де факто я по прежнему вузом был практически не обременен. Если нужно просто закрыть сессию, сделать это действительно не сложно, и мы об этом еще поговорим далее.

Оценивание на ПИ это отдельный кек, так как оценки у нас 10-бальные и идут от 0 до 10, при этом тройка начинается с 4 (на самом деле 3.5, так как работает округление), четверка с 6 (важно для стипухи и скидки на обучение), а пятерка с 8. На каждом предмете считают должным ввести свою систему оценок с весами, что можно как использовать в свою пользу, так и прогореть на этом. К примеру, по матану семестр считался как 0.7 * Экзамен + 0.3 * Домашки, что позволяло вообще ничего не делать полгода и сдать экзамен, получив вплоть до 7 баллов в итоговой. Другой крайностью можно считать к примеру "Введение в программную инженерию", где две домашки составляли 0.6 от оценки. В итоге часть людей, включая меня, на экзамене тупо ничего не написали, и получили заслуженные 5-6 просто за пару сделанных дз. Лично мне такой подход нравится, так как позволяет минимизировать усилия для сдачи нелюбимого предмета, экономит время учащегося и часто дает вариативность: сдать все средне или заботать что-то конкретное, чтобы вытянуть все остальное. Хорошо учиться также никто не запрещает, нравится предмет - сдавайте все на 10, без проблем.

Какие вообще предметы

Тут разговор пойдет только о предметах первого курса с моей точки зрения. Я радикально подхожу к тому, что считаю для себя нужным, а что нет, поэтому некоторые отзывы получились достаточно короткими. Однако мои мысли в то же время и не уникальные, и в той или иной мере отражают отношение студентов к предмету.

Введение в программную инженерию

Абсолютно бесполезный предмет, который длится всего один семестр. Лекции скучные, семы такие же скучные. Рассказывают про госты, методологии разработки, но все очень нудно. Оценка на 0.6 состоит из дз, достаточно любым способом сделать их, получить хотя бы 0.6 * 6 = 3.6 и закрыться. На пары можно не ходить, ничего оттуда не знать и спокойно забыть про предмет после зимней сессии.

Еще один малополезный предмет, который приходит на один семестр заместо введения в пи, и также незаметно уходит. Достаточно прокликать тесты, к которым есть ответы, сделать одно дз, и написать пару контрольных (которые ведутся без какого либо прокторинга). На парах можно не появляться, и все равно получить адекватную оценку.

Предмет-мем, так как от него можно отписаться, подав простое заявление (что большинство и сделали). В таком случае у вас будет только общий экзамен в конце первого курса по уровню где-то B2 (классическое reading + writing + speaking + listening). Если нормально учились в школе, то также спокойно сдадите, не ходя на пары. Но о самих парах люди отзывались плюс-минус хорошо, поэтому если у вас с англом все еще плохо, думаю можно и походить.

Матан вел дедуля в возрасте, также очень тяжело его было слушать, поэтому я забил. К тому же предмет я знал еще со школы, так как ботал самостоятельно. К контрольной, которая весит 0.7 от оценки, легко подготовится по вариантам прошлых лет, так как препод не парится и просто меняет числа в варианте из года в год. Если помните что такое дифференциалы, интегралы и прочее - сдадите без проблем, а так матпрофи вам в помощь.

Предмет прикольный, разбит на много тем начиная от теории чисел и заканчивая графами. Вел его очень мемный препод, которого было крайне интересно слушать (правда говорит он так громко, что после лекций болела голова). Очень жалко, что с ноября все ушло в дистант. Формула состоит из 0.3 * Домашки + 0.7 * Среднее из двух контрольных. Контрольные также пишутся без прокторинга, поэтому проблем в сдаче предмета также нет. Предмет многим понравился, для общего развития послушать интересно.

Сам предмет интересный и крайне полезный, лекции и семинары качественные. Ходить очень желательно, если не хотите пойти по тому же пути, что и я. Тем очень много, есть прямая связь с прикладными областями по типу ML и комп графики. Семинары этого предмета были единственными, на который я ходил до конца года, так как на них было реально интересно.

Про этот предмет на самом деле говорить смысла особого нет, так как наш год был и будет единственным, кто застал его в таком виде. Со следующего года обещают уже другую программу, других преподов и другой подход. Предмет для меня имел нулевой интерес, так как с начала года у меня уже были все знания, чтобы сдать экзамен. Тем было много, к концу года были пройдены основы ООП, шаблоны и даже многопоточное программирование.

Еще была кул-стори с преподом, которого заменили в середине года: вначале нам дали какого-то ноунейма-выпускника мфти, который был дико злой на всех и не особо горел желанием учить студентов (да и не умел толком). В итоге к зиме была написана парочка коллективных жалоб от нашей группы, и после сессии его быстро заменили на другого, более адекватного. В общем демократия в вышке работает :)

В следующем году обещали новых преподов для C++-потока, но сказали, что будут стараться получать больше фидбека от групп, чтобы избежать повторения таких моментов. Спасибо нашей группе за бета-тест так сказать.

Я лично с предметом не контактировал, так как находился в плюсовой группе, но не рассказать о нем было бы неправильно. Попросил друга написать небольшой отзыв по нему, так что дальше читаем с его слов:

"Курс называется "Программирование" и некоторые темы на нем действительно имеют какой-то фундаментальный характер (парадигмы, регулярные выражения, сериализация you name it) но периодически возникают темы, которые либо узкоспециализированы для шарпов и в некоторых языках не имеют аналогов (например, LINQ -- язык запросов), либо исключительно шарповые, например работа с Windows Forms.
Домашки бывают двух видов:
1) Контесты: придумали их только в этом году, там обычно 10 задач по темам с лекций. Из-за новизны сего мероприятия, некоторые задачи выходили поломанными и чтобы такие найти, прежде чем пытаться их решить, нужно было мониторить потоковый чат и объявления на самом контесте. Идея годная, реализация, особенно под конец года, хромала.
2) Пиргрейды: Достаточно противоречивый вид ДЗ. В чем суть:

1. Преподавательским составом составляется техническое задание (ТЗ), обычно это какой-то мини-проект.
2. В ТЗ есть обязательные пункты и дополнительные
3. Если обязательные пункты не выполнены, или выполнены неправильно, то оценка 0 или почти 0
4. Если выполнено все, то оценка около 10 или 10
5. Помимо функционала оценивают ещё кодстайл, наличием документации, user experience и прочее
Казалось бы, круто, в чем противоречивость? А вот:
6. Проекты иногда достаточно дефолтные и неинтересные
7. ТЗ бывало составлено не совсем очевидно, но к концу года все было уже норм
8. Проверяют друг друга студенты. Очевидный недостаток этого: периодически возникает ситуация когда слепой ведет слепого. Другой недостаток: некоторые из проверяющих могут откровенно душить вашу работу. Это безусловно можно оспорить, но в таком случае ваша работа может быть перепроверена преподом и ассистентом, который может проверить еще более душно. В таком случае, вы стреляете себе в колено.

1. Появляется привычка документировать код
2. Появляется некоторое первичное представление о том, что архитектура проекта не менее важна чем реализация
3. Некоторые проверяющие таки приятные личности и они в среднем встречаются чаще.

Как проходит сессия:

1) Теоретический тест на знание языка

2) Контест с задачами

Тест и контест были блокирующими. Это означает, что если вы хотя бы по одному из них получаете меньше 4/10, то автоматически идете на пересдачу по предмету".

Так как я в общаге не проживал, этот раздел тоже идет на откуп моему другу:

К тем, кто поступает на бюджет, этот раздел прямого отношения не имеет. Вы можете учиться на 4/10 и чувствовать себя комфортно, совершая минимум усилий. У вышки базовая стипендия очень маленькая, около 1700 рублей, остальные получить крайне трудно, если вы не всероссник. В общем-то потерять ее не сильно-то и страшно, тем более когда в Москве вы можете найти работу прогером с зп от 100к и покрыть за месяц год таких стипух :)

А вообще я считаю, что платка в вышке это ужас. Пожалуйста, не надо, полляма в год того не стоят. Можно придумать кучу способов, как эффективнее потратить эти деньги, и я считаю что российский диплом о высшем столько стоить не должен. Вам конечно могут предложить скидки вплоть до 70%, но вы тем самым скорее всего попадете в ловушку, в которой от того, как хорошо вы сдали предметы относительно других учащихся будет зависеть, сколько денег вы заплатите (у направления общий конкурс на скидки по результатам сессий). С других скидок можно банально слететь, получив незачет, а вернуть их возможности уже не будет. Вуз не должен быть для вас обузой, а вы не должны быть его рабом. Стресса и так хватает, и лишнего тут ни к чему. Ставьте комфортность своей жизни в приоритет.

Первый вопрос, на который вы должны ответить себе сами, это зачем вам вуз. В России программисту высшее образование не нужно от слова совсем, в иностранные компании устроиться тоже можно, но может быть чуть сложнее с получением рабочей визы. Программированию в России учат где-то лучше, где-то хуже, но без самостоятельного ботания, просто отучась в вузе, вы на нормальную работу не устроитесь. Но так как в итоге я все-таки в вузе, для себя я сформировал некоторые плюсы, которыми можно руководствоваться при поступлении:

1) Студенческое общество: можно завести себе новых друзей, побывать на тусах, найти будущих коллег по работе, возможно получить какие-то связи.

2) Облегчить себе проход в зарубежные компашки и не попасть в отсев по образованию: если у вас нет опыта работы, то без высшего вначале может быть трудно. Программистов сейчас действительно много, и любая бумажка, которая хоть сколько-то выделяет вас из толпы, лишней не будет. Однако помним, что на дипломе одном далеко не уедешь.

3) Переехать в Москву, если вы из регионов. Тут и зп у прогеров нормальные, и уровень жизни выше. Найти работу не сложно, если вы хоть сколько-то вкладываетесь в себя.

Нужно всегда помнить, что вуз - это лишь инструмент, которым вы можете воспользоваться, а можете и не пользоваться. Не надо расценивать его как самоцель, и не надо питать к нему больших надежд. Все, что вам будут рассказывать в вузе, уже давно есть в интернете в виде каких-то курсов или просто роликов на ютубе (к примеру есть куча лекций от MIT, ETHZ, Berkeley). Есть и куча туториалов и книжек, по которым вы за бесплатно можете получить все прикладные знания и стать востребованным специалистом. Раз вы идете на программиста, скилл самостоятельного обучения у вас должен быть, а в таком случае учеба в вузе не сильно-то и нужна.

О ПИ я могу сказать одной фразой, которую я услышал от моего приятеля-выпускника: "ПИ это одно из немногих мест, где студенту не мешают учиться". Это очень важное высказывание, в котором по сути заложено все, о чем я говорил выше. Если вы можете учиться самостоятельно и знаете к чему идете, то ПИ для вас будет идеальным. Не смотря на легкость обучения, набор здесь относительно сильный, много интересных и идейных людей, которые пришли учиться и работать, а не просто отсиживать 4 года ради диплома. Из нашей группы около половины к концу первого курса уже работают прогерами, свободное время к этому располагает, и с каждым годом таких людей все больше, что не может не радовать.

Полезно
86

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.

К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

В 2019 году Дирекция основных образовательных программ разрабатывает новый модуль LMS, который позволит хранить программы учебных дисциплин (ПУД). Планируется, что новая система позволит эффективно создавать и модифицировать ПУДы, а также обеспечивать выгрузку информации на официальный сайт ВШЭ. К сожалению, в настоящий момент система все еще не реализована до конца, и использовать ее для создания ПУД на следующий учебный год сейчас невозможно.

Дирекция основных образовательных программ рекомендовала факультетам в течение лета подготовить ПУДы на следующий учебный год в Word файлах (как и раньше), а затем осенью уже начать переносить в новую систему. По сути, работу придется делать дважды.

Проблема осложняется тем, что новый шаблон Word файла отличается о того варианта, который был зимой. Т.е. просто взять зимний вариант не получится. Но при этом разрабатываемая структура для ПУД в модуле LMS также отличается от нового шаблона Word. Таким образом, даже из качественного подготовленного ПУД по новому шаблону невозможно «копипастом» заполнить структуры в LMS.

Возможным выходом из сложившейся ситуации является следующее решение. На данном сайте создан функционал для сохранения информации о ПУД. С одной стороны, из него будет возможно автоматически сформировать PDF файлы с ПУД для загрузки на сайт. А с другой стороны, из него будет возможно в полуавтоматическом режиме загрузить данные в модуль LMS. Таким образом, разработчикам ПУДов потребуется только один раз внести всю информацию на данный сайт.

Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов

Еще одним важным обстоятельством является то, что с нового учебного года вводится новое Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
1) Полный текст положения
2) Сжатый вариант положения
3) Принципы формирования оценок по дисциплинам, реализуемым на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ

Просьба учитывать новое Положение при подготовке ПУД.

Литература

Разработка и согласование ПУД

ПУД на английском языке (Syllabus)

Все описанные выше изменения не касаются программ учебных дисциплин на английском языке (Syllabus). Шаблон для Syllabus фактически не изменился, и пока не определено, каким образом они будут загружаться в модуль LMS. Поэтому в настоящий момент подготовка Syllabus будет происходить в Word файле (или Tex файле). Если содержание дисциплины не требует изменений, то можно использовать Syllabus, который действовал в 2018/2019 учебном году, лишь с небольшой коррекцией раздела "Course Description" (в нем необходимо оставить только "Pre-requisites" и "Abstract").

Титульных листов как у ПУД на русском языке, так у Syllabus не будет.

Подготовленный файл с Syllabus также необходимо загрузить на данный сайт, заполнив соответствующую форму. Данная форма также будет доступна после регистрации на сайте.

Просим Вас по возможности сразу зарегистрироваться на сайте и создать черновик Вашего ПУДа или Syllabus (это займет не более 1 минуты).
Далее Вы сможете продолжить работу над ПУДом в удобном для Вас режиме.
Разработка ПУДов должна быть завершена к 20 августа.

По всем техническим вопросам Вы можете обращаться к Илье Самоненко.

Читайте также: