Как читать до конца файла c

Обновлено: 06.07.2024

Хедер fstream предоставляет функционал для считывания данных из файла и для записи в файл. В целом он очень похож на хедер iostream , который работает с консолью, поскольку консоль это тоже файл. Поэтому все основные операции такие же, за мелкими отличиями, как в предыдущей теме по iostream.

Наиболее частые операции следующее:

    1. Методы проверки открыт ли файл is_open() и достигнут ли конец файла eof()
      1. Настройка форматированного вывода для >> с помощью width() и precision()
      1. Операции позиционирования tellg(), tellp() и seekg(), seekp()

      Это не все возможности, которые предоставляет библиотека fstream. Рассматривать все сейчас мы не будем, поскольку их круг применения достаточно узок. Познакомимся с вышеперечисленными. Начнем с класса чтения.

      Класс ifstream

      Открытие файла в конструкторе выглядит так:

      ifstream file ( "d:\\1\\файл.txt" ) ; // открываем файл в конструкторе

      Так мы просим открыть файл txt с именем файл.txt, который лежит в папке с названием 1, а папка находится на диске d.

      Использование метода open() удобно, если программист не хочет сразу привязываться к файлу. Вдруг нужно свойство класса или глобальную переменную, ну а открывать файл уже потом. Если же нужно открыть файл внутри некой функции, поработать с ним и закрыть, то можно прописать путь к файлу прямо в конструкторе. В общем зависит от ситуации.

      Так все отработает нормально и файл откроется:

      библиотека fstream, работа с файлами в с++, программирование для начинающих

      Второй вариант проверки с использованием метода is_open() :

      Метод is_open() вернет 1, если файл найден и успешно открыт. Иначе вернет 0 и сработает код прописанный в блоке else .

      Если файл успешно открыт, из него можно производить чтение.

      Оператор считывания >>

      Так же как и в iostream считывание можно организовать оператором >> , который указывает в какую переменную будет произведено считывание:

      Считает вещественное, целое и строку. Считывание строки закончится, если появится пробел или конец строки. Стоит отметить, что оператор >> применяется к текстовым файлам. Считывание из бинарного файла производить лучше всего с помощью метода read().

      Кстати этот оператор достаточно удобен, если стоит задача разделить файл на слова:

      Методы getline() и get()

      Считывание целой строки до перевода каретки производится так же как и в iostream методом getline(). Причем рекомендуется использовать его переопределеную версию в виде функции, если считывается строка типа string:

      Если же читать нужно в массив символов char[], то либо get() либо getline() именно как методы:

      Принцип в общем тот же, что и в аналогах из iostream: Указывается в параметрах буфер (переменная, куда будет производиться чтение), или точнее указатель на блок памяти (если переменная объявлена статически: char buffer[255] к примеру, то пишется в параметры &buffer), указывается максимальное количество считываемого (в примере это n), дабы не произошло переполнение и выход за пределы буфера и по необходимости символ-разделитель, до которого будет считка (в примере это пробел). Надеюсь я не больно наступлю на хобот фанатикам Си, если сажу что эти две функции на 99% взаимозаменяемы, и на 95% могут быть заменены методом read() .

      Метод read()

      Похож на предыдущий пример?

      Метод close()

      Метод eof()

      Проверяет не достигнут ли конец файла. Т.е. можно ли из него продолжать чтение. Выше пример с считкой слов оператором >> как раз использует такую проверку.

      Метод seekg()

      Производит установку текущей позиции в нужную, указываемую числом. В этот метод так же передается способ позиционирования:

      Р абота с текстовым файлом похожа работу с консолью: с помощью функций форматированного ввода мы сохраняем данные в файл, с помощью функций форматированного вывода считываем данные из файла. Есть множество нюансов, которые мы позже рассмотрим. Основные операции, которые необходимо проделать, это

      • 1. Открыть файл, для того, чтобы к нему можно было обращаться. Соответственно, открывать можно для чтения, записи, чтения и записи, переписывания или записи в конец файла и т.п. Когда вы открываете файл, может также произойти куча ошибок – файла может не существовать, это может быть файл не того типа, у вас может не быть прав на работу с файлом и т.д. Всё это необходимо учитывать.
      • 2. Непосредственно работа с файлом - запись и чтение. Здесь также нужно помнить, что мы работаем не с памятью с произвольным доступом, а с буферизированным потоком, что добавляет свою специфику.
      • 3. Закрыть файл. Так как файл является внешним по отношению к программе ресурсом, то если его не закрыть, то он продолжит висеть в памяти, возможно, даже после закрытия программы (например, нельзя будет удалить открытый файл или внести изменения и т.п.). Кроме того, иногда необходимо не закрывать, а "переоткрывать" файл для того, чтобы, например, изменить режим доступа.

      Кроме того, существует ряд задач, когда нам не нужно обращаться к содержимому файла: переименование, перемещение, копирование и т.д. К сожалению, в стандарте си нет описания функций для этих нужд. Они, безусловно, имеются для каждой из реализаций компилятора. Считывание содержимого каталога (папки, директории) – это тоже обращение к файлу, потому что папка сама по себе является файлом с метаинформацией.

      Иногда необходимо выполнять некоторые вспомогательные операции: переместиться в нужное место файла, запомнить текущее положение, определить длину файла и т.д.

      Для работы с файлом необходим объект FILE. Этот объект хранит идентификатор файлового потока и информацию, которая нужна, чтобы им управлять, включая указатель на его буфер, индикатор позиции в файле и индикаторы состояния.

      Объект FILE сам по себе является структурой, но к его полям не должно быть доступа. Переносимая программа должна работать с файлом как с абстрактным объектом, позволяющим получить доступ до файлового потока.

      Создание и выделение памяти под объект типа FILE осуществляется с помощью функции fopen или tmpfile (есть и другие, но мы остановимся только на этих).

      Функция fopen открывает файл. Она получает два аргумента – строку с адресом файла и строку с режимом доступа к файлу. Имя файла может быть как абсолютным, так и относительным. fopen возвращает указатель на объект FILE, с помощью которого далее можно осуществлять доступ к файлу.

      Например, откроем файл и запишем в него Hello World

      Функция fopen сама выделяет память под объект, очистка проводится функцией fclose. Закрывать файл обязательно, самостоятельно он не закроется.

      Функция fopen может открывать файл в текстовом или бинарном режиме. По умолчанию используется текстовый. Режим доступа может быть следующим

      Параметры доступа к файлу.
      Тип Описание
      r Чтение. Файл должен существовать.
      w Запись нового файла. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно.
      a Запись в конец файла. Операции позиционирования (fseek, fsetpos, frewind) игнорируются. Файл создаётся, если не существовал.
      r+ Чтение и обновление. Можно как читать, так и писать. Файл должен существовать.
      w+ Запись и обновление. Создаётся новый файл. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. Можно как писать, так и читать.
      a+ Запись в конец и обновление. Операции позиционирования работают только для чтения, для записи игнорируются. Если файл не существовал, то будет создан новый.

      Если необходимо открыть файл в бинарном режиме, то в конец строки добавляется буква b, например “rb”, “wb”, “ab”, или, для смешанного режима “ab+”, “wb+”, “ab+”. Вместо b можно добавлять букву t, тогда файл будет открываться в текстовом режиме. Это зависит от реализации. В новом стандарте си (2011) буква x означает, что функция fopen должна завершиться с ошибкой, если файл уже существует. Дополним нашу старую программу: заново откроем файл и считаем, что мы туда записали.

      Вместо функции fgets можно было использовать fscanf, но нужно помнить, что она может считать строку только до первого пробела.
      fscanf(file, "%127s", buffer);

      Также, вместо того, чтобы открывать и закрывать файл можно воспользоваться функцией freopen, которая «переоткрывает» файл с новыми правами доступа.

      Функции fprintf и fscanf отличаются от printf и scanf только тем, что принимают в качестве первого аргумента указатель на FILE, в который они будут выводить или из которого они будут читать данные. Здесь стоит сразу же добавить, что функции printf и scanf могут быть без проблем заменены функциями fprintf и fscanf. В ОС (мы рассматриваем самые распространённые и адекватные операционные системы) существует три стандартных потока: стандартный поток вывода stdout, стандартный поток ввода stdin и стандартный поток вывода ошибок stderr. Они автоматически открываются во время запуска приложения и связаны с консолью. Пример

      Ошибка открытия файла

      Если вызов функции fopen прошёл неудачно, то она возвратит NULL. Ошибки во время работы с файлами встречаются достаточно часто, поэтому каждый раз, когда мы окрываем файл, необходимо проверять результат работы

      Проблему вызывает случай, когда открывается сразу несколько файлов: если один из них нельзя открыть, то остальные также должны быть закрыты

      В простых случаях можно действовать влоб, как в предыдущем куске кода. В более сложных случаях используются методы, подменяющиее RAII из С++: обёртки, или особенности компилятора (cleanup в GCC) и т.п.

      Буферизация данных

      • 1) Если он заполнен
      • 2) Если поток закрывается
      • 3) Если мы явно указываем, что необходимо очистить буфер (здесь тоже есть исключения:)).
      • 4) Также очищается, если программа завершилась удачно. Вместе с этим закрываются и все файлы. В случае ошибки выполнения этого может не произойти.

      Форсировать выгрузку буфера можно с помощью вызова функции fflush(File *). Рассмотрим два примера – с очисткой и без.

      Раскомментируйте вызов fflush. Во время выполнения откройте текстовый файл и посмотрите на поведение.

      Буфер файла можно назначить самостоятельно, задав свой размер. Делается это при помощи функции

      которая принимает уже открытый FILE и указатель на новый буфер. Размер нового буфера должен быть не меньше чем BUFSIZ (к примеру, на текущей рабочей станции BUFSIZ равен 512 байт). Если передать в качестве буфера NULL, то поток станет небуферизированным. Можно также воспользоваться функцией

      • _IOFBF - полная буферизация. Данные записываются в файл, когда он заполняется. На считывание, буфер считается заполненным, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
      • _IOLBF - линейная буферизация. Данные записываются в файл когда он заполняется, либо когда встречается символ новой строки. На считывание, буфер заполняется до символа новой строки, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
      • _IONBF – без буферизации. В этом случае параметры size и buffer игнорируются.

      Пример: зададим свой буфер и посмотрим, как осуществляется чтение из файла. Пусть файл короткий (что-нибудь, типа Hello, World!), и считываем мы его посимвольно

      Видно, что данные уже находятся в буфере. Считывание посимвольно производится уже из буфера.

      Функция int feof (FILE * stream); возвращает истину, если конец файла достигнут. Функцию удобно использовать, когда необходимо пройти весь файл от начала до конца. Пусть есть файл с текстовым содержимым text.txt. Считаем посимвольно файл и выведем на экран.

      Всё бы ничего, только функция feof работает неправильно. Это связано с тем, что понятие "конец файла" не определено. При использовании feof часто возникает ошибка, когда последние считанные данные выводятся два раза. Это связано с тем, что данные записывается в буфер ввода, последнее считывание происходит с ошибкой и функция возвращает старое считанное значение.

      Этот пример сработает с ошибкой (скорее всего) и выведет последний символ файла два раза.

      Решение – не использовать feof. Например, хранить общее количество записей или использовать тот факт, что функции fscanf и пр. обычно возвращают число верно считанных и сопоставленных значений.

      Примеры

      1. В одном файле записаны два числа - размерности массива. Заполним второй файл массивом случайных чисел.

      2. Пользователь копирует файл, при этом сначала выбирает режим работы: файл может выводиться как на консоль, так и копироваться в новый файл.

      3. Пользователь вводит данные с консоли и они записываются в файл до тех пор, пока не будет нажата клавиша esc. Проверьте программу и посмотрите. как она себя ведёт в случае, если вы вводите backspace: что выводится в файл и что выводится на консоль.

      4. В файле записаны целые числа. Найти максимальное из них. Воспользуемся тем, что функция fscanf возвращает число верно прочитанных и сопоставленных объектов. Каждый раз должно возвращаться число 1.

      Другое решение считывать числа, пока не дойдём до конца файла.

      5. В файле записаны слова: русское слово, табуляция, английское слово, в несколько рядов. Пользователь вводит английское слово, необходимо вывести русское.

      Файл с переводом выглядит примерно так

      солнце sun
      карандаш pen
      шариковая ручка pencil
      дверь door
      окно windows
      стул chair
      кресло armchair

      и сохранён в кодировке cp866 (OEM 866). При этом важно: последняя пара cлов также заканчивается переводом строки.

      Алгоритм следующий - считываем строку из файла, находим в строке знак табуляции, подменяем знак табуляции нулём, копируем русское слово из буфера, копируем английское слово из буфера, проверяем на равенство.

      6. Подсчитать количество строк в файле. Будем считывать файл посимвольно, считая количество символов '\n' до тех пор, пока не встретим символ EOF. EOF – это спецсимвол, который указывает на то, что ввод закончен и больше нет данных для чтения. Функция возвращает отрицательное значение в случае ошибки.
      ЗАМЕЧАНИЕ: EOF имеет тип int, поэтому нужно использовать int для считывания символов. Кроме того, значение EOF не определено стандартом.

      email

      Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик

      БлогNot. Лекции по C/C++: работа с файлами (fstream)

      Лекции по C/C++: работа с файлами (fstream)

      Механизм ввода-вывода, разработанный для обычного языка С, не соответствует общепринятому сегодня стилю объектно-ориентированного программирования, кроме того, он активно использует операции с указателями, считающиеся потенциально небезопасными в современных защищённых средах выполнения кода. Альтернативой при разработке прикладных приложений является механизм стандартных классов ввода-вывода, предоставляемый стандартом языка C++.

      Открытие файлов

      Наиболее часто применяются классы ifstream для чтения, ofstream для записи и fstream для модификации файлов.

      Все поточные классы ввода-вывода являются косвенными производными от общего предка ios , полностью наследуя его функциональность. Так, режим открытия файлов задает член данных перечисляемого типа open_mode, который определяется следующим образом:

      Ниже приведены возможные значения флагов и их назначение.

      Режим Назначение
      in Открыть для ввода (выбирается по умолчанию для ifstream)
      out Открыть для вывода (выбирается по умолчанию для ofstream)
      binary Открыть файл в бинарном виде
      aрр Присоединять данные; запись в конец файла
      ate Установить файловый указатель на конец файла
      trunc Уничтожить содержимое, если файл существует (выбирается по умолчанию, если флаг out указан, а флаги ate и арр — нет)

      Например, чтобы открыть файл с именем test.txt для чтения данных в бинарном виде, следует написать:

      Оператор логического ИЛИ ( | ) позволяет составить режим с любым сочетанием флагов. Так, чтобы, открывая файл по записи, случайно не затереть существующий файл с тем же именем, надо использовать следующую форму:

      Предполагается, что к проекту подключён соответствующий заголовочный файл:

      Для проверки того удалось ли открыть файл, можно применять конструкцию

      Операторы включения и извлечения

      Переопределённый в классах работы с файлами оператор включения ( << ) записывает данные в файловый поток. Как только вы открыли файл для записи, можно записывать в него текстовую строку целиком:

      Можно также записывать текстовую строку по частям:

      Оператор endl завершает ввод строки символом "возврат каретки":

      С помощью оператора включения несложно записывать в файл значения переменных или элементов массива:

      В результате выполнения кода образуется три строки текстового файла Temp.txt :

      Обратите внимание, что числовые значения записываются в файл в виде текстовых строк, а не двоичных значений.

      Оператор извлечения ( >> )производит обратные действия. Казалось бы, чтобы извлечь символы из файла Temp.txt , записанного ранее, нужно написать код наподобие следующего:

      Однако оператор извлечения остановится на первом попавшемся разделителе (символе пробела, табуляции или новой строки). Таким образом, при разборе предложения "Текстовый массив содержит переменные" только слово "Текстовый" запишется в массив buff , пробел игнорируется, а слово "массив" станет значением целой переменной vx и исполнение кода "пойдет вразнос" с неминуемым нарушением структуры данных. Далее, при обсуждении класса ifstream , будет показано, как правильно организовать чтение файла из предыдущего примера.

      Класс ifstream: чтение файлов

      Как следует из расшифровки названия, класс ifstream предназначен для ввода файлового потока. Далее перечислены основные методы класса. Большая часть из них унаследована от класса istream и перегружена с расширением родительской функциональности. К примеру, функция get , в зависимости от параметра вызова, способна считывать не только одиночный символ, но и символьный блок.

      Метод Описание
      open Открывает файл для чтения
      get Читает один или более символов из файла
      getline Читает символьную строку из текстового файла или данные из бинарного файла до определенного ограничителя
      read Считывает заданное число байт из файла в память
      eof Возвращает ненулевое значение (true), когда указатель потока достигает конца файла
      peek Выдает очередной символ потока, но не выбирает его
      seekg Перемещает указатель позиционирования файла в заданное положение
      tellg Возвращает текущее значение указателя позиционирования файла
      close Закрывает файл

      Теперь понятно, как нужно модифицировать предыдущий пример, чтобы использование оператора извлечения данных давало ожидаемый результат:

      Метод getline прочитает первую строку файла до конца, а оператор >> присвоит значения переменным.

      Следующий пример показывает добавление данных в текстовый файл с последующим чтением всего файла. Цикл while (1) используется вместо while(!file2.eof()) по причинам, которые обсуждались в предыдущей лекции.

      Этот код под ОС Windows также зависит от наличия в последней строке файла символа перевода строки, надежнее было бы сделать так:

      Явные вызовы методов open и close не обязательны. Действительно, вызов конструктора с аргументом позволяет сразу же, в момент создания поточного объекта file , открыть файл:

      Вместо метода close можно использовать оператор delete , который автоматически вызовет деструктор объекта file и закроет файл. Код цикла while обеспечивает надлежащую проверку признака конца файла.

      Класс ofstream: запись файлов

      Класс ofstream предназначен для вывода данных из файлового потока. Далее перечислены основные методы данного класса.

      Метод Описание
      open Открывает файл для записи
      put Записывает одиночный символ в файл
      write Записывает заданное число байт из памяти в файл
      seekp Перемещает указатель позиционирования в указанное положение
      tellp Возвращает текущее значение указателя позиционирования файла
      close Закрывает файл

      Описанный ранее оператор включения удобен для организации записи в текстовый файл:

      Бинарные файлы

      В принципе, бинарные данные обслуживаются наподобие текстовых. Отличие состоит в том, что если бинарные данные записываются в определенной логической структуре, то они должны считываться из файла в переменную того же структурного типа.

      Первый параметр методов write и read (адрес блока записи/чтения) должен иметь тип символьного указателя char * , поэтому необходимо произвести явное преобразование типа адреса структуры void * . Второй параметр указывает, что бинарные блоки файла имеют постоянный размер байтов независимо от фактической длины записи. Следующее приложение дает пример создания и отображения данных простейшей записной книжки. Затем записи файла последовательно считываются и отображаются на консоли.

      P.S. При выполнении этого и других листингов в Visual Studio последних версий может дополнительно понадобиться подключение директивы _CRT_SECURE_NO_WARNINGS.

      В результате выполнения этого кода образуется бинарный файл Notebook.dat из трех блоков размером по 80 байт каждый (при условии, что символы - однобайтовые). Естественно, вы можете использовать другие поточные методы и проделывать любые операции над полями определенной структуры данных.

      Класс fstream: произвольный доступ к файлу

      Предположим что в нашей записной книжке накопилось 100 записей, а мы хотим считать 50-ю. Конечно, можно организовать цикл и прочитать все записи с первой по заданную. Очевидно, что более целенаправленное решение - установить указатель позиционирования файла pos прямо на запись 50 и считать ее:

      Подобные операции поиска эффективны, если файл состоит из записей известного и постоянного размера. Чтобы заменить содержимое произвольной записи, надо открыть поток вывода в режиме модификации:

      Если не указать флаг ios::ate (или ios::app ), то при открытии бинарного файла Notebook.dat его предыдущее содержимое будет стерто!

      Дополнительно может понадобиться указать, откуда отсчитывается смещение.

      Наконец, можно открыть файл одновременно для чтения/записи, используя методы, унаследованные поточным классом fstream от своих предшественников. Поскольку класс fstream произведен от istream и ostream (родителей ifstream и ofstream соответственно), все упомянутые ранее методы становятся доступными в приложении.

      До этого при вводе-выводе данных мы работали со стандартными потоками — клавиатурой и монитором. Теперь рассмотрим, как в языке C реализовано получение данных из файлов и запись их туда. Перед тем как выполнять эти операции, надо открыть файл и получить доступ к нему.

      В языке программирования C указатель на файл имеет тип FILE и его объявление выглядит так:

      С другой стороны, функция fopen() открывает файл по указанному в качестве первого аргумента адресу в режиме чтения ("r"), записи ("w") или добавления ("a") и возвращает в программу указатель на него. Поэтому процесс открытия файла и подключения его к программе выглядит примерно так:

      Примечание. В случае использования относительной адресации текущим/рабочим каталогом в момент исполнения программы должен быть тот, относительно которого указанный относительный адрес корректен. Место нахождения самого исполняемого файла не важно.

      При чтении или записи данных в файл обращение к нему осуществляется посредством файлового указателя (в данном случае, myfile).

      Если в силу тех или иных причин (нет файла по указанному адресу, запрещен доступ к нему) функция fopen() не может открыть файл, то она возвращает NULL. В реальных программах почти всегда обрабатывают ошибку открытия файла в ветке if , мы же далее опустим это.

      Объявление функции fopen() содержится в заголовочном файле stdio.h, поэтому требуется его подключение. Также в stdio.h объявлен тип-структура FILE.

      После того, как работа с файлом закончена, принято его закрывать, чтобы освободить буфер от данных и по другим причинам. Это особенно важно, если после работы с файлом программа продолжает выполняться. Разрыв связи между внешним файлом и указателем на него из программы выполняется с помощью функции fclose() . В качестве параметра ей передается указатель на файл:

      В программе может быть открыт не один файл. В таком случае каждый файл должен быть связан со своим файловым указателем. Однако если программа сначала работает с одним файлом, потом закрывает его, то указатель можно использовать для открытия второго файла.

      Чтение из текстового файла и запись в него

      fscanf()

      Функция fscanf() аналогична по смыслу функции scanf() , но в отличии от нее осуществляет форматированный ввод из файла, а не стандартного потока ввода. Функция fscanf() принимает параметры: файловый указатель, строку формата, адреса областей памяти для записи данных:

      Возвращает количество удачно считанных данных или EOF. Пробелы, символы перехода на новую строку учитываются как разделители данных.

      Допустим, у нас есть файл содержащий такое описание объектов:

      Тогда, чтобы считать эти данные, мы можем написать такую программу:

      В данном случае объявляется структура и массив структур. Каждая строка из файла соответствует одному элементу массива; элемент массива представляет собой структуру, содержащую строковое и два числовых поля. За одну итерацию цикл считывает одну строку. Когда встречается конец файла fscanf() возвращает значение EOF и цикл завершается.

      fgets()

      Функция fgets() аналогична функции gets() и осуществляет построчный ввод из файла. Один вызов fgets() позволят прочитать одну строку. При этом можно прочитать не всю строку, а лишь ее часть от начала. Параметры fgets() выглядят таким образом:

      Такой вызов функции прочитает из файла, связанного с указателем myfile, одну строку текста полностью, если ее длина меньше 50 символов с учетом символа '\n', который функция также сохранит в массиве. Последним (50-ым) элементом массива str будет символ '\0', добавленный fgets() . Если строка окажется длиннее, то функция прочитает 49 символов и в конце запишет '\0'. В таком случае '\n' в считанной строке содержаться не будет.

      В этой программе в отличие от предыдущей данные считываются строка за строкой в массив arr. Когда считывается следующая строка, предыдущая теряется. Функция fgets() возвращает NULL в случае, если не может прочитать следующую строку.

      getc() или fgetc()

      Функция getc() или fgetc() (работает и то и другое) позволяет получить из файла очередной один символ.

      Приведенный в качестве примера код выводит данные из файла на экран.

      Запись в текстовый файл

      Также как и ввод, вывод в файл может быть различным.

      • Форматированный вывод. Функция fprintf ( файловый_указатель, строка_формата, переменные ) .
      • Посточный вывод. Функция fputs ( строка, файловый_указатель ) .
      • Посимвольный вывод. Функция fputc() или putc( символ, файловый_указатель ) .

      Ниже приводятся примеры кода, в которых используются три способа вывода данных в файл.

      Запись в каждую строку файла полей одной структуры:

      Построчный вывод в файл ( fputs() , в отличие от puts() сама не помещает в конце строки '\n'):

      Пример посимвольного вывода:

      Чтение из двоичного файла и запись в него

      С файлом можно работать не как с последовательностью символов, а как с последовательностью байтов. В принципе, с нетекстовыми файлами работать по-другому не возможно. Однако так можно читать и писать и в текстовые файлы. Преимущество такого способа доступа к файлу заключается в скорости чтения-записи: за одно обращение можно считать/записать существенный блок информации.

      При открытии файла для двоичного доступа, вторым параметром функции fopen() является строка "rb" или "wb".

      Тема о работе с двоичными файлами достаточно сложная, для ее изучения требуется отдельный урок. Здесь будут отмечены только особенности функций чтения-записи в файл, который рассматривается как поток байтов.

      Функции fread() и fwrite() принимают в качестве параметров:

      1. адрес области памяти, куда данные записываются или откуда считываются,
      2. размер одного данного какого-либо типа,
      3. количество считываемых данных указанного размера,
      4. файловый указатель.

      Эти функции возвращают количество успешно прочитанных или записанных данных. Т.е. можно "заказать" считывание 50 элементов данных, а получить только 10. Ошибки при этом не возникнет.

      Пример использования функций fread() и fwrite() :

      Здесь осуществляется попытка чтения из первого файла 50-ти символов. В n сохраняется количество реально считанных символов. Значение n может быть равно 50 или меньше. Данные помещаются в строку. То же самое происходит со вторым файлом. Далее первая строка присоединяется ко второй, и данные сбрасываются в третий файл.

      По мере усложнения ваших программ они будут сохранять и получать информацию, используя файлы. Если вы знакомы с файловыми манипуляциями в языке С, вы сможете использовать подобные методы и в C++. Кроме того, как вы узнаете из этого урока, C++ предоставляет набор классов файловых потоков, с помощью которых можно очень легко выполнять операции ввода и вывода (В/В) с файлами. К концу данного урока вы освоите следующие основные концепции:

      • Используя выходной файловый поток, вы можете писать информацию в файл с помощью оператора вставки (<<).
      • Используя входной файловый поток, вы можете читать хранимую в файле информацию с помощью оператора извлечения (>>).
      • Для открытия и закрытия файла вы используете методы файловых классов.
      • Для чтения и записи файловых данных вы можете использовать операторы вставки и извлечения, а также некоторые методы файловых классов.

      Многие программы, которые вы создадите в будущем, будут интенсивно использовать файлы. Выберите время для экспериментов с программами, представленными в данном уроке. И вы обнаружите, что в C++ выполнять файловые операции очень просто.

      ВЫВОД В ФАЙЛОВЫЙ ПОТОК

      Из урока 33 вы узнали, что cout представляет собой объект типа ostream(выходной поток). Используя класс ostream, ваши программы могут выполнять вывод в cout с использованием оператора вставки или различных методов класса, например cout.put. Заголовочный файлiostream.h определяет выходной поток cout. Аналогично, заголовочный файл f stream.h определяет класс выходного файлового потока с именемofstream. Используя объекты класса ofstream, ваши программы могут выполнять вывод в файл. Для начала вы должны объявить объект типаofstream, указав имя требуемого выходного файла как символьную строку, что показано ниже:

      Если вы указываете имя файла при объявлении объекта типа ofstream, C++ создаст новый файл на вашем диске, используя указанное имя, или перезапишет файл с таким же именем, если он уже существует на вашем диске Следующая программа OUT_FILE.CPP создает объект типа ofstreamи затем использует оператор вставки для вывода нескольких строк текста в файл BOOKINFO.DAT:

      В данном случае программа открывает файл BOOKINFO.DAT и затем записывает три строки в файл, используя оператор вставки. Откомпилируйте и запустите эту программу. Если вы работаете в среде MS-DOS, можете использовать команду TYPE для вывода содержимого этого файла на экран:

      С:\> TYPE BOOKINFO.DAT <ENTER>

      Учимся программировать на языке C++, Вторая редакция

      Jamsa Press

      $22.95

      Как видите, в C++ достаточно просто выполнить операцию вывода в файл.

      ЧТЕНИЕ ИЗ ВХОДНОГО ФАЙЛОВОГО ПОТОКА

      Только что вы узнали, что, используя класс ofstream, ваши программы могут быстро выполнить операции вывода в файл. Подобным образом ваши программы могут выполнить операции ввода из файла, используя объекты типа ifstream. Опять же, вы просто создаете объект, передавая ему в качестве параметра требуемое имя файла:

      Следующая программа FILE_IN.CPP открывает файл BOOKINFO.DAT, который вы создали с помощью предыдущей программы, и читает, а затем отображает первые три элемента файла:

      Если вы откомпилируете и запустите эту программу, то, вероятно, предположите, что она отобразит первые три строки файла. Однако, подобно cin, входные файловые потоки используют пустые символы, чтобы определить, где заканчивается одно значение и начинается другое. В результате при запуске предыдущей программы на дисплее появится следующий вывод:

      Чтение целой строки файлового ввода

      Из урока 33 вы узнали, что ваши программы могут использовать cin.getlineдля чтения целой строки с клавиатуры. Подобным образом объекты типаifstream могут использовать getline для чтения строки файлового ввода. Следующая программа FILELINE.CPP использует функцию getline для чтения всех трех строк файла BOOKINFO.DAT:

      В данном случае программа успешно читает содержимое файла, потому что она знает, что файл содержит три строки. Однако во многих случаях ваша программа не будет знать, сколько строк содержится в файле. В таких случаях ваши программы будут просто продолжать чтение содержимого файла пока не встретят конец файла.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦА ФАЙЛА

      Обычной файловой операцией в ваших программах является чтение содержимого файла, пока не встретится конец файла. Чтобы определить конец файла, ваши программы могут использовать функцию еоf потокового объекта. Эта функция возвращает значение 0, если конец файла еще не встретился, и 1, если встретился конец файла. Используя цикл while, ваши программы могут непрерывно читать содержимое файла, пока не найдут конец файла, как показано ниже:

      В данном случае программа будет продолжать выполнять цикл, пока функция eof возвращает ложь (0). Следующая программа TEST_EOF.CPP использует функцию eof для чтения содержимого файла BOOKINFO.DAT, пока не достигнет конца файла:

      Аналогично, следующая программа WORD_EOF.CPP читает содержимое файла по одному слову за один раз, пока не встретится конец файла:

      И наконец, следующая программа CHAR_EOF.CPP читает содержимое файла по одному символу за один раз, используя функцию get, пока не встретит конец файла:

      ПРОВЕРКА ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФАЙЛОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

      Программы, представленные до настоящего момента, предполагали, что во время файловых операций В/В не происходят ошибки. К сожалению, это сбывается не всегда. Например, если вы открываете файл для ввода, ваши программы должны проверить, что файл существует. Аналогично, если ваша программа пишет данные в файл, вам необходимо убедиться, что операция прошла успешно (к примеру, отсутствие места на диске, скорее всего, помешает записи данных). Чтобы помочь вашим программам следить за ошибками, вы можете использовать функцию fail файлового объекта. Если в процессе файловой операции ошибок не было, функция возвратит ложь (0). Однако, если встретилась ошибка, функция fail возвратит истину. Например, если программа открывает файл, ей следует использовать функцию fail, чтобы определить, произошла ли ошибка, как это показано ниже:

      Таким образом, программы должны убедиться, что операции чтения и записи прошли успешно. Следующая программа TEST_ALL.CPP использует функцию fail для проверки различных ошибочных ситуаций:

      ЗАКРЫТИЕ ФАЙЛА, ЕСЛИ ОН БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН

      При завершении вашей программы операционная система закроет открытые ею файлы. Однако, как правило, если вашей программе файл больше не нужен, она должна его закрыть. Для закрытия файла ваша программа должна использовать функцию close, как показано ниже:

      Когда вы закрываете файл, все данные, которые ваша программа писала в этот файл, сбрасываются на диск, и обновляется запись каталога для этого файла.

      УПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫТИЕМ ФАЙЛА

      В примерах программ, представленных в данном уроке, файловые операции ввода и вывода выполнялись с начала файла. Однако, когда вы записываете данные в выходной файл, вероятно, вы захотите, чтобы программа добавляла информацию в конец существующего файла. Для открытия файла в режиме добавления вы должны при его открытии указать второй параметр, как показано ниже:

      В данном случае параметр ios::app указывает режим открытия файла. По мере усложнения ваших программ они будут использовать сочетание значений для режима открытия файла, которые перечислены в табл. 34.

      Таблица 34. Значения режимов открытия.

      Следующая операция открытия файла открывает файл для вывода, используя режим ios::noreplace, чтобы предотвратить перезапись существующего файла:

      ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ЧТЕНИЯ И ЗАПИСИ

      Все программы, представленные в данном уроке, выполняли файловые операции над символьными строками. По мере усложнения ваших программ, возможно, вам понадобится читать и писать массивы и структуры. Для этого ваши программы могут использовать функции readи write. При использовании функций read и write вы должны указать буфер данных, в который данные будут читаться или из которого они будут записываться, а также длину буфера в байтах, как показано ниже:

      input_file.read(buffer, sizeof(buffer)) ;
      output_file.write(buffer, sizeof(buffer));

      Например, следующая программа STRU_OUT.CPP использует функциюwrite для вывода содержимого структуры в файл EMPLOYEE.DAT:

      Функция write обычно получает указатель на символьную строку. Символы (char *) представляют собой оператор приведения типов, который информирует компилятор, что вы передаете указатель на другой тип. Подобным образом следующая программа STRU_IN.CPP использует метод read для чтения из файла информации о служащем:

      ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

      По мере усложнения ваших программ вы регулярно будете использовать файловые операции. Выберите время для экспериментов с программами, представленными в этом уроке. Из урока 35 вы узнаете, как улучшить производительность ваших программ с использованием встроенных функций. Прежде чем перейти к уроку 35, убедитесь, что вы изучили следующее:

      Читайте также: