Как компьютер может помочь при подготовке и защите проекта

Обновлено: 01.07.2024

Проект – комплексная самостоятельная работа, выполняемая слушателем в период прохождения курсов повышения квалификации, имеющая теоретическое обоснование и видение практической реализации инновационной идеи.

Проект должен способствовать углублению и обобщению знаний, полученных слушателями в период повышения квалификации и применению этих знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Практическая реализация проекта предполагается в послекурсовой период в реальной профессиональной деятельности педагогического работника.

Слушателям курсов ПК предоставляется право выбора темы проектов из предложенного перечня. Слушатель может выбрать свою тему при наличии необходимого обоснования целесообразности ее разработки.

Тематика проектов может быть рассчитана как на индивидуальную, так и групповую форму (не более 5-ти человек) работы.

Этапы работы над проектом

Сроки реализации Этапы работы

1-3 день Подготовительный (поисковый)этап:

• определение тематического поля и темы проекта;

• поиск и анализ проблемы;

• постановка цели, задач;

• формирование основных проблем.

4-5 день Аналитический этап:

• сбор и систематизация информации в рамках проекта;

• поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности;

• анализ ресурсов (кадровых, технических, экономических, др.);

• составление плана реализации проекта;

• пошаговое планирование проектировочных работ.

1-3 день Практический этап:

• реализация плана проектной деятельности;

• текущий контроль качества работ в процессе реализации проекта;

• внесение (при необходимости) изменений в планирование проекта.

• подготовка презентационных материалов;

• презентация проектов;

• изучение возможностей использования результатов проекта (ожидаемых результатов, подготовка методической продукции, обобщение опыта, публикация.

• анализ результатов выполнения проекта;

• оценка качества выполнения проекта.

За 2 дня до завершения курсов проект представляется слушателем куратору группы, который принимает решение о допуске его к защите.

Защита проекта является формой проверки выполнения проекта и предполагает всестороннее обоснование слушателем предложенных им решений профессиональных проблем. Защита проводится публично в присутствии слушателей, при участии руководителя.

Проект оценивается дифференцированной оценкой.

Структура курсового проекта

Содержание (по списку, с указанием страниц)

• Краткое обоснование проекта.

• Цель и задачи проекта.

Основное содержание проекта

• Теоретическое обоснование проблемы.

• Описание продукта проектирования.

• Планирование деятельности по созданию продукта (комплекс задач и виды работ по созданию продукта, этапы, ресурсы).

• Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта.

• Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта (материальные, технические, кадровые ресурсы).

• Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта.

Список используемых источников, включая Интернет-источники, оформляется в алфавитном порядке.

Приложение (при наличии).

Комментарии к отдельным разделам проекта

Краткое обоснование проекта. Анализируется текущее состояние дел на данный момент в той области, к которой относится проект. Как правило, оно характеризуется целым рядом проблем – противоречий между должным и реальным. Желательно, чтобы текущая ситуация была представлена в цифрах и фактах.

Идея проектав целом представляет ответ на вопрос: что можно сделать для снятия проблемы или уменьшения ее напряженности? Идея проекта, как правило, базируется на определенных теоретических положениях, концепциях, научно-методических рекомендациях, передовом опыте, которые следует кратко охарактеризовать.

Идея проекта должна носить инновационный характер, т. е. она должна предполагать создание чего-то нового, что поможет решению проблемы.

Обоснование проекта должно подтверждать актуальность проекта, его соответствие тенденциям развития данной сферы деятельности.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта – это его результат, на достижение которого направлены усилия разработчиков проекта. Для того чтобы поставить цель проекта, необходимо начать с определения того конечного результата, который должен быть получен.

Формулировка цели должна начинаться с отглагольного существительного – совершенствование, обновление, оказание, развитие, освоение, отработка и т. п.

Задачи проекта - основные способы, пути достижения цели проекта. Они определяют содержание работы.

Описание продукта проекта. В самом общем виде это ответ на вопрос,каким будет продукт: модель, структура, алгоритм, система и др.

Планирование деятельности по реализации проекта:

• Определяется последовательность выполнения проекта, его этапы.

• Для каждого этапа определяется его продолжительность, состав работ, последовательность выполнения, требуемые ресурсы.

• Указываются ожидаемые результаты дальнейшего внедрения продукта.

Возможна следующая форма плана:

их временные рамки Основное содержание работы

Критерии оценки проектной работы

Критерии оценки проектной работы:

Понимает проблему 1

Объясняет выбор проблемы 1

Назвал противоречие на основе анализа ситуации 1

Назвал причины существования проблемы 1

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины 1

Формулирует и понимает цель 1

Задачи соответствуют цели 1

Предложил способ убедиться в достижении цели 1

Предложил способы решения проблемы 1

Предложил стратегию 1

Рассказал о работе над проектом 1

Определил последовательность действий 1

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы 1

Обосновал ресурсы 1

Спланировал текущий контроль 1

1.4 Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым 1

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу 1

Предложил критерии для оценки продукта 1

Оценил продукт в соответствии с критериями 1

Предложил систему критериев 1

1.5 Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт 1

Рассказал, как будет использовать продукт 1

Обосновал потребителей и области использования продукта 1

Дал рекомендации по использованию продукта 1

Спланировал продвижение или указал границы применения продукта 1

1.6 Публичная защита

логичность выступления 1

использование теоретических и практических знаний полученных на курсах ПК в проекте 1

качество презентационного материала 1

креативность проекта 1

ораторские способности слушателя 1

Максимальное количество баллов по проекту 30 баллов.

Перевод сумм баллов за работув традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:

- оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше;

- оценка «4»(хорошо) соответствует сумме баллов от 71% до 84%;

- оценка «3» (удовлетворительно) соответствует сумме баллов от 50% до 70%

Работа, сумма баллов которой менее 50%, оценивается как неудовлетворительная.

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) № п/п Мероприятие Примерные сроки Ответственные 1 Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС 9.09.2013 Заведующий МАДОО 2 Разработка.

В современное время разрабатываются но- вые образовательные технологии, которые построены на исследовательском поиске учащихся. В учебно-воспитательном про- цессе все шире используется проектная де- ятельность, которая является способом активизации учебно-познавательной дея- тельности школьников. Известно, что ис- следование обладает широким спектром воспитательных возможностей. Кроме того, составление проектов формирует учебную деятельность, умение добывать знания, пе- рерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану и ре- шать задачи. Проектная деятельность также развивает внимание, наблюдательность, па- мять и культуру речи. Самое главное, в ходе выполнения проектов у учеников развива- ется интерес к исследовательской деятель- ности и материалу, который они изучают.

Проектную деятельность можно ис- пользовать и как способ развития интереса к своему краю, месту, в котором мы живем.

Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер. У мо- их учеников сформированы первоначаль- ные навыки работы с ним, так как они изу- чают предмет «информатика», а кабинет ос- нащен компьютером, интерактивной дос- кой и сканером.

Ученикам понравилось предложение собрать интересную информацию о нашем крае, сделать презентацию и показать ее на экране интерактивной доски.

В кабинете был оформлен «Уголок про- ектов», состоящий из нескольких разделов: этапы работы над проектом; виды учебных исследований; критерии оценивания; где собирать информацию; кто может помочь; формы презентации; виды продукта.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы (заглавия) проекта.

2. Определение цели работы.

3. Формулирование гипотезы (предло- жения).

4. Определение задач, которые помогут достичь цели.

5. Составление плана работы.

1. Поиск и изучение литературы по теме работы.

2. Подбор материалов.

3. Выполнение собственных исследова- ний.

4. Подготовка вывод по проделанной ра- боте.

5. Оформление работы.

Представление результатов проекта, за- щита проекта.

Виды учебных исследований

I. По количеству участников:

а) индивидуальные (самостоятельные); б) групповые;

II. По месту проявления:

а) краткосрочные; б) долговременные.

а) предметные; б) свободные.

Качество выполнения работы по теме; самостоятельность работы над проек-

артистизм и выразительность выступле- ния;

умение отвечать на вопросы; убедительность презентации. Где собирать информацию В книгах;

в энциклопедиях, справочниках;

спрашивать у окружающих; в Интернете;

в созданных папках компьютера в классе.

Кто может помочь?

демонстрация видеофильма; демонстрация мультфильма; научная конференция; телепередача;

отчет по проделанной работе.

Виды продукта Атлас; видеофильм; мультфильм; газета;

журнал; коллекция; публикация; справочник; программа; книга.

После проведения бесед по анализу ин- формации, представленной на стенде, и зна- комства с проектами других учеников, стало ясно, что учащиеся имеют представление о работе над проектом. Тогда им были пред- ложены темы краеведческой направленнос- ти, которых было больше, чем учеников в классе. Это обеспечило школьникам воз- можность выбора. Приведем примеры тем проектов: «Праздники северных народов»,

«Жилище северных народов», «Азбука жи- вотных нашего края», «Растения нашего края», «Рыбы нашего края», «Советы моей бабушки», «Лекарственные растения наше- го края», «Зима в нашем крае», «Игры наро- дов Севера», «Домашние животные нашего поселка» и др. После бурного обсуждения тем ученики сделали свой выбор.

Для того чтобы помочь учащимся по- нять проблемную ситуацию, заданную те- мой, для каждого участника проекта был оформлен лист планирования самостоя- тельной деятельности, где указывались его фамилия и имя, тема проекта и его осново- полагающий вопрос, проблемные вопросы, этапы работы и виды исследовательской деятельности, а также возможные источни- ки информации.

Ученики были нацелены на то, что всю собранную информацию они будут поме- щать в компьютер, находящийся в классе. Для этого на его рабочем столе для каждого ученика была создана своя папка. В ходе накопления информации она заполнялась фотографиями, текстами, различными ил- люстрациями.

Неоценимую помощь в составлении проектов оказывали родители, которым бы- ли отправлены памятки по работе над про- ектами.

Длительность выполнения проектов бы- ла ограничена тремя неделями. Когда уче- ники подобрали материал, то встал вопрос о форме защиты проекта. Один ученик ре- шил сделать мультфильм. Он очень любит лепить из пластилина, а у нас уже был кол- лективный опыт выполнения мультфиль- ма, когда школьники лепили пластилино- вые фигурки, а затем с помощью видеока- меры делали серию кадров, снимая движе- ния фигур. В итоге формой предъявления проекта о животных народов Севера стал мультфильм. Некоторые ученики с по- мощью компьютера красочно оформили проекты и выпустили сборники и альбомы. Многие учащиеся решили сделать презен- тацию слайдов через компьютер. Остано- вимся на том, как проходила работа по под- готовке презентации.

Ученики узнали, что для создания слайдов надо с помощью кнопки «Пуск» вызвать инструмент Microsoft Office — PowerPoint. В появившемся окне есть ра- бочая область, где показан первый титуль- ный слайд. Здесь они разместили название проекта, фамилию и имя его автора, затем выбирали общий фон, работая с Дизайном слайда. Следующий слайд создали, поль- зуясь «иконкой» в левой части окна. На панели есть команда Создать слайд, на нее щелкали мышкой, и появлялся второй слайд. Ученики размещали здесь необхо- димый текст. Если они хотели вставить фотографию или картинку из файла, то выбирали соответствующий вариант из раздела Макеты текста и содержимого, щелкали мышкой в области соответствую- щих полей слайда. В поле, где должна раз- меститься фотография, программа предла- гала графическое меню, позволяющее

анимации доставили наибольшее удоволь- ствие школьникам.

Конечно, не у всех учащихся получалось все сразу, но они познакомились с основны- ми приемами создания презентации, а рабо- та над слайдами вызвала у них большой ин- терес.

Однако в течение всей работы над про- ектом необходимо помнить о его содержа- нии, постоянно спрашивая учеников: «Что ты узнал о нашем крае? Удалось ли тебе ре- шить проблемный вопрос? Что ты будешь делать дальше для улучшения проекта?»

В ходе подготовки проекта к презента- ции школьники готовили небольшие выс- тупления с рассказом о своем проекте. Они старались составить его так, чтобы слуша- телям было интересно, отмечали, что у них получилось, какие материалы использова- лись, где искали информацию, кто помогал, соответствует ли выбранная тема исследо- ванию.

На защиту проекта были приглашены родители и гости. Ученики с гордостью де- монстрировали свое умение показывать презентацию на компьютере.

Под проектом в образовательной области понимается творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Впервые метод проектов в образовании был предложен американскими педагогами в конце XIX в. и рассматривался ими как способ обучения решению практических задач и возникающих при этом проблем.

В середине 90-х годов прошлого века российские педагоги вновь обратились к методу проектов как одному из способов обучения, позволяющему реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки ее к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проекты можно разделить по числу участников на индивидуальные и групповые, по продолжительности работы - на краткосрочные, выполняемые на одном или нескольких занятиях, и долгосрочные, рассчитанные на полугодие, год и даже более длительный срок.

Работать над проектом учащиеся могут на стандартных уроках, занятиях по проектной деятельности, уроках-экскурсиях, уроках-конференциях, интегрированных или бинарных уроках, на факультативных занятиях, кружках и т.д. Особенностью проектного метода обучения является реализация межпредметных связей. Наиболее эффективны, с этой точки зрения, интегрированные уроки, т.е. такая форма организации уроков, при которой достигаются цели и реализуются задачи по двум и более предметам.

Основная работа над проектом “Мы рисуем сказки” велась на уроках литературы, МХК. Полученные на этих уроках знания использовались учащимися в дальнейшей работе над проектом на занятиях кружка.

Работу над проектом можно представить в виде алгоритма (рисунок 1).


Рис. 1. Блок-схема алгоритма выполнения проекта

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта и др.. С помощью компьютерных программных средств (системы поиска Интернета, электронные информационно-спровочные системы, электронные учебные пособия) получили для проекта, информацию о народных костюмах, об орнаментах, которые их украшают, об русских народных сказках, их героях.

При моделировании объектов использовался графический редактор Paint. А саму сказку составили и реализовали с помощью программы подготовки презентации PowerPoint. С помощью системы звукозапись сказку озвучили по ролям.

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом. Так, например, работая над данным проектом, учителю информатики, пришлось пополнять свои знания в области создания композиции, создания орнамента, графического изображения человека и т.д.

Работа над проектом – “Мы рисуем сказки”.

Проект, выполнялся индивидуально, учащимися 5-го класса на кружке компьютерной графики (первый год обучения).

  1. Волшебная правда вымышленных историй. Герои сказки.
  2. Русский костюм. История создания орнамента.
  3. Мультфильм “Маша и Медведь”, созданный с помощью программы PowerPoint.

Главная часть проекта – мультфильм. Идея его создания родилась на занятиях кружка компьютерной графики в процессе рисования кукол и зверей. На его выполнение была затрачена 4 четверть. При организации проектной деятельности были поставлены цели – соединить традиции и современность, научить применять информационные технологии для создания мультфильма. В результате работы над проектом ребята познакомились с историей русского народного костюма, русскими народными сказками, научились рисовать с помощью компьютера. Машеньку и ее подружек одели в русский народный костюм – сарафан, на котором нарисовали национальные орнаменты. Фон слайдов – русский лес.

Этапы разработки мультфильма.

I. Теоретический этап.

  • Выбор сказки.
  • Выделить главных героев.
  • Выбор сюжетных линий. Придумать сценарный план мультфильма.
  • Проработать образы героев на листе бумаги для каждого сюжета.
  • Для каждого слайда придумать фоновую картинку.
  • Распределить местонахождения отдельных элементов на слайде (например: дом, деревья, речка и т.д).
  • Определить в какой последовательности будут меняться сюжеты.

II. Практический этап.

1. В Paint нарисовать героев для разных сюжетов в разных фазах движения (рис. 2).


Рис. 2. Главные герои

2. Выбрать размер компьютерного листа (меню Рисунок – Атрибуты). Нарисовать сюжеты.

3. В PowerPoint создать количество слайдов по количеству сюжетов.

4. Вставить в слайд картинку, сделав ее фоновой.

5. Разместить на слайде героев и настроить анимацию.

6. Настроить смену слайдов

III. Звуковой этап.

1. Из текста сказки выбрать слова для озвучивания.

2. Записать звуковой файл с текстом сказки с помощью программы Звукозапись .

3. Вставить фоновую музыку.

IV. Демонстрация сказки.

Созданный мультфильм был продемонстрирован родителям, учителям информатики, литературы, рисования на заседаниях кафедр. Проект получил положительный отзыв как новая интересная работа, связанная с изучением русских народных сказок, истории русского костюма, художественной культуры, компьютерных программ. У нас появилась цель – изучить и создать анимационные мультфильмы с помощью анимационных программ.

Анастасия Позднякова про учебу с радостью

Анастасия Позднякова про учебу с радостью

Анастасия Позднякова про учебу с радостью запись закреплена

Итоговый индивидуальный проект выполняют школьники в школах, работающих по ФГОС.

Во многих школах Санкт-Петербурга и в других регионах России защита итогового проекта и зачет по нему является допуском к ОГЭ (наряду с итоговым собеседованием) и ЕГЭ (наряду с итоговым сочинением) и аттестацией по всем предметам.

Паспорт проекта 1-2 листа формата А4.
Папка с проектом, где собраны все исследования, опросы, теоретическая часть, статистика, аналитика, картинки, чертежи, схемы и т.д.
Объем зависит от конкретной темы проекта, в среднем 10-20 листов формата А4.
Продукт проекта (конечный результат, что-то практически реализованное - макет страницы сайта, видеоролик, тест, квест, музыкальное произведение, танец, развлекательная программа, электронная книга, газета, брошюра и т.д.)
Презентация о проекте и речь на 10 минут для защиты итогового проекта.

По ФГОС школьник должен делать итоговый проект самостоятельно, показывая, как он может самостоятельно освоить интересную ему область знаний.

За организацию проектной деятельности в школе отвечает либо завуч, либо руководитель ресурсного центра, либо педагог-организатор.

По нашим наблюдениям и отзывам родителей и учеников проектная деятельность организована в школах по-разному.

Есть несколько вариантов:
1. Занятий по проектной деятельности нет. Администрация школы говорит, что у них нет опыта в проектной деятельности. Есть информация, что надо будет что-то делать, но что неизвестно. Информации на сайте школы нет.
Объясняющих документов нет.
Проектами занимаются родители и школьники.

2. Занятий по проектной деятельности нет, но есть информация на сайте школы, есть Положение об итоговом проекте, где все описано. Родителей и детей уведомили о том, что надо делать проект, когда защита, и критерии оценки.
Проектами занимаются руководители проектов, школьники и родители.

3. Есть консультации руководителей проектов, есть Положение об итоговом проекте, есть темы проектов, которые можно выбрать. Руководитель проекта помогает школьнику сделать проект.

4. Есть доп.занятия по проектной деятельности один раз в неделю, есть руководитель проекта, есть темы проектов, которые можно выбрать. Есть информация о проектах на сайте, есть объясняющие материалы, как делать проект.
Руководитель проекта и преподаватель по проектной деятельности помогает школьнику делать проект.

Читайте также: